23.06.2011 47870

Понятие милосердия и сущность милосердия медицинской сестры (статья)

 

Проблема воспитания милосердной личности, способной к сопереживанию, умеющей чувствовать беду других людей и готовой проявлять деятельное участие в их судьбе с давних времён занимала центральное место в истории педагогики и философии. Мыслители прошлого относили милосердие к наиболее важным качествам человека, а проповедь милосердия нашла отражение во многих мировых религиозных и философских учениях.

Основные подходы к пониманию «милосердия» формировались в нескольких направлениях: одни философы рассматривали милосердие как задачу нравственного воспитания, другие - как социальную ценность, третьи обращали внимание на процесс воспитания милосердия. Мы будем рассматривать существующие подходы параллельно, руководствуясь принципами историко-культурного описания различных периодов развития философии.

С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. Так, например, китайский философ Конфуций, которого по праву считают создателем одной из первых гармоничных философских концепций, рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. По Конфуцию идеально воспитанный человек («благородный муж») должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. В конфуцианстве человеколюбие -жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Известны афоризмы Конфуция, подтверждающие его концепцию, где высшей ценностью считается милосердие и гуманизм («Не делай другому того, чего не пожелаешь себе» и др.). Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока.

В античной философии, несмотря на всё разнообразие воззрений мыслителей того периода, в контексте изучаемого понятия отмечается нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное: естественное понимание смысла человеческой жизни, отражение духовных исканий, оптимистическое восприятие мира. Так древнегреческая цивилизация дала обществу немало превосходных философов в концепциях, которых отражены важные мысли о нравственности и милосердии. Требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики. Оно тесно связано с идеологией, основанной на идее равенства людей и сформулированным Фалесом «золотым правилом» нравственности. Далее идея меры была обоснована Пифагором и Гераклитом. Пифагор составил своеобразный свод правил нравственного поведения, расшифровать конкретное содержание которых представлялось достаточно сложно (правило «уважай закон» означало например, уважение к родителям, сдержанность и немногословие). Тема самоограничения человеком своих потребностей звучит у Пифагора как следование нравственному императиву, предполагающему выполнение требований самоограничения и соблюдения меры во всём.

Понимание «справедливости» как «равного воздаяния», тождественного равенству приводит к формулировке диалектического противоречия между «божественным опытом» прошлого и реальной социальной практикой. Снятие этого противоречия происходит посредством системы предписаний, навязываемой человеку и направленной против существующих моральных установок.

Гераклит в своем понятии о логосе, который является основой мироздания, представляет человека как гармонию, т.е. тождественность субъективности и окружающего мира. Идея об относительном тождестве противоположностей и свойств позволила Гераклиту и софистам сделать вывод о произвольном характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой - об объективности человеческого знания. Философ высказал идеи об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека («всем людям дано познавать себя и быть целомудренными»).

Социальные и нравственные проблемы занимают большое место и в этике Демокрита, считавшего целью жизни человека хорошее расположение духа - эвтюмию, которая не тождественна с чувственным наслаждением и означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Согласно его учению, необходимым условием сохранения демократии являются нравственные качества граждан, создающиеся воспитанием, в результате которого человек овладевает тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». В философской концепции Демокрита мы находим учение о добродетелях. Добродетели, или нравственно справедливая деятельность - это способ достижения высшего блага, конечной цели жизни, а наивысшая добродетель - безмятежная мудрость. Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль.

Общей чертой учений софистов был принцип постоянной изменчивости действительности, отрицания относительной устойчивости вещей и явлений, нашедший классическое выражение в положении Протагора: «человек - мера всех вещей». Моральным нормам придаётся относительный, полностью условный и изменчивый характер, указывается на их прямую зависимость от особенностей исторического развития общества. Софисты направили свои этические исследования на проблему воспитания добродетели. Прямо или косвенно отрицая существование богов, они верили в способность самосовершенствования, созидающую сущность человека и большие возможности воспитания.

В педагогических суждениях Сократа основным является тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование, самопознание, в результате чего на первый план выдвигается вопрос о социальной ответственности человека за свои поступки. По Сократу человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведёт к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ рассматривает мораль как ценностный смысл поступков человека, а путь для проявления способностей видит в самопознании, отождествляя тем самым знание и добродетель: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может, а чего он не может».

 Ученики Сократа во главу угла нравственного воспитания ставили формирование чувства справедливости (Ксенофонт) и развитие привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага (Антисфен).

Философское учение Платона почти всё пронизано этическими проблемами, в его диалогах рассматриваются такие вопросы как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Индивидуальная добродетель и общественная справедливость - это два полюса мысли Платона между которыми он пытается найти согласование. В трактате «Законы» даётся строжайшая регламентация индивидуальной и социальной жизни человека, призванная восстановить гармонию между личным благом и мировым законом. В диалоге «Горгий» Платон воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающееся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения в отличие от христианского аскетизма.

Аристотель в свою очередь классифицирует добродетели, выделяя в отдельный вид добродетели нравственные, приобретаемые человеком в процессе жизни: «природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности». «Добродетели также свойственно благодетельствовать тем, кто этого достоин, и любить добрых, не карать, не мстить, но миловать, благоволить и снисходить. Добродетели сопутствует доброта, порядочность, совестливость, надежда на лучшее, признательность, равно как любовь к домашним, друзьям, товарищам, чужеземцам, а также человеколюбие и любовь к красоте». Само понимание добродетелей у Аристотеля предстаёт как сочетание щедрости и умеренности, как искусство правильной жизни. Согласно Аристотелю государство требует от гражданина определённых добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу. Идея справедливости занимает исключительное место в учении философа: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Таким образом, в античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств:

– сдержанность, немногословие и самоограничение;

– мера в удовольствиях и поведении;

– стыд и долг;

– социальная ответственность человека за свои поступки;

– привычка преодолевать трудности и лишения;

– сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни;

– доброта и забота об окружающих.

Милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения.

Средневековая философия находилась под влиянием христианства в связи с чем, философские учения мыслителей этого периода пропитаны идеей самосовершенствования человека, воплощенной в образе Христа. В христианстве милосердие приобретает этически особое значение как одна из трёх - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей.

Добродетельным представляется человек, чей образ жизни соответствует заповедям бога: «Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избегания зла» (Фома Аквинский). Христианство предоставляет человеку свободу нравственного выбора, подразумевая выбор между добром и злом, отказ от земных радостей и в некотором смысле от себя самого. Образ Иисуса Христа олицетворяет собой источник и эталон милосердия, которое понимается как инициативное чувство и активное действие. В милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека: в милосердии человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако милосердие - не только средство в процессе самосовершенствования, но и его содержание. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся, скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования, в милосердии человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого.

Наиболее интенсивными нравственные поиски были в эпоху Возрождения. В это время при определении нравственности и милосердия наиболее часто упоминается слово «добродетель». Добродетель была и совокупностью высоких нравственных качеств в человеке, и образом его поведения и действия. Её понимали всегда как активную, проявляющуюся в поступках и обращенную к людям: «Истинная хвала всякой добродетели заключена в действии», - говорил Пальмиери. Идеи общего блага, законности, справедливости, свободы имели сильную этическую окраску. «Нет ничего ужаснее, чем не взволноваться несчастьями других, нет ничего несправедливее, чем не сострадать чужому горю, нет ничего более несвойственного человеку, чем не проявлять по отношению к другим гуманность», - так рассматривал взаимоотношения людей Маффео Веджо. Отличительная черта эпохи Возрождения - гражданский гуманизм, в этике которого моральным критерием было благо общества; стремление действовать во имя него наполняло смыслом любой человеческий поступок; служение обществу ставилось, таким образом, нравственным долгом человека; путём воспитания и самовоспитания он приходил к осознанию этого долга и формировал в себе необходимые для этого качества. Гуманисты верили в силу воспитания и нравственное самосовершенствование.

Идеи человеколюбия, сострадания, терпения активно развивались в Новое время и в эпоху Просвещения. Джон Локк, рассматривая вопрос о природе моральных принципов, утверждал: «добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы». В благоразумном и благочестивом сознании, по его мнению, в конечном счете, достигается гармония между личными и общественными интересами. Любопытной представляется также идея Д. Юма об альтруистическом чувстве общечеловеческой «симпатии», которое призвано умерить крайности индивидуализма и стимулировать объединение людей на основе массового сопереживания и сочувствия.

Французский просветитель Ж.Ж. Руссо считал, что люди становятся счастливыми, если умеют сочувствовать и помогать другим. Среди всех нравственных качеств он провозглашает природную доброту человека, с учётом которой разрабатывает собственную концепцию нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. В произведении «Эмиль» Руссо делает попытку выделить основные периоды в жизни человека, обозначив задачи нравственного воспитания для каждого из них. По мнению просветителя с 15 до 25 лет заканчивается формирование морального облика людей, а нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в человеке добрые чувства, волю, сострадание и человеколюбие.

Наряду с Ж.Ж Руссо идеи доброты, любви к людям, сострадания и терпимости как условия духовного развития каждой личности высказывали также многие известные педагоги прошлого: Я..А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др.

Интересными представляются также нравственные учения представителей немецкой классической философии. Кант основным законом этики провозгласил формальное внутреннее повеление - категорический императив, при этом он стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если совершается единственно из уважения к нравственному закону: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству ив своём лице и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки.

Л. Фейербах из всех человеческих чувств выделял чувство любви, имея ввиду нравственную любовь. Сосредоточившись на человеке и на его чувствах дружбы и любви, мыслитель стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Учение Фейербаха о нравственности исходит из единства «Я» и «Ты». Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли влечёт за собой сознание нравственного долга, поскольку «Я» не может быть ни счастливым, ни вообще существовать без «Ты». Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого единения.

Анализируя наследие русской философии, мы находим ответы на вопросы о вечных социальных, нравственных и общемировоззренческих ценностях, основания подлинного национального достоинства и гордости. Главная ее тема - человек, его внутренний мир, жизненные пути, духовные устремления, терпение, сострадание и человеколюбие, обусловленные особенностями русской души. Христианская идея средневековой Руси признавала ценность человека как созданного по образу и подобию Бога. В этот период были созданы бесценные произведения, содержащие в себе каноны нравственного поведения человека. «Поучение Владимира Мономаха» заключает в себе педагогическое наставление потомкам: «Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете, по силе кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». В «Домострое» выражается идеал средневекового воспитания, основанного на принципах полного подчинения младших старшим. Особое значение среди таких добродетелей как терпеливость к невзгодам, смиренное благочестие, придается милосердию, под которым понимается, в первую очередь, умение заботиться о маломощных и нуждающихся: «вглядись в их беду и страдания, во все нужды, и помогай, как сможешь, не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь». В более поздний период известный общественный деятель и педагог И.И. Бецкой стремился вырастить «новую породу людей» посредством нравственного воспитания, а наиболее важными качествами воспитанников считал учтивость, сострадательность к бедным и несчастным.

Л.Н. Толстой основу милосердного отношения к человеку определял как любовь, которая является основополагающим и единственным нравственным законом. Мыслитель использует понятие «любовь» для объяснения нравственного становления индивида, его стремления к ценностям* понимаемым как сублимация страстей, влечений, «телесных похотей», т.е путем нравственно ориентированной деятельности. В учении Л.Н. Толстого любовь - это деятельность добра, средство самореализации духовной сущности человека, способ истинной жизни. Любовь проявляется в человеке двояко: через любовное, братское отношение к другим людям и правильное отношение к себе.

Заботу о чистоте своей души не следует отождествлять с эгоизмом, так как подобная забота является основой для доброго, любовного отношения к другим людям. По мнению Л. Н. Толстого, нравственное отношение к себе влечет за собой нравственное отношение ко всем остальным людям. Он считал, что жизнь для себя вызывает страдания, стоит начать жить для других и страдания облегчаются, и получается высшее благо - любовь людей. Одной из ведущих тем нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого является идея ненасилия, в основе которой лежит пробуждение жалости и милосердия к людям, осознание человеком своего единства со всем миром.

Русские философы: Н.А. Бердяев, В.С Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк рассматривали милосердие, опираясь на христианскую точку зрения, видя высший нравственный идеал человека в образе Иисуса Христа.

Феноменологическая концепция морали В. С. Соловьева, показывает, что он исходил из трех главных нравственных чувств: стыда, жалости и благоговения, которые считал непосредственно данными и не требующими никаких дополнительных обоснований. Согласно его теории, стыд выступает в качестве первично-экзистенциального акта отношения человека к миру, к другим и к себе, идеального влечения к нравственному совершенствованию и духовному преображению. Чувство жалости в учении B.C. Соловьева, предполагает признание самоценности каждого индивида. Чувство благоговения формирует деятельную веру человека в силу Добра и прогресс морального миропорядка.

Н.А.Бердяев как источник милосердия выделяет любовь к людям, подчеркивая значимость альтруистической потребности в помощи окружающим.

Проанализировав духовные искания мыслителей прошлого можно отметить, что идеи милосердия, помощи ближнему находят своё отражение практически во всех философских концепциях в разные периоды развития общества. Большинство этических учений в качестве основополагающих рассматривают вопросы самосовершенствования человека, проявляющееся в стремлении к Богу, в любви, бескорыстном служении людям и милосердии.

Проблема воспитания милосердной личности становится особенно значимой и в современной педагогике. Отечественная культурно-педагогическая традиция, по мнению Е.В. Бондаревской, свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Представление о воспитании связывалось с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, «возбуждения у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине, подчинению материальной стороны жизни нравственной и духовной».

Пройдя большой исторический путь, и обретая новый смысл, сегодня возвращается к нам понятие «милосердие». В послереволюционный период милосердие считалось отжившим понятием и включалось в некоторые словари как нечто архаичное, устаревшее, требующее разъяснения, было утрачено и первоначальное значение этого слова.

«Милосердие» - заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой латинского «misericordia» («miser» -»достойный сожаления, милости» - мило, «cord» - серд, «ia»- ие), иными словами - «милующее сердце» Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля милосердие определяется как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость. Словарь русского языка СИ. Ожегова трактует милосердие как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это готовность и сострадание оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Ключевым для латинского осознания человеческих отношений было понятие pietas (отсюда наш пиетет), обозначающее набожность, сострадание, милосердие. Оно охватывало двухсторонние, взаимные отношения между старшим и младшим, родителями и детьми, богами и людьми: «Со стороны слабого и младшего - почтение, со стороны покровителя - милосердие, и обоюдно - любовь».

В настоящее время «милосердие» находится в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Опираясь на характеристику этих понятий в справочной и психолого-педагогической литературе можно сделать вывод о том, что все они связаны друг с другом и в совокупности имеют смысловое и содержательное объединение. Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Милосердие - это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.

В современной литературе милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое. В понятии «милосердие» соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи). Без первого аспекта милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств: отзывчивости (способности увидеть чужую беду), сострадания (способности откликнуться на неё), потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней. Истоки милосердия как нравственного принципа находятся в глубокой древности, когда родовая солидарность строго обязывала ценой любых жертв вызволять из беды «своего». О милосердии в подлинном смысле можно говорить лишь тогда, когда все барьеры между «своими» и «чужими» преодолены и чужое страдание перестаёт быть только предметом снисхождения.

В последние годы по проблемам воспитания милосердия защищено несколько диссертаций (Л.С. Ощепкова, В.А. Шутова, Л.Р. Уварова и др.), которые дают интересный обобщенный взгляд на понятие «милосердие».

Л.С. Ощепкова в трактовке милосердия основывается на определении нравственных качеств с позиции единства сознания, чувства и воли (поведения) представленного в работах О.С. Богдановой, Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, Л.М. Архангельского, А.Ф. Шишкиной и др. Рассматривая содержание милосердия с этих позиций, автор характеризует его как ин-тегративное качество, представляющее единство знаний о необходимости прощения, бескорыстной помощи нуждающимся, любви и заботы о ближнем; поведения человека, проявляющегося в содействии, сотрудничестве, бескорыстном отношении к окружающим, в помощи на деле; в сострадании, любви к ближнему, в сопереживании и сочувствии; в способности поступать адекватно своим знаниям и чувствам.

В.А. Шутова определяет милосердие как интегративное нравственное качество, представляющее собой сострадательную и деятельную любовь, которая является основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Сущность исследуемого понятия автор рассматривает как величайшую общечеловеческую ценность, необходимую для духовного становления личности, особо актуальную на современном этапе развития общества, когда значимыми становятся умения творить добро окружающим, прощать обиды и боль, нанесенные другими.

Определение милосердия как нравственного качества мы находим в трудах отечественных философов. Так, например, В.А. Блюмкин относит милосердие к качествам, характеризуемым положительным или отрицательным отношением к личности как к высшей ценности (гуманистические качества), включающим гуманное или негуманное отношение человека к другим людям.

Все рассмотренные выше подходы к разрешению проблемы толкования понятия «милосердие» представляются нам правомерными, так как отражают сложность и уникальность изучаемого явления. Здесь мы попытались рассмотреть милосердие в различных аспектах: как ценность, как личностное качество человека, как деятельность (проявление милосердия) и поведение, адекватные гуманистическим ценностям, как этическую характеристику образа жизни человека.

Ценности - это категории, определяющие то, что человек ценит больше всего в жизни, чему он придает особый положительный смысл. Существуют два основных подхода к проблеме происхождения ценности. Сторонники первого подхода трактуют ценность как атрибут некоторой вещи, второго - как результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность выступает как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором - понятие ценности определяется субъективными оценочными суждениями произвольного характера. Сущность ценности выводится не из объектов, а из потребностей человека. В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, В.А. Блюмкина, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.М. Ломова, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролова и других раскрывается сущность основных понятий и категорий, используемых в аксиологии, таких как «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации». В работах этих авторов акцент сделан на деятельностном развитии личности, отмечено, что важнейшими стимулами человеческой деятельности являются потребности, интересы, ценности. Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, превращаются в ценности. Мир ценностей каждого человека определяется мерой его духовного богатства.

Философская трактовка понятия «ценности» - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. Многообразие классификаций ценностей обусловлено сложностью субъектно-объектных отношений, которые отражаются в виде этих ценностей. О.Г. Дробницкий выделяет два рода ценностей: предметные ценности, которые являются объектами наших оценок, и ценности сознания, выступающие в качестве высшего критерия для таких оценок (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Он отмечает также, что духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени как материальные. Их потребление не пассивно, в процессе их усвоения, человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

Большинство отечественных ученых (Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и другие) сходятся на том, что положительная или отрицательная значимость предметов или явлений для человека зависит от интересов, потребностей, эмоциональных отношений и имеют различные критерии оценки этой значимости. Это подчеркивает субъективный характер ценностей. Индивидуально-личностный характер всякой ценности отмечал М.М. Бахтин. «Ценностной установке необходимо занять единственное место в едином событии бытия». Понимание ценности в таком контексте носит гуманистический характер.

Специфика ценностей, их проявление определяется межсубъектными, диалогическими отношениями, и в них же реализуется. Человек структурирует ценности по степени их значимости. Проблему иерархии ценностей рассматривали Н.А.Бердяев, Шелер, Э.Фромм. Они признавали существование «высших ценностей», имеющих самоценный характер, и «низших ценностей», зависящих от качества связи с высшими. В.А. Блюмкин при этом отмечает, что «... иерархия ценностей может быть построена по разным основаниям, но, видимо, более надежным из них является структура человеческих потребностей и интересов, которые люди в процессе их деятельности расчленяют на основные и неосновные, высшие и низшие. Высшие ценности - те, которые соответствуют высшим, наиболее важным человеческим потребностям, без удовлетворения которых невозможно счастье и само существование людей».

Материальные блага В.А. Блюмкин называет средством реализации потребностей и относит к низшим ценностям. Высшие ценности дополняют друг друга и в известном смысле равноценны, но ранжируются (в данном случае по критерию блага для человека и человечества). Автор называет главной ценностью Добро, так как Истина и Красота без добра могут быть безнравственными и бесчеловечными.

С.Ф. Анисимов отмечал также существование антиценностей и релятивных ценностей. В рамках конкретно-исторических условий происходит перестройка системы ценностей, изменение положения той или иной ценности в существующей структуре.

Новые исторические условия порождают и новые ценности, которые могут вступать в конфликт с уже существующими, то есть иерархия ценностей не является чем-то статичным. Изменения в социально-экономической структуре общества ведут к изменению ценностей, сложившихся в конкретном социуме, возникновению новых - ценностей-инноваций.

В то же время существуют так называемые традиционные ценности, которые сохраняют свое значение в любых социокультурных контекстах, для каждого индивида, даже если он не преисполнен их значимостью для себя лично. К ним можно отнести общечеловеческие категории и нормы и некоторые религиозные заповеди. Данные ценности выступают как своеобразные алгоритмы, регламентирующие деятельность человека, выполняют функции стабилизаторов общества.

В этой связи можно говорить о таких специфичных чертах русского типа, как «способность к всемирной отзывчивости», к «всепримирению», к «полнейшему перевоплощению», заключающихся в русской душе, как верно заметил Ф.М, Достоевский. Именно они оказывают воздействие на современную ситуацию в нашем обществе, определяя положительные гуманные поступки людей, позволяющие человеку оставаться человеком даже в трудные моменты жизни. Проблема ценностей в обществе обостряется в переломные моменты эпохи, требующие от личности определенного отношения к целям жизнедеятельности и средствам их достижения.

В XX веке это вопросы отчуждения, свободы и выбора (Н.А. Бердяев), экзистенциальные смысложизненные вопросы вины и ответственности, решения, отношения человека к призванию и смерти (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.).

Немецкий историк и социолог А. Вебер связывает проблемы современной цивилизации с кризисом человека. Это кризис не отдельной группы (элиты, масс), а общий кризис ценностного, отстающего от вызовов времени сознания. Современный человек чаще всего принимает краткосрочные решения. Следовательно, устойчивое развитие человека, общества, планеты связано с изменением ценностного сознания, отказом от эгоцентрического поведения, осознанием грозящих бед как собственного интереса. Таким образом, ценности выступают в качестве объединяющей людей платформы. Такую функцию обеспечивают общечеловеческие ценности: Земля и семья, труд и культура, но основное - Человек, каждый и всякий.

B.C. Библер замечает, что общечеловеческое - это не абстрактно-человеческое, присущее всем людям как усредненному алгеброподобному существу. Общечеловеческое есть вместе с тем индивидуально-человеческое, личностное, сосредоточенное в возможности и способности личности брать на себя, на свою совесть суверенную роль судьи, судьи собственных поступков, нести полную глубинную историческую ответственность. Для нас представляет интерес определение В.А. Караковским тех общечеловеческих ценностей, которые рождают в человеке милосердие и гуманность.

Известный педагог выделяет несколько уровней общечеловеческих ценностей. К самому высокому уровню он относит ценности, ориентация на которые, по его мнению, должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности. Это: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир и Человек - «абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания»

Значительным явлением в разработке ценностной проблематики стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем разуме, а в божественной духовности, русские философы (от B.C. Соловьева до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство триады Дух - Свобода - Личность.

«Духовность несет с собой освобождение, она несет с собой человечность, - писал Н.А. Бердяев, поэтому «дух, свобода, личность имеют ноуменальное значение... Возможен прорыв духовности в социальную жизнь, и все лучшее в социальной жизни исходит из этого источника. Нужно оставить совершенно ложную идею второй половины XIX века, что человек есть создание социальной среды. Наоборот, социальная среда есть создание человека». Этот преобразующий человека прорыв божественной духовности в социуме и реализуется в виде общечеловеческих и духовных ценностей. Поэтому, по словам, Н.О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям».

В психологии ценности рассматриваются как элементы мотивации человека (его «значащие» переживания), как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. В уровне отношений к ценностям психологи (СЛ. Рубинштейн, М.Я. Басов) выделяют: отрицательное, нейтральное, положительное, ярко выраженное. А.Н. Леонтьев отмечает: ценности могут играть роль целепобудителей, смыслообразующих мотивов. Без ценностей, замечает А. Маслоу, как без любви, без витамина D развивается болезнь метапатология, так как до определенной степени взаимоотношения человека с миром нарушены и ненормальны. Согласно А. Маслоу, высшие, специфические особенности человека - любовь, творчество и др. заложены в его биологической природе в качестве врожденных потенций, которые лишь актуализируются под влиянием социальных условий жизни. Автор видит особенность ценностей в преодолении многих традиционных антиномий: «эгоизм» - «альтруизм», «плоть» - «дух», «религиозное» - «мирское», в результате чего обычная мотивация сменяется метамотиваци-ей, а метамотивами выступают высшие ценности бытия - истина, добро, красота, справедливость и т.д..

Таким образом, анализ философской, социологической и психологической литературы по проблеме ценностей показал, что ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования, критерии оценки человеком действительности, самого себя, выступают регуляторами поведения и деятельности. Индивид осознает образ мира через призму ценностей, то есть ценности детерминируют процесс познания человеком мира. Восприятие и познание индивидом действительности не может быть внеценностным, так как не может быть внесмысловым. Кроме того, ценности выступают как образования мотивационно-потребностной сферы, представляют собой идеальные цели, к которым стремится индивид, определяют характер его деятельности и поведения.

Авторы ценностно-нормативной теории регулирования (М.И. Бобнева, Л.И. Божович, В.В. Водзинская, Т.Е. Конникова, А.А. Ручка) особое внимание обращают на механизм интернализации («присвоения») норм-ценностей, связывая их со способами «заполнения» мотивов поведения позитивными образцами. При этом отмечается наличие практически неразрешимой проблемы: почему «нормы» не усваиваются, а если усваиваются, то не всегда действуют, т.е. усваиваются формально, а если действуют, то не всегда должным образом, а если и должным, то человек следует им пассивно.

Поэтому восхождение личности к ценностям общества и формирование на их основе гуманности и милосердия может развиваться в заданном направлении при определенных условиях, среди которых основными будут субъективная позиция личности, определение места ценности в структуре качества личности, присвоение личностью ценностей коллективной жизнедеятельности, позиция в общении, присвоении нравственных ценностей.

Следовательно, милосердие можно рассматривать как индивидуальную ценность, приобретенную индивидом в процессе социализации, как ценность групповую, значимую на данном этапе развития общества, как ценность общечеловеческую, приобретающую смысл нравственной нормы.

В практическом плане милосердие фиксируется в различных формах поведения и деятельности. Деятельность медицинской сестры связана с оказанием помощи людям, имеющим проблемы со здоровьем.

В словаре С.И. Ожегова помощь определяется как «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь». Следовательно, милосердие - это не абстрактное понятие, оно отражает отношения «Я - Другой», причем Другой находится в ситуации неблагополучия. В контексте нашего исследования особый интерес представляет учение о человеке М. Бубера который считает, что сущностным может быть только отношение к другому. М. Бубер указывает на тройственное жизненное отношение человека: к миру (вещам), к человеку (людям), к тайне бытия (Богу). Отношение самости к себе самой не может быть сущностным, ибо последнее подразумевает реальную двоичность. М. Бубер стремится исследовать человека как цельное существо, наделенное тройственным жизненным отношением и способное возвышать каждую форму этого отношения до сущностности. Сущностное отношение к человеку, по мнению философа, завершается в любви. Человек, знающий отношение только к самому себе - искусственно сконструированный и поэтому искаженный фрагмент конкретного живого человека, М. Бубер же ставит вопрос о цельном, действительном, живом человеке.

Жизненный путь такого человека в философии М. Бубера, лежит через причастность и открытость его миру, людям, Богу, бытию. Причастность и открытость подразумевают сущностное отношение, отношение сущности к сущности, Я к Ты, в котором Я рождается путем утверждения Ты, рождается диалог, основанный на двойственном отношении человека к сущему, на реальной двоичности сущего.

Одной из сфер отношений Я-Ты является жизнь с людьми, а универсальная форма Я-Ты отношения - диалог, в котором говорят для того, чтобы слушать ответ и тем самым утверждать другого. Истинный диалог, по мнению М. Бубера, бывает и безмолвным. Наше Ты, обращенное к природным сущностям, бессловесно, оно «застывает на пороге речи». Отношение Я-Ты между человеком и человеком раскрывается в подлинном диалоге, оформлено в речи. Истинный диалог есть разговор с глазу на глаз. Он может свершиться лишь тогда, когда человек всем своим существом обращается к другому именно как к другому. Обращение есть основное движение диалога. Откровенность обращения есть непременное условие диалога, открытость и означает способность воспринимать все как обращенное именно ко мне и чувствовать необходимость ответа. Только благодаря открытости мы можем выйти навстречу, можем обращаться всем своим существом к Ты, вступать в диалог. «Потому что там, где между людьми воцарилась откровенность, пусть даже бессловесная, свершилось священное слово диалога».

Жизнь в диалоге предполагает обращение к другому во всей его полноте и конкретности, т.е. обращение личности к личности. Отношение Я-Ты всегда сопровождается любовью. Любовь в данном случае М. Бубер определяет как ответственность Я за Ты, ощущение того, что они необходимы друг другу. Диалогическая жизнь - это всегда ответственность за другого. К нам обращаются, и мы ответственны, мы не можем ничего пропустить мимо ушей, мы должны дать ответ всем своим существом. Обращение и ответ -сущность диалога. Любовь также выступает как интенциональность, направленность отношения Я-Ты. Ненависти и равнодушия здесь быть не может. «Чувства живут в человеке, - пишет М. Бубер, - а человек живет в любви».

Таким образом, М. Бубер понимает диалог как способ совместного бытия людей. Подобную точку зрения разделяют Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс.

Современная наука рассматривает диалог также в качестве формы общения (А.В. Мудрик) и в качестве ведущей характеристики сознания и мышления человека (B.C. Библер). Суть диалогического общения заключается в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру.

Нам близка точка зрения А.В. Мудрика, который, опираясь на обширный анализ общения в педагогике и смежных науках обосновал общение школьников как обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации учащихся), который происходит в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

В связи с этим актуальной проблемой в рамках осуществления такой коммуникативной деятельности будущих медицинских сестер становится процесс формирования и развития у них интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии с пациентами и усвоения ими способа практической реализации этой готовности.

Необходимыми элементами развития, учитывая возрастные особенности, А.В. Мудрик выделяет:

– развитие базы речевого общения, наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; логичность построения и изложения высказывания, и более мелкие лингвистические характеристики;

– развитие коммуникативных умений (умение понимать настроение, характер, поведение других людей; умение найти свой стиль общения в той или иной ситуации);

– формирование социально-ценных установок (отношение к партнеру по взаимодействию как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; актуализация интереса к процессу взаимодействия, как к диалогу человека с человеком).

Предпочтение в юношеском возрасте отдается диалогу как форме речевой деятельности, ибо он является средством выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей суждений. Автор выделяет также внутренний диалог, когда обмен репликами идет между «Я» студента и другим «Я» или с неким воображаемым партнером, и внешний диалог, когда репликами обмениваются реальные лица.

Как отмечает Л.Н. Лузина диалог - это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Диалог - это движение в противоположном направлении - от Истины к пониманию и взаимопониманию. Другой истины, кроме взаимопонимания, быть не может. Исходя из таких позиций, стороны стремятся понять друг друга, понять смысл бытия собеседника. Таким образом, если цель спора, диспута - истина, то цель диалога - понимание и взаимопонимание.

Диалог - это общение многих уникально-всеобщих личностей при отсутствии отношения друг к другу как к объекту. Это не поучения другого, не выяснения, кто виноват, а поиск общих ценностей и смыслов. На разногласиях не останавливаются, их не фиксируют, различные точки зрения не сопоставляют, а просто каждый предъявляет свою позицию.

Другая же сторона пытается понять эту позицию, принимая ее как ценность, способную обогатить меня, расширить горизонт моего сознания.

Далее автор отмечает, что общение человека с человеком совершается не только в говорении. Наоборот, подобное общение как тотальное совершается в момент молчания - молчания-понимания (но не молчания-отчуждения), молчания, но не безмолвия. Способность к диалогу - это в значительной мере способность слушать. Подавляющее большинство людей редко обращает внимание на то, как они сами слушают собеседника, но исключительно внимательны к тому, как их слушают. По умению слушать они оценивают и других. Умеющему слушать приписывают такие качества, как внимательность, душевность, отзывчивость, и даже такие, которые никак не проявлялись в акте общения - доброта, симпатия, умение вести разговор, хотя собеседник всего лишь слушал. И все это потому, что слушающий удовлетворяет одну из самых неизживаемых потребностей человека -выговориться. Понятно, что слово «слушать» в данном случае употребляется в широком смысле: когда мы слушаем, то мы видим, обоняем, иногда осязаем и т.д., то есть фактически мы ощущаем.

Различают два вида слушания: функциональное (оно необходимо для усвоения информации) и личностное. Если функциональное слушание - усвоение: то личностное - отдача. Личностно слушают тех, кто ищет сочувствия, поддержки. Это активное слушание, оно требует концентрции внимания на собеседнике. Активному слушанию можно научиться. Здесь важны определенная техника и такт общения. Активно слушать - значит идти навстречу другому. А каждый шаг в этом движении дает новое в понимании собеседника и себя. Если мы хотим, слушая других, быть с ними, сопереживать, сочувствовать, придется многое преодолеть в себе. И в первую очередь отдаться слушанию, преодолев желание говорить.

На основе этого, отмечает автор, возникает высший вид понимания -сопереживание. Сопереживание - это творчество, осуществляемое по ходу событий. Так мы движемся вперед, переживая то, что происходит в душе близкого нам человека, человека, которого мы стремимся понять. Очевидно, что сочувствие, вчувствование - это нечто другое; сочувствие усиливает энергию сопереживания.

Чтобы услышать собеседника, пережить состояние сочувствия, вчув-ствования, нужно слушать его эмпатически. Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувство-вание в переживания другого. В концепциях гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), эмпатия означает еще и отклик. В ходе эмпатического слушания очень важно сверять с собеседником свои догадки относительно его переживаний, и если слушающий понял верно, то говорящий воодушевляется тем, что его поняли, что его можно в принципе понять и при желании помочь. Это погружение в духовный мир другого действует на него не только благоприятно, но оздоравливающе. Он решается идти на новые шаги откровенности, чтобы расширить возможности понимания.

Для того чтобы обрести способность слушать эмпатически, необходимо принять другого, относиться к нему с симпатией и теплотой. Слушая пациента, медицинская сестра должна показать, что делает это сочувственно, с любовью, с желанием понять. Она это показывает всем своим существом, но не имитирует, а проявляет свое естественное состояние.

Нам представляется, что важной характеристикой открытого диалога является толерантность, поскольку люди, имеющие проблемы со здоровьем по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от людей, которые таких проблем не имеют. Болезнь, особенно длительная, хроническая, для многих людей представляет тяжелую психическую травму, которая приводит не только к ухудшению физического состояния и самочувствия, но и к серьезным сдвигам в психоэмоциональной сфере.

Толерантность можно рассматривать как терпимое отношение к чужому мнению и личностным особенностям другого. Для диалогического общения пациента и медицинской сестры имеет значение сформированность у последней коммуникативной толерантности.

В диссертационном исследовании О.Б. Скрябиной коммуникативная толерантность рассматривается как целостное проявление личности, это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и, характеризующееся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение. Оно включает в себя различного рода мотивы, убеждения, направленные на осознание модели вероятного поведения, определение специальных способов действия, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью совершения поступка.

По мнению автора, коммуникативная толерантность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: когнитивный (осознание и интериоризация идей толерантной коммуникации: идеи многомерности общественного бытия, единства в многообразии, абсолютного уважения человека и др.), инструментальный (умение проектировать свое взаимодействие как толерантное, владение совокупностью базовых коммуникативных умений), конативный (интенсивное участие в коммуникации, инициативность и социальная ответственность в ней), эмоциональный (отношение личности к процессу и результатам толерантной коммуникации через знак, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей системой межличностных, отношений). В структуре данного феномена центральное место занимает особое мотивационно-ценностное отношение к коммуникации как к равноправному диалогу, успех в котором достижим, во-первых, при учете целей и интересов всех сторон, во-вторых, при сохранении паритета и уважения друг к другу.Такое понимание коммуникативной толерантности позволяет считать ее частным случаем проявления толерантности индивидом в процессе его отношений с окружающими людьми. Иными словами, это качество личности, сознательно проявляемое в отношениях с людьми и с социумом.

Таким образом, основываясь на данной точке зрения можно утверждать, что диалог в исполнении медицинской сестры и пациента - есть средство решения многих оздоровительных задач - понимания и взаимопонимания, заботы, терпимости и милосердия, умения слушать, слышать и принимать собеседника как ценность, с его собственным внутренним миром. Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что хотят ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляется отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз и осуществить грамотный уход.

Некоторые исследователи проблем воспитания милосердия рассматривают данную категорию как этическую характеристику образа жизни человека, нацеливающую его на помощь другим людям (А.В. Постернак). Этические нормы - это форма нравственных требований, которые регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Поскольку человек принадлежит к социуму, он оказывается включенным в социальное взаимодействие, содержательной стороной которого являются ценности, нормы и правила, интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, которые признаны таковыми обществом (коллективом), в котором осуществляется взаимодействие. В процессе взаимодействия в различных его формах, а особенно эффективно в сотрудничестве, происходит присвоение человеком норм, ценностей, традиций, ставших значимыми для него. Критерий и способ оценки этой значимости выражается в нравственных принципах, нормах и идеалах, установках и целях.

Взаимодействие рождает различные взаимоотношения - деловые, эмоциональные, ценностно-ориентационные, которые отражают отношение человека к выполнению социальных ролей. В этих отношениях отражаются его потребности, стремления, идеалы, интересы, склонности, убеждения. Таким образом, все, что составляет содержание отношения, почерпнуто человеком из объективной действительности и имеет для него значимость, привлекательность, ценность.

Ответственное отношение к своим обязанностям, формируясь в процессе взаимодействия людей, выполнение требований родителей, учителей, начальников, перерастает во внутренние образования, такие как долг и совесть. В тоже время моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, определяющих этические, эстетические, юридические и другие критерии поступков и переживаний человека. Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение к окружающим и к самому себе. Отсюда же вытекает особый вид этического отношения к другому человеку - уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае.

По мнению М.Г. Казакинной, проблема нормативных ценностей состоит в том, чтобы в процессе воспитания обеспечить единство слова - нравственной нормы и дела - поступка. Та или иная норма должна быть не только осознана, но и переживаться как ценностная потребность, выступать в качестве требования к себе на уровне самооценки. Только в этом случае возможно ее усвоение на уровне регулятора поведения.

Рассмотрев сущностные характеристики милосердия как духовно-нравственной ценности, обратимся к характеристике профессии медицинской сестры.

Анализ исторического опыта становления и развития профессии медицинской сестры свидетельствует о наличии этнокультурных представлений, которые воплотились в различных фольклорных образах женщин, посвятивших свою жизнь делу ухода за больными (Т.С. Басихина, Е.П. Коноплева, Т.С. Кулакова, С.В. Нагорная, В.А. Побединская, Е.Г. Ткаченко, И.И. Филичкина). Со временем менялись и требования, которые предъявляло общество к представителям профессии медицинской сестры. Историко-культурные особенности социального положения русских женщин состояли в крайнем ограничении их участия в гражданской деятельности. Большинству женщин приходилось выбирать один из двух вариантов: либо целиком посвятить себя семье («терем»), либо уйти от мирской жизни в затворничество («монастырь»). Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными, утешали и ободряли умирающих. Так сложился первый фольклорный образ «сестра-мать». Женщины-монахини ухаживали за больными в монастырских больницах и на дому. Помощь бедным и нуждающимся осуществлялась бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Это способствовало формированию второго фольклорного образа «сестра - божий работник». Развитие сестринского дела за рубежом, оформление его в качестве самостоятельной профессии на основе научных взглядов Флоренс Найтингейл повлияли на развитие третьего фольклорного образа «медицинская сестра - служанка врача и больного».

Сегодня медицинская сестра - это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Профессиональная сестринская деятельность (уход) представляет собой научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Деятельность медицинской сестры реализуется в сестринском процессе.

В современной медицинской литературе, многочисленных пособиях и руководствах по сестринскому делу сестринский процесс принято рассматривать «как научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон».

«Сестринский процесс - образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела - людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц».

Степень участия пациента в этом взаимодействии зависит от многих факторов:

– взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия между ними; отношения пациента к своему здоровью;

– уровня знаний и культуры; осознания потребности в уходе.

Субъектная роль пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

Целью сестринского процесса является восстановление и поддержание независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Достижение цели осуществляется путём решения следующих задач:

– создание информационной базы данных о пациенте;

– определение потребностей пациента в уходе

– определение приоритетов по уходу, целей или ожидаемых результатов ухода;

– применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента, т.е. оказание сестринской помощи прямо и косвенно;

– оценка эффективности процесса ухода за пациентом.

Организационная структура сестринского процесса включает в себя пять последовательных этапов: .

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента) или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

2. Сестринская диагностика или выявление проблем пациента.

3. Составление плана (определение программы действий, постановка целей, т.е. желаемых результатов ухода).

4. Реализация (действия, необходимые для осуществления плана - сестринские вмешательства).

5. Оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости (исследование реакций пациента на вмешательства сестры).

На первом этапе устанавливается контакт медицинской сестры с пациентом и здесь важно создать обстановку доверия, максимально расположить к себе пациента, проявить сочувствие и заботу, выразить готовность оказать помощь. Встреча пациента и медсестры - это всегда проблемная ситуация, в которой медсестре отводится ведущая роль, потому что, прежде всего от неё пациент ждёт чуткого и доброго отношения. На втором этапе милосердие выражается в способности выявить и оценить не только физические проявления болезни, но и связанные с ней психологические проблемы, установить приоритеты в оказании медицинской помощи. Составляя программу действий на третьем этапе, медсестре необходимо сориентировать пациента на совместную работу, учитывая при этом его реальные возможности, а, осуществляя сестринские вмешательства на четвёртом - оказать максимальную поддержку и постараться прочувствовать чужие переживания как свои.

Кроме того, Этический кодекс медицинской сестры дает четкие нравственные ориентиры сестринской деятельности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать обязательства других, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность.

Анализ психологических исследований позволяет рассматривать милосердие и как нравственное качество, в основе которого лежат интеллектуально-эмоциональные связи, сочетающие в себе взаимосвязь нравственных представлений, соответствующих чувств, поведения. Словарь по этике нравственное качество личности определяет как понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.

Философская трактовка термина «качество» определяется в совокупности всех существенных, относительно устойчивых свойств и характеристик объекта.

В роли профессионально важных качеств может выступать любое качество индивида, включённое в систему деятельности (В.Д. Шадриков) или часть личностных качеств субъекта которые способствуют эффективному освоению профессии в ходе обучения, а так же успешному выполнению профессиональных функций на рабочем месте (Н.Н. Аниськина). Однако их структура и характер проявления целиком определяются спецификой и требованиями конкретной профессии.

В структуре профессионально важных качеств выделяют как общие (трудолюбие, дисциплинированность, организованность и др.) так и специальные соответствующие определённой профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что для наиболее эффективной профессиональной деятельности имеют одинаковое значение обе группы качеств: общие позволяют сглаживать неприятные аспекты, присущие любой профессии, специальные способствуют достижению успеха в избранной человеком специальности.

Основываясь на исследованиях Е.А. Климова, в которых всё многообразие профессий представлено схемами профессиональной деятельности, в зависимости от отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д., профессия медицинской сестры относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е.А. Климову этот тип профессий определяется следующими качествами человека:

1. устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;

2. потребность в общении с людьми, бескорыстное (невольное) включение в общественно-организаторскую, шефскую и другую работу;

3. способность мысленно ставить себя на место другого человека;

4. способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения, других людей;

5. способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

6. способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей».

Человеку этой профессиональной схемы свойственны так же: «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;» «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убеждённость в правильности идеи служения народу в целом».

Однако, профессия медицинской сестры в числе прочих, относящиеся к схеме «Человек-Человек» и характеризующихся определённым набором типических предпочтений, предъявляет ещё целый ряд специфических требований.

Исследователи проблем развития сестринского дела в России и повышения эффективности профессиональной подготовки среднего медицинского персонала отмечают, что в современных условиях существуют особые требования, которые предъявляет профессиональная сестринская деятельность к психическим, коммуникативным и другим свойствам личности медицинской сестры. Так в работе Н.Н. Аниськиной сформулированы требования к медицинской сестре в зависимости от тех ролей, в которых ей приходиться выступать (исполнитель, руководитель и педагог). Как испол-* нителю медицинской сестре необходимо обладать такими качествами как дисциплинированность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие и. терпеливость, исполнительность, точность сенсомоторных функций.

Как руководитель, медсестра должна справляться с большим объёмом работы, направлять и координировать действия подчинённых. В этом случае для успешного выполнения поставленных задач к личности медицинской сестры обосновано предъявление следующих требований:

– четкое представление поставленных задач, путей и способов их решения;

– готовность рисковать и брать на себя ответственность за принятые решения;

– умение выслушивать людей, наличие коммуникативных способностей;

– владение навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, компетентность;

– умение управлять собой, четкие личностные ценности и цели;

– открытость, справедливость;

– целеустремленность и настойчивость;

– стремление к лидерству;

– умение воздержаться от искушения жестко руководить подчиненными, способность чувствовать их потребности и интересы;

– гибкость, готовность пересмотреть свои позиции, стремление самосовершенствоваться.

В роли педагога медицинской сестре приходится выступать при обучении студентов, молодых специалистов, а также при обучении пациентов навыкам самообслуживания, проведении санитарно-просветительной работы по отдельным медицинским вопросам и т.д. Поэтому для сестры-педагога необходимо соответствие следующим требованиям:

– общительность, любовь к людям, чуткость, доброжелательность;

– наличие специальных знаний в той области, в которой она как педагог ведет обучение;

– профессиональное владение разнообразными педагогическими методами обучения и воспитания;

– широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития;

– нравственная ориентация на высшие человеческие ценности;

– эмоциональная стабильность.

Очевидно, что во всех указанных выше ролях имеет место процедура общения медицинской сестры с людьми: коллегами по работе, но чаще с пациентами. В этом случае эффективность лечебных мероприятий, весь процесс излечения, психологическое самочувствие пациента зависит от успеха данного диалога. Необходимо отметить, что независимо от той роли, в которой выступает медицинская сестра в определенный момент своей профессиональной деятельности диалог возможен при наличии у данного работника таких качеств как любовь к людям, сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, доброта, забота об окружающих.

Диалог (от греч. - разговор, беседа) - разговор двух или более лиц, процесс их общения и взаимодействия.

А.В. Мудрик характеризует такие типы диалогов как: фатический, информационный, дискуссионный и исповедный. Фатический диалог используется, как правило, для поддержания разговора. В условиях лечебно-профилактических учреждений, когда пациент оторван от своего привычного окружения беседа с медсестрой на отвлеченные темы, создает ощущение сопричастности, способствует поддержанию благополучного самоощущения пациента в отношениях с окружающими. Информационный диалог расширяет возможности обмена информацией различного свойства. При этом в круг интересов студента вовлекается информация из разных источников. Медсестре необходима информация о состоянии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных средств, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др. Получение и сообщение необходимой информации - часть сестринской помощи пациенту. Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения в случае, когда возникают различия в интерпретации тех или иных событий, чаще всего в совместной деятельности. Дискуссионное общение также имеет место в медицинской практике, особенно в тех ситуациях, когда пациент отказывается от назначенных процедур, испытывает чувство страха перед исследованием, не уверен, что ему смогут помочь, тревожиться за свое будущее. Медицинской сестре в данном случае необходимо доказать пациенту целесообразность назначаемых процедур и методов лечения. Исповедный диалог носит характер доверительного и чаще всего происходит между друзьями или близкими людьми. Можно сказать, что этот диалог предполагает проникновение во внутренний мир и систему ценностей другого человека. Исповедный диалог медицинской сестры с пациентом, построенный на стремлении к пониманию его взглядов, идей и проблем способствует установлению доверительных отношений, придает пациенту уверенность в успехе лечения, создает ощущение психологической стабильности.

Мы видим, что все типы диалогов имеют место в сестринской практике и при владении определенными коммуникативными навыками могут использоваться также в качестве средств практического милосердия. Для нашего исследования важным в данном случае представляется то, что диалогическая форма взаимодействия является знакомой и применяемой студентами, что создает определенную базу для дальнейшего использования этой формы в педагогической практике по воспитанию милосердия у будущих медицинских сестер.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы понимаем милосердие медицинской сестры как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи.

На основании характеристики понятия «милосердие» в исторической и современной литературе, рассмотрению его с точки зрения этико-философских и психолого-педагогических обоснований мы включили в содержание этого понятия следующие взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, конкретно-практический.

Мотивационно-ценностный характеризует интериоризацию гуманистических ценностных ориентации, высокую степень их субъективной значимости, сформированность представлений о способах нравственного поведения в социуме с учетом милосердных проявлений, ценностные отношения и устойчивость мотивации к взаимодействию с людьми. Важной характеристикой мотивационно-ценностного компонента является ориентации на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими, присвоение милосердия как ведущей и личностно значимой духовной ценности.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом все то, в чем нашла свое отражение потребность.

Понятие «мотивация» шире чем понятие «мотив». Оно выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивация с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В контексте нашего исследования особый интерес вызывает просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, который принято называть мотивом альтруизма (мотив помощи - заботы о других людях).

Мотивированное альтруистическое поведение можно определить как поведение осуществляющееся ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. При таком поведении акты заботы о других людях и оказания им помощи происходят по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Альтруистическое поведение можно объяснить исходя из существующих в обществе социальных норм нравственного порядка. Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней, например, в силу старости, болезни, бедности или нет другого социального института, способного взять на себя заботу о нем. Важную роль в оказании помощи играет эмпа-тия: чем больше человек способен к ней, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям.

Эмоционально-чувственный определяется наличием нравственных чувств, альтруизма, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к людям. Большую роль для разработки проблемы нашего исследования имеют психологические исследования, раскрывающие сущность эмоций и чувств человека. По мнению Б.И. Додонова переживание положительных и отрицательных эмоций можно считать врожденной физиологической функциональной потребностью организма, т.е врожденной потребностью в эмоциональном насыщении. Следовательно, автор делает вывод, первоначально функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность личности. Исследователь предлагает классификацию эмоций, где отдельным классом называет альтруистические, проявляющиеся в заботе, чувстве беспокойства за судьбу кого-либо, сопереживании удачи и радости другого, участии и т.п., что обуславливает особую функцию альтруистических эмоций - выступать в качестве самостоятельных ценностей.

Эта функция позволяет говорить о важнейшей роли социальных эмоций в формировании отношений, регуляции общения, корректировке взаимоотношений. Недостаточная сформированность эмоциональной сферы развивает пренебрежительное отношение к человеку, игнорирование воспитательных воздействий окружающих. Все это психологические механизмы, усиливающие эгоистические тенденции личности, создающие серьезные затруднения в усвоении основ милосердия. В результате развития эмоций возникает их высший продукт - чувства, в том числе социально-значимые и нравственные. Особенность чувств состоит в том, что они, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Сформированные у студентов представления о милосердии при наличии эмоционально-чувственного компонента могут выполнять роль механизмов проявления сострадания, эмоциональной отзывчивости к окружающим. Знания студентов осущности понятия, интериоризация ценностей милосердия приобретая действенный характер, непосредственно способствуют развитию эмоционального отношения к окружающим. Исходными побудительными силами деятельности и в конечном счете этического поведения, основанного на гуманных отношениях, являются потребности. Источником бескорыстного служения людям выступает группа потребностей: потребность в эмоциональном контакте, потребность в приобщении к миру другого человека, потребность в уважении окружающих, потребность в самоуважении, потребность в творческой самоотдаче людям. Рассматривая милосердия с позиций деятельностного подхода необходимо строить процесс воспитания таким образом, чтобы стремление приносить пользу и радость людям, сопереживать и сорадоваться стали смыслом любого вида деятельности.

Конкретно-практический выражается в оказании реальной помощи, проявлении чуткости и заботе об окружающих. Поведенческая характеристика милосердия проявляется в общении и совместной деятельности, определяя готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы другим являлся он сам (по А.В. Петровскому). Этот компонент характеризуется установлением гуманных отношений, на основе норм, правил и требований.

Подводя итог, можно отметить, что, начиная с античности, в философской основе были заложены трактовки понятия «милосердие». Древние философы определяли его как величайшую добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения. Иными словами милосердие рассматривалось как своеобразный компромисс между общественным благом и самосовершенствованием. С возникновением христианства идея самосовершенствования воплощается в образе Иисуса Христа, внешние неизменные нормы поведения человека совпадают с заповедями бога. Милосердие понимают как жизненно необходимое добродетельное свойство, берущее свое начало у любви к окружающим, добродетельным представляется человек, отрекающийся от всех земных радостей и от себя самого. В эпоху Возрождения получает развитие гражданский гуманизм, моральным критерием провозглашается благо общества, а милосердие считается высоким нравственным качеством, об--разом поведения и действия. Для нашего исследования наиболее важными представляются размышления о милосердии русских религиозных философов, обращенные к постулатам христианской этики и морали, в которых утверждается важность проявления милосердия, необходимость участия в судьбе других людей и человеколюбие. Идеи добра, любви к ближнему, сострадания и терпения находят отражение практически во всех философских концепциях, являясь по своей сущности общечеловеческими и социальными нормами.

При определении сущности понятия «милосердие» мы опирались также на философское учение М. Бубера. Жизненный путь человека в философии М. Бубера, лежит через причастность и открытость его миру, людям, Богу, бытию. Причастность и открытость подразумевают сущностное отношение, отношение сущности к сущности, Я к Ты, в котором Я рождается путем утверждения Ты, рождается диалог, основанный на двойственном отношении человека к сущему, на реальной двоичности сущего. М. Бубер рассматривает диалог как способ совместного бытия людей, где отношение Я-Ты всегда сопровождается любовью, т.е ответственностью Я за Ты, ощущением того, что они необходимы друг другу.

Учитывая точку зрения Л.М. Лузиной о способности к диалогу как условию понимания и взаимопонимания основанного на принятии другого, сочувствии и сопереживании мы определили милосердие медицинской сестры как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи.

В качестве компонентов милосердия были выделены: мотивационно-цепностный характеризующий интериоризацию гуманистических ценностных ориентации, высокую степень их субъективной значимости, сфор-мированность представлений о способах нравственного поведения в социуме с учетом милосердных проявлений, ценностные отношения и устойчивость мотивации к взаимодействию с людьми; эмоционально-чувственный определяющийся наличием нравственных чувств, альтруизма, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к людям. Большую роль для разработки проблемы нашего исследования имеют психологические исследования, раскрывающие сущность эмоций и чувств человека; конкретно-практический выражающийся в оказании реальной помощи, проявлении чуткости и заботе об окружающих. Поведенческая характеристика милосердия проявляется в общении и совместной деятельности, определяя готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы другим являлся он сам.

 

АВТОР: Недоводеева Т.А.