24.08.2011 3916

Формирование профессиональной компетентности будущего фотожурналиста (статья)

 

Интегративная дидактическая система профессиональной подготовки будущих журналистов, направленная на формирование у них квалитативной фотографической культуры, должна обеспечить, прежде всего, возможность наиболее полного раскрытия личного творческого потенциала. Поэтому ее основными задачами являются:

1. формирование представления об информационной среде как пространстве профессиональной деятельности;

2. развитие личности посредством системного научного образования;

3. целенаправленное формирование деятельностных умений и навыков;

4. личностное творческое профессиональное становление;

5. адаптация будущего специалиста в социуме коллег по профессии и освоение культурно-коммуникативных способов общения.

При разработке модели образовательного процесса в качестве исходных методологических и теоретических положений рассматривается следующее:

1. Культура выступает как совокупность общечеловеческих ценностей, как определенная среда их существования, воспроизводства и сохранения, как система их функционирования, как объект и субъект межкультурной коммуникации, социокультурный фактор, обусловливающий значимость личностно ориентированной информации.

2. Профессиональное и научное журналистское образование, понимаемое в контексте культуры и социализации, выступает длительным и комплексным процессом многоуровневого и поэтапного формирования личности журналиста в информационном пространстве.

3. Содержание творческой профессиональной деятельности фотожурналиста понимается как форма отражения культуры и как средство возврата в культуру, личностный вклад в сохранение и развитие культуры информационной среды.

4. Воспитание фотожурналиста понимается как формирование ответственности за воспроизведение, сохранение, приобщение людей к ценностям культуры, и как персональный вклад в создание условий для индивидуально-творческой самореализации творческой личности.

5. Фотожурналист, рассматриваемый как индивидуальная субкультура, вносящий личный творческий вклад в межкультурный коммуникативный процесс, является показателем качества развития и состояния современной информационной среды.

При разработке проблемы проектирования системы высшего профессионального образования фотожурналиста следует обратить внимание на то, что проходя ступень за ступенью в процессе обучения, он должен состояться не только как специалист информационных технологий и фотографии, но и как активная творческая личность, претендующая на общественное признание. Акмеологический принцип, применяемый к решению данной проблемы, заключается в том, чтобы при разработке технологии обучения учитывать стратегии и тактики, помогающие раскрыть индивидуальный, личностный потенциал для достижения человеком высшего уровня в его профессиональном развитии, приходящийся на каждый этап обучения. Акмеологический подход в профессиональном становлении фотожурналиста - это ориентация на наивысшие уровни развития, возможные на каждой проектируемой ступени его профессионального обучения. В итоге этот подход выражается в сформированности субъекта профессиональной деятельности и общения, в зрелости его как личности фотожурналиста - профессионала, что проявляется в ярко выраженной профессиональной компетентности. Профессиональное обучение невозможно без интегративной системы приемов и методов, формирующих состояние максимальной мобилизованности знаний, практических способностей и творческих возможностей человека, которые при решении конкретной задачи обеспечивают наивысшую результативность труда и оценку значимости созданных при этом творческих ценностей. Стремление к профессионализму для студента-фотожурналиста означает проявление усилий к выполнению учебных фотографических заданий, формирование представления, что только целенаправленность, преемственность и системность в изучении всех фотографических дисциплин и личный практический опыт обеспечивают поэтапное улучшение своих предыдущих результатов. Каждое достижение нового для себя уровня, а через него - формирование устойчивой способности придавать своему творческому развитию непрерывный прогрессирующий характер и есть ключ к профессиональному обучению фотожурналистике.

С позиции акмеологии, профессионализм - это интегральная психологическая характеристика человека, отражающая уровень и характер овладения им своей профессией, означающая, что он выполняет свою работу на уровне признанных образцов, сложившихся в данной профессии к настоящему времени. При оценке наличия и характера профессионального уровня подготовки важно учитывать как психологические показатели профессионализма и компетентности, так и знания о том, как понимается профессионализм, каковы количественные и качественные показатели профессионализма и профессиональной компетентности, сложившиеся в данной профессии и в профессиональном сообществе. Профессионализм состоит в овладении человеком высокими уровнями профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности, и его достижение сопряжено с определенными личностными условиями.

Внутренними условиями достижения профессионализма являются:

– мотивация и активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности и результативности его труда;

– профессиональное саморазвитие и построение целей своего творческого пути к достижению своего максимального уровня;

– высокий уровень творческих притязаний, мотивация самореализации;

– способность к мобилизации, сосредоточенности, концентрации профессиональных возможностей на поставленной цели;

– способность к самооценке качества своего труда, стремление к сохранению и приумножению своих достижений;

– способность к самоанализу и объективному восприятию общественного мнения.

К внешним условиям профессионального становления следует отнести:

– профессиональную востребованность и наличие деятельностной перспективы;

– благоприятную и творчески насыщенную профессиональную среду, возможность профессионального общения;

– наличие объективных общественных тенденций, являющихся мотивацией в творческом и профессиональном развитии.

Так как профессионализм включает наличие у личности не только профессионально важных качеств, но и способностей для обеспечения человеком высокой результативности труда, эффективного выполнения профессиональной деятельности, профессиональной культуры во взаимодействии с другими людьми, то акмеологическое понятие «профессионализм» охватывает три стороны труда: профессиональную деятельность, профессиональное общение и личность профессионала.

Профессиональная деятельность - это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и личным, материальным и духовным потребностям. Профессионализм складывается в непосредственной деятельности и проявляется в результативности, действенности, целесообразности, технологичности труда, в соответствии результата социальному заказу, что обеспечивает деятельностную профессиональную компетентность. Профессиональная деятельность отражает результат и процесс труда, значимость ее продукта для социума, использование современных технологий, что является определяющим и в профессии фотожурналиста.

Профессиональное общение - это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда. Профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств повышения эффективности профессиональной деятельности фотожурналиста. Профессиональные достижения всегда заметны в сфере социальных отношений в профессиональной сфере, и умение получать высокие результаты в труде на основе высоких уровней профессионального общения определяет компетентность общения. Профессиональное общение характеризует климат, атмосферу труда, во многом определяющую его эффективность, что наиболее заметно в сфере по типу человек-человек, к которой относится профессия фотожурналиста. Профессионализм общения проявляется в умении объединять коллег-профессионалов для решения нового круга задач профессиональной деятельности, в создании профессиональных и творческих сообществ и эффективном управлении ими.

Личность профессионала - это совокупность психических качеств, свойств, состояний человека определенного вида труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда. Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые результаты в развитии личности профессионала является наличие способностей к самооценке, саморегуляции и саморазвитию. Личность профессионала, в том числе и фотожурналиста, определяет ценностные ориентации, внутренний смысл, его профессиональный менталитет.

Сформированность у студента-фотожурналиста определенного уровня профессиональной деятельности, профессионального общения и профессионально значимых качеств личности создает основу для развития профессиональной компетентности, рассматриваемой, в данном контексте, как способность фотожурналиста ставить и решать определенный круг профессиональных задач.

Профессионализм фотожурналиста складывается из многих видов профессиональной компетентности:

– научной (комплекса знаний по теории фотографических технологий и специальных дисциплин);

– технологической (совокупности практических умений и навыков по выполнению практических задач);

– субъектной, отражающей авторскую оригинальность, стиль и почерк;

– профессиологической (осведомленности о смежных профессиях в журналистике их взаимодействии и взаимосвязи);

– культурной (способности к усвоению норм и правил, принятых в обществе и профессиональной среде как эталонов для личной деятельности и развития своей личности);

– коммуникативной (способности к сотрудничеству, работе в команде);

– правовой;

– экономической;

– этической;

– рефлексивной и др.

Могут быть выделены группы профессиональной компетентности: компетентность в определенных видах профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении, обучении, компетентность в реализации творческих достижений, а также виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Внутри компетентности следует выделить понятие компетенции как индивидуально выраженные способности к определенному виду деятельности, развивающиеся как от знаний, умений, так и от степени увлеченности и потребности пользоваться этой способностью. Компетенция - способность профессионала целесообразно применять имеющиеся у него знания и умения в конкретной ситуации для эффективного решения поставленной задачи. Если обеспечение образовательного процесса фотожурналиста осуществляется путем целенаправленного создания и планомерного использования в организации и управлении процессом профессионализации системы сформированных научных и практических компетенций, то они приобретают характер образовательных.

Образовательная компетенция фотожурналиста - это не только знания, умения, навыки, но и способность (готовность) эффективно применять знания и умения в реальной ситуации. Образовательные компетенции - это знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности, такими как способность к планированию, проектированию, прогнозированию, предвидению и творческой интуиции.

Одним из эффективных способов повышения мотивации студентов-фотожурналистов к овладению образовательными и технологическими компетенциями является ориентация обучения на достижение успеха, моделирование ситуации успеха. Практическая занятость студентов-фотожурналистов в периодической печати, участие в фото-информационной деятельности, в различных фотографических выставках, конкурсах и фестивалях, научно-практических семинарах, конференциях - все это является важнейшими средствами достижения успеха, формирования профессионального достоинства личности, усвоения корпоративных норм поведения и профессионального общения. На данной основе могут достигаться более высокие уровни профессиональной компетентности, переходящие к профессиональному творчеству, означающие обогащение и развитие опыта профессии новыми направлениями, темами и результатами в выбранном жанре, формирование авторского стиля работы, что позволяет говорить о компетенции творческой.

Важным средством оценивания и стимулирования профессионализма является акмеограмма, анализирующая достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве и отражающая требования к деятельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, которые приводят не просто к получению человеком социально требуемого результата, но и обеспечивают поступательное развитие и профессиональное совершенствование самого специалиста, его продвижение к высокому уровню профессионализма.

Мы считаем возможным опираться в проектировании системы профессиональной подготовки фотожурналиста на его акмеограмму, включающую следующие показатели:

1. Эффективность профессиональной деятельности фотожурналиста:

а) результативные показатели

– профессиональная востребованность (способность ставить цели, осознавать, регулировать деятельность, оценивать эффективность, целесообразность и соответствие результата поставленным целям);

– профессиональная образованность (владение теоретическими знаниями, образовательная компетентность);

– технологическая подготовленность (профессиональная компетентность, готовность к использованию приемлемых и гибких технологий);

– профессиональное мастерство (опора на прошлый и настоящий профессиональный опыт, стабильность высоких результатов, экономичность, производительность);

– профессиональное творчество (постановка новых задач, проектирование новых и нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта).

б) процессуальные показатели

– специализация (профессиональное владение фотографическими умениями, навыками, мастерство в конкретных видах деятельности);

– универсализация (владение несколькими смежными видами деятельности, осведомленность о смежных профессиях в журналистике, их взаимодействии и взаимосвязи, разнообразие задач профессиональной деятельности);

– рефлексия (осознание значимости и ценности труда, управление качеством, предотвращение деформаций в профессиональной деятельности, владение и управление приемами получения наилучшего результата деятельности на уровне признанных образцов, эталонов профессии).

2. Развитость профессионального общения:

– личностная (эффект возрастания результативности личной профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении; обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррекции в совместной трудовой деятельности, бесконфликтное сотрудничество с коллегами; соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде; конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, формирование позитивного отношения к себе как профессионалу);

– общественная (владение приемами работы в творческом производственном коллективе, рациональное распределение функций и ролей в совместной трудовой деятельности; личное влияние на профессиональный рост в команде, анализ и распространение накопленных в профессиональном опыте способов эффективного получения результата; проектирование новых качеств профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения; создание условий для мобилизации резервов психического развития участников совместной деятельности; обеспечение положительного психологического климата в профессиональной деятельности, создание психологического благополучия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятельности).

3. Зрелость личности профессионала:

– социально-важная (осознание ответственности и учет интересов потребителей в результатах своей профессиональной деятельности, способность к проектированию новых форм и видов труда и формированию его востребованности, понимание влияния своей профессиональной деятельности на процессы формирования общественной системы нравственных ценностей и менталитета профессии; высокая чувствительность к новым возможностям, личностная ответственность за выполненную работу и за неиспользованный шанс);

– культурно-личностная (проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и совершенствования, способность к накоплению и анализу профессионального опыта, выработка индивидуального авторского стиля профессиональной деятельности как сочетание профессиональных задач и способов деятельности, способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия с учетом имеющихся возможностей, предупреждение перегрузки; осознанное стремление к многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения).

Содержание образовательного процесса, представленное такими аспектами, как научно-образующий, профессионально-деятельностный, культурно-коммуникативный, качественно-рефлексивный, социально-эмоциональный, художественно-эстетический, в своей совокупности отражает в себе общечеловеческие ценности.

Ценность, понимаемая как социокультурная значимость в жизни человека, и основные виды ценностей находят отражение в содержании образовательного процесса.

Культурно-познавательные ценности заключены в познании окружающего мира как мира культуры, его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в человеческой жизни и искусствах, осознании значимости культуры для человека и человека в культуре.

Гуманистические ценности состоят в признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие, которые выражены в идеалах добра, красоты, любви, равенства, братства, истины.

Нравственные ценности - это представления, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм и правил общения, взаимоотношения и поведения, которые характеризуются созидательно-культурным характером, противостоянием негативному в культуре и социуме, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать свою деятельность и взаимоотношения с обществом.

Эстетические ценности - это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами, выраженными в категориях прекрасного, комического, трагического и др.

Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ее решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения».

Исходя из аксиологических идей, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

– развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

– формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

– обеспечение возможности для личностного и профессионального роста и самореализации;

– овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

– создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Гуманизм личностно ориентированного образования состоит в том, что оно обращено к собственно личностному в воспитании и в обучении. Главные ценности личности - личностный смысл и личностный опыт - становятся личностными только тогда, когда обучающийся в процессе обучения сам приходит к определению ценности знания и практического опыта лично для себя. Для этого нужна активная интеллектуальная деятельность сознания, формирующегося в процессе обучения, которая вырабатывает способность к самостоятельному принятию решения по поводу ценности чего-либо. Образование, способствующее пробуждению данного вида интеллектуальной деятельности сознания, имеет гуманную, т.е. человеческую ценность. В связи с этим появляется возможность обращаться в личности к тому, что представляет наибольшую ценность для человека. В целом - это ценность его жизни. Таким образом, возникает основная проблема ценностного подхода к образованию журналиста - проблема воспитания личности, соответствующей не только мировой, но и определенной культурной эпохе. Но осознать это можно лишь в ходе общения с людьми различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. Результатом такого общения-диалога является свободный выбор индивидом духовных ценностей, образа жизни, мышления, т.е. его самодетерминация в горизонте личности, обретение личностного образа, в становлении которого центральное место занимает процесс культурной идентификации.

В зависимости от того, какие ценности включает в себя система профессионального обучения, определяется цель и смысл образования. Образование - это специфическая сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития и профессионального становления фотожурналиста, а также освоения ценностей культуры. Базовыми ценностями являются человек, культура, социум. Система ценностей фотожурналиста - это его внутренний мир, возникающий в наибольшей степени как результат процесса профессионально-педагогической подготовки в вузе. Под ценностями профессиональной деятельности мы понимаем те ее особенности, которые позволяют журналисту удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей. Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с профессией журналиста, ее социальным смыслом, можно предложить следующие группы профессиональных ценностей деятельности:

– связанные с признанием в обществе, ближайшей социальной среде (общественная значимость труда журналиста, престиж профессиональной деятельности, признание родных, близких, знакомых и др.);

– направленные на удовлетворение потребности в общении (постоянная работа и возможность общения с интересными людьми, коллегами, обмен духовными ценностями и т.п.);

– способствующие самосовершенствованию (возможность развития творческих способностей, приобщение к духовной культуре, занятия любимый делом, предметом, постоянное пополнение своих знаний и др.);

– обеспечивающие возможность самовыражения (творческий и разнообразный характер труда, романтичность и увлекательность данной деятельности, соответствие журналистской деятельности и развития личного творчества и т.д.);

– удовлетворяющие утилитарно-прагматические запросы (межличностное общение, возможность самоутверждения, профессиональный рост, продвижение по службе, карьера и др.).

В структуре профессиональной подготовки ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты образовательной системы. Ценности здесь выступают ориентирами человеческого поведения и формирования жизненных и профессиональных установок. Духовное развитие личности будущего фотожурналиста осуществляется качественнее и основательнее в условиях, когда приоритетным в содержании системы профессиональной подготовки является аксиологический компонент, содержащий в своей основе необходимость приобщения к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях, об их природе, механизмах развития и способах функционирования, а также о профессиональных ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование фотожурналиста.

Анализ и педагогическое экспериментальное выявление аксиологических приоритетов профессионального образования позволяют определить, что они оказывают решающее влияние на формирование профессиональных ценностных ориентации и играют основополагающую роль при составлении системы аксиологических приоритетов и выборе тех ценностей, которые могут, активно стимулируя развитие теории и практики образования, способствовать профессиональной подготовке современного журналиста при соблюдении ряда условий:

– цели профессионального образования журналиста опираются на аксиологические ориентиры;

– содержание профессиональной подготовки журналиста отражает исторические и современные общечеловеческие ценности;

– процесс профессиональной подготовки журналиста базируется на аксиологических составляющих и подчинен логике развития ценностной сферы современной личности;

– технологии профессиональной подготовки являются стимулами освоения аксиологического потенциала содержания образования;

– аксиологические ценности характеризуют жизненную позицию журналиста и реализуются в его практической творческой деятельности.

Будучи усвоенными и признанными, проявленными в потребностно-эмоциональной сфере и в субъектно-личностной деятельности, ценности прямо влияют на становление профессионализма и мастерства будущего журналиста. Однако в современном образовательном процессе удельный вес такой деятельности ничтожно мал, поэтому содержание профессионального образования фотожурналиста нуждается в совершенствовании и разработке.

Фотографическое искусство выступает в данной ценности как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный зрительный образ, концентрирующий определенную взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. Обозначенные ранее виды ценностей фотокорреспондент черпает из содержания информационной культуры.

Содержание проектируемого образовательного процесса представляется как целостность: журналистики как науки, фотографической изобразительной культуры и потребительской культуры социума, объединенных взаимообразно формируемыми ценностями и ценностными отношениями. Ядром этой целостности является человек (как реципиент, как источник информации и как информационный объект) с его внутренним, характерным миром и многообразием видов отношений с окружающим внешним миром.

Основными ценностными принципами построения содержания образовательной системы являются:

– гуманистическое отражение общечеловеческих ценностей в различных видах и жанрах информационной культуры;

– доминирование принципа «личностности» мира культуры в содержании информационного продукта, раскрывающего взаимосвязь человека с другими людьми, с общественно-политическими событиями и природными явлениями;

– соотнесенность культуры внешнего мира с реальным содержанием культуры его фотографического отражения в информационной среде;

– соподчиненность и гармония культуры индивидуального фотографического творчества и реального мира, личностного и событийного, мира моего «Я» и мира «Других»;

– рефлексивное развитие личностных (этических, интеллектуальных, познавательных, художественных, коммуникативных) качеств фотожурналиста, обусловленное психическими закономерностями влияния культуры профессиональной деятельности.

Механизм построения модели образовательного процесса профессиональной деятельности фотожурналиста представляется возможным определить через различные аспекты профессиональной деятельности.

Освоение журналистом реального мира осуществляется посредством синтеза фотографических технологий и творческой деятельности, которая начинается от живого, непосредственного созерцания, объектом которого является сама жизнь. Наблюдение, общение, изучение, освоение, познание, осмысление разумом и чувствами социальных и природных явлений является основой приобщения журналиста к культурным ценностям, которые, в свою очередь, отражаются им в информационном продукте, через различные виды организации профессиональной информационной деятельности, уже в новой, знаково-символической форме. Информационная среда, являясь отражением реального мира, имеет множество способов взаимодействия с социумом, используя знаки и символы культуры. Своеобразие этого взаимодействия состоит в том, что фотожурналист как бы заново открывает знакомый реципиенту мир, но сам он уже выступает в этом процессе в различных ролях: свидетеля, наблюдателя, соучастника, зрителя, исполнителя, автора, критика, художника и т.д.

Поэтому механизм построения модели образовательного процесса профессиональной деятельности фотожурналиста, в зависимости от целей, задач и жанровой тематики, определяется через исполнительский, драматургический и режиссерский аспекты.

Исполнительский аспект характеризуется тем, что фотожурналист, в ходе восприятия проявлений событийности внешнего мира, выступает в роли свидетеля, наблюдателя, а возможно, и соучастника события, и предлагает реципиенту фотоинформацию о своем в них личностном участии. В ходе профессиональной деятельности у фотожурналиста складывается целостная фактологическая, реалистическая система представления о мире и технологический арсенал фотографических изобразительных приемов и средств, с которыми он выступает не только субъектом восприятия реального мира, но и изготовителем конкретного информационного продукта, отражающего и воспроизводящего динамику существования внешнего мира во всем его многообразии и реалистичности. Фотоинформация, событийный и видовой фоторепортаж, основываясь на наглядности восприятия фотоизображения, документальности, достоверности, убедительности, позволяет фотожурналисту от первого лица выступать в диалоге с социумом с утверждением, что это было именно так. Независимо от значимости события, явления или персоны, являвшихся основой формирования информационного продукта, исполнительский аспект деятельности фотожурналиста заключается в прямом, непредвзятом и оперативном производстве непрерывного потока фотоинформации, что является на сегодняшний день материальной основой функционирования системы информационной среды.

Драматургический аспект профессиональной деятельности ставит фотожурналиста перед необходимостью отобразить воспринятые и осмысленные факты как ценности культуры. Он определен из понимания драматургии как системы эстетических принципов, способов построения образно-смысловой целостности и значимости фотографического произведения. Драматургия отражает сюжетную завершенность, чувственную реальность смыелового содержания, патетическое звучание образов, придает произведению нравственно-культурный уровень. Характеризуя драматургию как моделирование человеческого общения, сопереживания, соучастия, фотографическое произведение обретает способность воссоздавать, моделировать эмоциональные стороны изображаемой действительности, подражать действию.

Драматургический аспект связан с изобразительным характером деятельности фотожурналиста, который выражает увиденный мир сквозь призму культуры собственного видения, суждений, чувств, мнений, оценок. Он не только выступает изготовителем конкретного информационного продукта, но и изображая увиденное, как зритель и исполнитель удивляется, восхищается, возмущается, понимает, узнает, обращаясь тем самым к внутреннему диалогу своего «Я» с реципиентом. Эта позиция авторского содержания находит свое воплощение в художественно-эстетической форме тематического фоторепортажа и фотоочерка.

Драматургический аспект изображения мира в профессиональной деятельности фотожурналиста обусловлен особенностями психического восприятия и видом художественно-эстетической деятельности, опытом как фотографа, уровнем его технических навыков, используемых средств выразительности и сложностью моделирования сюжетов и объектов изображения.

Режиссерский аспект профессиональной деятельности обусловлен творческим, целостным, образным видением мира фотожурналистом. Он выступает уже как художник, автор собственных замыслов, создатель культурно-нравственных образов и их исполнитель, что ярко проявляется в жанровой портретной работе и фотопублицистике. Режиссерский аспект обеспечивает фотожурналисту, через осознание взаимосвязей в мире культуры и социума, свободу профессиональных действий, благодаря чему он проявляет личностные творческие и культурные качества. Режиссерский профессионализм фотожурналиста связан с умением создавать условия, направленные на реализацию художественной творческой деятельности, и способностью к оценке её результатов в контексте ценностей мира культуры. Фотожурналист, выступая уже как автор, критик и фотохудожник, создает свой собственный образ мира фотографическими средствами, тем самым творит культуру мира своего «Я».

В основу модели образовательного процесса профессиональной деятельности фотожурналиста могут быть положены различные формы её организации: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Каждая из представленных форм организации образовательного процесса имеет свои как общие, так и специфические принципы, структуру построения, способы интеграции содержания дисциплин и видов учебной деятельности, организующие и контролирующие функции преподавателя. Каждая из этих форм может применяться отдельно, как для изучения основополагающих дисциплин или курсов, так и выполнения конкретных учебных заданий, но наибольшая эффективность учебного процесса достигается при их параллельном использовании, определяя тем самым преемственность и межпредметные связи.

Пластообразная форма организации образовательного процесса заключается в том, что она представляет собой последовательное наслоения научных, познавательных, исследовательских, практических, культурно-художественных видов учебной деятельности в пределах одной учебной дисциплины или специального курса, содержание которых определено последовательным переходом между содержательными уровнями объекта познания. Учебную деятельность, построенную по данной форме, определяет классический постулат перехода «от простого к сложному, а далее к истине». Данная форма образовательного процесса организуется по следующим принципам.

Принцип психологической обусловленности предполагает определение закономерности в последовательности и содержательности уровней образовательного процесса в учебной деятельности, обусловленных особенностями психического процесса, который обеспечивает полное усвоение учебного материала на данном уровне как необходимую и достаточную базу для перехода на следующий.

Принцип многогранности предполагает, что если один аспект знания познается в различных научных областях, жанрах искусства, культуры, то он также проявляется в научных, познавательных, исследовательских, практических, культурно-художественных видах учебной деятельности.

Принцип гармоничности выражается в созвучии, вертикальной интеграции, преемственности пластов учебной деятельности, в результате их взаимодействия, направленного на формирование определенного аспекта знания и профессиональной подготовки.

Особенность спиралевидной формы организации модели образовательного процесса состоит в том, что теоретическое содержание, а также научные, познавательные, исследовательские, и практические способы учебной деятельности, в которую включен студент-фотожурналист, будут постоянно и постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Профессиональное обучение при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. В основу спиралевидной формы организации образовательного процесса может быть положен либо один жанровый вид творческой деятельности фотожурналиста, или же интегрированные виды деятельности, единые по форме, но многокомпонентные по содержанию, что может предопределить жанровую специализацию фотожурналиста.

В основу данной формы организации положен принцип концентричности, который выражается в качественном и постепенном наращивании и усложнении элементов учебной деятельности при сохранении тематической направленности в содержании и способах выполнения учебных заданий. Преподаватель при такой форме организации образовательного процесса выступает партнером, организатором совместного сотрудничества в обучении профессиональной деятельности и её самооценке.

Контрастная форма отличается от вышеназванных тем, что строится на контрасте мнений, оценок и суждений, на возможности раскрытия ценности в ее противоположном значении, что проявляется в диалоге, сопоставлении и противопоставлении восприятия, создает условия для возникновения диалога культуры, диалога искусств, диалога личностей, стимулирует к межличностному общению, обмену ценностями, формирует основу для развития плюрализма и толерантности.

Взаимопроникающая форма характеризуется включением в основную деятельность деятельности дополнительной, без нарушения её логики как основного жанра. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения уровня познавательного и культурного интереса путем перевода в другую деятельность посредством новой технологии, нового способа, знака и символа (текст и изображение), нового содержания и т.п., что способствует акцентуации и активизации восприятия содержания и ценности предмета обучения, перевода его на новый уровень развития.

Основным принципом данной формы организации образовательного процесса является логическая целесообразность, определяющая меру подключения одного вида деятельности к другому, к одному из ее компонентов (содержанию, мотиву, методу, способу, приему, средствам, знаку), при которой процесс учебной деятельности развивается соответственно поставленным целям и планируемому результату [204].

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма организации образовательного процесса наиболее продуктивная, но и сложная, так как требует высокой профессиональной культуры и компетенции специалиста. Она направлена как на создание личностно ориентированных условий для творческого профессионального становления студента, так и на самореализацию педагога. Педагог вступает с обучаемым в сотворчество, контролирует и корректирует проявляющуюся творческую потенцию, учит его самооценке, стимулирует к общению и сотворчеству с коллегами.

При такой организации образовательного процесса педагогу важно своевременно переводить студента с одного вида деятельности на другой, из одного пласта профессиональной культуры в другой. Такой перевод способствует развитию творческих потенциальных возможностей, приобретению профессиональной специализации, адаптации к социальной среде и регуляции отношений в ней.

Каждая форма организации модели образовательного процесса профессиональной деятельности фотожурналиста требует специфических принципов. Однако есть и общие принципы; основополагающие для всех форм:

– принцип соотнесенности определения культурной ценности в содержании одной деятельности и другой, в одной грани мира информационной культуры (социума) и другой, одних знаков и символов информационного продукта с другими, в одном виде фотографического искусства и другом;

– принцип одномоментного, или параллельного, включения всех видов восприятия и образного познания в результативность процесса творческой деятельности фотожурналиста;

– принцип проецирования познания качества культурной ценности на свое «Я»;

– принцип результативности, который состоит в том, что создаются условия для обязательной качественной оценки полученных результатов при выполнении каждого этапа учебной деятельности. Это дает возможность увидеть, осознать, оценить продукт своей деятельности в динамике, внести коррективы и добиться максимального развивающего эффекта.

Таким образом, модель образовательного процесса формирования профессиональной компетентности будущего фотожурналиста включает в себя научное журналистское образование, профессиональное фотографическое обучение, культурное развитие, содержание которых реализуется в процессе профессиональной деятельности и коммуникативном общении. Механизмы (исполнительский, режиссерский, драматургический), обеспечивающие профессиональное становление фотожурналиста в образовательном процессе, позволяют объединить все его составляющие.

Разнообразные формы организации образовательного процесса дают возможность педагогу и студенту реализовывать свой творческий потенциал в зависимости от поставленных целей и задач. Проектируемая модель представляет собой систему организации пространства информационной среды, выступающей здесь средой жизнедеятельности, где будущий фотожурналист на двух уровнях (культурно-личностном и научно-пространственном), познает и создает ценности культуры и социума, в котором развивается его субкультура.

 

Автор: Барабаш О.Ю.