24.08.2011 12376

Педагогическое взаимодействие в воспитании детей, находящихся на лечении в детском санатории (статья)

 

Взаимодействие - это универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте воспитатели и дети, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогических сотрудников (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно дети существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства воспитателей. Информация, полученная от детей, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.

Основой создания среды является взаимодействие. В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения взаимодействия педагогов и детей существенное значение имеет определение этой категории на основе организации совместной деятельности.

Анализ научной литературы позволяет выделить социальное и педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие, как часть социального взаимодействия, всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач.

Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включающее педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными. В условиях детского санатория воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное педагогическое взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом необходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения их социального взаимодействия, включения самих детей в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в новой среде.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В образовательном учреждении, в семье идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную общность людей. В коллективе, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаимодействие педагогов и учащихся, по-особому идет процесс передачи опыта. Так, в детском санатории, где сложились и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

В условиях детского санатория передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух формах: в процессе взаимодействия воспитателей и детей, то есть в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших подростков. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, воспитатели являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений - зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

Взаимодействие сотрудников детского санатория, то есть взрослых, и детей, находящихся на лечении в этом санатории, одновременно происходит в разных системах: между детьми (сверстниками, старшими и младшими), между взрослыми и детьми, между взрослыми. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие воспитателей и детей, находящихся на лечении в детском санатории. В то же время стиль отношения воспитателей и детей зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в детском санатории. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в детском санатории.

В качестве ведущей цели взаимодействия воспитателей и детей мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние (Н.Н. Обозов, 1981).

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела воспитателей и детей, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагогических сотрудников и детей, степенью • достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

– по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

– по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед воспитателем; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

– по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

– по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

– по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса в детском санатории можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Определение -показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются, в зависимости от условий и ситуаций педагогического процесса. Это позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Могут быть предложены различные основания для классификации.

Выделяют взаимодействия, прежде всего, по субъекту и объект-субъекту:

– личность-личность (ребенок-ребенок, воспитатель-ребенок, воспитатель-воспитатель, воспитатель-родитель и т.д.);

– коллектив-коллектив (коллектив младших - коллектив старших, класс -класс, группа детей - группа детей, детский коллектив - педагогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т.д.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии как средства создания воспитательной среды детского санатория.

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, воспитатель, организуя коллективную творческую деятельность, взаимодействует непосредственно с руководителями микрогруппы, от деятельности которых зависит участие в работе других детей. Консультируя своих помощников, воспитатель направляет их внимание и действия на каждого ребенка, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через организаторов дела воспитатель корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия в детском санатории может также быть:

– содержание деятельности (взаимодействие в лечебной, учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);

– наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; если цель отсутствует, говорят о стихийном взаимодействии;

– степень управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие;

– тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» - активность с одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение и другие.

Данная типология применима к характеристике взаимодействия всех участников воспитательного процесса в детском санатории на всех уровнях: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, взрослый-взрослый и т.д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, - иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и учащимся на новый качественный уровень. У детей формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Взрослые и дети в повседневной жизни в детском санатории участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса в детском санатории.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждают партнеров договариваться.

Опека - это забота одной стороны о другой (воспитателя о детях, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия, как отмечает И.П. Иванов, состоит в следующем: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта - более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Одностороннепотребительская позиция воспитанников является основной причиной живучести потребительской психологии. Дети привыкают, прежде всего, получать, избирательно относиться к готовому опыту, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы, прежде всего, для себя (И.П. Иванов, 1990).

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе ребенок, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в детском санатории обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к воспитателю. Ребенок перестает любить детский санаторий, где он временно находится и где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других - деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, взрослый должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов. Иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога - найти способы перехода к другим типам взаимодействия (диалогу, соглашению).

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия (Психология: словарь, 1990).

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта, лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений (Психология: словарь, 1990).

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в соперничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-соглашение, который заключается в урегулировании разногласий через взаимные уступки и договоренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуждать их к поиску продуктивных решений проблем.

Все рассмотренные типы взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обусловливают динамику характера взаимодействия участников процесса, гибкого и в то же время мобильного перехода от одного типа взаимодействия к другому.

Развитие взаимодействия воспитателей и детей в детском санатории происходит в процессе организации их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

– сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят, в ней личностный смысл;

– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и детей;

– создаются ситуации свободного выбора видов и способов деятельности;

– позиция и стиль работы воспитателя детского санатория способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал детского санатория для формирования взаимоотношений воспитателей и детей заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Чтобы успешно строить свои взаимоотношения с детьми, воспитателю необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов воспитанников; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности к участию в той или иной деятельности; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между детьми и воспитателями; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; наконец, своих собственных возможностей. Информация по этим вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом воспитателю важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других сотрудников детского санатория, детей) и разными путями (в общении, в деятельности со своими товарищами, воспитателями, наедине с самим собой).

Отношение детей к воспитателям в детском санатории также определяется их информированностью о воспитателе. Самой доступной для них является информация об уровне воспитанности воспитателя, его эрудиции, профессиональных качествах, которые дети распознают довольно быстро. Надо учитывать, что мнение о воспитателе, которое очень трудно бывает опровергнуть, может передаваться от детей старшего возраста. Как и воспитателям, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в воспитателе, однако рамки времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

Знание друг о друге должно быть не просто зафиксировано, а осознано и понято. Понять другого человека - значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не значит, что нужно соглашаться со всеми действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить аргументацию в споре и склонить партнера на свою сторону. Говорят, что понять - значит простить. С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попустительство. Известно, что дети с большим уважением относятся к строгим, справедливо требовательным воспитателям, поэтому понять другого человека - значит увидеть в нем личность и с учетом ее особенностей проявить к нему доброжелательную требовательность.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, воспитателями и детьми формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и понимание, осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща. Взаимопонимание в данном случае характеризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и воспитателям, и детям полезно помнить о следующих правилах: уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, делая вид, будто оно и не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств. Воспитатели в детском санатории допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям.

В детском санатории проводится ряд специально организованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию воспитателей и детей, ускоряют эти процессы. Примером этого может быть встреча «Мир моих увлечений». Каждый ребенок рассказывает о своем любимом занятии, а затем воспитатель знакомит детей со своими увлечениями. Много может быть неожиданных моментов и для детей, и для воспитателей на этой встрече. Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогических сотрудников, работающих в данном детском санатории.

Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между воспитателями и детьми стали традицией в санатории, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области культуры, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.

Достижения, лучшие стороны и качества воспитателя раскрывают творческие отчеты, которые полезно проводить с участием детей. Сами дети могут представить в творческой форме деятельность воспитателя, его профессиональный портрет, наиболее удачные, по мнению детей, идеи, подходы, методические находки воспитателя. Поменяться ролями, встать на место ребенка и наоборот - очень полезно, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказываются дети в дни дублера. Можно спорить о их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситуации воспитатели в своем воспитаннике увидят себя, а ребенок поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого воспитательского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих воспитателей. Полезно найти возможность включать детей в учебно-воспитательный процесс в качестве учителей и воспитателей не только в праздники, но и в повседневной жизни детского санатория.

Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между воспитателями и детьми и создают ситуации равноправия между всеми участниками воспитательного процесса. Так, например, полезно наряду с Днем учителя сделать традиционным День ребенка санатория или Праздник санатория.

Для организации повседневной работы коллектива, конкретных дел, решения проблемы могут создаваться органы самоуправления, в которые «на равных» войдут воспитатели и дети. Важно стимулировать формирование советов дел, творческих групп, состоящих из взрослых и детей, старших и младших.

Развитию отношений между воспитателями и детьми, находящимися на лечении в детском санатории, способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.

Воспитателю детского санатория всегда приятно внимание, признание своих воспитанников; проявление заботы, чуткого отношения к детям со стороны воспитателя является, конечно же, не менее важным. Форма проявления его внимания к детям становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между воспитателями и детьми способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения. Было бы замечательно, если бы воспитатель начинал свой рабочий день в детском санатории с поздравления воспитанника, добившегося успехов в конкурсе или спортивном соревновании.

Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной деятельности надо готовиться и воспитателям, и детям. Если в детском санатории проводится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого вопроса и с воспитателями, и с детьми или хотя бы с активом, воспитанников. С воспитателями пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения детей к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества детей. С активом воспитанников будут обсуждаться вопросы организации коллективного планирования, привлечения к этому делу воспитателей, тактичного поведения детей в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение воспитателями и детьми предстоящих дел, позиции, роли в них членов коллектива, взрослых и детей.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий с детьми о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создавать воспитывающие ситуации для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Особенность педагогической и практической подготовки заключается в том, что она осуществляется не только в специально организованных формах, но всем построением, ходом, опытом жизни в детском санатории. Ее многообразие позволяет воспитателям и детям постоянно учиться взаимодействию, сотрудничеству в конкретных делах.

Наиболее эффективным способом вооружения навыками совместной деятельности и общения, развития коммуникативных умений является правильно организованная сотрудническая деятельность в коллективе детского санатория, которая в значительной мере определяется стилем управления в детском санатории.. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогических сотрудников проецируется на взаимоотношения педагогических сотрудников с детьми, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в коллективе детского санатория - это демократический стиль управления.

Единство объективных и субъективных условий обеспечивает развитие взаимодействия воспитателей и детей, а их взаимная обусловленность - важнейшая предпосылка реализации воспитательной эффективности взаимодействия.

Социально-экономические условия, специфика социума преломляются через условия работы конкретного детского санатория, которые существенно влияют на взаимодействие членов коллектива. Разные возможности для развития взаимодействия, сотруднических связей существуют в большом и малочисленном санатории.

Особенности микрорайона детского санатория, его взаимосвязи со средой могут способствовать или препятствовать развитию сотруднических связей членов коллектива, воспитателей и детей. Так, например, педагогически целесообразное использование культурно-просветительных учреждений расширяет сферу совместной деятельности и общения воспитателей и детей; с другой - создает возможности для реализации воспитателей в тех видах деятельности, где он может проявить способности, свою индивидуальность, сосредоточив усилия на конкретном участке работы, и, следовательно, успешно построить совместную деятельность с детьми. Однако следует учитывать тот факт, что детский санаторий - закрытое учреждение, поэтому взаимосвязь детского санатория с другими учреждениями невозможна.

В ряде детских санаториев на характер, содержание взаимодействия членов коллектива влияют национальные и местные традиции, а также отношение к детскому санаторию местных органов власти, производственных коллективов. Когда детский санаторий занимает определенное место в жизни города и выполняет свою социальную роль в его развитии, создаются благоприятные условия для формирования доброжелательных, заинтересованных взаимоотношений в коллективе.

Важнейшая группа условий, влияющих на характер, способы взаимодействия воспитателей и детей, связана с особенностями жизнедеятельности детского санатория, уровнем его развития, связями. В санатории, где складывается воспитательная система, существует определенная упорядоченность деятельности отношений, воспитатели и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие строится на основе идей, выработанных в совместном поиске, согласованных действий, осмысления и принятия роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулируются принятыми сообща законами, кодексами, договорами, добровольно взятыми обязательствами. Это снижает конфликтность, способствует развитию диалогового и сотруднического взаимодействия в коллективе.

По-разному строится взаимодействие воспитателей и детей в детском санатории в зависимости от способов формирования, вхождения в него воспитателей, времени существования, количественного, возрастного и качественного состава, назначения и т.д.

Отметим, что межличностные отношения воспитателей и детей опосредуются отношениями в первичном коллективе, которые в свою очередь детерминированы характером и уровнем взаимодействия педагогического и детского коллективов, в целом психологической атмосферой и нравственным климатом в детском санатории.

На характер взаимодействия воспитателей и детей влияет стиль управления санаторием: авторитарный стиль способствует развитию опеки и подавления в коллективе, а иногда приводит к конфронтации; демократический стиль стимулирует сотруднический тип взаимодействия.

В одном и том же коллективе по-разному осуществляется взаимодействие воспитателей и детей в учебной и внеучебной деятельности. На характер влияет обстановка, место, где проходят совместная работа и общение. Даже если взаимодействие построено на принципах внимания, уважения, доверия - все равно отношения существенно различаются.

Взаимодействие воспитателей и детей очень сильно зависит от того, как они воспринимают друг друга. Знания друг о друге и связанные с ними взаимные ожидания играют важную роль при формировании взаимоотношений. Без учета ожиданий детей трудно рассчитывать на успех совместной работы воспитателей и детей в детском санатории. Влияние этих условий связано со временем, длительностью контактов, сферой взаимодействия членов коллектива.

Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конечном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенностями взаимодействующих сторон.

На характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники живут интересами санатория, коллектива, воспитателя, их легко вовлечь в любую деятельность. Наиболее значимой для ребенка является деятельность, организуемая воспитателями. Общение с воспитателем, находясь в детском санатории, также наиболее значимо для него.

Тяготение к взрослым, воспитателю тем сильнее, чем духовно богаче жизнь воспитателя. Авторитет воспитателя поддерживается его глубокой компетентностью, эрудированностью, высокой эмоциональной культурой, умением прибегать к средствам, покоряющим воображение детей. И наоборот, если воспитатель с самого начала вызвал к себе антипатию, он встретит много трудностей.

Воспитательные усилия воспитателей зачастую не приносят успехов: дети рассматривают их как стремление взрослых ограничить их самостоятельность. Отсюда следует, что взаимодействие воспитателей и детей должны строиться так, чтобы ребенок опеку воспитателей не воспринимал как нечто докучное, тягостное.

В младшем подростковом возрасте взаимодействие основано на беспредельно высоких требованиях подростков к воспитателям. Малейшие промахи в поведении воспитателя фиксируются подростком и становятся преградой в установлении отношений. В старшем подростковом возрасте эти требования не ослабевают, но подростки начинают понимать, что возможности взрослых тоже не беспредельны, в их требованиях появляется чувство меры. Воспитатель - тоже человек, ему могут быть свойственны те или иные человеческие слабости, но это не должно быть в ущерб его профессионализму. Умение воспитателя воздействовать на коллектив, незаметно организовывать, включить каждого в необходимый вид деятельности высоко оценивается старшим подростком и служит основой для установления подлинно гуманных отношений с наставником. Не принимаются действия таких воспитателей, которые строят свои отношения на послаблениях либо, наоборот - на грубой силе, на подавлении инициативности и активности детей.

В воспитательной работе со старшими детьми возникают свои сложности. Особенно важно создавать условия для проявления волевых усилий школьников, чтобы они осознали себя как личность. Воспитатель выбирает такую программу деятельности, которая наиболее отвечает запросам развивающейся личности. В этот период особенно важна духовная близость, духовное единство воспитателей и детей. Попытки воспитателя действовать лобовой атакой против ложных позиций молодых людей не дают положительного результата. Они отдаляются от воспитателя. Взаимодействия воспитателя и ребенка должны быть основаны на доверии к детям и взаимной требовательности. Право требовать в детском санатории имеют не только воспитатели, но и дети.

Таким образом, на каждом возрастном этапе характер взаимодействия воспитателей и детей в детском санатории приобретает свою специфику. В связи с этим существенно изменяется позиция воспитателя: переход от внешней позиции по отношению к коллективу детей к внутренней; снижение доли прямого воздействия и рост косвенного; передача части функций управления коллективом органам самоуправления; переход к преимущественному влиянию на внутренний мир личности каждого ребенка.

В младших классах воспитатель выступает как организатор жизни коллектива детей, создавая атмосферу взаимной доброжелательности, заботы, мажора в процессе разнообразной насыщенной творчеством деятельности детей. В подростковых классах позиция воспитателя может быть определена как руководителя такой деятельности, которая включает большую долю самоорганизации детей, а воспитателю позволяет проявить себя на конкретном участке. По отношению к старшим подросткам воспитатель занимает позицию опекуна, который особое внимание уделяет взаимодействию детей в тех сферах, где возможно осуществить влияние на них в косвенной форме. В старших классах позиция воспитателя может быть определена словом «консультант», то есть «дающий советы в определенной области». Такое разграничение позиции весьма условно, оно показывает лишь желательное преобладание одной из них на каждом возрастном этапе развития детей.

Организуя взаимодействие с детьми, между детьми, воспитатель должен учитывать также интересы, потребности, склонности, возможности детей, находящихся на лечении в детском санатории. Обнаружив, например, совпадение интересов у части детей, воспитатель строит свои отношения с этой группой - разумеется, в зависимости от своей подготовленности и личностных особенностей. Воспитатель может выявить группы в соответствии со структурой личностных отношений между детьми, группы организаторов и другие. В зависимости от тех или иных целей воспитателю желательно в организации взаимодействия использовать различные подходы к выделению групп детей и в данный момент опереться на тот, который наилучшим образом отвечает гуманному характеру его взаимодействия с воспитанниками. При этом необходимо учесть и индивидуальные различия детей. Индивидуальный подход является важнейшим условием формирования положительных взаимоотношений воспитателя с детьми. Он требует учета мотивов поведения ребенка, его индивидуальных свойств, предполагает проявление к нему внимания и заботы, выбор наилучшего способа взаимодействия с каждым ребенком.

Названные выше условия взаимосвязаны, взаимообусловлены и в своей совокупности влияют на характер взаимодействия воспитателей и детей. Учет этих условий и их целенаправленное обеспечение осуществляется воспитателями. Следовательно, успешность, характер взаимодействия в большой степени зависят от деятельности самих воспитателей, их нравственных и профессиональных качеств, наличия у них педагогических способностей, владения педагогическим тактом.

Также на характер поведения воспитателей и их взаимодействие - с детьми, коллегами влияет должность, та роль, которая возложена на них в коллективе. Каждая педагогическая должность имеет свои специфические особенности, которые влияют на стиль взаимоотношений с членами коллектива. Различной может быть реакция воспитателей на одно и то же поведение ребенка, вряд ли целесообразно требовать от завуча и воспитателя однотипных действий.

Должностные моменты (статус воспитателей, положение ученика) оказывают существенное влияние на выбор средств и тона в совместной деятельности и общении. Так, например, главное в работе воспитателя - непосредственное общение с детьми, организация внеурочной совместной деятельности и основанная на ней связь с каждой личностью, товарищеская забота, неформальное личностное общение. Главное в работе учителя в детском санатории - общение с учениками на основе глубоких знаний предмета, построение доброжелательных, преимущественно деловых отношений. А если эти роли возложены на одного и того же педагога, то важно умело, гибко, естественно менять характер взаимодействия с коллективом, отдельными учащимися в зависимости от роли, выполняемой в данный момент.

Знание условий и особенностей их влияния на характер взаимодействия позволяет воспитателю осознанно выбирать наиболее эффективный способ взаимодействия с детьми в детском санатории. Квалификация, педагогическое мастерство воспитателя проявляются, с одной стороны, в способности учитывать объективное влияние одних условий; с другой - в умении создать те условия, которые необходимы для развития сотруднического взаимодействия в коллективе между детьми, между детьми и взрослыми.

Таким образом, педагогическое взаимодействие взрослых и детей в детском санатории, являясь основой создания воспитательной среды, помогает социально адаптировать детей, развивает у них социальную уверенность, нормализует психологический климат в детском санатории, способствует личностному росту и развитию детей. Более того, педагогическое взаимодействию способствует актуализации потенциала воспитательной среды детского санатория.

 

Автор: Бондаренко В.А.