24.08.2011 4419

Условия развития потенциала воспитательной среды детского санатория (статья)

 

Человечество, вступив в новое тысячелетие, обременено обострением противоречий. Наблюдается социальная и имущественная поляризация общества, возросло количество больных детей, детей-инвалидов, увеличились детская смертность, преступность, наркомания. Усложняются последствия чернобыльской катастрофы.

Проблема обеспечения здорового поколения видится специалистами глобально, как проблема, касающаяся всей планеты, в особенности регионов, потерпевших от различных потрясений.

Как показывает статистика, в Ставропольском крае резко растет число больных туберкулезом. В настоящее время в этом крае представлена достаточно широкая и разветвленная система борьбы с данным заболеванием, которая имеет в своем составе оздоровительные учреждения различных типов. Такие учреждения, системно осуществляющие многофункциональную деятельность, есть во всех областях России, в том числе и в Ставрополе, в частности Государственное учреждение здравоохранения «Краевой детский санаторий «Дружба» для больных легочным туберкулезом» (главный врач Т.С. Минаева, завуч Н.П. Горбатенко).

Государственное учреждение здравоохранения «Краевой детский санаторий «Дружба» для больных легочным туберкулезом» существует с 1951 г. и рассчитан на 125 мест. Расположен он в городе Ставрополе на улице Октябрьской, 159. Основной профиль Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом»: лечение, реабилитация и профилактика детей с активными формами туберкулеза органов дыхания в возрасте от 3 лет до 15 лет.

На территории санатория, составляющей 3 га, имеется административный корпус, главный корпус со школой, 2 спальных корпуса, кухня, прачечная, гараж, складские помещения.

Территория санатория озеленена, имеется небольшой сад, в котором оборудованы игровые площадки, беседки для отдыха и игр. В санатории функционирует клиническая лаборатория.

Главный корпус 1 рассчитан на 36 мест, в этом корпусе находятся школа и столовая, кабинет заведующей отделением, приемный покой, ординаторская, процедурный кабинет, кабинет ЛФК, физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, рентген кабинет. Здесь проходят лечение дети 711 лет, учащиеся 1-4 классов.

В корпусе есть холодная и горячая вода, центральное отопление, канализация, душевые комнаты. Палаты светлые и теплые.

Количество детей, поступивших в санаторий за последние годы, увеличивается. Это связано с тем, что расширены показания для направления в наш санаторий, а так же с ростом туберкулеза среди детей. Дети поступают в основном из районов Ставропольского края, по направлению Краевого тубдиспансера. Прием детей ведется круглосуточно. Много детей поступает из неблагополучных семей. Этим детям необходимо особое внимание и забота.

В санатории дети проходят углубленное обследование и в зависимости от того, какой процесс выявлен, определяется срок лечения и нахождения ребенка в санатории.

Все дети получают лечение противотуберкулезными препаратами в сочетании с десенсибилизирующей терапией и витаминотерапией. Большое внимание в санатории уделяется режиму дня и питанию.

В процессе лечения и обследования у детей выявляются сопутствующие заболевания, которые тормозят выздоровление и осложняют течение основного процесса.

За 2004г. в санатории на лечении находилось 318 детей, 114 из которых в главном корпусе: здесь проходили лечение дети 7-11 лет, учащиеся 1-4 классов. Таких детей поступило 87, выбыло 80. В данной группе детей преобладает возраст 10-11 лет. Из них 7 человек - круглые сироты, 6 являются незаконнорожденными детьми, у которых не установлено отцовство, а матери признаны судом недееспособными. Поступают также дети из детского дома, у которых родители лишены родительских прав.

Это ярко демонстрирует причины быстрого роста числа заболеваемости туберкулезом среди детей, а также социального сиротства в нашем обществе, где попрано материнство, где многие родители лишаются самых святых своих прав за безнравственный образ жизни, пьянство и наркоманию.

Возникает сложнейшая проблема: каким образом эти дети могут стать социально адаптированными в условиях санатория?

Центр всей воспитательной работы был перенесен в плоскость практической подготовки воспитанников к жизни, формированию у них чувства коллективизма, умений совместного труда и отдыха, культуры общения и соответствующей структуры потребностей личности.

Главное здесь - формирование ценностных ориентации через отношение к окружающему миру и обществу, позитивное отношение к труду и его результатам, отношение человека к самому себе.

Как результат ставится задача воспитания целостной, гуманной личности, способной успешно функционировать в окружающей среде и приводит к саморазвитию и саморегуляции.

За период пребывания в детском санатории каждый ребенок проходит 4 этапа социальной адаптации.

1. Знакомство с нормами коллективного общения. Обучение навыкам самообслуживания и. индивидуальной гигиены.

2. Этап развития у детей адекватной самооценки и оценки поступков и поведения товарищей. Закрепление и развитие навыков и умений коллективного общения.

3. Этап формирования жизненных ориентиров и личностных ценностей. Выявление индивидуальных склонностей детей.

4. Этап выявления способностей детей к тем или иным видам деятельности. В процессе бытового труда у детей формируются реальные представления о видах деятельности и их личных возможностях.

Крупным блоком действующей в детском санатории программы является школа. Для работы в ней привлечены 22 специалиста с педагогическим образованием.

Одной из центральных проблем, решаемых нами, является то, что ребенок, попав в наш санаторий, особенно если он лишен семьи, а значит и ее функций, вырастает с комплексами. Он, как правило, не может сам создать полноценную семью в дальнейшем. Проживая в детском санатории в разновозрастных группах, он получает навыки заботы старших о младших, у него формируется потребность создания теплого эмоционального климата.

На период учебного года в санатории работает школа. В нем создана современная лечебно-диагностическая база, разработана концепция развития детского лечебно-профилактического учреждения, есть современное медицинское оборудование, используются современные реабилитационные технологии, опирающиеся на достижения науки, а главное - здесь работает высококвалифицированный медицинский и педагогический коллектив.

В процессе актуализации возможностей воспитательной среды санатория учитывались специфика этого учреждения (относительная автономность учреждения, цикличность заездов); состав детей (часто болеющие дети, имеющие низкую успеваемость, низкий уровень адаптивности, низкий уровень развития навыков общения) и ориентирование на защиту, коррекцию, реабилитацию детей, находящихся на лечении; формирование у них социально значимых ценностей, позитивного отношения к окружающему миру и обществу, к самому себе, на максимальное использование потенциала самого санатория и лишь опосредованное привлечение институтов социума. Основными функциями воспитательной системы данного санатория являются функции защиты, коррекции, реабилитации, компенсации. Системообразующими видами воспитывающей деятельности на базе первичных коллективов являются: оздоровительная, досуговая, учебная.

В целях актуализации личностного, материального, духовного и организационного потенциалов воспитательной среды детского санатория используются следующие способы: дифференциация среды санатория (осуществление разделения среды на составляющие ниши или пространства (набор возможностей для детей) и стихии (окружающая привычная среда детей) с целью диагностики, прогнозирования социальной адаптации детей); интеграция среды санатория (включение в педагогический процесс ранее не задействованных компонентов среды); генерирование среды (трансформация, изменение основ воспитательного воздействия среды); декомпенсация среды (блокирование, аннулирование воздействия нежелательных компонентов среды, мешающих социальной адаптации детей).

Опыт работы санатория доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса прямо зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Чуткость и душевное тепло, знания и опыт сотрудников, современные корпуса, хорошо сбалансированное питание помогают создать нужную для оздоровления и лечения обстановку. Медицинской реабилитации благоприятствует социально-педагогическая и психологическая реабилитация - основа жизнедеятельности санатория. Педагогический коллектив детского санатория организует жизнь детей, находящихся на лечении в данном санатории, прививает детям навыки учебного труда.

В работе с детьми, находящимися в детском санатории используется программно-целевой подход. Разработаны базовые и вариативные программы досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, программы по профилактике и предупреждению употребления психоактивных веществ.

При выполнении основной задачи социально-педагогической деятельности детского санатория - актуализации потенциала воспитательной среды для успешной адаптации детей к новой среде санатория - большое внимание уделяется организации свободного времени. Личностный потенциал воспитательной среды санатория включает возможности воспитателей, учителей, медицинских работников, других сотрудников санатория, возможности самих детей, людей специально или неосознанно занимающихся педагогической деятельностью. Разделяя досуг детей по содержанию, много внимания уделяется восстановлению у детей творческих наклонностей и жизненных интересов. Во время походов в лес педагогическим коллективом детского санатория прививается у детей любовь к природе, они узнают много интересного о растениях и птицах. Развиваются также творческие способности детей на кружках по бисероплетению, вязанию и шитью мягких игрушек.

Педагогический коллектив детского санатория старается организовать творческое дело так, чтобы ребенок смог заявить о себе, самоутвердиться. Этому способствуют не только праздники, но и всевозможные конкурсы и выставки работ, выполненные руками детей, находящихся на лечении в детском санатории. Дети показывают свои таланты, дружно танцуют и играют, преодолевая скромность, застенчивость и закомплексованность, не устояв перед всеобщим весельем.

Актуализация - личностного потенциала проходит в ходе серии разработанных и внедренных методических семинаров для педагогов и медицинских работников («Навыки эффективного общения», «Формы и методы формирование толерантности у детей», «Социально-психологические и индивидуально-личностные особенности детей, больных туберкулезом» и др.); совместных педагогических советов, индивидуальных консультаций.

Актуализация материального потенциала воспитательной среды санатория осуществлялась в процессе организации пространства, выступающего особой знаковой системой, несущей смысловую нагрузку как компонент ситуации взаимодействия. В ходе исследования нами программировалось пространство санатория и создавались лечебная, учебная, досуговая зоны и зоны личностного развития детей. Изменению подвергались вещественные (устройство двора санатория, расстановка мебели и другие) и природные (экскурсии в лес, искусственное озеленение территории санатория и другие) компоненты среды. Создание и благоустройство пространственных зон осуществлялось с привлечением детей в ходе общественно-полезного труда.

Духовный потенциал, составляющий культурную, нравственную, психологическую атмосферу, реализовывался в двух формах: в процессе взаимодействия воспитателей и детей, то есть в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности детей разного возраста. Ведущую роль выполняло взаимодействие воспитателей и детей.

Методами, позволяющими повысить духовный потенциал, являлись специально создаваемые ситуации выбора в многовариативных заданиях и действиях, партнерство учащихся в выполнении учебных и нравственных задач, деловые и ролевые игры, имитирующие проблемные ситуации. В качестве форм использовались следующие мероприятия: «Обозреватели за «круглым столом», «Интервью с исторической личностью», «Защита идеи», «Погружение в эпоху», «Практикум доброты».

В детском санатории систематически проводятся турниры и спортивные соревнования по футболу, волейболу. С помощью проведения акций протеста «Дети против наркотиков и сигарет» реализуется программа по профилактике употребления вышеупомянутых веществ.

Неотъемлемой, и органической частью процесса актуализации потенциала воспитательной среды в детском санатории является привлечение детей к общественно полезному труду. Решение этой задачи связано с необходимостью формирования у детей мотивацию к труду. В 20-е годы прошлого века педагоги детских учреждений принимали все меры для подготовки бывших беспризорных к труду. При этом они настаивали на том, чтобы труд их был реальным, производительным, гарантирующим детям приобретение навыков и умений, а не игрушечным.

Духовный потенциал, составляющий культурную, нравственную, психологическую атмосферу, реализовывается в двух формах: в процессе взаимодействия воспитателей и детей, то есть в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности детей разного возраста. Методами, позволяющими повысить духовный потенциал, воспитательной среды детского санатория являлись специально создаваемые ситуации выбора в многовариативных заданиях и действиях, партнерство учащихся в выполнении учебных и нравственных задач, деловые и ролевые игры, имитирующие проблемные ситуации. В качестве форм в детском санатории используются следующие мероприятия: «Обозреватели за «круглым столом», «Интервью с исторической личностью», «Защита идеи», «Погружение в эпоху», «Практикум доброты».

Преобладающей формой активности детей, находящихся на лечении в детском санатории, является общение. При стихийно складывающихся межличностных отношениях основой для возникновения контактов часто бывают случайные факторы: одновременное поступление, проживание в санатории в одной палате и т.д.

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Социальная дезадаптация детей, находящихся на лечении в детском санатории ведет к срыву коммуникативной деятельности. Ребенок, у которого нарушены коммуникативные связи, постоянно находится в зоне эмоционального неблагополучия. В этом случае, если не восстановить коммуникативные связи ребенка, усложняется процесс адаптации ребенка к новой для него среде санатория.

Содержанием труда педагогического коллектива детского санатория является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Так, речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом «учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Взаимодействие ребенка и взрослого состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений ребенка и педагогического сотрудника, установлении контактов между ними, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как взрослого, так и ученика.

По нашему мнению, средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

– мимика;

– прикосновение;

– жест;

– дистанция общения;

– визуальное взаимодействие;

– интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание, или равнодушие и т.д. А.С. Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Как показали наши наблюдения, учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Многие педагогические сотрудники считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако, по нашему мнению, у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

В результате анализа исследования можно отметить, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя.

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и. равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса. Если мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему, то такое организационное решение пространства класса, по мнению ученых, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Наши исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым -учителем активно, используются. такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.-

Однако не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто, «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны  дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи, поскольку интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, ной отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагогического коллектива с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу педагогические сотрудники должны уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должны брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Анализ данных кадрового потенциала Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом» в результате наблюдений, анкетирования и бесед с учителями позволяют сделать следующие выводы:

1. Опытными учителями часто планируется использование определенных жестов на уроке, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.

2. Большинство учителей недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне» собственной жестикуляции хороший.

3. Результаты ранжирования использования жестов свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства учителей при общении с классом в присутствии посторонних, людей на уроке, о наличии некоторых признаков авторитарности.

Таким образом, правильно организованное педагогическое общение является необходимым условием и содержанием деятельности педагогического коллектива Государственного учреждения здравоохранения «Краевого детского санатория «Дружба» для больных легочным туберкулезом». Конкретизированное в педагогической деятельности, общение выступает как процесс решения педагогом множества задач, среди которых - познание личности, обмен информацией, организация деятельности, сопереживание и т.д.

Педагогическое общение в целом.трактуется как система взаимодействия учителя и учащихся, профессиональное по целям, задачам, содержанию и эффективности, обеспечивающее мотивацию и оптимизацию учебной деятельности, выработку различных знаний, навыков и умений, управление формированием личности и детского коллектива в целом.

В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли невербального общения в процессе межличностных контактов в профессиональной педагогической деятельности, где оно играет значительную роль в регулировании взаимоотношений, установлении взаимопонимания, во многом определяет эмоциональную атмосферу в детском коллективе.

В ходе взаимодействия в системе «учитель-класс» невербальное общение осуществляется по ряду каналов: мимика, жест, дистанция, визуальный контакт, интонация, прикосновение. При этом данные каналы являются важнейшим средством педагогического воздействия.

Таким образом, невербальные аспекты общения, играя существенную роль в регулировании взаимоотношений ребенка и педагогического сотрудника, способствуют созданию благоприятной воспитательной среды детского, санатория. В связи с этим, проблема значимости невербального компонента в структуре педагогической деятельности заслуживает особого внимания и требует тщательной проработки.

Нами была разработана и внедрена в Государственном учреждении здравоохранении «Краевом детском санатории «Дружба» для больных легочным туберкулёзом» система воспитательных воздействий, корректирующих взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми, суть которой заключается в следующем: для коррекции взаимоотнршений нужно научить ребенка по собственной инициативе охотно помогать другим, делиться тем, что имеешь сам, и делать это потому, что получаешь от этого радость удовлетворения, чтобы ребенок умел сопереживать другим, чувствовать то, что чувствуют они. Необходимо помочь детям стать добрыми, чтобы у ребенка выработалось гуманное отношение к сверстникам, чтобы он относился к -другому как к самоценной личности, был чувствителен к внутреннему состоянию другого,-к его желаниям, интересам, настроениям. Этот редкий дар делает ребенка любимым и популярным среди сверстников.

Воспитательное воздействие в детском санатории в ходе эксперимента осуществлялось двумя основными путями:

1) путём фронтальной работы, в которой перед всеми детьми группы ставятся общие задачи и применяются общие методы;

2) посредством дифференцированного подхода к детям.

Такой подход помог более, четко выделить специфические методы коррекции взаимоотношений детей с разным уровнем их развития, что помогло повысить возможность индивидуального воспитания.

С этой целью необходимо сочетание усвоения детьми норм и правил поведения путем ознакомления их с этими нормами и организации их собственной практической деятельности, обязательно с опорой на уже имеющийся положительный опыт взаимоотношений детей. Но старых знаний, прежнего опыта им уже не достаточно, поэтому надо обеспечить условия для усвоения детьми новых норм и правил взаимоотношений. А в соответствии с этим организовать их практический опыт, их деятельность, направленную на:

– усвоение детьми новых норм и правил взаимоотношений на основе имеющегося опыта;

– развитие моральных представлений путем: а) чтения художественной литературы; б) специальных занятий;

– на развитие у детей самостоятельности, активности во взаимоотношениях в умственном и действенном плане путём включения их в специально подобранные игры.

Ребёнка обучают правилам, связанным с соблюдением речевого этикета в общении, помогают строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости в процессе совместной деятельности. С правилами и нормами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, и показывают ему способы их выполнения.

Анализ результатов деятельности по актуализации потенциала воспитательной среды позволяет выделить следующие правила взаимоотношения со сверстниками для усвоения их детьми, находящимися на лечении в детском санатории:

– считаться с общим замыслом, игр;

– подчинять своё желание большинству;

– друзья ничего не жалеют друг для друга;

– старайся быть уступчивым - не станет причин для ссор;

– жаловаться на товарища не хорошо надо самим договориться.

Кроме того, предполагается усвоение детьми разнообразных «сводов правил» поведения: «Заповеди ученика», «Кодекса чести старшеклассников», «Правила вежливости», «Как вести себя во время разговора со взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы».

Для того, чтобы дети успешно усвоили. правила и нормы взаимоотношений, необходимо предлагать им для решения проблемные моральные ситуации, упражнять в умениях, проявлять такт, заботу, теплоту, доброту, создавать реальные ситуации, а также использовать такие методические приёмы/как придумывание ребёнком конца рассказа, начатого воспитателем, рассказ личного опыта воспитателя.

Ребёнок не всегда способен связывать нарушения правил поведения с отрицательными последствиями для других. Чтобы помочь ему осознать требования взрослых, необходимо оценивать его поступки: «Поступил по правилам - хорошо», «Поступил против правил - плохо». Порицания и похвала дают конкретные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Полезно, чтобы оценка содержала такие понятия, как «добрый», «вежливый», «предупредительный», «скромный», «аккуратный», «воспитанный». Необходимо довести до сознания детей, что значит «внимательный», «добрый», «отзывчивый». Например, «внимательным, отзывчивым, называют тех, кто умеет посочувствовать и старается помочь. Так ты и поступила сегодня. Увидев, что твоя подружка загрустила, предложила ей поиграть вместе». Когда такие оценки поведения получают дети в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки особенно доходчивы.

Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми в игровой, учебной, трудовой деятельности. В общении детей между собой возникает множество ситуации, в которых они. самостоятельно решают, как поступить, извиниться, поблагодарить, обратиться с просьбой, посторониться. Видя, как ведёт себя ребёнок, можно сделать вывод, насколько прочно он усвоил правила поведения. В возникающих конфликтных ситуациях необходимо обращать внимание детей на соответствие, их действий, слов правилам и нормам поведения, общения, анализировать поступки детей.

Важно творчески, подходить к выбору методов и приёмов. Творчество проявляется в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств взаимодействия. В любом случае необходимо предвидеть реакцию ребёнка на «избираемый метод воздействия. Детей застенчивых необходимо подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздороваться так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые дети лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку.

В системе воспитательных воздействий, корректирующих взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками в детском санатории, важнейшим средством являются детская книга, игры. Специально подобранные игры организуют так, чтобы создать в них такие ситуации, чтобы сами условия этой деятельности, направляемой педагогом, заставляли детей задумываться, как поступить в том или случае, опираясь на правила взаимоотношений, которыми они овладели.

После осуществления педагогической коррекции нами были проведены выборочные тестирования по описанным ранее методикам. Результаты тестирования показали наличие положительных сдвигов в сфере общения детей. Нам удалось вместе с воспитателями группы значительно повысить общий уровень межличностных отношений детей. Наибольшие приобретения детей мы находим не столько в количественном плане, сколько в качественном. Дети стали более стойки в межличностных отношениях, справедливы, более инициативны в общении со сверстниками и взрослыми. В их общении со сверстниками ясно выступают положительные чувства и привычки. У многих детей стали устойчивыми межличностные отношения со сверстниками, повысился уровень моральных суждений и представлений. Они стали не изолированными в труппах, процент «непринятых» можно считать эмоционально-поверхностным, так как ни один из лидеров не вызывает у отвергаемых взаимную антипатию.

Вместе с тем выросла непримиримость многих детей группы к нарушениям норм и правил общения, взаимоотношений, установленных в группе; больше стало обсуждений по принципиальным вопросам: что правильно, а что неправильно; что хорошо, а что плохо.

Результаты проведенного исследования показывают эффективность разработанной в детском санатории системы коррекционно-воспитательной работы.

Проводимая нами работа дала неплохие результаты.

1. Положительной тенденцией является формирование ценностных ориентации через отношение к окружающему миру и обществу у старших воспитанников.

2. Старшие умело заботятся о младших, у них формируется потребность создания теплого эмоционального климата.

3. Происходит развитие навыков и умений коллективного общения. Однако общие результаты анализа опыта воспитательной работы в детском санатории свидетельствуют о среднем уровне развития социальной адаптации детей,. что обусловливает необходимость дальнейшей разработки технологии работы детского санатория по социальной адаптации детей.

Эффективность планируемых преобразований в воспитательной работе определяется профессиональной компетентностью педагогических сотрудников детского санатория. Результаты, полученные при изучении данного вопроса, позволили сделать ряд выводов: численность педагогического коллектива детского санатория составляла 22 человека. Из них: с высшим образованием 57% от общего количества педагогов, со средним специальным - 39%. С высшей квалификационной категорией - 57% педагогов, с I категорией - 3%, со II квалификационной категорией - 27,3%. На момент исследования удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью детского санатория составляла: 9,2% - высокий уровень, 62,2% - средний уровень, 28,6% - низкий уровень удовлетворенности. Педагогическим сотрудникам предлагалось ответить на 20 вопросов, касающихся различных аспектов жизнедеятельности детского санатория. В своих анкетах они указали неудовлетворенность сложившимися отношениями с администрацией, что обусловливает необходимость введения инновационных изменений в структуре организации управления детским санаторием.

Уровень оценки способностей педагогов к инновационной деятельности составил 68,2% от общего количества педагогов и оценен нами как высокий. Для высокого уровня педагогам необходимо было набрать от 130 до 150 баллов по  карте педагогической оценки и самооценки способностей педагога к инновационной деятельности. Результат показывает, что воспитатели, реально оценив свою мотивационно-творческую сферу, способны вести поиск новых форм, методов, средств воспитания детей. Характер этого отношения дает также возможность прогнозировать и развивать положительную мотивацию на решение возникающих проблем, когда воспитатель способен эффективно реализовать свой творческий потенциал.

Часть педагогических сотрудников (31,8%) этой группы по показателям готовности к инновационной деятельности имеет средний уровень, соответствующий 90-120 баллам, недостаточный для успешной реализации предполагаемых в будущем инновационных изменений, в связи с этим необходимо разобраться в причинах сложившейся ситуации.

Эффективные преобразования в детском санатории невозможны, если в коллективе отсутствует благоприятный психологический климат и положительные межличностные отношения между педагогами, воспитателями, педагогами и воспитателями, педагогическими сотрудниками и детьми, самими детьми.

Стиль отношения воспитателей и детей, как показало наше исследование, во многом определяется характером отношений в педагогическом коллективе, поскольку именно стиль взаимодействия между педагогами проецируется на все другие системы взаимодействия в санатории.

В связи с этим успешность работы с детьми и педагогическими сотрудниками определялась характером отношений в системах «педагог-ребенок», «взрослые-взрослые» с помощью определения психологического стиля деятельности педагога. Психологический стиль деятельности 54,5% воспитателей условно можно отнести к эмоционально-методическому стилю работы, для которого характерны: контрастность в отношениях, проницательность, адекватная требовательность к ребенку, контроль знаний, развитие познавательной активности, использование коллективных форм работы с детьми и родителями. Недостатки такого стиля: тревожность, монологизация, стремление самой исправлять ошибки, преобладание интуиции над рефлексией. Стиль 31,9% воспитателей отнесен к рассуждающе-импровизационному типу работы, для которого характерны контактность, внимательное отношение к окружающим, преобладание диалога, гибкость мышления, интуиция. К недостаткам следует отнести: неадекватное планирование педагогической деятельности, преобладание развлекательных тем в воспитательном процессе, редкие коллективные рассуждения.

Для воспитателей детского санатория, на наш взгляд, является актуальным поиск и  выбор оптимальных форм работы. Данный анализ психологического стиля деятельности поможет каждому воспитателю в профессиональном самосовершенствовании при соответствующей дополнительной работе.

Характер взаимоотношений между воспитателями и детьми во многом определяется межличностными отношениями между самими педагогическими «сотрудниками. Изучение этого вопроса на констатирующем этапе показало, что до начала нововведений отношения в трудовом коллективе имели разрозненный характер, выражающийся в организации различных микрогрупп, объединенных по таким характеристикам, как возраст и профессиональная деятельность. Наблюдения позволили нам выделить следующие микрогруппы: административная группа, группа педагогических сотрудников, группа врачей и медсестер. Отношения в микрогруппах носили демократический характер.

Подводя итог, отметим, что организационно-содержательные и кадровые условия в детском санатории оказывают огромное влияние на создание воспитательной среды детского санатория, а поскольку воспитательная среда является средством социальной адаптации детей, находящихся на лечении в детском санатории, то организационно-содержательные и кадровые условия влияют также и на саму адаптацию детей к новым условиям санатория.

 

Автор: Бондаренко В.А.