24.08.2011 3296

Изучение пространственно-образного мышления подростков средствами архитектурного проектирования (статья)

 

В ходе констатирующего эксперимента были разработаны психолого-педагогические основы для выведения общепринятых критериев, определяющие эффективность воздействия архитектурного проектирования на личность старшего подростка. В их числе: когнитивный - отражает уровень знаний старших подростков о традициях в архитектуре, изобразительном искусстве, и т.д.

Мотивационно потребностные критерии фиксируют: наличие у подростков потребности к познанию символических архитектурных образов и архитектурных орнаментов, приемов архитектурного проектирования; сформированной мотивации на участие в выполнении различных видов архитектурной деятельности (художественно-творческая, трудовая, словесно-речевая деятельность); отражение высоких эмоционально-чувственных переживаний по поводу успешного выполнения в деятельности в архитектурном проектировании.

Деятельностно-практические критерии отражают у подростков: знания, умения и конструктивные навыки в приобретении самостоятельного опыта в понимании и освоении культурно-исторических традиций в архитектуре посредством различных видов деятельности.

Эвристически-гедонистические критерии фиксируют высокое эмоциональное состояние у старших подростков от достижения позитивного результата в процессе обучения средствами архитектурного графического воздействия, что побуждает их к более эффективной творческой деятельности, в частности по выполнению архитектурных чертежей, способствующей росту самопознания и социальной активности.

Экспериментальная работа с детьми (старшее подростковое детство) имела основной целью начального этапа обучения и воспитания на культурно-исторических традициях архитектурного проектирования формирование интереса к базовым основам культурно-исторических чертежно-графических традиций ближайшего окружения. Достижению этой цели способствовало выполнение следующих задач: формирование осознанных представлений об архитектурных сооружениях и т.д.; развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы посредством архитектурной графической символики; развитие творческой инициативы в различных видах деятельности с архитектурной чертежной графикой; обучение навыкам самопознания окружающего мира архитектурной чертежной, графики.

В ходе экспериментальной работы педагоги использовали возможности воспитательного и образовательного процесса с целью максимального приближения подростков к освоению культурно-исторических традиций архитектурной графики в социуме, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Первоначальный диагностический срез по определению уровней образования и воспитания подростков с использованием средств по архитектурному проектированию в разнообразных видах архитектурной графической деятельности выявил низкие показатели. Подростки проявляли явное неумение в выборе карандашей в архитектурной графической деятельности, допускали неточность и примитивизм в ответах на вопросы во время занятий по начертательной геометрии и архитектурному черчению. Они не могли объяснить, почему используется теневая гамма как средство выразительности графических объектов; не знали многих значений на архитектурных объектах как символов родного края и т.д. Одним из недостатков стал малый объём рабочих программ, методик, где бы содержались сведения, отражающие архитектурную чертежно-графическую специфику.

В ходе формирующего эксперимента была достигнута связь между архитектурной графической деятельностью подростков и их мотивированной ориентацией на приобщение к культурно-историческим архитектурным чертежнографическим традициям. В этом случае графическая деятельность проходила на достаточно высоком эмоционально-чувственном уровне и была успешна в завершении при восприятии «знакомых» подростку особенностей архитектурных объектов. Отсюда изучение возможностей освоения особенностей архитектурных чертежно-графических традиций, позволило подросткам обнаружить, что легче всего соотнести с рисунками и чертежами те реальные чертежно-графические ценности, которые близки ему по смыслу и пониманию, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обнаружилось также: что дети старшего подросткового возраста легче воспринимают непосредственный мир чертежной архитектурной графики, когда можно пристально изучить присущую теневую гамму на уже готовых архитектурных объектах на стендах во время учебных или самостоятельных занятий. На данном этапе эксперимента некоторые подростки сумели логично построить творческие рассказы по архитектурному проектированию.

Специально организованная архитектурная графическая деятельность в образовательно-воспитательном учреждении способствовала, на наш взгляд, более эффективному умственному, речевому, художественно-творческому, духовно-нравственному развитию подростков. У детей подросткового возраста часто появлялась потребность узнать что-либо новое об архитектурном проектировании, об их возможностях. Они стали обмениваться мнениями об архитектурных объектах и делиться знаниями графической деятельности. На материалах эксперимента разработана модель: «Обучение и воспитание детей подросткового возраста средствами архитектурного чертежно-графического воздействия в условиях образовательно-воспитательных учреждений», цель которой - развитие эстетического, духовно-нравственного и художественно-творческого потенциала личности подростка.

Использование данной модели позволяет решать насущные образовательно-воспитательные проблемы, связанные с повышением уровня познаний подростками окружающего архитектурного мира и самого себя, общества на уровне своего внутреннего «Я». В основе механизма моделирования предусмотрено формирование чувства привязанности к родному краю, подростковых интересов и увлечений, направленных на освоение архитектурного проектирования, саморефлексии причастности к чертежно-графическому миру во время графической деятельности. Направленность воспитывающей деятельности ориентирует вектор психолого-педагогической работы с подростками старшего возраста на использование «гибких структур» взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и других звеньев в сфере дополнительного образования. Методологическую основу исследования в данном процессе составляла философия гуманного образования. Современные концепции обучения. Анализ опыта применения различных форм и методов контроля. Использования системы тест контроля. Теоретическая разработка модели применения тест контроля как системы, сочетающей различные формы контроля в учебном процессе. Планирование и педагогический эксперимент по проверке положений модели с последующей математической обработкой результатов эксперимента. Показатели уровней пространственно-образного мышления в результате обучения и воспитания детей подросткового возраста, полученные средствами архитектурного проектирования представлены в таблицах 1 и 2.

Первоначальный диагностический срез по определению уровней воздействия обучения и воспитания детей средствами архитектурного проектирования в разнообразных видах деятельности показал характеристику низкого уровня. Подростки испытывали явную трудность в выборе типов линий в графической деятельности, затруднялись в ответах на вопросы о чертежно-графических архитектурных традициях, возможностях их применения и т.д. Способами познания архитектурной чертежной графики выступали в основном художественные средства (карандаши). Подростки не могли объяснить использование теневой гаммы в архитектурно-строительных объектах, связать их характеристики, не знали многих архитектурных возможностей в организации предметно-пространственной среды и т.д. Исследуя разные виды архитектурной графической деятельности как фактора пространственно-образного мышления, мы не обнаружили целостного видения архитектурного пространства у детей подросткового возраста. Они не могли (в ряде случаев) определить значение архитектурных чертежно-графических символов и возможностей их использования в практике учебной жизни и т.д. при этом мнения о построении тени на архитектурно-строительных объектах было крайне индивидуальным. Для проверки сформированных знаний о решении архитектурных задач применялись наглядные пособия и макеты, чертежи, которые состояли из пяти тестируемых карточек. На одной из карточек нанесены архитектурные объекты. Тест по карточке, позволял фиксировать умение правильно называть наименование плоскостей, архитектурных объектов, деталей. В процессе устного опроса по архитектурному проектированию подростки отвечали на следующие вопросы: если бы ты графически изображал тень -собственную и падающую то, какое бы графическое построение использовал? Ответы подростков были достаточно лаконичны. Лишь один из 45 опрошенных детей подросткового возраста назвал свойства теней, но при этом, не смог объяснить какое между ними имеется различие. В беседе многие испытуемые подростки затруднялись ответить, какие тона при выполнении отмывки объекта на рисунке получаются при смешивании основных цветов и какие существуют способы отмывки. Из данного числа -50 % опрашиваемых подростков, не смогли объяснить, какой способ выполнения чертежных линий существуют при выполнении тени на архитектурных объектах. 70 % детей подросткового возраста не знали, какой вид аксонометрической проекции получится, если спроецировать все линии на картинную плоскость, согласно требованиям перспективного построения архитектурного объекта. Примерно 97 % детей не знали, какой выбрать архитектурный объект для нанесения на него элементов архитектурного декора. Причина подобного положения в данной области воспитания и обучения архитектурному проектированию подростков заключается в отсутствии методической литературы по данному вопросу.

Анализируя сложившуюся ситуацию в целом, мы пришли также и к другому выводу, что основанием служит не только отсутствие методических рекомендаций, а некомпетентность либо отсутствие должных знаний у учителей школы и преподавателей средней ступени учебных заведений и соответственно не сумевших организовать подростков на целенаправленную работу по формированию соответствующих представлений. А также не редки случаи подмены программ по графике другими программами. Для того чтобы определить испытывают ли учителя в школах и средней ступени учебных заведений трудности при обучении детей подросткового возраста графической работе, и подтвердить необходимость педагогической разработки по данной проблеме, был проведен опрос преподавателей. На вопросы нужны ли детям знания, умения и навыки графической работы с построением архитектурных объектов? Нужно ли обучать подростков работе с цветом? Все ответили - да. Ни один человек не знаком с нормативным материалом, но пять человек смогли назвать методическую литературу, изученную за последнее время по проблемам обучения архитектурной чертежной графике. Только один человек не испытывает трудности при обучении детей архитектурной графической работе и все недовольны графическими работами учащихся. Более того, все они желают получить дополнительную информацию по вопросам архитектурного проектирования. Недостаточная осведомленность специалистов в области теории архитектурно-строительных объектов объясняется тем, что книги в последнее время (учебники по строительному черчению и рисованию), ориентированы на учащихся и не содержат методических рекомендаций для учителей. Вопросы проблем архитектурного проектирования в школьных учебниках, подробно не освещаются. Наиболее полно вопросы теории по архитектурному проектированию раскрываются в учебниках для обучающихся инженерно-строительным специальностям. Вопрос о создании базы деятельности по ориентации подростков в области архитектурного проектирования возник не сразу и не случайно. Этому предшествовала исследовательская педагогическая работа в данном направлении. И как показал практический опыт, одним из условий обеспечения процесса приобщения подрастающей молодежи к их будущей профессии, является только инфраструктура учебно-воспитательного учреждения, но и оснащение в области архитектурного проектирования.

Сегодня учреждением представлен достаточно большой выбор образовательных и воспитательных программ, рассмотрены методы проецирования пространственных архитектурных форм на плоскость и способы раскрытия их геометрических закономерностей по плоским изображениям. Приведены все методы изображений, используемые в практике архитектурного проектирования: ортогональные проекции, аксонометрия, перспектива, проекции с числовыми отметками, способы построения границ теней в этих изображениях.

Для нашего исследования интерес представляет разделы: «Методика архитектурного проектирования» (Б.Г. Бархин), начертательной геометрии (В.А. Пеклич) наряду с общими разделами курса, «Перспектива», «Проекции с числовыми отметками», «Тени» с подробным разбором их решения; инженерно-строительного черчения (Ю.И. Короев) для инженерно-строительных специальностей. В соответствии с этим основное внимание уделено графическому оформлению строительных чертежей по всем основным инженерно-строительным специальностям. Рассматриваются также вопросы построения аксонометрических и перспективных изображений. Излагаются основные примеры построения теней и их графические оформления архитектурно-строительных чертежей; «черчение» (Брилинг Н.С, Балягин С.Н.), в котором даны теоретические основы черчения; сведения по теории в ортогональных, аксонометрических проекциях и в перспективе. Основные положения построения архитектурных чертежей в перспективе и в проекциях с числовыми отметками. Сведения по техническому рисованию и оформлению архитектурных и строительных чертежей.

Система образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательно-воспитательные потребности, накопив достаточно солидный объем разносторонних программ, которые отвечают всем требованиям науки и практики.

Мы не претендуем на полный анализ всех существующих программ, а только нацеливаем на знакомство или внимательное изучение программно-методических материалов применительно к проблеме нашего исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость на наш взгляд состоит в том, что совокупность полученных объективных результатов составляет обоснованную современную систему обучения подростков основам архитектурного проектирования, как необходимого образовательного условия в единой системе профессиональной подготовки будущего архитектора.

В тоже время нельзя не остановиться на проблемах, затрагивающих в процессе обучения курс архитектурного проектирования. Наличие учебно-методических пособий и учебников несут информацию либо имеющую узкую направленность на будущую специальность подростков, которая не способна раскрыть целостное представление о тенях в инженерно-строительном черчении, либо в ней не достает разделов, которые бы полностью освещали последовательность, принципы и подходы к формированию пространственно-образного мышления подростков средствами архитектурного проектирования. Более. того, часть рассматриваемых тем по проблемам архитектурных объектов либо частично касаются отдельных элементов, попадающих в поле зрения, либо не рассматривают их совсем.

Но что особенно важно отметить, все разделы, в которых рассматриваются архитектурные объекты, находятся в различных в учебных пособиях и написаны они разным текстовым языком автора и имеют наглядный различный фон, что в итоге эта важная сторона в архитектурном проектировании становится труднодоступным материалом для его освоения подрастающей молодежью.

Не смотря на то, что силами автора и непосредственно отдельными преподавателями подготавливаются учебно-методические пособия, восполняющие утраченные темы, эта проблема остается открытой и требует ее незамедлительного решения на уровне министерства просвещения России и на уровне образовательной региональной структуры в частности.

Отсутствие специальной методической литературы, в которой в полном объеме был отражен материал новейших исследований в области архитектурного проектирования индивидуальные рекомендации по возможности использования в педагогической практике, отрицательно влияет на уровень преподавания, на качество выполняемых подростками архитектурных чертежей. Не имея специальных методических разработок по данной проблеме, учитель или преподаватель целиком полагается на личные знания и опыт. Но как отмечалось выше, в образовательно-воспитательных учреждения и сейчас очень большой процент преподавателей, не имеющих специального образования, а, следовательно, и необходимых знаний.

Проведенный нами анализ архитектурных графических и чертежных работ, выявил ряд типичных ошибок, допускаемых подростками при исполнении практических заданий схематичность, шаблонность в создании далее объемной архитектурной композиции. Более того, наглядно проявляется в работах подростков неумение пользоваться архитектурным проектированием как средством выразительности, как способом передачи объемного пространства, применение только локального цвета при отмывке архитектурных объектов на рисунках; путаница по светлоте и цветовому тону при отмывке архитектурных объектов на рисунках, отсутствие оригинальности в выборе цветовых сочетаний или их не согласованность.

Для того чтобы определить, на каком уровне находится обучение работе с архитектурной графикой, была проведена анкета. Проведенное анкетирование показало, что педагоги, работают с разными учебно-методическими материалами, используют различную дополнительную и специальную литературу.

Описание методики проведения обучающего эксперимента. Программа опытно-экспериментального исследования основана на результатах анализа теории и практики архитектурной графической деятельности с архитектурно-строительными объектами и выполнения объемной композиции как фактором обучения и воспитания на территории образовательных учреждений Краснодарского края. А также, на сформировавшемся представлении о факторах пространственно-образного мышления и способов его формирования, в разработанной процедуре изучения данной структуры, которая предназначена для проверки основных положений рабочей гипотезы и обоснования модели «Воздействие средствами архитектурного проектирования на обучение и воспитание детей подросткового возраста в условиях образовательно-воспитательных учреждений».

Исходя из того, что в исследуемой модели, под категорией «субъекта» и «объекта» понимаются педагоги образовательно-воспитательных учреждений и дети старшего подросткового возраста, выборку опытно-экспериментальной работы составили: в качестве ее субъекта - педагоги различного профиля. В качестве ее объекта - дети старшего подросткового возраста старшего подросткового возраста, находящиеся в образовательно-воспитательных учреждениях.

Кроме того, к реализации программы привлекались в качестве независимых экспертов социальные работники и педагоги по социальной работе, представители органов образования и здравоохранения, а также специалисты в области архитектурной графической деятельности и, непосредственно, педагоги по архитектурному проектированию.

Структурно и содержательно в опытно-экспериментальной работе выделилось четыре направления:

1. Работа с детьми подросткового возраста в образовательно-воспитательных учреждениях.

2. Работа со специалистами образовательно-воспитательных учреждений.

3. Организационно-методические вопросы реализации программы.

4. Работа с педагогами по архитектурному проектированию.

 

Автор: Бродягин В.А.