24.08.2011 2379

Роль педагога в развитии пространственно-образного мышления подростков средствами архитектурного проектирования (статья)

 

Педагогические формы и методы организации учебных занятий по архитектурному проектированию в образовательных учреждениях взаимосвязаны сегодня, в отличие от предыдущих лет, с графикой, начертательной геометрией, черчением согласно образовательным реформам. Данные знания необходимы как профильные знания по учебной дисциплине и специфике методических средств ее обеспечения. Не менее значимы в образовательном процессе по архитектурному проектированию знания, умения и навыки поведенческой дисциплины, психолого-педагогического самоуправления. А также совершенствование контроля по качеству самостоятельной подготовки подростков.

Очевидно, что это направление требует от специалистов архитектурного профиля не только базовых знаний дисциплинарного предмета, но и первоначальной педагогической подготовки и то, что это новое направление в образовательно-воспитательной работе с обучающимися детьми способно вызывать ряд психолого-педагогических вопросов у преподавателей-архитекторов. И особенно у начинающих свою образовательную деятельность.

Вот почему для разрешения данной проблемы необходимо вновь обратиться к аспектам на архитектурное проектирование, но уже с педагогической точки зрения.

Итак, архитектурное проектирование, как и все другие учебные дисциплины в ВУЗах, включает в себя методическое обеспечение, учебно-воспитательную деятельность и самостоятельную работу обучающихся.

Но, прежде чем воспринимать архитектурное проектирование как образовательное средство для будущих специалистов, необходимо первоочередно психолого-педагогически трактовать его как достоверное средство для формирования пространственно-образного мышления детей.

С этой целью остановимся вначале на доказательном примере перевоплощения образовательной функции, заложенной в учебной дисциплине - архитектурное проектирование - в воспитательную функцию.

Во-первых, обратимся к более углубленному проникновению в теорию архитектурного проектирования, но уже в социально-историческом контексте рассмотрим само понятие «архитектурное проектирование», его этимологию, которые связаны непосредственно с особыми архитектурно-графическими действиями будущего специалиста (техническим рисованием).

И так, как становится очевидным, система развития архитектурного проектирования представляет собой сложный комплекс символических, демонстративных элементов.

И если до сегодняшнего дня в современной образовательно-воспитательной практике архитектурное проектирование общепринято классифицировать как известные знания, умения и конструктивные навыки, как отношение к графическому действию.

То так же, на наш взгляд, нельзя не отметить и тот факт, принимая во внимание педагогический подход, что архитектурное проектирование имеет самостоятельные отличительные признаки, позволяющие отделить его от других графических и чертежных действий и явлений.

Можно сказать, что оно является средством объективизации соответствующих знаний и умений людей; является «пиктографическим» текстом, включающим элементы, принадлежащие различным кодам (реальному графическому, зрительно-вербальному, персональному, и др.) и выражается в системе стереотипных символических графических действий.

В этом смысле чертежно-графические объекты с их стороной или составной частью по отношению к архитектурному проектированию рассматриваются как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению общественные установки, идеи, ценности и нормы «графического языка».

Соответственно основы архитектурного проектирования, являясь формами социально-культурного наследия, встречаются во всех сферах общественной жизни, сохраняются в обществе в течение длительного времени и несут в себе преемственность исторических эпох.

Что в целом отвечает позиции науки философии, в полной ее мере, так как архитектурные объекты могут восприниматься как еще одни продукты духовной и материальной культуры человека.

Обращаясь к психолого-педагогическому процессу, направленному на формирование пространственно-образного мышления у подростков, следует остановиться на том, что воображаемые графические объекты повсеместно воплощаются в реалиях жизни в форме продуктов различного архитектурного творчества.

Более того, рисунки и чертежи данных продуктов- архитектурного творчества человеку жизненно необходимы в его общественно-трудовой деятельности.

Следовательно, в основу архитектурного проектирования изначально заложены воспитательные формы, направленные на формирование трудовых навыков и умений у подрастающего поколения.

В подобных высказываниях, как правило, необходимы доказательные факты и поэтому обратимся к ряду жизненных общеизвестных примеров Можно сказать, что посредством архитектурной графической и чертежной деятельности отражалась причастность человека не только к его работе, но и к окружающей природе одновременно.

Отсюда постоянно возникает необходимость в привлечении к работе технически грамотных архитекторов и соответственно в образовательной подготовке нового кадрового состава.

В этом числе востребованы строители, архитекторы и другие специалисты владеющие «архитектурным чертежно-графическим языком».

В русле данного текста следует подчеркнуть, что «язык архитектурного проектирования» имеет международное признание, согласно нормативам, ГОСТам.

Им ясно и понятно может выражать свои мысли любой иностранный специалист, не знающий русского языка, как и специалист из нашей страны, нашего региона, не владеющий иностранным языком.

Отсюда напрашивается вывод о том, что архитектурное проектирование не имеет территориальных границ, оно интернационально и является средством формирования трудового, этического, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Оно также по праву может считаться не превзойденным средством для формирования нравственного и экологического воспитания.

В качестве вывода на вышесказанное, опираясь на современные педагогические технологии, следует подчеркнуть:

Во-первых - уже эти только, из многих, аспекты на архитектурное проектирование как одну из форм и методов пространственно-образного мышления учащихся свидетельствуют о том, что интенсивное проникновение архитектурного проектирования в науку и производство, непрерывно возрастающие и увеличивающиеся к ней требования.

Все это делает чрезвычайно актуальным вопрос о рассмотрении архитектурного проектирования как развивающего и воспитывающего фактора;

Во-вторых, особенно важно его первостепенно-интенсивное, образовательное воздействие на личность подростка с целью освоения новейших архитектурных графических технологий;

В-третьих - в основу учебного предмета «архитектурное проектирование» заложена интеграция других учебных дисциплин, что в целом значительно расширяет познавательный кругозор детей подросткового возраста.

Под педагогическими формами и методами активного обучения, с помощью которых обеспечивается развитие, и воспитание личности подростка мы понимаем совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями: педагогически управляемая и регулируемая добровольно-принудительная активизация мышления и поведения учащихся.

Если сказать иначе, то это их вынужденная активность. Суть этой особенности в том, что каждый из обучающихся непрерывно побуждается к активной учебной архитектурной графической деятельности, он не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

Более того, происходит достаточно длительное время вовлечение всех подростков в активное обучение культуре архитектурного проектирования (практически на протяжении всего цикла занятий по архитектурному проектированию, подготовительного курса обучения, а также и в двух и более учебных семестрах). Таким образом, активность обучающейся молодежи несет не кратковременный и не эпизодический характер.

Вводная лекция имеет целью рассказать о наиболее существенных особенностях и новых теоретических положениях архитектурного проектирования. В лекции разбираются общие предпосылки градостроительного решения, объемно-пространственные, типологические и конструктивные схемы, элементы зданий и планировочные узлы. Раскрывается характер функциональных взаимосвязей, сообщаются специальные требования из норм и правил проектирования.

Вводная лекция сопровождается показом типовых и экспериментальных проектов, знакомит подростков с условиями практического проектирования. Демонстрируются нормали планировочных элементов, чертежи, фотографии архитектурных объектов.

Важная роль в подготовке подростка к началу работы над темой принадлежит преподавателю, который раскрывает перрд подростками свое отношение к программе, возможные направления ее решения.

Преподаватель при выдаче задания:

1) знакомит подростка с содержанием программы - выделяет наиболее существенные исходные данные;

2) раскрывает содержание процессов, которые должны происходить в здании и требований к отдельным элементам и группам помещений.

Рассмотрение методических пособий и работ учащихся должно быть активным и проходить не столько в плане иллюстрации программы. Сколько в исследовательском. Подросток должен научиться видеть в проектах важное и существенное.

Рассматривая с учащимися выданные ситуации, педагог выявляет своеобразие городского или природного окружения, рельеф, климатические особенности и другие субъективные признаки, которые могут оказать влияние на возникновение своеобразного проектного замысла. Так возбуждается интерес подростка к теме, формируются первые представления о ней и создается «питательная среда» для начала архитектурного творчества.

Целевая установка в проектировании должна быть дана вначале, при выдаче учащимся программы. Выдача задания из скучного чтения программы превращается в живую беседу о перспективах совместной творческой работы. !

Чтобы активно вовлечь подростка в работу над темой, его знакомят с аналогичным объектом в натуре. Экскурсия достигает своей цели, если она проведена после вводной тематической лекции и беседы при выдаче задания. Подростки должны уже знать содержание программы проектирования и предвидеть ход последующей работы над проектом. Основное назначение экскурсии - накопить зрительные впечатления от объекта в целом, от планировочного приема, размеров помещений и ознакомить с условиями эксплуатации.

В подготовительный период подростки изучают методические материалы кафедры. Экспозиция работ учащихся из числа отобранных в методический фонд имеет целью познакомить подростков с образцовыми решениями, показать объем необходимого проектного материала, его компоновку и графическое исполнение.

Методические таблицы по теме, ежегодно пополняемые и обновляемые, представляют собой тщательно подобранные примеры по российской и зарубежной практике проектирования и строительства. Крупные фотографии, скомпонованные в таблицы и систематизированные, сопровождаются схемами, краткими характеристиками объектов с указанием авторов и использованной литературы.

Работа подростка с методическим материалом позволяет ему приобрести навыки самостоятельного анализа, войти в тему, критически оценить предыдущий опыт и получить стимул к началу творческого процесса.

В подготовительной стадии к проектированию следует более широко использовать новые средства информации: проекционное оборудование на электронных носителях.

Информация, заключенная в программе - задании на проектирование, весьма значительна. Первичное освоение программного задания состоит в анализе последовательности процессов, которые должны быть организованы в здании, в выявлении взаимосвязей между отдельными помещениями и их группами и определении взаимозависимостей.

Взаимодействие отдельных компонентов будущего объекта выражается в функциональных схемах.

Этап творческого поиска представляет собой важнейшее структурное звено цепи единого творческого процесса проектирования.

Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной подростком в подготовительной стадии, которая дает знания о том, что надо делать, оставляя ответ на вопрос как надо делать на период творческого поиска.

Недостаточность прагматической информации, т.е. той, которая необходима для целенаправленного творческого действия, компенсируется в первую очередь через аппарат эмоций. Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством, и овладением техникой являются движущей силой поиска, недостающей для творческого акта информации.

Процесс творческого поиска сопровождается усиленным эмоциональным напряжением. Творческий акт характеризуется взаимодействием мышления и эмоций.

В стадии творческого поиска проявляются не столько знания, опыт и профессиональные навыки - интеллект, сколько творческая интуиция архитектора, ученого, художника.

Вместе с тем момент зарождения замысла, идеи включает также теоретическое мышление, обеспечивающее логику построения проектной модели.

Вариантное эскизирование предполагает целенаправленное изучение внешних условий, определяющих поиск связей со средой; функциональной организации жизненных процессов, происходящих в здании, и других формообразующих факторов и технико-экономических условий, определяющих объемно-пространственную структуру здания, параметры и взаимосвязи отдельных помещений и их групп. Делаются вариантные предложения художественного выражения идейного содержания программы.

Уже в фазе первичного эскизирования важнейшей методической задачей является обучить подростка пониманию объекта как системы, слагающейся из взаимосвязанных компонентов.

Эскизирование осуществляется путем логического  исследования -анализа и синтеза, рассуждений от частного к общему и от общего к частному.

Эскиз - всегда обобщение. Эскизирование на этой стадии использует прием эвристического программирования - решение задачи расчленяется на несколько стадий, и каждый раз оценивается ситуация и состояние объекта с отбрасыванием маловероятных путей решения: отдельные элементы исключают, другие включают в новый вариант; случайность и неопределенность в эскизах снижаются.

Сравнение вариантов помогает обобщить творческие < поиски, выделить существенные свойства и признаки структуры сооружения. Вначале каждый вариант в пределах одного замысла должен чем-то существенным отличаться от предыдущего.

Варианты разрабатываются успешно, когда основание для них содержится в избранной проблеме. При эскизировании подросток анализирует варианты, замечает ошибки и пробует их преодолеть. Здесь важна помощь педагога, который в самих ошибках может найти нередко возможность решения задачи.

В первой стадии перехода к исполнению проекта эскиз рассматривается как относительно устойчивое решение, к которому приходится часто возвращаться.

Выполненный в малых масштабах, он позволяет охватить композицию в целом.

Переход в большие масштабы обусловливает дальнейшее развитие всех сторон эскизного замысла.

Переход от эскиза к проекту - творческая работа над углублением композиции, материальное воплощение ее объемно-пространственной, конструктивной и архитектурной идеи.

Стадия разработки проекта - это прямое продолжение творческого поиска.

Здесь интеллект и интуиция подростка выступают в единстве. Однако творческая разработка - по преимуществу интеллектуальная деятельность, в которой идея и цель творчества реализуются по законам разума и правилам логики под контролем интуиции.

Предметное моделирование или макетирование в учебном процессе приобретает большое образовательное значение в силу преимуществ этого метода перед традиционными.

Подросток лишь постепенно научается преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит скорее.

Посредством макета мысли автора, его творческий замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.

Архитектурные макеты имеют иную природу, чем натуральный объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и потому качественно от него отличаются, они отображают пространственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Макетирование проводится, исходя из основных целей:

1. Содействовать творческому поиску и наглядной проверке объемно- пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов - этом случае оно носит характер рабочего макетирования;

2. Служить для лабораторных проверок и экспериментального изучения определенных закономерностей - для проверок конструктивной структуры, воспроизведения на макетах изучаемых явлений - здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями;

3. Служить иллюстрацией и контрольной проверкой конечного результата проектирования - композиции объекта, тогда макет носит характер чистого макета.

 

Автор: Бродягин В.А.