24.08.2011 11620

Архитектурные учебные задания (упражнения)

 

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Выполняется в связи с курсовым заданием «Отмывка фасада (или «перспектива») архитектурного сооружения» для дальнейшего изучения метроритмических закономерностей и понятий о взаимосвязи и соподчиненности основных элементов архитектурной композиции.

Цель задания: освоить некоторые приемы композиционного анализа произведений архитектуры.

Задачи:

– ознакомиться с объектом анализа;

– определить вид композиции данного сооружения;

– выполнить анализ метроритмических закономерностей плана и одного из фасадов (или разрезов);

– выполнить анализ соподчинения основных масс композиции сооружения.

Требования:

1. Композиционный анализ выполняется графически и должен содержать аннотацию и схемы с необходимыми пояснениями.

2. Аннотация включает название объекта, краткие сведения о нем (кто автор, когда и где построен объект, назначение и т.п.) и определение вида композиции.

3. На схемах метроритмических закономерностей необходимо четко разделить и показать метр и ритм как на фасаде (разрезе), так и в плане. При наличии метрических и ритмических рядов требуется выявить и зафиксировать приемы и средства, использованные для зрительной остановки каждого ряда.

4. Схема (или схемы) композиционного соподчинения масс должны показать основные и подчиненные массы и членения, основные композиционные оси и являться графической иллюстрацией к ответу на вопрос: каким образом (какими приемами и средствами) достигнута целостность и гармоничность композиции.

Работа выполняется на листе бумаги размером 35x75 или 40x60 см (1/2 листа). Масштаб схем, их число и графика чертежа выбираются автором. Возможно выполнение схем на кальках с последующей компоновкой на основном листе.

Время выполнения задания -6 ч.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РИТМИЧЕСКИХ РЯДОВ.

Ритмический ряд характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно.

Цель задания: освоить основные принципы построения ритмических рядов.

Задачи: Задание состоит из пяти упражнений, в каждом из которых решается определенная задача.

Требования:

1. Упражнения выполняются на подмакетниках размером 20x40 см(для 1-го и 2-го упражнений) и 15x20 см (для 3,4,5-го упражнений).

2. В качестве элементов ряда используются параллелепипеды квадратного и прямоугольного сечения со сторонами размерами 0,5-3 см, высота элементов - в пределах 1-12 см.

3. Масштабы макетов от 1:100 до 1:400.

4. В каждом макете должна быть выражена закономерность построения ритмического ряда.

Упражнение 1. Построить простой ритмический ряд из одинаковых элементов с увеличивающимися (уменьшающимися) интервалами. Графически зафиксировать в плане границы пространства, организуемого элементами ряда.

Упражнение 2. Построить возрастающий (убывающий) ритмический ряд из элементов разной высоты при одинаковых интервалах. Зафиксировать границы организуемого пространства.

Упражнение 3. Построить ритмический ряд из одинаковых элементов при одинаковых интервалах. Ритм должен быть достигнут изменением положения элементов относительно плоскости основания, осей координат или зрителя. Допускается построение ряда не по прямой линии в плане.

Упражнение 4. Превратить ритмический ряд из одинаковых элементов в метрический, последовательно изменяя массивность параллелепипедов (сохраняя их габариты).

Упражнение 5. Построить завершенный ритмический ряд, зрительная остановка которого достигается резкой сменой закономерностей развития ряда или сочетанием двух или более встречных рядов.

Время выполнения задания: 4 ч.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕЕ ПЛАСТИКИ

Архитектурное сооружение представляет собой объем, внутреннее пространство которого ограничено материальными поверхностями. Поэтому надо помнить, что в данном задании плоская или криволинейная поверхность рассматривается как часть объемного сооружения (фасад, часть фасада или интерьера).

Фронтальность - такое положение объекта, когда он повернут к зрителю фронтом или главным фасадом. При этом возможности зрительного восприятия ограничиваются точками зрения, расположенными вдоль оси, перпендикулярной к центральной части сооружения, обращенного фронтом к зрителю.

Цель задания: изучить некоторые приемы композиционного построения и выявления фронтальной поверхности в технике макетирования и чертеже.

Задачи:

– решить композицию заданной фронтальной поверхности в макете;

– выполнить чертеж полученной композиции и выявить ее пластику средствами графики.

Требования:

1. Композиция фронтальной поверхности решается на основе ритмических закономерностей.

2. Композиционное решение должно выявить форму заданной поверхности и ее положение в пространстве.

3. Средством композиционного решения являются членения пространства.

4. На чертеже пластика поверхности формы выполняется методом тоновой отмывки.

5. Натуральные размеры поверхности по высоте и ширине от 8 до 16 см.

6. Масштаб макета -1:50 натуральной величины.

7. Размер чертежа должен соответствовать размеру макета или превышать его в 1,5 раза.

Время выполнения задания -12 ч., задание выполняется в аудитории.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ.

По признаку пространственного положения форм различаются три вида композиции - фронтальная, объемная и пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием фронтальной и вертикальной координат с подчиненной глубинной и воспринимается с точек зрения, расположенных перед композицией.

Объемная композиция может иметь равномерное развитие по трем координатам или с преобладанием вертикальной координаты и воспринимается при движении вокруг композиции. .

Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над объемами, ограничивающими его. Такая композиция может развиваться по глубинной, фронтальной и вертикальной координатам и восприниматься зрителем, находящимся внутри самой композиции. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.

В архитектурной практике все три вида композиции обычно находятся в диалектическом взаимодействии. Рассмотрение видов композиции в данной расчлененности и выполнение заданий в определенной последовательности облегчает освоение закономерностей построения композиций объемно-пространственных форм.

Цель задания: дать понятие о принципиальном различии между тремя видами композиции.

Задачи:

– построить фронтальную композицию;

– построить объемную композицию;

– построить пространственную композицию.

Требования:

1. Композиции выполняются на квадратных подмакетниках размером 20x20 см.

2. Все композиции выполняются из одинаковых наборов элементов.

3. В каждой композиции используются от 3 до 5 объемных элементов прямоугольной формы без членения (кубы, параллеле-пипедыО.;

4. Размеры сторон сечения элементов: минимальный - 2 см., максимальный - 10 см.

5. Элементы должны располагаться под прямым углом друг к другу и к плоскости основания.

Время выполнения задания - 2 - 4 ч. в аудитории.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ.

Задание является продолжением тематики анализа памятника архитектуры и направлено на развитие представлений и пластической разработке архитектурной формы.

Цель задания:

Дальнейшее изучение свойств архитектурной формы (геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, светотень) а также освоение приемов, средств и закономерностей построения архитектурной композиции.

Задачи:

– освоение приемов архитектурной композиции;

– освоение понятий -выявления архитектурного объема и пространства;

– освоение приемов макетирования;

Требования:

1. Выявить основные композиционные элементы памятника архитектуры.

2. Выявить основные закономерности в построении пространственной формы памятника.

3. Составить из основных композиционных элементов памятника архитектуры собственную композицию, с использованием средств композиции - ритм, масштаб, пропорция, симметрия;

4. Добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.

 

Автор: Бродягин В.А.