27.08.2010 5942

Коррекция двигательных нарушений дошкольников с задержкой психического развития средствами адаптивной физической культуры - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается стойкая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Известно, что в дошкольном детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. За первые шесть-семь лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метание, и др. Этому ребенок впервые учиться именно в дошкольном возрасте. Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняя и стимулируя друг друга. Постепенное накопление жизненного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений. Причем от качества и количества усвоенных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит психическое развитие детей.

Исходя из сказанного, актуальность работы определяется тем фактом, что именно двигательные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка. С другой стороны, по мнению большинства авторов [Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, Е.М. Мастюковой и др.] проблемы двигательной сферы занимают одно их центральных мест в картине трудностей развития детей с ЗПР. Дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии двигательных функций, качеств (гибкости, ловкости, координации, силы, быстроты, выносливости), часто наблюдаются отклонения в скорости общего физического развития (масса тела, длина тела, мышечная сила), в развитии психомоторных и координационных функций.

Поскольку у детей с ЗПР наблюдается двигательная недостаточность в моторной сфере (нарушение элементарных движений, недостаточность активных движений, недоразвитие координации движений, нарушение осанки и др.), большую роль для них играет выполнение упражнений направленных на ее коррекцию. Физические упражнения в системе адаптивного физического воспитания способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует психическому и речевому развитию ребенка, а психическое и речевое развитие стимулирует становление двигательных функций, устанавливает связь между развитием мелких мышц, движением руки и речи у аномальных детей.

Таким образом, наличие двигательных нарушений у детей с ЗПР, значимость двигательной системы в психическом развитии ребенка, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - средства и методы адаптивного физического воспитания для детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования - нарушения двигательного развития дошкольников с ЗПР и их коррекция средствами адаптивного физического воспитания.

Цель исследования - выявить особенности физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и разработать методику адаптивного физического воспитания, направленную на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.

Задачи исследования:

1) Определить особенности физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2) Разработать методику физического воспитания адаптивного характера для детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.

3) Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; метод изучения медико-психолого-педагогической документации; метод наблюдения; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики.

Гипотеза исследования - предполагалось, что применяемая комплексная методика адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития данной категории детей.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:

– в оценке уровня физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

– в разработке комплексной методики адаптивного физического воспитания, способствующей коррекции двигательных нарушений дошкольников с ЗПР.