28.08.2010 7960

Нарушения словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как общее недоразвитие речи и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности словообразовательных операций у данной категории дошкольников с целью включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.

На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза является объектом пристального изучения многих исследований (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие). Однако, наряду с изучением специфических особенностей вербального и невербального развития дошкольников с ОНР, незаслуженно мало внимания уделяется готовности этих детей к проведению словообразовательных действий разной степени сложности, хотя большинство авторов указывают на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов (недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности суффиксального способа образования существительных, трудности в образовании притяжательных и относительных прилагательных, сравнительных степеней качественных прилагательных и пр.).

Недостаточность данных о становлении такого важного блока речевой деятельности как система словообразовательных операций побуждает к поиску новой информации о закономерностях овладения этой важной для развития языка системой детьми с речевой патологией.

В целом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной, как в теоретическом, так и в практическом плане, что и определяет ее актуальность. При этом словообразование прилагательных является крайне важным показателем сформированности языковой способности, то есть умения выделять и использовать единицы языка на основе существующих в нем правил и отношений. Овладение закономерностями словообразования прилагательных на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически-правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический.

Объект исследования – процесс словообразования у детей с ОНР.

Предмет исследования – нарушение функции словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: Поскольку у детей с общим недоразвитием речи неравномерно усваиваются разные части речи, можно предположить, что имена прилагательные формируются позже других частей речи. При этом наиболее существенными и выраженными признаками несформированности словообразовательных процессов у этих детей являются нарушения выделения, обобщения и дифференциации значений словообразовательных аффиксов; использование наиболее продуктивных словообразовательных аффиксов; недостаточная сформированность словообразовательных типов-моделей.

Цель исследования: изучение нарушения формирования функции словообразования на примере имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций, направленных на формирование словообразования прилагательных у данной категории детей.

В ходе работы были поставлены задачи:

1. Проанализировать литературные данные, касающиеся проблемы словообразования в лингвистическом аспекте, формирования словообразования в онтогенезе, нарушений словообразования у детей с ОНР.

2. Разработать и обосновать методику изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. На основе сравнительного экспериментального исследования выявить специфические особенности нарушений и уровень сформированности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Определить методы и приемы логопедической работы, способствующие коррекции нарушений словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, метод диагностических заданий); биографические (анализ анамнестических данных, изучение документации); обрабатывающие и интерпретационные методы (количественный и качественный анализ, метод логического анализа).

Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений об особенностях словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость работы заключается в экспериментальном изучении структуры нарушения словообразования имен прилагательных у детей с ОНР; в определении общих и специфических проявлений нарушения словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием; в подборе методов и приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений словообразования имен прилагательных.