02.09.2010 28839

Основные направления адаптивного физического воспитания (АФВ) в специальных образовательных учреждениях

 

Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры лиц с ограниченными возможностями является адаптивное физическое воспитание, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодёжный возраст).

Адаптивная физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приёмов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических и психических, функциональных, волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, достигать высоких результатов в спорте и в целом повысить уровень качества своей жизни.

В структуре адаптивной физической культуры все её составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, двигательная реабилитация) находятся в неразрывной взаимосвязи. Их единство определяется прежде всего применением физического упражнения как основного средства и метода достижения цели. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где каждому структурному элементу присуща конкретная функция.

Л.В. Шапкова выделяет следующие функции адаптивного физического воспитания:

1. Социальные функции

1. Социализирующая функция. Стержневой проблемой специального образования аномальных детей является социализация - процесс социального развития личности ребёнка, усвоения им определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Для ребёнка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, стать личностью - значит иметь перспективу дальнейшего развития. В адаптивном физическом воспитании игра выступает как метод и средство двигательной активности, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации аномального ребёнка.

2. Интегративная функция. Как одно из возможных направлений реабилитации и подготовки детей с отклонениями в развитии используется обучение их в массовых образовательных учреждениях.

3. Коммуникативная функция. В процессе адаптивного физического воспитания создаются условия для различных способов взаимодействия людей в процессе общения.

П. Педагогические функции

1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.

2) Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Отсвоих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.

Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.

Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.

3. Воспитательная функция. К воспитательной функции адаптивного физического воспитания относятся лишь те её проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.

4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в адаптивном физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей.

В работе с аномальными детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция является несравнимой по своему значению и объёму, пронизывая все направления адаптивной физической культуры.

Анализ государственных образовательных стандартов коррекционных школ показывает, что роль двигательной коррекции в развитии и воспитании аномального ребёнка явно недооценивается, а подготовка педагога-дефектолога не предусматривает специализированного образования в сфере адаптивной физической культуры.

Вместе с тем коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами адаптивного физического воспитания на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр. Есть все основания признать коррекционную функцию как специфическую функцию адаптивного физического воспитания, как авто дисциплину в комплексе дисциплин, призванных осуществлять коррекционную деятельность среди детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Предпосылками к этому являются:

1) общность методологических концепций, базирующихся на знаниях психического и биологического функционирования организма с патологическими нарушениями;

2) один и тот же объект педагогической деятельности - аномальные дети с конкретными нарушениями в условиях двигательной, сенсорной, интеллектуальной депривации;

3) общая цель педагогической деятельности - формирование психологии равной личности, самостоятельности, возможности выбора, развитие потенциальных способностей, социализация и интеграция в обществе;

4) различия заключаются в путях достижения цели; если в дефектологии используются психологические средства и методы (психодиагностика, психокоррекция), то в адаптивном физическом воспитании – средства и методы активизации движений (обучение, развитие, коррекция), которые являются естественной потребностью и условием жизнедеятельности аномального ребёнка.

А. Козленко в своей работе отмечает: «физическое воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физического развития не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей».

Другие авторы - А. А. Дмитриев и Б. В. Сермеев отмечают, что детский организм обладает чрезвычайно большой пластичностью ЦНС. В нем все органы находятся в состоянии формирования, поэтому недостатки и аномалии развития следует рассматривать в динамическом аспекте. Педагогический подход к компенсации недостатков развития ребенка определяет целый ряд условий, соблюдение и выполнение которых позволит эффективнее решать поставленные задачи. Следует отметить, что в основу физического воспитания детей, имеющих отклонения в психическом развитии, положены обще-дидактические принципы обучения и воспитания.

«Коррекционное влияние занятий физической культуры на умственное развитие детей состоит в том, что произвольные движения, каковыми являются физические упражнения, выполняются при активном участии умственной деятельности. Благодаря ей, обеспечивается целесообразное планирование движений, анализ и коррекция хода их выполнения, конечная оценка двигательного действия. На основе умственной деятельности накапливается двигательный опыт. В произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т.е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах».

Специфика осуществления мероприятий по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях состоит в том, что такие основные задачи, как укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, формирование умений и навыков жизненно важных движений, развитие основных двигательных качеств, решаются в единстве с коррекционными задачами путем преодоления или ослабления в физическом развитии двигательной функции, умственной деятельности аномальных детей. В связи с этим вся работа по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность и призвана способствовать общему физическому и психическому развитию аномальных детей.

Особое значение для коррекции личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания на ранних этапах развития. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития, выработки основных движений, формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями. Дошкольный возраст благоприятен для коррекции недостатков развития.

В связи с этим в специальных дошкольных учреждениях планомерно организован процесс физического воспитания. Система физического воспитания включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время. Е.М. Мастюкова указывает; «Система физического воспитания ребёнка с отклонениями в развитии предполагает правильное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для коррекции развития движений. С этой целью используют различные виды массажа, лечебной гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера».

А.С. Смаличев выделяет четыре основных задачи, стоящие перед физическим воспитанием в специальных образовательных учреждениях:

1) оздоровительные - направленные на общее укрепление, развитие, закаливание организма;

2) образовательные - способствующие расширению кругозора детей в области физического воспитания и спорта;

3) воспитательные - направленные на воспитание значимых качеств личности;

4) коррекционные - направленные на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии.

В настоящее время в системе коррекционного физического воспитания применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).

Средства физического воспитания преимущественно направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, нарушения развития координационных способностей, воспитание двигательных качеств.

Для увеличения мышечной массы рекомендуются упражнения с весом, для уменьшения рекомендуются нагрузки на выносливость в среднем темпе и выше среднего (ходьба, бег). Для коррекции нарушений осанки применяются упражнения ЛФК. Для развития двигательных способностей применяются упражнения гимнастики, ОРУ, элементы спортивных игр, различных видов спорта.

Одним из главных вопросов в физическом воспитании аномальных детей является рациональное дозирование нагрузок. Б.В. Сермеев при изучении фазового изменения работоспособности при индивидуально дозированных нагрузках рекомендует прибавлять 8-10 движений к моменту стабилизации выполняемого двигательного навыка. Такая дозировка предлагается автором для упражнений на гибкость, координацию, силу, быстроту. «При упражнениях на выносливость верхней границей допустимых нагрузок является выполнение индивидуальной физической нагрузки до первой стадии утомления».

Одним из спорных моментов в физическом воспитании специальных образовательных учреждений является вопрос о структуре урока.

Р.Д. Бабенкова считает, что урок по физической культуре для аномальных детей должен состоять из четырёх частей: вводной, задача которой настроить организм детей на предстоящую деятельность; подготовительной, в которой осуществляется подготовка организма к основной части; основной, где решаются главные задачи урока; заключительной, когда снижается нагрузка и подводятся итоги.

Ряд других авторов указывают на то, что обязательными элементами урока должны быть подготовительная, основная, заключительная части, и что структура урока должна зависеть от поставленных перед ним задач.

В качестве метода организации занимающихся применяются фронтальный, групповой и индивидуальный.

Дальнейшее совершенствование коррекционно-воспитательной работы во вспомогательных учебных заведениях во многом будут зависеть от того, как педагоги в процессе обучения сумеют применить индивидуальный и дифференцированный подход.

А.А. Дмитриев указывает: «При дифференцированном подходе к умственно отсталым школьникам в процессе физического воспитания особое значение приобретает направленность коррекции и дозирование нагрузок. На наш взгляд следует различать коррекционную работу направленную:

–на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития;

– на коррекцию нарушений тонкой моторики;

– на развитие двигательных качеств.

Дифференцированный подход на уроках физкультуры должен осуществляться гибко, поскольку программой предусмотрено выполнение большого количества материала».

О.А. Барабаш предлагает классифицировать учащихся спец. школ по таким признакам, как тяжесть диагноза, тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии, уровень физического развития и физической подготовленности.

В целом, в физическом воспитании эффективность коррекционной работы будет зависеть от учёта индивидуальных особенностей ребёнка, от исправления именно его недостатков в развитии. Вместе с тем научно-методических работ на эту тему мало.