28.09.2010 9009

Общие сведения о закономерностях развития речи у детей и об ее нарушениях

 

Возрастные периоды развития детей. В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития приняты периоды развития ребенка, этапы становления его психики. Между отдельными периодами нельзя провести четкой границы, но выделение их необходимо, так как каждому из них соответствует свой уровень развития организма, определенный характер питания и ухода за ребенком, наличие ведущей деятельности.

Ученые выделяют следующие периоды развития:

  1. период новорожденности- от момента рождения до 4 недель;
  2. грудной (младший ясельный) период - от 4 недель до 1 года;
  3. старший ясельный период - от 1 до 3 лет;
  4. дошкольный период - от 3 до 7 лет;
  5. младший школьный возраст - от 7 до 10-11 лет;
  6. средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) - от 11 до 15 лет;
  7. старший школьный возраст (юношеский период) - от 15 до 18 лет.

Каждому периоду соответствуют свои особенности организма и степень приспособленности его к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, питание, обучение и воспитание ребенка.

Факторы, влияющие на умственное и речевое развитие ребенка.  Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития ребенка какие причины преобладают, а также как избежать или облегчить неблагоприятное воздействие их на организм ребенка.

Факторы, влияющие на умственное и речевое развитие ребенка в разных странах могут быть разными и зависеть от экономических условий, культуры, традиций, уровня медицинского обслуживания в этой стране, но главным является то, что в основе всех нарушений развития лежит неправильное развитие (патология) нервной системы или отдельных анализаторов (органов чувств). Все факторы нарушений развития можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние причины включают в себя все врожденные нарушения, обусловленные хромосомными и генетическими аномалиями.

Хромосомные аномалии связаны с изменением числа хромосом или их структуры, в результате чего могут развиваться различные психические заболевания, так называемые синдромы (носящие фамилию их исследователя, среди которых наиболее распространены синдромы Дауна, Кляйнфельтера, Тернера, Эдвардса, Патау) или отдельные аномалии в виде микроцефалии, нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформации конечностей, строения черепа.

Генетические аномалии связаны с наличием у ребенка «опасных» генов, вызывающих нарушения интеллекта разной степени, глухоту, болезни нервной системы, нарушения обмена веществ. Кроме того, гены передают по наследству особые интеллектуальные способности (музыкальные, математические, художественные, литературные).

Внешние факторы связаны с неблагоприятным воздействием окружающей среды и могут быть врожденными и приобретенными.

К врожденным факторам относятся физические (радиация, излучение, зашумленность, вибрация), механические (травмы, сдавливания, температурные перепады), химические (принятие лекарств, курение, алкоголизм, наркомания, длительное контактирование с химическими веществами), биологические (болезни матери, вирусные и паразитарные инфекции, резус-несовместимость матери и плода, многочисленные аборты, недостаточное возрастное развитие и неполноценное питание матери).

Приобретенные нарушения разделяются в зависимости от времени появления на родовые (асфиксия - кислородное голодание плода, механическая травма) и послеродовые (травмы, инфекционные болезни, отравления, интоксикации).

Профилактика нарушений развития у детей. Для предупреждения нарушений развития у детей будущим родителям следует знать основные направления их профилактики. При планировании семьи полезны генетические консультации для родителей, входящих в так называемые группы риска: наследственные заболевания у родителей или членов их семей; врожденная умственная отсталость; врожденные нарушения слуха и зрения, физического развития, деформации костей, изменения подвижности суставов; первичное бесплодие; наличие двух и более выкидышей, прерывания беременности из-за нарушения развития плода; внезапная смерть младенца по неясным причинам; возраст матери свыше 35 лет; кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития и с патологией развития.

Всем беременным женщинам необходимо периодически проходить диагностику будущего ребенка, посещать психологические центры по сопровождению беременности.

Весьма большое значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременное проведение прививок предупреждает опасные инфекционные заболевания у детей, приводящие к нарушению их развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которых прямо зависит от нас, взрослых, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм: бытовые, уличные, спортивные, причем самые опасные из них - открытые и закрытые травмы головы, вызывающие не только сотрясение мозга, но и повреждение центров зрения, речи и т. п., из-за чего могут быть нарушены определенные функции. Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев родителям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоящими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к этой проблеме родителям, педагогам и другим взрослым, окружающим детей, удастся свести к минимуму часть приобретенных нарушений развития у детей.

Кратко о психическом развитии детей. Психическое развитие - это сложный процесс возникновения, становления и дальнейшего совершенствования психических функций и личности, который происходит под влиянием наследственных, биологических и социальных факторов. К психическим процессам относятся восприятие, мышление, внимание, память, воображение и речь, и все они тесно связаны между собой.

Развитие речи как психического процесса - это возникновение, становление и совершенствование произношения звуков, понимания обращенной речи, а впоследствии и навыков письменной речи. Нарушения психических функций, к которым относятся умственная отсталость, отдельные функциональные задержки психического развития, расстройства внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы, могут сочетаться с речевыми расстройствами или являться их причиной.

Тяжелые речевые расстройства, такие как заикание, ринолалия, задержка речевого развития, могут способствовать формированию отрицательных качеств характера: замкнутости, застенчивости, тревожности, нерешительности, чувства неполноценности. Вот почему взрослым необходимо своевременно позаботиться о правильном развитии речи ребенка.

Как образуется речь? Речь как процесс представляет собой согласованную деятельность многих областей мозга, а органы речи только выполняют их команды. Произнесение звуков речи (артикуляция) происходит также в результате согласованной деятельности различных групп мышц, составляющих в целом речедвигательный аппарат (мышцы языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры). Отдельно каждые из этих мышц выполняют свои функции: дыхание, захватывание, пережевывание и глотание пищи под контролем двигательных центров мозга.

Речевые же движения выполняются под контролем специальных речевых центров, расположенных в коре доминантного полушария мозга. Благодаря им люди могут сохранять и накапливать знания, узнавать и понимать обращенную к ним устную речь и самостоятельно пользоваться своей устной и письменной речью.

В основе речи лежит сложная скоординированная работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, в которой находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Слуховой центр речи (центр Вернике), обеспечивающий понимание воспринимаемых слов, расположен в левой височной доле мозга. Если по каким-либо причинам разрушается этот центр, человек утрачивает способность узнавать слова, умение связно, логично, осмысленно говорить и писать. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является всегда доминирующим по отношению к другим центрам.

Двигательный центр речи (центр Брока) расположен в нижней лобной извилине коры больших полушарий мозга и формируется позднее центра Вернике. Разрушение этого центра ведет к потере способности произносить слова, хотя человек и понимает их. Такой человек может только произносить звуки в форме крика и песни без слов, он слышит и узнает слово, но не знает, не помнит, как оно произносится, не только во внешней, но и во внутренней (мысленной) речи. Тесно связана со слуховым и зрительным центрами письменная речь, которая может возникнуть только при участии многих центров коры - теменно-височно-затылочных отделов левого полушария. При поражении этих центров у человека теряется способность узнавать буквы, в результате чего он не может писать их, а затем и читать вслух.

Таким образом, образование речи как процесса представляет собой:

1) возникновение связей между звуками, составляющими целые слова, и словами, образующими целые предложения;

2) возникновение связей между элементами речи и теми предметами и явлениями окружающего мира, которые обозначаются соответствующими словами.

Речевые органы и их охрана. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, возникающий у ребенка в процессе тренировки его речевых органов. К органам речи относятся: губы, зубы (особенно нижней челюсти), язык, твердое и мягкое небо.

Произнесение (артикуляция) звуков возникает в ходе их согласованной работы при помощи жевательных, глотательных, мимических мышц и при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Самым подвижным органом речи является язык, в котором выделяют корень и спинку, состоящую, в свою очередь, из задней, средней и передней частей. Особенно важную роль в произношении качественных звуков играет подвижность кончика, передней части и боковых краев языка. В зависимости от того, какая часть языка в данный момент подвижна, возникают разные согласные звуки, а также зависит качество гласных звуков. Подвижность губ, нижней челюсти и мягкого нёба также играет роль в образовании звуков (см. рис.).

Речевые органы

 

Таким образом, в процессе речи каждый орган, участвующий в ней, занимает определенное положение. Но поскольку наша речь имеет достаточно быстрый темп, звуки, из которых состоят слова, произносятся не отдельно, а плавно сменяя друг друга. Следовательно, речевые органы также быстро должны менять свое положение и работать слаженно, согласованно.

Чтобы добиться такой скоординированной работы органов речи, важно обеспечить их здоровье и охрану. Следует оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла; как можно раньше устранять имеющиеся дефекты строения речевых органов (расщелины губ и мягкого нёба, неправильный прикус, короткая подъязычная связка); своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, затрудняющих дыхание; следить за правильным ростом и здоровьем зубов и полости рта в целом; щадить слух ребенка, оберегая его от резких или слишком громких звуков, постоянного шума. Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, взрослые должны следить, чтобы они не перенапрягали связки - не кричали, не пели слишком громко или на холоде, особенно на высоких тонах, не выходили разгоряченными на мороз. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что голос становится глуховатым, сиплым, маловыразительным. Если домашними средствами в течение недели хрипота не устраняется, нужно обратиться к врачу.

Основные этапы развития речи у детей в норме. Речь ребенка развивается не спонтанно, а в определенной закономерности, на которую влияют многие факторы, в том числе условия его жизни и воспитания, особенно в раннем возрасте. Многолетними исследованиями отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов, лингвистов, установлены общие законы развития детской речи. В нем выделяют 3 этапа: 1) подготовительный, включающий в себя периоды гуления (2-5 месяцы) и лепета (5-11 месяцы); 2) звуковой (дограмматический) - около 11 месяцев и до конца 2 года; 3) грамматический.

Первые проявления речи новорожденного являются выразителями его состояния, причем крик - выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством), а гуление и лепет - эмоций положительных, радостных. Дети страдающие, голодные, находящиеся в одиночестве, не гулят и не лепечут. Радостное самочувствие младенца - основное условие для развития его языка.

Уже в первые недели своей жизни ребенок проявляет потребность в общении. Между ним и матерью устанавливается особая связь, которая поддерживается с помощью речи. Таким образом, потребность речи у ребенка и речевая среда, обеспечивающая эту потребность, делают возможным развитие речи ребенка.

В возрасте 1 года ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он осознанно произносит первое слово, связав его с определенным, хорошо ему знакомым предметом. Постепенно у ребенка образуется ассоциация между зрительным представлением того или другого предмета и слуховым выражением в слове. К концу первого года ребенок активно владеет уже 8-10 словами. Эти первые слова включают в себя лица, предметы, вещи, с которыми он имеет частое общение и которые имеют для него личное значение. В это время устанавливается понимание слышимого слова, т. е. слово начинает приобретать одну из своих основных функций - обобщение.

К концу второго года сформирован так называемый фонематический (речевой) слух, ребенок понимает речь, состоящую из звуков родного языка.

Овладение правильным произнесением звуков обычно завершается к 5-летнему возрасту, но последовательность овладения все же зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому общение с детьми всегда следует сопровождать речью, обозначать словами действия, называть предметы, в этих действиях содержащиеся.

Навык правильной речи приобретается в семье путем примера. Слышит ребенок речь правильную, четкую, ясную и невольно подражает ей. Вот почему так важно, что и в каком виде слышит ребенок в первые, наиболее важные годы жизни, чему он начнет подражать. Это должны помнить родители, бабушки и дедушки и все окружающие детей в раннем возрасте.

Всё внимание и забота родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, четкую и логичную речь. Никакого сюсюканья, подражания детской речи, каким бы смешным и трогательным это ни казалось, не допускается. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но простым и доступным для их понимания, говорить медленно, ясно и четко.

Если все условия первых лет жизни ребенка были благоприятны, то к 3 годам формирование речи в общих чертах завершается: ребенок понимает обращенную речь, соответствующую уровню его развития, владеет самостоятельной речью для общения с окружающими, может рассказать об увиденном, услышанном, запомнить и рассказать на память небольшое стихотворение, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно согласуй в них слова. Теперь ему предстоит только совершенствование речи в связи с дальнейшим общим развитием.

Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом. Следует иметь в виду, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. В случае отсутствия у ребенка понимания чужой и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты и мимику, использует ли их в общении с окружающими, а также обратиться за консультацией к специалистам.

Нарушения речи. Считается, что с возрастом недостатки речи исправляются сами собой и вроде не о чем зря беспокоиться. Да, бывают и возрастные дефекты произношения, исчезающие по мере взросления ребенка. Однако в большинстве случаев нарушения речи закрепляются, приобретают силу привычки, от которой впоследствии очень трудно избавиться.

Нарушения речи у детей могут возникнуть в силу разных причин и бывают:

1) простыми, при которых имеется дефект произношения одного-двух или группы сходных звуков;

2) комплексными, при которых расстройства произношения осложняются какими-либо сопутствующими нарушениями. К таким комплексным нарушениям речи относятся:

а) задержка речевого развития, при которой речь возникает значительно позже и формируется замедленно по сравнению со сверстниками;

б) общее недоразвитие речи, характеризующееся, помимо дефектов речи, неразличением звуков, наличием бедного словарного запаса и неумением строить предложения;

в) заикание - нарушение нормального темпа речи, связанное со спазмами и судорогами речевых мышц и проявляющееся в запинках, повторении или остановках при произношении;

г) дизартрия - нарушение произношения множества звуков, характеризующееся недостаточной работой нервов, связывающих речевые органы с центральной нервной системой;

д) нарушения письменной речи, возникающие обычно с началом обучения в школе или подготовки к нему и проявляющиеся стойкими ошибками при письме или чтении.

При обнаружении каких-либо подобных проявлений, лучше всего как можно раньше показать ребенка врачу-психоневрологу (детскому невропатологу) или логопеду.