10.09.2010 16386

Значение семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии

 

Педагоги уделяют самое серьезное внимание, проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психологического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата общества, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям.

Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии представлены в монографии Н.Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работах других русских авторов (Х.С. Замский, 1980).

Рассмотрим в хронологической последовательности, на что обращали внимание в этом вопросе выдающиеся ученые прошлого и наши современники.

В истории педагогики семейному воспитанию уделялось немалое внимание. Еще древние мыслители отмечали воспитательное значение семьи. Древнегреческий философ Демокрит (460-370 до н. э.) в трактате «Благомыслие отца - лучшее наставление детям» подчеркивал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, причем среда воспитания, пример взрослых играют главную роль.

Большое внимание семейному воспитанию детей уделял в своих трудах Аристотель (384-322 до н.э.). Являясь ревностным сторонником семейного воспитания, философ утверждал, что ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его родителям непосредственно с пеленок.

М. Ф. Квинтилиан (42-118), древнеримский оратор и педагог, обозначил возрастные границы необходимого воспитания и обучения ребенка в семье. От рождения до трех лет должен проходить период воспитания, а с трех до семи-восьми лет оно дополняется семейным обучением. Квинтилиан исходил из того, что в это время в основу обучения должны лечь детские впечатления, как самые яркие и глубокие. По его мнению, только родители могут максимально развить природные способности детей.

Теория послушания и приоритет семейного начала лежали в основе воспитания в древнем Китае. Подобно императору в государстве, отец в семье обладает безграничной властью над детьми. В то же время ей должны обязательно сопутствовать любовь между отцом и сыном, а также справедливость в их отношениях.

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Я.А. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.

Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.

Большой вклад в разработку идеи семейного воспитания внес английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704). Не отрицая роли наследственности, Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка - это tabula rasa (чистая доска). По мнению Локка, не являются врожденными и нравственные качества. Как и знания, они результат определенных жизненных обстоятельств и, главным образом, воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он утверждал, что в школе ребенок не может получить физическое, нравственное и умственное воспитание, поскольку там собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки семейного воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Главными воспитательными средствами он считал пример родителей, среду, окружение ребенка.

В работах Локка впервые четко проведена мысль о первостепенной важности для развития личности ребенка внутрисемейных отношений. Он писал, что с детьми нужно обращаться строго, но не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковых слов. Телесные наказания, так же как и излишне мягкое обращение с детьми, потакание их капризам, он считал плохим средством воспитания.

Следует отдельно подчеркнуть, что, начиная с XVIII в., в трудах затрагивающих вопросы педагогики, исподволь намечается линия воспитания и обучения детей с особыми нуждами. В этой связи отметим, прежде всего, работы Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и «Исповедь». Не выделяя детей-сирот в качестве особой педагогической группы, он впервые заговорил о специфике воспитания детей, потерявших родителей. При этом мыслитель утверждал, что роль матери в воспитании ребенка невозможно переоценить. Достаточно привести лишь одну цитату: «Нет матери, нет и ребенка!».

Идеи Ж.Ж. Руссо поддерживал известный педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827). И.Г. Песталоцци также отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению И.Г. Песталоцци, способна на это.

Принципиальная новизна педагогических воззрений И.Г. Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественным путем. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество. Развивая эту идею, И.Г. Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит своих детей» и «Азбука наблюдения».

Большое значение семьи в воспитании ребенка отмечали в своих работах отечественные философы, ученые и педагоги. Немаловажную роль при этом играли идеи православия, христианской этики, морали. Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв.

Еще великий князь Киевской Руси Владимир Мономах (1053-1125) в одном из первых отечественных литературных педагогических памятников - «Поучении детям» пишет о воспитании достойного человека, хорошего христианина. Главную роль в воспитании он отводил семье, примеру родителей, ссылаясь на своего отца Всеволода, выдвигая его в качестве образца для подражания. Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. В течение многих следующих столетий подобные установки сохраняли свое значение, лишь незначительно изменяясь вместе с развитием общественных отношений. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики.Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Книга «Домострой» (XVI в.) стала этапным событием на этом пути, и ее влияние на все стороны быта оставалось ощутимым вплоть до XVIII-XIX вв. На ее страницах представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий.Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий написал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева(1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского(1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Н.И. Пирогова(1810-1881), Н.А. Добролюбова(1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

В трудах выдающихся отечественных мыслителей XIX в. отчетливо была проведена мысль об особом значении для всей последующей жизни человека первоначального семейного воспитания. В.Г. Белинский (1811-1847) выступал против обезличивания детей и насилия над ними, отстаивал необходимость бережного и уважительного отношения к их личности. «Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно, - писал великий критик. - Им ничего не стоит приучить их с малолетства к выполнению долга - к постоянному систематическому труду».

«Семейное воспитание - дело величайшей важности» - считал А.И. Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания». Одним из важнейших условий воспитания детей А.И. Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к родине.

Значение материнского влияния на развитие ребенка подчеркивал современник А.И. Герцена, выдающийся ученый, хирург и педагог Н.И. Пирогов (1810-1881). Он считал, что именно семейное воспитание руководит индивидуальным развитием ребенка. Н.И. Пирогов увидел значение семьи в общественном плане и считал, что «в руках матерей лежит будущность человечества». При этом Н.И. Пирогов, как и многие его современники, выделял способность матери глубоко постигнуть характер своего ребенка, опереться в его развитии на его природные качества.

Сторонником семейного воспитания был и гениальный русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910). Его литературное наследие, отдельные работы, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности. Поскольку воспитание детей Л.Н. Толстой считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей, он уделил особое внимание внутрисемейным отношениям взрослых, определил специфические требования к полноценности их контактов с детьми. Главное условие семейного воспитания Л.Н. Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми.

Во второй половине XIX - начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского(1824-1870), Н.В. Шелгунова(1824-1891), П.Ф. Лесгафта(1837-1909), П.Ф. Каптерева(1849-1922), М.И. Демкова(1859-1939) и других. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания. Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. П.Ф. Каптерев считал главным в воспитании уважение к личности ребенка: «Чтобы дитя действительно стремилось постоянно защищать права своей личности против всех покушающихся на нее, необходимо привыкнуть к бережному обращению со своей личностью в семье. А для этого семья должна быть построена на принципе свободы и уважения всех членов семьи. В семье не должно быть насильника, который бы имел полноту прав и минимум обязанностей, по отношению к которому все другие члены имели бы минимум прав и максимум обязанностей» (П.Ф. Каптерев, 1982. С.237).

Для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1870). В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.

Д.И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а также методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным».

Известный ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт (1837-1909) в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Особенно важное значение для развития личности ребенка П.Ф Лесгафт придавал периоду от рождения до семи-восьми лет. Главную задачу родителей в этот период он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания.В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь, 1917 г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным.

В этом отношении исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми. Она страстно возражала против утверждения некоторых радикалов от политики об отмирании семьи при социализме: все бытовые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К. Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт (Н.К. Крупская, 1980. Т. 5.).

В 20-е гг. XX столетия П.П. Блонский (1884- 1941) писал, что вся суть и важность этой проблемы состоит не в механическом сочетании деятельности родителей и общества в формировании личности ребенка, а в их тесном союзе и взаимодействии. Автор подчеркивал, что социальная среда, окружающая ребенка и, в первую очередь, семья оказывает большое влияние на воспитание ребенка, поэтому для результативности этого процесса необходимы совместные усилия общества и психологически здоровой семьи. Главными задачами в решении этой проблемы он считал: необходимость воспитания родителей, оздоровление родителей в педагогическом отношении и организацию правильного семейного воспитания.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей. Именно В.А. Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Этими словами сказано очень многое. Практический опыт работы убеждает в том, что современные родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений.

Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» (К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - Т. 3. - С. 333). Согласно сравнительно недавним прогнозам академика С.Г. Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...». Эти прогнозы не подтвердились.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между ДОУ и родителями.

Таким образом, рассмотренные нами исследования говорят о важности и необходимости семейного воспитания. Его значение для воспитания ребенка с отклонением в развитии переоценить невозможно. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус. Основные условия развития личности - «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.