26.11.2010 15795

Использование интерактивных методов обучения на уроках литературного чтения (на примере изучения повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

 

Тема: Закрепление всех прочитанных глав повести А.С.Пушкина « Дубровский». Характеристика Владимира Дубровского.

Цели: а) когнитивная:

б) психомоторная:

в) аффективная:

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, сборник его произведений, графические организаторы, переносная доска с ключевыми словами.

Требования ГОСТа: Умение анализировать прочитанное, рассуждать на заданную ситуацию.

Ход урока: 1. Организационный момент (Приветствие учителем учащихся).

2. Проверка домашнего задания: Пересказ по плану:

1.Лагерь в лесу. 2.Занятия разбойников. 3.Сигная тревоги. 4.Сражение с солдатами. 5.Дубровский скрылся. 6.Свадьба Маши. 7.Прощание с Дубровским.

Фаза вызова: Мозговой штурм. Цель его – подтолкнуть учащихся к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Данный интерактивный метод позволяет во время урока активизировать учеников, снять утомление, включить всех обучаемых в процесс поиска идей.

- Какова внешность Дубровского?

- Где учился Владимир Дубровский?

- Как он относился к крепостным?

- Почему Владимир решил поджечь свой дом?

- Расскажите об отношении крестьян и Владимира Дубровского.

- Какие поступки говорят о смелости Дубровского?

После проведения мозгового штурма целесообразно применить такой инновационный педагогический прием, как разработка кластера. Несомненным его достоинством является развитие вариативности мышления, способности устанавливать связи и отношения изучаемого субъекта.

Итак, в центре классной доски записывается ключевое словосочетание Владимир Дубровский, а затем фиксируются слова или предложения, которые связаны с главным героем пушкинской повести.

 

Фаза осмысления:

На стадии осмысления также можно составить синквейн, что в переводе с французского языка означает “пять”. Как известно, синквейн – это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена, свернута информация по теме и охарактеризована своими словами, вариативно, с различных позиций.

Методика составления синквейна:

1.В первой строке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя прилагательными.

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, характеризующая отношение к теме.

5. Последняя строка – синоним, одно слово, повторяющее суть темы.

Синквейн “Дубровский”:

1. _______ Дубровский

2. _____ _______ Отважный, смелый

3._______ ________ _______ Дубровский мечтал отомстить

4._______ _______ _______ _______С трудом принял решение не мстить

5. _______ Герой

На стадии размышления оправданно использование диаграммы Венна, которая строится на двух пересекающихся кругах. Данный интерактивный прием позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты. Он также развивает спектр целевых ориентаций на личностные структуры. Ученикам предлагается в составе малых групп составить список характеристик Дубровских, которые на их взгляд являются общими для сына и отца.

 

На протяжении всего урока по литературному чтению, ученики заполняют таблицу З/Х/У.

На фазе вызова учитель предлагает учащимся заполнить графу ЗНАЮ, до проведения мозгового штурма - графу ХОЧУ УЗНАТЬ и к концу урока на стадии рефлексии – УЗНАЛ.

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Можно ли Дубровского назвать героем?»