Использование интерактивных методов обучения на уроках литературного чтения (на примере изучения повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
Тема: Закрепление всех прочитанных глав повести А.С.Пушкина « Дубровский». Характеристика Владимира Дубровского.
Цели: а) когнитивная:
б) психомоторная:
в) аффективная:
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, сборник его произведений, графические организаторы, переносная доска с ключевыми словами.
Требования ГОСТа: Умение анализировать прочитанное, рассуждать на заданную ситуацию.
Ход урока: 1. Организационный момент (Приветствие учителем учащихся).
2. Проверка домашнего задания: Пересказ по плану:
1.Лагерь в лесу. 2.Занятия разбойников. 3.Сигная тревоги. 4.Сражение с солдатами. 5.Дубровский скрылся. 6.Свадьба Маши. 7.Прощание с Дубровским.
Фаза вызова: Мозговой штурм. Цель его – подтолкнуть учащихся к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Данный интерактивный метод позволяет во время урока активизировать учеников, снять утомление, включить всех обучаемых в процесс поиска идей.
- Какова внешность Дубровского?
- Где учился Владимир Дубровский?
- Как он относился к крепостным?
- Почему Владимир решил поджечь свой дом?
- Расскажите об отношении крестьян и Владимира Дубровского.
- Какие поступки говорят о смелости Дубровского?
После проведения мозгового штурма целесообразно применить такой инновационный педагогический прием, как разработка кластера. Несомненным его достоинством является развитие вариативности мышления, способности устанавливать связи и отношения изучаемого субъекта.
Итак, в центре классной доски записывается ключевое словосочетание Владимир Дубровский, а затем фиксируются слова или предложения, которые связаны с главным героем пушкинской повести.
Фаза осмысления:
На стадии осмысления также можно составить синквейн, что в переводе с французского языка означает “пять”. Как известно, синквейн – это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена, свернута информация по теме и охарактеризована своими словами, вариативно, с различных позиций.
Методика составления синквейна:
1.В первой строке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, характеризующая отношение к теме.
5. Последняя строка – синоним, одно слово, повторяющее суть темы.
Синквейн “Дубровский”:
1. _______ Дубровский
2. _____ _______ Отважный, смелый
3._______ ________ _______ Дубровский мечтал отомстить
4._______ _______ _______ _______С трудом принял решение не мстить
5. _______ Герой
На стадии размышления оправданно использование диаграммы Венна, которая строится на двух пересекающихся кругах. Данный интерактивный прием позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты. Он также развивает спектр целевых ориентаций на личностные структуры. Ученикам предлагается в составе малых групп составить список характеристик Дубровских, которые на их взгляд являются общими для сына и отца.
На протяжении всего урока по литературному чтению, ученики заполняют таблицу З/Х/У.
На фазе вызова учитель предлагает учащимся заполнить графу ЗНАЮ, до проведения мозгового штурма - графу ХОЧУ УЗНАТЬ и к концу урока на стадии рефлексии – УЗНАЛ.
Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Можно ли Дубровского назвать героем?»