19.09.2011 28211

Государство и профсоюзы в зарубежных странах

 

В России политические партии и профсоюзы появились позже, чем в ряде развитых зарубежных странах, А поэтому наибольшими возможностями давления на государственную власть располагают массовые общественные организации ряда европейских стран и США, Это, прежде всего профсоюзы - объединения рабочих и служащих для защиты своих социально- экономических интересов (улучшения условий труда, повышения заработной платы). От государственной власти они требуют принятия законодательства, которое отвечала бы их интересам, В большинстве стран в профсоюзах стоит меньшинство рабочих и служащих (в Великобритании - около трети, в США -менее четверти, в Кении - менее десятой части, в Индии - около 5%), Лишь в странах тоталитарного социализма подавляющее большинство работников состоят в профсоюзах, ибо сам факт неучастия в этой организации расценивается властями отрицательно, В некоторых странах существуют в разрешении трудовых споров на предприятии (есть паритетные комиссии с администрацией), они представлены в трёхсторонней комиссии (представители государства, обычно министр труда, предпринимателей и профсоюзов).

За рубежом профсоюзы строятся по-разному. Там существуют цеховые и производственные профсоюзы. Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии, Эта система, восходящая в какой - то мере к традициям средневековых цехов, раздробляет и ослабляет силы работников в конфликтах с работодателями. Производственные профсоюзы в отличие от цеховых объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства; все работники данного предприятия, учреждения входят в один отраслевой профсоюз, например профсоюз работников железнодорожного транспорта, высшей школы. В ряде стран (Германия, Италия, Камерун, Нидерланды) существуют конфессиональные профсоюзы (преимущественно христианские), объединяющие работников по признаку единства религии. Эти профсоюзы обычно находятся под влиянием клерикальных партий. Профсоюзы - это объединения, признанные защищать интересы главным образом наёмных работников.

Правовое регулирование статуса профсоюзов прошло длинный и тернистый путь от запретов и объявления профсоюзов и их действий незаконными до их юридической институционализации.

В период индустриального строя первые забастовки рабочих и их профсоюзы обычно подавлялись. На конституционном уровне о них не упоминалось, но существовало довольно обширное текущее антипрофсоюзное законодательство, такое, как Закон Ле Шапелье 1791 года во Франции, Закон о сообществах 1800 года в Великобритании. По мере упрочения индустриального строя уголовное преследование профсоюзов ослабевало, а во второй половине

XIX века произошла повсеместная легализация профсоюзного и забастовочного движения, что привело к признанию их и на конституционном уровне. В промышленно развитых странах ещё в XIX веке развернулась острая борьба за право легально создавать профессиональные организации и в том же столетии появились законодательные акты, регулирующие деятельность профессиональных союзов. В 1948 году была принята (вступила в силу в 1950 году) Конвенция Международной организации труда «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», где провозглашалось право на свободное создание профессиональных союзов трудящихся и организаций предпринимателей.

Если специальные законодательные акты об объединениях предпринимателей приняты сравнительно в небольшом числе стран, то правовое регулирование именно профсоюзов сегодня распространено почти повсеместно. Под профессиональным союзом понимается общественная организация, объединяющая физических лиц по роду их профессиональной деятельности с целью представительства и защиты их трудовых и иных связанных с трудом социальных прав и интересов, В одних странах законодательство о профсоюзах предоставляет им достаточно широкие возможности для деятельности по решению стоящих перед ними задач, что отвечает современным высоким мировым стандартам в данной сфере, в других странах профсоюзная деятельность осуществляется в условиях весьма значительных ограничений. В XX веке упоминание в конституциях о профсоюзах получило широкое распространение.

«Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий представляется каждому и всем профессиям», - гласит часть 3 статьи 9 Основного закона ФРГ (предложение первое). В соответствии с частью III статьи 23 Конституции Греции «государство принимает меры для обеспечения свободы профсоюзов, а также к свободному осуществлению ими своих прав вне каких - либо посягательств на них в рамках, установленных законом»- В статье 28 Конституции Японии говорится: «гарантируется право трудящихся на создание организацией, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия»- Действующая преамбула Конституции Франции 1946 года указывает, что «каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору».

Подробная регламентация правового статуса профсоюзов содержится в статье 39 Конституции Италии. В ней провозглашается свобода учреждения профсоюзных организаций. На профсоюзы не может быть возложено иных обязанностей, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно закону. При регистрации уставов профсоюзов к ним предъявляется требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на демократической основе. Это требование, без сомнения, навеяно фашистским прошлым, когда организации трудящихся были инкорпорированы в тоталитарную систему и строились на присущем ей вождистском принципе. Зарегистрированные профсоюзы имеют права юридического лица. Они могут представлять своих членов пропорционально их численности и заключать коллективные трудовые договоры с обязательной силой для всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, к которым относится данный договор.

Пожалуй, наиболее подробно статус профсоюзов урегулирован в статье 8 бразильской Конституции, согласно которой «профессиональное или профсоюзное объединение является свободным при соблюдении следующего:

– закон не сможет требовать разрешения государства на создание профессионального союза, за исключением регистрации его компетентным органом, причём публичной власти запрещается вмешиваться в дела профсоюзного органа или посредничать в них;

– запрещается создание более одного органа профессионального союза на любом уровне, предоставляющего профессиональную или экономическую категорию на одной и той же территории, определяемой заинтересованными трудящимися или работодателями, причём эта территория не должна быть меньше муниципии;

– профессиональный союз должен защищать коллективные или индивидуальные права и интересы данной категории, включая судебные или административные дела;

– общее собрание установит размер взноса, который будет взиматься с учётом профессиональной категории для покрытия расходов соответствующей конфедеральной системы профсоюзного представительства, независимо от размера взноса, предусмотренного законом;

– никого нельзя заставлять вступить в профессиональный союз или удерживать в его составе;

– участие профессиональных союзов в коллективных и трудовых переговорах обязательно;

– пенсионер, состоящий в профессиональном союзе, имеет право избирать и избираться в профсоюзные органы;

– запрещается увольнение состоящего в профессиональном союзе работника с момента регистрации его кандидатуры на руководящую или представительскую должность в профессиональном союзе и, если он будет избран на должность хотя бы заместителя такого должностного лица, до истечения года после окончания его мандата, кроме случаев совершения им тяжкого правонарушения, предусмотренного законом.

В части 2 статьи 131 Конституции Испании прямо указывается, что при разработке экономических планов учитываются мнения и пожелания профсоюзов.

Существенно изменилось и отношение к такому серьёзному оружию профсоюзов в борьбе за права трудящихся, как забастовки.

Современное конституционное право базируется на представлении, что социальные конфликты в экономической сфере - своего рода неизбежное зло, которое, будучи нежелательным, по сути (конфликт порождает дополнительное напряжение в экономической и политической жизни страны, хотя сам по себе служит скорее снятию внутреннего напряжения конкретной ситуации – таков парадокс), является выражением объективных процессов и потребностей и в этом качестве должно быть признано и введено в определённые правовые рамки. Поэтому многие современные конституции включают нормы о праве на социальный конфликт в сфере экономики. Имеет смысл подчеркнуть, что в конституциях зарубежных стран содержаться как нормы, направленные на предотвращение социальных конфликтов, так и нормы, служащие их разрешению- В широком смысле вся конституция направлена на предотвращение социальных конфликтов, так как одна из её задач - закрепить порядок, признаваемый большинством общества справедливым. В связи с правом на социальный конфликт можно также отметить, что если в первых послевоенных конституциях гарантировались соответствующие права только профсоюзов, что объясняется сильным тогда влиянием левых партий, то позднее эти права признаются и за организациями работодателей.

«Право стачек осуществляется в рамках регулирующих его законов», - гласит статья 40 Конституции Италии. В части 2 статьи 28 Конституции Испании говорится о признании права трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон, регулирующий осуществление этого права, должен устанавливать точные гарантии для продолжения функционирования служб, существенных для сообщества. Статья 9 Основного закона для ФРГ устанавливает в части 3 специальные гарантии реализации права на объединение в целях охраны или улучшения условий труда и экономических условий. «Гарантируется право на забастовку, уполномочивающие трудящихся решать о целесообразности осуществления этого прав в интересах, которые они, таким образом, должны защитить», -говорится в статье 9 Конституции Бразилии. Подробно урегулировано право на забастовку в Конституции Греции. В статье 23 забастовка определяется как право, (то есть субъективное основное право её участников); указывается, что она осуществляется законно созданными профсоюзными организациями; целями забастовки должны быть защита и обеспечение экономических и профессиональных интересов трудящимися; перечислены категории служащих, которым запрещено проведение забастовок или в отношении которых оно существенно ограничено (при этом оговаривается, что «ограничения не могут простираться до упразднения самого права на забастовку или мешать законному её проведению»).

Конституция Японии более гибко регулирует этот вопрос, указывая на другие пути разрешения социальных конфликтов в экономической сфере. В статье 28, как отмечалось, записано право трудящихся» на коллективные переговоры и прочие коллективные действия». Вместе с тем современные конституции отражают стремление законодателя к обеспечению социального мира, поэтому в конституциях встречаются также положения о «ненарушимых обязанностях политической, экономической и социальной солидарности» (статья 2 Конституции Италии), «развитии культуры и экономики для обеспечения достойного качества жизни для всех», «наиболее справедливом распределении региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности» (преамбула и часть статьи 40 Конституции Испании), Эти положения соответствующие мероприятия государства признаны ослабить или предотвратить конфликты в социальной сфере. Право на создание профсоюзов и забастовку включено в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 8), признано решениями Международной организации труда.

Особый размах профсоюзное движение приобрело в середине XX века, и одним из его результатов было принятие в Австралии, Греции, Испании, Франции и некоторых других странах законов, существенно расширяющих права профсоюзов на предприятиях, в том числе увязывающих наем на работу с членством в профсоюзе (принцип «закрытого цеха»), право автоматического удержания предприятием профсоюзных взносов из заработной платы работающих.

К 80 - годам, однако, наметился спад профсоюзного движения в забастовочной борьбе в развитых странах, что сопровождалось снижением значения коллективных договоров и профсоюзов. Например, в Канаде профсоюзы ныне объединяют примерно треть занятых в несельскохозяйственном секторе, а в США - 15 - 17%, Связано это со вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации, что порождает структурную перестройки их экономики и, в частности, занятости (переход рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сокращение потребности в неквалифицированном и малоквалифицированном труде), внедрение уникальных новейших технологий влечёт распространение негативного отношения к коллективным договорам высококвалифицированных рабочих и специалистов, предпочитающих работать по индивидуальным контрактам. Кроме того, в фирмах стали уделять особое внимание мотивациям труда и внедрению новых систем ценностей; наметилось преобладание роста числа рабочих мест в сфере мелкого бизнеса, где нет места профсоюзам.

В условиях уменьшения значение профсоюзного движения произошли изменения и в законодательстве. Появились нормы, запрещающие антипрофсоюзную дискриминацию, а также закрепляющие негативное право на объединение - право не вступать в профсоюзы, На уровне текущего законодательства оно существует, например, во Франции, в Бельгии, а в Испании и, как мы только, что видели, в Бразилии поднято на конституционный уровень. В соответствии с частью 1 статьи 28 Испанской конституции «никто не будет обязан вступать в профсоюз».

Следует отметить, что даже в тех странах, где в конституциях содержатся весьма решительные положения о праве на трудовой конфликт, текущее законодательство предусматривает целый ряд мер, направленных на предотвращение. Например, текущее законодательство Швеции устанавливает обязанность предпринимателя обсудить с местными профсоюзами намечаемые им мероприятия, влекущие значительные изменения для занятых в целом и каждого трудящегося в отдельности. Это позволяет предупредить конфликт до его возникновения, В случае недостижения соглашения между предпринимателем и работниками переговоры ведутся посредниками, назначаемыми правительством. Существует также специальный трудовой суд, разрешающий конфликты в рамках действующих коллективных договоров (в этом случае проводить забастовку запрещено). Идеи нежелательности нарушения социального мира нашли отражение в антизабастовочных положениях коллективных договоров, в отказе от забастовок со стороны профсоюзов на время действия коллективного договора (англоязычные страны) или положений об обеспечении «социального мира» (Западная Европа и Скандинавские страны). На основе этих положений в Великобритании, Японии и США уже много лет более 90% коллективных договоров включают отказы от забастовок, а в Австралии и Швейцарии практикуются национальные и отраслевые соглашения о мирном, без забастовок, разрешения трудовых конфликтов.

Итальянская Конституция предусматривает специальный общегосударственный орган посредничества между трудом и капиталом - Национальный совет экономики и труда, который состоит из экспертов и представителей производительных категорий (предпринимателей, профсоюзов) соответственно их количественному и качественному значению и является также коллективным консультантом высших органов власти по этим проблемам.

Конституция постсоциалистических стран также регулируют вопрос о статусе профсоюзов и забастовках, Если в социалистический период профсоюзы играли роль «приводного ремня» от трудящихся к коммунистической партии и «школы коммунизма», а о праве на забастовку, как отмечалось, до 80- годов не упоминалось вообще ни на конституционном, ни на законодательном уровне, поскольку социалистическое общество мыслилось как бесконфликтное «по своей природе» и разрешающее все разногласия самим фактом своего существования (говоря иначе, бюрократическом путём), то новейшие конституционные акты обычно прямо провозглашают это право. Статья 50 Конституции Болгарии, статья 38 Конституции Македонии, статья 40 Конституции Румынии, часть 4 статьи 37 Конституции Словакии прямо говорят о праве на забастовку. Во всех этих конституционных актах имеется отсылка к закону, регулирующее данное право. В некоторых конституциях предусмотрена возможность ограничения осуществления этого права в вооружённых силах, полиции и органах управления, а Конституция Румынии указывает, что в регулирующем данное право законе «устанавливаются условия и пределы осуществления этого права, а также гарантии, необходимые для обеспечения основных услуг обществу».

Историю профсоюзного движения в Америке следует начать не с образования самых первых американских профсоюзов, а немного более позднее, с 1946 года, когда был принят закон Тафта - Хартли. Он был принят под давлением крупного капитала в атмосфере развёртывания «холодной войны» и ограничивал право профсоюзов на забастовку. Отсюда, наверное, и началась, если можно так выразиться, «борьба за выживание» американских профсоюзов. Новое законодательство дало президенту право отдать приказ начавшим забастовку рабочим - «если их действия угрожают национальной безопасности» - оставаться на рабочих местах в течение трёх месяцев. Сменявшие друг друга «хозяева» Белого дома за период с 1948 по 1964 годы прибегали к этому исключительно эффективному антизабастовочному закону 23 раза.

Таким образом, времена, которые можно было бы назвать «золотым веком американских профсоюзов», и начавшиеся ещё в 1933 году с пришествия в Белый дом Д. Рузвельта, закончились. Взятый тогда так называемый «новый курс» (так попросту называли период крупных побед, одержанных американским рабочим классом, в частности за профсоюзами было признано право заключать коллективные соглашения с предпринимателями, введена система пенсионного обеспечения, пособий по безработице) попросту сошёл на нет. Процент организованных трудящихся (в АФТ- КПП и других профсоюзах) по отношению ко всей численности трудовых ресурсов несельскохозяйственной сферы упал с 34% в 1946 году до 30,8% в 1972 году, а затем с 25,2% в 1980 до 22% в 1984 году. Если взять всех наёмных рабочих, занятых в сельском хозяйстве, то доля организованных в профсоюзы становиться ещё меньше - всего 19%, то есть по стране в целом один член профсоюза приходиться на пятерых рабочих.

Таковое падение популярности профсоюзов, на мой взгляд, объясняется очень просто. Во-первых, это, конечно, некая боязнь даже малейшего поползновения «восточного режима», так как Америка находилась в состоянии полной боевой готовности, а профсоюз это несколько не по - западному звучит. Во-вторых, существенную роль играют всё более и более укрепляющиеся американские традиции. Каждый сам себе бизнесмен. Если же быть покороче в определении, то, пожалуйста: «каждый сам за себя» - вот главный принцип почти любого американца,

В Соединённых Штатах Америки выработалась целая система по ликвидации или обессиливанию профсоюзов. Правда, причины, приводящие эту систему в той или иной вариации в действие весьма прозаичны - деньги. Специалисты по «юнион бастинг» - так в Америке называют тех, кто занимается «ломкой» профсоюзов и, между прочим, зарабатывает на этом довольно большие деньги.

Выглядит это всегда примерно одинаково. Предприниматель (глава предприятия) после своих собственных расчётов, решает сэкономить деньги путём уменьшения заработной платы. Если в компании существует профсоюз, то он, организует забастовку, одновременно материально помогая её участникам, «... Теперь мы живём при поддержке профсоюза - 50 долларов в неделю, В своё время я в день зарабатывал 65 долларов...» - так говорит один из участников подобной акции. Понятно, что на такие деньги в Америке не очень проживёшь, а предприятие тем временем вполне может нанять стройбрейкеров. Это люди, нанимаемые на время, и они большей частью из остро нуждающихся в работе (попросту из бедноты), то есть платить таким вовсе необязательно в тех размерах, какие приемлемы для оплачивания труда постоянного рабочего. Естественно, ни профсоюз был не в состоянии долго выплачивать хоть и небольшое пособие, ни люди не хотели жить на такие гроши. Таким образом, либо, в лучшем случае, профсоюзной верхушке удавалось найти некий компромисс с управлением предприятия, и тогда почти всё возвращалось на круги свои (кроме рабочих, которых не устраивали новые условия оплаты труда). В худшем случае же профсоюз распадался, и предприятие было вынуждено набирать почти весь контингент рабочего персонала. Бывало и по- другому. Пример подал Рейган, открыв компанию против профсоюза авиадиспетчеров. В августе 1981 года, когда они начали забастовку, Рейган, не задумываясь, уволили 11500 забастовщиков. Затем их фамилии были сообщены всем авиакомпаниям, чтобы они уже никогда не смогли получить работу по специальности. Подобные наступления на профсоюзы, осуществляемые администрацией Рейгана, дали новый импульс к росту числа провалов на предприятиях. К концу президентского мандата Картера на 48% голосования завершались отрицательным вердиктом. Одновременно участились случаи принятия решения о десертификации профсоюзов, то есть о лишении их права представлять трудящихся предприятия: так, в 1960 году было принято 237 таких решений, тогда как в 1977 году их было зарегистрировано 849. При этом стоит учесть, что зарплата трудящегося, состоящего в профсоюзе, по данным на 1983 год была, в среднем, на 35% выше, чем у того, кто не стоит (из «International Herald Tribune», 12.11.1985 год). То есть понятно, сколько выигрывали владельцы предприятия, не имея у себя под боком действующего профсоюза.

Но это не всё. «Предпринимателем теперь мало этих «вспомогательных» методов, - отметил Джордж Моррис. - Чтобы помешать трудящимся предпринимать действия против уменьшения заработной платы, сокращения штатов, подрыва или ликвидации профсоюза и даже закрытия предприятия власть имущие разработали новые способы. К примеру, ничто не мешает администрации без какого- либо предупреждения закрыть ворота завода и перебраться в один из южных штатов, где нет профсоюзов, а рабочая сила намного дешевле. Такие предприятия называют «ранэуэй шопе», что буквально означает «драпающие заводы». Разумеется, бегство готовиться втайне и надолго. Компания может также объявить о своём «банкротстве». Однако Верховный суд вынес определение, согласно которому наниматели, которые предвидят возможность такого исхода, имеют право ещё до объявления о банкротстве уволить свой персонал или заставить его пойти на «жертвы», необходимые, по их мнению, для «спасения дела». Например, компания «Континентал эйрлайнз» в конце 1983 года объявила, что находиться на грани банкротства. Это была ложь, позволившая администрации заявить о необходимости сократить на половину заработную плату своим служащим. Вспыхнула забастовка. В ответ компания начала вербовать по всей стране стройбрекеров. Оказавшиеся под угрозой потери рабочих мест, некоторые служащие, многие месяцы бастовавшие, возобновили работу, согласившись получать меньшую зарплату. Примерно в аналогичной ситуации оказались и 7000 служащих автобусной компании «Грейхаунд», где в 1983 году была объявлена забастовка против «двойной системы» оплаты. После шести месяцев борьбы система была принята. В результате служащие были вынуждены признать две шкалы оплаты: одну - для давно работающих в компании, которые сохранили за собой прежние расценки, другую, более низкую - для вновь нанятых, которые уже никогда не смогут «догнать» первых. А компания, естественно, постарается как можно быстрее избавиться от «стариков», заменив их работающими за меньшее вознаграждение новичками. Хотя нельзя сказать, что псевдобанкротство так уж выгодно для компании. Очень многие за это расплатились. Ведь утрата доверия тоже немаловажный фактор в бизнесе, она закрывает возможность получать у банка кредит, и ведёт к потере многих клиентов. Но и эту возможность руководство некоторых компаний успешно предотвратило. Например, авиакомпания «Трансамерика» создала некую альтернативную компанию «Трансинтернэшнл эйрлайнз», которая не принимала на работу членов профсоюза и платила зарплату намного ниже той, которую получали служащие «Трансамерики». Последняя потихоньку сократила свой штат, а затем «исчезла» в конце 1984 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика развития профсоюзного движения в Соединенных Штатах Америки главным образом состоит в том, что большинство его деятелей превратилось в бизнесменов высшего класса, продающих особый товар - рабочую силу - другим бизнесменам, владельцам предприятий, выступающих её покупателями, и прав был Авраам Линкольн, сказавший: «Всё, что служит трудовому люду, служит всей нации. Всё, что наносит ему вред, кто трудиться, нет государства, и обирать первых - значит обворовывать второе».

В последние годы, особенно в России, интерес к Америке особенно вырос. Это связано не только с открытием «Железного занавеса», но также и с началом очередного экономического кризиса в Соединённых Штатах, результаты которого можно увидеть уже сейчас в виде нестабильного курса доллара на мировом рынке. Именно поэтому мною было принято решение большую часть своей работы уделить именно профсоюзному движению в Америке, как принявшему самое непосредственное участие в преодолении экономического кризиса, возникшего в США в 50- 70 годах XX века.

Основное профсоюзное объединение Соединённых Штатов Америки -Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов (АФТ- КПП) - образовано в результате слияния в 1955 году Американской федерации труда, возникшей в 1881 году, и Конгресса производственных профсоюзов, созданного в 1935 году. В год образования (в 1955) в АФТ- КПП вошли 16 миллионов рабочих и служащих (около 21% всей рабочей силы). К 1979 году это число снизилось до 13,6 миллионов (около 13,1). Но наряду с чисто производственными профсоюзами в федерацию входит большое количество узкоцеховых объединений.

Таким образом, общее число членов около 170 - ти крупных национальных и межнациональных (объединяющих и канадских рабочих, работающих на предприятиях американских компаний) профсоюзов к началу 80- годов составило около 20% трудящегося населения Америки, это около 19,5 миллионов человек- Причём 11 самых крупнейших профсоюзов, в которых сосредоточены организованные рабочие ведущих отраслей промышленности, таких как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, радиоэлектропромышленность и других, заключают в себе около половины всех членов профсоюзов Америки и каждый из них насчитывает более 400 тысяч человек.

Значительным влиянием обладают профсоюзы в таких экономически развитых штатах, как Огайо, Мичиган, Калифорния, Нью - Йорк, Пенсильвания и Иллинойс, где сосредоточено 35- 40% всех членов профсоюзов.

Структура и управление профсоюзами: высшим органом АФТ- КПП является съезд, созываемый раз в два года. Каждый профсоюз имеет право на представительство на съезде, пропорционально числу своих членов. В период между съездами руководство осуществляется председателем, секретарём -назначаем и исполнительным советом. В исполнительный совет, состоящий из 35 членов, избираются руководители крупнейших профсоюзов.

С момента образования АФТ, а затем АФТ- КПП в ней сменилось только три председателя; Самуэль Гоперс (1881 ~ 1924гг.), Уильм Грин (1924- 1952 гг.) и Джорж Мини (1952-1979 гг.). Очередной, XXIII съезд, состоявшийся в 1979 г., избрал председателем Лейна Керклэнда, а секретарём - казначеем - Томаса Донахью.

Официальные печатные издания: «Американский федералист», «Новости АФЛ - КПП».

Наиболее крупным профсоюзом, входящим в состав АФТ - КПП, является Объединённый профсоюз металлургической промышленности, насчитывающий около полутора миллионов членов. Он охватывает рабочих чёрной и цветной металлургии, горнодобывающей си связанных с ними отраслей промышленности США, Канады и Пурто - Рико.

Также в АФТ - КПП входит большинство профсоюзов государственных служащих. Эти профсоюзы имеют свои структурные особенности, связанные с федеративным устройством США, Существует разделение профсоюзов государственных служащих федеральных учреждений и служащих учреждений штата и местных органов управления.

Кроме АФТ - КПП, профсоюзное движение в Соединённых Штатах представлено более чем 60 независимыми профсоюзами. Крупнейший из них -Объединённый профсоюз рабочих автомобильной, аэрокосмической промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, созданный в 1935 году и насчитывающий ныне около 1,5 миллионов человек. Этот профсоюз в 1968 году, в связи с разногласиями по поводу внешней и внутренней политики с руководством АФТ - КПП, вышел из состава федерации. Также крупным независимым профсоюзом США является Межнациональное братство водителей грузовых машин и складских рабочих. Этот профсоюз насчитывает около двух миллионов членов, и был исключен из АФТ - КПП, вместе с рядом других (пекарей, работников прачечных) в 1957 году, под предлогом «борьбы с коррупцией» в профсоюзах. Печатный орган этого профсоюза - «Водитель».

По ныне действующему американскому законодательству создание профсоюза на предприятии возможно в том случае, когда этого пожелает большинство его работников. Это значит, что ни один поддерживаемый меньшинством профсоюз не имеет права на легальное существование. Те, кто выступает за создание профсоюза, должны, прежде всего, обратиться за запросом в правительственный орган - Национальное управление по трудовым отношениям, приложив подписи, по меньшей мере, трети трудящихся предприятия. И только при одобрении общим голосованием профсоюз считается получившим сертификат и может в полном объёме вести переговоры с администрацией предприятия. Особая статья касается так называемых «заводских профсоюзов». Она обязывает трудящихся одного и того же производственного или торгового подразделения состоять в «сертифицированной» профсоюзной организации. Членские взносы из зарплаты удерживаются автоматически, поступая в профсоюзную кассу. Согласно положению, в результате коллективных переговоров между предпринимателем и профсоюзом заключается соглашение сроком на 2- 3 года, имеющее силу закона. В течение этого периода трудящимся и их представителям, запрещается выставлять какие - либо дополнительные требования или прибегать к забастовке.

Думается, что изложенный положительный опыт деятельности профсоюзов за рубежом, их правовое регулирование в этих странах, безусловно, может быть заимствован в России. Это, в первую очередь, касается их борьбы за повышение заработной платы трудящихся. Учителя, врачи, работники культуры, науки и военнослужащие «должны наконец почувствовать преимущества от роста экономики страны». Об этом неоднократно говорил Президент России В,В. Путин.Профсоюзы России должны играть большую роль в политической системе страны, чем обеспечат повышение уровня и качества жизни наших граждан, скорейшего построения в России социального государства.

 

Автор: Костина Н.И.