Прекращение договора доверительного управления имуществом
Договор доверительного управления может быть прекращен по общим основаниям, предусмотренным статьями 450-453 ГК РФ, а именно: по соглашению сторон, судом по требованию одной из сторон, путем одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон.
Основным способом расторжения договора является его расторжение по соглашению сторон. Однако законом или договором эта возможность может быть ограничена. К примеру, для профессионального управляющего, занимающегося доверительным управлением чужим имуществом в качестве предпринимательской деятельности, может оказаться важным сохранение договора доверительного управления имуществом в течение всего периода его действия. В этих целях в текст договора может быть включено условие о запрещении его расторжения по соглашению сторон вплоть до окончания срока, установленного договором.
Договор, может быть расторгнут судом по требованию одной из сторон. Законодательством предусмотрены два случая, когда изменение или расторжение договора производится по требованию одной из сторон в судебном порядке. Это, во-первых, случаи нарушения условий договора, которые могут быть квалифицированы как существенные нарушения, т.е. нарушения, которые влекут для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Например, доверительный управляющий, получив имущество подопечного в доверительное управление, несмотря на предусмотренный договором запрет на отчуждение этого имущества, приступает к продаже отдельных объектов. При таких условиях при наличии иска органов опеки и попечительства как учредителя управления о расторжении договора доверительного управления имуществом суд, конечно, признает нарушение условий договора существенным и вынесет решение о расторжении договора. Во-вторых, договор, может быть расторгнут в судебном порядке в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством или договором. Поэтому договором доверительного управления имуществом могут быть предусмотрены любые обстоятельства, служащие основанием его расторжения в судебном порядке.
Необходимо отметить, что ст. 1024 ГК РФ предусматривает специальные основания прекращения договора доверительного управления. Именно данные основания представляют наибольший интерес для исследования института доверительного управления имуществом и поэтому требуют детального рассмотрения.
Поскольку доверительное управление предполагает личное выполнение управляющим своих обязанностей, его смерть, признание недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также ликвидация коммерческой организации, выступавшей в качестве управляющего, являются безусловными основаниями прекращения договора. Признание управляющего банкротом тоже прекращает договор, ибо гражданин-управляющий в этом случае лишается статуса индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 25 ГК РФ), а, следовательно, и права выступать в качестве доверительного управляющего, а коммерческая организация, объявленная банкротом, подлежит ликвидации как юридическое лицо.
В связи с невозможностью лично осуществлять управление (например, по причине длительной болезни индивидуального предпринимателя) как доверительный управляющий, так и учредитель могут в одностороннем порядке отказаться от договора, предварительно известив об этом контрагента за три месяца до прекращения договора (если в соответствии с п. 2 ст. 1024 ГК РФ договором не установлен иной срок для уведомления).
Учредителю управления предоставлено право одностороннего отказа от договора и по иным причинам, но при условии выплаты управляющему обусловленного договором вознаграждения. Как справедливо отмечает Е.А. Суханов, это связано, прежде всего, с сохранением за учредителем правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом, которое он вправе осуществлять самостоятельно (разумеется, с учетом законных интересов управляющего-предпринимателя, заключающихся в получении вознаграждения за управление и компенсации за понесенные при этом необходимые издержки).
Договор доверительного управления прекращается банкротством учредителя, поскольку переданное в управление имущество в этом случае должно поступить в конкурсную массу. Смерть учредителя (при сохранении выгодоприобретателя) может не повлечь прекращения договора, ибо его права и обязанности в этом случае перейдут к наследникам. Ликвидация учредителя - юридического лица прекращает все его обязательства, в том числе и по данному договору. Указанная норма п. 2 статьи 1018 ГК РФ получила однозначную трактовку судом в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 1999 г. по делу № А82-10/99-Г/1. В мотивировочной части суд указал, что поскольку учредитель управления - ЗАО «Норск-Лико» решением Арбитражного суда Ярославской области признан банкротом, то согласно п. 2 ст. 1018 ГК РФ договор доверительного управления имуществом должника (учредителя управления) прекращает свое действие.
Договор доверительного управления по общему правилу прекращается в связи с односторонним отказом выгодоприобретателя от получения выгод, ибо бенефициар самостоятельно распоряжается правом, полученным по заключенному в его пользу договору. Однако договор может предусматривать на этот случай и иные последствия, например, в виде перехода прав бенефициара к учредителю (абз. третий п. 1 ст. 1024 и п. 4 ст. 430 ГК РФ).
Данный договор прекращается также в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица, бывших выгодоприобретателями. Если договор был заключен в интересах учредителя, то такого основания прекращения договора в данном случае не существует. Учредитель в данном правоотношении имеет иной статус, а его смерть или ликвидация влекут иные последствия. В случае смерти гражданина-учредителя должно произойти правопреемство, и договор сохранит свою силу, а управляющий станет обязанным лицом перед наследниками учредителя.
Указание ст. 1024 ГК РФ на такое основание прекращения договора, как смерть выгодоприобретателя или его ликвидация, обусловлено тем, что участие третьего лица в данных правоотношениях может быть основной целью заключения договора (например, обеспечение имущественных интересов этого лица). С прекращением его существования отпадает необходимость в договоре. Признание гражданина-бенефициара недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также реорганизация бывшего бенефициаром юридического лица сами по себе не влекут прекращения этого договора. Более того, соглашением сторон может быть предусмотрено его сохранение на случай смерти бенефициара (для наследников последнего).
Необходимо отметить специфику прекращения договора доверительного управления имуществом, учреждаемого по основаниям, предусмотренным законом.
Управление имуществом безвестно отсутствующего лица помимо общих оснований прекращается в связи с явкой или обнаружением места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, а также объявление его умершим или установление факта смерти этого лица. Суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда орган опеки и попечительства отменяет управление имуществом этого гражданина (ст. 280 ГПК РФ). Управляющий, прекратив совершать действия по управлению, обязан передать имущество собственнику или его наследникам.
В связи с прекращением опеки или попечительства (ст. 40 ГК РФ) прекращается доверительное управление имуществом подопечного лица. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 40 ГК РФ опека над малолетним подопечным прекращается по достижении им 14 лет, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без какого бы то ни было дополнительного решения об этом. Остается не вполне понятным, что происходит в такой ситуации с договором доверительного управления имуществом подопечного: является ли формальное прекращение опеки основанием для прекращения данного договора или он «автоматически» пролонгируется, подобно тому как опекун несовершеннолетнего становится его попечителем. Четкого ответа на этот вопрос часть первая Гражданского кодекса РФ не дает. Согласимся с выраженным в юридической литературе мнением о том, что прекращение опеки - это законное основание для прекращения договора об управлении имуществом подопечного. В том случае, если орган опеки и попечительства сочтет необходимым для защиты имущественных прав подопечного продление договора о доверительном управлении, это должно быть оформлено надлежащим образом (заключение нового договора или продление срока действия старого).
Обязательство по доверительному управлению имуществом прекращается также в следующих случаях: вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным; вынесения судом решения об отмене ограничений дееспособности гражданина; по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении в брак или объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ).
Прекращение договора доверительного управления имуществом патронируемого гражданина связано с прекращением патронажа на ним. Согласно ст.ст. 39, 41 ГК РФ патронаж прекращается по требованию патронируемого гражданина; по просьбе помощника при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения помощника, отсутствие взаимопонимания с патронируемым и т.п.); по требованию органов опеки и попечительства в том случае, если помощник ненадлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание патронируемого лица прекратить отношения по патронажу. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Трактуя освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 41 ГК РФ исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства.
Что касается доверительного управления наследственной массой, то очевидно, что обязательство должно прекращаться со вступлением наследников в права (получение правоустанавливающих документов), если иное не предусмотрено завещанием. Указанный договор прекращается также с освобождением исполнителя завещания, если он является учредителем доверительного управления, от его обязанностей. Исполнитель завещания может быть освобожден от принятых на себя обязанностей, во-первых, по его собственному желанию, но только на основании решения суда. Гражданский кодекс РФ не обусловливает возможность освобождения исполнителя завещания в этом случае какими-либо причинами. Во-вторых, возможны ситуации, когда освобождение исполнителя завещания от его обязанностей будет осуществлено по инициативе не самого исполнителя, а наследников. Для принятия судом такого решения необходимо наличие обстоятельств, препятствующих исполнению лицом обязанностей исполнителя завещания. Это может быть его болезнь, длительное отсутствие или другие обстоятельства, делающие невозможным или затруднительным исполнение названным лицом своих обязанностей. Таким образом, наследники, несогласные с действиями исполнителя по осуществлению последней воли завещателя, имеют возможность вмешаться в исполнение завещания при наличии, разумеется, реальных факторов, влияющих на качество исполнения завещания конкретным лицом.
В соответствии с общими нормами о доверительном управлении наследственным имуществом при прекращении договора доверительного управления переданное в управление имущество подлежит возврату учредителю (п. 3 ст. 1024 ГК РФ). Однако договором может быть предусмотрено и иное последствие, например передача
имущества выгодоприобретателю или даже его приобретение управляющим (по договору купли-продажи).
Напротив, в договорах доверительного управления имуществом, заключаемых по основаниям, предусмотренным законом, не всегда при прекращении доверительного управления имущество должно быть возвращено учредителю управления, поскольку тот не является собственником указанного имущества. Если подопечный приобрел полную гражданскую дееспособность, то управляющий, отчитавшись о своих действиях, должен передать имущество данному лицу. В случае явки безвестно отсутствующего лица имущество возвращается собственнику. В случае прекращения патронажа над лицом имущество должно быть передано дееспособному гражданину. При объявлении такого лица умершим или при установлении факта его смерти управляющий должен передать имущество наследникам или душеприказчику.
Автор: Пьяных Е.С.