16.10.2010 8356

Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью (Е.С. Лясина)

 

На правах рукописи

 

Лясина Елена Сергеевна

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Специальность 19.00.10 - коррекционная психология

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

Санкт-Петербург 2008

 

Работа выполнена на кафедре специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Шипицына Людмила Михайловна

 

Официальные оппоненты: Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Каменская Валентина Георгиевна, доктор психологических наук, профессор Мамайчук Ирина Ивановна

 

Ведущая организация: Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

 

Защита диссертации состоится «28» января 2009 года в часов на заседании совета Д 212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034 г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6, факультет психологии, ауд.227.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9.

 

Автореферат разослан «__ » декабря 2008 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета д.психол.н., проф. Балин В.Д.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы. Проблема развития, обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью является одной из важнейших в современной специальной психологии. Многочисленные исследователи (Т.А. Власова, 1973; С.Д. Забрамная, 1995; Д.Н. Исаев, 2003; В.В. Лебединский, 1985; В.И. Лубовский, 1989; М.С. Певзнер, 1982; Г.Е. Сухарева, 1998; Л.М. Шипицына, 2002) расширили представления о структуре психических нарушений умственно отсталых подростков и их адаптивных возможностях.

Умственно отсталый подросток постоянно находится в ситуации, при которой неблагоприятные социально-психологические факторы могут вступить во взаимодействие с неблагополучной биологической почвой (Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, 1992). Технические преобразования в жизни общества, социально-экономические трудности, экологические кризисы также снижают адаптивные возможности таких подростков и повышают их психологическую ранимость.

Для совладания с внешними и внутренними конфликтами, способности противостоять дезорганизации психики и поведения, иметь возможность избегать напряженности, подростки с умственной отсталостью вынуждены более интенсивно использовать в своем поведении психологическую защиту.

Проблемам психологических защит на протяжении многих лет посвящены работы таких исследователей как Ф.В. Бассин, 1969; Б.В. Зейгарник, 2003; Е.Т. Соколова, 1989; А.А. Налчаджян, 1988; Э.Н. Киршбаум, 2000; Р.А. Зачепицкий, 1984; А. АШег, 1983; З. Фрейд, 1980; А. Фрейд, 1993; Э. Фромм, 1990; R. Plutchik, 1980; H. Kellerman, 1980. Однако в настоящее время остается мало изученной проблема психологической защиты в специальной психологии (Д.Н. Исаев, 2003; Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, 1992; Ю.В. Чиркова, 2003; Т.А. Колосова, 2007).

Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте подростков, позволяя им разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой. В ситуациях психологической угрозы подростки также используют различные копинг-стратегии. Каждая из множества поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может рассматриваться не только как осознанный вариант психологической защиты, но и включать в себя сразу несколько таких стратегий (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2001).

Поведение умственно отсталого подростка, также как и нормального, связано с особенностями его личности и с главной ее составляющей -характером. В напряженных ситуациях именно характер как устойчивый поведенческий регулятор обеспечивает подростку наиболее эффективную реализацию жизненных программ и стратегий поведения (В.М. Русалов, О.Н. Манолова, 2005). По мнению А.Е. Личко (1985), возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для проявления некоторых свойств характера, которые акцентуируются в этом возрасте, повышая возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.

В этой связи актуальным представляется изучение психологической защиты у умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера, которые определяют развитие вариантов защитного поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации таких подростков. Это позволит совершенствовать процессы их психолого-педагогического сопровождения и социально-психологической адаптации.

Цель исследования: изучение особенностей психологической защиты у акцентуированных подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

1. Выявить характерологические особенности, свойственные подросткам с умственной отсталостью.

2. Определить характерные для акцентуированных подростков с умственной отсталостью механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

3. Изучить влияние типов акцентуаций характера на структуру психологической защиты у подростков с нарушением интеллекта.

4. Выявить взаимосвязь психологической защиты и поведенческих особенностей у акцентуированных подростков с умственной отсталостью.

Объект исследования: подростки с легкой степенью умственной отсталости 15-18 лет и их сверстники с нормальным развитием.

Предмет исследования: специфика выраженности психологических защит у акцентуированных подростков с легкой степенью умственной отсталости по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Гипотеза исследования: недоразвитие интеллекта и типы акцентуаций характера подростков оказывают влияние на структуру их психологической защиты. Для акцентуированных подростков с умственной отсталостью характерно интенсивное использование малоадаптивных механизмов психологической защиты по сравнению с подростками с нормальным развитием. При этом наиболее вероятной копинг-стратегией у первых является поведенческая, а у последних - когнитивная.

Методы исследования: наблюдение, беседа, биографический, экспертная оценка, тесты, математическая статистика.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важную роль в функционировании психологической защиты играют характерологические особенности и психическое недоразвитие подростков с умственной отсталостью.

2. Для акцентуированных умственно отсталых подростков свойственно в большей степени обращаться к пассивным механизмам защиты и в меньшей степени к активному защитному поведению.

3. Социальная поддержка оказывает позитивное влияние на благополучное преодоление стрессовых ситуаций акцентуированными подростками с умственной отсталостью.

4. В зависимости от типа акцентуации характера умственно отсталых подростков существует определенная взаимосвязь отдельных видов психологической защиты и поведенческих особенностей, от которой зависит социально-психологическая адаптация этих подростков. 5. Наибольший риск деструктивного защитного поведения существует у подростков с умственной отсталостью с эпилептоидно-истероидным типом акцентуации характера. Научная новизна:

1. В работе впервые показано влияние акцентуаций характера на структуру психологической защиты подростков с умственной отсталостью;

2. Исследована специфика выраженности видов психологической защиты, заключающаяся в предпочтительном использовании акцентуированными подростками с умственной отсталостью механизмов защиты «отрицание», «вытеснение», «компенсация», «реактивное образование» и копинг-стратегии «развлечение и физическая разрядка»;

3. Выявлена взаимосвязь психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у акцентуированных подростков с умственной отсталостью;

4. Изучена связь между поведенческими особенностями и психологической защитой у акцентуированных подростков с умственной отсталостью, характеризующая их защитное поведение как деструктивное и малоадаптивное;

5. Определена ведущая роль социальной поддержки, способствующая эффективному преодолению неприятных ситуаций умственно отсталыми подростками с акцентуациями характера.

Практическая значимость: результаты работы могут быть применены при разработке коррекционной программы для наиболее эффективной социальной адаптации подростков с умственной отсталостью. Полученные результаты могут быть использованы в консультативной практике, поскольку знание особенностей характера подростка с умственной отсталостью и его защитных механизмов позволит правильно оценить и скорректировать индивидуальные особенности его защитного поведения. Результаты работы будут способствовать пониманию педагогами поведения умственно отсталых подростков для подбора индивидуальной программы их воспитания и обучения, основные направления содержания которой предлагаются в виде методических рекомендаций.

Теоретическая и методологическая основы исследования: концепция психологии отношений (В.Н. Мясищев, 2003); типы патологических характеров (П.Б. Ганнушкин, 1933; Г.Е. Сухарева, 1998; К. Леонгард, 2002; А.Е. Личко, 1999); психоэволюционная теория эмоций R. Plutchik и структурная теория личности H.Kellerman (1979); положения возрастной и специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития подростков с психическим недоразвитием и нормальным интеллектом (Л.С. Выготский, 1983, В.И. Лубовский, 1989; М.С. Певзнер, 1982; Д.Б. Эльконин, 1971); положения теории психологической защиты личности в рамках психоанализа (З. Фрейд, 1989; А. Фрейд, 1993); исследование копинг-поведения (Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский, 1994; R.S. Lazarus, 1981).

Апробация результатов исследования. Основные результаты представлены и обсуждены с психологами и педагогами специальных (коррекционных) школ VIII вида № 46 Центр «РиМ» (реабилитация и милосердие) и № 565, с психологами и специалистами по социальной работе Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района г.Санкт-Петербурга, на заседаниях кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения -2004» и «Ананьевские чтения - 2008», на III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (2007).

По результатам исследования опубликовано 5 печатных работ.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, методических рекомендаций, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 187 страниц, в том числе 17 таблиц, 16 рисунков, 7 приложений. Библиография включает 207 источников, из них 33 на иностранных языках.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет, гипотеза и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Психологическая защита и ее виды у подростков» представлен обзор основных понятий психологической защиты, рассматриваются психологические особенности подростков с умственной отсталостью.

В первом разделе излагаются основные представления о психологической защите. Отмечается, что эта проблема остается недостаточно разработанной в зарубежной и отечественной науке. Показано, что понятие «психологической защиты» введено в рамках психоаналитического направления (З. Фрейд, 1980; А. Фрейд, 1993). Изложены подходы к изучению теории защит зарубежными исследователями (A. Adler, 1983; C.R. Rogers, 1959; H. Maslow, 1954).

Рассматриваются сущностные характеристики психологической защиты (Ф.В. Бассин, 1969; Р.А. Зачепицкий, 1984; Е.Т. Соколова, 1980; А. Ташлыков, 1984). Анализируются представления о позитивном (Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников, 1990; В.С. Ротенберг, 1986) и негативном (Ф.Е. Василюк, 1984; Э.И. Киршбаум, 2000; И.Д. Стойков, 1986) полюсах функционирования защиты. Отмечается, что основной функцией защиты является сведение до минимума негативных, травмирующих личность переживаний.

Рассматриваются дискуссии о численности механизмов защиты, количество которых в исследованиях разных авторов колеблется от 4 до 34 (Л.И. Вассерман, 1998; И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2001; З. Фрейд, 1989; R. Plutchik, 1980). Отмечается, что каждый защитный механизм формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с конкретной фазой детского развития (А. Фрейд, 2003; Ph. Cramer, 1987; M. Klein, 1971).

Отмечается, что при изучении психологической защиты необходимо рассматривать не только отдельные ее виды, но и ее комплексное проявление (Р.М. Грановская, 2002).

Анализируются разногласия по вопросам осознанности и эффективности функционирования психологической защиты. Представлены определения копинг-стратегий, которые тесно связаны с защитными механизмами (L. Murphy, 1962; R. White, 1964; R. Lazarus, 1981).

В отечественной науке понятию копинг-поведения посвящено сравнительно небольшое количество исследований (В.А. Абабков, 2004; В.Д. Вид, В.М.Воловик, 1976; Н.А. Сирота, 1994; Л.М. Таукенова, 1996; Е.Н. Юрасова, 1996 и др.). Анализируется проблема измерения копинг-стратегий (R. Lazarus, 1981; J.H. Amirkhan, 1990).

Описываются 3 теоретические модели копинг-поведения: активного адаптивного, псевдоадаптивного дисфункционального, пассивного дисфункционального поведения (Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский, 1993).

Отмечается, что при изучении проблемы копинг-поведения следует учитывать взаимодействие механизмов психологической защиты и механизмов совладания (В.А. Абабков, 2004; В.А. Ташлыков, 1997). Использование эффективных стратегий позволяет самостоятельно справиться с внутренним напряжением в трудных ситуациях. При этом необходима взвешенность в использовании всех форм психологической защиты.

Во втором разделе рассматривается подростковый возраст как один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Излагаются особенности формирования личности в этот период (Ж. Пиаже, 1969; Д.И. Фельдштейн, 1983; И.С. Кон, 1979; А.А. Реан, 2003; Д.Б. Эльконин, 1971).

Подробно рассматривается понятие характера, который в основном формируется в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, 1991; В.Н. Мясищев, 2003; В.М. Русалов, О.Н. Манолова, 2005). А.Е. Личко (1985) отмечает, что именно в подростковом возрасте могут заостряться отдельные черты характера, вследствие чего может быть избирательная уязвимость в отношении определенных негативных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Приводится классификация акцентуаций характера А.Е. Личко (1999), предназначенная для подросткового возраста. Отмечается, что подростки с акцентуациями характера составляют группу риска, т.к. они податливы к определенным пагубным влияниям среды и психическим травмам.

В этом же разделе представлены различные подходы к пониманию людей с проблемами в умственном развитии (С.С. Корсаков, 1913; Э. Крепелин, 2004; J. Esquirol, 1838). Приводятся варианты дизонтогенеза, где умственная отсталость рассматривается как типичная модель недоразвития (В.В. Лебединский, 1985). Излагаются особенности познавательной и эмоциональной сферы подростков с легкой степенью умственной отсталости (С.Я. Рубинштейн, 1986; И.М. Соловьев, 1966; Д.Н. Исаев, 2003; М.С. Певзнер, 1982; Л.М. Шипицына, 2002). Отмечается, что особенности характера существенно могут затруднять социальную адаптацию в зависимости от формы умственной отсталости (С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев, 1965). Представлены исследования по проблеме защитного поведения в специальной психологии (Л.И. Порция, 1963; Л.С. Выготский, 1983; Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, 1992; Ю.В. Чиркова, 2003; Т.А. Колосова, 2007). Отмечается роль семейного климата, который является в большинстве случаев неблагоприятным, что, в свою очередь, может провоцировать асоциальное поведение умственно отсталых подростков.

Во второй главе «Объект и методы исследования» представлена характеристика групп подростков, участвующих в исследовании, и методов исследования.

Первый раздел. В исследовании приняли участие 103 учащихся (49 юношей и 54 девушки) в возрасте от 15 до 18 лет. Они были разделены на две группы.

Первую группу (экспериментальную) составили 66 учащихся (34 юноши и 32 девушки) 10 и 11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида № 46 Центр РиМ (реабилитация и милосердие), № 565 г.Санкт-Петербурга. Возраст учащихся 16-18 лет. Все обследуемые имеют диагноз «умственная отсталость легкой степени», соответствующий Международной классификации болезней, 10-й пересмотр. Проведенный анализ протоколов психолого-медико-педагогической комиссии позволил выявить следующую этиологию: внутриутробные инфекции, недоношенность, черепно-мозговые травмы, перинатальные вредности, не установленные причины. Также среди подростков с умственной отсталостью встречаются: общее недоразвитие речи, заикание, дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, моторная алалия, нарушения зрения и слуха.

Вторую группу (контрольную) составили 37 подростков с нормальным уровнем психического развития (15 юношей и 22 девушки), учащихся Кооперативного техникума г. Санкт-Петербурга. Возраст учащихся 15-17 лет.

Во втором разделе дается общая характеристика методов исследования; подробно рассмотрены и обоснованы все психодиагностические методики, которые использовались при обследовании подростков: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, 1994); опросник ИЖС (индекс жизненного стиля), базирующийся на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman в адаптации Л.И. Вассермана и соавт. (1998); метод экспертной оценки в виде методики «Оценка защитных механизмов у подростков» модификации методов К. Perry и R. Plutchik; опросник копинг-стратегий школьного возраста SCSI, адаптированный Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским (1994); HAND-тест, адаптированный Т.Н. Курбатовой (Курбатова Т.Н., Муляр О.И., 1995). Данные методики были применены в адаптированном нами варианте с учетом познавательных и эмоционально-волевых особенностей подростков с умственной отсталостью.

Обработку эмпирических данных осуществляли с помощью методов математической статистики: анализ достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса, Х2-критерия Пирсона, корреляционный и двухфакторный дисперсионный анализ, компьютерные программы SPSS 12.0RU for Windows и STATISTICA 6.0.

В третьей главе «Исследование психологической защиты у акцентуированных подростков с умственной отсталостью» представлены результаты исследования особенностей психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости с различными типами акцентуаций характера по сравнению с акцентуированными подростками с нормальным развитием.

В первом разделе приводятся результаты исследования характерологических особенностей у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием.

В экспериментальной группе выявлено 15 типов акцентуаций характера, при этом наиболее часто встречаются эпилептоидный (42,4 %), эпилептоидно-истероидный (18,2%), истероидный (7,6%) и шизоидно-эпилептоидный (7,6%). В контрольной группе выявлено 13 типов акцентуаций, при этом наибольшая частота встречаемости определена у эпилептоидного (13,5%), лабильно-истероидного (13,5%), эпилептоидно-истероидного (13,5%), гипертимного (10,8%) и лабильного (10,8%) типов.

Выявлена достоверность различий (р<0,001) между учащимися двух групп по эпилептоидному типу акцентуации. Выявленное наличие типов акцентуаций у двух групп свидетельствуют о том, что акцентуации характера широко распространены среди подростков с разным уровнем развития интеллекта. Как отмечает Н.Я. Иванов (1976), социокультурные особенности среды, тип и особенности учебного заведения влияют на распространенность акцентуаций у подростков. В нашем исследовании отмечается во многих случаях неблагоприятный семейный климат в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, а также существенно различаются типы их учебных заведений. Это все влияет на специфику распределения акцентуаций характера у подростков.

При исследовании типов характера изучены некоторые поведенческие особенности подростков. По результатам исследования выявлено, что проявления нарушений поведения встречаются как у подростков с умственной отсталостью, так и у подростков с нормальным уровнем развития, что подтверждают исследования других авторов о склонности к нарушениям поведения подростков с акцентуациями характера (А.Е. Личко, 1977; Г.М. Миньковский, 1968). Однако эти поведенческие особенности учащихся экспериментальной и контрольной групп статистически различаются между собой. Так, у подростков с умственной отсталостью повышена по сравнению с нормой реакция эмансипации (р<0,05), возможность формирования психопатий (р<0,01), риск попыток самоубийств (р<0,05). Также у них повышены показатели рисков социальной дезадаптации и ранней половой жизни у подростков-девочек.

Таким образом, можно полагать, что, выполняя адаптивную функцию во внутреннем мире подростка с умственной отсталостью, акцентуированные черты характера в то же время часто становятся причиной его дезадаптации к окружающим людям, среде и условиям жизнедеятельности. Они обусловлены врожденными свойствами нервной системы, интеллектуальным недоразвитием и особенностями эмоционально-волевой сферы, а также социальными факторами и, в первую очередь, недостатками воспитания.

Изучены особенности поведения подростков экспериментальной и контрольной групп при различных акцентуациях характера. Установлено, что умственно отсталые подростки с гипертимной, сенситивной, эпилептоидной, шизоидно-эпилептоидной, шизоидно-истероидной акцентуациями характера составляют повышенную группу риска по возникновению нарушений поведения.

Выявлены значимые различия между различными акцентуациями у умственно отсталых подростков по показателям «делинквентность» (р<0,01), «риск депрессии» (р<0,05), «склонность к социальной дезадаптации» (р<0,01), «возможность формирование психопатий» (р<0,01). Также определены значимые различия (р<0,05) между эпилептоидными подростками с умственной отсталостью и нормальным развитием по показателю «склонность к депрессии»; между эпилептоидно-истероидными подростками с умственной отсталостью и нормальным развитием по показателю «возможность формирования психопатий». Выявленные различия могут свидетельствовать о влиянии типов акцентуаций характера и недоразвития интеллекта на особенности поведенческих реакций подростков с умственной отсталостью.

Во втором разделе рассматриваются результаты исследования защитных механизмов у акцентуированных подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием. Выявлены значимые различия по четырем механизмам психологической защиты между двумя группами (таблица 1).

Таблица 1

Механизмы психологической защиты у акцентуированных подростков экспериментальной и контрольной групп, баллы

 

Акцентуированные подростки с умственной отсталостью достоверно чаще прибегают к «отрицанию» (р<0,001), «вытеснению» (р<0,05), «компенсации» (р<0,05), «реактивному образованию» (р<0,001) по сравнению с акцентуированными подростками с нормальным уровнем развития. Степень напряженности защиты у подростков из экспериментальной группы оказалась также достоверно выше (р<0,001), чем у контрольной группы. Вероятно, эти механизмы защиты позволяют сохранить подросткам их самооценку, исключив из сознания тревожную информацию; защититься от комплекса неполноценности путем присвоения себе свойств другого человека.

Далее в этом разделе приведены результаты экспертной оценки. Показано, что учителя отмечают у подростков с умственной отсталостью достоверно чаще обращение к «вытеснению» (р<0,01) и достоверно реже к «проекции» (р<0,001) и «интеллектуализации» (р<0,01). Следует отметить, что знание учителями особенностей функционирования механизмов психологической защиты позволит найти правильные подходы к взаимодействию с подростками. Часто подростки не понимают особенностей своего поведения, и учитель в процессе педагогического сопровождения учащихся может помочь им адекватно использовать защитные механизмы.

Также нами изучены взаимосвязи защитных механизмов у подростков двух групп. Корреляционный анализ показал большое количество взаимосвязей механизмов психологической защиты как у подростков экспериментальной, так и контрольной групп. Таким образом, их защитное поведение может включать в себя два или несколько защитных механизмов. При этом в экспериментальной группе наибольшее количество связей выявлено у механизмов защиты «отрицание» и «компенсация», а в контрольной группе - у «замещения».

Определены доминирующие механизмы психологической защиты для умственно отсталых подростков с разными типами акцентуаций характера. Для неустойчивого, шизоидного, эпилептоидного, эпилептоидно-истероидного акцентуированных умственно отсталых подростков ведущим механизмом защиты является «отрицание». Для гипертимного умственно отсталого подростка - «отрицание» и «реактивное образование». «Вытеснение» и «реактивное образование» являются доминирующими у сенситивного, шизоидно-эпилептоидного, лабильно- циклоидного, лабильно-истероидного типов умственно отсталых подростков. Астено-невротический тип подростков с умственной отсталостью чаще обращается к «регрессии», сенситивно-шизоидный тип подростков к «регрессии» и «замещению», а шизоидно-истероидные подростки - к «регрессии» и «реактивному образованию». У подростков лабильного типа акцентуации наиболее выраженными являются «компенсация» и «проекция». «Реактивное образование» интенсивно используется подростками с истероидной акцентуацией при умственной отсталости. У эпилептоидно-истероидных подростков доминирующими защитными механизмами являются «отрицание», «компенсация», «реактивное образование». Подростки с лабильно-сенситивной акцентуацией чаще всего обращаются к «компенсации» и «реактивному образованию». Наибольший уровень выраженности всех защитных механизмов выявлен у умственно отсталых подростков с сенситивно-шизоидной, сенситивной, гипертимной, астено-невротической акцентуациями характера.

Двухфакторный дисперсионный анализ позволил выявить влияние факторов «группы (умственно отсталые подростки или подростки с нормальным развитием)» и «тип акцентуации характера» на такие механизмы защиты как «регрессия» (р<0,05) и «реактивное образование» (р<0,05). Так, подростки с умственной отсталостью с шизоидно-эпилептоидным типом акцентуации достоверно чаще (р<0,05) используют в своем поведении «регрессию», а с истероидным и эпилептоидно-истероидным типами -«реактивное образование» по сравнению с подростками с нормальным развитием.

С помощью корреляционного анализа изучены положительные и отрицательные взаимосвязи механизмов защиты и поведенческих нарушений у подростков с умственной отсталостью. Выявлены положительные корреляции «вытеснения» с риском наркотизации (р<0,05), «регрессии» и «замещения» со стремлением к эмансипации (р<0,05), «регрессии» со склонностью к самоубийству (р<0,05), «реактивного образования» со склонностью к депрессии (р<0,05), что свидетельствует о наличии деструктивной роли механизмов защиты в поведении акцентуированных умственно отсталых подростков. При этом наибольший риск деструктивного поведения выявлен у умственно отсталых подростков с эпилептоидно-истероидным типом акцентуации характера. В контрольной группе у подростков значимых положительных корреляций не выявлено.

Выявлены значимые отрицательные взаимосвязи у умственно отсталых подростков «компенсации» со склонностью к делинквентности (р<0,05), «проекции» с ранней половой жизнью (р<0,05), «реактивного образования» со склонностью к делинквентности (р<0,05). В контрольной группе значимая корреляция на отрицательном уровне (р<0,05) существует между «отрицанием» и депрессией, а также «реактивным образованием» и склонностью к алкоголизации.

В третьем разделе рассматриваются результаты исследования копинг-стратегий, используемых подростками с умственной отсталостью и нормальным развитием в неприятных ситуациях. Анализ рассказов подростков показал, что наиболее значимыми напряженными ситуациями для подростков с умственной отсталостью являются: «были такие ситуации, но сейчас не помню» (25,8%), «ссора с родными» (17,7%), «ссора с подругой» (11,3%), «страх физической угрозы со стороны» (11,3%). В контрольной группе наиболее значимыми причинами для переживаний являются: «ссора с молодым человеком» (20,9%), «ссора с друзьями» (16,3%).

Подростки с умственной отсталостью в напряженных ситуациях достоверно чаще (р<0,01) прибегают к использованию копинга «развлечение и физическая разрядка», т.е. используют поведенческие способы совладания с конфликтом. Для подростков из контрольной группы более характерно пользоваться копингом «облегчение душевного состояния, планирование решения проблем», т.е. когнитивными способами совладания со стрессом (таблица 2).

Следует отметить, что реализация стратегии разрешения проблем требует достаточно развитого мышления. У подростков с умственной отсталостью этот копинг занимает 3 место по использованию. Поведенческая стратегия «Уединение, избегание» активно используется в двух группах, однако частота обращения к этому копингу в экспериментальной группе гораздо больше по сравнению с контрольной группой. Следует отметить, что группы копингов, относящихся к «агрессии» и «выражению эмоций», в обеих выборках выражены в наименьшей степени.

Общая частота использования копингов у подростков в экспериментальной группе оказалась достоверно больше (р<0,05) по сравнению с контрольной группой, которая пользуется ими в небольшом количестве. При этом наибольшее количество копинг-стратегий выявлено у умственно отсталых подростков с лабильным, сенситивно-шизоидным типами акцентуаций характера.

Анализ изучения эффективности стратегий показал, что умственно отсталым подросткам наиболее всего помогают справиться с беспокойством «развлечение и физическая разрядка» (19,4%), «поиск социальной поддержки» (17%), а подросткам с нормальным развитием - «поиск социальной поддержки» (20,5%). Следует отметить более низкий процент меры эффективности этой стратегии в экспериментальной группе. Вероятно, это связано с тем, что подростки с умственной отсталостью не всегда могут рассчитывать на помощь от окружающих их людей, особенно со стороны семьи в отличие от их сверстников с нормальным развитием. Такая особенность отмечена в списке причин неприятных ситуаций, где «ссора с родными» занимает первое место у подростков с умственной отсталостью.

Далее излагаются результаты изучения стратегии защитного поведения, свойственные представителям различных типов акцентуаций характера. У умственно отсталых подростков с гипертимной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, эпилептоидно-истероидной акцентуациями защитное поведение направлено на «развлечение и физическую разрядку». Для умственно отсталых подростков с неустойчивой, сенситивной, сенситивно-шизоидной, лабильно-сенситивной, лабильно-истероидной акцентуациями характерно «облегчение души, планирование решения проблем» в трудных ситуациях. Лабильные подростки с умственной отсталостью пользуются стратегиями «поиск социальной поддержки» и «развлечение и физическая разрядка», астено-невротические подростки - стратегиями «облегчение души, планирование решения проблем» и «поиск социальной поддержки», шизоидные подростки -стратегией «уединение, избегание», лабильно-циклоидные - «поиском социальной поддержки», шизоидно-истероидные - стратегиями «выражение эмоций», «поиск социальной поддержки», «развлечение и физическая разрядка».

При этом умственно отсталые подростки с истероидной акцентуацией значимо чаще (р<0,05) и эффективнее (р<0,01) используют стратегию «развлечение и физическая разрядка», а с эпилептоидно-истероидной акцентуацией -достоверно эффективнее используют копинг «агрессия» (р<0,01) по сравнению с подростками с нормальным развитием с такими же акцентуациями.

В этом же разделе приводятся результаты исследования взаимосвязи механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания у подростков экспериментальной и контрольной групп. У акцентуированных подростков с умственной отсталостью отрицательно коррелируют «вытеснение» с копинг-стратегиями «выражение эмоций» (р<0,05), «облегчение душевного состояния, планирование решения проблем» (р<0,01); «интеллектуализация» и «развлечение и физическая разрядка» (р<0,05). У умственно отсталых подростков положительно коррелируют (р<0,05) «регрессия» с копингами «агрессия», «выражение эмоций», «облегчение душевного состояния, планирование решения проблем»; «замещение» и «агрессия». Выявленные значимые корреляции позволяют наиболее адекватно построить защитное поведение акцентуированного подростка с умственной отсталостью в консультативной и коррекционной практике.

Анализ взаимосвязи копинг-стратегий и нарушений поведения у подростков двух групп также показал значимые различия. У умственно отсталых подростков отрицательно коррелируют стратегия «выражение эмоций» и риск наркотизации (р<0,01), «поиск социальной поддержки» и риск возникновения ранней половой жизни у подростков-девочек (р<0,01). У подростков с нормальным развитием выявлены отрицательные корреляции (р<0,05) «поиска социальной поддержки» со склонностью к делинквентности и возможностью формирования психопатии, «развлечения и физической разрядки» с риском наркотизации.

У подростков экспериментальной группы выявлены положительные корреляции: стратегии «уединение, избегание» со склонностью к делинквентности (р<0,01); «агрессия», «развлечение и физическая разрядка», «общая сумма копингов» со стремлением к эмансипации (р<0,05). У подростков контрольной группы положительных корреляций не выявлено. Данные взаимосвязи свидетельствуют о повышенном риске неадаптивного поведения у подростков с умственной отсталостью с различными типами акцентуаций характера по сравнению с акцентуированными подростками с нормальным уровнем развития.

В четвертом разделе излагаются результаты изучения особенностей поведенческой направленности подростков с умственной отсталостью, определяющих специфику их защитного и адаптивного поведения. У подростков экспериментальной группы по сравнению с подростками контрольной группы достоверно ниже выражены показатели «психологической активности» (р<0,001), «зависимости от окружающих» (р<0,05), «страха возмездия со стороны окружающих» (р<0,05) и в то же время достоверно выше процент ответов по категории «коммуникативность» (р<0,001).

Нами установлены некоторые особенности поведенческой направленности подростков с умственной отсталостью в зависимости от их типа акцентуации характера. Так, у умственно отсталых подростков с эпилептоидной акцентуацией характера встречаются достоверно чаще поведенческая категория «коммуникация» и реже - категория «аффектация» (р<0,05); с истероидной акцентуацией реже встречается «агрессия» (р<0,05); с шизоидно-эпилептоидной акцентуацией реже используются категории «зависимость», «описание», «напряжение» (р<0,05) по сравнению с подростками с нормальным развитием.

В этом же разделе представлены результаты корреляционной взаимосвязи поведенческих тенденций, механизмов защиты и копинг-стратегий. Выявлено, что поведение подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием включает в себя большой комплекс защитных стратегий. Однако в каждой группе есть свои особенности структуры этих связей. Для умственно отсталых подростков характернее использовать в своем поведении пассивные механизмы защиты, а для их сверстников с нормальным развитием свойственнее использовать активное сознательное защитное поведение.

На основе результатов исследования и сопоставления их с имеющими работами других авторов нами разработаны методические рекомендации, в которых отмечается, что акцентуации характера, недоразвитие интеллекта, недостаток семейного воспитания умственно отсталых подростков часто становятся причиной нарушения их благополучной социальной адаптации в окружающей среде. Знание учителями и родителями характерологических особенностей умственно отсталых подростков и специфики функционирования их психологической защиты может способствовать разработке коррекционных мер по межличностному общению, а также их психологической адаптации в окружающем социуме.

Психокоррекционная работа с психологической защитой заключается в осознании подростками неэффективности некоторых форм своего защитного поведения. Для работы с психологической защитой подросткам с умственной отсталостью предлагается ряд психокоррекционных упражнений. Обучение подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения социально-одобряемым стратегиям поведения позволяет уменьшить вероятность нарушения их поведения, благоприятно преодолевать внутреннее напряжение и беспокойство, успешно осуществлять межличностное общение, благополучно реализовать себя в окружающем социуме.

Выводы:

1. Акцентуации характера выявляются у подростков не только с нормальным уровнем развития, но и с умственной отсталостью. Среди различных акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью статистически чаще встречается эпилептоидный тип акцентуации характера.

2. Различные типы акцентуаций характера у подростков с умственной отсталостью существенным образом влияют на структуру психологической защиты.

3. Акцентуированные подростки с умственной отсталостью используют в своем поведении значимо большее количество защитных механизмов и копинг-стратегий по сравнению с акцентуированными подростками с нормальным развитием. Наибольшая выраженность механизмов защиты выявлена у подростков с умственной отсталостью с сенситивно-шизоидной, сенситивной, гипертимной, астено-невротической акцентуациями характера, а копинг-стратегий - с лабильной, сенситивно-шизоидной, шизоидно-эпилептоидной акцентуациями характера.

4. Выраженность механизмов психологической защиты у умственно отсталых подростков с акцентуациями характера является более разнообразной и полиморфной в связи с развитием компенсаторных реакций при нарушении интеллекта. При этом умственно отсталые подростки чаще используют менее адаптивные механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «вытеснения», «компенсации», «реактивного образования».

5. Для акцентуированных подростков с умственной отсталостью наиболее эффективными копинг-стратегиями являются «развлечение и физическая разрядка» и «поиск социальной поддержки».

6. Акцентуированные умственно отсталые подростки в своем поведении чаще используют пассивные механизмы защиты, а их сверстники с нормальным развитием - активное защитное поведение.

7. Взаимосвязи механизмов психологической защиты, осознанных стратегий совладания и поведенческих особенностей подростков с умственной отсталостью свидетельствуют о комплексном влиянии психологической защиты на социально-психологическую адаптацию этих подростков.

9. Акцентуированные подростки с умственной отсталостью демонстрируют в большей степени деструктивное, а подростки с нормальным уровнем развития - конструктивное защитное поведение. Наибольший риск деструктивного поведения существует у умственно отсталых подростков с эпилептоидно-истероидным типом акцентуации характера.

 

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

– В реферируемых журналах, утвержденных Президиумом ВАК МО и науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

  1. Лясина Е.С. Механизмы психологической защиты умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера // Известия РГПУ им. А.И.Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - № 23 (54). – СПб., 2008. – С. 387-393.

– В других изданиях:

  1. Лясина Е.С. Нарушения поведения умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций характера // Психология XXI века: III Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007. - С.284-289
  2. Лясина Е.С. Особенности психологической защиты у умственно отсталых подростков // Ананьевские чтения - 2004: (юбилей кафедры медицинской психологии и психофизиологии): материалы научно-практической конференции, 26-28 октября 2004 года / Под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2004. - С.125-126
  3. Лясина Е.С. Психологическая защита у умственно отсталых подростков в сложных жизненных ситуациях // Трудности развития у детей: динамика и коррекция: Материалы межрегиональной научной конференции. Часть II. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2004.- С.8-10
  4. Лясина Е.С. Акцентуации характера у лиц с умственной отсталостью в кризисный период развития // Ананьевские чтения-2008: психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2008»/ Под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой.- СПб: Изд-во С.-Петерб.Ун-та, 2008. - С.304-306