Гражданско-правовые отношения при оказании психиатрической помощи в РФ
Можно с уверенностью сказать, что нет ни одной другой отрасли медицины, которая бы так тесно переплеталась с вопросами права, как психиатрия. Отстаивание же своих прав и законных интересов для лиц с психическими расстройствами, как правило, весьма затруднительно, что делает их одной из наиболее уязвимых категорий населения. Также необходимо иметь в виду, что проблема прав человека в психиатрии касается не только психически больных, но и непосредственно каждого психически здорового. Вместе с тем в каждой сфере деятельности существует свойственная ей специфика, которая определенным образом влияет на содержание правоотношений. Такая специфика может проявлять себя настолько существенно, что ее недоучет в правовых актах парализует или, по крайней мере, тормозит развитие правоотношений, в которых она присутствует.
В связи с этим массив законодательства для целей выяснения степени его соответствия существующим социально-экономическим условиям в сфере охраны здоровья при оказании медицинских услуг необходимо определенным образом структурировать.
Общее законодательство, представленное Гражданским кодексом РФ, является своего рода конституцией частных отношений, основанных на юридическом равенстве сторон, автономии воли (свободы усмотрения), имущественной самостоятельности и ответственности каждого участника гражданского оборота. Медицинская деятельность осуществляется в условиях гражданского оборота. К ней в полной мере применимы установления гражданского законодательства. По отношению к ним специальными законами являются: Закон РФ «О защите прав потребителей» распространяющий свое действие на отношения с участием потребителей медицинских услуг и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Основы более четко регламентируют права граждан при оказании медицинской помощи и указывается об организационных гарантиях права граждан на медицинскую помощь. Учитывая значительную специфику отношений, возникающих при оказании медицинской помощи, необходимо иметь раскрывающий ее и адаптирующий к ней правила, регулирующий соответствующие отношения закон, имеющий прикладной для медицины характер. По мнению А.В. Тихомирова такой закон следует обозначить как специализированный} Функции подобного закона выполняет Закон РФ о психиатрической помощи.
Основными чертами специализированного закона в сфере отношений, возникающих при оказании психиатрической помощи, являются следующие:
1. Объектом, вокруг которого устанавливается контур правового регулирования, является психическое здоровье.
2. Поскольку подобные отношения основываются на психиатрии как отрасли знаний о психическом здоровье, не являющихся исчерпывающими, несовершенство психиатрии находится за пределами правового регулирования, которые нуждаются в определении законом.
3. Охват законом характеристик правомерности воздействия на психическое здоровье.
Гражданско-правовое положение лиц при оказании психиатрической помощи базируется на конституционных гарантиях охраны прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности и охраны психического здоровья каждого человека. Государство - основной орган осуществления функции призрения, а потому психиатрическая помощь в государственной системе здравоохранения оказывается на безвозмездной основе.
Однако, законодатель не исключает возможности оказания психиатрической помощи на возмездных началах, например во исполнение договора добровольного медицинского страхования, обеспечивающего предоставление гражданам дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Наряду с этим законодательство предоставляет возможность создания системы негосударственных психиатрических и психоневрологических учреждений, включении в эту работу частнопрактикующих врачей-психиатров при условии прохождения ими специального лицензирования.
Обращаясь непосредственно к предмету нашего исследования - определению правовой природы деятельности по оказанию психиатрической помощи - выделим следующие аспекты проблемы: особенности оказания психиатрической помощи в добровольном и недобровольном порядке (освидетельствование, диспансерное наблюдение и госпитализация) с позиции не только права на охрану здоровья, но и личного неимущественного права на неприкосновенность личности и личной жизни гражданина.
Оказание психиатрической помощи непосредственно связано со сферой личной жизни гражданина. Определение специальных способов охраны личных прав и свобод обусловлено, прежде всего, общественной значимостью проблемы не только в нашем государстве, но и в мировом сообществе. Об этом свидетельствуют ряд международно-правовых актов, нормы которых касаются вопросов правового положения лиц при оказании психиатрической помощи. Общие положения содержатся в нормах Всеобщей декларации прав человека. Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 5-29 июня 1990 г. Целевое регламентирование осуществляется специальными нормами таких актов, как Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 15 января 1989 г., Декларацией ООН о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларацией ООН о правах инвалидов.
Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г., должны учитываться при совершенствовании внутригосударственного законодательства. И хотя с учетом широкого разнообразия правовых, медицинских, социальных и географических условий, существующих в мире, совершенно очевидно, что не все принципы и гарантии могут незамедлительно применяться во всех странах в любое время, ориентироваться на Принципы ООН необходимо, если государство претендует на существование в нем цивилизованного общества.
Международно-правовые акты оказывают влияние на внутригосударственное законодательство, которое в свою очередь определяет объем правосубъектности граждан. Анализ норм международного права, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Российской Федерацией, норм гл.5 Конституции РФ, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закона РФ о психиатрической помощи позволяет выделить основные принципы, обусловливающие специфику гражданской правосубъектности лиц, страдающих психическими расстройствами.
Для сферы гражданско-правового регулирования в целях определения правового положения страдающих психическими расстройствами значимость представляют следующие принципы:
1. Презумпции отсутствия у лица психического расстройства при его участии в гражданских правоотношениях в качестве их субъекта.
2. Равенства перед законом, защиты чести и достоинства граждан независимо от степени расстройства психического здоровья.
3. Доступность психиатрической помощи, осуществление ее на основе законности, гуманности, соблюдения прав человека, принципа наименее ограничительной альтернативы при выборе форм оказания психиатрической помощи.
4. Антидискриминационность специальных норм: недопущение никакой дискриминации на основании психического заболевания.
Одной из особенностей отношений, вытекающих из оказания психиатрической помощи, является то, что они устанавливаются медицинской организацией с потребителями, т.е. с гражданами, имеющими намерение заказать либо заказывающими услуги исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Отличной от других разновидностей отношений с потребителями особенностью отношений, вытекающих как из оказания медицинской, так и психиатрической помощи, является то, что они складываются по поводу здоровья (психического) граждан, т.е. обременены целевым назначением. Поэтому, по мнению автора, понятие «медицинская услуга» применимо и для психиатрической помощи. Психиатрическая помощь является содержанием медицинской помощи.
Обратимся к анализу содержания Закона о психиатрической помощи. В его ст. 1 предусмотрены виды медицинских услуг по оказанию психиатрической помощи, по своей сущности, определяющие содержание различных разновидностей договоров услуг: обследование психического здоровья гражданина, диагностика психических расстройств, лечение, уход, медико-социальная реабилитация лиц с психическими расстройствами. В ст. 5-10 Закона определены основные условия оказания психиатрической помощи пациентам:
1. соблюдение прав и свобод граждан, предусмотренных конституционными нормами, в том числе уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
2. получение пациентом информации о своих правах в доступной для него форме и с учетом психического состояния. Информация включает в себя помимо сведений о правах пациента, сведения о психическом расстройстве и применяемых методах диагностики и лечения и предоставляется для получения от пациента или его законного представителя информированного добровольного согласия на него. Для диагностики и лечения лиц с психическими расстройствами применяются психологические и медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении;
3. оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и в наименее ограничительных условиях; по возможности по месту жительства и только в течение срока необходимого для обследования и лечения;
4. приглашение по требованию пациента любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего, для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым Законом о психиатрической помощи;
5. пользование помощью адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом;
6. сохранение медицинской тайны при оказании психиатрической помощи.
Оказание психиатрической помощи возможно: во-первых, в добровольном порядке, т.е. по просьбе или с согласия лица или его законного представителя; во-вторых, с разрешения уполномоченного органа при неполучении согласия от самого гражданина или его законного представителя (в недобровольном порядке).
В первом случае имеет место типичный договор оказания медицинских услуг психиатрического профиля, который предполагает установление следующих правовых связей: гражданин, реализуя свое право на охрану здоровья, обращается за психиатрической помощью, а медицинское учреждение принимает на себя обязательства по ее оказанию. Статья 16 Закона определяет, что психиатрическая помощь оказывается в виде неотложной психиатрической помощи, консультативно-диагностической, лечебной, психопрофилактической, реабилитационной. Рассматриваемый договор является двухсторонним, его участники находятся в равном положении, правоотношения возникают по взаимному соглашению: по инициативе пациента или его законного представителя и с согласия лечебного учреждения, принявшего на себя обязательства по оказанию психиатрической помощи, либо по инициативе лечебного учреждения и с согласия пациента или его законного представителя (например, по направлению участкового психиатра).
Специфичен субъектный состав возникающих правоотношений. При заключении договора представителем лечебного учреждения выступает главврач или иное уполномоченное лицо. Обязанности медицинского персонала по обследованию, диагностике, лечению, уходу и медико-социальной реабилитации пациента вытекают из трудового договора (контракта) указанного персонала с лечебным учреждением. Другая сторона договора - гражданин, нуждающийся в оказании ему психиатрической помощи, либо его законный представитель, которые призваны дать добровольное информированное согласие на заключение и последующее исполнение договора. Предполагается, что на момент выражения подобного согласия субъект способен осознавать цель, место, порядок оказания предлагаемой психиатрической помощи. При наличии подобного договора, заключаемого в сложившейся практике в устной форме, действует презумпция добровольности оказания медицинских услуг. Пациент в свою очередь принимает на себя обязательства соблюдать правила внутреннего распорядка лечебного учреждения, режим лечения, добросовестно выполнять (насколько это позволяет его психическое состояние) назначения и предписания врача и медицинского персонала.
Закон РФ «О психиатрической помощи» не определяет понятия «добровольность обращения пациента», «согласие пациента на лечение» (ст.4, 11). Представляется, что разъяснения должны быть даны в вышеуказанном Законе формулировкой следующего содержания: «Добровольный порядок психиатрического обследования или лечения предусматривает информированное согласие волеспособного лица, полученное свободно, без угроз или принуждения, либо согласие законного представителя».
Представляется целесообразным ввести в научный оборот такую категорию, как «волеспособность», которая характеризует способность субъекта осуществлять сознательно-волевую регуляцию своего поведения, направленного на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Проявление волеспособности в достаточной степени есть необходимое условие для того, чтобы внешнее выражение воли субъекта в виде его определенного поведения имело правовые последствия. При возникновении дефекта в неразрывной цепи психического процесса формирования воли и последующего волеизъявления, волеспособность индивида проявляется в недостаточной мере. По нашему мнению, правовую оценку подобного психического состояния субъекта нужно определять с помощью оценочной категории «степень волеспособности», ибо традиционный подход гражданского законодательства определять психическое состояние субъекта с помощью признания его недееспособным или дееспособным либо констатировать факт нахождения субъекта в состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими, не отвечает современным требованиям.
Особо следует остановиться на вопросе о полномочиях законного представителя. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона о психиатрической помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному недееспособным, психиатрическая помощь, оказывается, по просьбе или с согласия их законных представителей. Обоснованность действия подобного правила в отношении недееспособного лица очевидна, в отношении же несовершеннолетнего до 15 лет она вызывает сомнение.
Согласно п.7. Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц «если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений». Следовательно, установленные Законом о психиатрической помощи ограничения должны быть уравновешены соответствующей системой правовых гарантий при осуществлении субъектом личных неимущественных прав. Представляется целесообразным ввести в практику применения Закона о психиатрической помощи общее правило, по которому один из родителей, выразивший свое несогласие с оказанием его несовершеннолетнему ребенку в возрасте до 15 лет психиатрической помощи, вправе обратиться за разрешением возникшего между родителями спора в уполномоченный орган. Таковым должен выступать орган опеки и попечительства, созданный при местных органах власти и не зависимый от органов здравоохранения. Существенным элементом содержания договора по оказанию медицинских услуг в психиатрическом стационаре является требование предоставления надлежащих условий содержания и ухода с учетом психического состояния пациента и иных критериев (возраста, пола и т.п.). При заключении подобного договора гражданин вправе знакомиться с информацией об ассортименте предоставляемых услуг и, учитывая медицинские предписания, претендовать на предоставление ему психиатрической помощи в специализированных условиях. Ведомственный характер актов, предусматривающих указанные правила, делает подобную информацию практически недоступной для граждан. Поэтому целесообразно абзацы 2 и 3 ст.39 Закона о психиатрической помощи о обязанностях администрации и медицинского персонала психиатрического стационара изложить в следующей редакции: «обеспечивать находящихся в психиатрическом стационаре пациентов необходимой медицинской помощью с учетом профилизации содержания по возрасту, полу и психическому состоянию; предоставлять возможность ознакомления с текстом настоящего Закона, правилами внутреннего распорядка, с информацией о порядке и условиях оказания психиатрической помощи, в данном психиатрическом стационаре, адресами и телефонами государственных и общественных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов».
Специфика рассматриваемого договора проявляется в том, что у лечебного учреждения есть право в случае необходимости по медицинским показаниям применять к пациенту психотропные лекарства и электросудорожные методы терапии. Поскольку при таком лечении возникает риск возникновения определенных побочных явлений для организма человека, пациент вправе выбирать методы диагностики и лечения, предложенные врачом, если нет оснований для медицинского вмешательства по жизненным показаниям.
Согласно ч. I ст. 11 Закона о психиатрической помощи «лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом». Иными словами, Закон вводит элемент взаимной договоренности об условиях исполнения договора в случае возникновения необходимости применения специальных методов и медикаментозных средств. Одним из условий договора является требование, по которому врач обязан предоставить пациенту в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации (ч. 2 ст. 11 Закона). Это согласуется с п. 2 Девятого Принципа ООН, в силу которого «уход за каждым пациентом и его лечение основывается на индивидуально разработанном плане, который обсуждается с пациентом, регулярно пересматривается, по мере необходимости изменяется и обеспечивается квалифицированным медицинским персоналом». В США, в соответствии с действующим законодательством введена практика предоставления пациенту специальных памяток с описанием в доступной для его понимания форме методов и способов оказания некоторых видов психиатрической помощи, например, «электросудорожной терапии» (описываются основное действие, риск, альтернативы, процесс выздоровления после применения, результаты лечения).
Следовательно, критериями применения без согласия пациента или его законного представителя психотропных лекарственных препаратов и психиатрических методов лечения с болевыми ощущениями с возможным риском или побочным неблагоприятным эффектом могут служить только обстоятельства крайней необходимости их применения по жизненным показаниям или в целях предотвращения ухудшения состояния психического здоровья.
Гражданин, страдающий психическим расстройством, обратившийся за психиатрической помощью, или его законный представитель вправе отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его. При этом им должны быть разъяснены последствия прекращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью пациента или его законного представителя и врача-психиатра (ст. 12 Закона). Тем самым письменно фиксируется взаимное согласие на изменение условий договора или его прекращение. Исключением из приведенных правил являются случаи проведения лечения без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным уголовным законодательством (ст.97-104 УК РФ), а также при недобровольной госпитализации в психиатрический стационар по основаниям предусмотренным ст. 29 Закона РФ о психиатрической помощи.
Закон должен предусматривать общие принципы оказания психиатрической помощи гражданам, с указанием допустимости исключений из установленных правил. В ч. 3 ст. 10 Закона установлено, что «медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц».
Этого, однако, недостаточно. Целесообразно дополнить ст. 10 Закона РФ о психиатрической помощи положением, содержащимся в п. 4 Девятого Принципа ООН, согласно которому «лечение каждого пациента должно быть направлено на сохранение и развитие автономности личности». Данное требование продиктовано тем обстоятельством, что применение специальных психиатрических методов и медикаментозных средств создает риск возникновения необратимых процессов, влияющих на организм пациента с последствиями разрушения его как личности.
Срок действия договора оказания психиатрической помощи определяется периодом, требуемым для предоставления конкретного вида услуг: обслуживания, диагностики, лечения и пр. Законом закреплено право пациента на содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования или лечения (ст.5). Правопрекращающими фактами являются выздоровление пациента или улучшение его психического состояния, делающие нецелесообразным его дальнейшее пребывание в стационаре (на амбулаторном лечении), либо отказ пациента или его законного представителя от продолжения обследования или лечения, если выписка не противопоказана.
Рассмотрим виды договоров оказания психиатрической помощи в добровольном порядке. Закон о психиатрической помощи регламентирует общие начала осуществления психиатрического освидетельствования, амбулаторной психиатрической помощи и госпитализации в психиатрический стационар. Пятнадцатый Принцип ООН устанавливает правило, в силу которого «доступ в психиатрическое учреждение должен регулироваться таким же образом, как и доступ в любое другое лечебное учреждение при любом другом заболевании».
Использование названного Принципа означает организацию оказания медицинских услуг, таким образом, чтобы обеспечить доступность психиатрической помощи для нуждающихся в ней граждан.
Одним из видов договоров оказания психиатрической помощи - психиатрическое освидетельствование гражданина. Первичным психиатрическим освидетельствованием считается обследование врачом-психиатром или врачебной комиссией, создаваемой в лечебно-профилактическом учреждении, осуществляющем психиатрическую помощь, лица, которое ранее не получало подобной помощи в данном или другом аналогичном учреждении либо снято с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или значительным улучшением психического состояния. В силу ст.23 Закона психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого или его законного представителя. Рассматриваемый договор заключается на добровольной основе, с согласия обеих сторон. Пациент либо его представитель поручает, а лечебное учреждение в лице главврача или зав. отделением принимает на себя обязательство по проведению соответствующего освидетельствования с целью выяснения вопросов, страдает ли обследуемый психическим расстройством и нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о порядке оказания такой помощи. При освидетельствовании врач-психиатр обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» ч.4 ст. 23 Закона. Во исполнение рассматриваемого договора врач обязан представить пациенту или его законному представителю заключение о состоянии психического здоровья пациента, указать причины обращения к психиатру и медицинские рекомендации для последующей фиксации в медицинской документации.
Другим видом медицинских услуг специализированного профиля является оказание амбулаторной психиатрической помощи, которая предоставляется в зависимости от медицинских показаний в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения (ст.26). В обоих случаях налицо традиционный договор оказания медицинских услуг, если не касаться вопросов диспансерного наблюдения, осуществляемого в недобровольном порядке.
Стороны договора находятся в равном положении, правоотношения возникают по взаимному согласию. Врач-психиатр, выполняя обязанности, вытекающие из трудового договора (контракта) с лечебным учреждением, не вправе отказать обратившемуся пациенту в предоставлении медицинской помощи, а также обязан осуществлять динамичное диспансерное наблюдение за состоянием психического здоровья лиц, объединенных по признаку районирования. Содержание конкретного договора определяется медицинскими показаниями и зависит от особенностей психического расстройства каждого пациента и назначений, определяемых врачом-психиатром.
Установление диспансерного наблюдения Закон связывает не столько с фактом наличия у лица психического расстройства, сколько с особым проявлением психического расстройства, свидетельствующим, о его хроническом и затяжном характере с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (ч.1 ст.27).
Нахождение под диспансерным наблюдением не только изменяет объем возможностей, позволяющих лицу реализовать ряд гражданских прав, но и служит основанием для возложения на него дополнительных обязанностей. Например, являться по вызову врача-психиатра для проведения периодического психиатрического освидетельствования. Правомерность вторжения в личную жизнь пациента работников психоневрологического диспансера или кабинета при этом под сомнение не ставится. Таковыми могут быть действия по выяснению подробностей быта, семейной жизни пациента, его взаимоотношений с другими лицами; периодическое посещение места жительства; истребование характеристик с места работы и т.п.
Следующим видом договора услуг является оказание стационарной психиатрической помощи в добровольном порядке. Закон фиксирует основания для возникновения подобных правоотношений. В качестве элементов юридического состава выступают: во-первых, просьба или согласие гражданина либо его законного представителя предоставить психиатрическую помощь в условиях стационара; во-вторых, наличие у лица психического расстройства, степень выраженности которого свидетельствует о необходимости оказания психиатрической помощи в условиях стационара; в-третьих, способность и готовность лечебного учреждения предоставить такую помощь, о чем свидетельствует принятое врачом решение о госпитализации конкретного лица в психиатрический стационар (ст.28).
Закон содержит перечень прав лиц, находящихся в психиатрических стационарах (ст.37), которые можно условно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся те права, которые непосредственно связаны с исполнением обязательств по осуществлению медицинских услуг: право пациента обратиться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставляемых Законом о психиатрической помощи; право подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокурору, в суд и адвокату. Вторую группу составляют права, которые непосредственно не связаны с процессом оказания психиатрической помощи: встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по соглашению с администрацией иметь религиозную атрибутику и литературу; выписывать газеты и журналы; получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития, если пациент не достиг 18-летнего возраста; получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его качеством и количеством, если пациент участвует в производительном труде и др.
Особой гарантией осуществления названных прав является установление Законом возможности для пациентов обращаться в независимую от органов здравоохранения службу защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. В соответствии с ч.2 ст.38 Закона представители названной службы обязаны защищать права пациентов, принимать их жалобы и заявления и разрешать их с администрацией данного лечебного учреждения либо направлять в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.
Таким образом, возникающие между лечебным учреждением и пациентом отношения имеют гражданско-правовую природу и регулируются договором оказания медицинских услуг специализированного профиля в виде психиатрической помощи с включением в случаях, установленных законом, элементов принуждения. В общем плане договору присущи равенство сторон, диспозитивность, наличие взаимных прав и обязанностей, возможность применения гражданско-правовых способов защиты прав и интересов его участников.
Закон о психиатрической помощи предусматривает возможность оказания психиатрической помощи без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя. В рассматриваемом случае нет признаков заключения гражданско-правового договора оказания медицинских услуг, так как налицо отсутствие волеизъявления одной из сторон на заключение договора, неравенство сторон в возникающих правоотношениях. И все же между медицинским учреждением и гражданином, которому психиатрическая помощь оказывается в недобровольном порядке, складываются отношения, являющиеся по правовой природе гражданско-правовыми. Они возникают из определенного юридического состава, предусмотренного законодательством. При этом вводится в действие механизм осуществления государством (посредством делегирования полномочий лечебному учреждению) обязанности проводить мероприятия по охране здоровья населения, а также деятельности по опеке (призрению) лиц с психическими расстройствами с тем, чтобы не допустить возможности ухудшения состояния их здоровья либо совершения ими общественно-опасных деяний.
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование,' стационарная помощь, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами (ст.34 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Своеобразие оказания психиатрической помощи с элементом принуждения проявляется в том, что законодатель устанавливает особый механизм охраны личной жизни и неприкосновенности личности гражданина, правовые ограничения подобного вторжения со стороны иных лиц. Предусмотрен судебный и административный порядок дачи разрешения на госпитализацию гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке.
Право на неприкосновенность личности и личной жизни гражданина как элемент его общеправового статуса в сфере гражданско-правового регулирования имеет свою специфику, которая выражается в возможности применения особых способов защиты путем регулирования действий иных лиц и установления соответствующих правовых запретов. При этом законодательное регламентирование порядка оказания психиатрической помощи с элементами принуждения должно быть уравновешено системой гарантий неприкосновенности личности. И критерием здесь должно служить требование оказания психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина (ст.1 Закона).
Особенность защиты выражается в том, что она направлена против нарушителя права, в роли которого может выступать «любой и каждый». На практике проблема соблюдения права на неприкосновенность личности гражданина при осуществлении психиатрической помощи нередко возникает довольно остро. Статья 63 Конституции РФ содержит гарантии судебной защиты прав и свобод гражданина. В случаях оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке фактически происходит ограничение личной свободы гражданина и его неприкосновенности, что по правовой природе сравнимо с заключением под стражу или лишением свободы. Специальный режим наблюдения за пациентами в психиатрических стационарах позволяет утверждать подобное. Могут возразить, что недобровольное освидетельствование или помещение лица в психиатрический стационар по своему содержанию и механизму реализации автор приравнивает к принудительным мерам, применяемым к лицам, совершившим общественно опасные деяния. Действительно, лицо, не совершившее никаких противоправных действий, подвергается изоляции от общества, ограничению свободы передвижения и осуществления определенного вида деятельности. К нему без его согласия либо согласия законного представителя применяются специальные методы психиатрического обследования и лечения. Лица же совершившие общественно опасное деяние в состоянии невменяемости либо заболевшие психическим расстройством до вынесения приговора, направляются на принудительное лечение в психиатрическую больницу по определению суда (ст.97 УК РФ, ст.433 - 446 УПК РФ). Думается, то обстоятельство, что законом предусмотрена уголовная ответственность за незаконное помещение гражданина в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ), свидетельствует в пользу приравнивания по правовой значимости и защите со стороны закона факта незаконного помещения лица в психиатрический стационар и факта лишения свободы.
В рассматриваемом аспекте исследуемой проблемы необходимо остановиться на содержании формулы «непосредственная опасность лица, страдающего психическим расстройством, для себя или окружающих», используемой в языке закона. Несмотря на значительное количество исследований в различных областях знаний, вопросы определения критериев потенциальной общественной опасности психически больных, находящихся в состоянии неволеспособности, остаются достаточно спорными (мы не имеем в виду случаи совершения такими лицами противоправных поступков, подпадающих под сферу уголовного законодательства).
Специалисты отмечают: «в целом трудность решения вопроса о потенциальной общественной опасности больных связана с тем, что: I) абсолютное большинство психически больных никогда не совершает опасных насильственных действий; 2) степень опасности больного, даже с бредовыми идеями, грубыми интеллектуальными расстройствами и изменениями эмоциональной сферы может меняться в зависимости от ряда обстоятельств и очень редко бывает постоянной; 3) опасность больного в известной степени определяется также принципами и критериями, содержащимися в законоположениях данной страны и морально-этическими взглядами «общества».
Закон не дает развернутой характеристики понятия состояния непосредственной опасности психически больного лица. Именно поэтому на практике содержание формулы «непосредственная опасность» трактуется каждым по своему и отражает сферу субъективного понимания состояния лица, которая может быть необоснованно сужена или расширена, что не редко приводит к необоснованному ограничению личной свободы гражданина и его неприкосновенности. В качестве примера можно рассмотреть судебное дело гр-на. Н. по принудительной госпитализации от 30 апреля 2004 года.
С 2003 г. гр-н. Н. состоит на учете в ПНД № 17 СЗАО г. Москвы. С 10.01. 2003 г. по 28.01.2003 г. он находился на лечении в ПБ № 4 им. Ганнушкина г. Москвы.
23.04.2004г. на основании решения ПНД №17 его госпитализировали в недобровольном порядке в Психиатрическую больницу № 4 г. Москвы, которая обратилась в Преображенский районный суд г. Москвы с заявлением о его госпитализации в принудительном порядке. Поводом обращения ПБ №4 в суд явилось обращение гр-на. Н. с заявлением к главному врачу по вопросу о необоснованности недобровольной госпитализации его сына 25.09.2002 г. По данным записи медицинской карты гр-на. Н. ПНД № 17 от 05.04.2004 г. и докладной записке врача и медсестры он пришел на прием к врачу-психиатру с вопросом, почему был госпитализирован его сын, стал угрожать медсестре и врачу самосудом, выражался нецензурно, поведение было грубое, вызывающее, и ушел из диспансера в возбужденном состоянии. В тот же день врач-психиатр ПНД № 17 направила в ОВД «Южное Тушино» путевку для задержания гр-на. Н. и он был госпитализирован ПБ №4 с 23.04. 2004г. по 30.04. 2004 г., пока суд не вынес решение, которым отказал в удовлетворении указанного заявления, и в тот же день гр-на Н. выписали из психиатрического стационара.
Непосредственная опасность такого лица для себя и окружающих включает в себя опасность его поступков, которые обусловлены проявлением психического расстройства, не позволяющего субъекту понимать значение своего поведения или руководить им. И если в уголовном праве понятие «общественная опасность» связывается с вероятностью совершения психически больным лицом уголовно-наказуемого деяния, то в гражданском праве сходное по терминологии понятие «непосредственная опасность» во-первых, охватывает больший круг возможных событий, в том числе действий, опасных для жизни и здоровья самого лица, а во-вторых, предполагает вероятность совершения таких действий в самое ближайшее время, т.е. опасность должна быть непосредственной. В уголовно-правовом аспекте общественная опасность лиц с психическими расстройствами в основном связывается с ретроспективной оценкой совершенного общественно опасного деяния, а прогностическая оценка учитывается при вынесении определения о применении к субъекту конкретного вида принудительных мер медицинского характера.
Осуществление определенных действий (либо бездействие) в состоянии неволеспособности создает риск причинения вреда, поскольку у субъекта понижается степень волеспособности, что исключает с его стороны возможность контролировать свое поведение. Вероятность совершения неосознанных поступков находится в прямой связи с проявлением психического расстройства, обусловленного его видом, а также дополнительными обстоятельствами социального характера (отсутствие зачастую постоянного места жительства, невозможность получения достаточного материального содержания путем выполнения работы, получения пенсии или пособия и др.).
Оценка психического состояния лица базируется на презумпции отсутствия у лица психических заболеваний. При установлении обратного в действие вводится механизм доказывания необходимости оказания ему психиатрической помощи в добровольном либо в недобровольном порядке. Установление факта непосредственной опасности проявления психического расстройства у лица служит основанием для применения к нему принудительных мер психиатрической помощи соответствующего вида.
В сфере действия гражданско-правового регулирования к опасному следует относить поведение гражданина, которое создает в отношении его самого либо иных граждан риск причинения материального вреда, влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав. Представляется, что определение понятия состояния опасности психически больного для него самого или окружающих лиц должно быть дано в Законе РФ о психиатрической помощи. Аналогичный подход применяется в международной практике. Например, в Принципах ООН по защите психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991г.) даны определения используемых терминов.
К случаям недобровольного лечения психиатры относят агрессивное или суицидальное поведение, острое психотическое состояние пациентов, когда возникает необходимость применения «некоторых мер временного стеснения беспокойных больных, представляющих в этот период опасность для себя или окружающих». Такие меры в настоящее время разрешены законами Канады, США. В литературе приводится пример о вынесении в 1983 г. Апелляционным судом США постановления против США как государства по факту халатности врачей-психиатров в государственном госпитале для ветеранов. Психиатры знали, что Филипп Яблонский обладает «взрывным характером, представляющим общественную опасность», и что состояние его тяжелое. Однако они не стали разыскивать историю болезни, которая могла бы служить основанием для его принудительной госпитализации, и не предупредили его жену об опасности. В результате она стала его жертвой -он убил ее. Против США от имени дочери жертвы был возбужден иск. Суд вынес решение против государства.
Закон о психиатрической помощи регулирует отношения, возникающие при оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке: во-первых, при недобровольном первичном психиатрическом освидетельствовании; во-вторых, при недобровольной госпитализации в психиатрический стационар; в-третьих, при осуществлении динамического диспансерного наблюдения и оказании амбулаторной психиатрической помощи без согласия самого лица либо его законного представителя; в-четвертых, при применении принудительных мер медицинского характера по определению суда.
1. Психиатрическое освидетельствование без согласия пациента или его законного представителя допускается при установлении факта, свидетельствующего о том, что субъект находится в состоянии, дающем основание предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) непосредственную опасность лица для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, проявляющуюся в неспособности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) возникновение достаточно высокой степени вероятности причинения существенного вреда здоровью лица вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ч.4 ст.23 Закона).
Вместе с тем ч.5 ст.23 и ч. 1 ст.27 Закона определяют дополнительное основание для психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке. Для этого достаточно установить, что лицо страдает хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями и находится под диспансерным наблюдением. И в этом смысле подобное принуждение оправданно. В то же время представляется, что законодательная формулировка «совершение действий, дающих основание предполагать наличие у лица тяжелого психического расстройства» отражает сферу субъективного понимания состояния психики человека, которая может быть необоснованно сужена или расширена. При этом возникает возможность нарушения права гражданина на неприкосновенность личности при необоснованном психиатрическом освидетельствовании либо права на охрану здоровья (при несвоевременном психиатрическом освидетельствовании с целью последующего оказания психиатрической помощи) и как возможное его последствие - совершение субъектом противоправных деяний. Чтобы предотвратить подобное, целесообразно в случае проведения психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке уведомлять судью по месту нахождения лечебного учреждения. Для этого предлагаем ч.1 ст.24 Закона о психиатрической помощи изложить в следующей редакции: «В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой ст.23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно, с последующим уведомлением судьи в течении 24 часов».
2. Специфика установления диспансерного наблюдения заключается в том, что хотя его основанием является административный акт, возникающие правовые связи имеют черты гражданско-правовых и вытекает из общей обязанности государства осуществлять охрану психического здоровья граждан. При этом происходит делегирование соответствующих полномочий специализированному лечебному учреждению - психоневрологическому диспансеру. Установление или прекращение диспансерного наблюдения Закон не связывает с согласием гражданина. В соответствии со ст.27 основанием установления или прекращения подобного наблюдения является решение комиссии врачей-психиатров, которое может быть обжаловано лицом, чьи права и законные интересы нарушены, либо его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом предоставлено право защищать права граждан. В месячный срок жалоба подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору (ч. 3 ст.27, ст.47 Закона).
Представляется целесообразным ч.2 ст.27 Закона дополнить нормой следующего содержания: «По ходатайству лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или прекращении диспансерного наблюдения, либо его законного представителя в состав комиссии по освидетельствованию включается любой врач-психиатр, имеющий право на ведение психиатрической практики, с его согласия».
Другой группой лиц с психическими расстройствами, которым амбулаторная психиатрическая помощь оказывается в недобровольном порядке являются лица, психические расстройства которых не делают их опасными для общества и для них самих в определенный момент, но социальная необустроенность которых и неосознаваемый отказ от своевременной помощи врача-психиатра, по прогнозу начального этапа развития болезни, создают вероятность ее последующего обострения и возможной дальнейшей деградации личности. Психиатры считают оправданным применение обязательного психиатрического лечения «не только к больным, которые непосредственно опасны для себя или окружающих, но и к тем из них, кто по своему состоянию может причинить серьезный ущерб своему здоровью. В данном случае под ущербом понимается не только телесное повреждение, но и ухудшение функционирования сознательно-волевой сферы организма человека.
Специфика психического расстройства в том и заключается, что при его проявлении происходит снижение степени волеспособности субъекта, который теряет способность осознавать изменения своего психического состояния понимать значение своих действий (бездействия) или руководить ими, отсюда возникает невозможность его адаптации в частности в сфере гражданских правоотношений. Неоказание нуждающемуся лицу своевременной психиатрической помощи приводит не только к нарушению права на охрану психического здоровья данного субъекта, но и к созданию высокой степени вероятности возникновения риска нарушения прав и интересов иных лиц. Потеря социальных связей, стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств являются условиями, способствующими совершению лицами с психическими расстройствами общественно-опасных деяний. Своевременное оказание психиатрической помощи прямым образом служит защите права гражданина на охрану здоровья, а также интересам общества - защите общественной безопасности от неправомерных действий психически больного человека, находящегося в состоянии неволеспособности.
Трудности возникают при определении критериев обоснованности оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке гражданину, страдающему психическим расстройством, с прогнозом к его обострению, но не совершающему в настоящий момент противоправных деяний. Ведь прогноз может и не подтвердиться. Подобные проблемы были поставлены в США еще в 60-е гг., но до настоящего времени не получили полного разрешения.
3. Особое место при оказании психиатрической помощи занимают вопросы правового регулирования порядка госпитализации и последующего обследования и лечения в недобровольном порядке граждан, страдающих психическими расстройствами.
В основе правоотношений, возникающих при госпитализации в недобровольном порядке, лежит специальный юридический состав, свидетельствующий о наличии показаний к осуществлению подобных действий. При этом законодатель придает правовое значение не только факту наличия у лица психического расстройства, но и характеру его проявлений.
В ходе оказания психиатрической помощи в добровольном порядке возможно возникновение ситуации, когда договорные отношения не подлежат прекращению по инициативу пациента или его законного представителя. Ухудшение психического состояния пациента является основанием для отказа в его выписке, если комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения будут установлены основания для госпитализации в недобровольном порядке, предусмотренные ст.29 (ч.5 ст.40 Закона). В подобном случае договор не может быть прекращен по желанию одной из сторон, так как возникло фактическое обстоятельство - ухудшение психического состояния пациента, служащее основанием для изменения его статуса. Действие ранее заключенного договора приостанавливается, и вступают в силу условия для госпитализации лица в недобровольном порядке, предусмотренные специальным юридическим составом.
Основания для недобровольной госпитализации (предусмотренное п. «а» ст. 29 Закона) можно объединить понятием «экстренный случай», вследствие которого проявление психического расстройства создает (реальную) непосредственную опасность для самого больного или для окружающих. Для квалификации фактических обстоятельств в качестве юридических фактов, выступающих основанием применения мер принуждения, необходимо возникновение риска или непосредственное нарушение или ограничение субъективных прав и охраняемых законом интересов лица, страдающего психическим расстройством, или иных лиц. Законом (ст.32-36) установлен особый процессуальный порядок осуществления недобровольной госпитализации, являющийся специальным правовым способом защиты лиц с психическими расстройствами, - судебная процедура. В этом отразился традиционный подход российских юристов и психиатров конца XIX -начала XX вв. к вопросам о правовом положении данной категории субъектов. Не вдаваясь в процессуальные аспекты судебной процедуры, отметим лишь те ее стороны, которые, так или иначе, затрагивают гражданско-правовой аспект неприкосновенности личности пациента.
Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке (ст.29), подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. При признании ее обоснованной мотивированное заключение комиссии в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании в нем лица (ст.32). Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре в течение пяти дней, необходимых для рассмотрения заявления (ст.33, ч.1 ст.34). Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для подтверждения обоснованности произведенной госпитализации в недобровольном порядке и последующего содержания пациента в психиатрическом стационаре (ч2 и 2 ст.35). Если госпитализация признается необоснованной на стадии освидетельствования лица комиссией врачей-психиатров и лицо не выражает желания остаться в больнице, оно подлежит немедленной выписке (ч2 ст.32).
Законом непосредственно не предусмотрены последствия вынесения судьей постановления о необоснованности принудительной госпитализации (отклонения заявления). В этом случае если госпитализированный не выражает согласия остаться в психиатрическом стационаре он подлежит немедленной выписке, по аналогии с правилами ч2 ст.32 Закона. Также в Законе отсутствует общая норма о правовых последствиях процедурных нарушений, допущенных в процессе оказании психиатрической помощи, если при этом нет сомнений в правильности принятого решения.
Так, судья, рассматривая заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ст. 34 Закона), выясняет, что госпитализация была произведена обоснованно, гражданин действительно страдает тяжелым психическим расстройством, вследствие чего представляет непосредственную опасность для себя или окружающих (п. «а» ст. 29). Вместе с тем судья устанавливает, что после стационирования пациент был освидетельствован комиссией врачей-психиатров не в течение 48 часов, как того требует закон, а на два часа позже. Какое решение должен принять судья? Отклонить заявление о госпитализации, поскольку она проведена с нарушением закона? Или удовлетворить заявление, санкционировать недобровольную госпитализацию, но сообщить о допущенном нарушении администрации стационара, потребовав привлечения к ответственности виновных? А если нарушение было более грубым и пациент вообще не осматривался комиссией врачей, а госпитализация проведена психиатром единолично?
Итак, в Законе о психиатрической помощи нет необходимой статьи, посвященной последствиям нарушений его процедурных норм. Названные нарушения следовало бы разделить на две категории - существенные и несущественные.
К существенным, можно отнести нарушения, которые повлияли или могли повлиять на обоснованность принятой медицинской меры, ее правильность по существу. В таком случае медицинская мера подлежит отмене и признается не влекущей юридических последствий (например, госпитализированный выписывается из стационара).
Несущественные нарушения, т.е. те, которые не могли повлиять на обоснованность медицинской меры, не требуют ее отмены. Однако лица, допустившие подобные нарушения, могут привлекаться к ответственности, к примеру, дисциплинарной. Разумеется, ответственность за существенные нарушения закона должна быть строже, чем за несущественные.
Следует предусмотреть дополнительные правило, по которому медицинская мера, даже принятая с существенными нарушениями Закона, не отменяется, если отмена будет угрожать жизни больного или иных лиц либо нанесет существенный вред его здоровью. Психически больной, представляющий опасность, не должен выписываться из-за допущенных при его госпитализации процедурных нарушений.
Статья 34 Закона предоставляет пациенту право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации в недобровольном порядке. Если психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в судебном заседании в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении. Закон устанавливает круг лиц, участвующих в рассмотрении заявления. Это прокурор, представитель психиатрического учреждения и представитель госпитализируемого лица. В Законе не урегулированы довольно часто встречающиеся случаи, когда у такого пациента нет законного или иного представителя, призванного обеспечить охрану его личных прав. Обязанные лица подчас отказываются от выполнения названных функций. Например, по законодательству Германии, определяющему процедуру госпитализации в психиатрический стационар, устанавливалось, что если больной не имеет законного представителя, то на время судебного разбирательства ему назначается попечитель. Если, по мнению судьи, пациенту необходим адвокат, суд вправе назначить защитника для участия в судебном разбирательстве.
Подобную норму целесообразно ввести и в российское законодательство. По смыслу ст.38 Закона на время рассмотрения в суде вопроса о госпитализации в недобровольном порядке лица, не имеющего законного представителя, в качестве попечителя может быть назначено должностное лицо службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре. Независимый от органов здравоохранения статус такой службы позволяет ей осуществлять функции попечения. При отсутствии в лечебном учреждении данной службы судья должен в установленном порядке привлечь к защите прав гражданина, страдающего психическим расстройством, адвоката.
Возникновение фактических обстоятельств, являющихся условиями госпитализации в недобровольном порядке, и последующее помещение гражданина в психиатрический стационар - основания для изменения его правого статуса как пациента. На него распространяются определенные ограничения, в отличие от пациентов, помещенных в стационар добровольно. Закон предусматривает специальную процедуру не только вынесения решения об обоснованности госпитализации в недобровольном порядке, но и последующего ее продления (ст.36). Санкционирование судьей решения о госпитализации без согласия пациента или его законного представителя в своем роде означает судебное разрешение принудительного применения к нему методов психиатрического обследования и лечения. По своей сущности подобный юридический акт сравним с санкцией на ограничение права гражданина на неприкосновенность личности, а по своему характеру он является мерой судебного контроля, за обоснованностью применения к лицу ограничений личной свободы в процессе осуществления госпитализации в недобровольном порядке.
Законом установлены предельные сроки пребывания лица в психиатрическом стационаре и критерий их определения: сохранение оснований, по которым была проведена госпитализация в недобровольном порядке. Предусмотрена процедура периодического освидетельствования пациента, которое производится в течение первых шести месяцев комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в месяц. При продлении госпитализации свыше шести месяцев освидетельствование проводится не реже одного раза в шесть месяцев.
Закон установил правило, согласно которому по истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления госпитализации направляется администрацией лечебного учреждения в суд. Судья выносит постановление о продлении госпитализации. В дальнейшем решение о продлении срока госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно (ч. 3 ст. 36).
Думается, новеллы законодательства об отнесении к компетенции суда решения вопросов, связанных с ограничением личной неприкосновенности граждан, страдающих психическими расстройствами при оказании им психиатрической помощи в недобровольном порядке, абсолютно закономерны, так как вопросы применения медицинских мер принудительного характера -помещение в психиатрический стационар на принудительное лечение лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, -решает суд. Применение ст.29, 32, 33-36, 40 Закона о психиатрической помощи позволить повысить эффективность правовых гарантий защиты личных неимущественных прав граждан с психическими расстройствами: права на неприкосновенность личности личной жизни при оказании им психиатрической помощи.
Автор: Курбанов М.А.