30.11.2011 7971

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды в ядерной энергетике

 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в настоящее время становится все более актуальным. Это связано, в первую очередь, с важностью проблемы окружающей среды для всей планеты, а также ее неразрывной связью с судьбами будущего всего человечества. В XX веке антропогенное воздействие на окружающую среду принесло ей несравнимо больше вреда, чем вся предшествующая история человечества, что обусловлено ускорением НТП и прогрессом цивилизации, вступившими в противоречие с биосферой. Сущность такого противоречия заключается в том, что «при практически беспредельных возможностях человечества компенсаторные возможности биосферы сравнительно ограничены в своем объеме». Иными словами, процессы адаптации протекают намного медленнее, чем процессы техногенеза, в результате чего нарастает истощение естественных ресурсов суши и океана, безвозвратная потеря различных видов растений и животных, нарушение и деградация биосферы Земли. Налицо определенная специфика проблемы сохранения окружающей среды, которая заключается в том, что «объектом созидательной деятельности государств является вся планета». Для современной цивилизации характерными чертами стали не только увеличение численности населения, высокий уровень промышленного развития, но и объективно обусловленный этим бурный рост энергетического сектора в целом и, особенно, ядерной энергетики в частности. В настоящее время все большее значение приобретает решение проблем обеспечения системы всеобщей глобальной безопасности. Приоритетное место в этой системе занимают экологическая и ядерная безопасность.

Одной из проблем, решение которой представляет методологическую важность для нашего исследования, является рассмотрение вопроса о содержании и соотношении понятий «экологическая безопасность» и «ядерная безопасность». Это тем более значимо, поскольку ряд ученых поднимает сегодня вопрос о становлении нового самостоятельного междисциплинарного направления науки - теории безопасности, которая призвана защищать жизненно важные интересы человека, общества и государства от различных и возрастающих угроз в природно-техногенной и социально-экономической сферах.

Экологической безопасности посвящено немало научных статей и монографий, но до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности данной категории, нет и ее общепризнанного определения. Одни авторы определяют экологическую безопасность как состояние защищенности. Другие - как отношение между обществом и человеком, исключающее причинение вреда человеку посредством воздействия на природную среду его обитания, как обеспеченность жизненно-важных интересов человека природными ресурсами и защищенность его от воздействия негативных факторов природной среды. Третьи определяет экологическую безопасность как «.процесс обеспечения защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». Некоторые юристы-экологи рассматривают экологическую безопасность в контексте с защитой права граждан на благоприятную окружающую среду, отмечая при этом, что понятие «экологическая безопасность» выступает синонимом понятия охраны окружающей среды, которое, в свою очередь, является более правильным.

В ядерной энергетике охрана окружающей среды состоит в обеспечении радиационной безопасности окружающей среды. Обеспечение радиационной безопасности окружающей среды, а, следовательно, и людей достигается обеспечением ядерной (эксплуатационного аспекта), радиационной, технической и пожарной безопасности объектов ядерной энергетики. При этом в современных условиях поиска концепции выживания и устойчивого развития, да и самого сохранения жизни на Земле обеспечение экологического аспекта (глобальное радиоактивное загрязнение экосистем, биосферы) должно в определенной степени иметь прерогативу над технической стороной ядерной безопасности. Понятие «ядерная безопасность» по своему объему уже понятия «экологическая безопасность». Последнее включает в себя все опасности, создаваемые антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду и социум. Отсюда вытекает еще одна особенность понятия «ядерная безопасность»: она возникает только в результате деятельности человека.

Исследования масштабов и последствий ядерных аварий и катастроф, их влияния на экосистемы, био- и социосферу позволяют сделать выводы о глобальности и всеобщности ядерных катастроф для планеты. Учитывая необратимый ущерб, который наносят глобальные ядерные катастрофы для всех экосистем, биосферы и социума, такие техногенные катастрофы неизбежно ведут к глобальным экологическим. Поэтому наиболее рациональным подходом к решению проблемы охраны окружающей среды, в том числе и в ядерной энергетике, может быть только объединение усилий государств.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды имеет ряд особенностей, что обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью, связанной с прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. В практическом аспекте коллективная деятельность государств, направленная на разрешение экологических проблем, подразумевает поиск наиболее эффективных методов научно-технической и промышленной деятельности. В свою очередь, успешное развитие сотрудничества по проблемам окружающей среды возможно лишь при наличии усилий каждого отдельного государства. При этом следует отметить, что в ходе подобного сотрудничества, регламентированного соответствующими договорами, укрепляется взаимопонимание между государствами, достигается экономия сил и средств, значительно быстрее решаются вопросы, связанные с природоохраной. Таким образом, проблемы, стоящие перед международным сообществом сегодня, могут быть решены только совместными действиями государств. В качестве международно-правового инструмента их осуществления выступают международные организации.

По мнению О.Г. Зайцевой, «международные организации - это органическая составная часть системы международных отношений, отражающая в своей деятельности те изменения, которые происходят в международной сфере». Кроме того, это и определенный механизм координации совместных усилий государств, в той или иной области. И главная их задача заключается в том, чтобы «обслуживать отношения между государствами». Постоянное возрастание роли международных организаций во многом обусловлено ростом значения многосторонней дипломатии, что совсем не означает снижения роли двусторонних контактов. Именно отношения на двусторонней основе часто определяют результаты многосторонних переговоров, способствуют выработке международными организациями важных документов всемирного значения. В свою очередь, деятельность наиболее представительных международных организаций объективно может и должна способствовать улучшению двусторонних отношений между государствами. Конструктивное решение таких глобальных проблем, как нераспространение ядерного оружия, мирное использование атомной энергии, охрана окружающей среды и ряда других, возможно в современных условиях лишь на основе координации усилий всех государств и учета их законных интересов. Международные организации обладают значительными потенциальными возможностями для содействия сотрудничеству государств, в разрешении этих проблем.

В частности, в настоящее время вопросами мирного использования атомной энергии занимаются в той или иной степени многие международные организации. При этом в научной литературе в зависимости от положенных в основу критериев проводят различные их классификации. Так, например, по характеру осуществляемой деятельности и полномочиям в числе международных организаций, призванных способствовать развитию международного сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии, различают: 1) международные организации, которые, хотя и не ставят своей непосредственной задачей объединение усилий государств в мирном использовании атомной энергии, но прямо или косвенно способствуют этому, и 2) международные организации, для которых развитие международного сотрудничества по различным направлениям и проблемам мирного использования атомной энергии является их главной целью, зафиксированной в учредительном акте. В первую группу входит Организация Объединенных Наций - наиболее универсальная по целям и членству международная организация - и некоторые ее специализированные учреждения. ООН имеет причастность ко всему, что происходит в мире, что обусловлено ее целями и задачами, закрепленными в ее Уставе: объединить политическую волю и возможности государств, быть центром согласования их действий в целях поддержания международного мира и безопасности; утверждать в мировом общественном мнении идею взаимозависимости национальных устремлений и общего блага человечества, поощрять ответственное поведение наций. Причем если ООН в лице своих органов призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с деятельностью в области мирного использования атомной энергии, и в первую очередь наиболее общие фундаментальные политические вопросы, то деятельность ее специализированных учреждений касается специальных конкретных областей. Многие специализированные учреждения ООН, способствуя координации деятельности государств в специальных областях, определенных в Уставе ООН и в их учредительных актах и представляющих международный интерес, участвуя в налаживании и расширении сотрудничества государств в научных исследованиях по мирному использованию атомной энергии, разрабатывая и осуществляя некоторые конкретные мероприятия по применению атомной техники для практических нужд всех стран, играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств в области мирного использования атомной энергии. В качестве примера подобного сотрудничества можно назвать деятельность Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН), целью которого является оценка последствий для здоровья людей воздействия ионизирующего излучения, а также оценка дозы, получаемой населением всего мира от естественных и созданных деятельностью человека источников излучения. Вторую группу международных организаций составляют так называемые «международные атомные организации». По классификации, предложенной А.И. Иойрышем, проводимой на основе критерия членства различают международные межправительственные организации и международные неправительственные организации.

С.А. Малинин считает, что международные атомные организации следует разделять на специализированные атомные организации, включающие в себя организации универсального типа (МАГАТЭ), региональные (или претендующие на региональность) и организации, не стремящиеся к универсализму, но объединяющие государства различных регионов земного шара, а также органы атомного сотрудничества в рамках других международных организаций, в свою очередь подразделяющиеся на органы универсального типа (например, некоторые вспомогательные органы ООН, различные вспомогательные органы специализированных учреждений ООН и других организаций в специальной области сотрудничества), региональные (или претендующие на региональность) органы и органы, не стремящиеся к универсализму, но объединяющие государства более чем одного географического района. Учитывая роль, которую играют международные организации в вопросах охраны окружающей среды в ядерной энергетике, представляется целесообразным более подробно рассмотреть основные направления их деятельности. Так, единственной в мире специализированной атомной организацией универсального типа является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 году, которое носит межправительственный характер и входит в обитую систему ООН, но не относящееся к числу его специализированных учреждений. Цель Агентства, согласно Уставу, состоящая в достижении «более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире», реализуется посредством последовательной реализации возложенных на него функций. Среди них можно назвать содействие научно-исследовательским работам в области ядерной энергии и развитию ядерной энергии, а также практическому ее применению в мирных целях во всем мире; обеспечение услуг, материалов, оборудования и технических средств для удостоверения нужд научно-исследовательской работы в области ядерной энергии, развития ядерной энергии и практического ее применения в мирных целях, включая производство электрической энергии с надлежащим учетом нужд слаборазвитых районов мира; содействие обмену научными и техническими сведениями о применении ядерной энергии в мирных целях; поощрение обмена научными работниками в области использования ядерной энергии в мирных целях; установление и проведение в жизнь гарантий, которые имеют своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, которые предоставляются Агентством, не были использованы в военных целях; установление и применение, после консультаций и сотрудничества с компетентными органами ООН и с заинтересованными специализированными учреждениями, норм безопасности для охраны здоровья; приобретение и создание любых заводов и оборудования, которые могут быть полезными при выполнении функций, возложенных на Агентство.

Исходя из вышеперечисленных функций, можно выделить основные направления деятельности МАГАТЭ. Наиболее важными среди них являются: оказание технической помощи государствам-членам в области мирного использования атомной энергии; содействие, организация и проведение исследований и разработок, связанных с теми областями атомной науки и техники, которые представляют большой интерес с точки зрения экономики, культуры, социального развития государств; регламентационная деятельность; осуществление контроля (гарантий) за использованием ядерных материалов и установок для недопущения их применения в военных целях; информационная деятельность.

В 1970 г. при МАГАТЭ была создана Международная ядерная информационная система (ИНИС, IMS - International Nuclear Information System), основная задача которой заключается в удовлетворении потребностей международного ядерного информационного сообщества в ядерной информации путем предоставления всеобъемлющих услуг в сфере интересов и деятельности МАГАТЭ. Она охватывает весь имеющийся объем публикаций в области мирного использования атомной энергии.

Следует отметить, что в своей деятельности МАГАТЭ тесно сотрудничает с рядом других организаций системы ООН, в частности с ЮНЕСКО, ЮНЕП, ФАО и ВОЗ. С деятельностью МАГАТЭ тесно связана и работа Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ), имеющей неправительственный характер, в компетенцию которой входит разработка основных принципов радиологической защиты, наблюдение за прогрессом в области радиационной защиты, подготовка и опубликование рекомендаций по нормам радиационной безопасности. Причем необходимо отметить, что при подготовке рекомендаций МКРЗ компетентна заниматься разработкой лишь основных принципов радиационной защиты, а формулировка конкретных положений или сводов практических правил, отвечающих потребностям отдельных стран, в свою очередь, является делом соответствующих национальных органов.

Разработанные и опубликованные в рамках этой организации рекомендации, положены в основу Основных норм безопасности МАГАТЭ при защите от излучения, а также многих других нормативных документов МАГАТЭ, ВОЗ и других международных атомных организаций. Эти рекомендации регулярно пересматриваются с целью отражения в них новых видов радиационных воздействий и новых знаний в области эффектов ионизирующих излучений.

В последнее время значительно возросла роль международных атомных организаций, действующих на региональной основе. Это связано, прежде всего, с такими обстоятельствами, как существование межгосударственных проблем охраны окружающей среды вообще, и в области ядерной энергетики в частности, которые не являются глобальными, но выходят за рамки национальных. Кроме того, следует учесть и трудность решения данных проблем усилиями одной страны и, как следствие, потребность в кооперации. В число этих организаций входят: Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, расположенный в г. Дубна Московской области); международные атомные организации, осуществляющие свою деятельность в рамках Европы - Европейский атомный форум (Форатом), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), Европейское сообщество по ядерной энергии (Евратом), Европейское агентство ядерной энергии Организации европейского экономического сотрудничества (ЕАЯЭ-ОЕЭС); международные атомные организации, действующие на других континентах - Межамериканская комиссия по ядерной энергии Организации американских государств (МКЯЭ-ОАГ), Средневосточный институт ядерных исследований в Каире; Исполнительный комитет Комиссии по зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, Африканская комиссия по атомной энергии (АКАЭ) и другие.

Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), в настоящее время - международный научно-исследовательский центр, был создан в 1956 году по инициативе СССР в Дубне с целью обеспечения совместного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики учеными государств-членов Института; содействия развитию ядерной физики в государствах-членах Института путем обмена опытом и достижениями в теоретических и экспериментальных исследованиях; поддержания связей с заинтересованными национальными и международными научно-исследовательскими организациями в деле развития ядерной физики и изыскания новых возможностей мирного применения ядерной энергии; содействия всестороннему развитию творческих способностей научно-исследовательских кадров государств-членов Института. Организации, действующие в сфере мирного использования атомной энергии, ведущих стран Европы, были объединены созданным в 1959 году Европейским атомным форумом (Форатом), задачей которого является принятие совместных мер для координации и содействия на международной арене деятельности, проводимой его членами. Основными средствами для осуществления этой задачи являются: организация совещаний, дискуссий, выставок и конференций в целях обеспечения лучшего обмена информацией; создание органов или служб, способных информировать членов Форатома по проблемам, связанным с ядерной энергией, и поддерживать связи с третьими сторонами, в особенности со специализирующимися в ядерной области организациями; создание служб документации, обеспечивающих членов Форато-ма информацией об опыте, исследованиях, изысканиях, связанных с деятельностью, направленной на достижение общей цели; создание комитетов или рабочих групп для изучения тех вопросов, которые, по мнению руководящего комитета Форатома, требуют этого. Высокий статус Форатома подтверждается постоянным представительством в других международных атомных организациях, в том числе в МАГАТЭ в целях обеспечения связей с ними, особенно в области обмена информацией. МАГАТЭ предоставило Форатому консультативный статус. «Обеспечению сотрудничества между европейскими странами в области ядерных исследований чисто научного и фундаментального характера», за исключением работ для военных целей, призвана служить Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН) - международный научно-исследовательский центр в области использования атомной энергии, расположенный в Швейцарии, аналогом которого является ОИЯИ, находящийся в Дубне. Еще одной организацией, играющей важную роль в обеспечении международного сотрудничества в области ядерной энергетики, является Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), представляющее собой объединение стран Западной Европы в области атомной промышленности. Евратом был создан в 1958 году для того, чтобы способствовать путем обеспечения условий, необходимых для быстрого создания и роста атомной промышленности, повышению уровня жизни в государствах-членах и развитию обмена с другими странами. Договор о Евратоме содержит только отдельные нормы, имеющие эколого-политическое значение. Так, в задачи Евратома входят: проведение исследований и обеспечение распространения технических знаний; установление единых норм безопасности для санитарной защиты населения, контроль за их осуществлением; содействие капиталовложениям и обеспечение создания основных сооружений, необходимых для развития ядерной энергетики в Сообществе; контроль за регулярным и справедливым снабжением всех участников Сообщества рудой и ядерным горючим. Кроме того, он призван обеспечивать соответствующий контроль за нецелевым использованием ядерных материалов; осуществлять право собственности, которое признается за ним в отношении специальных расщепляющихся материалов; обеспечивать широкие рынки сбыта и доступ к более совершенным техническим средствам путем создания общего рынка материалов и специализированного оборудования, свободного обращения капиталов для ядерных вложений и свободного найма специалистов внутри Сообщества, а также устанавливать совместно с другими странами и международными организациями необходимые связи, которые могут содействовать в мирном использовании ядерной энергии.

Таким образом, работа Евратома проводится по следующим основным направлениям, предусматривающим осуществление мер, связанных, в первую очередь, с использованием атомной энергии; мер в сфере исследований; мер, принимаемых с целью развития атомной промышленности. Особо следует подчеркнуть, что, договор о Евратоме не содержит положения о запрещении военного использования атомной энергии. Таким образом, те страны, которые стремились бы использовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать.

Заметные успехи Евратом сделал в осуществлении своей такой функции, как установление и укрепление внешних связей. Наиболее тесно Евратом сотрудничает с ЕАЯЭ ОЭСР, членами которого состоят все страны-участницы самого Евратома, помимо сотрудничества в осуществлении гарантий, поддерживает деловые связи с МАГАТЭ. Кроме того, Евратом осуществляет периодические контакты и с другими неправительственными организациями, расположенными в Европе. Среди них Европейский центр ядерных исследований, Институт урана, Европейское ядерное общество и другие. Европейское Агентство по ядерной энергии (ЕАЯЭ), созданное в рамках Организации европейского экономического сотрудничества (ОЭСР) в 1957 году и носящее межправительственный характер, является специализированным учреждением ОЭСР, призванным обеспечивать и расширять сотрудничество в области атомной энергии между входящими в него странами и гарантировать, что их совместные действия не будут служить военным целям. Достижению цели Агентства - способствовать развитию производства и использованию атомной энергии в мирных целях странами-участницами путем сотрудничества между ними и согласования мероприятий, проводимых в рамках отдельных государств на национальном уровне - служат поставленные перед ним задачи, направленные на объединение научных и технических усилий путем создания совместных предприятий; согласование национальных программ ядерных исследований и инвестиций; содействие обеспечению совместных предприятий и государств-членов ядерными материалами и оборудованием, а также созданию условий, благоприятствующих их производству и торговле ими; содействие государствам-членам в подготовке специалистов в области атомной энергии; содействие разработке и согласованию ядерного законодательства; изучение технических и экономических аспектов применения ядерной энергии с точки зрения энергетических потребностей; осуществление контроля за тем, чтобы совместные действия не служили военным целям.

Международные атомные организации действуют и за пределами Европы - в Америке, Азии, Африке.

Так, например, Межамериканская комиссия по ядерной энергии (МА-КЯЭ), созданная в 1959 году в рамках Организации американских государств (ОАГ), куда входят представители США и ряда латиноамериканских стран, занимается преимущественно техническими вопросами и создана для содействия развитию сотрудничества между государствами-членами в таких вопросах, связанных с мирным использованием ядерной энергии, как оказание помощи в разработке координированных планов исследований и подготовки кадров в области атомной энергии; содействие обмену научно-технической информацией; проведение необходимых исследований относительно возможности создания межамериканских региональных центров для проведения исследований и подготовки кадров в области атомной энергии; рекомендация мер, способствующих подготовке ученых и специалистов в области обслуживания и ремонта приборов и оборудования; консультирование государств-членов; подготовка рекомендаций по здравоохранению; проведение исследований, которые Комиссия найдет желательными. Таким образом, в настоящее время сформировалась система международных атомных организаций, осуществляющих сотрудничество в области охраны окружающей среды, в том числе и в ядерной энергетике. Их деятельность является важнейшим условием и, нельзя не согласиться с Е.С. Молодцовой, главной особенностью международно-правового регулирования охраны окружающей среды в ядерной энергетике. Несмотря на то, что эти организации действуют на разных уровнях (общемировом и региональном), сотрудничество между ними носит постоянный характер. Совместно вырабатывая те или иные нормы, связанные со сферой ядерной энергетики, международные атомные организации тем самым вносят значительный вклад в дело охраны окружающей среды.

Деятельность международных атомных организаций в области охраны окружающей среды строится в соответствии с определенными принципами, которые в литературе получили название принципов международного атомного права. Необходимо отметить, что принципы международного атомного права берут начало от общепризнанных принципов международного права, соответствуют им. Среди последних следует назвать такие, как: уважение государственного суверенитета; суверенное равенство всех государств; взаимная выгода; невмешательство во внутренние дела другого государства; добросовестное выполнение международных обязательств; мирное разрешение споров и некоторые другие. Особое значение для совместной деятельности в области использования ядерной энергии имеют также такие основополагающие начала международного права, как принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности государств, применимые к любому виду международной деятельности.

Из общепризнанного принципа охраны окружающей среды, вытекают важные для охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики специальные принципы глобальной экологической безопасности. Это принцип одинаковой экологической безопасности, принцип регулярного обмена информацией об экологической ситуации на национальном и региональном уровнях, принцип контроля, за соблюдением согласованных требований экологической безопасности, принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде, принцип сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях, принцип научно-технического сотрудничества, принцип международной ответственности за трансграничный ущерб. Названные принципы международного права составляют фундамент правового регулирования международных отношений по поводу охраны окружающей среды в области мирного использования ядерной энергии.

Международно-правовая практика в области использования ядерной энергии привела также к возникновению принципов международного атомного права, которые применимы только к данной области деятельности государств. Без соблюдения этих принципов сегодня невозможно осуществление международно-правового регулирования охраны окружающей среды в области использования ядерной энергии. Важнейшим является принцип исключительно мирного использования атомной энергии, выделенный А.И. Иойрышем, и ставший основным международно-правовым принципом в области использования ядерной энергии и определивший содержание многих других принципов и норм в рассматриваемой области.

Другим принципом международного атомного права является принцип обеспечения безопасного использования атомной энергии, который может быть рассмотрен в двух аспектах: политическом и техническом. Первый связан с принятием правовых мер по предотвращению переключения использования атомной энергии с мирных целей на военные, а также по обеспечению безопасной (с политической точки зрения) эксплуатации объектов атомной энергетики, осуществлению мер по физической защите ядерных материалов и т.д. Второй аспект связан с техническим обеспечением надежной эксплуатации атомных электростанций, судов с атомными энергетическими установками, других объектов мирной атомной деятельности.

Два важнейших начала международно-правового регулирования в области мирного использования атомной энергии объединяет принцип недопустимости радиоактивного заражения планеты. Это - борьба с радиоактивным загрязнением окружающей среды, связанным с гонкой ядерных вооружений, продолжением испытаний ядерного оружия, и предотвращение заражения окружающей среды и человека радиоактивными веществами вследствие «мирного» вредоносного поражения биосферы отходами атомной промышленности, транспорта, загрязнения моря радиоактивными отходами и т. д. Значение принципа, обязывающего государства не допускать отравления всей живой природы, включая человека, искусственно вызванной радиоактивностью, подчеркивается многими юристами-международниками. Среди прочно утвердившихся на сегодняшний день основных принципов международных отношений в области использования атомной энергии необходимо назвать такие принципы, выделенные В.Н. Мишариным, как право государств на применение ядерной энергии в интересах своего социального и экономического развития и в соответствии с установленными приоритетами; право государств на участие в связях с другими странами в ядерной области, независимо от их позиций по проблемам нераспространения ядерного оружия; вопросы о создании международной системы привилегий для развивающихся государств-участников договора о нераспространении; принцип нераспространения ядерного оружия; принцип безопасного развития ядерной энергетики, которые реализуются во многих международных договорах, соглашениях и договоренностях, например, Договоре о нераспространении ядерного оружия, а также Уставе МАГАТЭ и других международных организаций, Договоре о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, договоренности о принципах ядерного экспорта и др.

Представляется важным отметить и принцип предусмотрительности, выделенный Е.С. Молодцовой, который должен занять центральное место в области ядерной деятельности. В соответствии с ним, будущее ядерной энергии, и, прежде всего, ядерной энергетики, должно определяться сегодня, а не откладываться на завтра в надежде, что пока оно не наступило, решение вопроса относительно безопасности будет найдено. С развитием атомной деятельности и сотрудничества в этой области, несомненно, будет происходить становление и других новых принципов, на которых, в свою очередь, должна основываться система международно-правовых предписаний, обеспечивающих глобальную экологическую безопасность.

Сотрудничество государств в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики осуществляется в соответствии с общими нормами международного права, источниками которого, согласно классификации приводимой О.Л. Дубовик, являются: международные конвенции (общие и специальные, многосторонние и двусторонние); международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; вспомогательное право (рекомендации и решения международных организаций, не имеющих обязательной юридической силы).

Так, основная роль в процессе образования норм международного права в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики принадлежит международному договору. Однако здесь существует своя специфика. Во-первых, почти все проекты договоров в рассматриваемой сфере разрабатывались в основном в рамках МАГАТЭ. А во-вторых, особенность нормо-образования в области охраны окружающей среды в ядерной энергетике заключается в том, что принятие норм или предшествует практике, или происходит одновременно с ней. В качестве еще одной особенности следует назвать и то, что заключение международных соглашений, регулирующих специальные вопросы сотрудничества в процессе атомной деятельности, представляет собой ведущее направление в развитии международного права в области ядерной энергетики.

Среди различных видов договоров в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики можно выделить общие договоры (например, Устав ООН) и конвенции общего характера (к таким соглашениям следует отнести международные конвенции об ответственности за ядерный ущерб, Конвенцию о физической защите ядерных материалов 1980 г., Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенцию о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. и другие).

На решение одного из важнейших аспектов ядерной безопасности направлена Международная конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 г. В связи с увеличением количества опасных расщепляющихся материалов, ядерных установок и ядерного оборудования, возрастает и потенциальная опасность незаконного завладения ими и использования их в преступных целях, что создает постоянную угрозу для человечества и окружающей среды. Основное назначение Конвенции - способствовать обеспечению безопасности международных перевозок ядерных материалов, которые заключают в себе повышенную опасность, так как могут обладать не только свойствами обычных опасных грузов (взрывоопасность, самовозгорание и т.д.), но и специфическими (ионизирующее излучение, критичность, теплоизлучение и т.д.). Действие Конвенции распространяется также на использование, хранение и перевозку ядерных материалов внутри государств-участников Конвенции.

Конвенция об оперативном оповещении, о ядерной аварии, принятая в 1986 г, и вступившая в силу в рекордный срок - уже 27 октября 1986 г., охватывает вопросы неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если эти выбросы с точки зрения радиационной безопасности могут иметь значение для другого государства, о которых государства-участники на себя обязательство незамедлительно оповещать те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию выброса радиоактивных веществ в результате ядерной аварии. Одним из важных международно-правовых документов в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики является Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, вступившая в силу в 1987 г., главная задача которой состоит в обеспечении сотрудничества государств между собой в целях сведения к минимуму последствий ядерных аварий, а также в целях защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов.

Среди конвенций, играющих большую роль в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики, необходимо назвать также и Конвенцию о ядерной безопасности, принятую странами-членами МАГАТЭ в 1994 г., которая направлена на создание и поддержание на ядерных установках защиты от потенциальной радиационной опасности, с тем, чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок. Кроме того, целью Конвенции является и предотвращение аварий с радиологическими последствиями, а также смягчение этих последствий в том случае, если оно произойдут.

Нормы, регулирующие отношения в сфере охраны природы в области использования ядерной энергии содержатся в некоторых международных конвенциях по морскому праву. Согласно этим нормам, государства обязаны принимать меры для предупреждения загрязнения моря в результате захоронения радиоактивных отходов либо всякой другой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Кроме того, международными нормами регулируются условия безопасной эксплуатации и правовой режим судов с ядерными энергетическими установками.

Важными источниками атомного права являются заключенные государствами соглашения о создании специализированных организаций - МАГАТЭ, Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) и др., и уставы этих организаций. Кроме многосторонних соглашений государства заключают большое число двусторонних договоров по соответствующим вопросам. К таким договорам относятся, например, соглашения, регламентирующие условия захода судов с ядерными энергетическими установками в воды или порты договаривающихся государств.

Значительное число норм международного атомного права содержится в многосторонних и двусторонних международных соглашениях о научно-техническом сотрудничестве и оказании технической помощи в различных сферах использования ядерной энергии, в первую очередь в области ядерной энергетики. Эти соглашения характеризуются различным содержанием и целевым назначением: предметом регулирования одних является комплексное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии; другие посвящены какому-либо конкретному направлению - проведению совместных исследований, поставке ядерного сырья и топлива, переработке и захоронению РАО, строительству объектов ядерной энергетики и поставке оборудования для них и т.д. К числу договорных источников атомного права относятся и договоры государств с международными организациями. Большую группу таких договоров составляют двусторонние и трехсторонние соглашения о гарантиях и осуществлении контроля за ядерными материалами и объектами, заключенные между правительствами отдельных стран и МАГАТЭ в соответствии с уставом этой организации, Договором о нераспространении ядерного оружия, Договором Тлателолко и различными двусторонними соглашениями о сотрудничестве. В качестве примера здесь могут служить и договоры, заключенные с МАГАТЭ по вопросам предоставления государствам технической помощи со стороны агентства и т.д. Субъектами договорных отношений могут выступать и другие международные организации, специализирующиеся в области ядерной энергии. Документы договорного характера, касающиеся вопросов охраны жизни и здоровья людей, могут приниматься также и международными организациями, не имеющими непосредственного отношения к сфере ядерной энергии (например, Конвенция Международной организации труда о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г.).

Договорной практике в области международного атомного права известны соглашения международных организаций между собой. Примером могут служить соглашения о сотрудничестве между Европейским агентством по ядерной энергии и МАГАТЭ, соглашение МАГАТЭ с Международной организацией гражданской авиации об административном сотрудничестве и др.

Еще одним видом источников в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики является международное обычное право, которое исходит из принципа «непричинения серьезного ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции». Важность этого вида международных источников в сфере охраны окружающей среды в области использования ядерной энергии заключается в том, что его действие затрагивает абсолютно все государства, даже те, которые не являются сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров и не являются членами ООН, и на его основе создаются императивные нормы, превалирующие над противоречащими им нормами или соглашениями и не допускающие никакого отступления даже при наличии взаимного согласия государств.

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, также выступают в качестве источников права в области охраны окружающей среды в ядерной энергетике.

В качестве «вспомогательного» источника права следует назвать разнообразные декларации, проекты, рекомендации Международных организаций, а также методические указания, руководства и другие документы, облегчающие понимание, толкование и применение международно-правовых норм.

Существование значительного количества норм, в прямом смысле не являющихся международно-правовыми, но тесно с ними взаимодействующих, составляет характерную черту международно-правового регулирования. Многие из этих норм имеют непосредственное значение для охраны окружающей среды в ядерной энергетике. Это прежде всего нормы рекомендательного характера, выработанные в результате международно-правового согласования или подготовленные МАГАТЭ и другими международными организациями (минимальные стандартные правила).

Так, в настоящее время МАГАТЭ разработана серия сводов, положений и руководств по безопасности АЭС - Стандарты безопасности МАГАТЭ, а также Основные нормы безопасности при защите от излучения и другие правила безопасности. Эти документы носят рекомендательный характер. При транспортировке радиоактивных веществ, страны учитывают также рекомендации агентства, изложенные в Правилах безопасной перевозки радиоактивных материалов, рекомендациях Комитета экспертов по опасным грузам ООН и Всемирной организации здравоохранения. Обязательный характер имеют нормы по безопасности ядерных торговых судов, принятые Международной морской организацией в 1981 году и являющиеся дополнением к положениям гл. VIII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974г. Международный минимум радиационной защиты содержится и в Рекомендации Международной организации труда о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960г. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: международно-правовое регулирование охраны окружающей среды в ядерной энергетике осуществляется во многом благодаря деятельности международных атомных организаций, объединенных в систему. Несмотря на то, что среди них ведущая роль принадлежит МАГАТЭ - организации, носящей универсальный характер, тесное сотрудничество, между международными атомными организациям, действующим на различных уровнях, является постоянным.

Международное сотрудничество по обеспечению экологической безопасности в области использования ядерной энергии базируется на общепризнанных принципах международного права, от которых, в свою очередь, берут начало специальные принципы, распространяющиеся только на данную сферу деятельности государств. Последние направлены на обеспечение исключительно мирного использования ядерной энергии и недопущение ухудшения состояния окружающей среды. Можно говорить о том, что на сегодняшний день сложились основные принципы международного сотрудничества по обеспечению экологической безопасности в области использования ядерной энергии, однако, в связи с дальнейшим развитием ядерной энергетики и сотрудничества в этой сфере, несомненно, будет происходить становление и других новых принципов, действующих в данной области.

Круг источников по проблеме охраны окружающей среды в ядерной энергетике, весьма обширен, и это связано с тем, что использование ядерной энергии ставит перед государствами проблему защиты от ионизирующего излучения, требующей, в свою очередь, большого внимания к мерам радиационной безопасности. Развитие ядерной энергетики сопровождается ростом торговли и увеличением перевозок ядерных материалов и оборудования, ОЯТ, что сопряжено с опасностью радиоактивного заражения человека и окружающей среды. На сегодняшний день все эти и другие виды деятельности в области использования ядерной энергии регулируются различными соглашениями, конвенциями, рекомендациями. Процесс формирования системы источников международного права в области охраны окружающей среды в сфере ядерной энергетики продолжается.

 

Автор: Лизикова М.С.