16.11.2010 159315

Образцы написания ВВЕДЕНИЯ дипломной работы

 

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений письменной речи у детей дошкольников с ОНР

1.1. Понятие письменная речь. Психофизиологические механизмы письменной речи

1.2. История изучения дисграфии

1.3. Определение, этиология дисграфии

1.4. Симптоматика и классификация дисграфии

1.5. ОНР как одна из форм патологии речевой деятельности

1.6. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи

1.7. Понятие психологической готовности к школьному обучению

1.8. Понятие профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Глава 2. Содержание и организации констатирующего эксперимента

2.1. Научно-теоретическое обоснование исследования

2.2. Цель и задачи исследования

2.3. Методики выявления предпосылок возникновения дисграфии

2.4. Организация исследования

Глава 3. Сравнительный анализ предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР и нормально развивающихся сверстников

3.1. Особенности слуховой дифференциации звуков у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.2. Особенности фонематического анализа и синтеза у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.3. Особенности звукопроизношения у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.4. Особенности зрительного восприятия у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.5. Особенности зрительно-пространственных представлений у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.6. Особенности грамматического строя у детей без речевой патологии и детей с ОНР

3.7. Сравнительный анализ предпосылок возникновения дисграфии у дошкольников с ОНР и без речевой патологии.

Глава 4. Методические рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников

4.1. Принципы логопедической работы

4.2. Направления коррекционной работы

4.2.1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений

4.2.2. Развитие мелкой моторики

4.2.3. Развитие пространственных представлений, зрительного и слухового анализа и синтеза

4.2.3. Развитие лексико-грамматического строя речи

4.2.5. Работа над связной речью

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Одной из наиболее частых причин неуспеваемости детей является специфическое нарушение письма.

В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у Детей рассматривается с разных позиций (психолого-педагогических и нейропсихологических).

С позиции единства двух составляющих письменная речь изначально построена на знаковом восприятии буквы (чтения) и ее воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии).

Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи - процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов этих расстройств. Исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно. Обычно они взаимосвязаны (P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, и др.)

А.Н. Корнев установил у 10% обследованных детей массовой школы дислексию, у 21% - дисграфию. По данным С.Ф. Иванченко, одна треть детей из общего числа с нарушениями речи имеют нарушения чтения и письма. По данным других авторов (М.С. Грушевская, М.М. Безруких) в России дисграфия выявляется у 10-25% учеников.

С позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи, письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи.

В связи с этим состояние устной речи предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и к овладению письменной речью.

Концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи получила развитие в работах отечественных исследователей (Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой). Многие авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового и звуко-буквенного анализа (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л:Ф. Спирова). По данным М.Е. Хватцева, О.А. Токаревой, Р.И. Лалаевой, у детей помимо речевых нарушений отмечаются наличие оптико-пространственных трудностей.

Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия) называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. От того, насколько качественно будут сформированы навыки правописания у детей младшего школьного возраста, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык.

Кроме того, ряд исследователей указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии (А.Н. Корнев, Н.П. Карпенко, О.Б. Иншакова).

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с анализом предпосылок формирования письменной речи у детей с речевой патологией на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены.

С учетом этого нами сделан выбор темы исследования и определена проблема исследования: определение оптимальных путей профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.

Объект исследования - состояние разных сторон устной речи и процессов, обуславливающих формирование предпосылок дисграфии у детей с ОНР.

Предмет исследования - система средств и приемов, направленных на предупреждение дисграфии в процессе комплексной коррекции у детей дошкольного возраста с ОНР.                                                     

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.

2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.

3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определить типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.

4.Обработка полученных экспериментальных данных

5.Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности детей.

2. Изучение медико-педагогической документации.

3. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Гипотеза исследования. Учитывая, что процесс письма является сложной речевой деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, можно предположить, что у детей с нарушением устной речи имеются особенности формирования предпосылок письменной речи. В связи с этим целенаправленная профилактика нарушений письменной речи в системе логопедического воздействия будет способствовать своевременному и эффективному предупреждению дисграфии как у детей с ОНР, так и у детей без речевой патологии.

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширение представлений о комплексном характере предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи и детей без речевой патологии, отражающих их готовность к освоению письменной речи.

2. Анализ особенностей комплекса речевых и психических компонентов, составляющих необходимые предпосылки для успешного формирования письменной речи, могут служить диагностическим и прогностическим целям.

Практическая значимость исследования: уточнение направлений работы по проведению профилактики нарушений письменной речи с детьми с ОНР и с детьми без речевой патологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дошкольники с ОНР имеют определенные отклонения в развитии устной речи, психических компонентов, составляющих необходимые предпосылки для формирования правильной письменной речи.

2. Целесообразно осуществлять коррекционно-профилактическую работу по предупреждению дисграфии, построенную с учетом особенностей развития устной речи в логопедических группах для детей старшего дошкольного возраста.

3. Введение элементов профилактической работы в занятия с дошкольниками в массовых детских садах и в группах детей с ОНР сможет обеспечить качественное развитие у них необходимых компонентов, составляющих основу письменной речи, и поможет предупредить появление у них нарушений письма в период начального школьного обучения.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. К проблеме изучения психомоторных функций у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

1.1. Формирование двигательных функций ребенка в норме

1.2. Развитие речи в онтогенезе

1.3. Взаимосвязь двигательной и речевой функции

1.4. Клинико-психолого-педагогические особенности детей со стертой дизартрией

1.5. Нарушения моторных функций у детей со стертой дизартрией

1.5.1. Нарушения общей моторики у детей со стертой дизартрией

1.5.2. Нарушения ручной моторики у детей со стертой дизартрией

1.5.3 Нарушения артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

Глава II. Цель, задачи, методы, организация исследования. Методика констатирующего эксперимента

2.1. Цель, задачи, методы исследования

2.2. Организация исследования

2.3. Научно-теоретические основы констатирующего эксперимента

2.4. Методика проведения исследования

2.4.1. Методика исследования общей моторики

2.4.2. Методика исследования ручной моторики

2.4.3. Методика исследования артикуляционной моторики

Глава III. Особенности развития психомоторных функций у детей со стертой дизартрией (результаты констатирующего эксперимента)

3.1. Анализ анамнестических данных

3.2. Анализ результатов исследования моторики

3.2.1. Результаты исследования общей моторики

3.2.2. Результаты исследования ручной моторики

3.2.3. Результаты исследования артикуляционной моторики

Глава IV. Методические рекомендации по развитию моторики у детей с дизартрией

4.1. Теоретические предпосылки развития общей, ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

4.2. Методы и приемы развития моторики у детей с дизартрией

4.2.1. Игры и упражнения, направленные на развитие общей моторики

4.2.2. Игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики

4.2.3. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучения психомоторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, состоит в том, что именно эти исследования позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий [13] (Здесь и далее приведены отсылки, использованные в научно-исследовательской, работе студента, приводимой нами в качестве образца).

Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Такие выдающиеся физиологи, как В.М. Бехтерев, Ч. Белл, Н.В. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, И. Шеррингтон, внесли неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений [22].

Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым, И.П. Павловым [31, 27] и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.

В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении, как нормы, так и патологии.

Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными.

О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова [14], Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова [24] и др. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка.

Л.В. Фомина писала о том, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев - «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые-«не говорящие» дети [37].

В настоящее время среди детей дошкольного возраста одним из преобладающих речевых нарушений является дизартрия (Е.М. Мастюкова). Наиболее распространена минимальная степень проявления данного речевого расстройства - стертая дизартрия.

Системное изучение двигательной сферы детей со стертой дизартрией показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. Несовершенство ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или в плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы и т. д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики при выполнении детьми специальных проб. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в нечетком или в неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Для овладения правильным произношением ребенку необходимо иметь достаточно подготовленный для произношения звуков артикуляционный аппарат, уметь воспроизводить необходимые артикуляционные уклады, включающие сложный комплекс движений. Поскольку у детей со стертой дизартрией наблюдаются выраженные отклонения в формировании ручной и артикуляционной моторики, то это, безусловно, существенно затрудняет и обучение, и воспитание, препятствует успешному развитию ребенка в целом.

Несмотря на то что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев недостаточно высока.

Так, по данным Е.М. Мастюковой [23], большинство детей с дизартрией как в речевом, так и в психологическом плане не готовы к школьному обучению, поскольку у них отмечается выраженное отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы.

Наличие особенностей моторного развития у детей со стертой формой дизартрии, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей психомоторных функций.

В связи с этим изучение данной проблемы представляется важным как для профилактики, так и для коррекции различных отклонений в развитии моторики у детей с дизартрией.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что разработка рекомендаций по развитию общей, ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией определяет данное исследование как актуальное.

Объектом исследования являются особенности психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: уровень сформированности психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с детьми без речевой патологии.

Проблема исследования: определение оптимальных путей коррекции психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией с учетом клинико-психолого-педагогических особенностей этих детей.

Цель исследования: выявление особенностей и уровня сформированности психомоторных функций у детей с дизартрией а также определение наиболее эффективных путей логопедической коррекции по устранению данного нарушения.

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1. Проанализированы теоретические основы данной проблемы в литературе.

2. Изучены методики исследования общей, ручной и артикуляционной моторики и адаптированы для данной категории детей.

3. Выявлены особенности психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с детьми без речевой патологии.

4. Разработаны рекомендации по развитию и совершенствованию общей, ручной и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией с учетом выявленных особенностей.

Гипотеза исследования: учитывая механизм и структуру речевого дефекта при дизартрии, можно предположить, что психомоторика у дошкольников со стертой дизартрией имеет качественные особенности по сравнению с нормой, что необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Научная новизна и значимость работы определяются:

1. Изучением особенностей проявления структуры дефекта у детей с дизартрией.

2. Выявлением взаимосвязи между нарушениями речевых и неречевых процессов при дизартрии, определением структуры нарушений психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования состоит в уточнении, дополнении сведений об особенностях развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Результаты данного исследования позволят уточнить и дополнить направления коррекции, более дифференцированно подходить к проблемам преодоления данных нарушений.

Положения, выносимые на защиту:

1. У дошкольников со стертой дизартрией имеются определенные отклонения в формировании психомоторики.

2. Для устранения нарушений психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией необходимы специальные коррекционно-логопедические мероприятия, учитывающие естественные физиологические механизмы онтогенеза психомоторики, основанные на компенсации двигательных и психических функций.

3. Развитие моторных навыков у дошкольников со стертой дизартрией оказывает благоприятное воздействие на обучение детей в целом, стимулирует их речевое развитие, позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

 

ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы изучения словообразования у детей с нормальным речевым развитием и с дизартрией

1.1. Лингвистические основы изучения словообразования

1.2. Развитие словообразования в онтогенезе

1.3. Современное состояние проблемы стертой дизартрии

1.4. Нарушение словообразования у дошкольников со стертой дизартрие

Глава II. Цель, задачи, методы, организация исследования. Методика

констатирующего эксперимента Характеристика обследованных детей

2.1. Цель, задачи и методы исследования

2.2. Организация исследования и характеристика обследованных детей

2.3. Содержание методики констатирующего эксперимента

Глава III. Нарушение словообразования у детей с дизартрией (анализ

экспериментальных данных)

3.1. Особенности и уровень сформированности словообразования у детей со стертой дизартрией

3.2. Методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе по развитию словообразования у дошкольников со стертой дизартрией

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решение этих вопросов имеет для детей с речевой патологией. Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека.

Грамматический строй речи является важнейшим условием функции речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания - это кульминационный процесс формирования речи. Поэтому исследование словообразования у детей с нарушениями речи и определение путей коррекционно-логопедической работы является одной из актуальных проблем современной логопедии.

В настоящее время исследователи отмечают «стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин» [1. С. 95].

Стертая дизартрия является наиболее распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста [37], [6] и др.

Изучению детей с дизартрией посвящен ряд разносторонних исследований [47], [52], [14], [39], [29-34], [6], [33-34,48-49] и др.

Стертая дизартрия - сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование лексико-грамматического строя, вызывая вторичные отклонения его развития.

Особенности словообразования у детей со стертой дизартрией рассматриваются в ряде исследований таких авторов, как Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, которые указывают, что словообразования у этих детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. У детей данной категории, по данным исследователей, плохо развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Нарушение словообразования у детей с дизартрией ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова.

При достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений диагностика и система их коррекции остается значимой.

Тем не менее вопрос об особенностях словообразования у данной категории детей до настоящего времени остается одним из наименее изученных в логопедии.

Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее значимость для школьной адаптации, успешности обучения детей с дизартрией определяют данное исследование как актуальное.

Проблема исследования: определение эффективных путей формирования словообразования у дошкольников со стертой дизартрией с учетом психолого-педагогических особенностей этой категории детей.

Объектом исследования явился процесс словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: уровень сформированности словообразования у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией.

Целью данной работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования у дошкольников со стертой дизартрией, дополнение методических рекомендаций по коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие словообразовательных навыков у данной категории детей.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Изучение лингвистической, методической и специальной логопедической литературы по проблеме исследования.

2. Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента, выбор методов обработки результатов исследования.

3. Проведение констатирующего эксперимента (формирование экспериментальной и контрольной групп, исследование состояния словообразования у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией).

4. Сравнительный анализ особенностей словообразования у дошкольников со стертой дизартрией по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, статистическая обработка полученных данных с помощью t - критерия Стьюдента и - критерия).

5. Разработка методических рекомендаций для совершенствования коррекционно-логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников со стертой дизартрией (в соответствии с полученными результатами исследования).

Анализ литературных данных по проблеме позволил сформулировать гипотезу: учитывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при дизартрии, можно предположить, что у этих детей могут наблюдаться особенности словообразования, учет которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи этих детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии нарушений словообразования у дошкольников со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования позволят внести дополнения, уточнения в существующие методики коррекционно-логопедической работы по развитию словообразования у детей со стертой дизартрией, акцентировать внимание на необходимости формирования словообразования с учетом специфических особенностей, выявленных в процессе исследования, что позволит более эффективно проводить логопедическую работу по преодолению данного нарушения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У детей со стертой псевдобульбарной дизартрией имеются особенности формирования словообразования.

2. Для развития словообразования у детей со стертой дизартрией необходима специальная коррекционная работа.

3. Своевременная коррекция данных нарушений будет способствовать как развитию речи ребенка в целом, так и в подготовке его к школьному обучению.

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Состояние проблемы изучения сформированности предпосылок овладения письмом детьми с ЗПР

1.1. Письменная речь и предпосылки ее формирования: психофизиологическая характеристика письменной речи

1.2. Современные представления о дисграфии: этиология, симптоматика и классификация

1.3. Общая характеристика задержки психического развития и состояние предпосылок овладения письмом дошкольниками с ЗПР

Глава II. Организация экспериментального исследования

2.1. Научно-теоретическое обоснование исследования

2.2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы и содержание методики констатирующего эксперимента

2.3. Методика экспериментального исследования

Глава III. Состояние предпосылок овладения письмом детьми с ЗПР

Глава IV. Профилактика нарушения письменной речи у дошкольников с ЗПР

4.1. Научно-теоретическое обоснование коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи

4.2. Основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с ЗПР

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранняя и целенаправленная коррекционная работа по диагностике и коррекции отклонений речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечивающей готовность детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также важным условием в предупреждении вторичных отклонений в развитии ребенка.

Готовность детей к систематическому школьному обучению, в структуре которой разрабатывается проблема профилактики нарушений письма, рассматривается в качестве фактора всестороннего развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретенных в физическом, умственном, эстетическом развитии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, Л.Г. Парамонова, К.Д. Ушинский, Д.В. Эльконин и др.).

В настоящее время особое внимание уделяется формированию у детей базовых умений и навыков, на основе которых происходит усвоение зна- ний. К таким навыкам в полной мере относится навык письма. И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Нарушения письма среди детей довольно распространены. Так, в европейских странах отмечается до 10% детей с дисграфией. По данным Р. Беккер (Германия) (.1967), нарушения письма выявляются у 3% младших школьников массовой школы. Согласно данным исследований профессора М.Е. Хватцева (1959), проводимых в 50-е годы XX века, число учащихся с дисграфией в массовых школах составляло около 6%. В настоящее время общая ситуация изменилась далеко не в лучшую сторону, в связи с чем значительно возрос и процент всех видов речевой и интеллектуальной патологии у детей. Однако точных статистических данных о распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных и специальных школ на сегодняшний день не имеется. А.Н. Корнев (1997) указывает на то, что это расстройство встречается у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ.

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку - при изучении морфологии и синтаксиса.

По мнению ряда исследователей (Левина Р.Е., 1940, 1968; Корнев А.Н., 1997; Лалаева Р.И., 1997; Парамонова Л.Г., 2001; Садовникова И.Н. 1993 и др.), нарушения письма основываются на совокупности дисфункций:

– дефектов устной речи;

– недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности;

– мелкой моторики рук;

– телесной схемы, чувства ритма.

Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма. И особенно значимо данное утверждение для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития, по мнению В.И. Лубовского, «важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания» (Лубовский В.И., 1984. С. 85).

Трудности, проявляющиеся в обучении детей с ЗПР, привлекают внимание исследователей, прежде всего, к своеобразию познавательных процессов. В этом плане накоплено много научных данных: проведены психологические исследования внимания, памяти, мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Ряд авторов (В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, Т.В. Егорова) указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

В исследованиях Н.А. Цыпиной (1984), Г.Н. Рахмановой (1987) отмечено, что у детей данной категории выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Н.А. Цыпиной (1972, 1974,1984), И.Ф. Марковской (1993), Р.Д. Тригер (1984, 2000) и др. Исследователи указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Также наблюдаются нарушения грамматического строя речи. Дети делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей (Е.В. Мальцева, 1990; Р.Д. Триггер, 2000).

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием к овладению письменной речью, это обусловливает особый дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с данной категорией детей. Но в то же время нарушения письма можно предупредить, если своевременно, т е. еще до начала периода школьного обучения в возрасте 5-6 лет выявить предрасположенность к этому нарушению и провести с такими детьми комплекс профилактических мер, позволяющих избежать трудности обучения в школе. Поэтому возникла необходимость проанализировать новые научные взгляды на данную проблему и, исходя из этого, подобрать расширенную методику исследования предрасположенности к дисграфии, а также определить основные пути профилактики дисграфии для дошкольников с задержкой психического развития.

Проблемой исследования является определение и обоснование путей проведения профилактической работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: особенности готовности дошкольников с ЗПР к овладению грамотой.

Предмет исследования: речевые и неречевые психические функции, являющиеся ведущими в формировании навыка письма, у детей с ЗПР в сравнении с нормой.

Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является разработка комплексной системы коррекционно-логопедического воздействия, направленного на профилактику нарушений письма у дошкольников с задержкой психического развития.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента.

2. Составление методики диагностики речевых и неречевых психических функций дошкольников 6-7 лет с целью выявления у них предрасположенности к дисграфии.

3. Исследование и сравнительный анализ уровня готовности дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием к овладению письмом (анализ результатов констатирующего эксперимента).

4. Разработка комплексной методики коррекционно-логопедической работы по профилактике нарушения письма у детей с ЗПР.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие предпосылок письменной речи, определяющих готовность к овладению письменной речью у детей с ЗПР, детерминируется не только степенью устного речевого недоразвития, но и состоянием психических процессов. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи и психических процессов в дошкольном возрасте, может способствовать своевременному предупреждению нарушений письма у детей с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что его результаты позволят осуществить классификацию индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по степени риска возникновения дисграфии.

Практическая значимость дипломного исследования определяется:

– целенаправленным исследованием состояния речевых и неречевых психических функций у дошкольников, необходимых для успешного овладения письмом;

–  экспериментальным сравнением степени готовности к овладению грамотой детей массового детского сада и дошкольников с задержкой психического развития;

– определением на основе результатов исследования задач, последовательности, специфики организации и содержания логопедической работы по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность к школьному обучению дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми может быть осложнена особенностями речевого дефекта при ЗПР.

2. Структура речевого дефекта при ЗПР включает несформированность как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи.

3. Своевременное целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на детей с ЗПР способствует адаптации дошкольников с ЗПР в школе.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы исследования готовности детей с речевой патологией к овладению процессом письма

1.1. Характеристика письменной речи. Психофизиологическая структура процесса письма

1.2. Этапы овладения навыком письма

1.3. Современные научные представления о дисграфии

1.3.1. Определение, этиология, симптоматика дисграфии

1.3.2. Классификация дисграфии

1.4. Современные научные представления о стертой дизартрии

1.5. «Школьная зрелость» и готовность к усвоению грамоты

1.6. Профилактика дисграфии

Глава II. Цель, задачи, организация и методика исследования

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Организация и методика исследования

Глава III. Состояние готовности дошкольников со стертой дизартрией

к овладению письмом

3.1.Состояние анамнестических данных

3.2.Сравнительные данные исследования состояния речевых и неречевых психических функций дошкольников

3.2.1.Успешность выполнения заданий на исследование ручной моторики

3.2.2. Успешность выполнения заданий на исследование орального праксиса

3.2.3. Характеристика данных исследования зрительно-пространственных функций

3.2.4. Анализ результатов исследования сукцессивных и симультанных функций

3.2.5. Характеристика данных исследования фонетико-фонематической стороны речи

3.2.6. Особенности языкового анализа и синтеза у дошкольников со стертой дизартрией

3.2.7. Сравнение данных исследования лексической стороны речи

3.2.8. Анализ результатов исследования грамматического строя речи

Глава IV. Общие направления работы по профилактике дисграфии у

дошкольников со стертой дизартрией

4.1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата

4.2. Формирование зрительно-пространственных функций

4.3. Формирование сукцессивных и симультанных процессов

4.4. Устранение нарушений звукопроизношения в устной речи

4.5. Развитие слуховой дифференциации звуков

4.6. Развитие навыков анализа речевого потока

4.7. Развитие лексики и грамматического строя речи

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Нарушения письменной речи являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Известно, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлены к овладению письма. У них нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство детей неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу. Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа [5, 7]. А все это очень важно при овладении письмом. При отсутствии или недостаточном развитии вышеперечисленных умений, ребенок столкнется с затруднениями в формировании навыка письма.

При овладении письмом с большими трудностями сталкиваются дети с нарушениями речи. В частности, имеется большой риск возникновения дисграфии при таком речевом расстройстве, как стертая дизартрия, при котором расстройство звукопроизношения может способствовать вторичному нарушению фонематического слуха, что и приводит к специфическим ошибкам [36, 49, 54].

Чтобы избежать трудностей при обучении письму, важно еще в докольном возрасте проверять уровень развития умений и операций, необходимых для овладения процессом письма.

 Если при проверке будет обнаружено отставание в развитии каких-либо умений, нужно сразу начать развивать их. Развивать графические умения, элементарный звукобуквенный анализ, зрительно-пространственные представления важно и у детей с нормальным речевым развитием, и особенно у детей с нарушениями речи.

Проблема профилактики нарушений письменной речи стоит особенно остро у детей с речевой патологией, в том числе и у детей со стертой дизартрией.

Значимость профилактики дисграфии обусловлена тем, что у дошкольников с речевой патологией выявляются определенные особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом [11, 20, 24, 32, 60] и др. Вместе с тем имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается проблема профилактики дисграфии в дошкольных логопедических группах в обшей системе коррекционно-воспитательной работы [20, 24, 53, 60).

Значительным препятствием для эффективного решения этой задачи является несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, с разными уровнями речевого развития, имеющие различный патогенез речевого расстройства: алалию, дизартрию, ринолалию. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют ее практическую реализацию.

Нарушения речи у детей со стертой дизартрией многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа, существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему.

Важность этой проблемы связана с необходимостью оказания своевременной помощи детям, которые в дальнейшем испытывают трудности в процессе школьного обучения. Ранняя и целенаправленная коррекция отклонений речевого и психического развития является одним из важнейших условий высокой эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к дальнейшему обучению в школе и школьной адаптации в целом. Она способствует предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. У дошкольников со стертой дизартрией отмечается недостаточный уровень развития речевых и неречевых функций: памяти и внимания, оптико-пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности, звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, общей и речевой моторики.

 Несмотря на возросший в последние годы интерес исследователей к проблеме профилактики дисграфии, на сегодняшний день не изучена речевая готовность к школьному обучению, динамика развития речи детей со стертой дизартрией в процессе специального обучения, не выявлено, какие симптомы, которые компенсируются в дошкольном возрасте, а также те, которые нуждаются в дальнейшей коррекции, не проведен научно обоснованный анализ трудностей, которые испытывают эти дети при обучении грамоте и при овладении учебным материалом.

Все вышесказанное в целом, свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии у дошкольников со стертой дизартрией относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Проблема исследования - определение и обоснование оптимальных путей проведения коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Объект исследования - дети подготовительной к школе группы со стертой дизартрией.

Предмет исследования - состояние речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих овладение дошкольниками со стертой дизартрией письмом.

Цель исследования: выявление состояния речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих овладение письмом дошкольниками со стертой дизартрией, что дает возможность определить направления коррекционно-логопедической работы.

Задачи исследования:

1. Анализ литературных данных, касающихся проблемы готовности старших дошкольников со стертой дизартрией к овладению грамотой.

2. Теоретическое обоснование и определение методики констатирующего эксперимента.

3. Определение степени готовности к школьному обучению данной категории детей.

4. Выявление характера трудностей и степени несформированности неречевых функций, обеспечивающих овладение навыком письма.

5. Выявление состояние речевых функций, несформированность которых создает патологическую основу расстройства письма.

6. Разработка и обоснование направлений, содержания и методов коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования. Учитывая то, что в структуре стертой дизартрии проявляются как речевые, так и неречевые симптомы, логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письмом.

Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):

– теоретический (анализ литературных источников);

– эмпирические (эксперимент, наблюдение, биографические данные);

– интерпретационные (анализ результатов исследования).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– проблема профилактики дисграфии у дошкольников со стертой дизартрией разработана с учетом современного понимания психологического содержания процесса письма;

– разработаны методы и приемы диагностики состояния отклонений речевых и неречевых психических функций и процессов у дошкольников со стертой дизартрией;

– выявлены особенности состояния психических функций и процессов, лежащих в основе письма, у старших дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с возрастной нормой;

– разработаны ведущие направления и содержание дифференцированной логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

– систематизированы средства профилактической логопедической работы с указанной категорией детей.

Практическая значимость исследования. Данное исследование еще раз показало наличие влияния стертой дизартрии на развитие дисграфии у детей; подтвердило необходимость раннего выявления этого дефекта у детей; необходимость проведения коррекционной работы и профилактики работы с дошкольниками. В связи с этим полученные экспериментальные данные могут быть использованы в процессе диагностики риска дисграфии и коррекции выявленных нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.

Положения, выносимые на защиту:

1. У старших дошкольников со стертой дизартрией имеются существенные различия в состоянии речевых и неречевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой.

2. Недостаточная психологическая и речевая готовность детей со стертой дизартрией к овладению письмом обусловлена несформированностью многих функций и процессов: языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, психомоторики.

3. Дошкольники со стертой дизартрией относятся к группе риска возникновения дисграфии в школьном возрасте.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Дислексия как специфическое нарушение процесса чтения у школьников

1.1. Психологическая структура процесса чтения

1.2. Краткий исторический обзор развития учений о дислексии

1.3. Современные научные представления о дислексии

1.3.1. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей

1.3.2. Этиология и механизмы дислексии

1.3.3. Симптоматика дислексии

1.3.4. Классификация дислексии

1.4. Характеристика общего недоразвития речи

1.5. Риск возникновения дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Глава II. Выявление предрасположенности дошкольников к дислексии

2.1. Научно-теоретическое обоснование исследования

2.2. Цели, задачи и организация экспериментального исследования

2.3. Методики выявления предрасположенности дошкольников к дислексии

2.4. Характеристика групп детей

Глава III. Состояние предпосылок овладения навыком чтения у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием (анализ экспериментальных данных)

Глава IV. Методические рекомендации по профилактике риска возникновения дислексии у дошкольников с ОНР

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что чтение как деятельность играет важную роль в школьной адаптации детей, стимулирует их психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование и развитие личности.

Анализ литературы по проблеме позволяет отметить, что авторы в основном связывают дислексии с нарушениями устной речи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева и др.).

Исследования последних лет указывают на то, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т. е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (А.Н. Корнев,

Р.И. Лалаева, Н.С. Старжинская, Т.Б. Филичева, О.Б. Иншакова, А.В. Семенович, А.В. Огаркина, и др.). Авторами особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует сочетание нарушений психических функций, так как в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.

По данным Н.В. Новоторцевой, 32% учащихся первых классов массовой школы испытывают серьезные трудности в овладении грамотой уже на начальных этапах обучения. По данным ряда авторов (А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.), от 6 до 10% учащихся начальных классов массовой школы страдают нарушениями чтения. Высокая распространенность нарушений чтения среди младших школьников, недостаточная эффективность логопедической работы, направленной на выявление, предупреждение и коррекцию указанных расстройств, зачастую затрудняют учебный процесс в целом и препятствуют полноценному усвоению детьми школьных знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления предрасположенности к дислексии у детей до начала школьного обучения (А.П. Воронова, Л.Ф. Ефименкова, О.Б. Иншакова, Г.А.Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Ф Е Левина, Г.Г. Мисаренко, Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина, Л.Г. Милостивенко, А.В. Огаркина, Т.Б. Филичева и др.).

Вместе с тем имеется лишь небольшое число исследований в которых рассматривается проблема профилактики дислексии в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-педагогической работы (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Огаркина и др.)

Некоторыми авторами были разработаны и предложены методики раннего выявления' предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста, но они отличаются друг от друга разными представлениями и разными подходами к данной проблеме, что приводит к трудностям выбора методики.

Значимость профилактики дислексии и недостаточная разработанность исследования данной проблемы определяет ее актуальность.

Проблема исследования: определение и обоснование методов профилактики дислексии у дошкольников с ОНР.

Объект исследования - особенности формирования речевых, и речевых психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения у детей «группы риска» возникновения дислексии.

Предмет исследования - психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии и профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования - разработка комплексных методик выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методику исследования речевых и неречевых функций для выявления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) предрасположенности к дислексии.

3. Провести исследование, направленное на выявление риска возникновения дислексии у дошкольников.

4. Выявить особенности сформированности у дошкольников с ОНР предпосылок к овладению навыками чтения.

5. Разработать методические рекомендации по профилактике дислексии у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования - комплексное изучение устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций у дошкольников позволяет выявить группу риска возникновения дислексии и определить психолого-педагогические технологии профилактики дислексии.

Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие методы: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); психодиагностические (тесты, диагностические задания, анкеты); биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации); интерпретационные.

Теоретическая значимость:

– поставлена и исследована проблема комплексного подхода к выявлению у дошкольников предрасположенности к дислексии с учетом современного понимания особенностей формирования процесса чтения;

– выявлены особенности состояния речевых и неречевых психических функций и процесса чтения у старших дошкольников с ОНР;

– разработаны ведущие направления и содержание комплексной логопедической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость работы заключается в подборе методик логопедического воздействия по предупреждению и устранению возникновения риска дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для выявления факторов риска возникновения дислексии у детей дошкольного возраста необходимо проведение комплексного обследования устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.

2.  Комплекс нарушений устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, обеспечивающих формирование навыков чтения, коррелирует с возникновением дислексии.

3. Специально разработанная методика, направленная на изучение уровня развития вербальных и невербальных психических функций у дошкольников, позволяет выявить группу риска в появлении дислексии и предупредить возникновение дислексии.

 

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы расстройств письма у младших школьников

1.1. Исторический аспект изучения проблемы дисграфии в логопедии

1.2. Психофизиологическая структура процесса письма

1.3. Современные представления об этиологии, симптоматике и механизмах нарушения письма

1.4. Классификация дисграфии

Глава II. Организация исследования и методика констатирующего эксперимента

2.1. Цель, задачи и методы исследования

2.2. Общая характеристика детей

2.3. Теоретическое обоснование констатирующего эксперимента

2.4. Методика констатирующего эксперимента

Глава III. Особенности состояния функций языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Глава IV. Рекомендации к логопедической работе по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В отечественной логопедии частичные специфические нарушения письма у детей называются дисграфией.

Известно, что при нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций: слуховой дифференциации звуков, правильного произношения, языкового анализа и синтеза, лексико грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, сукцессивных и симультанных процессов. Многочисленные исследователи (Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев и др.), занимавшиеся и занимающиеся изучением речевых расстройств, считают, что у детей с дисграфией, наряду с нарушениями психических функций, в той или иной степени, оказываются сформированными различные психологические механизмы процесса письма, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне - на уровне письменной речи.

Учение о нарушениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции дисграфии являются актуальными и сложными.

Таким образом, изучение механизмов нарушений письма и коррекции дисграфии у младших школьников являются актуальными для развития логопедической практики.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста с дисграфией.

Предмет исследования - состояние неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих процесс письма у младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Проблема исследования - определение оптимальных путей коррекции данного вида дисграфии с учетом психолого-педагогических особенностей детей с дисграфией.

В процессе работы была поставлена цель: выявить особенности состояния речевых и ряда психических функций, обеспечивающих процесс письма у детей, имеющих дисграфию, связанную с нарушением языкового анализа и синтеза, а также определение наиболее эффективных путей логопедической работы при устранении данного вида дисграфии.

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1. Анализ литературных данных по проблеме нарушений письма у младших школьников и методов их коррекции.

2. Подбор и использование методики исследования.

3. Анализ полученных результатов проведенного исследования.

4. Определение и обоснование содержания рекомендаций к логопедической работе по устранению дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза.

Гипотеза исследования. Комплексное исследование состояния речевых и неречевых психических функций у младших школьников позволяет определить эффективные психолого-педагогические технологии коррекции нарушений письменной речи.

Новизна и значимость работы определяются:

1.  Изучением особенностей проявления речевого дефекта и его структуры у детей младшего школьного возраста с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

2.  Выявлением характера значимых корреляций между речевыми и неречевыми процессами, лежащими в основе нарушений письма у младших школьников, с целью определения направления логопедической работы.

Практическая значимость дипломной работы может определяться углублением представлений об особенностях проявления нарушений письменной речи у младших школьников с дисграфией, уточнением представлений об уровне развития языкового анализа и синтеза у детей вторых классов общеобразовательной школы с дисграфией, расширением знаний о структуре, проявлениях нарушения языкового анализа и синтеза у детей, имеющих расстройства письма, обобщением и дополнением содержания дифференциальной логопедической работы по коррекции и развитию функций языковой системы.

Положения, выносимые на защиту:

1. У большинства младших школьников с дисграфией в структуре дефекта наблюдается неполноценность операций языкового анализа и синтеза разной степени выраженности.

2. Уточнение представлений о состоянии функций языкового анализа и синтеза у школьников с дисграфией будет способствовать разработке рекомендаций к профилактической работе по предупреждению данного языкового нарушения.

 

Вы также можете посмотреть проекты других дипломных работ в разделе "Авторские статьи по логопедии и дефектологии"