26.12.2011 19779

Обзор практики проведения референдума субъекта Российской Федерации

 

В.В. Комарова подразделяет референдумы субъектов Российской Федерации по следующим основаниям: по предмету, по обязательности решения референдума, по субъектам инициирования и назначения; по императивности проведения.

Взяв за основу предмет референдума, можно выделить референдумы, проводимые для принятия, изменения Конституций, Уставов субъектов Российской Федерации; по изменению организационно-правового статуса субъектов Российской Федерации; по вопросам формирования органов государственной власти, в том числе недоверия руководителям органов государственной власти (до возможности проведения таковых); по вопросам административного деления, по экологическим и иным вопросам общественной жизни.

Следуя классификации, предложенной В.В. Комаровой, приведем примеры референдумов, проводимых для принятия, изменения Конституций, Уставов субъектов Российской Федерации.

Так, в 26 марта 2000 года проводился референдум Удмуртской Республики по вопросу:

«Принимаете ли Вы поправку в часть 1 статьи 10 Конституции Удмуртской Республики, изложив ее в следующей редакции:

«1. Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской Республики, Президент Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный Суд Удмуртской Республики, мировые судьи Удмуртской Республики.

В Удмуртской Республике могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством».

В соответствии со статьей 36 Закона Удмуртской Республики «О референдуме Удмуртской Республики» Избирательная комиссия Удмуртской Республики своим Постановлением от 27 марта 2000 г. № 128.3 «О результатах референдума Удмуртской Республики по вопросу внесения поправок в Конституцию Удмуртской Республики» утвердила протокол о результатах референдума.

«За» принятие поправки в Конституцию Удмуртской Республики высказалось 68,80 процента от общего числа принявших участие в голосовании.

Путем референдума 6 мая 2001 года была принята новая Конституция республики Тыва. Свыше 85% участников референдума высказались в поддержку новой Конституции. После официального подведения результатов референдума новая Конституция подписана президентом и вступила в силу.

Инициатором референдума по проекту нового Устава Свердловской области выступило областное отделение «Союза Правых Сил», где был разработан проект основного областного закона.

В 1997 году Совет Госсобрания Республики Мордовия в связи с тем, что в поступившей инициативе о проведении референдума Республики Мордовия по вопросу: «Поддерживаете ли вы исключение из Конституции Республики Мордовия пункта 15 статьи 70; пунктов 6, 10, 11, 12 раздела второго, так как они препятствуют проведению в Республике Мордовия всеобщих прямых выборов при тайном голосовании Главы Республики Мордовия, Государственного собрания Республики Мордовия и органов местного самоуправления», содержатся вопросы, по которым проведение референдума Республики Мордовия не допускается, отказал в регистрации данной инициативы ввиду ее несоответствия требованиям части третьей статьи 1 Конституционного закона Республики Мордовия «О референдуме Республики Мордовия».

23 мая 2003 г. в Избирательной комиссии Удмуртской Республики были зарегистрированы документы, необходимые для реализации инициативы проведения Всенародного референдума Удмуртской Республики. На референдум инициативной группой предполагается вынести один вопрос, предусматривающий исключение должности Президента Удмуртской Республики из системы органов государственной власти Удмуртской Республики.

Для того чтобы решение референдума имело обязательный характер, вопрос референдума сформулирован в форме поправки к статье 10 Конституции Удмуртской Республики, определяющей систему органов государственной власти Удмуртской Республики: «Согласны ли Вы с тем, чтобы из системы органов государственной власти Удмуртской Республики исключить должность Президента Удмуртской Республики, изложив часть 1 статьи 10 Конституции Удмуртской Республики в следующей редакции:

Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный Суд Удмуртской Республики, мировые судьи Удмуртской Республики. Высшим должностным лицом Удмуртской Республики является Председатель Правительства Удмуртской Республики, избираемый гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Удмуртской Республики в соответствии с федеральными законами и законами Удмуртской Республики. В Удмуртской Республике могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством».

23 марта 2003 года был проведен референдум Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики».

Референдум проводился в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Положения о проведении референдума по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 года№ 1401.

Постановлением Избирательной комиссии Чеченской Республики от 27 марта 2003 г. № 43/26-3 «Об определении результатов референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» 23 марта 2003 года референдум был признан состоявшимся, а проекты Конституции Чеченской Республики и законов принятыми.

Что касается примеров референдумов по изменению организационно-правового статуса субъектов Российской Федерации, то это, прежде всего, референдумы, базирующиеся на идее укрупнения российских регионов, которые с разной степенью эмоций, аргументов и политических оттенков велись не один год и многими воспринимались как прощупывание почвы и не более, переводятся в практическую плоскость.

Губернатор Россель, предложил поделить Россию на 30-40 губерний, в границах которых должны разместиться 250 уездов.

Также поднимался вопрос об объединении Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. О референдуме в Иркутской области по вопросу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа велись дебаты еще в 2000 годах.

С принятием в России Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» все большую популярность стали приобретать идеи об укрупнении субъектов Российской Федерации.

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга выступили с предложением совместить выборы губернатора с выборами в Государственную Думу РФ и перспективах объединения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. Председатель законодательного собрания Алтайского края предложил провести референдум по вопросу объединения края с Республикой Алтай.

Руководители Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа, высказали готовность, начать эксперимент по слиянию регионов.

17 февраля 2003 г. года губернатор Пермской области Юрий Трутнев и глава Коми-Пермяцкого АО Геннадий Савельев подписали договор и меморандум о создании нового субъекта РФ путем объединения двух регионов. Однако 6 мая 2003 г. депутаты Законодательного собрания Коми-Пермяцкого АО на заседании единогласно отклонили законопроект о проведении референдума об объединении региона с Республикой Коми. Отклоненный законопроект предлагал вынести на рассмотрение жителей округа четыре вопроса: «Согласны ли Вы, образовать новый субъект РФ путем объединения Коми-Пермяцкого АО и Республики Коми», «Согласны ли Вы, чтобы Коми-Пермяцкий АО, который входит в состав Пермской области, оставался субъектом РФ», «Согласны ли Вы изменить статус Коми-Пермяцкого АО на статус Коми-Пермяцкой области», «Согласны ли Вы при образовании нового субъекта РФ ликвидировать Коми-Пермяцкий АО и войти в него муниципальными образованиями города и шести районов».

Тем не менее, в отношении объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа вопрос решился положительно, в строгом соответствии с требованиями Федерального конституционного закона.

В день проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 7 декабря 2003 г., на территории этих двух субъектов проводился референдум по их объединению. Вопрос был сформулирован так: «Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкий округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?». Референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край состоялся: в Пермской области за объединение проголосовали 84% избирателей. В Коми-Пермяцком АО за объединение высказались 89,77% пришедших на избирательные участки. Таким образом, прецедент создан: впервые принято решение о воссоединении территорий, которые, вопреки общей истории и культуре, оказались разъединенными во времена ускоренного «заглатывания суверенитетов». 19 февраля 2004 г. Президент РФ, согласно ФКЗ, инициировал проект Федерального конституционного закона по результатам референдума: «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». В марте 2004 г. он был принят, и новый субъект Российской Федерации Пермский край считается образованным с 1 декабря 2005 года. Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как административно-территориальная единица края с единой территорией и особым статусом, определяемым Уставом Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Пермского края являются правопреемниками органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Со дня образования Пермского края и до завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края первого созыва, но не позднее 31 января 2007 года, действует переходный период образования Пермского края.

1 декабря 2005 года губернатором Пермского края стал Олег Чиркунов.

На Камчатке подведены официальные итоги референдума по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа. Выразить свое отношение по этому вопросу к урнам пришли 56,44% избирателей Камчатской области. «За» проголосовали 84,99%, «против» - 14,22%.

В Корякском округе за объединение двух регионов в автономии проголосовало 89,04% пришедших на избирательные участки. Против воссоединения высказались 10,05%. Всего в голосовании приняло участие 76,43% избирателей округа.

Инициаторы объединения Корякского автономного округа и Камчатской области считают, что слияние двух субъектов повлечет ускорение темпов экономического роста и социального развития.

Референдум об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии состоялся 17 апреля 2005 года.

Голосование признано состоявшимся во всех трех субъектах, и везде люди высказались за объединение к 2007 году. Результаты народного волеизъявления и активность избирателей, местные наблюдатели назвали «небывалыми». В Красноярском крае явка составила около 62,69% (притом что на прошлых президентских выборах к урнам пришли чуть более половины избирателей), за объединение высказались 92,4% участников голосования, не согласны объединяться 6,6% красноярцев. В Таймырском (Долгано-Ненецком) округе на референдум пришли 62,9% таймырчан, 69,95% высказались за объединение, против - 29,1%. В Эвенкии, население которой около 18 тысяч человек, получили бюллетени и проголосовали 79,92%. «За» объединение проголосовали 79,87, «против» - 19,19.

Поправки в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ», вступившие в силу 3 ноября 2005 года, поставили в сложное положение избирательную комиссию Иркутской области.

К моменту подписания закона президентом и вступления в силу поправок процесс подготовки референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был в самом разгаре: региональные парламенты приняли обращение глав Иркутской области и УОБАО к президенту РФ, а регистрация инициативных групп намечалась на 9 ноября в Приангарье, и на 10 ноября - в округе.

Однако в соответствии с принятыми изменениями процесс пришлось приостановить. По новой версии закона, инициаторами проведения референдумов по образованию нового субъекта теперь являются губернаторы регионов, а вовсе не инициативные группы. Больше того, вопрос о создании нового субъекта РФ подлежит вынесению на референдум только после того, как объединительную инициативу регионов одобрит президент РФ. Ни в Иркутской области, ни в УОБАО ничего не известно о том, подписал ли уже президент обращение Александра Тишанина и Валерия Малеева об объединении. Референдум назначен на 16 апреля 2006 года.

На наш взгляд, власти области и округа должны действовать по тому сценарию, который был принят ранее, так как, что отказ от ранее принятой программы можно оспорить «с правовой точки зрения», поскольку закон не имеет обратной силы.

В настоящий момент в Республике Адыгея идет подготовка к референдуму по вопросу об объединении Республики Адыгеи и Краснодарского края. Данный референдум вызывает большой интерес со стороны общественности, поскольку дальнейшую судьбу Адыгеи будет решать русскоязычное большинство, а не титульная нация (адыгов в республике 23%). Главный вопрос референдума: останется Адыгея независимым субъектом Федерации или войдет в состав Краснодарского края, откуда она выделилась 14 лет назад.

Таким образом, с принятием в России Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» появился новый вид обязательного референдума - регионального, по изменению организационно-правового статуса субъектов России.

Что касается референдумов по вопросам формирования органов государственной власти, в том числе недоверия руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то подобные инициативы были проявлены гражданами в Республике Карелия, Хакасия, Алтайском и Красноярском краях, Самарской, Псковской, Нижегородской, Свердловской, Новосибирской областях, городе Санкт-Петербурге.

Инициатива проведения референдума о досрочных выборах губернатора Красноярского края была предпринята в крае в январе 1997 г. А Избирательная комиссия Красноярского края, проверив 26,5 тысяч подписей граждан, собранных для референдума о досрочных выборах губернатора Красноярского края, признала значительную их часть недействительными. Таким образом, инициатива проведения данного референдума не получила дальнейшего развития.

В январе 2004 г. Облизбирком Омской области отказал в регистрации инициативной группы по проведению референдума с вопросом «Доверяете ли Вы губернатору Омской области Леониду Полежаеву?».

8 декабре 1995 года был проведен референдум о продлении срока полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Мордовия.

О количестве депутатов Московской областной Думы, работающих на постоянной основе, в декабре 1997 года был проведен областной референдум.

9 октября 1997 года Московская областная Дума отклонила инициативу 34 муниципальных образований области о проведении референдума в день выборов депутатов Московской областной Думы. Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда этот отказ был признан недействительным. Верховный Суд Российской Федерации это решение оставил в силе. 14 декабря 1997 года референдум состоялся. Жителям области было предложено ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, чтобы количество депутатов Московской областной Думы, работающих на постоянной оплачиваемой основе за счет средств бюджета, не превышало половины от общего числа избранных депутатов?».

Следует согласиться с мнением В.В. Комаровой, что вопрос был сформулирован таким образом, что полностью соответствует федеральному и региональному законодательству и не подпадает под ограничения, установленные пунктом 3 статьи 13 Федерального закона о гарантиях, поскольку он не касается формирования состава представительного органа государственной власти области и персонального состава этого органа, а относится только к порядку организации работы Московской областной Думы. На основании статьи 28 Закона Московской области «О референдуме Московской области», согласно которой решение по вынесенному на референдум Московской области вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме, при условии, что это составляет не менее 25% от общего числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме и внесенных в списки, Избирательная комиссия Московской области признала принятым решение по вынесенному на референдум вопросу, так как в голосовании приняло участие 36,68% участников референдума (т.е. более 25%), при этом 69,17% из них (т.е. более половины) на поставленный вопрос ответило утвердительно.

Республиканский референдум в Чечне 28 июля 1992 г. дал следующие результаты: 10,6% - «за» чеченское президентство, а 87,9% - «против» введения поста всенародно избираемого президента Чечни. Республиканский референдум 12 декабря 1993 г. (голосование объединено с выборами в Государственную думу Федерального собрания РФ первого созыва и общероссийским референдумом по Основному закону РФ): 30,8% - «за», 68,1% -»против» чеченского президентства.

Государственный Совет Республики Дагестан на основании статьи 91 Конституции Республики назначил на 7 марта 1999 года референдум Республики Дагестан для решения следующего вопроса: «Считаете ли Вы необходимым введение в Республике Дагестан поста Президента Республики Дагестан (главы государства), избираемого гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Результаты данного референдума: 21,6 % - за, 74. 8 % - против.

26 марта 2000 на референдуме Республики Карелия было принято новое название должности главы исполнительной власти в Карелии - глава Республики Карелия.

15 марта 2005 года постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума Республики Саха (Якутия) по вопросу: «Вы за то, чтобы высшее должностное лицо Республики Саха (Якутия) -Президент Республики Саха (Якутия) избиралось гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Саха (Якутия) и обладающими в соответствии с Федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Республике Удмуртия была зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума Республики Удмуртия по аналогичному вопросу.

Подобные референдумы пройдут еще в более 50 регионах России.

12 мая 2005 г. Ивановский областной суд отменил решение облизбиркома об отказе Союзу Правых Сил в проведении референдума о выборности губернатора Ивановской области. Таким образом, суд впервые поддержал позицию СПС в борьбе за отмену назначения губернаторов. Однако, 8 июля 2005 года вопрос, выносимый на референдум Ивановской области, окончательно признан незаконным Законодательным Собранием Ивановской области.

В Республике Бурятия было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Бурятия по вопросу: «Вы за то, чтобы высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - Президент Республики Бурятия избиралось гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Бурятия и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», поскольку ходатайство о регистрации инициативной группы было подано не от лица руководящего органа общественного объединения СПС, которое выдвинуло инициативу проведения республиканского референдума.

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия отказала в регистрации инициативной группе, ходатайствующей о проведении в Мордовии референдума по вопросу о возможности сохранения выборов главы республики. Ранее Госсобрание Республики Мордовия признало, что предложение данной группы является противоречащим положениям федерального законодательства.

14 марта 2005 года в Хабаровском крае была зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума о всенародном избрании губернатора Хабаровского края.

 30 марта 2005 года депутаты Думы Новгородской области отказали в проведении референдума, посвященному выборности губернатора Новгородской области, хотя инициативная группа по проведению данного референдума была зарегистрирована избирательной комиссией Новгородской области.

19 мая 2005 года Законодательным Собранием Пермской области также было отказано в проведении референдума по вопросу о выборности губернатора Пермской области.

На наш взгляд, проведение референдумов в субъектах Российской Федерации о восстановлении выборности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации имеет смысл, и подобная инициатива должна быть поддержана законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Настораживает тот факт, что во многих субъектах Российской Федерации, в которых подобные референдумы были инициированы, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации признавали вопрос, выносимый на референдум, соответствующим Конституции и законодательству, а на заседания законодательных органов субъектов Российской Федерации этот же вопрос признавался не соответствующим Конституции.

По мнению автора, исходя из суверенитета народа, закрепленного Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации, проживающие на территории конкретного субъекта Российской Федерации, имеют право высказать свое мнение на референдуме относительно того, хотят ли они, чтобы высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избиралось путем голосования.

Первый в нашей стране областным референдумом по вопросу атомных энергетических станций прошел 8 декабря 1996 года в Костромской области. На нем решался вопрос о закрытии Костромской АЭС. Против строительства АЭС высказалось подавляющее большинство жителей области (87,43%) от общего числа проголосовавших (58,11%). Однако механизм реализации решения, принятого на референдуме в России, недостаточно проработан, и решение костромского референдума осталось не выполненным и по сей день.

Жители Красноярского края в 1997 году инициировали проведение референдума по вопросу запрещения строительства на территории края завода по переработке отработанного ядерного топлива. Инициаторы референдума собрали около 100 тысяч подписей жителей края в поддержку референдума. Однако Законодательное Собрание Красноярского края отклонило эту инициативу, сославшись на то, что вопросы строительства объектов ядерной энергетики отнесены законодательством страны к ведению Российской Федерации.

Был проведен референдум о введении моратория на свободную куплю-продажу земель основных сельскохозяйственных угодий и недр на территории Республики Бурятия на срок 10 лет (июль 1998 года). Он признан несостоявшимся из-за низкой явки: в нем приняло участие только 40,46% от числа потенциальных его участников вместо 50%, требуемых по закону.

Определением Верховного Суда РФ от 21 июня 2002 года № 67-Г02-27 в удовлетворении жалобы инициативной группе граждан Новосибирской области об отказе в назначении референдума Новосибирской области по вопросу «Для обеспечения равенства прав и свобод мужчин и женщин и равенства возможностей для их реализации, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статья 19), считаете ли Вы необходимым введение двухмандатных избирательных округов (один мандат для мужчины, один мандат для женщины) на выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов?» было отказано, поскольку выносимые на референдум вопросы не соответствовали нормам действующего законодательства.

Сообщения средств массовой информации свидетельствуют о появлении в отдельных регионах довольно устойчивой тенденции к решению вопросов общественной жизни с помощью референдумов. Необходимо отметить и негативную практику инициирования референдумов в субъектах Российской Федерации. Весьма интересен опыт Республики Ингушетия. Президент Республики Ингушетия назначил референдум Республики Ингушетия по проекту закона, который в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия устанавливает организационные и правовые основы функционирования правоохранительной и судебной системы Республики Ингушетия с учетом национальных, социально-политических и иных факторов, характерных для Ингушетии, а также определяет иной порядок их формирования и деятельности в отличие от предусмотренного, в частности, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Указом Президента Республики Ингушетия № 298 от 29 декабря 1997 г. «О назначении на 1 марта 1998 г. референдума Республики Ингушетия» с вопросом: «Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Ингушетия «О правоохранительной и судебной системе Республики Ингушетия»?» был назначен референдум Республики.

Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Затрагиваемые в указанном проекте закона Республики Ингушетия вопросы касаются судоустройства и прокуратуры, которые, согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, отнесены к ведению Российской Федерации, а кадры судебных и правоохранительных органов в силу п. «л» ст. 72 Конституции отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы судоустройства и прокуратуры, которые фактически вынесены на референдум Республики Ингушетия, отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации, а не согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следует согласиться с мнением В.В. Комаровой, что данным Федеральным законом (ст. 13) фактически закреплены права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на проведение референдумов по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к их ведению, а также определены вопросы, по которым не допускается проведение референдума субъекта Российской Федерации, что не может быть расценено судом как разграничение упомянутым Законом предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, поскольку этим Законом фактически определены лишь вопросы, которые могут быть вынесены на референдумы, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, исходя из разграничения предметов ведения между ними, установленного Конституцией Российской Федерации.

Учитывая, что Указ Президента Республики Ингушетия принят с нарушением требований ч. 1 ст. 1 этого Федерального закона, согласно которой федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону, Верховный Суд Российской Федерации заявление заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворил, Указ Президента Республики Ингушетия № 298 от 29 декабря 1997 г. «О назначении на 1 марта 1998 г. референдума Республики Ингушетия» по вопросу: «Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Ингушетия «О правоохранительной и судебной системе Республики Ингушетия?» признал недействительным.

Следуя классификации, предложенной В.В. Комаровой, основываясь на обязательности решения, принятого на референдуме, можно выделить императивные и консультативные референдумы.

В Алтайском крае действует закон края «О краевом народном опросе (плебисците)» (принят 15 января 1996 года). Были проведены опросы: в ноябре 1996 года - в Алтайском крае по вопросу о свободной купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения.

В Республике Коми - на основании Закона «О референдуме Республики Коми», в котором содержались статьи, касающиеся проведения народного опроса (в настоящее время в Республике Коми принят Кодекс о выборах и референдумах), в ноябре 1997 года проводился опрос по вопросу о структуре муниципальных образований. 72% участников опроса населения по вопросу о границах муниципальных образований высказалось за создание органов местного самоуправления в границах района и города. Результаты опроса были учтены при разработке и принятии республиканского закона о местном самоуправлении.

Опросы (консультативные референдумы) проводятся по тем вопросам, по которым необходимо принятие органами власти субъекта Российской Федерации законодательного либо нормативно-правового акта, а принятые на них решения носят рекомендательный характер.

26 июля 2005 года в Новгороде началась подготовка к «Народному референдуму» в Новгородской области. В бюллетень «Народного референдума» включены вопросы об отношении к оптимизации размера минимального размера оплаты труда и подоходного налога, к уменьшению уровня оплаты населением за услуги ЖКХ, к закону о монетизации льгот, к частной собственности на природные ресурсы, к бесплатному здравоохранению и образованию, а также к установлению норм ответственности для руководителей исполнительной власти.

22 августа 2005 года аналогичные опрос стартовал в Свердловской области.

5 августа 2005 года в Красноярском крае началась подготовка к «Народному» референдуму, инициированному региональным отделением Коммунистической партии России. Первоначально предполагалось, что перечень пунктов референдума будет включать семь вопросов федерального значения и один -регионального. Однако на референдум был вынесен еще один вопрос: «Согласны ли Вы с объединением России и Белоруссии в единое союзное государство?».

Форма народного голосования уже апробирована саратовским, якутским, московским и другими региональными отделениями Коммунистической партии России. Народный референдум становится единой всероссийской акцией. У нее общий список из семи базовых вопросов, общие сроки проведения и единые подходы к организации кампании. При этом в каждом регионе могут быть свои особенности и свои находки. Многие региональные комитеты партии уже воспользовались правом добавить Один-два вопроса в бюллетень для голосования.

В Якутии эти вопросы касаются крупнейшей кампании «Алроса» и выборности президента республики всенародным голосованием.

В Амурской области поддержан призыв секретариата ЦК КПРФ и включен вопрос о необходимости скорейшего завершения работы по созданию Союзного государства Белоруссии и России.

В Воронежской области предложен вопрос о досрочном прекращении полномочий губернатора.

В Пермской области подняли вопрос о так называемой оптимизации социальной сферы, под лозунгом которой власть уничтожает школы, больницы, библиотеки, учреждения культуры.

В Бурятии проводится акция, в ходе которой информируют население о предстоящем голосовании и предлагают всем желающим сформулировать свой вопрос для включения в бюллетень Народного референдума.

Крайне любопытный опыт появился и в Северной Осетии. Здесь советы старейшин, одобрив вопросы референдума, выносят их на обсуждение сельских сходов. Поддержка наших инициатив - полная.

Данный референдум, который планируется провести практически во всех субъектах Российской Федерации, будет консультативным и не будет носить необязательного характера.

Лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. Зюганов высказал предложение о проведении референдума по поводу возможности захоронения В.И. Ленина.

По его мнению, Мавзолей (но не его содержимое) находится под охраной ЮНЕСКО, а в самой Кремлевской стене похоронены двадцать два маршала СССР, восемнадцать Героев СССР (из них четырнадцать дважды Героев СССР), пять космонавтов и великие ученые Королев, Келдыш и Курчатов. И именно поэтому перезахоронение тела Ленина в соответствии с христианскими традициями недопустимо.

В Санкт-Петербурге одновременно с выборами президента решили провести «мини-референдум». Суть этой акции, которую объявила городская администрация: жители Петербурга могут вместе с избирательными бюллетенями опустить в специальную урну бумагу со своими пожеланиями власти и критикой работы городского правительства.

Таким образом, широкое использование института референдума в субъектах Российской Федерации говорит о том, что данный правовой институт действительно является эффективным средством, с помощью которого граждане Российской Федерации реализуют гарантированные им Конституцией права и решают наиболее значимые вопросы общественной и государственной жизни.

Следует отметить, что в настоящее время все большую популярность приобретают референдумы субъектов Российской Федерации по вопросу объединения субъектов Российской Федерации.

 

Автор: Живодрова Н.А.