14.01.2012 11307

Трансформации молодежного досуга в современном российском социуме

 

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи, круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились, дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и превратились в формы элитарного досуга, требующие дорогостоящего оборудования и определенных навыков. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. В этом проявляется одна из особенностей досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием». В то же время Э. Фромм указывает еще на одну тенденцию в проведении досуга, которая связанна с «отчуждением в области потребления». «Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга. Он неизменно остается пассивным отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, и всего прочего». Б. Фаулер, говоря о становление нового опыта проведения досуга, связывает его со следующими взаимосвязанными факторами.

- Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду.

- Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений.

- Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

- Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления».

- Распространение туризма, привычки проводить отпуск за границей.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге.

Эмпирической иллюстрацией динамики тех или иных видов досуговых предпочтений применительно к различным слоям российского населения за последние годы могут служить данные, полученные в результате социологического исследования «Новая Россия: десять лет реформ», проведенные в 2001 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН (ИКСИ РАН). По репрезентативной выборке во всех территориально-экономических районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге было опрошено 1750 респондентов от 18 лет и старше, представляющих 11 социальных групп населения: рабочие предприятий, шахт и строек; инженерно-техническая интеллигенция; гуманитарная интеллигенция (ученые, преподаватели вузов, учителя школ, училищ); работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; служащие; предприниматели малого и среднего бизнеса; военнослужащие и сотрудники МВД; жители сел и деревень; городские пенсионеры; студенты вузов; безработные.

Данные этого исследования были сопоставлены с результатами опросов, проведенных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в период 1992-2000 гг. Поскольку исследование ИКСИ РАН и прежние опросы РНИСиНП осуществлялись по однотипной модели выборки с использованием ряда однотипных вопросов (показателей), имеется возможность осуществления сопоставительного анализа, раскрывающего не только нынешнее досуговое поведение россиян, но и тенденции его развития.

По многим формам досуговых занятий за последние несколько лет отмечается определенная динамика. В то же время, эта динамика имеет свои особенности для разных социальных групп. Так, одни формы досуга доступны практически всем слоям населения (телевидение, чтение, домашние увлечения и хобби, общественно-политическая и религиозная деятельность) Использование других (возможности общения с друзьями, культурное участие - посещение театров, музеев, концертов) постепенно сокращается по мере спуска вниз по социальной лестнице. Третьи же оказываются практически недоступны для большей части населения. В первую очередь, это относится к различным формам активного досуга вне дома.

У тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, заметно сужены возможности использования развлекательных, рекреационных, развивающих компонентов отдыха и досуга. Причем, посещение кафе, ресторанов, клубов, дополнительных занятий, использование компьютера, год от года становятся все более недоступными для низших слоев населения России.

Между тем, многообразие форм досуга, их взаимопроникновение и взаимопереплетение являются важнейшей характеристикой того, насколько широк спектр интересов в досуговой сфере российского населения.

Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод» в сфере досуга неоспоримы и проявляются в моде на одежду, туризм, самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни.

Трансформация досуговой деятельности российской молодежи связана как с общемировой социокультурной ситуацией, так и с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кинопродукции Голливуда, разрушение государственной досуговой инфраструктуры и ее коммерциализация). Многочисленные факты «приватизации» и даже прямого захвата различными коммерческими структурами не только небольших клубов молодежи, но и Домов, и целых Дворцов культуры, которые уже пошли «с молотка», сократили возможности проведения досуга. Если в доперестроечные годы государство все-таки находило средства и могло еще как-то удовлетворять определенные досуговые интересы и потребности молодежи в рамках бесплатных секций и кружков, то всеобщая коммерциализация сферы досуга и отдыха в наше время просто лишила людей этой возможности. Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие условия для самореализации внутренних потенций молодого поколения во время досуга сможет создать общество.

До начала 1990-х годов государственные функции, направленные на регулирование жизнедеятельности молодежи, выполнял комсомол. Учитывая, что его членами состояло более 90% молодых людей, это была структура тотального влияния на молодежь. В начале 1990-х годов, с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционировавшие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола - воспитание молодежи. В то же время разрушается существовавшая ранее система работы с молодежью по всем направлениям: идеологическая система, утраченная с уходом партии и комсомола; система работы по месту жительства; системы трудового и физического воспитания; система временной занятости учащейся молодежи; система трудоустройства. Одновременно была разрушена и система организации досуга молодежи, в которую стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы.

Помимо политических и социально-экономических факторов на трансформацию досуговой деятельности молодежи оказало влияние и изменение ее ценностных ориентации. Уже исследования, проводимые в начале прошлого десятилетия, ставившие своей целью попытки описать портрет поколения 90-х годов, в целом свидетельствуют об отличие жизненных идеалов российской молодежи от молодежи конца 80-х годов, что говорит о быстром изменении всей мотивационной сферы личности молодежи. Таким образом, анализ социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи позволяет рассмотреть основания трансформации досугового пространства молодежи. Это дает возможность учитывать объективные предпосылки его формирования и прогнозировать последствия. Такой подход позволит не только понять причины происходящих в сфере досуга молодежи изменений, но и объяснить обусловленность ими других трансформаций.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные молодежные формы досуга обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

Обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга. При этом под досуговыми инновациями мы будем понимать такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли своё проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформации существовавших ранее форм.

Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям.

Таким образом, невозможно отрицать естественности процесса изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленного закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.

В целях сравнительного анализа досуга нынешней молодежи и молодежи рубежа 60-70-х годов прошлого века, нами было проведено пилотажное социологическое исследование, цель которого состояла в выявление сходства и различий в увлечениях, интересах, относящихся к рассматриваемой проблеме и возможностях для их реализации. Задачей являлось получение объективных данных по поставленному вопросу и выявление динамики развития тех различий, которые будут обнаружены в ходе исследования.

Объектом исследования являлись жители г. Ставрополя и Ставропольского края, которым в настоящее время 18-25 лет и 45-53 года. Предметом исследования являлось сравнение проведения свободного времени и досуга современной молодёжью и молодёжью рубежа 60-70-х годов. Опрос проводился среди двухсот представителей молодёжи и двухсот жителей г. Ставрополя и Ставропольского края. Было задействовано по сто респондентов мужского и женского пола каждой возрастной группы.

В качестве опросного метода нами было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.

В результате исследования нами были получены следующие данные: наблюдается тенденция к сокращению объема свободного времени у современной молодежи (в дальнейшем для удобства будет именоваться как группа А) 2-3 часа - 46 %, 4-6 - 33 % тогда как у молодежи рубежа 60-70-х (в дальнейшем группа Б) 2-3 часа - 30 %, 4-6 - 49 %. Данное незначительное уменьшение объема свободного времени связанно с тем, что современная молодежь в силу сложившихся обстоятельств стремится в свободное время подработать, многие молодые люди занимаются на всевозможных курсах.

На вопрос «Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?» ответы респондентов группы А распределились следующим образом: дома -50 %, на улице - 27 %, в гостях 16% и другое - 19 % (в качестве другого чаще всего указывались посещения компьютерных клубов, кинотеатров, дискотек). Респонденты группы Б свободное время проводили следующим образом дома - 31 %, на улице - 46 %, в гостях - 19 % и другое - 17% (соответственно, в качестве другого чаще всего указывалось посещение кинотеатров).

Таким образом, в результате полученных данных, налицо тенденция к «одомашниванию досуга». Эти цифры подтверждаются также данными о динамике досуговых предпочтений российской молодежи, полученные РНИС и НП. Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома. В данном случае также налицо тенденция к «одомашниванию досуговой деятельности». Это связано с изменением характера коммуникации между производителем и потребителем ценностей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновляются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках. Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садовый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом.

Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов, В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей. Кроме того, возросло время общения с TV. Оно не требует специальной подготовки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «завораживания». Срабатывает механизм воздействия парадоксальной социально-психологической установки: не нравится, но смотрю удовольствием. В социологии появился термин «фонового» просмотра TV, слушания радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой и другими бытовыми делами.

Интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения досугового пространства, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия свидетельствуют о наличии значимой развивающей компоненты в досуговой деятельности современной российской молодежи. Причем за последние годы наблюдается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации: по радио, телевидению, из периодической печати.

Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению, наблюдающееся у респондентов Ставропольского края (71 % у группы А, против 85 % группы Б), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.

Увеличение времени просмотра телевизионных передач в группе А - 2 часа, в группе Б - 1 час, объясняется наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу. В целом различия в выборе тех или иных телевизионных передач современной молодежью и молодежью рубежа 60-70-х обусловлено тем, что в 60-70-х годах телевизионная программа ограничивала возможный выбор.

Время «домашнего досуга» увеличивается и за счёт просмотра видеофильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком определяется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, когда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал).

Таким образом, безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная музыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, сверстниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.

В опросе населения Ставропольского края при ответе на вопрос «Какие зрелищные мероприятии Вы посещаете?» была предусмотрена возможность лишь одного варианта ответа, поэтому выбирали, очевидно, лидирующий вид досуга. Мнения отвечающих распределились следующим образом: респонденты группы А дали следующие ответы: кино - 51 %, театр - 14 %, концерты - 10 %, дискотеки - 15 %. Респонденты группы Б: кино - 92 %, театр - 3 %, концерты - 3 %. танцы - 1%.

Как видим посещение кинотеатров стало не столь популярным как раньше. Это объясняется коммерциализацией социокультурной инфраструктуры к целом.

В последнее время все большее количество времени занимают у современной молодежи компьютерные игры, с целью выявления так ли это, нами был поставлен следующий вопрос «Какие игры Вам больше нравятся?» Ответы респондентов группы А распределились следующим образом: логические игры (в т.ч. компьютерные) - 47 %, подвижные - 51 %, респонденты группы Б отвечали так, логические игры (шахматы, настольные игры) - 30 %, подвижные - 68 %. Вопрос посвященный месту спорта в жизни респондентов показывает, что популярность спорта практически не изменилась занимаются регулярно респонденты группы А - 39 %; респонденты группы Б - 41 %. Очевидно, спорт в жизни молодежи является базовой ценностью. Это подтверждается результатами социологического опроса посвященного изучению общественных настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей, проведенного Центром социологических исследований СГУ при участии автора в апреле-мае 2003 года. Из общего числа опрошенных (851 чел.) 35% отметили высокую значимость спорта в их жизни. Таким образом, можно констатировать тот факт, что спорт является модным видом досуга как 60-70-х так и в наше время.

Очевидно, что досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от досуга и социальной жизни поколения «отцов». Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочтений досуговой деятельности россиян (в том числе российской молодежи) выступают данные общероссийского исследования, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей выборкой 833 чел. опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их родителей 41-50 лет (контрольная группа). Опрос применялся для понимания динамики изменения бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных общероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг. Опрос проводился по квотной выборке в 58 поселениях различных типов пропорционально численности населения мегаполисов, областных центров, районных городов и сел в структуре населения России в целом.

Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распространены в молодежной среде на сегодняшний день? Какова динамика досуговых предпочтении молодого поколения за последние несколько лет, наблюдаются ли здесь определенные изменения и сдвиги, какой характер они носят? Такие вопросы задавались респондентам.

Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% молодежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер.

Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что активная социальная жизнь (интерес к театру, художественным выставкам, туризму, путешествиям, спорту) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от возраста.

Заметные расхождения некоторых внедомашних досуговых предпочтений не в последнюю очередь связаны с изменениями семейного положения представителей молодежи разных возрастов. Оно существенным образом влияет на характер их досуга, спектр социальных контактов и гораздо чаще младшей когорты ориентируется на простые и общедоступные формы домашнего досуга (например, телевидение), а также больше, свободного времени уделяет работе по дому, заботам по хозяйству.

Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года (в то время, когда они еще не обременены семейной жизнью) свой досуг посвящают посещению дискотек, ночных клубов и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно снижается приверженность и другим формам внедомашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21 года и всего 11,0% молодежи 27-30 лет. Увлеченность кафе, барами, ресторанами тоже снижается практически в 2,5 раза (27,2% и 11,7% по указанным возрастным подгруппам соответственно).

Опережающими темпами в подгруппах до 25 лет растет популярность компьютера и как средства информации и обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. Если в среднем каждый четвертый молодой россиянин до 30 лет в настоящее время заявляет, что время досуга посвящает компьютеру, программированию, компьютерным играм (что почти в два раза больше, чем в 1997 году), то среди юношей и девушек до 21 года это уже практически каждый третий. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации.

Организации досуга в каникулярный период или во время отпуска был посвящен следующий вопрос в опросе современной молодежи и молодежи 60-70-х годов Ставропольского края - «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или во время отпуска?». Респонденты группы А ответили следующим образом: на даче - 70 %, на море - 42 %, за рубежом - 39 %, в городе - 25 %, в лагере - 15 %, Интервьюируемые группы Б отвечали так в лагере - 85 %, в деревне - 56 %, на море - 24 %, в городе - И %. Из ответов опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %. Необходимо отметить, что так же наиболее распространенным является отдых на морском побережье. Это объясняется относительной дешевизной данного вида отдыха, когда молодые люди едут отдыхать на побережье так называемыми «дикарями».

Таким образом, изменения произошли как в наличии свободного времени, а, следовательно, и досуга, так и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров.) Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия, музыка), что связанно и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом.

Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это проявляет себя в наличии таких форм проведения досуга, как посещение музеев, выставок, спортивных занятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интересам, клубном движении. То есть определенная часть российской молодежи нацелена на активное социальное и общественное участие.

Тем не менее, пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи.

Проводя типологизацию досуговой активности современной российской молодежи, стоит построить ее по принципу своеобразной «пирамиды», т.е. расширения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. На основе эмпирических данных общероссийского исследования молодежи, осуществляемого РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. можно сделать вывод о том, что простейшим типом досуговой активности условно можно назвать «домашний» (его представителями выступает 16,4 % всей молодежи). Но он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную развивающую компоненту. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности «развивающим» (он характерен для 25,1 % молодых россиян).

Однако досуг обоих этих типов ограничен сугубо «домашней» нацеленностью проведения досуга. Социальные контакты предпочитающих домашний досуг людей способны расширяться только за счет более менее регулярных встреч с друзьями или родственниками, и это становится едва ли не единственной формой их социальной жизни вне дома. Социальное участие начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, политической или иной деятельности. Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.

Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образовательных общественно-политических или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует «социально активный» тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности. Этот тип досуга свойственен 58,5 % российской молодежи.

Анализ показывает смену духовных ориентации с течением времени. Чем люди моложе (и соответственно меньше обременены различными житейскими заботами), тем богаче и полноценнее их досуг. Не удивительно, что степень удовлетворенности качеством своего досуга, возможностями отдыхать и общаться у молодого поколения заметно выше, чем у их «отцов» (не удовлетворены проведением собственного досуга 40,6% респондентов 41-50 лет и только четвертая часть молодых респондентов в возрасте до 30 лет).

Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие, формируют ощущение выигрыша или проигрыша от происходящих в стране реформ.

Однако более активный стиль социальной жизни, практикуемый молодым поколением, часто оказывается, сопряжен с рядом сопутствующих (не всегда благоприятных) аспектов. Такой образ жизни почти неизбежно влечет за собой большую толерантность молодого поколения россиян к некоторым вредным привычкам, подчас являющимся органичной частью молодежных субкультур.

Круг общения, помимо традиционных для населения в целом контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, формируется и расширяется за счет других социальных связей. Так, каждый четвертый представитель молодого поколения повседневно общается с теми, с кем вместе развлекается, ходит на дискотеки, в кафе, бары (этот показатель у «отцов» практически стремится к нулю); еще 16,6% молодежи (при 3,3% у старшего поколения) регулярно общается с людьми, с которыми вместе посещает спортивные занятия, кружки, клубы, молодежные ассоциации и т.д. Причем, чем моложе россиянин, тем больше у него уверенности в том, что в его ближайшем окружении есть человек, на чью помощь он может рассчитывать в трудную минуту в этом абсолютно убеждены почти 95% молодежи до 21 года. Однако с возрастом эта уверенность несколько слабеет, достигая 75% в группе, приближающейся к 30-летнему рубежу. Поэтому возможно говорить о возрастании роли досуга в формировании молодежных субкультур. Формирование молодежных субкультур происходит в основном в результате совместного проведения досуга.

Стоит отметить, что выделенные нами выше типы досугового поведения молодежи реализуются в настоящее время следующим образом:

Первый тип характеризуется развивающей направленностью занятий заполняющих досуговое пространство. Недостаточно распространен в молодежной среде, что детерминировано рядом половозрастных и психоэмоциональных и социокультурных особенностей данной группы. В результате проведенного нами исследования были получены следующие данные научная деятельность по специальности занимает досуговое пространство у 14% из всего массива опрошенных, посвящают свой досуг художественному, техническому творчеству лишь 11%.

Наиболее распространенным типом досугового поведения молодежи на современном этапе является второй тип характеризующийся, прежде всего, развлекательной направленностью организации досуга. По данным ЦСИ СГУ на вопрос посвященный организации своего досуга 58,1% ответили, что предпочитают в это время читать, смотреть телевизор, слушать музыку, а так же 23,3% предпочитают проводить свой досуг в кафе, барах, на дискотеках.

Третий тип досугового поведения характеризующийся в основном домашними формами организации досуга. Как показывают данные проведенного нами исследования, 50% молодых людей проводят свое свободное время дома, вместе с семьей. Эта тенденция обусловлена коммерциализацией социокультурной инфраструктуры в целом. Молодые люди, придерживающиеся данного типа досугового поведения, стремятся вместе с семьей проводить отпуска, выходные, праздники.

Четвертый тип досугового поведения является по-прежнему распространенным в молодежной среде, что подтверждают результаты нашего исследования - 39% опрошенных занимаются спортом регулярно. Это подтверждают и данные опроса ЦСИ СГУ: свое свободное время посвящают физической культуре, спорту 39% молодых людей. Представители молодежи рубежа 60-70-х гг. занимались регулярно спортом 41%. Таким образом, стоит отметить, что спорт в современной молодежной среде занимает те же позиции, что и раньше, с той лишь разницей, что сейчас появляются все новые виды спортивною досуга такие как: серфинг, сноубординг, драйвинг.

Представители пятого типа досугового поведения находятся в меньшинстве. В результате полученных нами данных активно участвуют в политической жизни страны, региона, города и посвящают этому свой досуг всего 1 % молодых людей, в то время как по России в целом данный тип объединяет 25% молодых людей (данные аналитического доклада по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта).

Последний шестой тип досугового поведения мы условно назвали разрушающий. Представители придерживающиеся данного типа досугового поведения редко могут объективно оценить качество заполнения своего досугового пространства, но в целом по данным нашего исследования 0,3% молодых людей тратят свое время на деятельность ведущую к саморазрушению, имеются ввиду пьянство, наркотики и т.д.

Таким образом, все вышесказанное имплицирует следующие выводы:

Трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности молодежи детерминированы: во-первых, изменениями, произошедшими в стране; во-вторых, технологическими и культурными изменениями, произошедшими в постиндустриальном обществе глобального масштаба, например: появление глобальной сети Интернет; в-третьих, трансформацией ценностного сознания молодежи.

Проведенные социологические исследования позволяют говорить о том, что трансформации в сфере досуга молодежи произошли на содержательном уровне и в этом особенность молодежного досуга.

Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой в этом так же проявляется специфика молодежного досуга. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.

Необходимо отметить, что занятия, которым посвящают свой досуг современные молодые люди, формируют у них определенный тип досугового поведения, складывается определенная культура проведения досуга, которая в свою очередь является одной из детерминант, формирования молодежных субкультур носящих досуговый характер.

 

АВТОР: Батнасунов А.С.