18.11.2010 2697

Создание нового предприятия и получение исключительных прав

 

Три товарища решили создать предприятие, деятельность которого будет основана на развитии и продвижении их изобретения, сделанного ранее - автомобиле, работающем на соляном растворе. Их цель – коммерциализировать свое изобретение и запустить в будущем его производство.

Приятели воспользовались общедоступной информацией о государственной регистрации юридических лиц и бесплатной справочной службы при РОСПАТЕНТЕ получили руководства и сведения, необходимые для создания компании, а также информацию о существующих формах защиты и процедурах их соискания. Однако они слышали, что при соискании прав производства будет разумно обратиться к специалисту в этой области, например, человеку, работающему в сфере выдачи патентов и регистрации товарных знаков. Аналогично этому, помощь и консультации независимого эксперта также будут уместны для решения вопросов, связанных с формами защиты и планированием международной стратегии.

Для достижения наилучшего результата в разработке стратегии и защите своего изобретения товарищи обратились за помощью к юристу, который специализируется в области прав ИС. Юрист провел встречу с ними и рассмотрел их ситуацию и вопросы, предложил им различные варианты решения. Юрист подчеркнул, что права ИС следует рассматривать как часть имущества предприятия и стратегии экономической деятельности.

От намерений к действию. Товарищам следует в качестве первоочередной задачи осуществить регистрацию фирменного наименования, под которым будет вестись деятельность. Если они хотят ограничить свою персональную ответственность, им надо основать акционерное общество. Для получения финансирования рисков, они могут предложить инвесторам доли имущества. Товарищам необходимо решить, какой вид защиты будет максимально эффективным для каждой части автомобиля, работающего на соляном растворе. Поскольку существуют различные варианты, надо выбрать наиболее подходящий. Характер сферы деятельности и предполагаемый рынок сбыта будут определять выбор видов защиты, а также IPR-стратегию нового предприятия, стратегии по формированию и использованию прав ИС.

Поскольку авторские права возникают, главным образом, только у физических лиц, товарищам надо позаботиться о том, чтобы все права перешли к обществу, которое они хотят основать. Общество может быть соискателем и обладателем прав ИС, но в заявлении на соискание создателем права должно указываться физическое лицо.

Все выбранные права ИС есть смысл зарегистрировать в РОСПАТЕНТе Права, оформленные в этой организации, действуют только в Российской Федерации, а потому, при необходимости защиту за границей необходимо оформлять в каждой отдельно взятой стране.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОЦЕДУРА СОИСКАНИЯ

 

Международные процедуры соискания регистрации прав ИС по своим главным признакам являются практически идентичными. Заявления оформляют в письменном виде и подают в компетентные регистрирующие органы, в Российской Федерации таковыми является Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (ФГУ ФИПС). Для некоторых форм защиты ФГУ ФИПС изучает только формальные предпосылки заявления, для других видов более тщательно рассматриваются прочие предпосылки (например, степень новизны и изобретательский уровень).

О возможных недостатках заявления сообщают соискателю, который вправе в установленный срок исправить и дополнить заявление. Время защиты начинается со дня подачи заявления. Соискатель, не удовлетворенный результатами рассмотрения своего заявления отраслевым отделом ФГУ ФИПС, может обжаловать его в образованную при нем палату по патентным спорам и далее в Арбитражный суд. Случаи ущемления авторских прав рассматриваются в общих судах на основании общей нормативной базы по месту заседания суда.

На сегодняшний день для российских юридических и физических лиц доступны четыре вида зарубежного патентования объектов интеллектуальной собственности:

1. Национальная заявка на регистрацию патента.

Заявка подается в Роспатент и по истечению шести месяцев, но до истечения двенадцати месяцев, подается в Патентное ведомство той страны, в которой Вы желаете получить патентную защиту своего объекта. Переписка с национальными Патентными ведомствами ведется только через Патентных поверенных.

2. Патентование по процедуре Европейской патентной организации (ЕПВ) на основании Европейского соглашения о патентах (EPC).

Заявка на патентование по процедуре ЕПВ должна быть подана только через Европейского Патентного поверенного. По завершению делопроизводства, которое включает перевод заявки на все языки европейских стран, по заявке выдается единый европейский патент, который действует во всех странах, вошедших в состав Европейской патентной организации.

3. Патентование по процедуре PCT (Patent Cooperation Treaty).

Заявка на патентование по договору о патентной кооперации (PCT) может быть самостоятельно подана заявителем во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Международная заявка не является охранным документом и для правовой защиты разработки ее необходимо перевести в патент той страны (тех стран), где нужна правовая защита. Переписка и делопроизводство по заявке с национальными Патентными ведомствами осуществляется только через Патентного поверенного.

4. Патентование по Евразийской патентной организации (ЕАПО).

Список государств, входящих в ЕАПО представлен на сайте организации https://www.eapo.org.

Евразийская заявка может быть подана любым лицом, имеющим право на получение евразийского патента (заявителем напрямую или через Евразийского Патентного поверенного). Евразийская система охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся государств, предусматривает процедуру его получения, исключающую необходимость подачи заявок и проведение экспертизы отдельно в каждом государстве.

 

ЗНАЧЕНИЕ IPR-СТРАТЕГИИ (СТРАТЕГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАВ ИС)

 

Любому предприятию, независимо от его сферы деятельности, есть смысл рассматривать права ИС как важную часть деятельности и имущества предприятия и принимать их во внимание в планировании своей экономической деятельности. К сожалению, очень часто администрация предприятия несведуща в вопросах использования своих прав ИС, хотя этим правам зачастую принадлежит решающая роль в жизни компании. Права ИС не должны отделяться от остальной деятельности предприятия.

У каждого предприятия должна быть IPR-стратегия, тесно связанная с экономической деятельностью, эту стратегию оценивают с равными промежутками времени. Часто для этой процедуры целесообразно обращение к независимому специалисту. В стратегии должно быть учтено множество вопросов. Оформление и сохранность прав ИС в компании должны быть подтверждены. В интересах эффективной деятельности предприятия является необходимым, чтобы руководство и сотрудники предприятия четко представляли, какими именно правами ИС предприятие владеет и управляет, как они защищены, какие права, возможно, надо добавить, а какие стали бесполезны и могут быть проданы, каким образом происходит управление правами и т.д. Процесс защиты прав – очень важная часть управления ими. Финансовые затраты на контроль прав должны соотносится с доходами, извлекаемыми из этих прав.

 

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

 

Разработка дизайна и регистрация названия компании – необходимая часть процесса создания компании. В разработке фирменного наименования должны приниматься во внимание предполагаемые сфера деятельности и рынок будущего предприятия. И хотя фирменное наименование может приобрести защиту через утверждение, рекомендуется его зарегистрировать. Исключительное право, основанное на регистрации, действует по всей стране и является более эффективным, поскольку предупреждает появление похожих названий, которые могут смешиваться с уже существующим фирменным наименованием.

Фирменное наименование регистрируют без взимания отдельного платежа одновременно с процессом создания компании, т.е. на основании заявления в уполномоченный государственный орган о внесении новой компании в торговый реестр в соответствии с установленной процедурой.

Право на фирменное наименование является национальной правовой нормой, хотя в Парижском соглашении есть правила о минимальной защите, которую каждая страна-участник обязана обеспечить. На уровне ЕС не существует правовой базы для этого вида права и законодательство в этой сфере не гармонизировано.

 

ТОВАРНЫЙ ЗНАК

 

Регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности – ФГУ ФИПС.

После того, как регистрация товарного знака (логотипа) осуществляется в установленном порядке, защита от недобросовестных действий конкурентов в отношении товарного знака (логотипа) осуществляется его владельцем, в частности, путем обращения с иском в арбитражный суд, а также в органы МВД (при наличии состава преступления, предусмотренного ст.180 ч.1 УК РФ). Товарный знак регистрируют в тех классах товарных знаков и для тех групп продуктов, где его собираются использовать.

Рассмотрение заявления о регистрации товарного знака длится около года. Если не существует препятствий для его регистрации, товарный знак регистрируется, и решение об этом публикуется в Бюллетене товарных знаков. Кто угодно может оспорить товарный знак в течение двух месяцев со дня его публикации. Если это происходит, дело подлежит пересмотру и ранее принятое решение может быть отменено.

Если планируется продавать продукт также за пределами Российской Федерации, необходимо обеспечить защиту товарного знака и в других странах. Система товарных знаков, действующая, например, на всей территории ЕС, позволяет получить защиту товарного знака через подачу одного заявления. Регистрация товарного знака на уровне сообщества осуществляется в Офисе по вопросам гармонизации внутреннего рынка - OHIM, который располагается в Испании, в Аликанте. В случае соискания международного товарного знака можно также прибегнуть к другой процедуре – регистрации через международную систему, соответствующую Мадридскому протоколу.

Оформление заявки на регистрацию товарного знака не представляет особых трудностей. В наиболее сложных ситуациях, когда, например, надо зарегистрировать международный товарный знак, есть смысл обратиться за помощью к специалисту в области товарных знаков.

 

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

 

До соискания патента необходимо разработать стратегию наиболее целесообразной защиты реализуемого созданной компанией продукта. Для создания максимально эффективной стратегии следует в первую очередь принимать во внимание предполагаемый масштаб деятельности (будет ли продукт продвигаться только на внутреннем или также на внешнем рынке).

Если планы предполагают освоение мирового рынка, необходимо наличие достаточных экономических ресурсов, поскольку соискание и поддержание патента во многих государствах достаточно дорого. Если целью является продвижение продукта в первую очередь в России, дешевле и проще оформить патент только здесь.

Кроме этого, надо принимать во внимание характер рынка. Если речь идет о быстро развивающемся рынке товаров, на котором срок жизни защищаемого продукта будет недолгим, патент на полезную модель, благодаря более быстрой процедуре соискания, представляется разумной альтернативой патенту на изобретение. Если цель – продвигать продукт на международном рынке, есть смысл защитить его патентом на изобретение хотя бы за границей.

Степень защиты, обеспечиваемая патентом на полезную модель и патентом на изобретение, определена в требованиях к соответствующим патентам. В случае возможного ущемления патентного права степень ущемления оценивается путем сравнения оспариваемого продукта и требований к патенту на него. В заявлениях на патент используют язык, который ”очень отдаленно напоминает литературный язык”, а потому рекомендуется в сложных ситуациях обратиться к специалисту в области патентного права.

Даже если в планах есть намерения о выходе на международный рынок, соискание патента необходимо начать в России, что позволит получить для продукта преимущество по времени, поскольку защита начинает действовать со дня подачи заявления. Патент получают в письменном виде от ФГУ ФИПС. Несмотря на существующие рекомендации по соисканию патента, для достижения наилучшего результата стоит прибегнуть к помощи профессионала, который разъяснит и поможет правильно осуществить все необходимые формальные процедуры. Эти же рекомендации действительны для окончательного этапа соискания и, в особенности, для такой ситуации, когда патент необходимо получить в разных государствах.

Процедуру рассмотрения заявления в ФГУ ФИПС можно разделить на три этапа:

1. Проведение формальной экспертизы

2. Изучение степени новизны и изобретательского уровня изобретения (проведение экспертизы по существу)

3. Выдача патента

На первом этапе, этапе формальной экспертизы, выясняется только наличие всех необходимых документов и факт оплаты за соискание.

Экспертизу степени новизны и изобретательского уровня, экспертизы по существу, в каждом отдельном случае проводят специалисты в области техники. Они сравнивают изобретение с техническими решениями, представленными в предшествующих публикациях патентов. Эксперты имеют доступ также к электронным базам данных Европейского патентного бюро и патентных ведомств других стран. Если соискатель и эксперт придерживаются одного мнения в отношении содержания будущего патента, от соискателя требуется внесение платежа на регистрацию патента и текст заявки на изобретение оформляется в виде публикации патента. Как правило, заявка на патент публикуется спустя 18 месяцев со дня его подачи.

Патент считается вступившим в силу с того момента, когда он внесен в Государственный реестр. С этого дня ведется отсчет тех девяти месяцев, в течение которых можно оспорить патент. Сутью оспаривания, например, может быть утверждение, что патент, не смотря на проведенные исследования, не является новым. Если оспаривания не происходит, патент остается в силе.

Основные этапы соискания патента в ФГУ ФИПС:

- заявка подается в ФГУ ФИПС

- проводится формальная экспертиза материалов заявки на изобретение

- проводится экспертиза заявки на изобретение по существу, с выявлением новизны и существенных отличий от ранее существовавших технических решений

- заявка публикуется спустя 18 месяцев со дня подачи заявления

- патент выдается и об этом делается запись в Государственном реестре и публичное объявление

- с момента выдачи патента начинается срок продолжительностью в 9 месяцев,

в течение которого патент может быть оспорен

- если оспаривания не происходит, патент может пребывать в силе максимально 20 лет со дня подачи заявления

Обеспечиваемое патентом право на запрет ограничено регионально, а потому на основании патента, выданного в России, можно запретить эксплуатацию защищенного изобретения только в России. В тех государствах, где необходимо обеспечить защиту продукта, надо оформлять отдельный патент. Приоритет, созданный в рамках Парижской конвенции, гарантирует, что для одного и того же изобретения можно проводить соискание патента в других странах-участниках соглашения, и что первое заявление на патент не может быть истолковано как препятствие для соответствия требованиям новизны изобретения.

Если рамки защиты для изобретения необходимо расширить, последующие заявления надлежит подавать в течение 12 месяцев со дня подачи первого заявления. Для заявления можно воспользоваться упрощенными процедурами соискания, прописанными в международных соглашениях (EPC, PCT).

Европейское патентное бюро (EPO) рассматривает заявления, составленные на основании соглашения EPC, и выдает так называемый европейский патент. Он не является универсальным документом для всех стран, а представляет собой пакет национальных патентов, которые вступают в силу, когда официальный перевод патента на язык соответствующей страны зарегистрирован в национальном патентном бюро. Заявление о соискании европейского патента можно подать в ФГУ ФИПС, но рассмотрение и выдача патента производится в EPO. Заявление может быть написано на русском языке, но затем его необходимо перевести на английский, французский или немецкий язык.

В процессе соискания патента возможно одновременное соискание международного патента (PCT-заявка). Правила, регулирующие эту процедуру, содержатся в соглашении о сотрудничестве в сфере патентов (Patent Cooperation Treaty, PCT).

РСТ дает возможность получить патентную охрану за пределами отдельно взятого государства наиболее удобным, рентабельным и эффективным способом, поскольку заявителю для одновременного испрашивания патентной охраны своего изобретения в государствах-участниках PCT достаточно подать одну «международную» заявку по процедуре РСТ в одно патентное ведомство («получающее ведомство») на одном языке. В противном случае заявителю пришлось бы подавать столько заявок в национальные ведомства, сколько государств представляют для него интерес с точки зрения обеспечения охраны изобретения.

При подаче заявки по процедуре РСТ у заявителя имеется определенный временной запас до перевода заявки на национальную фазу, поскольку максимальный срок для вхождения в национальную фазу, предусмотренный РСТ, составляет 30 месяцев с даты приоритета. Следовательно, даже в случае подачи международной заявки незадолго до истечения срока, предусмотренного для возможности испрашивания конвенционного приоритета по более ранней заявке, у заявителя имеется в запасе минимум 18 месяцев до того, как ему будет необходимо представить требуемые документы и оплатить предписанные пошлины в национальные ведомства. Подобный временной запас, с одной стороны, представляет собой своеобразную отсрочку платежей, обусловленных оплатой пошлин и услуг патентных поверенных, а с другой стороны, может быть использован заявителем для того, чтобы решить вопрос о целесообразности патентования в той или иной стране. При подаче заявки по традиционной процедуре в рамках Парижской конвенции такой «временной» льготы у заявителя не существует.

По каждой международной заявке процедурой РСТ предусмотрено обязательное проведение международного поиска, и, по желанию заявителя, возможно проведение международной предварительной экспертизы. В результате заявителю предоставляется возможность на основании информации, содержащейся в отчете о международном поиске и в заключении международной предварительной экспертизы, оценить целесообразность дальнейшей процедуры патентования своего изобретения до того, как от него потребуется оплата национальных пошлин, составляющих значительную часть расходов при патентовании.

Для заявок, подаваемых по процедуре РСТ, выработаны единообразные формальные требования к оформлению материалов заявки.

Для международных заявок предусмотрена их централизованная публикация по истечении 18 месяцев с даты приоритета и рассылка опубликованных брошюр во все Договаривающиеся государства PCT.

В РСТ существует ряд льгот при оплате международной пошлины на международной фазе, а также в зависимости от того, какие компетентные международные органы проводили международный поиск и предварительную экспертизу, в некоторых государствах по заявкам РСТ предусмотрен ряд льгот при оплате национальной пошлины. РСТ упрощает деятельность национальных ведомств, поскольку к моменту перехода международной заявки на национальную фазу она уже проходит экспертизу на предмет соответствия формальным требованиям, по ней проведен международный поиск, и в ряде случаев, международная предварительная экспертиза.

 

ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ

 

Полезная модель – это способ защиты продукта, являющийся во многом проще патента на изобретение. Но его предпосылки и процедура соискания в основном напоминают аналогичные требования к патенту на изобретение. Полезная модель может быть получена для продукта, который является патентноспособным, или для продукта, на который нельзя получить патент на изобретение, т.к. он не соответствует требованию к изобретательскому уровню.

ФГУ ФИПС при рассмотрении заявления о соискании полезной модели не занимается изучением изобретения в части его новизны или изобретательского уровня, а лишь уточняет формальные предпосылки для подачи такого заявления. Подтверждение степени новизны и изобретательского уровня изобретения относится к ответственности соискателя. Экспертизу степени новизны можно осуществить самостоятельно или заказать ее проведение в ФГУ ФИПС или у специалиста в области патентов.

Патент на полезную модель вносится в Государственный реестр и об этом делается публикация в Бюллетене, если заявление соответствует всем формальным предпосылкам. На полезную модель не распространяется аналогичная возможность оспаривания, как на патент, но кто угодно и когда угодно может обратиться в ФГУ ФИПС с тем, что полезная модель не отвечает определенным требованиям для оформления полезной модели.

По сравнению с патентом на изобретение патент на полезную модель является более выгодным и быстрым, а в некоторых случаях стратегически более верным путем защиты продукта. Заявление о соискании патента на полезную модель может быть переоформлено в виде заявления на патент. Хотя полезная модель является национальной формой защиты, ссылаясь на нее в течение приоритетного года можно подавать заявление на соискание патента в других странах-участниках Парижского соглашения.

 

ПАТЕНТ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ

 

Промышленный образец всегда защищает только внешний вид продукта, и такая защита не распространяется на возможно существующие в продукте технические решения. Промышленный образец регистрируют в ФГУ ФИПС. Получение патента на промышленный образец предполагает, что объект защиты является новым и представляет собой результат творческой работы.

Промышленный образец, оформленный в России, действителен только в России. Для получения защиты промышленного образца в других странах необходимо соискание права на промышленный образец в каждой отдельно взятой стране.

В Европейском Союзе создана система защиты промышленного образца на уровне сообщества (Постановление Союза 6/2002/EY от 12.12.2001), на основании которой возможно получение защиты на всей территории ЕС путем подачи одной заявки. Система защиты промышленного образца на уровне европейского сообщества действует, начиная с 1.4.2003 года. Заявку на регистрацию подают в Офис по гармонизации внутреннего рынка, действующий в Испании в Аликанте (OHIM).

Соискатель в Европе может выбирать между защитой промышленного образца национальным правом или правом на уровне европейского сообщества. На выбор в первую очередь влияет масштаб предполагаемого рынка сбыта продукта. На данный момент система защиты на уровне европейского сообщества является более популярной по сравнению с национальным правом на зарегистрированный промышленный образец, поскольку это обеспечивает не только географическое преимущество, но и оптимизирует материальные затраты на регистрацию.

Благодаря вышеуказанному европейскому постановлению о защите промышленного образца на уровне европейского сообщества была создана другая, также охватывающая всю территорию сообщества система защиты, или право на промышленный образец без регистрации. В соответствии с ней, промышленный образец, отвечающий предпосылкам для регистрации его на уровне сообщества, приобретает защиту от копирования на три года с момента публикации.

 

СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ НОУ-ХАУ

 

Секреты производства не подлежат государственной регистрации. Компания вправе сама решать, каким образом охранять собственные результаты интеллектуальной деятельности, даже если они патентоспособны. Она может подать заявку на получение патента на изобретение или полезную модель, если это возможно, или хранить полученные результаты в секрете.

Ноу-хау – это сведения любого характера, наиболее ценными из которых являются технические знания и практический опыт, которые могут появляться на всех стадиях жизненного цикла объекта техники: научные исследования, инженерные расчеты, конструкторские разработки и проектирование, монтаж, производство, эксплуатация оборудования и его ремонт.

Материальными носителями технических ноу-хау являются чертежи, инструкции, технологические регламенты, рецептуры, программы для ЭВМ, алгоритмы и другая научно-техническая документация.

По отношению к ним обладатель вводит режим коммерческой тайны, и поэтому у третьих лиц к ним нет свободного доступа на законном основании.

IV ч. ГК РФ устанавливает исключительное право использования на секрет производства. При этом обладатель секрета может распоряжаться этим исключительным правом. Специфика ноу-хау состоит в том, что исключительное право на него основывается лишь на фактической монополии правообладателя в силу конфиденциальности этих сведений, т. е. носит ограниченный характер. Так, например, если какое-либо лицо самостоятельно разработало ноу-хау, то оно не будет нарушать прав других владельцев такого же ноу-хау.

Исключительное право на ноу-хау прекращается с момента утраты конфиденциальности этих сведений.

 

ДОМЕННОЕ ИМЯ

 

Государственной регистрации доменного имени в России не предусмотрено. Заявление на получение ru - доменного имени подают одному из провайдеров, оплачивая его эксплуатацию в соответствии с действующими тарифами. Подача заявления и оплата производятся через сеть. Перед подачей заявления о присвоении доменного имени необходимо удостовериться, что оно не является чужим зарегистрированным знаком или именем.

В ЕС введено в обращение европейское доменное имя - eu. Ввод в обращение происходил в три этапа, начиная с 7.12.2005 года. Физические и юридические лица, находящиеся на территории ЕС, могли получить это доменное имя на последнем этапе, т.е., начиная с 7.4.2006 года. Доменные имена присваиваются в порядке поступления заявлений.

Страны ЕС имеют и собственные национальные доменные имена. Например, в Финляндии, соответствующее заявление подают в службу fi-доменных имен при Управлении средств массовой информации. В принципе соискатель может свободно выбирать доменное имя, если то не связано с деятельностью общества. Тем не менее, в качестве доменного имени нельзя использовать чужое фирменное наименование или товарный знак.

 

СТРАТЕГИЯ ТОВАРИЩЕЙ В СОИСКАНИИ ПРАВ

 

Когда приятели обдумывали открытие акционерного общества, они хотели использовать в качестве фирменного наименования ”Nonfuel Cars”. Юрист напомнил им, что фирменное наименование должно отражать форму предприятия. Хотя требования к отличительной функции фирменного наименования несколько ниже, чем к товарному знаку, он предложил вариант наименования, которое придавало бы названию большую оригинальность и персонифицировало бы его. Краткий обзор продемонстрировал, что в Англии уже существует компания с таким названием. Поскольку деятельность компании намеревались расширять географически, использование одинаковых названий могло бы стать причиной проблем.

После некоторых размышлений приятели решили зарегистрировать в качестве фирменного наименования имя ”Aqua Mobiles Oy”. Оно отвечало всем требованиям к фирменному наименованию, т.е. было в достаточной мере оригинальным и персонифицирующим, не противоречило правилам хорошего тона и не вводило никого в заблуждение, название отражало форму предприятия, а также не нашлось другого предприятия с таким же названием.

Приятели решили, что продукт и компания должны носить различные имена.

Идея состояла в том, что в будущем семейство продуктов будет расширяться, например, за счет появления автомобилей различных моделей и размеров, а поскольку первый автомобиль будет хитом, деятельность обещает быть плодотворной. Тогда название продукта может быть превращено в бренд, независимо от возможных изменений названия предприятия.

Сначала друзья предложили в качестве названия продукта имя ”CityCar”. Имя не вызвало отклика у юриста, поскольку оно не отвечало требованиям к отличительной функции названия. После оживленного обсуждения пришли к решению – зарегистрировать товарный знак ”Aqua Speed”, несколько напоминающий по форме фирменное наименование их компании. Они предполагали, что это будет способствовать продвижению продукта на рынке, поскольку схожесть этих имен обеспечит им синергетические преимущества.

Товарищи также решили получить патент для части автомобиля, соответствующей требованиям для получения патента. Весь автомобиль не может быть запатентован, поскольку изобретение должно быть новым, а также иметь изобретательский уровень и промышленную применимость, а сам по себе автомобиль не является новым изобретением. Вероятнее всего, что получение патента возможно лишь для тех технических решений, которые позволяют использовать соляной раствор в качестве горючего для автомобиля. Степень защиты патента определена в требованиях для его получения, а потому для достижения желаемого результата и получения защиты своего изобретения есть смысл воспользоваться услугами профессионала в области патентного права.

В грандиозные планы наших приятелей входит покорение мировых рынков, но, учитывая реальное положение дел – ограниченные финансовые средства и неуверенность в окончательной верности выбранной стратегии, они решают начать соискание патента только в России. На обдумывание своих дальнейших планов у них есть время – как минимум один год.

Если товарищи захотят минимизировать свои материальные затраты или какая-то часть изобретения не может быть запатентована, поскольку она не отвечает требованиям к изобретательскому уровню, они смогут начать соискание права на полезную модель, подав заявление в ФГУ ФИПС. Они также могут начать соискание как патента, так и полезной модели, или же ранее поданное заявление на патент переоформить в виде заявления на полезную модель, если требования патента к изобретательскому уровню не могут быть выполнены. Дата подачи видоизмененного заявления остается прежней. Однако, используя право на полезную модель, вряд ли можно претендовать на мировые рынки.

Дизайн автомобиля, разработанного приятелями, вполне может соответствовать предпосылкам для получения патента промышленного образца (дизайн является новым и оригинальным). В таком случае для дизайна автомобиля безусловно надо получить защиту модели как минимум от ФГУ ФИПС. Промышленный образец можно зарегистрировать также для части продукта, например, для особого дизайна сидений автомобиля.

Модель также можно зарегистрировать в качестве товарного знака, поскольку трехмерные товарные знаки также имеют право на существование. Соискание трехмерного товарного знака целесообразно, если это добавит ценности продукту, который будет постоянно присутствовать на рынке. О регистрации трехмерного товарного знака стоит также задуматься после окончания срока защиты модели.

Используемая в автомобиле компьютерная программа и руководство пользователя защищены авторским правом уже с момента их создания. Для этих прав не требуется соискания защиты. Если друзья решат создать сайты, авторское право будет распространяться и на них.

Для вновь создаваемой компании было бы очень полезно получить доменные имена, основанные на фирменном наименовании и товарном знаке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе создания предприятия и во время ведении его деятельности необходимо уделять должное внимание следующим вопросам ИС:

Передача прав предприятию

Права ИС, за исключением товарного знака, всегда возникают только

у физических лиц, поэтому они должны быть переданы предприятию на основании отдельно заключенного договора. Самый верный путь – заключить письменный договор

о передаче этих прав.

Публикация результатов интеллектуальной деятельности

Результаты интеллектуальной деятельности не стоит публиковать, пока не обеспечена их защита. Достаточно жесткие требования в отношении новизны касаются оформления патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Товарные знаки, фирменные наименования и созданные произведения также должны отличаться новизной от уже существующих или используемых ранее.

Исполнение предпосылок регистрации и маркетинг

До начала продвижения продукта на рынке необходимо убедиться, что название продукта соответствует всем предпосылкам, установленным законом, и оно может быть зарегистрировано. В противном случае, средства на дорогостоящие маркетинговые операции будут потрачены зря. В самом худшем случае может сложиться ситуация, когда придется выплатить возмещение за нарушение прав ИС, принадлежащим другому лицу.

Факты, подлежащие проверке

В отношении прав ИС действует обязательство выяснения, которое должно исполняться до того, как будут сделаны попытки регистрации исключительных прав или ими как-то иначе попытаются воспользоваться. В связи с публичностью реестра сторона не может ссылаться на вину по неосторожности, поскольку права другого лица будут ущемлены преднамеренно, т.к. существование права не было в достаточной мере уточнено через используемые и действующие базы данных. Лицу, продвигающему новое фирменное наименование компании или товарный знак, необходимо удостовериться, что в реестре нет идентичных или очень похожих названий или знаков.

Контроль за нарушением прав ИС

Несмотря на исключительные права, их владелец не может занимать пассивную позицию,

так как соблюдение своих прав и отслеживание их возможных нарушений должно быть активным. Для контроля можно пользоваться, например, базами данных, или же на ярмарках и выставках внимательно изучать продукты, появляющиеся на рынке.

Контроль возможных нарушений напрямую связан с эксплуатацией имущественных прав ИС, а также их сохранностью. К фактам нарушения исключительных прав нельзя относиться снисходительно, это особенно важно для сохранности прав на товарный знак и название компании. Существует риск, что они перестанут исполнять свои персонифицирующие функции и быть утрачены.

Лицензирование

В некоторых ситуациях приобретение или выдача лицензии могут стать лучшей альтернативой тому, чтобы изготавливать и развивать все самостоятельно. Лицензирование делает возможным концентрацию сил предприятия на основной своей деятельности. С помощью лицензирования предприятие может избежать дорогостоящих

и требующих немало времени процедур разработки и получения результатов интеллектуальной деятельности, оформления прав ИС и дальнейшего их контроля и поддержания.

Для предприятий, продающих лицензии, этот вид деятельности может быть существенным источником дохода.

Тем не менее, лицензирование может нести определенный риск для товарного знака компании в случае передачи его по лицензии и несоблюдения условий лицензионного договора лицензиатом (например, продажа некачественной продукции, маркированной лицензионным товарным знаком).

Коммерческие тайны (ноу-хау) и неразглашение

Договоры о неразглашении чаще всего заключаются между сторонами договора и

с сотрудниками, получающими доступ к коммерческим тайнам. Обязательство неразглашения может быть включено в главный договор проекта. Например,

в лицензионных договорах имеет смысл четко и однозначно описать систему защиты коммерческих тайн.

Взгляды на право конкуренции

При заключении лицензионных договоров и других соглашений о сотрудничестве нужно учитывать влияние закона о конкуренции и антимонополистических действиях на рынке. Если участники договора имеют достаточные силы на рынке, то стороны являются конкурентами, а договор считается взаимным, но обстоятельства могут привести к тому, что лицензионный договор начнет противоречить правилам конкурентной борьбы.

Географический масштаб предполагаемого рынка

В зависимости от географического масштаба предполагаемого рынка, предприятию необходимо решить, будет ли оно соискать защиту только внутри своей страны или

и в других государствах. Если продвижение продукта и его защита будут происходить

и на международном уровне, при соискании защиты можно воспользоваться международными соглашениями о сотрудничестве.

Планирование налогов и права ИС

Права ИС могут быть поставлены на учет в качестве нематериальных активов предприятия. Они могут амортизироваться в связи с этим увеличивая затраты предприятия и уменьшая налогооблагаемую базу по прибыли.

Разрешенные налоговые преимущества могут быть получены путем сосредоточения прав в стране с низкой ставкой налогообложения. Как правило rojalti-доход признается налогооблагаемым источником дохода, который стоит приходовать в том предприятии концерна, где установлена низкая налогооблагаемая база. Даже относительно небольшое общество может воспользоваться возможностями международного планирования налогов, но это предполагает выход на международный уровень, например, открытие дочернего предприятия в стране с низкой налоговой ставкой. Однако, нет смысла стремиться к описанной системе только из-за налоговых преимуществ, если rojalti-доходы не играют существенной роли в деятельности общества.

 

Источник: Он-лайн-курс «Основы охраны и использования интеллектуальной собственности».- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.