27.01.2012 85117

Основные направления государственной семейной политики в современной России

 

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, по его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Сложившаяся социокультурная ситуация в семье требует целенаправленного создания условий с целью поддержания молодежи в условиях трансформации современной российской семьи. С этой целью становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с семьей и молодежью. И имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей ценностных ориентации соответствующих менталитету российского общества.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семья находится под защитой государства. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция государственной семейной политики, в которой одним из положений устанавливается приоритет интересов детей при ее проведении. Введена усовершенствованная система социальных пособий семьям, имеющим детей. Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном обеспечении, социальном страховании, при наступлении безработицы. Осуществляется адресная поддержка семей с детьми в рамках территориальных программ социальной защиты населения и специальных программ поддержки семьи и детей. Началось развитие системы социального обслуживания, в том числе предоставление консультативно-психологической помощи семье и детям, подготовка профессиональных кадров социальных работников и социальных педагогов.

Вместе с тем совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребенку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.

Отставание от темпов экономических преобразований процесса формирования новой системы социальных гарантий, несовершенство механизмов их реализации усиливают социальную уязвимость семей и особенно детей.

Недостаточны правовые и экономические предпосылки для обеспечения семейного благосостояния на трудовой основе.

Основная цель в области поддержки семьи как естественной среды развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

Это предполагает развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;

- совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми;

- содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;

- сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей.

Решение поставленных задач потребует поэтапной реализации следующих крупных мер:

- совершенствование систем оплаты труда, налогообложения граждан с учетом иждивенческой нагрузки; поддержка усилий семьи в получении дополнительных доходов (от дополнительной занятости, личного подсобного хозяйства, сбережений и ценных бумаг и т.д.); экономическая, правовая и информационная поддержка становления и развития малого семейного бизнеса; предоставление различных видов кредитов семьям с детьми.

При безусловной приоритетности этих мер их решение возможно обеспечить поэтапно с наступлением финансовой стабилизации и началом экономического роста;

- предоставление пособия на каждого ребенка на базовом уровне, независимо от доходов семьи; учет интересов детей при развитии систем социального и медицинского страхования, проведении пенсионной реформы; формирование адекватных новым социально-экономическим условиям гарантий алиментного обеспечения детей при разводе родителей; разработка и внедрение основных социальных нормативов обеспечения детей услугами систем образования, здравоохранения и культуры, обеспечение доступности предусмотренных гарантий, в том числе, предоставление семьям частичной компенсации расходов в связи с обучением детей, летним оздоровительным отдыхом, проездом детей к месту отдыха на время школьных каникул или на санаторно-курортное лечение и др.; создание системы прямой денежной и натуральной помощи бедным семьям с несовершеннолетним и детьми, дифференцированной в зависимости от условий жизни;

- обеспечение для взрослых членов семьи возможностей рационального сочетания экономической активности и семейных обязанностей (поэтапное распространение на мужчин в перспективе права на льготные режимы занятости в связи с выполнением семейных обязанностей; разработка правового и экономического механизма обеспечения прав родителей на удобные для них режимы труда, создание условий более равномерного распределения семейных обязанностей между членами семьи, включая насыщение бытовой техникой, развитие сферы бытовых услуг); расширение и совершенствование различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей (издание соответствующей доступной литературы для родителей разработка и реализация программ подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения); разработка современной концепции развития дошкольных учреждений и иных форм по обеспечению ухода и присмотра за детьми; поддержка сохранения и развития системы дошкольного воспитания, разнообразных ее форм, дополняющих семейное воспитание; развитие сети учреждений социального обслуживания для семей с несовершеннолетними детьми по различным вопросам воспитания и ухода за ребенком, оказанию социальной, психологической и педагогической помощи родителям и детям;

- разработка комплекса мер по устранению причин, ведущих к помещению детей на государственное обеспечение (профилактическая работа с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, профилактика отказов от детей, прежде всего среди несовершеннолетних матерей и пр.); развитие новых форм и совершенствование процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих детей на воспитание;

- организационное обеспечение политики поддержки семьи с детьми путем проведения мониторинга социально-экономического потенциала семьи, положения детей в семьях разного типа, в первую очередь в семьях повышенного социального риска; разработка методологии и механизмов экспертизы, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти решений, с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи; расширение подготовки и переподготовки кадров социальных работников и иных специалистов (психологов, педагогов, юристов, врачей и др.) для работы с семьей.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется не только принятием нового Семейного Кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации, прямо или косвенно, говорится об институтах семейного права.

Мы рассматриваем семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций.

В соответствии с нашим подходом специфика семейной политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и различных ее направлений (экономическая, жилищная, социокультурная, занятости, сфера услуг и др.). И прежде всего, по следующим причинам: в семьях проживает подавляющее большинство населения России; экономические и моральные проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на ее жизнедеятельности; семья выполняет исключительную по своей значимости для общества функцию по рождению и воспитанию, социализации детей; наконец, семья берет на себя основную часть забот о престарелых и инвалидах.

С помощью семейной политики и на основе фамилистической экспертизы в интересах семьи должны корректироваться принципиальные государственные решения. В конечном счете, практически все решения имеют семейный аспект, связаны с жизнедеятельностью семьи и оказывают на нее определенные воздействия. Учет семейного фактора является обязательным при планировании и оценке федеральных и региональных программ, прогнозировании развития страны. Реализовать эти задачи призвана фамилистическая экспертиза, рассматривающая состояние общества через призму состояния семьи.

Таким образом, благополучие семьи является приоритетным критерием оценки общественных явлений, социальных преобразований, а семья должна выступать в качестве обязательного объекта государственной политики, федеральных и региональных программ. Это поставит проблемы семьи в центр общественного и государственного внимания, даст импульс для их решения, ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическом перераспределении бюджета, а об органическом включении семейного аспекта в финансовую политику.

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».

Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

- Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

- Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

- Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

- развитие законодательной базы государственной семейной политики;

- демографическая политика в отношении семьи;

- экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

- социокультурная политика в отношении семьи;

- развитие социального обслуживания семьи;

- государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

- региональная семейная политика;

- взаимодействие государства и неправительственных организаций - субъектов семейной политики;

- разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта.

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально - экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

В условиях социально - экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам «семейного аспекта», превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства. Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49 - й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи «должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса - предпринимателями, общественностью, частными лицами».

Для принятия управленческих решений необходимо иметь надежную «обратную связь» с семьей, знать, как изменяется ее жизнедеятельность, насколько эффективны принимаемые меры семейной политики, как она влияет на социальную напряженность в обществе. Это позволит своевременно вносить коррективы в семейную политику. В свою очередь семья слабо информирована о принимаемых государством мерах во многом из-за правовой неподготовленности, ограниченного доступа к нормативной информации, сложности ее изложения.

Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе - страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.

При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; «нейтральная» политика, ориентированная на поддержку всех типов семей; тендерная политика, регулирующая взаимоотношения различных полов и рынка рабочей силы.

Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений. В одном из первых международных актов - Всеобщей декларации прав человека (1948) - подчеркивается, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Это важнейшее Положение направлено на защиту семьи, оказание ей помощи в жизненном становлении, подготовке к принятию ответственности за «естественную среду обитания своих членов», прежде всего детей и молодежи, престарелых и инвалидов. Во имя этих целей политика и соответствующее законодательство, содействующие укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций.

В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа «Хартия семьи / права семьи». Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.

На основе анализа «Руководящих принципов по вопросам семьи», разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:

- утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

- обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;

- разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условий жизни;

- осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);

- оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;

- содействие семье в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

- разработка систем налогообложения, учитывающих интересы семей;

- создание систем социальной помощи семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

- организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов;

- осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи;

- социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей;

- содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

- предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;

- предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

- формирование позитивного для семьи информационного пространства.

Государство должно влиять на общественное мнение как об идеальном числе детей в семье, так и о допустимых причинах развода. В его силах поднять престиж семейного образа жизни, предполагающего прочный брак с несколькими детьми, а не принуждать граждан поступать вопреки их личным интересам. Оно воздействует на сами эти интересы, создавая гражданам такие условия, чтобы то, что выгодно государству, стало выгодно и им самим. И в нашей стране, и в ряде других стран делались попытки такого воздействия путем предоставления льгот и пособий семьям с маленьким ребенком или с несколькими детьми. В результате у многих пар, желавших второго ребенка, но не решавшихся на это из-за своей бедности, он появился. Но на двухдетные семьи эти меры повлияли меньше: обычно у них просто нет потребности в третьем ребенке. Для того чтобы она появилась, нужно, как минимум, платить им такие пособия, чтобы при рождении третьего ребенка жизненный уровень не падал, а рос. Но требуемые средства могут быть получены или за счет налогов с тех, у кого меньше трех детей, либо путем эмиссии, что усилит инфляцию и ударит по тем, кто пособий не получит. Они же, будучи большинством и в населении, и в парламенте, не пропустят такие законопроекты. Увеличить пособия на детей необходимо, но невозможно повысить их настолько, чтобы иметь трех детей стало выгодным. Да и не в одних деньгах тут дело.

В разных странах и в разные эпохи перечни законных оснований для развода были различные. Но во всех случаях это были только объективные причины. Если бы разводы не допускались вообще, нельзя было бы заставить людей, не склонных соблюдать правила семейной жизни, им подчиняться. Напротив, они могли бы пользоваться всеми преимуществами брака, ничего не давая взамен своим супругам, которые оказались бы в безвыходном положении. Даже в самых традиционных обществах в определенных ситуациях законы давали право невиновному и здоровому супругу на развод с человеком, либо не желающим соблюдать эти правила, либо неспособным выполнять их по состоянию здоровья, и на вступление в новый брак с другим, более подходящим партнером. При этом виновный (но не больной) супруг подвергался определенным санкциям: например, лишению на долгий срок или даже пожизненно права на другой брак, уплате невиновному супругу, а дети и спорное имущество передавались последнему.

Следует отметить, что традиционные общества, как правило, очень негативно относились к разводам, вызванным чисто субъективными причинами, например тем, что один из супругов просто разлюбил другого, хотя тот не нарушал никаких элементарных правил семейной жизни. Особенно негативной была реакция закона и общественного мнения, если на такие причины ссылалась жена. В подобных случаях развод либо вообще не разрешался, либо к его инициатору применялись вышеупомянутые санкции.

Отношение консервативного общества к разводу способствовало укреплению брака как социального института, хотя и не всегда могло предотвратить случаи распада конкретных семей. Уровень разводимости был очень низким, измерялся долями процента, максимум несколькими процентами от общего числа браков. В частности, в Российской империи, законы которой о разводе в 1913 г., в общем, соответствовали вышеописанной схеме, число разводов составляло лишь 0,4 % от числа заключенных браков. (В современной же России разводом заканчивается более половины браков). Понятно, что в сохранившихся браках супруги отнюдь не всегда были удовлетворены своей семейной жизнью. Но и в наше время число неблагополучных полных семей вряд ли меньше. При традиционном взгляде на брак такая неудовлетворенность семейной жизнью не признавалась достаточным основанием для развода: интерес семьи как целого стоял выше интересов ее членов, а общественный интерес - выше семейного.

Изменения законов о разводе, которые произошли в нашей стране в советский период (в 1918, 1926, 1936, 1944, 1955, 1965, 1968 гг.), а также во многих европейских государствах главным образом после второй мировой войны, сводились в основном к отказу от признанных кодексами перечней вольных или невольных нарушений правил семейной жизни одним из супругов как оснований для расторжения брака по требованию другого супруга и от применения санкций к виновной стороне. Вместо этого достаточным основанием для развода стало считаться либо само по себе раздельное проживание супругов (независимо от его причин) в течение определенного времени, либо просто категорическое требование одного из супругов расторгнуть брак, даже если другой супруг не соглашался на развод и не нарушал никаких правил семейной жизни. Такие понятия, как «сторона, виновная в разводе» и «санкции по отношению к виновнику развода», вообще исчезли из юридического лексикона многих стран. Если традиционное законодательство исходило из интересов общества, желающего сохранить максимальное число семей, и из интересов самих семей, то в современных законах восторжествовал принцип приоритетности эгоистических интересов индивидов, которые часто строят свое личное счастье (причем сплошь и рядом мнимое и недолговечное) на несчастье своих покинутых супругов и детей.

Последствия подобных изменений правовых и моральных норм очевидны. Это - многократный рост уровня разводимости, который и в России и почти во всех европейских гранах измеряется уже 25-45 и более процентами от общего числа заключенных браков, и далеко не полная компенсация разводов повторными браками, и высокий удельный вес неполных семей и детей, воспитывающихся без одного из родителей, и трудности, которые эти дети испытывают в процессе социализации, и их непропорционально большой вклад в преступность несовершеннолетних. Кроме того, высокий уровень разводимости в обществе влияет и на не распавшиеся, даже на вполне благополучные семьи. Во многих из них супруги осознают потенциальную возможность развода. Они видят, как многие их знакомые, которые соблюдали все правила семейной жизни: заботились о своих семьях, не пьянствовали, не бездельничали, не нарушали супружеской верности, оказываются брошенными своими мужьями или женами, а нередко еще и теряют жилье, имущество и лишаются возможности общаться со своими детьми (последнее относится почти исключительно к мужчинам). Поэтому немало супругов в вполне благополучных семьях решают, что им лучше, на случай возможного развода (от чего никак нельзя страховаться), ограничиться одним ребенком и вообще строить свои супружеские отношения как временные. В первую очередь это проявляется в ориентации женщин на работу вне дома: они понимают, что могут быть брошены мужьями даже без всякой их вины, и не хотят оказаться в этой ситуации без источника средств существования. Это - одна из самых важных причин вовлечения женщин в общественное производство, что, в свою очередь, ведет к снижению рождаемости и способствует расторжению браков по инициативе самих женщин: экономическая зависимость уже не удерживает их от развода не только с пьяницами и бездельниками, от которых они и прежде материально не зависели, но с более «приличными» мужьями, виновными лишь в том, что их не любят.

Не следует понимать вышесказанное как призыв к восстановлению старых репрессивных законов о расторжении брака. Эти законы были пересмотрены и в тех странах, где не произошло никаких революций. Законы изменились потому, что изменилось общественное мнение, причем во многих странах право отстает в этих вопросах от морали на несколько поколений. Общественное мнение в наше время не осуждает разводы, вызванные не только объективными, но и чисто субъективными причинами.

Социальная работа должна быть перестроена так, чтобы каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д., получал адекватную помощь и чтобы в этой помощи все больше и больше места занимали модели саморазвития и самовыживания. Необходима также организация имущественного и духовного продвижения, с тем чтобы бюджет государства расходовался на более эффективную, реальную помощь тем, кто действительно не в состоянии помочь себе сам.

Итак, в сфере брачно-семейных отношений, равно как в других сферах нашей жизни, необходима радикальная реформа, главным результатом и конечной целью которой станет переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации, наконец, от процесса дестабилизации к процессу оздоровления семейных отношений. Это тем более важно и актуально в наше беспокойное время, когда именно семья может и должна стать тем ноевым ковчегом, который даст возможность человеку вступить в третье тысячелетие, минуя бури и рифы переходного периода.

Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии.

В связи с этим возникает ряд серьезных проблем во всех областях жизнедеятельности семьи, которые необходимо решать совместными усилиями членов семьи, государственных органов и общественных объединений.

Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в семьях с несколькими детьми, в молодых семьях с маленькими детьми, с детьми - инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.

Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного (по качеству, а в малообеспеченных семьях - и по количеству) питания, проведения некачественного лечения, снижения потребления услуг сферы образования, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, зрелищных, культурных мероприятиях для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно - досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

Полномасштабное решение вопросов материального положения семей с детьми лежит в русле макроэкономической политики, трансформации распределительных и производственных отношений в обществе. В их числе реформа оплаты труда, социального обеспечения, становление института частной собственности и развитие предпринимательства. Вместе с тем должен быть выделен и реализован блок социальных задач, решение которых необходимо для обеспечения нормального развития детей, в том числе потребления социальных благ и услуг.

Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также возвращением в семью многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг. Существующее законодательство о льготных режимах работы для женщин, воспитывающих детей, практически не действует, вступая в противоречие с экономическими интересами работодателя и самой работницы. Отцы же, за исключением тех, кто воспитывает ребенка без матери, права на такого рода льготы не имеют вообще. Серьезного внимания требует также повышение педагогической и психологической культуры родителей.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, и т. д.

В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды. Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее соответствует целям всестороннего развития ребенка.

В настоящее время все больше ограничивается возможность использования семьей детских дошкольных учреждений, что связано с сокращением числа таких учреждений и возросшей платой за содержание в них детей. Это является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи (для многих семей весьма ощутимо). Кроме того, длительные перерывы в работе влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособность на рынке труда, и обусловливают возникновение дополнительных проблем для семьи в перспективе. Задача сохранения и развития системы детских дошкольных учреждений остается чрезвычайно актуальной. Однако сама эта система должна претерпеть существенные изменения и ориентироваться на расширение видов предоставляемых услуг, форм организации ухода и присмотра за детьми и повышение их качества.

В России растет число детей-сирот и детей, лишившихся по различным причинам родительского попечения, воспитывающихся вне семейной среды в специальных воспитательных учреждениях. Необходимо планомерно предпринимать усилия по изменению сложившейся практики устройства этих детей, развивая новые формы и процедуры передачи их на воспитание в семьи.

По нашему убеждению, принятый 8 декабря 1995 г. новый Семейный кодекс РФ, формально призванный содействовать укреплению так называемой детоцентристской семьи, в реальности отразил пассивное примирение государства и общества с негативными тенденциями в брачно-семейных отношениях.

Мы имеем в виду законы, облегчающие и упрощающие до минимума процедуру развода; признание полных родительских прав за несовершеннолетними родителями - по достижении ими 16 лет; признание определенных семейных прав за гражданами, состоящими в фактических брачных отношениях; гарантию и расширение круга прав супругов, заключивших брачный контракт; урегулирование вопросов установления происхождения детей, рожденных с помощью искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания (суррогатной матери). Словом, семейное законодательство, учитывая современные тенденции развития семьи и общества, «доводит» вмешательство государства в глубоко личную сферу до разумного минимума с переносом центра тяжести на надлежащую охрану и защиту прав и интересов семьи.

Одним из важнейших новшеств в «Семейном кодексе Российской Федерации», является брачный договор. Прошли времена, когда социалистическое государство в лице месткома, парткома и общественного мнения присматривало за семьей. Сегодня государство не собирается определять отношения партнеров, но оно предлагает законы, способные предотвратить нарушения прав в семье.

Под общечеловеческими ценностями, понятно, подразумеваются свобода выбора индивидом стиля частной жизни и максимальная автономия брачносемейного поведения по отношению к государственным, религиозным или общественным (моральным) формам контроля.

На двойственную природу возрастающей ценности автономности личности, свободы удовлетворения потребностей в самой деликатной сфере человеческого бытия обратил внимание еще Ф. Энгельс. В статье «Книга откровения» он пишет: «Для одних - это революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми; для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной».

У нас есть основания полагать, что под прикрытием современной «революционной» модернизации общественного и индивидуального сознания, при усиленной пропаганде через СМИ приоритетов «свободной любви» создается максимально благоприятная среда для культивирования и легализации этих самых «легких отношений», причем не только гетерогенных, но и эндогенных. Можно не сомневаться, что приравнение к статусу семьи однополых союзов (геев и лесбиянок) - это уже вопрос времени, не более двух лет.

Таким образом, государству «легче» защищать права 14-16-летних матерей, легализовать все виды сожителъств, уравнять в правах всех детей – «брачных», «внебрачных» и «из пробирки», т.е. признать за наметившейся тенденцией статус нормы, чем всемерно закреплять, поддерживать и поощрять отвечающие российской ментальности и православной традиции формы семейно-брачного и репродуктивного поведения.

Показательно, что в новом Семейном кодексе отсутствует понятие «домохозяйство» и нет правового обоснования социально-экономической организации этой учетной единицы. Российское семьеведение переняло из западного (а точнее, восстановило, вернуло дореволюционный принцип) практику учета не только «семьи» в ее известной трактовке, но и «домохозяйства. В микропереписи России 1994 года учитываются и домохозяйства. Это оказалось принципиально важным для науки моментом. Ведь «домохозяйство» - это как бы тоже «семья». Но ему необязательно включать в себя людей, состоящих в кровном родстве или браке. Оно может состоять из двух-трех или более людей, связанных отношениями, «возникающими при организации их совместного быта; ведения общего домашнего хозяйства и т.д. Чаще всего такими лицами являются домашняя прислуга, няни, воспитатели, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры (на том же основании - телохранители, сторожа коттеджей, «личные водители» автотранспорта), если они живут в семьях нанимателей. К «домохозяйству» причисляются и одиночки, самостоятельно ведущие домашнее хозяйство, обеспечивающие себя. Но из него исключаются дети, находящиеся в детских домах, школах-интернатах, и старики, живущие в домах-интернатах для инвалидов и престарелых. Из этого определения видно, что в отличие от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно как экономическая ячейка общества»

В то же время, поощряя брачные контракты, закон признает недействительным фиктивный брак, «если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью» (статья 27). А что имеется в виду? Совместное проживание? По новому законодательству супруги могут жить раздельно, следовательно, не иметь совместного имущества, общего быта и, наконец, детей. Не обозначив законодательно признаки семьи и признавая действительными только отношения, зарегистрированные в органах ЗАГСа, степень «фиктивности» этих отношений выявить невозможно. Формальные признаки - «объединение недвижимости, капиталов, собственности» и невыполнение деликатных «супружеских обязанностей»? Однако в брачном контракте эта сторона не оговаривается, и никто из участников договора (партнеров) не может быть принужден к выполнению интимных обязанностей.

Заложенный в современное семейное законодательство принцип «дурной бесконечности» и «замкнутого круга» лишает как теоретиков - фамилистов, так и практических работников возможности учитывать реальные противоречия в семейно-брачной сфере и определенным образом вовремя ограничивать действие негативных тенденций, добиваясь «гармонии», гибкого сочетания, компромисса двух противоположных сторон.

Перспективные разработки в области проведенного исследования, на наш взгляд, должны быть направлены на анализ дальнейших трансформаций, новых тенденций, проявляющихся в ценностных ориентациях современной российской молодежи в условиях меняющейся семьи. Это необходимо для выработки действенных механизмов регулирования молодежной и семейной политики и формирования адекватных потребностям молодежи программ развития на перспективу.

Утвержденным Указом Президента России «Об Основных направлениях государственной семейной политики» предусмотрена помощь семье в воспитании детей путем:

- государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

- распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

- запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

- государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

- формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних.

Дальнейшее развитие должна получить система пособий гражданам, имеющим детей.

Условия жизни, здоровье детей зависят от возможностей родителей дать им достойное содержание. Нашей основной заботой в этой области является поддержание уровня жизни и усиление социальной защищенности семей с детьми, мобилизация максимально возможных финансовых средств государственного бюджета и негосударственных фондов на эти цели.

По мере наращивания экономических ресурсов государство будет увеличивать размеры пособий, появятся возможности для расширения категории получателей пособий и введения новых видов пособий. Задача государства - обеспечить гражданам, имеющим детей, благоприятные условия для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. Основные направления государственной семейной политики утвержденные недавно Указом Президента России, содержат следующие меры:

- распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время по месту работы матери;

- усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

- введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому;

- бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам.

Считаем необходимым всемерно учитывать интересы детей при развитии систем социального и медицинского страхования, совершенствовании системы алиментного обеспечения детей в случае развода родителей, разработке основных социальных нормативов обеспечения детей услугами образования, здравоохранения, культуры.

Будет обеспечено дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в бюджете до 2,2 %.

В числе других мер:

- увеличение размеров ежемесячного пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих срочной службы и семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов;

- увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов;

- своевременная и полная выплата семейных пособий, в том числе за счет приоритетного финансирования и жесткого государственного контроля на федеральном уровне;

- расширение льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов.

Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.

Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.

Мы все должны сделать главным критерием нашего развития уровень жизни и защищенность прав детей. Как сегодня живут наши дети, так завтра будем жить мы сами.

Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, - каждого из нас. Только при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения данной программы. В этом мне видится залог развития и процветания российского общества в целом и каждой семьи в отдельности.

Не менее важна в нашей стране развитие молодежной политики, направленной на воспитание в семье самодостаточного, думающего, мобильного, здорового и физически, и нравственного - поколения, и, конечно, выражающей интересы молодежи, быть средством решения ее проблем, среди которых основными, наряду с проблемами образования, трудоустройства, материального обеспечения, создания собственной семьи выступают и проблемы нравственного характера. Духовное развитие, пропаганда здорового образа жизни, создание необходимых условий для реализации инновационного потенциала молодежи - залог стабильности будущего процветания страны.

Такие результаты возможны при:

- распространение принципа устойчивого развития на общество, его социальные институты и на индивидов, благодаря органичной взаимообусловленности образования, культуры и российской модели цивилизационной трансформации;

- формировании потребности быть субъектом собственного развития -через трудовую социализацию, когда в процессе производства общественно-полезных вещей человек учится «производить самого себя»;

развитии (а значит, и в семье, обществе) валеологической культуры как основы жизнестойкости,характера, умения ценить жизнь готовности бороться за нее до последнего; одновременно - научение человечности: привитие способности воспринимать чужую боль, страдание, допущенную несправедливость, унижение как переживаемые им лично;

- решении этой задачи подразумевает единство таких ценностей, как духовная, интеллектуальная и социальная;

- научении молодежи рефлексии, т.е. умению смотреть на себя и оценивать свои поступки «со стороны» - с позиций общепринятых понятий добра и зла, честного и бесчестного и т. д.; тем самым привитие чувства социальной ответственности за собственное поведение;

- умении молодежи сверять свой жизненный путь с тем «курсом» (вектором), который задан системой образования, доказывая способность к самостоятельному накоплению знаний, развитию навыков и умений, выработке самостоятельных суждений;

- обеспечении социокультурной преемственности поколений, воспроизводство культурно-генетического кода российской цивилизации с опорой на российский менталитет и национальную культуру, представленные основными типами мироосвоения - народным опытом, мифологией, религией, философией, искусством и наукой;

- содействии приобщению к народной культуре через освоение системы ценностей, накопленных на уровне рода, семьи - как истоков становления духовного потенциала личности;

- воспитание гражданских чувств и патриотизма через осознание важности вносимой им индивидуальной лепты в могущество, процветание, славу и независимость своей отчизны.

Ценности внесемейные, индивидуалистические по своей природе, заняли достаточно прочные позиции в сознании молодежи, и в этом явлении лежит корень противоречий в поведении и деятельности молодых людей в производственной, образовательной, брачно-семейной сфере. На наш взгляд, браки будут реже распадаться, а устойчивость семьи повысятся в том случае, если супружеские пары будут ориентироваться на такие моральные приоритеты, как ценность супружества, чувство долга, ответственности, заботы о близких, их материальная и нравственная поддержка, любовь к детям, взаимопонимание в семье, уважение к старшим и т. п.

Для этого следует, на наш взгляд предпринять практические шаги по разрешению противоречия между практикой полигамных отношений, свойственных отдельным культурам в российском обществе, и существующей законодательной базой в сфере брачно-семейных отношений.

Явление полигамии существует в системе неформальных брачно-семейных отношений в этносах, исповедующих ислам. Официально не признаваемые, полигамные семьи открыто функционируют в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, других мусульманских обществах и очевидна необходимость внесения дополнений в брачное законодательство, разрешающее лицам с определённой религиозной и этнической принадлежностью заключение нескольких браков одновременно. Таких прецедентов в законодательствах стран, достигших высокого уровня общественного развития, не существует. Однако следует учитывать уникальность России, как страны, объединяющей и Восток, и Запад. Восточные, традиционного типа общества, государственно признающие ислам в качестве официальной религии, не стояли перед проблемой, с которой столкнулись современные общества, - проблемы выборы одной из двух групп ценностей в качестве приоритетной. Семейные ценности в традиционных культурах главенствуют над внесемейными, и основная проблема традиционных обществ, противоположна трудностям общества современного типа. Здесь речь идёт не о демографическом кризисе, а о демографической революции, демографическом взрыве, управлять которым оказалось чрезвычайно сложно. Западные общества переживают процесс депопуляции, и Россия вошла в их число.

Уход от решения проблемы полигамии в её регионально-этническом варианте только усугубляет процесс сокращения численности населения. При всей нетрадиционности данного явления для российского общества, в массе своей тяготеющего к христианству, полигамия в нём - объективный факт современной действительности, имеющий глубокие исторические корни.

Не менее важна для формирования ценностных ориентации молодежи широкая пропагандистская кампания, направленная на поддержку потенциала и престижа полных семей с двумя и тремя детьми, создание привлекательного имиджа таких семейных групп.

В общественном сознании действует стереотип об отрицательном влиянии экономического состояния общества на фактор детности.

Еще одним немаловажным аспектом в формировании ценностных ориентации семьей это возвращение авторитета отца и мужа, с одной стороны, и родителей в глазах детей, с другой. Данный процесс затронул все современные сообщества, и он является настолько неизбежным в сложившихся исторических условиях, настолько и необратимым. В связи с этим одним из следующих направлений работы является управляющее воздействие на социум с тем, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия демократизации и эгалитаризации внутрисемейных отношений. Основаниями для такого воздействия служат закономерности функционирования семьи как малой группы, в которой за женщиной природой определено лидерство в эмоциональной сфере, а за мужчиной - в социальной. В родительско-детских отношениях лидерство первых относительно вторых необходимо в связи с исполнением супругами важнейших социальных функций - воспитательной и социализационной. Равенство указанных позиций делает затруднительной деятельность такого рода и снижает воспитательный потенциал семьи и общества в целом. Поэтому дисгармоничные явления в конечном итоге приводят к разводам, а не к совместному сотрудничеству всех членов семьи над разрешением трудностей. Наверное, не мало важное значение в этом играет то, что молодые люди идеализируют брак (мотивом вступления в брак является только любовь), хотя в жизни видят, что родители каждый день преодолевают трудности и проблемы в семье, но все равно не хотят помнить о том, что, брак это кропотливый каждодневный труд и умение идти на компромисс.

Исходя из сложившейся ситуации на наш взгляд, требуются изменения сформировавшейся в массовом сознании установки на допустимость развода и распада семьи как наиболее быстрой и эффективной меры в решении семейных проблем. Юридические нормы опираются на моральные, и вместе с тем то, что разрешает (или не запрещает) закон не должен автоматически приобретать характер нравственной нормы. В частности, биологическое родительство, как правило, устойчивее дозволенного законом социального. Поскольку общество трансформируется, а брачно - семейные отношения во многом направляются ходом социальных реформ, социальный контроль в нём заметно ослаб (особенно в крупных городах), но именно от того, насколько усиленно он будет осуществляться, и будет зависеть процесс приведения в соответствие с требованиями здравого смысла юридических норм, более или менее приемлемых в нравственно-психологическом отношении.

Серьезной бедой для нашего общества становится распространение одиночного образа жизни. В этом случае необходимо социально-психологическое воздействие на ту категорию людей, которая выбирает одиночество нормой жизни. Права личности, и в том числе на тот или иной образ жизни, охраняются законом, однако помимо закона существуют и другие социальные категории, как то: здоровье душевное и физическое, здоровый образ жизни, счастливое материнство и отцовство, наследование фамилии, имущества и рода занятий, семейное благополучие и многое другое, что осуществимо только в рамках семьи. Демографические интересы общества сливаются здесь с самыми интимными потребностями личности, и семейный образ жизни становится объективно необходимым каждому индивиду. В этом смысле воспитание молодых людей должно учитывать один из важнейших его компонентов - семейное воспитание и включать такое обязательное звено, как подготовка к семейной жизни.

Очевидно, что в ближайшем будущем изменение нормы на другую, более отвечающую традиции моногамии, вряд ли случится, учитывая то обстоятельство, что процесс индивидуализации массового сознания труднообратим. И, тем не менее, определённые усилия, направленные на формирование соответствующих социальных установок у молодёжи, будут оправданы с позиций социально-психологических, морально-этических, психолого-педагогических, социально-демографических и тл., что неизбежно повлечет изменение структур российских семей.

Изменившуюся структуру семьи (неполные семьи, матрифокальные семьи, долговременные сожительства и т.д.) следует принять как социальную инновацию, обусловленную индивидуальными потребностями. Если нравственные нормы в современном российском обществе достаточно толерантны к незамужним матерям и внебрачным детям, а юридические позволяют им любые проявления жизнедеятельности наравне с женщинами в зарегистрированном браке и детьми в статусе законнорожденных, то социально-психологические нормы находятся в противоречии с интересами названных социальных категорий. Социальное отчуждение возникает в отношениях между носителями официального и неофициального статусов как следствие присущих общественному сознанию стереотипов в сфере брачно-семейных отношений и основанной на них системе традиционных ценностей, отличной от системы современных ценностей индивидов, обладающих инновационным сознанием.

Социологическая, психологическая, медицинская, педагогическая, юридическая науки должны внести свою лепту в процесс формирования общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений. Нужна целенаправленная и систематическая морально-психологическая поддержка тех разновидностей семьи, которые объективно соответствуют потребностям субъектов брачно-семейной деятельности - индивиду, семейной общности и обществу.

Между тем в российском социуме групповой брак, однополые и бисексуальные брачные пары, полигамия, этнически и конфессионально не обусловленная, и многие другие подобные формы браки и семьи, однажды появившись, продолжают существовать. На наш взгляд, следование данному явлению - скорее мода, чем обычай, традиция. Мода же переменчива. В связи с этим задача общества состоит в том, чтобы стимулировать одни процессы и по мере возможности снимать побочные эффекты других, коль скоро устранить их из социальной практики в целом не представляется возможным.

Российское общество должно направить социально-педагогические усилия на медико-социальное и социально-психологическое просвещение молодёжи и их подготовку к вступлению в брак и созданию семьи. Отделение сексуальных отношений от брачных, отмеченное в российском социуме ещё в дореформенный период, в силу вышеназванных причин приобрело характер социальной нормы. Вернуться к существовавшей прежде норме, запрещающей добрачные и внебрачные отношений полов, в современных условиях не представляется возможным, поскольку в обществе отсутствуют глубоко укоренившиеся в массовом сознании религиозные установки и стереотипы и значительно поколеблены нравственные.

В связи с этим фактором практика ранних браков, в том числе и незарегистрированных, воспринимается общественным сознанием противоречиво - от неодобрения и отрицания до терпимости и пассивного принятия. Очевидно, что наиболее адекватной со всех точек зрения была бы такая оценка данного явления, которая находилась бы в диапазоне от активного отрицания ранних браков и добрачных множественных связей подростков и юношества до толерантности к фактическому двоебрачию людей зрелого возраста как их сознательному выбору формы партнёрских отношений.

Социальные институты образования и воспитания, семья обязаны помочь молодежи наметить общую программу его самовоспитания, поставить ряд конкретных задач, определить наиболее эффективные пути и средства их осуществления. Осознание молодежи содержания задач, их последовательности и средств решения - условие создания их ценностных ориентации.

В этих целях в современных условиях становится необходимой разработка новых подходов к семейной политике, которая способствовала бы повышению социального престижа семьи в обществе.

 

АВТОР: Часовская Л.А.