30.01.2012 15116

Досуговые ценности в сфере туризма

 

Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С.Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества. Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.

Ракурс подхода к анализу ценностей, предложенный М. Вебером, обладает несомненной эвристической ценностью для аксиологического анализа современного туризма. Он позволяет рассмотреть туризм как сферу социальной деятельности, в которой происходит реализация жизненных ценностей личности. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую. Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

Ценностные ориентации отражают реальное состояние общественного устройства, материальное благосостояние различных социальных групп, их психологические потребности и отличаются большим своеобразием и многосторонностью. Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.

Для поведения индивида наиболее фундаментальным основанием типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности (дальние, целевые) обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и др.). В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели (независимость, инициативность, авторитетность и пр.). Терминальные ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.

Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные - относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Для аксиологического анализа сферы туризма необходимо обратиться к социокультурному и субъектно-деятельностному подходам. По мнению Н.И. Лапина социокультурный подход предполагает «понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека». Основы этого подхода разработаны П. Сорокиным. Он проанализировал «родовую структуру» социокультурных явлений, в основе которых лежит единство личности как субъекта взаимодействия; общества как совокупности взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; культуры как системы значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица. П. Сорокин понимает под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами - экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности. По мнению Н.Г. Денисова социокультурная реальность - это реальность, рождаемая взаимосвязью социального (субъективная сторона) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованная деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества и человечества в целом).

Соглашаясь с мнением В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой отметим, что осуществление туристической деятельности предполагает наличие определенной социокультурной среды, включающей предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, производственные, бытовые и общественные интересы), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды). Кроме того, туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма уместно будет помимо социокультурного подхода использовать и субъектно-деятельностный подход. Последний предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей. Суть этого подхода состоит в понимании деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира - как ее объекты. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры.

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодействия с природой и общественной средой. Деятельностный подход в социологии основан на изучении структуры и функций социальной субъективности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соотношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ценностными установками и ориентациями.

Субъектно-деятельностный подход в сфере туристской жизнедеятельности предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его мотивации и самореализации. Для выявления особенностей социальной субъективности в сфере туризма необходимо определить место туристской деятельности среди других видов деятельности. Существует множество оснований классификации деятельности. В социологии наиболее распространена классификация по сферам общественной жизни. Как мы уже отмечали, туризм является одной из сфер жизнедеятельности личности и предполагает организованную деятельность, направленную на восстановление жизненных сил и освоение накопленных ценностей культуры. Помимо принадлежности к сферам общественной жизни, деятельность классифицируют по способам взаимодействия ее структурных компонентов. В связи с этим выделим следующие виды деятельности:

- по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, деятельность всего общества);

- по характеру объекта (природная, социальная (направленная на самого субъекта или на другого));

- по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная);

- по средствам (практическая, духовная).

Исходя из этой классификации, туризм можно обозначить как интегрированный вид деятельности. Она включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелена на достижение различных результатов. Туризм - это деятельность комплексного характера, совмещающая отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья, дающая возможность для решения деловых проблем, занятия любимым делом, предполагающая самовыражение и самоутверждение личности. Таким образом, туризм - это деятельность, направленная на удовлетворение социокультурных потребностей личности в сфере досуга.

Исследование мотивационной составляющей деятельности предполагает анализ ценностных ориентации личности. Ценностные ориентации - это сложный феномен, являясь нераздельной частью системы отношений личности, они определяют поступки и поведение человека. А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Взаимосвязь потребностей и ценностей проявляется в том, что потребности человека зависят не только от особенностей его организма, но и обусловлены процессом его воспитания в широком смысле слова, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Ценностное отношение личности к действительности является высшим уровнем в иерархии человеческих побуждений, потребностей и интересов.

Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство, следует проводить между ними различия. Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов.

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности.

Потребность является наиболее важным компонентом мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности - очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов. Существует много определений данного понятия. Наиболее часто потребность отождествляется с нуждой, недостатком, надобностью в тех или иных предметах и условиях. Потребность - это основные нужды в чем-либо необходимом для поддержания человеческой жизни. Потребность представляет собой совокупность факторов, определяющих поведение. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности». Он рассматривает потребность как внутреннюю, движущую силу человеческой активности.

Следовательно, потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Человек, живет и действует, побуждаемый множеством потребностей.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США разработал «иерархию» потребностей человека. Она состоит из следующих ступеней: Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности - дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

Потребность в надежности и безопасности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.

Потребность в принадлежности и любви - состоит в необходимости принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

Познавательные потребности - заключаются в необходимости получения знаний и умений в результате понимания и исследования.

Эстетические потребности представляют собой нужду личности в гармонии симметрии порядке, красоте.

Потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению автора, в основании данной мотивационной «иерархии» лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические потребности и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. На основании этого он выявил следующие принципы мотивации человека.

1) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

2) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низших потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивационную силу;

3) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут появиться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни)». Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это дает ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности, с объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче, чем потребность, составляющая ее сущность.

Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Мотивы - это побуждения человека, направленные на удовлетворение потребностей, в зависимости от его индивидуальных, физиологических и психологических особенностей, системы ценностей, склонностей, образования и т.д.

Рассмотрение ценностных ориентации личности при изучении туризма является немаловажным. Основными причинами, по которым люди путешествуют, являются стремление к получению нового духовного опыта, желание соответствовать социальному статусу, оторваться от рутины и культурно обогатиться. Все они, так или иначе, связаны с существующей системой ценностей общества. Преобладающей в современном обществе является так называемая «западная» система ценностей. Для нее характерен следующий набор терминальных ценностей: красивый внешний вид, любимая работа, высокий доход, возможность профессионального роста, наслаждение жизнью, самореализация, стремление нравиться другим, самостоятельность. Многие из них могут быть реализованы лишь в условиях качественного и разнообразного досуга.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Б. Фаулер, говорит о переориентации ценностного сознания современного человека, благодаря которому происходит сдвиг ценностей труда к самоценности досуга. Способствуют расширению досуговой деятельности и увеличению ее роли также следующие факторы: глобализация, развитие средств массовой коммуникации, увеличение свободного времени, распространение идеологии «принудительного потребления».

Прежде чем приступить к более детальному рассмотрению досуговых ценностей, реализуемых в сфере туризма, уместно будет рассмотреть формы досуговой деятельности. Именно они являются маркерами выделения основополагающих досуговых потребностей. Под формами досуговой деятельности понимается совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие.

- Отдых, т.е. процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма. Соответствующая реабилитация физических и умственных сил, восстановление способности человека к трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, наоборот, активной деятельностью: прогулки и другие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учреждений, физические упражнения, танцы и т.д.

- Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепровождения, которая внешне близка к отдыху, но содержательно вполне самостоятельна. Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функциональное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотношении «усталость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработающей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствующих социальных условиях нередкую специфическую социально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т.п. Особенно злободневной эта ситуация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного свободного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудоспособного населения.

- Досуговое общение, т.е. свободное (добровольческое) межличностное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С позиции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразделены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, переписка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обязательной обитаемостью (прогулки, просмотр телепередач, посещение зрелищ и т.д.); соли-тарные, не предполагающие или даже прямо исключающие общение (чтение, музицирование).

- «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослушивания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, выставок, концертов и т. д.

- Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений». Ставя человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условной форме «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобилизуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ресурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и инновационное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, способствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и наблюдающих («болеющих») за игрой.

- Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая деятельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товарной или бытовой ценности: содержание комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художественное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общественная работа и т. д. Своей нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципиально отличен от него фактом заинтересованности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товарной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

Таким образом, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Их, как и все прочие, можно разделить на материальные и духовные. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, обладающие ценностно-смысловой значимостью для досуговой деятельности человека. К духовным досуговым ценностям относится совокупность терминальных ценностей, которые оказывают значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. В качестве этих ценностей выступают здоровье, познание, общение, саморазвитие, развлечения и т.д.

Эти досуговые ценности по-разному реализуются различными социальными субъектами, а характер проведения досуга, в свою очередь, является одним из основных факторов, воздействующих на предпочтение различных видов туризма. В настоящее время туризм является устойчивым элементом досуговой активности личности. Такую популярность туризма можно обосновать тем, что в современном обществе он приобрел массовый характер. Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире. Можно говорить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.

Доминирующее положение туризма в досуговых предпочтениях в сфере духовной жизни поколений связана с многообразием мотивов, которые оказывают влияние на выбор такого вида досуга у различных групп людей. Исследователи по-разному группируют мотивы туристов. Одни исходят из различия видов мотивации (Р. Макинтош, Ф. Пирс), другие - из различия потенциальных туристов (С. Плог). Эти классификации объединены общей целью - изучить и структурировать потребности туриста, его мотивацию, что позволит улучшить качество туристского обслуживания, применять индивидуальный подход к туристам. На протяжении всей истории существования туризма его потребности трансформировались. Так, в советские времена туризм и путешествия связывались не только с ожиданиями необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и природно-эстетической реальности. Можно сказать, что преобладали культурные и психологические мотивы, люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, отдохнуть от рутины и привычного ритма жизни. Сейчас туристы, помимо знакомства с культурой другой страны, стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, традициях. Популярными стали поездки в другие страны во время национальных праздников, карнавалов. Туристов интересует внутренняя сторона жизни людей в других странах. Сегодня туризм в России, как и в остальном мире, превращается в индустрию «квантированных» удовольствий, которые подразумевают не столько культурные, сколько чисто физиологические аспекты потребления. Если прежде туризм ассоциировался с ценностью рискованного, но культурно насыщенного путешествия, то в современных условиях он превращается в систему фокусированного получения физиологических удовольствий (так называемое, «обслуживание», которое занимает первую позицию по значимости в туристической программе).

В связи с этим одним из важных мотивационных факторов туризма, наряду со стремлением приблизиться и постичь мир иной культуры, становится обретение соответствия той культурной реальности, которая создается телевизионной рекламой и статьями в популярных журналах. Именно это и становится реальностью современных путешествий. Иными словами, критерием эффективности туристической программы становится ее соответствие рекламе.

По мнению В.А. Квартального не все туристские мотивы, могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. Он предложил классификацию туристских мотиваций по двум основаниям: цель путешествия и интересов различных туристских групп. Выделяют следующие цели туризма: развлекательные, рекреационные, познавательные, оздоровительные, лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр. Все эти цели выражают те или иные потребности.

В зависимости от цели путешествия потребности условно можно классифицировать следующим образом.

Забота о здоровье. Потребности в лечении могут иметь различную функциональную нагрузку и в экстремальном случае лечение может быть ос- новной целью поездки. Туристическая поездка может быть: оздоровительной - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия); предполагать лечение в качестве сопутствующей про- граммы; лечебной по предписанию врача (лечение является основной целью туристского путешествия), включающей посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники.

Занятия спортом. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

Обучение. Здесь можно выделить, прежде всего, изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия).

Возможность самовыражения и самоутверждения. Эти потребности могут реализовываться с помощью паломничества, основной целью которого является празднование культовых обрядов, получение заряда духовной энергии, а также приключенческих туров (сафари, охота, покорение горных вершин).

Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников предполагает специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, туры для паломников, коллекционеров, гурманов.

Развлечение и потребность в общении с людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно познавательными программами. Развлекательные потребности могут быть самые различные: посещение аттракционов, аквапарков, известных театров, цирков, казино, кабаре, карнавалов, фестивалей, национальных праздников.

Познавательные цели связаны с потреблением культурных ценностей: осмотр достопримечательностей, явлений природы, красивых видов и пейзажей, национальных парков; ознакомление с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения); посещение экологически чистых или, наоборот, очень загрязненных объектов, исторических мест и сооружений.

Во всех вышеперечисленных турах основная потребность заключается в удовлетворении любопытства и повышении культурного уровня туриста.

Второе основание классификации мотивов - это специфические интересы различных туристских групп. Они позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, которые различаются в зависимости от принадлежности туриста к той или иной социальной (демографической, возрастной, экономической и т.д.) группе.

Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха привлекательны для туриста и играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный. Природно-климатические элементы в мотивации туризма преобладают у населения больших городов.

Культурные мотивы - желание человека познакомиться с культурным наследием страны, к которому относят исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества. Эти потребности присутствуют практически у всех потенциальных туристов.

Экономические мотивы. Стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия, играют существенную роль в формировании пакет-туров. Данный вид мотивации оказывает существенное дифференцированное влияние на количество туристов со средним доходом.

Психологические мотивы различаются в зависимости от индивидуальных особенностей личности туриста. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе.

Как правило, при выборе турпродукта турист руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизмы и результат принятия потребителем окончательного решения. Наряду с потребностями на формирование, территориальную организацию и географическое распределение туристских потоков и маршрутов оказывают влияние ряд факторов, которые обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор тур-продукта.

Соглашаясь с мнением В.А. Квартальнова, выделим следующие факторы, влияющие на формирование мотивов в туризме.

Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор. Дети в раннем возрасте (до 2-х лет) решений не принимают, а опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха. Дети дошкольного возраста (до 7 лет) путешествуют с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц их сопровождающих. Отдых в этом случае ориентирован на потребности ребенка. Школьники (до 18 лет) ориентируются на познавательный и активный отдых, они отличаются высокой любознательностью, но финансово зависимы и поэтому обладают ограниченной самостоятельностью. Молодежь, студенты (до 25 лет) имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных потребностей, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму. Туристы в возрасте 25-35 лет - люди в большинстве случаев семейные, с малолетними детьми. Представители этой возрастной категории, как правило, связаны необходимостью закрепления в обществе, служебной карьерой, поэтому на отдых они выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории «новые русские», потребности которых связаны не столько с получением острых ощущений, сколько с привлечением к себе внимания окружающих. В возрасте 35-45 лет туристы предпочитают спокойный и комфортабельный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту. Туристы 50 лет и старше в основном обладают слабыми физическими возможностями. Предпочитают познавательный отдых вне сезона, а также отдых, связанный с лечением.

Существенное влияние при выборе программ обслуживания оказывает образование, которое позволяет выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, что упрощает обслуживание и сопровождение групп.

Важным фактором, оказывающим влияние на мотивацию выбора отдыха, оказывает социальная принадлежность. Различают следующие социальные группы:

- Рабочие и служащие. Преобладающее их число стремится к активному отдыху, как правило, из-за монотонной работы и составляют значительный контингент туристов.

- Учащиеся и студенты. Они составляют подавляющую часть групп познавательного туризма, в силу своих возрастных и социальных особенностей.

- Пенсионеры. Очень чувствительны к внешним воздействиям, ограничения климатического характера позволяют им совершать туристские поездки вне сезона.

- Фермеры и работники подсобных хозяйств. Представители данной группы редко могут позволить себе какие-либо путешествия, в связи с тем, что у них отсутствует четко регулируемый отпуск и нет возможности для выделения времени на отдых.

При выборе видов отдыха большое значение имеет менталитет, который определяется в основном уровнем образования, социального статуса, социального положения в обществе. Необходимо отметить, что этот фактор наиболее важен для туристов старше 18 лет, в период становления личности. Во время отдыха имеет стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

Влияние конфессии на выбор различных видов туризма проявляется в том, что верующие отвергают развлекательные программы (варьете, стриптиз-шоу, казино). Следовательно, представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям, и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы, соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов или молитв.

Стоит отметить, что в туризме существенную роль играет доход, так как турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия, исходя из его стоимости и своих материальных возможностей. Повышение жизненного уровня оказывает влияние на выбор тех или иных видов туризма и отдыха.

Семейное положение также влияет на мотивацию выбора путешествия. К группам семейной принадлежности относятся: дети и школьники, которые оказывают влияние на родителей в выборе отдыха; свободная от семьи молодежь имеет все предпосылки для активных путешествий; супруги с детьми относительно ограничены в выборе видов отдыха и развлечений, т. к. стремятся главным образом обеспечить отдых ребенка.

На формирование мотивов выбора путешествия оказывает профессиональная принадлежность, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию умственной и физической активности, а так же трудового коллектива.

Наличие и продолжительность отпуска также влияет на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.

Здоровье, физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной степени определяют выбор путешествия. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турподукта. Семьи, в которых есть люди с физическими недостатками, скрупулезно подходят к планированию и выбору туристской поездки, учитывают возможные трудности и специфику отдыха. Работникам сферы туризма нужно обязательно помнить, что существует ряд не явно выраженных физических недостатков (диабет, фобии), которые ограничивают туристскую активность и могут создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций.

Туризм предполагает активный и пассивный отдых. Потребность в выборе отдыха зависит от возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья туриста. Человек с активной работой желает пассивного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски. На склонность туриста к пассивному отдыху также может оказывать влияние и сезонность. Таким образом, факторы туристской мотивации обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта.

Итак, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности представителей различных социальных групп в сфере досуга. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, позволяющие осуществлять различные досуговые практики. Духовные досуговые ценности - это совокупность терминальных ценностей, оказывающих значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. Ценности в сфере туризма как вида досуговой деятельности позволяют удовлетворять потребности в лечении, занятии спортом, обучении, познании, развлечении, занятии любимым делом, а также в самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня.

Туризм в современных условиях является одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Это происходит благодаря усилению взаимосвязи и взаимозависимости стран, открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, а также распространения сети электронной почты, сети Интернет и мобильных телефонов, которые помогают устанавливать международные контакты, бронировать отели, билеты на транспорт.

 

АВТОР: Сущенко Е.Н.