10.02.2012 13509

Региональный электоральный процесс в современной России

 

Электоральные процессы являются важнейшим проявлением политических процессов в условиях демократии. Именно выборы позволяют осуществлять базовые принципы политического участия, соблюдения прав и свобод граждан, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Электоральный процесс - это вся та политическая действительность, которая связана с выборами и обретает смысл благодаря им (политическая конкуренция, ее институты и нормы, избирательные кампании, отражение результатов выборов в политическом процессе и т.п.). Данный процесс охватывает по времени и предвыборный, и избирательный период. Акторы электорального процесса - все действующие субъекты политики, способные влиять на поведение и сознание избирателей. К акторам относятся партии, лидеры, элиты, группы интересов, общественные движения. При этом взаимодействие профессиональных политиков и электората интерактивно, т.к. политическая культура избирателей способна качественно менять исход голосований в сравнении с рекламным действием акторов. По мнению Близняка Р.З., содержание регионального электорального процесса определяется отношениями в треугольнике «население региона - региональная власть - федеральная власть».

Мелешкина Е.Ю. считает, что региональный электоральный процесс структурируется взаимодействием субъектов трех типов: избиратели; активные акторы электорального соревнования (партии, кандидаты и пр.); «закулисные» участники избирательного процесса, способные воздействовать на него и прямо, и косвенно (в т.ч. органы власти).

Взаимовлияние субъектов образует следующую номенклатуру факторов: 1) электоральные правила игры (формальные и неформальные нормы); 2) система разделения властей (формальные рамки с их реальным наполнением) и особенности развития институтов политического представительства; 3) наборы возможных стратегий политических акторов; 4) сводный перечень политических установок избирателей и способов электорального поведения.

Следует учесть, что региональные политические процессы имеют сложное пространственное строение. Избиратели голосуют на общенациональных выборах, на выборах региональных органов власти (президента или главы администрации, парламента), на муниципальных выборах. Мотивы голосования на каждом пространственном уровне своеобразны, т.к. различаются размеры округов, их электоральный ландшафт и т.д.

Электоральный ландшафт можно определить как целостную, устойчивую во времени и в пространстве систему закономерно взаимосвязанных элементов электорального поведения. В качестве элементов электорального ландшафта можно рассматривать как параметры электорального поведения, как то участие в голосовании и эффективность участия, конкурентность, негативизм - голосование против всех кандидатов, собственно характер политических симпатий - принадлежность к одной из частей политического спектра, «политических семей», конформизм по отношению к власти, так и вариацию этих параметров, понимаемую как изменчивость во времени и от одного типа голосования к другому. Главной ячейкой российского электорального ландшафта является регион - субъект федерации. Можно выделить пять основных групп регионов:

1. «Твердые реформаторские». В них на парламентских выборах поддержаны либеральные и центристские партии, а на президентских - Ельцин Б.Н. и Путин В.В. Это регионы - Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Пермская, Архангельская, Тюменская область (с «нефтегазовыми» округами) и т.д.;

2. «Умеренно реформаторские». Примерное равновесие блоков «либералы и центристы» и «левые и националисты» на думских выборах. Большое преимущество Ельцина Б.Н. и Путина В.В. К числу умеренно-реформаторских относятся Иркутская, Томская, Челябинская, Ленинградская, Самарская, Ярославская, Нижегородская области, Хабаровский край и др.;

3. «Консервативные». Левые и националисты имели большинство на думских выборах. Зюганов Г.А. побеждал на выборах 1996 г., позже его влияние здесь оставалось относительно выше среднероссийского. К консервативным принадлежат Краснодарский и Ставропольский края, области Центрального Черноземья, Оренбургская, Курганская, Амурская области и т.п.;

4. «С неустойчивыми предпочтениями» Красноярский и Приморский края, Ростовская, Волгоградская, Саратовская, Тверская области и др.;

5. «Управляемые». Резкие и непредсказуемые колебания в итогах голосования, что определяется административным нажимом на участников электорального процесса. К «управляемым» регионам относятся Тува, Саха-Якутия, Чукотка, Коми, Калмыкия, Башкортостан, Татарстан, республики Северного Кавказа, Мордовия и т.д.

По подсчету Петрова Н.В. и Титкова А.С., «реформаторская» и «неустойчивая» группы регионов каждая дает от 20 до 25% электората страны. «Консервативные» местности - почти 1/3 избирателей. «Управляемые» и «неустойчивые» дают по 10%.

Делением на «реформаторов» и «консерваторов» дело не исчерпывается, соответственно можно говорить о базовых межрегиональных различиях по двум осям: «властные» - «партийные» и «левые» - «правые» внутри «партийных». Согласно другой наиболее распространенной точке зрения электоральный ландшафт подразделяется на две основные структурные части: более «развитый и прогрессивный» Север и более «косный, консервативный и конформистский» Юг. Для Севера характерна одна модель голосования (более низкое участие, что по российским переходным мерам свидетельствовало о повышенной политической активности, более высокая конкурентность, голосование против партии власти и начальства вообще, за демократических кандидатов), для Юга - другая (традиционно высокое участие, низкая конкурентность или даже безальтернативность, высокая степень единодушия с полной поддержкой кандидатов партии власти). Обрисованная региональная сеть российского пространства не дает необходимой точности, «масштаба» анализа. Россия - страна сильной географической неоднородности. Поэтому надо перейти на уровень сравнения административных (сельских и внутригородских) районов, границы которых совпадают с таковыми территориальных избирательных комиссий. Они более однородны по многим социальным показателям, чем субъекты РФ. При классификации районов можно взять за основу степень центральности либо периферийности района, а также его поселенческую структуру, историко-культурные и этнорелигиозные традиции.

Туровский Р.Ф. предлагает выделять такие уровни территории: центры первого уровня: столицы, города с населением больше 1 млн. чел; центры второго уровня: остальные административные центры регионов; полупериферия: средние города, не являющиеся «столицами» субъектов РФ; ближняя периферия: малые города, поселки городского типа, пригородные села; дальняя периферия: удаленные села, малые города и поселки.

В современной России сформировались три типа голосования: конформистский (голосование «за партии власти»), левый и либеральный.

Конформистский тип голосования оказывается наиболее характерным для этнической периферии, а также для периферии и полупериферии на Русском Севере и частично в районах освоения. Левый тип голосования представлен от периферии до полупериферии и также присутствует в центре. Существует несколько очень разных типов территории с более выраженным левым типом голосования. В территориальном разрезе либеральный тип голосования представлен также весьма неравномерно. Очевидной особенностью либерального типа голосования является его «центральный характер», продвижение либерального типа голосования в провинции тормозится уже на уровне полупериферии, а также более консервативных административных центров.

Анализируя социально-демографические показатели электората, можно сделать ряд выводов. Во-первых, сельская периферия все-таки остается главной опорой левых сил, во-вторых, существенное влияние на результат голосования территории оказывает демографическая структура: более высокая доля старших возрастов, как правило, влечет за собой усиление левого голосования. В-третьих, некоторое корректирующее воздействие имеет уровень жизни, косвенно отражающий и уровень социально-экономического развития: левый тип голосования в большей степени характерен для более бедных регионов.

Результаты анализа подчеркивают «центральность» голосования либерального типа, которое в значительной мере привязано к городам и более богатым регионам. Гораздо сложнее установить связь конформистского голосования с социально-демографическими показателями населения: анализ не выявляет почти никаких закономерностей.

Характеризуя электорат Карачаево-Черкесии отметим ряд особенностей: управляемость и манипулируемость республиканского электората стабильно превышает общероссийские показатели; региональный электорат был менее политизирован, а более этнизирован и больше, чем россияне склонен отождествлять власть с сильной рукой.

Специфика электората КЧР замечательна следующими особенностями: процент сельского населения республики значительно выше, нежели по стране, в Карачаево-Черкесии безоговорочно верят в существование простых решений и лидеров, способных эти решения найти и реализовать. В рассматриваемом нами регионе сильнее, нежели в федеративном масштабе, ощущается роль этнической комплиментарности в процессе политического выбора. В регионе готовы поддерживать в основном только представителей своей этнической элиты и голосуют только за «своих».

Миграция избирателей между политическими полюсами в КЧР имеет достаточно простое объяснение: определяющими характеристиками электората следует считать определения не идеологические, а социально-психологические, так к коммунистическому полюсу тяготеет пассивный, не самостоятельный, безынициативный, недовольный, обиженный электорат; к национал-патриотическому полюсу - решительный, скорее агрессивный, нежели миролюбивый, любящий силу и порядок, возмущенный электорат; к демократическому полюсу - рациональный, критично мыслящий, инициативный электорат.

Тревожными симптомами современного регионального электорального процесса становится голосование «против всех», рост абсентеизма. Вместе с тем, феномен протестного электората, в отличие от традиционно оппозиционного вызван разочарованием и резкой сменой ожиданий с позитивных на негативные, прежде всего среднесрочных и долгосрочных. Одним из главных результатов современного регионального электорального процесса стало масштабное расширение электората «партии власти», причем этот процесс затронул сельскую местность.

Современный электоральный процесс развивается в условиях консолидированного политического режима. С 2002 года ведущими нормативными факторами голосований стали Федеральный закон РФ «О политических партиях» в новой редакции, изменения и дополнения в законы о выборах. Курс усиления единой системы государственной власти вызвал принятие новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ» (2002 г.). Он был разработан Центральной избирательной комиссией РФ. Её председатель Вешняков А.А. называл одной из главных причин обновления закона необходимость привести нормы в соответствие с ФЗ «О политических партиях» (2001 г.). То есть после 2-летнего переходного периода, с 14 июля 2003 г. на региональных выборах смогли выступать только партии, зарегистрированные на федеральном уровне либо их региональные отделения.

Но главным новшеством федерального закона 2002 г. стало введение смешанной системы выборов региональных парламентов. Это означает избрание части депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Многие регионы увеличили срок полномочий своих легислатур до 5 лет.

Характер влияния на электоральный процесс будущих изменений в законодательстве можно пока только предполагать. В настоящее время аналитики отмечают усиленное воздействие на современный электоральный процесс нескольких факторов:

Влияние местной элиты на электоральное поведение. Примеры эффективности властного давления на избирателей в регионах довольно впечатляющи. Российские социологи отмечают, что электоральный раскол в провинции в значительно мере определен границей город-село. Причиной такого раскола является распространение патрон-клиентстких отношений в сельской местности, которые сложились в советское время между партийными и сельскими «боссами». В этой связи необходимо упомянуть теорию социальных сетей, согласно которой наличие плотных социальных сетей свидетельствует о том, что успеха на выборах будет добиваться исключительно «начальство».

Вместе с тем, не только сельская, но и региональная правящая элита превратилась в главного политического актора регионов. Современное положение политических институтов в регионах позволяет говорить о том, что правящая элита является силовым центром и задает систему координат, в которой располагаются все остальные акторы. На эту систему в определенной степени и ориентируется избиратель. Федеральные выборы особенно показательны для определения влиятельности элиты в регионе. В силу сложившихся отношений между региональными лидерами и Центром в условиях федеральных выборов правящая элита регионов так или иначе выполняет определенный наказ, демонстрируя свои возможности влияния на избирателя. Основным механизмом здесь является использование административного ресурса влияния, который элита применяет на всем общественно-политическом пространстве региона.

Вторым фактором, влияющим на региональный электоральный процесс, выступают крупные корпорации России.

В период слабости федеральной власти и усиления роли регионов до 2000 года, губернаторы и местные олигархи не пускали в регион «чужой» российский бизнес, с началом периода рецентрализации управления, политикой нового президента Путина В.В. ситуация изменилась. Перераспределение бюджетных средств между различными уровнями власти, создание федеральных округов и института полномочных представителей президента, выведение силовых структур в регионах из-под контроля губернаторов ослабило региональные элиты. Нововведения сузили сферу административного предпринимательства, создав тем самым предпосылки для размывания экономических «вотчин» губернаторов.

Новое соотношение сил повлияло на политику губернаторов, которым пришлось во многом пересмотреть свои прежние приоритеты. Финансово-промышленные группы стали выступать одними из главных акторов в электоральном региональном процессе. Крупный бизнес с одной стороны устанавливал особые, неформальные отношения с губернаторами или же оказывал финансовую поддержку на выборах.

Стратегии корпораций на региональных выборах таковы:

1. «приручение» и поддержка правящего главы региона;

2. консолидация ресурсов нескольких компаний для избрания нового губернатора;

3. выдвижение «своего» кандидата и создания «региона-корпорации»;

4. поддержка губернатора, способного распределять зоны влияния и обеспечивать баланс сил.

Очевидно, что в ходе рецентрализации и «равноудаления» олигархов роль федеральных властей тоже возросла. Если же интересы федеральной власти и крупного бизнеса совпадут, от игры в паре с сильным партнером следует ожидать расширения территориальной экспансии.

Третьим фактором можно отметить резкое возрастание роли судов и следственных органов. По новшествам федеральных законов ужесточился контроль над правилами предвыборной агитации и подачи имущественных деклараций кандидатов, финансирования кампаний. Следственные и судебные органы стали важным актором электорального процесса, а их решения - технологией регулирования списка кандидатов. Известны случаи недопущения к выборам популярных кандидатов в Ростовской, Курской, Саратовской областях, Приморском крае и мн. др.

В последнее время, по мнению Ахременко А.С. на электоральный процесс в России воздействуют «виртуальные», хотя и безусловно важные факторы, - влияния медиа-стратегий ключевых политико-финансовых олигархий, акцентированная «раскрутка» тех или иных политических фигур с помощью СМИ, «война компроматов». Все более заметной становится тенденция, при которой СМИ регионов находятся под патронажем власти или бизнеса, что может и не означать полной потери их независимости. Реальными хозяевами изданий и телеканалов становятся крупные собственники или их топ-менеджеры. Мотив создания медиахолдингов в регионах - стремление иметь ресурс влияния на власть и на другие крупные корпорации. То вспыхивающие, то затихающие информационные войны в регионах свидетельствуют о том, что СМИ используют как инструмент влияния. В тех регионах, где политическое пространство поляризовано, а претендентам тесно на одном политическом поле, интенсивность информационных войн будет расти. И это уже будет не просто выполнение заказа в ходе предвыборной кампании, а позицией СМИ.

Современный региональный электоральный процесс в Российской Федерации невозможен без эффективного применения политических технологий. Значимость политических технологий в российских электоральных процессах обусловлена несовершенством демократических институтов государственной власти и муниципального управления, отсутствием реального гражданского общества в России, низким уровнем политической культуры населения, что, в общем, и целом можно охарактеризовать как не развитость политической системы России.

Специфика российских технологий избирательных кампаний определяется особенностями политической жизни нашей страны. История демократических выборов начинается с 1989-1990 гг. За такой короткий срок, не успела сложиться политическая культура, навыки электоральной борьбы, индустрия грамотной политической рекламы. Тем не менее, избирательный процесс не представляется без соответствующих политических технологий.

Зарождением отечественных избирательных технологий в региональных электоральных процессах следует считать 1989 г., когда состоялись выборы народных депутатов СССР. Тогда же появились первые специалисты в области организации избирательных кампаний. Вместе с тем, говорить о каком-либо существенном влиянии избирательных технологий на политический процесс в стране не приходится, потому что технологии объективно не были востребованы.

Период с 1989 - 93 гг. в России характеризовался резкой политизацией населения. Кандидатам не было необходимости тратить усилия на объяснения избирателям своей программы - избиратели сами были готовы внимать каждому слову кандидата. Упомянутый период для развития избирательных технологий в России можно охарактеризовать как инкубационный: технологии и технологи уже появились, но их деятельность почти не просматривалась.

Первая проба сил произошла на всероссийском апрельском референдуме 1993 г., ход и результаты которого имели исключительное значение не только для общеполитического развития страны, но и для становления отечественных технологий. В результате власть уверовала, что обрела непобедимое оружие, которое позволит ей легко одолеть любого оппонента на любых выборах. Поэтому в 1993 г. были допущены выборы в Государственную Думу по партийным спискам. В этом смысле апрельский референдум определил тот тип федеральных выборов в России, который сохраняется до сегодняшнего дня и который во многом формирует стратегию и тактику общероссийских избирательных кампаний.

В самом общем виде предвыборная технология, согласно известным разработкам, включает целый ряд этапов с набором регламентированных штабных действий, оснащенных методически по всему фронту работ. Этапы работ равнозначны крупным тематическим блокам завершения голосования и объявления итогов выборов: материальное и финансовое обеспечение предвыборной борьбы; анализ стартовой ситуации, оценку политических, экономических и социальных, социально-психологических и прочих условий; определение стратегических узлов и тактических схем, содержания и порядка действий в отношении электората, оппонирующих кандидатов и партий, избирательных объединений и групп; формы и методы организации предвыборной работы, которые подробнейшим образом, детально проецируются на совокупный процесс. Избирательная кампания - это особое мероприятие с технологиями, способами, методами, законами и практикой. По мере изменения политической структуры нашего общества менялась и практика ведения избирательных кампаний. Сейчас избирательная кампания - это, прежде всего, сложный процесс, требующий привлечения большого количества самых разных ресурсов (организационных, финансовых, информационных и кадровых) и состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий, связанный с применением различных дисциплин и знаний.

В настоящее время в России еще не сложилась общепринятая и устоявшаяся терминология для описания избирательных кампаний. Даже само понятие избирательная кампания употребляется неоднозначно.

Избирательной кампанией называют регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан. В наиболее узком смысле избирательная кампания - это действия кандидата (партии) и его команды, направленные на обеспечение желательного результата выборов. Избирательная кампания, понимаемая в широком смысле, включает в себя, помимо кампаний всех кандидатов, также и соответствующие действия администрации, избирательных комиссий и вообще всех лиц и организаций, так или иначе задействованных в выборном процессе.

Избирательная кампания кандидата (партии) заканчивается с подсчетом голосов избирателей и установления результатов выборов. А определить момент ее начала достаточно трудно. Очень часто кандидаты начинают предпринимать действия, направленные на их избрание, задолго до старта официальной выборной кампании. Часто кандидат уже со дня окончания выборов активно готовится к следующий и находится, таким образом, в состоянии «перманентной избирательной кампании». Что же касается политических партий и их лидеров, то для них перманентная кампания - вообще естественный способ существования.

Для внесения определенности в этот вопрос мы будем относить к избирательной кампании все действия кандидата и его команды с момента официального объявления выборов, а также все мероприятия по подготовке к указанным действиям: разработку проекта кампании, образование штаба, аккумуляцию ресурсов и т.д. Такие подготовительные мероприятия носят обеспечивающий характер и не предполагают какого-либо непосредственного воздействие на массового избирателя. Агитацию избирателей, проводимую до начала выборов, необходимо называть предвыборной кампанией. В отличие от избирательной, сроки предвыборной кампании никак не связаны с датой выборов; и она может вестись практически непрерывно, превращаясь на момент выборов в избирательную.

Исследователи, в числе которых Малкин Е. и Сучков Е., различают избирательные кампании по таким параметрам, как уровень, масштаб и тип. Уровень кампании определяется территорией, на которой проводятся выборы. В этом плане можно говорить о кампаниях федерального уровня, уровня региона, района, города, округа и т.д. Масштаб кампании характеризуется количеством избирателей, принимающих участие в голосовании. Тип кампании определяется порядком установления результатов выборов.

В России проводились кампании следующих типов:

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через абсолютное большинство (голосование в два тура). По этой системе избирается президент РФ, мэры городов и т.д.

- выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через относительное большинство (голосование в один тур). Эта система распространялась на выборы депутатов всех уровней по одномандатным округам;

- выборы по многомандатным округам. Эта система иногда используется при выборах региональных законодательных органов и органов местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации;

- выборы по пропорциональной системе партийных списков. Так выбиралась половина депутатов Государственной Думы и часть законодательных органов в некоторых регионах.

При всем разнообразии параметров, методологическая основа проектирования и проведения избирательных кампаний является единой. Вместе с тем выделяют технологии, охватывающие одновременно проведение избирательных кампаний на двух или более уровнях. Малкин Е. и Сучков Е. называют их параллельные кампании. Тогда стратегическая и тактическая «стыковка» проведения кампаний взаимно должны дополнять и максимально усиливать друг друга.

Традиционно все вопросы, решаемые в рамках избирательной кампании, относят либо к стратегии, либо к тактике. Проведение разделительной линии между стратегией и тактикой во многом является субъективным правом руководителя компании. Наиболее логичным автору представляется отнести к стратегии содержательную часть избирательной кампании, а к тактике - коммуникативную часть. При выработке стратегии всегда обращается внимание на те или иные мотивы, которыми руководствуются избиратели при голосовании. Выделяют типовые модели электората и подходы к стратегии, которые часто используются на практике при проектировании избирательных кампаний.

1. Наивные подходы. В их основе лежит «наивная модель» электората: в качестве указанной модели берется кандидат и его окружение. Кампания строится по принципу: «Что нравится мне и моим друзьям - то нравится и всем избирателям».

2. Социально-экономическая модель включает очевидное на первый взгляд предположение, что избиратели голосуют, исходя из своих интересов, прежде всего экономических. Соответственно, избиратели делятся в зависимости от таких интересов на социальные группы. Согласно данной модели, подход к формированию стратегии состоит в том, чтобы максимально точно выразить на выборах интересы тех или иных социальных групп избирателей.

3. Модель идеального кандидата базируется на предположении, что каждый избиратель имеет достаточно устойчивое представление о совокупности качеств, которыми должен обладать кандидат на выборную должность. Подход к построению стратегии, вытекающий из модели идеального кандидата, состоит в том, что сначала проводятся социологические исследования с целью выявления идеала кандидата. После этого задачей кампании является формирование образа кандидата, наиболее соответствующего идеалу. Предполагается, что кампания будет выиграна, если кандидат окажется ближе к идеалу, чем его конкуренты.

4. Проблемная модель с методологической точки зрения аналогична предыдущей модели с той разницей, что в основу стратегии кладется не идеал кандидата, а совокупность наиболее значимых для избирателей проблем. Социологи должны их выявить, а кандидат в ходе избирательной кампании предложить эффективные решения. Соответствующая типовая стратегия сводится к демонстрации знания кандидатом этих проблем, расстановки приоритетов в соответствии с данными социологических опросов и предъявления убедительного способа их разрешения.

5. Адресный (дифференциальный) подход в идеале вообще не предполагает использования какой-либо априорной модели электората. Такая модель должна быть создана в результате обширных социологических исследований применительно к конкретной избирательной кампании и к конкретному округу. В результате исследований избиратели разбиваются на целевые группы, применительно к каждой, из которых разрабатывается свой вариант стратегии.

6. Комплексный подход является компиляцией четырех предыдущих подходов. Стратегия, построенная на основе этого подхода, предполагает донесение до избирателей позиций кандидата по следующим параметрам: политическое позиционирование, согласно социально-экономической модели; личностное позиционирование, согласно модели идеального кандидата; проблемное позиционирование: отношение кандидата к основным проблемам округа; позиционирование по отношению к конкурентам.

7. Рекламный подход, в основе которого лежит убеждение, что реклама кандидата в принципе не отличается от рекламы любого другого товара.

Задача избирательного штаба состоит в том, чтобы создать привлекательный «имидж» кандидата и затем максимально технологично «продать» этот имидж избирателям. Понятно, что такой подход вообще не предполагает наличия в избирательной кампании какой-либо содержательной стратегии. Избирательная кампания проходит четыре этапа:

1. Выдвижение кандидатуры - самый ответственный, не считая дня голосования, этап избирательной кампании. Прежде всего, потенциальный кандидат должен определить цели и задачи своего выдвижения, трезво взвесить свои шансы быть избранным и понять для чего он идет на выборы. Этот пункт в российской действительности кандидаты зачастую опускают; руководствуясь лишь желанием прийти к власти, начинают избирательную кампанию со второго этапа, не взвесив свои реальные силы.

Американские технологи, в частности Брайн О'Дей, предлагают тщательно просчитать все положительные и отрицательные стороны кандидата по следующим параметрам: репутация и биография; финансовое положение кандидата; поддержка влиятельных организаций; политический опыт кандидата; навыки личного общения. Рекомендуется оценить по этим же пунктам своего противника.

После этого необходимо изучить структуру избирательного округа. В данном случае технологии будут основываться на оценке: политических, экономических, исторических особенностях округа; физических характеристик; демографических характеристик; идеологии избирателей; острых проблем, существующих в округе и в стране; средств массовой информации. Помимо прочего нужно учитывать так называемый «эффект хвоста», имея в виду местных кандидатов, которым удается «выехать на хвосте» у всенародно-известной фигуры. Возможна и обратная ситуация, когда дурная слава политика федерального уровня может сильно навредить местному кандидату, которого с ним ассоциируют.

2. Создание основы предвыборной кампании.

A) определение целей предвыборной кампании. Главной целью любой кампании является победа на выборах, но необходимо более детально определить стоящие перед кандидатом задачи. (Сколько голосов нужно получить? Откуда можно получить эти голоса?) Для привлечения избирателей используется ведение кампании по нескольким тактическим направлениям:

- «Политический темперамент» (т.е. идеологические установки избирателей). Преследуемая цель - создать или усилить чувство схожести политического темперамента кандидата с избирателями.

- Политические, экономические, социальные ожидания избирателей. Цель - привлечь внимание избирателей к тем проблемам, по которым кандидат имеет, по его мнению, преимущество в глазах избирателей по сравнению с соперниками в силу своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.

- Личность кандидата. Цель - укрепить популярность известного политика или сделать в короткий срок хорошо известным публике пока еще малоизвестного деятеля.

Б) определение целевой группы избирателей и анализ электората. Определение целевой группы - это процесс поиска избирателей кандидата, тех, на кого будет направлена концепция, посыл предвыборной кампании. Это позволяет избежать излишнего рассеивания концепции и сэкономить средства кампании. Если целевая группа слишком мала, кандидат не получит достаточного числа голосов. Если она слишком широка, то концепция кампании будет рассеяна и те кандидаты, чья кампания отличается большей целенаправленностью, завладеют голосами избирателей.

B) формирование штаба предвыборной кампании. Основную организационную работу ведет штаб кампании: выработка политической стратегии; планирование и контроль деятельности комитетов поддержки или инициативных комитетов; пресс-служба; материальное обеспечение кампании; юридическая консультация. Крайне желательно, чтобы каждый из этих «блоков» действовал автономно и не мешал другим, любое совмещение функций в лице одного человека не рекомендуется, каким бы талантливым организатором он ни был.

Г) решение вопросов об источниках финансирования. Бюджетный план кампании должен представлять собой реальное перечисление того, что необходимо для выполнения плана кампании. Написание бюджетного плана - путь отслеживания расходов кампании, определения задач для тех, кто занимается сбором средств, а также предотвращение необдуманных расходов.

3. Выработка стратегии избирательной кампании.

Политическая стратегия - теория участия в политической жизни. Стратегия определяет основные направления деятельности. Ее объектом являются разработка и обеспечение достижения главной цели. В ней определяются расстановка сил, основные союзники, очередность решаемых задач. Стратегия охватывает все вопросы организации и проведения избирательной кампании. Этап выработки стратегии обобщает результаты работы, проделанной ранее, и концентрирует внимание на следующем этапе. Джо Наполитан пишет: «Самое важное в избирательной кампании - стратегия. За прошедшие тридцать лет - это мой самый главный вывод. Правильная стратегия может спасти даже посредственную кампанию, но и блестящая провалится, если стратегия ее проведения ошибочна. Стратегия должна меняться в соответствии с требованиями и нуждами кампании, а не оставаться застывшей схемой, под которую приходится все время подстраиваться».

4. 3авоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламную платформу кандидата. Данный пункт является тактическим, поскольку относится к коммуникативной составляющей избирательных технологий. На данном этапе воплощается в действие совокупность методов и приемов, позволяющих наиболее эффективно довести до избирателей стратегическое содержание избирательной кампании.

Тактика кампании довольно слабо зависит от ее стратегии: совершенно разные по содержанию кампании могут быть реализованы одними и теми же тактическими приемами. В этом смысле тактика позволяет с равной эффективностью доводить до избирателей как самое выигрышное для кандидата содержание кампании, так и абсолютно ошибочное, проигрышное.

Исследователи отмечает несколько особенностей современных российских избирательных кампаний по отношению к советской практике проведения выборов. Так, Григорьев М. считает, что к числу особенностей относятся, во-первых - участие профессиональных избирательных команд, профессиональных политических консультантов и имиджмейкеров, которые приняты на работу на основе знаний, а не по принципу «я его знаю 15 лет». Вторая особенность современных избирательных кампаний - специализация членов избирательной команды, подключение к работе узких профессионалов и использование научных, комплексных методик. В большей степени это касается таких категорий специалистов, как социологи, психологи, профессионалы в области создания видеопродукции. Это тенденция также связана с увеличением сложности и уровня избирательных кампаний.

Сегодня ни одна серьезная избирательная кампания не может обойтись без социологического обеспечения. Во время всего периода избирательной программы идет мониторинг общественного мнения, динамики отношения к кандидату, к противникам, оценивается эффективность проведения тех или иных мероприятий, перераспределяются ресурсы, прогнозируются последствия наиболее опасных действий для кандидата со стороны конкурентов и меры по их преодолению и т.д. Все это позволяет правильно планировать и выстраивать гибкую модель проведения избирательной кампании, своевременно перераспределять имеющиеся ресурсы и отвечать на мероприятия противников.

Особенностью современных избирательных кампаний является то, что в них часто задействован психолог. Психолог участвует на всех этапах подготовки полиграфической, видео- и аудиопродукции, участвует в фото- и видеосъемках. Он осуществляет специальную коррекцию текста, изображения, видеоряда для максимального положительного восприятия рекламных материалов, участвует в создании избирательных слоганов (лозунгов) кандидата.

Нельзя недооценивать значимость специалиста по связям со СМИ. Так как создание теле- или радиопередач, пресс - материалов на хорошем уровне требуют знаний и практики использования достаточно большего понимания тонких особенностей процесса. На региональном уровне вся кампания разворачивается на страницах печати, поскольку местное телевидение отстает в своей популярности от федерального. И от того, как проходит кампания в региональной прессе зависит исход выборов.

Обычно в избирательный штаб региональной избирательной кампании входят многие должности и службы. Конкретный список зависит от многих причин: сложности и уровня избирательной кампании, уровня финансирования, особенностей местных кадров.

Следующая черта современных избирательных кампаний необходимость ведения грамотной информационной разведки и контрпропаганды, а также закрытия собственной информации. Данная особенность, по мнению автора, относится к разряду информационных войн и манипуляций, которые проводятся посредством СМИ.

Региональные электоральные процессы являются важнейшим проявлением политических процессов в условиях демократии и структурируются посредством трех субъектов: избиратели; активные участники и «закулисные» участники избирательного процесса, способные воздействовать на него и прямо, и косвенно (в т.ч. органы власти).

Региональные политические процессы имеют сложное пространственное строение. Мотивы голосования на каждом пространственном уровне своеобразны, т.к. различаются размеры округов, их электоральный ландшафт.

Главной ячейкой российского электорального ландшафта является регион. Особенностью современного регионального электорального процесса становится голосование «против всех», рост абсентеизма, вместе с тем наблюдается масштабное расширение электората «партии власти».

В настоящее время отмечается усиленное воздействие на современный региональный электоральный процесс нескольких факторов: влияние местной элиты на электоральное поведение - основным механизмом здесь является использование административного ресурса влияния, который элита применяет на всем общественно-политическом пространстве региона; влияние крупных корпорации России - крупный бизнес с одной стороны устанавливает особые, неформальные отношения с губернаторами или же оказывает финансовую поддержку на выборах; резкое возрастание роли судов и следственных органов; влияние медиа-стратегий ключевых политико-финансовых олигархий.

 

Автор: Коркмазов Р.Р.