13.09.2010 6104

Учим звуки по слогам (С.Е. Артюшина, Л.С. Соловцова)

 

Одно из приоритетных направлений в логопедической работе с дошкольниками - формирование звукослоговой структуры слова. Несформированность слоговой структуры у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте впоследствии приводит к дислексии и дисграфии, которые проявляются в ходе школьного обучения.

Цель данного пособия - помочь логопедам проводить коррекционную работу по формированию звукослоговой структуры слова в ходе автоматизации произношения трудных звуков ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р']).

Новизной пособия является то, что в нем впервые лексический материал по произношению определенного звука систематизирован авторами в соответствии с 13 классами слов различной слоговой структуры (по классификации А.К. Марковой). Это позволяет формировать слоговую структуру одновременно с автоматизацией поставленных звуков.

При создании дидактического материала были соблюдены следующие методические требования:

– Автоматизация звуков начинается со свистящих.

– Звонкие согласные звуки автоматизируются после глухих.

– Изучаемый звук находится в трех разных позициях: в начале, середине, конце слова.

– При автоматизации звонких согласных [з], [з'], [ж] исключаются слова с этими звуками в конце слов в соответствии с фонетическим законом об оглушении звонких согласных.

– Согласные звуки [с], [з] в положении перед мягкими согласными приобретают в словах позиционную мягкость.

– Во всех словах исключаются смешиваемые звуки.

– Отсутствие некоторых классов в таких разделах, как, например, «Звук [с] в конце слова» объясняется либо отсутствием согласно фонетическим законам данных слов в русском языке, либо невозможностью представить эти слова из-за наличия в них смешиваемых звуков, либо семантической трудностью.

– Внутри каждого класса лексический материал размещен в зависимости от ударности или безударности слога с автоматизируемым согласным звуком. Вначале даются слова с изучаемым согласным звуком, находящимся в ударном слоге.

– Логопед вправе менять порядок слов в соответствии с индивидуальными особенностями произносительной стороны речи ребенка.

– В пособии использованы слова, близкие и понятные по семантике детям.

– Лексический материал подобран в соответствии с программным документом Министерства образования РФ «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Дошкольники, не умеющие читать, повторяют слова с отрабатываемыми звуками вслед за взрослым. Дети, овладевшие чтением, могут самостоятельно читать слова в пособии. Допустив произносительные ошибки, ребенок повторяет соответствующее слово за взрослым, добиваясь его правильного произношения. Работа начинается со слов простой слоговой структуры, постепенно переходя к многосложным словам со стечением согласных звуков.

Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи, у которых одновременно с коррекцией звукопроизношения ставится задача сформировать слоговую структуру слова.

Пособие адресовано родителям, логопедам, учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений.

 

АРТЮШИНА С.Е., СОЛОВЦОВА Л.С. УЧИМ ЗВУКИ ПО СЛОГАМ. - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. - 32 С. (КОНФЕТКА)

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь.

Пособие в формате .tif можно скачать здесь.