02.03.2012 9283

Методы исследования системы региональной безопасности

 

Важнейшая методологическая проблема, возникающая в ходе исследований национальной безопасности, - это вопрос выработки конкретного механизма соотнесения теоретического и эмпирического уровней анализа, их интеграция ради целостного осмысления предмета исследования.

Видение любой системы, в том числе в сфере обеспечения безопасности, и особенности ее анализа зависят от избранного научного подхода. В современном понимании под научным подходом подразумевается стратегия, методологическая позиция исследования. В ходе развития науки, расширения и углубления исследований совершенствуются существующие и вырабатываются новые научные подходы, адекватные предмету познания. Интегрированный характер региональных исследований сопряжен с необходимостью применения подходов, созданных в разных науках. В результате их синтеза формируется целостная система подходов и методов, позволяющая углублять фундаментальные и расширять прикладные исследования, решать все более сложные теоретические и практические задачи регионального развития.

Будучи одним из важнейших при исследовании развития регионов, пространственно-временной подход уходит своими корнями к далекому прошлому немецкой географической школы, возникшей в XIX веке. Ее родоначальниками считаются К. Риттер и А. Геттнер, обосновавшие основные понятия «пространственной науки», лидирующая роль в которой, по их мнению, должна принадлежать географии. В эпоху идеологического противостояния работы А. Геттнера, переведенные на русский язык и изданные в 1930-х годах в СССР, были подвергнуты жесткой критике, и длительное время изложенные в них идеи считались неприемлемыми для советской наук.

В середине XX века поиск пространственных закономерностей осуществляли многие зарубежные ученые, в первую очередь, такие как В. Кристалле, А. Леш, Р. Хартшорн и другие. Развивая идеи о пространстве, Р. Хартшорн ввел понятие «время» и обосновал пространственно-временную парадигму.

Данные идеи получили свое дальнейшее развитие в отечественной научной школе. Так, в частности, Б. Б. Родоманом была сделана попытка применить комплексный пространственно-временной подход к исследованию региональных систем. Им был сформулирован позиционный принцип функционирования объектов в геопространстве, согласно которому уровень экономического развития регионов во многом определяется их положением относительно центров роста производства, науки, культуры и т.д. Он же обосновал понятие «локальный оптимум», то есть такую оптимальную точку, в которой объекты функционируют наиболее эффективно. Если объект находится вне этой точки, то на него действует сила, названная Б.Б. Родоманом «давлением места» или «позиционным давлением», под действием которой подвижные объекты меняют свое местоположение, а менее подвижные свои свойства и функции. Отдельные объекты формируют себе новое положение в пространстве путем активного воздействия на среду, а неспособные к изменениям объекты деградируют, исчезают. Однако эти идеи не нашли использования в практической работе и имели сугубо исследовательское значение.

Мысль о неразрывной пространственно-временной связи организации жизнедеятельности людей с окружающей природной и социально-экономической средой положена в основу теории представителя Лундской школы Т. Хагерстранда. Согласно этой теории, контакты индивидуумов друг с другом, а также с предметами и орудиями труда происходят на уровне микропространства в рамках суточного цикла жизнедеятельности, ограниченного окружения.

Пространственно-временная организация основывается, таким образом, на единстве людей и природы, то есть социального и географического, или социально-географического пространства. Непрерывность социально-географического пространства базируется также на единстве интересов и целей человеческих общностей, где фундаментом является разум мировой цивилизации и конкретного индивидуума. Такое единство достигается в ходе преодоления внутренних противоречий источников развития целостного пространства, а именно: идеологических, политических, религиозных, экологических, социально-экономических и других проблем. Преодоление каждой из них происходит с большими сложностями, влечет за собой последствия, которые трудно предвидеть. Наглядный тому пример - последствия разрушения ранее единого социально-политического и экономического субъекта СССР.

Большие противоречия существуют между социальной и географической составляющей социально-географического пространства. Это обусловлено тем, что каждая часть целого «стремится» развиваться по своим собственным законам. Одна его часть - социальная - имеет тенденции быстро нарастать, развиваться, а другая - природная, или географическая - изменяется медленно, а по отдельным компонентам остается неизменной или даже сокращается. Разрешение данного противоречия, имеющего глобальный характер, возможно на новом, по терминологии В. И. Вернадского, ноосферном уровне, при условии опоры на нравственный и экологический императивы.

Непрерывность социально-географического пространства предполагает его дискретность, как частного, так и общего характера. Другими словами, социально-географическая сфера подвержена дифференциации, то есть распадению на образования, сохраняющие свойства и параметры «своего» пространства. В качестве примеров можно выделить этническую, экономическую, политическую пространственные общности.

Другим подходом является генетический подход. Он позволяет выявить генезис и эволюцию региональных систем, то есть социально-географического пространства в процессе исторического развития. Познание хода развития региона, его пространственных общностей дает возможность объяснить особенности его современного состояния, определить перспективы развития. Например, не зная истории города, трудно разобраться в его архитектурно-планировочной структуре, определить эффективность и масштабы развития различных видов деятельности. Размещение промышленных предприятий, не ориентирующихся на местную сырьевую базу, невозможно объяснить без познания эволюции экономико-географического положения.

В восстановлении исторического прошлого большое значение имеет изучение реликтов: остатков древних построек, оборонительных рубежей, культурных свидетельств берестяных грамот, предметов украшений, монет и т. п. Для обеспечения региональной политики важное значение имеет изучение традиционного природопользования коренных народов. Это обусловлено тем, что традиционное природопользование является основой жизнедеятельности этносов, необходимым условием их существования. Если не будет условий для занятия привычным трудом, ассимилируются и коренные народы; одновременно исчезнет и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющей богатство не только коренного населения, но и всего человечества. Например, для Российской Федерации особенно важно уберечь очаги самобытности и традиционного уклада жизни народностей Северного Кавказа, Сибири, Севера, Дальнего Востока и других территорий. Не менее злободневной для страны является проблема поиска альтернативы западной модели общественного развития, поскольку только при этом условии можно сохранить этнические общности многонациональной России.

Разновидностью более общего - генетического подхода является этногенетический подход. На наш взгляд, его особенно важно использовать в региональной политике и с других точек зрения:

- учета стадии (или, по Л. Н. Гумилеву, фазы) этногенеза, что позволяет определить характер взаимоотношений этносов в доминирующем обществе;

- познания отношений «человек - природа» применительно к конкретным этническим общностям, традиционным культурам, основанным на восприятии природы как живого единства, с которым возможно вступать в общение (в отличие от ставшего широко распространенным в нашей цивилизации представления о природе как полезной вещи);

- подхода к решению национальных проблем малочисленных народов не с позиций патернализма, то есть покровительства, опеки старшего по отношению к младшим, подопечным, а с позиций уважения к глубинным слоям жизни народов, их духовной сущности, национального сознания.

Применение генетического подхода в исследованиях конкретной местности позволяет установить следы прошлых культур, антропогенных воздействий, выявить приуроченность курганов к природно-территориальным комплексам, обозначить границы прежних землевладений, отдельных угодий, местонахождение древних поселений. Учитывая преемственность в землепользовании, важно знать динамику распределения сельскохозяйственных угодий, определить общую освоенность ландшафта в прошлом и сейчас.

Использование в исследовательской работе аэрокосмических снимков, сделанных в разные годы, позволяет установить пространственные соотношения в распределении естественных и антропогенных образований, изучить характер использования земель, обнаружить реликтовые элементы ландшафта, исследовать динамические процессы в региональном природопользовании. С помощью аэрокосмических снимков удается установить распространение и динамику выбросов вредных веществ, степень их воздействия на растительный мир.

Генетический подход приобретает существенное значение при выявлении путей развития изучаемых объектов, в обосновании перспектив регионального развития, выборе оптимального пути среди альтернативных вариантов. Он позволяет вскрыть «временной» аспект социально-географического пространства, выявить динамику развития изучаемого объекта. Изучение генезиса и эволюционных процессов необходимо и для выявления закономерностей размещения производственных и инфраструктурных объектов, их концентрации и рассеивания, характера перемещений, сущности воспроизводственных процессов. Без анализа исторического прошлого нельзя разработать обоснованный прогноз социально-экономического развития региона. Все это свидетельствует о том, что генетический подход должен широко использоваться для выработки научно обоснованных решений.

Третьим является геосистемный подход, в котором существование вещей, явлений во времени и пространстве рассматривается в их взаимной связи между собой. Современной наукой реально подтверждается тезис, обоснованный Л. Берталанфи о том, что «наши знания о самых разнообразных явлениях можно экономно организовать с помощью немногих системных концепций».

В региональных исследованиях использование геосистемного подхода позволяет более глубоко изучить строение сложных объектов, образованных из более простых, органически связанных между собой. Истоки данного метода заложены в науке географии.

Географическая оболочка, ландшафтная сфера, население и окружающая среда, отрасли хозяйства, территориально-производственные комплексы буквально пронизаны внутренними, глубинными взаимосвязями. Такие взаимосвязи могут быть вертикальными, то есть связями между компонентами одного объекта (например, в ландшафте между рельефом, почвами, растительностью; в городе между производством, населением, инфраструктурой), и горизонтальными, то есть связями, соединяющими природные и социальные объекты (ландшафты, поселения) друг с другом. На основе выявления и анализа причинных взаимосвязей делаются выводы о происхождении и состоянии объекта.

Конечно, между природой и обществом существуют качественные различия, но противопоставлять их друг другу представляется ошибочным. Человек - порождение природы, часть ее. В отличие от других видов животного мира он является мыслящим существом, обладает сознанием и волей, его поступки обдуманы. Между природой и человеком как представителем общества нет абсолютного разрыва, их объединяют единые биологические, химические и механические процессы, в природе и обществе есть общие диалектические законы развития.

К геосистемам относятся цельные образования, множества взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их расположения на территории (в пространстве) и от свойств окружающей природной среды. Понятие «геосистема» применяется для обозначения самого широкого круга пространственных (территориальных, экваториальных, аэроториальных) объектов, природно-территориальных и территориально-производственных комплексов. Это понятие используют и при рассмотрении эколого-социально-экономических единств.

В основе любой геосистемы, а также ее подсистем лежит функционирующий элемент (объект), выполняющий определенные функции и не подлежащий расчленению в процессе решения поставленной задачи. Его связи с внешней средой познаются на «входе» и «выходе», а сам он рассматривается как «черный ящик», то есть без расчленения на отдельные части. В случае необходимости и возможности получения информации об отдельных структурных частях «черного ящика» последний рассматривается как «серый ящик», который переходит при дальнейшей детализации изучения в «белый ящик». Таким образом, создается целостное представление о геосистеме, ее внутренней структуре, состоянии ее подсистем.

По характеру связей на «входе» и «выходе» геосистемы подразделяются на открытые, закрытые и изолированные. В открытых геосистемах имеет место широкий обмен с окружающей средой. В закрытых геосистемах происходит обмен только массой, но не энергией, а в изолированных геосистемах приток или отток как массы, так и энергии отсутствует.

Способность геосистемы реагировать на внешние воздействия позволяет говорить о возможности управления ею. В зависимости от скорости и масштабов изменений состояние управляемой геосистемы может быть определено как оптимальное, критическое или катастрофическое. При оптимальном состоянии обеспечивается постоянное развитие геосистемы без каких-либо ее нарушений. Медленное и плавное отклонение от оптимального состояния, вызванное нарушающими воздействиями, свидетельствует о наступлении кризиса. Бурное изменение структуры геосистем под. воздействием внешних импульсов расценивается как катастрофа.

Геосистемам свойственна иерархичность, то есть определенная самоподчиненность. С нею непосредственно связаны принципы организованности и управляемости (например: поселение (муниципальное образование) - регион (субъект Российской Федерации) - страна (Российская Федерация). Геосистемы получают «сигналы управления» не только из общества, но и из природы, то есть из внешней среды. Особенно это свойственно геосистемам, находящимся под сильным техногенным воздействием. Такие геосистемы путем вещественно-энергетических и информационных потоков и связей формируют вокруг себя зоны влияния со специфическими чертами пространственно-временной организации (например: промышленный узел - промышленный район - территориально-производственный комплекс: город - городская агломерация - мегалополис).

Использование геосистемного подхода позволяет решать задачи геоинформационного обеспечения региональных схем и проектов. В связи с этим развиваются системное картографирование, прикладная геоинформатика.

Четвертым подходом является воспроизводственный подход. Он предусматривает всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних элементов (подсистем). Вместе с тем, любое комплексное образование предполагает наличие не только внутренних взаимосвязей, но и внешних отношений и контактов. Поэтому исследование региональных воспроизводственных процессов необходимо вести в тесной увязке с окружающей природной средой, в координации с развитием смежных региональных систем.

В процессе взаимодействия природной и социальной сред складывается окружающая человека природно-социальная среда, воздействующая на жизнедеятельность людей, общества. Вместе с тем люди также воздействуют на окружающую природную среду, причем чаще всего негативно, что осложняет экологическую ситуацию, как на локальном, так и на региональном и глобальном уровнях. Для того чтобы сохранить и приумножить способность природы воспроизводить условия жизни, необходимо знать пределы устойчивости и возможности эластичности природных компонентов, учитывать их в хозяйственной деятельности.

С позиции методологии системного анализа любая региональная система имеет внутреннюю иерархическую структуру. Например, в хозяйственном комплексе страны выделяются отрасли промышленности (машиностроение, пищевая, легкая и др.) или сельского хозяйства (растениеводство, животноводство); отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, сфера услуг); межотраслевые комплексы (например: аграрно-промышленный). Это - деление «по вертикали».

Кроме того, в каждом региональном комплексе можно выделить хозяйство поселка, города, области, крупного экономического района. Такое деление принято считать «горизонтальным».

Каждый элемент иерархической структуры отличается природным и социально-экономическим своеобразием, особым местом в структуре управления, обладает всеми признаками, присущими системам вообще. Один из них - воспроизводимость всех основных социально-экономических процессов, относительное обособление воспроизводственных циклов.

Сама суть регионального воспроизводственного процесса состоит во взаимообусловленном единстве производства, обмена и потребления материальных благ. Именно наличие всех фаз воспроизводственного цикла, их относительная законченность в пространстве и во времени позволяют рассматривать регионы в качестве воспроизводственной системы и одновременно как подсистему более крупного образования воспроизводственной системы страны.

Производственная подсистема региональной экономики функционирует для создания благоприятных экономических условий жизни общества. Она существует в виде различных организационных форм: акционерных объединений открытого и закрытого типа, объединений с ограниченной ответственностью, финансово-промышленных групп и других. Приведение «в действие» производственной системы осуществляется человеческим трудом. Трудовая активность населения является важнейшей организующей основой всей структуры региональной системы.

По степени связанности производственной и природной сред выделяются отрасли, основывающиеся на использовании земельных, водных, минеральных и лесных ресурсов. Эти ресурсы потребляются, соответственно, в сельском хозяйстве, гидроэнергетике и водном хозяйстве, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, лесном комплексе. Главная особенность природно-ресурсных отраслей значительное воздействие на природу, поэтому в них особенно важно совершенствовать технологические процессы, нормативно-правовую базу природопользования и охраны окружающей среды.

Развитие инфраструктурной подсистемы региональной экономики направлено, с одной стороны, на создание условий для успешного функционирования производства, а с другой - на формирование социально-духовной среды жизнедеятельности людей. Соответственно, в каждой региональной системе формируется производственная и социальная инфраструктура, предназначенная для создания условий воспроизводства материальных и духовных благ населения.

Институциональная подсистема в регионе представлена институтами законодательной и исполнительной власти регионального уровня. Повышение самостоятельности дискретных территориальных частей общества предъявляет новые требования к качеству регулирования экономических и социально-политических процессов.

Каждая региональная система имеет центр, в котором сосредоточены вещественные и функциональные элементы. Центры могут эффективно развиваться только при наличии периферии, во взаимодействии с нею. Консолидация центра и периферии обеспечивается путем создания линейной инфраструктуры (например, транспортной, то есть магистральной, региональной и внутрихозяйственной составляющих транспортных систем, путей сообщения и подвижного состава).

Воспроизводственные процессы в регионе характеризуются сочетанием динамизма и инерционности, а следовательно и внутренней противоречивостью, конфликтностью, проблемностью. Это обусловлено тем, что в реальной жизни постоянно происходят столкновения интересов новых и старых структур, вновь возникают и складываются социально-экономические и духовные процессы, новые и традиционные методы управления.

Развитие организационных начал воспроизводственных процессов, как и самих региональных систем, идет стадийно: они зарождаются, формируются, достигают зрелости, трансформируются. Каждая стадия имеет свои качественные параметры. Сначала от стадии к стадии повышается степень сбалансированности внутреннего функционирования и организации всех элементов. Достигнув стадии зрелости, воспроизводственные процессы в регионе постепенно видоизменяются. Это проявляется в возникновении новых форм природопользования, смене хозяйственной специализации и производственного кооперирования, изменении расселения и форм общения людей. Таким образом, начинается новый этап в региональном воспроизводстве, территориальной организации хозяйства и всей жизни людей.

Каждому иерархическому уровню регионального развития объективно присущи собственные экономические, социальные, геополитические интересы. С каждым из этих видов интересов согласуются региональные потребности, цели развития. Если между интересами и возможностями воспроизводственного цикла нет должного соответствия, то возникают соответствующие противоречия, которые, переплетаясь, взаимодействуя и обусловливая друг друга, концентрируются в сложные экономические, социальные, экологические и другие региональные проблемы.

Интересы и цели воспроизводства на уровне страны и на уровне ее регионов взаимосвязаны диалектикой общего и особенного. Общее означает, что цели внутригосударственного регионального развития должны не противоречить интересам страны. Проявление особенного состоит в том, что цели регионального уровня не есть копия целей на уровне страны. При этом важнейшей чертой процесса регионального воспроизводства является, с одной стороны, его относительно замкнутый, а с другой - относительно открытый характер. Этим определяется и относительно условный характер выделения регионов внутри государственных образований в качестве воспроизводственных подсистем.

К числу основных задач региональной политики относятся воспроизводство рабочей силы, подготовка высококвалифицированных кадров. Решение этой задачи напрямую связано с закреплением населения в регионе, социальной защитой людей, особенно лиц пожилого возраста, регулированием миграционных потоков. К настоящему времени накоплен опыт изучения геодемографической обстановки, решения проблем занятости как на российском, так и на международном уровне. Использование этого опыта в конкретных условиях - функция тех субъектов и организаций, которые осуществляют управление региональным развитием.

То же самое можно утверждать и в отношении изучения и оценки природ-но-ресурсного потенциала региона, определения масштабов природоохранной работы, воспроизводства природных ресурсов. При выполнении этой работы должны приниматься во внимание не только прямые потери от вмешательства человека в природные процессы, но и отдаленные последствия техногенных воздействий. Последние дифференцируются в зависимости от способности природной среды регионов к самовоспроизводству.

Например, в силу огромной территории России, наличия разных природных зон продолжительность восстановления элементов природной среды возрастает по мере продвижения на Север. Учет негативного воздействия на природу через нарушение экологического равновесия и потребляемых объемов природоохранной деятельности - одна из важнейших задач внутригосударственной региональной политики.

Таким образом, воспроизводственный подход имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление внутренне присущих ему, региону, противоречий и их концентрированных выражений - сложных региональных социально-экономических проблем.

Пятым выступает проблемный подход. Отмечается, что в целом общая теория проблем и механизмов их решения является особой областью знания. Ее методологические основы базируются на фундаментальных положениях теории познания, законах развития природы, общества, мышления. Значительное влияние на развертывание проблемных исследований оказывает системная методология, в рамках которой сформировались и продолжают формироваться методы решения проблем.

Проблема - это трудность, стоящая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели. Соответственно под проблемой понимают либо препятствие на пути к достижению цели, либо расхождение между желаемым и действительным. Преломляясь в сознании людей в виде противоречий и проходя сквозь «призму» потребностей и мотивов деятельности, общественные законы конституируются в целях. Причем эти цели характеризуют не какие-то идеализированные состояния, а конкретные результаты, которые должны быть достигнуты и в соответствии с которыми должны быть организованы ресурсы.

Проблемный характер региональных исследований всегда был свойственен отечественной науке. Особенно он стал актуальным в условиях индустриализации страны, освоения восточных и северных территорий.

В. М. Четыркин обосновал концепцию узловой хозяйственной проблемы района. В своих исследованиях территориальных структур (экономических районов) он исходил из внутренних противоречий, без которых не может быть развития районов и даже самих районов. Только при наличии противоречивых процессов происходит ломка границ региональных образований, формируются новые образования, в которых связываются в единый узел все факты и явления, свойственные данной территории.

Понятие о проблеме как концентрированном выражении противоречий пространственно - временного развития составляет сущность проблемного подхода, имеющего важное значение для региональной политики. Его характерная черта - комплексность, системность, то есть как раз то, что характеризует региональную политику, которая фактически всегда направлена на решение сложных проблем, в том числе в сфере обеспечения безопасности.

Большая значимость понятия «проблема» в развитии науки и практики выступает в роли своеобразного катализатора в интеграции научных дисциплин. Например, В.И. Вернадский писал, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». С его точки зрения, есть все основания считать, что в настоящее время на стыке логики, методологии, психологии, кибернетики, педагогики родилась новая область знания - общая теория проблем и механизмов их решения.

Признавая важное значение правильной постановки проблемы, необходимо учитывать, что до начала решения проблема должна быть осознана и с научной точки зрения правильно сформулирована. Проблема - это субъективная категория, поскольку она формулируется людьми, выступает как барьер на пути к достижению поставленной цели. Цель развития общества - это социальный ориентир, который должен быть достигнут и в соответствии с которым общество (социум) организует свои ресурсы.

Острота некоторых проблем возросла в такой степени, что они стали охватывать весь мир или большую его часть, приобретая, таким образом, глобальный характер. Глобальные проблемы ассоциируются с теми сферами общественного развития, где налицо наибольшее обострение противоречий, порождаемых текущими и ожидаемыми в будущем ситуациями, где диспропорции роста и дисфункциональные состояния достигли или могут достигнуть в обозримой перспективе катастрофических последствий.

Осознание глобальных проблем, охватывающих весь мир, происходит, образно говоря, через призму национальных или региональных проблем и противоречий. Поэтому для того чтобы правильно сформулировать и выделить из всего многообразия проблем действительно глобальные, необходимо выявить противоречия и проблемы в пределах национальных и региональных экономик, выработать на государственном и региональном уровнях стратегию их решения.

Решение социально-экономических проблем - это общественное действие, осознанная деятельность людей. Иначе говоря, проблемы оказывают детерминирующее воздействие на целеполагающую деятельность людей. Это, однако, вовсе не означает, что люди должны смириться с проблемами как с неизбежными и не зависящими от их воли и сознания явлениями. Здесь должно присутствовать не только пассивное созерцание, но и активное действие, направленное, с одной стороны, на осознанное, правильное в методологическом отношении определение проблемы, а с другой - на разработку методического инструментария решения выявленных проблем. Для того чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо исследовать ее структурные элементы, а также внешние и внутренние связи с другими процессами, явлениями общественной жизни.

Категория проблемы имеет непосредственную взаимосвязь с категорией цели. Последняя объединяет в себе не столько объективные, сколько субъективные начала, входит одновременно в структуру механизма действия и механизма использования теории экономического роста. Это положение имеет важное методологическое значение, поскольку позволяет избежать идеализации целей. Прежде чем цель будет сформулирована, она должна быть осознана субъектом как потребность. Связь между потребностями и целями опосредована интересами. Через осознание интересов цели людей воплощаются в конкретные действия.

Таким образом, взаимосвязь между рассматриваемыми категориями может быть представлена в виде следующей логической цепочки: противоречия (проблемы) - потребности - интересы - цели. При всей условности она полезна при создании обобщенной теоретической модели регионального геополитического развития, различных ее составляющих, в первую очередь, региональных систем безопасности.

Шестым выступает геополитический подход. Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве. Следовательно, налицо и связь его с пространственно-временным подходом.

Традиции геополитических исследований берут начало в работах ученых древности, отмечавших зависимость организации общественных отношений от условий географической среды. Эта традиционная для геополитики тема находит место и в работах современных авторов, рассматривающих совокупность географических и социально-экономических условий формирования социума как культурно-психологической субстанции, которая взаимодействует с себе подобными. Объяснение причин возникновения проблем геополитики несоответствием стереотипов поведения различных народов содержится в трудах таких ученых, специализирующихся на геополитике, как Ф. Ратцель, X. Маккиндер, П. Савицкий и другие.

В современных геополитических исследованиях преобладает использование комплекса методов частных наук: истории, социологии, политологии, экономики, конфликтологии, права. В геополитике анализ фактического материала выстраивается в строго определенный ряд, соответствующий практической составляющей данного направления научных изысканий. Этот ряд можно представить следующим образом: методы анализа ситуации (наблюдение, изучение документов, сравнение); экспликативные методы (контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, эксперимент); прогностические методы (заключение по аналогии, экспертные обсуждения - дельфийский метод, построение сценариев, системный подход, моделирование); анализ процесса принятия решений. Такая вариация методов позволяет проследить любую геополитическую ситуацию от ее истоков до разрешения, а значит, до появления новой геополитической обстановки.

В оценке геополитической ситуации проявляются интересы государств, политических партий, этносов, отдельных политических деятелей, а также лиц, принимающих решения на уровне регионов, например, на уровне субъектов Российской Федерации. Сама геополитика выступает в качестве «географического разума» страны, в качестве науки, изучающей пространство с точки зрения государства. Задачи геополитики состоят в исследованиях факторов возникновения, распространения и реализации интересов заинтересованного субъекта общественных отношений в географическом пространстве. Субъект общественных отношений, или субъект геополитики, - это та часть общества, целостность и содержание которой обеспечиваются общими интересами развития в географическом пространстве.

Геополитические проблемы особенно остро ощущаются в условиях кризиса. На устранение кризисных ситуаций направлены геополитические решения. Для их принятия используются основные принципы и методологические приемы проблемного подхода: сначала формулируется проблема конфликта, затем выявляются и анализируются причины его возникновения, после чего предлагаются возможные варианты решения.

Особое место в решении геополитических проблем занимает динамично развивающаяся наука политология, направленная на изучение механизма распределения и осуществления политической власти в обществе. Учет географических факторов в выявлении механизма возникновения, распределения и осуществления политической власти составляет суть частной задачи политологии и геополитических исследований.

Признание определенных закономерностей пространственной организации интересов субъектов общественных отношений - специфическая черта работ всех геополитиков. Таким образом, геополитический подход играет важную роль в обосновании и принятии управленческих решений, в том числе и в области обеспечения безопасности на региональном уровне.

Рассмотренные научные подходы представляют собой методологическую основу для выбора и использования конкретных методов региональных геополитических исследований.

Одним из основных принципов методологии анализа сложных социальных организмов является системный подход, базирующийся на признании взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и мышления. Он обязывает рассматривать общественно-политические процессы как происходящие в открытой развивающейся системе; способствует раскрытию их в целостности и во взаимной связи с природой; ориентирует на поиск взаимных связей как внутри самого объекта между составляющими его подсистемами - структурными компонентами, так и связей объекта с окружающими его системами - функциональными компонентами. Системный подход предполагает необходимость реализации структурно-функционального анализа, позволяющего диагностировать состояние национальной безопасности через изучение конкретных ее видов (внешней и внутренней), сфер проявления (экономической, политической, социальной, информационной, духовной, оборонной, экологической, научно-технической и т.д.).

Использование в исследованиях политики обеспечения национальной безопасности бихевиористского подхода позволяет преодолеть недостатки традиционалистских принципов научного исследования, раскрыть политический процесс, его содержание через всестороннее изучение действия политических факторов, деятельности субъектов политики. Применение принципа бихевиоризма способствует устранению односторонности нормативного и институционального подходов, помогает глубже проникать в суть изучаемых политических процессов и явлений, раскрывать технологии и механизмы политики и стратегии обеспечения национальной безопасности на различных этапах ее разработки и реализации.

Главной особенностью бихевиоризма в исследовании национальной безопасности является постулирование недопустимости в политическом исследовании субъективного ценностного подхода исследователя. Единственно верными считаются лишь те факты, которые либо подтверждены экспериментально, либо получены с помощью формально-логических методов естественных наук. Этот принцип позволяет сконцентрироваться на фактологическом исследовании, отвергая тем самым ненаучные выводы, умозаключения мировоззренческого, идеологического характера. Однако, оставаясь на почве исключительно эмпирических фактов, абстрагируясь от ценностей, норм, теоретического и идеального начал, невозможно полностью раскрыть реальное содержание новой концепции и политики обеспечения национальной безопасности России и других государств на постсоветском пространстве, самого феномена политики как целенаправленной деятельности по обеспечению национальной безопасности страны.

Таким образом, исследовательский аппарат бихевиоризма оказывается неспособным охватить и раскрыть политические феномены и процессы во всей их полноте и многообразии.

Все это обусловливает необходимость комплексного, междисциплинарного подхода, отдельные элементы которого использованы в рамках методологии в целом и отдельных методов, приемов и понятий, выработанных в естественных науках.

Ряд политологов в первой половине XX века обосновали необходимость использования в своих исследованиях методов экономической науки, истории, антропологии, психологии, математики, статистики. Междисциплинарный подход широко использовали известные зарубежные политологи 3. Дж. Уоллес, Г. Ласки, Г. Лассуэлл (последний одновременно относится к числу создателей бихевиоризма как политологического метода). С целью учета социокультурных, религиозных, психологических факторов в политологических исследованиях ими были предприняты попытки применить методы, заимствованные из экспериментальной психологии, психоанализа и эмпирической социологии.

Другим необходимым средством любого политического исследования является политико-культурный подход. Правомерность использования данного метода в методологии национальной безопасности объясняется тем, что истина об общественной жизни лежит как в объективной реальности, так и в сфере мифологического, символического, традиционного, оказывающих значительное влияние на формирование основных контуров и содержание картины мира. Такой подход приобретает весьма актуальный характер в эпоху информационной революции, динамики информационных процессов, превращения сферы информационной безопасности в системообразующий элемент национальной безопасности в целом.

Использование средств массовой информации, особенно визуальных, еще больше усиливает значимость чувственного, эмоционального, иррационального за счет рационального. Ожидания людей зачастую выступают главным фактором их поведения. Подмечено, что на политические поступки людей гораздо более сильное влияние может оказать значение, которое они придают действиям государственных институтов, политических партий и деятелей, чем реальное содержание этих действий.

Политико-культурный подход призван охватить социокультурное и политико-культурное измерение политики, преодолеть формально-юридическое понимание политики, традиционный подход к политике в терминах политической системы и государственно-правовых институтов. Данный подход позволяет сосредоточить внимание на феномене политики как деятельности по достижению национальных интересов и целей.

В методологии исследования проблем безопасности применяется ряд принципов, один из которых - диалектической взаимообусловленности - утверждает всеобщую связь в природе, обществе и мышлении, требует рассматривать изучаемые процессы и явления социальной жизни исключительно в развитии и взаимосвязи. Именно поэтому принципы системности и диалектической взаимообусловленности неразделимы, на что обращает внимание отечественная философская литература.

В 1993-1999 гг. академиком Н. Н. Моисеевым на базе данного принципа были обоснованы новые требования к духовному миру человека, необходимость целеполагания в любой человеческой деятельности, предложена концепция направляемого развития и разработана теория кооперативного взаимодействия. Методологическим завещанием ученого своим последователям стало его высказывание о движении к безопасности через направляемое развитие: «я предпочитаю говорить не об управляемом, а о направляемом развитии социальных и социально-экономических систем».

Говоря о проблемах коэволюции природы и общества, Н. Н. Моисеев поставил вопрос о необходимости нового гуманитарного синтеза в методологии безопасности: «я думаю, что в ближайшее столетие главные усилия ученых, как естественников, так и обществоведов должны быть сосредоточены на выработке принципов «направляемого развития» общества. Но все-таки основные усилия должны быть сосредоточены в гуманитарной сфере: как жить дальше, как перестраивать общество, изменить политику потребностей, определить максимально допустимые нагрузки на биосферу и согласовать с ними жизнедеятельность человечества?».

Немаловажным в методологии исследования национальной безопасности представляется принцип историзма. Его особенность заключается в том, что он распространяется не только на историю развития общества, но и показывает диалектический системный характер взаимозависимостей, взаимообусловленностей всех сторон объективной действительности в целостности существования природы, общества и человеческого мышления. Социальная природа и социально-политическая направленность национальной безопасности имеет конкретно-исторический характер и потому тесно связана со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество».

Исследуя национальную безопасность как сложную социальную систему, развивающуюся под воздействием социально-политических и природных факторов, следует учитывать принцип социоэкологической целостности. Основная цель социально-экологической политики - наиболее разумное использование природных и трудовых ресурсов, климатических особенностей на благо безопасности и благосостояния общества. Радикальные нарушения в природе вследствие расточительного эксплуататорского отношения к ней в наши дни неизбежно приведут к самым серьезным социальным последствиям - возможности вырождения самого человека, являющегося во многом и первопричиной, и объектом экологических изменений. Российские ученые Р. А. Перелет и Г. С. Сергеев утверждают, что дальнейшее развитие мировой экономики в прежнем направлении чревато новыми глобальными катастрофами.

Экологическая безопасность рассматривается сегодня как одна из глобальных проблем современности. Принцип социоэкологической целостности в исследованиях национальной безопасности дает возможность не только охарактеризовать социальные связи человека с природной средой, но и увидеть действительно жизненно важные интересы личности, общества и государства в условиях социальной, экономической, культурной интеграции наций. С позиций этого методологического подхода очевидна взаимосвязь национальной безопасности страны с безопасностью региона и мира в целом.

В процессе исследования национальной безопасности часто возникает проблема интерпретации накопляющихся фактов, возникают гносеологические трудности соотнесения дискретного и непрерывного знания. Данная проблема разрешается на основе принципа дополнительности, разработанного Нильсом Бором применительно к атомной физике. В содержании идеи дополнительности присутствует важный момент для понимания национальной безопасности как объекта исследования, который заключается в утверждении, что поведение объекта зависит от условий и способов наблюдения. Данный аспект концепции дополнительности Н. Бора необходимо учитывать при выявлении наиболее влиятельных факторов, а также субъектов политики, воздействующих на национальную безопасность. Другое утверждение Н. Бора в контексте принципа дополнительности: «никакое сложное явление нельзя описать с помощью одного языка»- важно для применения логического и математического описания различных процессов в сферах национальной безопасности.

Принцип дополнительности реализуется не только в общетеоретическом, но и в прикладном смысле, не только для описания и объяснения дополнительности сфер и видов безопасности, но также и для получения нового знания, обладающего значительной степенью приближения к объективному положению вещей.

В исследованиях национальной безопасности принцип дополнительности важен еще и потому, что политическая система «национальная безопасность» состоит из множества подсистем,. которые подлежат автономному изучению.

Поэтому возникает необходимость интегрировать показатели безопасности на различных ее уровнях и в различных сферах жизни общества, синтезировать обобщенные критерии национальной, региональной и глобальной безопасности, что возможно лишь на основе принципа дополнительности знания.

Национальная безопасность олицетворяет диалектическое единство безопасности личности, общества и государства на муниципальном, региональном (внутригосударственном) и федеральном уровнях в различных сферах жизнедеятельности российских граждан. В данном единстве находит отражение реальная закономерность, отражающая важную для практической политики деталь: недостаточность, ослабление безопасности одного из объектов, одного из уровней, одной из сфер безопасности сказывается на безопасности всей нации.

В методологии комплексного исследования проблем безопасности отдельное место занимает «принцип кормчего», сформулированный в 1844 г. Болеславом Трентовским, преподавателем философии кибернетики Фрайбургского университета. Он говорил о том, что процессы, протекающие в обществе, - это стихия и умный «кибернет» не должен, подобно кормчему, противиться стихии. Он должен изучать ее, изучать ветры и течения, чтобы с помощью стихии довести свой корабль до желаемой гавани. Реализация данного принципа нацеливает исследования в области национальной безопасности на выявление и изучение особо влиятельных факторов безопасности, требует различать объективные тенденции в политике и субъективные основания в ней.

Сегодня на политику обеспечения национальной безопасности способны оказывать серьезное влияние такие процессы, как «стихия рынка», «стихия мегаполисов», «стихия ТНК» и др. «Принцип кормчего» нацеливает на анализ причин изменения социально-политических явлений. Согласно данному принципу задача ученых-политологов и политиков-практиков состоит в том, чтобы использовать тенденции современного общественного развития во благо человека и общества, научиться управлять «стихией эволюции человека», направлять «стихию мирового общественного развития» в экологичное русло.

Одной из важнейших составляющих методологии исследования национальной безопасности может стать принцип гомеостаза, разработанный для живой природы. Понимание безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различных угроз и опасностей диктует необходимость познания той области, тех допустимых величин вредных воздействий на объекты безопасности, которые бы не привели к их деградации и гибели.

Первый необходимый шаг любых системных исследований национальной безопасности - это определение границы гомеостаза, т.е. критических значений параметров сфер безопасности, соответствующих сферам жизнедеятельности.

Второй шаг исследований - определение реакций на отклонение от гомеостатической границы. Принцип гомеостаза требует четкого определения границ безопасной жизнедеятельности, которыми принято обозначать множество критических значений параметров внешней среды, например, предельно допустимые концентрации вредных веществ в почве, воде, воздухе, пище и т.д., за пределами, которых безопасное существование человека невозможно.

Если всем организмам живой природы присущ механизм обратной связи, позволяющий диагностировать состояние среды обитания и адекватно реагировать на возникающие угрозы, удаляясь подальше от критических значений или перестраивая свои собственные характеристики, то в обществе определение функций поведения личностей и изменение границ гомеостаза возложено на систему обеспечения национальной безопасности. Задача научных исследований в области безопасности состоит в том, чтобы четко сформулировать требования к границам гомеостаза.

Одним из важных критериев научности исследований проблем безопасности является принцип последовательности, использования методов добывания знания. На начальном этапе изучения любой проблемы необходимо использовать методы первичного снятия и накопления информации, далее должны применяться методы анализа первичной информации об объекте и его предметных сторонах; на завершающем этапе должны использоваться методы моделирования различных состояний объекта, создания искусственного интеллекта для управления различными состояниями, выбора оптимальных управленческих решений.

Общенаучные методы для исследования предметных сторон национальной безопасности, как правило, применяются после накопления определенного уровня знаний с помощью частных методов конкретных наук. Интуитивно-логические и математические методы могут использоваться как до, так и после общенаучных методов исследования.

Необходимым условием повышения объективности знания в ходе исследования проблем национальной безопасности становится принцип сочетания количественных и качественных методов анализа. Средства количественного анализа выступают при этом в качестве инструментов анализа и прогноза. От оснащенности данными инструментами и умения правильно ими пользоваться зависит не только качество научного исследования, но и стабильность состояния государственной системы безопасности, так как неправильное использование средств количественного (формального) анализа в исследованиях национальной безопасности способно поставить страну на грань катастрофы.

Таким образом, в современных условиях российскими исследователями национальной безопасности выделяются системный, междисциплинарный, социокультурный и бихевиористский подходы, а также принципы диалектической взаимообусловленности, историзма, социоэкологической целостности, дополнительности, «принцип кормчего», гомеостаза, последовательности в использовании и сочетания количественных и качественных методов анализа.

Вместе с тем теория национальной безопасности базируется на применении методов разных наук, поэтому арсенал исследований в данной области постоянно пополняется. Представляется, что невозможно провести четкие границы между отдельными школами, а многие работы следует рассматривать как результат синтеза различных исследовательских направлений, углубления их взаимозависимости. Одновременно нельзя не замечать и собственно научных причин такого сближения. Оно вызвано как успехами современных, в частности синергетических, подходов к изучению социальной реальности, так и, несмотря на активное междисциплинарное взаимодействие, ограниченностью круга методов, с которыми подходят к этому процессу.

Современные методы исследований предусматривают не только изменение категориального аппарата, но и исходят из необходимости перехода на принципиально иной - интегральный уровень изучения общественных явлений. Согласно субъектно-объектной зависимости, открытой квантовой механикой, предполагается включение наблюдателя в условия опыта. Таким образом, будет соблюдаться метаметодологический антропный принцип, который устанавливает определенную зависимость между человеком и Вселенной.

Все это может стать шагом к новому осмыслению геополитического пространства, включая, а не исключая факторы иррациональности. В свою очередь конкуренция методов способствует поиску все новых и новых путей изучения реалий, в том числе и в области исследования проблем безопасности.

По мнению автора, современные процессы глобализации и регионализации с одной стороны способствуют интеграционным процессам в мировом сообществе на фоне осознания реальной опасности самоуничтожения человечества, с другой - несут в себе разъединяющее начало между человеком и обществом, обществом и государством, государством и международными институтами.

Противоречивость восприятия действительности, ощущение собственной незащищенности, растерянность, потребность какого-либо противодействия вынуждают впадать в крайности и отдельно взятого человека, и общество, и государство в лице властных структур, и мировое сообщество в лице международных институтов. Своеобразным образом на такие события реагирует научная среда, проявляя всплеск активности и резко увеличивая количество исследовательских изысканий вокруг конкретного явления. Каждый раз, безусловно, можно утверждать, что дает сбой определенная система обеспечения безопасности.

Автор придерживается мнения о том, что использование многообразия принципов, форм и методов исследования проблем безопасности, применение комплексного, системного подхода в их изучении позволяет максимально приблизиться к объективным показателям и выводам.

Вместе с тем в методологии и теории безопасности, на наш взгляд, крайне важен прикладной аспект, который подразумевает возможность использования результатов исследования на практике в интересах совершенствования систем поддержания безопасности различных уровней. Приоритетными в современных условиях должны стать научные разработки в области обеспечения безопасности, направленные на повышение качества мониторинга, анализа, прогноза развития ситуации и осуществление предупредительно-профилактических мер. Также перспективными могут быть исследования, связанные с формированием общественной системы национальной безопасности, которая, взаимно дополняя государственную, смогла бы существенно повысить степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства и одновременно установить доверие между гражданским обществом и властными государственными структурами.

 

Автор: Кателевский А.И.