13.01.2011 26595

Основные вопросы развития языкознания (лекция)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Современное языкознание как предмет изучения

2. Парадигмы и «научные революции» в лингвистике

3. Структура лингвистической макропарадигмы

4. Непарадигмальные стимулы развития лингвистической теории

Литература

 

Ключевые слова: парадигмы, макропарадигмы, непарадигмальные стимулы, «научные революции» в лингвистике, речевая деятельность, узус, норма, речь, система языка, аналог, образец, тип, схема, поступательное развитие знаний, парадигмы-спецификаторы, парадигмальная детерминация.

 

1. СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

 

Языкознание находится в теснейшей связи с философией, психологией, нейропсихологией, семиотикой и другими науками о человеке, его мышлении и речевой деятельности в целом. Характер междисциплинарных связей, взаимодействие этих наук и языкознания во многом определяли стратегические направления изучения языка.

Современная лингвистика обращена в будущее. Вместе с тем она связана с традицией, поскольку в ней сконцентрирована научная энергия лингвистических идей предыдущих эпох.

Знания о языке накапливались на протяжении нескольких веков. Первые размышления о языке зафиксированы уже в древнеиндийских трактатах 5- 4 веков до н.э. (работы Яска, Панини, Вараручи, Катьяны, Патанджали). Античные мыслители (Гераклит, Августин, Демокрит, Аристотель и др.) ставили и частично решали философские вопросы языка. Значительный вклад в развитие науки о языке внесли арабские ученые (Сибавейхи, Халиль аль Фарахиди, аль Фирузабади, Махмуд аль Кашгари). В средние века развивались главным образом теории античных мыслителей. Основным предметом изучения был латинский язык, явившийся основой для создания универсальных грамматик. Универсальные грамматики возникают в эпоху Возрождения. В это же время укрепляется интерес к сопоставительному исследованию разных языков, бурно развивается историческое языкознание, лексикография, создаются различные теории происхождения языка (Ж..- Ж.. Руссо, Г. Лейбниц, И. Гердер и др.) В начале 19-го века складываются предпосылки для возникновения сравнительно-исторического языкознания (Ф. Бопп, Р.Раск, Я.Гримм, А.Х.Востоков и др.), на базе которого происходит становление общего языкознания (В.фон Гумбольдт, А.А.Потебня, И.А.Бодуэн де Куртене и др.). Знания о языке обособляются в отдельную науку. Основанием для этого послужило выделение собственных, специфичных для новой дисциплины объекта, предмета и метода исследования, которые тем не менее остаются в центре острых дискуссий.

Объектом изучения в языкознании является речевая деятельность. Ее можно изобразить формулой: РД = язык (система + норма)+ речь (узус + речевые акты). Как отмечают исследователи, система и норма принадлежат языку, узус и речевые акты – речи. Норма регулирует использование элементов, структур, моделей как системы языка, так и системы речи. Она сама выступает как часть системы. Она выступает ограничителем вариантности языковой системы, и сама в определенном смысле подвержена вариантности как необходимому условию своего собственного развития. Буферная зона между нормой и речевым актом – узус. Установлено, что практически каждое речевое высказывание содержит в себе такие явления, которые не предусмотрены ни языковой системой, ни нормой языка, ни узусом. «Не следует смешивать то, как даны объекты, и то, как мы их рассматриваем» (Косериу Э., 1963: 173). Речевая деятельность, речь – объект наблюдения, а язык – предмет лингвистики.

Процесс абстрагирования, «извлечения» языка из речи осуществляется поэтапно: узуснорма – речь – система языка. Моделируя языковое явление, мы с целью его познания конструируем другой (реальный или воображаемый) объект, изоморфный изучаемому объекту в наиболее существенных его признаках и свойствах. Из этого следует два принципа лингвистического моделирования: принцип изоморфизма и принцип эвристичности как два смыслообразующих компонента соответствующей дефиниции. Лингвистическая модель – это аналог, образец, тип, схема эвристического представления в нашем сознании структуры изучаемого языкового явления. Это понимание модели близко к определению ее в философии.

 

2. ПАРАДИГМЫ И «НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» В ЛИНГВИСТИКЕ

 

Вплоть до середины 20 века существовало убеждение, что лингвистические учения развиваются линейно: обновление и пополнение знаний о языке происходит за счет расширения эмпирической основы исследования. Однако к концу 20-го века обнаружилось: законом лингвистического познания выступает единство двух противоположных тенденций: рождения новой, более адекватной концепции языка и процесса поступательного развития знаний в рамках данного видения предмета исследования. В центре внимания оказываются связи и отношения языка с другими объектами научного познания, такими, как речь, общение, деятельность, психика, культура, этнос. Внутри каждого из них существуют разветвления не только различного, но и противоположного плана, накопление которых приводит к кардинальным изменениям в науке – «научным революциям» (Томас Кун, 1977), а подлежащие заменам феноменологические состояния науки – парадигмами, призванными показать сложный и многоаспектный процесс смены способов «лингвистического философствования».

В настоящее время недостаточно четко осознается общее и специфическое в содержании таких понятий, как парадигма, концепция, направление, школа, теория.

Под научной парадигмой Т. Кун подразумевал « признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений»; они являются «источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения», принятых учеными на данном этапе развития (Кун Т., 1977:31)

При всем многообразии лингвистических учений можно выделить три научные парадигмы, определившие собой основные этапы развития мировой лингвистической мысли: лингвистический компаративизм (элементно-таксономическая парадигма), системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, объединившая три лингвистические теории: теорию номинации, теорию референции, теорию речевых актов. В настоящее время формируется четвертая парадигма – дискурсивно-когнитивная.

Лингвистическая концепция – это определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Концепция является основой идентификации парадигмы. Вместе с тем «парадигма» и « концепция» соотносятся как «общее – частное». Лингвистические парадигмы характеризуются как развивающиеся сущности. Это развитие может быть внутренним и внешним. Внутреннее развитие парадигмы стимулируется взаимодействием концепций в рамках одной парадигмы. Внешнее развитие лингвистической мысли связано с взаимодействием интерпарадигмального характера. Здесь речь должна идти о взаимодействии парадигм, олицетворяющих собой разные этапы истории языкознания. Лингвистическая парадигма развивается при сохранении баланса между внутренними и внешними стимулами познания языковой действительности. Асимметрическое ускорение внутрипарадигмальных или интерпарадигмальных изменений приводит к научным революциям, то есть замене одной лингвистической парадигмы на другую.

 

3. СТРУКТУРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МАКРОПАРАДИГМЫ

 

Выделяются макропарадигмы и парадигмы – спецификаторы. В состав макропарадигмы входят неоднородные составляющие – теории, школы, концепции, подходы. Однородность составляющих – отличительное свойство парадигм-спецификаторов.

Лингвистическая теория (ЛТ)– это строго организованная замкнутая система знаний с минимальным количеством идей и основополагающих понятий. ЛТ выполняет две функции: объяснительную и прогнозирующую.

Научная школа – это творческое содружество ученых разных поколений, объединенных общими принципами подхода к решению соответствующей научной проблемы, стилем работы, взглядами на развитие исследований в избранном научном направлении, общей для них оригинальной идеей, доказательство которой служит стимулом развития исследований и фактором объединения исполнителей, несмотря на различие их характеров и представлений. Критериями научной школы служат такие ее характеристики, как: 1) наличие основателя; 2) сходство научных позиций его учеников, принявших его методологию, подход к анализу конкретных языковых явлений; 3) единство места: прикрепленность данного научного сообщества к тому или иному научному учреждению; 4) новизна и оригинальность методологического подхода. Первоначальным формальным объединением научной школы служит научный кружок – группа ученых, объединенных для осуществления определенной интеллектуальной деятельности под общей исследовательской доктриной своего лидера или учителя. Отсутствие формального объединения, при наличии всех других признаков лингвистической деятельности, свидетельствует о появлении нового подхода или даже научного течения. Оно может предшествовать научной школе или зарождаться как вариация сложившейся лингвистической концепции в недрах уже существующей школы. Научное направление – это вектор развития лингвистической мысли, попытка нетрадиционного осмысления языковых фактов, методологический поиск новых путей и способов их познания.

Как явление историческое понятие «научная школа» должно характеризоваться в трех измерениях: ретроспективном, синхронном, перспективном. Наиболее законсервированной структурой является сравнительно-историческая парадигма, в рамках которой выделяются три направления: сравнительное, историческое и психологическое. Более открытой является структурно-таксономическая парадигма: объединяет достаточно отдаленные друг от друга направления. Наиболее широкой представляется антропоцентрическая парадигма, поэтому ее иногда называют над- или суперпарадигмой: находившиеся в ее составе концепции все более очевидно себя перерастали, превращаясь в самостоятельные лингвистические парадигмы, такие как, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, коммуникативная лингвистика.

Отношение к рассматриваемым парадигмам современного языкознания не является однозначным, ср., аксиологическое разграничение «традиционного» и «современного» языкознания, которое возможно лишь с оговорками: традиционные, т.е. более ранние научные парадигмы претерпели существенные изменения и стали вполне современными.

Лингвистические парадигмы (теоретические положения, методологические принципы и установки, способы и средства решения проблемы) предопределяют характер, цели и пути лингвистического поиска, поэтому можно усматривать в «работе» их внутреннего механизма действие принципа парадигмального детерминизма. Господство той или иной парадигмы сохраняется, пока несовместимые с ней языковые факты не разрушают ее методологической доктрины. Наиболее сложной в преемственности парадигм является ситуация, когда старая парадигма показала свою несостоятельность в решении актуальных проблем языкознания, а новая еще не сформировалась. Это период непарадигмального подхода к поиску истины. В современной лингвистике все чаще приходится решать проблемы непарадигмального характера.

 

4. НЕПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Процесс смены научных парадигм в языкознании осуществляется постепенно, интеллектуальными усилиями целых лингвистических школ и направлений. Оформление новой научной доктрины завершается созданием оригинальной, и поэтому непарадигмальной лингвистической теории, которая обычно связана с именем лидера лингвистической мысли той или иной лингвокультуры. Ее становление обычно связано с преодолением тех противоречий, которые вызываются парадигмальным и непарадигмальным мышлением. Начинается процесс переоценки существующих лингвистических понятий и представлений. Более актуальным становится поиск новых методов, приемов и методик исследования, ускоряется переосмысление и переформулирование проблемы, меняется подход к ней, пересматривается стратегия лингвистического поиска. Эвристический потенциал непарадигмальных решений заключается в нестандартности научного поиска: внешние аналоги, произвольные ассоциации, построение необычных комбинаций, выдвижение идей по принципу контраста, модификация имеющихся знаний и т.п. Появляется свежий взгляд на предмет исследования. Принцип парадигмальной детерминации уступает место принципу детерминации объектной.

Приоритетными становятся новые данные об объекте познания без оглядки на прежние концептуальные схемы. И только в результате концептуально-качественного развития и обогащения лингвистических знаний объектный принцип лингвистического поиска вновь уступит место принципу парадигмальной детерминации, что послужит свидетельством сформированности новой лингвистической парадигмы.

Таким образом, современная система лингвистических знаний и представлений находится в стадии интенсивных изменений. Меняются аспекты и содержание традиционных лингвистических дисциплин, углубляются их взаимоотношения со смежными науками, формируются новые направления лингвистического поиска и новые парадигмы. В этом сложном процессе поступательное развитие языкознания нередко сопровождается неудачами и неоправданными затратами исследовательских усилий. Избежать их полностью вряд ли удастся, но свести к минимуму можно, если обеспечить непарадигмальные способы исследования необходимым методологическим и теоретическим базисом.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходе к языку// Вопросы языкознания. 1993. № 3.

2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.,1974.

3. Берестнев Г.И. О «новой реальности» языкознания // Филологические науки. 1997. № 5.

4. Гак В.Г. О плюрализме в лингвистических теориях // Филологические науки. 1997. № 1.

5. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус// Известия РАН. Серия лит. и яз. 1994. Т.53. № 2.

6. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977.

7. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. - М.,1990.

8. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.,1975.

9. Степанов Ю.С., Проскурин С. Смена «культурных парадигм» и ее внутренние механизмы. - М.,1993.