18.05.2012 6011

Образовательный статус этнической экологии

 

В условиях трансформаций современного общества заметно обострились противоречия в системе «природа - человек», поставившие под угрозу возможность дальнейшего гармоничного их взаимодействия. Назревший экологический кризис, во многом обусловленный социально- экономическими, технико-технологическими и политическими причинами, является, прежде всего, результатом кризиса духовной культуры, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Данный кризис охватывает весь комплекс взаимодействий: человека и природы, человека и человека, человека и общества. Сложившаяся ситуация усугубляется не только всеми вышеперечисленными факторами, но и кризисом в системе воспитания и образования. Так, основатель и президент Римского клуба А. Печчеи подчеркнул, что «суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из изменения человека, его внутренней сущности».

Помимо социально-экономических, технико-технологических и политических преобразований, необходимо преодоление духовного кризиса. Без этого ни современные информационные технологии, ни система образования не будут эффективны. Известный французский эколог Ж. Дорст подчеркивал, что в наше время степень цивилизации измеряется не только количеством киловатт, производимых энергоустановками, но и ростом моральных и духовных критериев, мудростью людей, двигающих цивилизацию, в полной гармонии с законами природы, от которых человек никогда не освободится.

Вступая в третье тысячелетие, человечество более отчетливо начинает осознавать ограниченность своего антропоцентрического мировоззрения, лучше ощущать недостатки технократического типа цивилизации. К сожалению, в настоящее время развитие цивилизации не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей, скорее наоборот. Достаточно сильно снизилась значимость таких понятий, как духовность, компетентность, образованность.

Главную роль в возрождении духовности и преодолении современного экологического кризиса, на наш взгляд, призвано сыграть образование, поскольку именно оно выступает в социальном мире значительным и универсальным каналом трансляции культурных ценностей, занимая особое место в ряду средств развития высокого уровня культуры, передаче культурных достижений, задает стартовые позиции миропонимания и мировосприятия. Культура, в свою очередь, предстает уникальным механизмом самосохранения общества, является средством его адаптации к окружающему миру. Соответственно, экологическая культура может рассматриваться как механизм, гарантирующий сохранение социальных и природных систем, их сбалансированное, коэволюционное развитие. Формирование экологической культуры и экологического сознания является необходимым условием дальнейшего существования всей цивилизации, так как преодоление современного экологического кризиса невозможно без осуществления коренной переориентации общественного сознания - идеологической, психологической и нравственной перестройки жизненных целей развития.

Важнейшим компонентом современного образования является экологическое образование, способствующее формированию и усвоению этноэкологических знаний учащимися и развитию новой образовательной парадигмы, утверждающей принцип гуманизма, - признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными, опережающего образования перед простой фиксацией прошлого опыта, диалога перед монологом, сотрудничества и взаимодействия перед эгоцентричным самоутверждением, субъект-субъектных отношений перед авторитарной педагогикой.

Современная система образования ориентируется в основном на подготовку специалистов узкого профиля по какой-то определенной специальности, а не на общее повышение уровня культуры и духовности человека, в то время как, сложившаяся экологическая ситуация требует изменения образовательной стратегии. Это должно найти отражение, прежде всего, в экологическом образовании, конечной целью которого является формирование экологической культуры. Экологическое образование должно способствовать выработке таких форм социальной активности, которые свели бы к минимуму экологический риск. Оно призвано сыграть свою решающую роль в изменении духовных ценностей, структуры потребления, отношения человека, к природе, жизни, поведения человека в экосистеме. Всё это, в конечном счете, должно привести к тому, что деятельность человека будет направлена на выживание человечества, а не способствовать приближению экологической катастрофы.

Для того чтобы внести определенный вклад в формирование нового мировоззрения - экологического необходимо произвести пересмотр содержания всего образования, сформированного для прежних целей антропоцентрического мировоззрения на основе алгоритма «наука - учебный предмет». Коррекцию содержания образования, ее экологизацию предстоит произвести на основе нового алгоритма «культура - учебный предмет». Тогда образование будет обогащено ценностями целостной культуры, а не только ее фрагментами - наукой.

Все это может найти свое выражение только благодаря взаимосвязи экологического образования и этнической экологии, поскольку, имея общие принципы, задачи, содержание, экологическое образование в различных регионах страны под влиянием разнообразных природных условий приобретает свои особенности. Так, природно-климатическая, культурно - историческая и социально-экономическая специфика какого-либо региона обуславливает подход к экологическому образованию и определяет направления его развития. Мало знать, что природа данного региона уникальна и что от ее состояния в значительной степени зависит благополучие прилегающих территорий, но также необходимо понимать, как сохранить эти природные комплексы, развивая хозяйство региона, какую нужно выработать стратегию экологически грамотного взаимодействия с природой и донести содержание этой стратегии до каждого жителя того или иного региона. Следовательно, роль этнической экологии в системе экологического образования приобретает приоритетное значение, поскольку именно она способствует развитию экологической культуры человека.

Новые установки развития экологическое образование получило с начала 90-х гг. прошлого столетия. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х гг. такими учеными, как С. Глазачев, А. Захлебный, И. Зверев, Е. Сластенина, И. Суравегина. Основополагающими данных принципов стали представления о том, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы.

В конце XX века приоритетная роль в системе экологического образования все больше отводилась краеведческим дисциплинам, позволяющим более подробно изучить природно-климатические и социально- экономические основы жизнедеятельности населения, проживающего в том или ином регионе. Поскольку экологическая культура - это результат социоестественной истории региона, то обратиться к подлинным культурным истокам, истории освоения природы человеком того или иного региона - значит понять современные экологические проблемы данного региона. Крайне важно на основе ретроспективного анализа показать, какой была природа края до его освоения человеком, рассмотреть этапы и типы земельно - хозяйственного освоения территории. Только тогда, можно осмыслить современные экологические процессы и явления, прогнозировать их развитие.

Будучи частью общей культуры этноса, экологическая культура может успешно развиваться только как часть общей культурной традиции. Биосфера давно уже превратилась в глобальную социоприродную систему и ее благополучие зависит не только от разнообразия, богатства биологической жизни, но и от жизни социальной, от разнообразия культур и экологической культуры как её части. Вот почему для современной системы образования становится актуальным возрождение духовных основ отношения к природе, традиций непотребительского отношения к ней, природосообразного мышления, поведения и деятельности.

Одно из ведущих мест в решении данной проблемы, на наш взгляд, призвана сыграть этническая экология как особое научное направление, сформировавшееся на стыке этнографии и экологии человека, занимающееся изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэко - систем. Именно этническая экология позволяет рассмотреть процесс формирования культуры человека во взаимосвязи с той природной средой, в которой он проживает, поскольку для современного общества актуальна задача возрождения части идей и достижений культуры, утраченных в относительно недавнем прошлом. Это позволит интенсивнее и в большом объеме использовать идеи и образы прошлого на пути современного развития общества, учитывать традиционный опыт и противодействовать негативным явлениям, сопровождающих развитие современной цивилизации.

Становление экологического образования - сложный, многоступенчатый процесс, зародившийся с появлением первых цивилизаций, развивавшийся на протяжении всей истории человечества и приобретший к концу XX - началу XXI веков особую значимость. Необходимость экологизации учебных дисциплин обусловлена бурным развитием современной техногенной цивилизации, влекущим за собой рост антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, ухудшение условий природно-ландшафтной среды и многие другие негативные последствия. В связи, с чем возникает потребность в формировании экологической культуры граждан, нового экологического мышления и мировоззрения.

В современном контексте приоритетов и конструктивных тенденций современного образования формы и методы экологического образования переносятся из узкой плоскости обсуждения чисто эколого-технологических проблем: экологические проблемы, деградация экосистем, глобальный экологический кризис и прочее - в контекст гуманистической педагогики.

В качестве ядра экологического образования принято выделять четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.;

- ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы;

- нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;

- деятелъностный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

Так, Е. Когай в работе «Экологическая парадигма культуры и образования» представляет философскую трактовку основных компонентов экологического образования: научного, нормативного и ценностного, которые находятся в непрерывном взаимодействии.

Научный компонент составляет теоретическую и методологическую основу в разработке стратегии взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения углубляющихся экологических противоречий. Теоретический фундамент экологического образования образуют ведущие идеи, концепции естественнонаучного и гуманитарного знания, результаты исследования фундаментальных и прикладных дисциплин, продуктивная интеграция которых позволяет выявить способы усиления жизнеспособности экологических и социально-экологических систем.

Теоретический компонент является ведущим в преподаваний любой учебной дисциплины. Вместе с тем содержание образования не может ограничиваться лишь научным знанием. Поэтому утверждение экологической парадигмы в образовательном процессе существенно повышает значимость нормативного и ценностного компонентов.

Нормативный компонент раскрывается в системе нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих отношение общества и человека к окружающей среде, ресурсам. Плодотворным воплощением нравственного компонента в эколого-образовательный процесс предстает знакомство учащихся с историческими типами взаимодействия человека с окружающим миром, с природосообразными принципами различных культур прошлого и настоящего. Обращение к опыту исторического прошлого включает в себя приобщение к этическим принципам умозрительных построений древности, мировых и национальных религий, подающих пример ограничения социальных потребностей индивида, возможности отказа от «потребления ради потребления», доминирующего в современной цивилизации.

Знание экологических норм взаимодействия человека с природным окружением предполагает освоение ряда законов экологического и социоэкологического характера. В этом отношении важную роль играет экологический императив - совокупность ограничений, накладываемых на активность деятельности людей возможностями биосферы, ее подсистем, совокупность ограничений социокультурного развития, налагаемых законами Природы. Выполнение условий экологического императива означает сознательное подчинение развития человека жестким пределам изменения параметров среды обитания.

Таким образом, нормативный компонент экологического образования касается вопроса об ответственности человека, отдельных стран и человечества в целом за состояние окружающей среды.

Ценностный компонент экологического образования составляют идеалы, идеи и цели, представляющие природу как универсальную ценность, как самоценность. В основе такого представления оказывается понимание неразрывной, органической взаимосвязи человека с биосферой планеты, с Космосом в целом. Неоспоримо, что ценность природного бытия гармонично вплетается в ценностную канву духовного освоения мира человеком, значительно обогащая его собственный внутренний мир. Ценностный компонент образования в области окружающей среды ориентирует учащихся на преодоление потребительской позиции по отношению к окружающей среде, позиции, несущей биосфере смертельную опасность.

Сложнейшей задачей в ситуации углубляющейся дисгармонии между людьми, между человеком и природой предстает задача кардинального изменения системы ценностных ориентаций, обращения общественного сознания к ценностям взаимопонимания, диалога, толерантных взаимоотношений. Специалисты констатируют, что в любом обществе, но чаще всего в латентной форме живут принципы взаимоподдержки и сотрудничества когда экологический кризис не находит должного разрешения, а, напротив, углубляется, требуется актуализация культурной памяти, переосмысление опыта единения человеческого и природного мира. Ретроспективный взгляд в наше прошлое, обращение к отечественному духовному экосоциальному потенциалу может способствовать более успешному осуществлению инкультурации и социализации человека, имманентно задавая определенную программу его природосообразных действий. Возвращение к преображенному прошлому способно придать человеку новые силы, обрести скрытые в традиции духовные сокровища. Следует хорошо знать культуру своего народа, иметь представления о социоестественной истории своего края, чтобы затем проявить к своему окружению экофильное мышление и действие. В связи с эти нельзя не согласиться с утверждением отечественного историка и культуролога Г. Померанца о том, что «экология завтрашнего дня - это проблема духовного поля, в котором перегорит искушение сладкой жизни на Западе и верность букве предания там, где она сегодня сильна. Духовное поле может быть создано только усилием творческого меньшинства. Но сила этого поля должна быть не меньше, чем та, что преобразила Римскую империю».

Таким образом, нормативные и ценностные компоненты экологического образования ориентируют на утверждение новых, альтернативных форм и стилей жизни, подразумевающих отказ от ситуативного мышления, направленность общественного сознания не на сиюминутные, потребительские, преимущественно материальные, ценности, а на перспективные ценности общества, на создание общезначимых приоритетов, оснований для универсального миропонимания, синтеза взглядов, глобальной координации. Такая нацеленность образовательного процесса способствует признанию значительности духовного фактора в социоприродном бытии, пониманию существенной роли аксиологической составляющей познавательного процесса, видению места получаемых знаний в целостном содержательном контексте органически единой культуры.

В современной системе образования учеными разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике, составляют основу экологического образования:

- принцип единства познания - переживания - действия ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого принципа, по мнению И. Зверева, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму;

- принцип непрерывности рассматривается как организационно - педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда;

- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

- принцип междисциплинарности.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек - общество-природа» следует, прежде всего, внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования должен стать принцип непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах. Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания - школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, вооружить экологическими знаниями, воспитать бережное отношение к природе.

Так, В. Назаренко выделяет различные модели организации экологического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Он доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.

В системе непрерывного экологического образования выделяют следующие ступени:

Дошкольное воспитание:

- на этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.

Школьное образование:

- включает следующие этапы;

- в начальной школе происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий;

- в среднем школьном звене рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики. Закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды.

Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.

Вузовское образование неразрывно связано со школьным образованием и воспитанием, поскольку их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавателя школы в стенах педагогического вуза. Вузовское экологическое образование должно включать следующие этапы:

- экологическое образование студента вуза как компонент, органически присущий его общей культуре - на данном этапе происходят личностное развитие и саморазвитие студента, усвоение им культурных и природных приоритетов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уровнях;

- формирование гуманистической среды вуза как условие развития экологической культуры и практической готовности выпускника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании - усваиваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего специалиста;

- подготовка педагога-эколога для образования на профессионально - квалифицированном уровне - создаются условия для профессиональной идентификации студента, для выбора квалификации;

- формирование экологического мировоззрения - студенты усваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области, создаются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.

Необходимым условием полноценного функционирования экологообразовательных программ в структуре современного образования является осуществление коэволюционной стратегии в учебно-воспитательном процессе, которая нацеливает на адаптацию сознания учащихся к ряду постулатов.

Во-первых, это понимание включенности человека в некую универсальную общность - социоприродную систему и, следовательно, наличие задаваемых этой системой доминант соразвития.

Во-вторых, это признание факта, что в сложном, динамическом мире, насыщенном социальными и экологическими угрозами, приходит постепенное признание примата глобальных ценностей, ценностей совместного выживания для обеспечения режима коэволюции.

В-третьих, это осознание необходимости коррекции человеческих потребностей в соответствии с наличными ресурсами, предоставленными человечеству потенциалом планеты. Стремление к значительному улучшению качественных показателей жизни, ориентация на максимально комфортное существование неизбежно влечет за собой усиление антропогенного воздействия на жизненно важные параметры биосферы, снижение продуктивности экосистем.

Единицей измерения, как экологического образования, так и экологических проблем должно быть не абстрактное общество с комплексом довлеющих над ним технократических и цивилизационных нарушений, а реальная личность, принимающая решения и совершающая выбор в своем жизненном пути. Только при таком акценте образовательных программ абстрактные социально-экологические проблемы станут пониматься взрослеющей личностью как область ее личных жизненных проблем и выбора.

Формирование экологической культуры, как конечной цели экологического образования, включает в себя несколько этапов:

- формирование знаний;

- формирование ценностей;

- выведение знаниевого и ценностного компонентов в деятельностный план.

Таким образом, в процессе экологического образования должна сформироваться эколого-активная личность - личность, которая не просто созерцает процесс разрушения окружающей среды, а заинтересовано, осознанно, на базе глубоких экологических знаний осваивает природную среду в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека. Данный тип личности должен быть образован, экологически культурен и ответственен.

Такое гармоничное, неравнодушное соединение личного самосознания и общественной проблематики возникает при глубоком понимании своего жизненного пространства - своей малой родины - конкретной территории, локального социоприродного ландшафта, в котором исторически, столетиями возникает та самобытная культура, которая определяет столь же самобытный облик и образ жизни каждого из нас - жителей многонациональной, состоящей из мозаики этносов России.

Передовым перспективным направлением современного экологического образования, учитывающим данную социально-экологическую проблематику, является гуманитарная экология - комплексное направление в международном экологическом движении и в экологической педагогике, объединяющее различные авторские этноэкологические, эколого-психологические, художественно-эстетические, интерактивно-игровые и другие разработки гуманитарно-экологической педагогики, применяющее методы гуманитарных наук для изучения культурных, этнических, психологических и других аспектов отношения человека с природой, а также использующее эти методы в природоохранной практике. Хотя, терминологическое сочетание «гуманитарная экология» не отражает единого подхода, а именует тенденцию, проявляющуюся повсеместно в среде отечественных инвайронменталистов- экологов. При этом группа авторов состоит не только в гуманитарной специфике, но и в общей причине развития их идей - реакция на кризис узости «рационально-технического» подхода в природоохране и «знаниевого подхода» в экологическом образовании. Кризисные явления и дальнейшие дискуссии в зарубежном, а затем и в отечественном экологическом знании привели к важнейшему методологическому выводу, согласно которому «экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско - идеологический кризис» и что «для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания», и - «экологический кризис, в конце концов, преодолеют не специалисты по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования».

Методы и формы этноэкологической педагогики имеют важное социализирующее значение, состоящее в том, что:

- развитие этнической культуры создает условия для полноценного развития личности;

- личность выступает в качестве субъекта культурно-исторического наследия;

- личность в этнической культуре развивает тем больше, чем больше его деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает его культурное наследие.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что построение воспитательной системы с учетом региональной специфики и включение средств народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности учащихся в современном обществе (овладение технологией использования традиций народной педагогики; выявление путей, форм и методов использования народной педагогики; опора на прогрессивные традиции народной педагогики; организация многоуровневых форм культурно - досуговых и празднично-ритаульных видов деятельности в микросреде); использование средств народной педагогики дает возможность для создания целостного воспитательного процесса в среде, становление богатой нравственно-воспитанной личности, способной реализовать себя в различных социальных средах; выделение соотношений национального и социального, то есть человек - носитель национального реализуется в социальном; использование народной педагогики как средства социального становления личности доказывает социализирующее значение народной культуры, ее содействие процессу интеграции подрастающего поколения.

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый этнос, приобщать растущее поколение к народному творчеству - одна из важнейших задач современного процесса обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять и воспринять идеалы других времен и народов.

Академик Д. Лихачев в работе «Экология культуры» писал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Этноэкологическая педагогика в современных условиях призвана решить ряд задач, важнейшей среди которых является обогащение содержания и технологии воспитательного процесса, который осуществляется через урок, также средствами включения в программу вопросов этнической культуры, этнических традиций, посредством привития любви к народному творчеству, народным песням, сказкам, пословицам, через посещение выставок, концертов, праздников.

С пониманием антропологичности кризиса образовательный акцент с простого освещения и лекционного преподавания основных экологических знаний и проблем смещается на разработку педагогических подходов и исследовательских программ, основанных на понимании закономерностей изменения экологического сознания человека, и программ, меняющих и корректирующих это сознание, поскольку именно сложившийся тип экологического сознания и уровень экологической культуры определяет поведение человека по отношению к окружающей его природно-ландшафтной среде.

В контексте такого осмысления сложившейся ситуации в системе экологического образования использование этиоэкологического подхода, на наш взгляд, позволяет наиболее полно раскрыть актуальный экологический смысл мифологических представлений о природе и традициях неразрушающего природопользования современных традиционных культур. Так, наряду с классическими знаниями об экосистемах, биосфере, планетарных процессах, экологических проблемах, экологическое образование насыщается позитивным, исторически-корректным и географически-конкретным экологическим содержанием - традиционным экологическим знанием.

Этническая экология представляет важнейшую часть современной гуманитарной экологии. В настоящее время она выступает координирующей дисциплиной, рассматривающей связи между этническими общностями и природной средой их обитания во всем ее многообразии на основе принципов преемственности, интеграции этнических культур, целостности восприятия природы, единства человека и Вселенной, взаимосвязи микро - и макро - космических процессов и гармонического развития человека с природой. Особенности природно-климатических условий с присущими этническими, конфессиональными различиями в культурной сфере представляют собой уникальную среду для формирования нового экологического мышления.

Использование этноэкологических представлений и традиций в системе современного экологического образования актуально на различных уровнях:

- на уровне государства - в решении проблем толерантности и экологического кризиса, в развитии патриотизма и гражданской позиции населения;

- на уровне этносов любого региона страны - для обеспечения сохранения их самобытных культур, поскольку сохранение многообразия культур необходимо для устойчивого и бескризисного существования культуры страны;

- на уровне отдельно взятой личности, отдельного гражданина - ребёнок самореализуется, находит воплощение своих интересов, обретает своё «Я», национальную самоидентификацию в пространстве родной ему культуры.

Генеральный директор ЮНЕСКО, Федерико Майор подчеркивает взаимосвязь биологического разнообразия и многообразия локальных человеческих культур как залога устойчивости биосферы и экосистем и гаранта устойчивости культуры человечества, мира людей в целом. Эта мысль является одной из максим этнической экологии и, применительно к устойчивости культурного пространства. Подобно экологическим системам культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Культура России, в частности, - сложная мозаичная система, состоящая из многообразия локальных конкретно-географических культур. Абсолютное большинство в этом многообразии представлено многообразием конкретных традиционных культур. Однако это многообразие подавляется и растворяется агрессивными монокультурами - современной космополитичной техногенной культурой и массовой поп-культурой. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные нюансы и особенности художественного исторического восприятия социокультурного мира; создают прогрессирующие темпы ассимиляции малых культур, благоприятные условия для явления скрытой ксенофобии, когда человек неосознанно или сознательно избегает, стыдится своей этно- и традиционно-культурной идентификации. В итоге культура России сводится к искусственному, неживому моноподобию, что приводит к кризисным явлениям и ее разрушению. Отсюда необходимость грамотного изучения и педагогической популяризации локальных традиционных культур в противовес урбанистической монокультуре и их элементов становится очевидной.

Представляется уместным провести немаловажную параллель между биологическим и культурным разнообразием. Подобно тому, как всё множество различных видов и форм жизни, составляющих биоразнообразие Земли, возникло в процессе адаптации к различным географическим и климатическим условиям, так и приспособляемость homo sapiens - единственного вида, который может использовать любую экологическую нишу, находит выражение в культурном разнообразии человечества. Подобно тому, как природа создаёт разнообразие видов, приспособленных к соответствующей окружающей среде, так и человечество порождает различные культуры, отвечающие особенностям местных условий. Следовательно, культурное разнообразие может рассматриваться в качестве формы адаптивного разнообразия, а значит, и непрерывного условия устойчивости.

Изучение, сохранение, возрождение и развитие многообразия традиционных культур в контексте экологического образования очевидно. Многие отечественные авторы, организации, этноэкологические проекты и конференции также неоднократно обращались к проблеме взаимосвязи традиционного экологического знания и биоразнообразия. Так, среди материалов по Национальной стратегии сохранения биоразнообразия в России (проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия») в главе «Формирование общественного сознания в отношение сохранения биоразнообразия» сказано, что «сохранение биоразнообразия невозможно без изменения отношения людей к живой природе, формирования у людей природосберегающего мировоззрения... Работа по формированию общественного сознания должна вестись с учётом особенностей разных социальных групп: их отношения к природе, степени влияния на другие социальные группы и состояния биоразнообразия в стране. Малочисленные коренные народы и старожильческое население - являются носителями природосберегающих традиций как в области технологий природопользования, так и в морально- этической сфере; здесь задачей является сохранение и распространение их традиции разнообразия, Федерико Майор называет социокультурный фактор, разрушающий оба вида разнообразия - глобализацию, изучение процессов, темпов и составляющих которой - важная проблемная исследовательская область этнической экологии. В этом социокультурном ракурсе этноэкологи являются антиглобалистами. Он полагает, что глобализация представляет собой серьёзную угрозу обоим видам разнообразия. Народы и культуры, которые на протяжении тысячелетий существовали в гармонии с природной средой, исчезают вместе с поддерживающими их экосистемами. Утрата разнообразия истощает биосферу, частью которой является человечество. В то же время быстрое разрушение многовековых культур и традиций уменьшает коллективный арсенал культурного противодействия. В отличие от современного индустриального общества, многие традиционные культуры формируют не только потребность, но и священную для людей обязанность жить в симбиозе с их природной средой. Если уникальное и конкретное понимание различных культур человечества будет утрачено или просто сведено к наименьшему общему знаменателю, то мы утратим нечто драгоценное и очень важное для нашего коллективного выживания. Свойственные этим культурам мировоззрение, ценности и идеалы, врождённое уважительное отношение к природе и жизни могут внести значительный вклад в глубокое изменение мировоззрения и поведения, что само по себе может сформировать глобальную культуру, способную чутко и конструктивно реагировать на глобальные изменения. Мировые культуры должны быть сохранены во всём их разнообразии - ради их собственного процветания и нашего общего блага.

Таким образом, реализация этноэкологического подхода возможна в рамках некоторых существующих подходов использования традиционно - культурного материала в экологическом образовании и просвещении. В современной образовательной среде среди педагогов-экологов и этноэкологов отсутствует единое мнение по поводу реализации данного подхода. По нашему мнению, наиболее общие принципы этноэкологической педагогики представлены в работах Д. Доронина, в которых выделяются следующие составляющие этноэкологической педагогики.

Пересказывание - простое предъявление содержания экологических традиций: экологические традиции собираются по книгам или в самостоятельных экспедициях, а затем излагаются в форме уроков, лекций или бесед. Учащиеся с интересом слушают лекцию, запомнят какие-то поверья, но едва ли станут следовать этому в своей жизни. Любой из перечисляемых подходов имеет положительный эффект в каких-то рамках. В данном случае пересказывание способно вызвать интерес и привлечь внимание к традиционным культурам и этноэкологическим исследованиям. Это является необходимым начальным условием для дальнейшей этноэкологической деятельности и усвоения традиционных экологических знаний. Интерактивный игровой (ролевой) подход предполагает использование игровых ролевых программ, разработанных на основе мифологических представлений о природе каких-либо народов. Широко известна в этноэкологической педагогике этноэкологическая программа, разработанная А.С. Пешковой, по работе с младшими школьниками на основе славянских поверий, фольклора и православных традиций «Вслед за солнышком живём». Во всех подобных программах традиционное знание предстаёт как бы в качестве декораций для уяснения некого природоохранного содержания. Участники программ сознательно «играют в старину», им предлагается на какое-то время побыть древними славянами и тому подобное - современное сознание играет в древнее. При этом не происходит понимания живых современных традиционных культур, участники не осваивают методик наблюдения и сбора традиционных экологических знаний. Хотя, в отличие от первого подхода, это активный путь проживания, пусть и игрового, оторванного от реальной местности, традиционного экологического знания, что является плюсом. Невозможно механически перенести некие представления или традиции из одного культурного контекста в другой. Чтобы воспроизвести естественное действие природосберегающих представлений и традиций, необходимо воспроизводить и «обрабатывать» их основу - мифологическое отношение к миру, иначе всегда будет оставаться разница между ролевыми играми клубов исторической реконструкции и настоящей традиционной культурой.

Манипуляция традиционно-культурным материалом и мифотворчество - данный подход сильно утилизирует и огрубляет традиционную культуру, сводя сложную систему мифосимволического восприятия природы в рамках конкретной традиционной культуры к «чёрному» и «белому». Происходит поверхностное экологическое истолкование традиций и представлений. Природоохранность традиционного экологического знания заключается в особенном, мифологическом отношении человека традиционного сознания к миру природы. Чтобы создать новое сильное живое мифологическое представление необходимо как раз или быть «малокультурным и ограниченным населением», или пытаться перед этим понять, почувствовать, изучить механизмы мифологического отношения к миру. Многие этноэкологи, понимая сложность смысловых связей в организме традиционного экологического знания, требуют более осторожного отношения к сбору и интерпретации традиционно-культурных представлений и практик, считая, что широчайшее поле деятельности открывается для экологизации современной городской культуры с помощью древних традиций. Конечно, влияние это не прямое: нельзя механически переносить традиции и тем более верования на чуждую им почву. Однако внимание и интерес к ним, изучение и деликатная популяризация могут могут «оживить» содержащуюся в них экологическую мудрость, вновь сделать её значимой. Конечно, даже изучая и осмысляя традицию, мы уже осовремениваем её, делаем частью нынешней жизни.

Выявление этноэкологического комплекса, традиционного экологического знания как системы - важным условием реализации такого подхода являются постоянная экспедиционная практика, выявляющая в течение продолжительного времени сложную, самобытную систему традиционного экологического знания какого-либо региона. Также в реализации данного подхода необходимы обучающие школы-семинары по методикам сбора и анализа традиционного экологического знания. Эта необходимость подтверждается многими профессиональными этноэкологами, что зафиксировано в резолюции семинара «Любовь к природе» (г. Киев, 1999 г.). Участники семинара поддерживают предложение о проведении систематических региональных школ по экологическому фольклору и традициям, издание сборников материалов по локальному экологическому фольклору и собраний фольклора и традиций, касающихся отдельных видов фауны и флоры. Данный подход нашел широкое применение участниками для школы Н. Морохина, считающих необходимым системное описание того экологического потенциала, который воплощён в фольклоре на возможно более широком материале, не вырванном из контекста различных этнических и территориальных культур, а на том, что существует в одном регионе, на основе традиций различных этносов, на основе взаимодействия многих жанров и их разновидностей. На основе анализа фольклорных произведений различных жанров, принадлежащих разным этносам, можно вывить устное народное творчество как систему, являющуюся важной составляющей традиционной экологической культуры данного региона, установить функции отдельных её элементов в формировании отношений человека и природы.

Педагогическая актуализация традиционных культур и гуманитарно-экологическое картирование - необходимой частью педагогической актуализации природосберегающего знания традиционных культур является живой прямой диалог человека техногенной цивилизации с носителями традиционного мифологического мироощущения. Это возможно, например, при организации этноэкологических учебно-исследовательских экспедиций структурами экологического образования школьников. При многодневном общении учащегося с представителями традиционного мышления постепенно возникает эмпатический эффект «включённости - погружённости» в мифологическое мироощущение. Это практически недостижимо при знакомстве с традиционной культурой по книгам, в которых представления и традиции просто записаны, и, как правило, с точки зрения носителя научно-логической рациональности или в «ролевой», популярной форме.

Основная педагогическая форма - сетевые проекты с учебно - исследовательскими экспедициями учащихся в их составе. Предполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно - экологического картирования многообразия традиционных представлений и форм отношения к природным объектам. В ходе проведения такого исследования школьники узнают особенную традиционную экологическую культуру своей местности, наносят на карты собираемый в экспедиции материал. Результатом является представление и сохранение уникальности многообразия традиционных культур в родном районе. Так работает педагогическая актуализация местных традиций и фольклорных представлений силами самих же учащихся. Взрослые и дети смогут обозреть удивительную картину изменения, взаимного влияния, уникальности вариаций традиционных сюжетов, фольклорно-мифологических представлений о природных объектах от одной деревни к другой, с севера на юг, от запада на восток в географическом пространстве традиционных культур родного района.

Материалы исследований учащихся обрабатываются и подаются на гуманитарно-экологические секции школьных областных конференций областного центра развития творчества детей и молодежи.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим компонентом в системе современного образования является экологическое образование, представляющее собой непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, обязанностей и ответственности, формирование экологической культуры. Основным механизмом реализации регионального компонента в современном образовании является внедрение методов и форм этноэкологической педагогики посредством реализации этноэкологического подхода. Этническая экология способствует воспитанию экологически грамотных граждан, формированию толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации, способствует взаимообогащению культур, основываясь на изучении традиционной этнической культуры и возрождении исторической памяти.

 

АВТОР: Доценко Л.Н.