01.08.2012 7037

Значение диахронических исследований в современном языкознании и терминоведении

 

Диахронический аспект развития многозначности слов основного терминологического слоя важен с точки зрения возможности понимания характера номинаций. Диахронические исследования помогают уяснить за счет каких резервов языка происходит расширение его номенклатурных возможностей. Становление и развитие предметных терминосистем в языках разных типов является одной из центральных проблем языкознания. При этом особый интерес представляют широкие терминосистемы, в рамках которых происходит взаимодействие общеупотребительной, общенаучной и узкоспециальной лексики. Известно, что слова-термины тесно связаны со словами естественного языка. Они рождаются, живут и умирают так же, как и другие слова, которые мы называем общеупотребительными. Такие слова, как «деньги», «рынок», «нога», «рука» являются и терминами и одновременно словами общенародного языка. Поэтому «основной терминологический слой» - это слова одновременно являющиеся терминами широкой предметной области и словами национального языка общеупотребительной сферы. Таких слов очень много в каждом языке.

Язык, особенно его лексический слой - живая материя, он постоянно развивается. Слова приобретают новые значения, старые значения уходят, появляются также новые слова, все это совершается по законам языка, которые также требуют нового и постоянного изучения, так как они тоже меняются, хотя и медленно.

«Под динамикой мы понимаем характеристику рождения, жизни и деятельности языкового существования слова в речи и в словарях, как в диахронии - история развития, приобретение новых значений, ухода из активного слоя и т.п., - так и в синхронии - многозначность в данный момент, сочетаемость, количественные и качественные характеристики распространенности; перевод на другие естественные языки и типы эквивалентности, информационная нагрузка, роль в дискурсе и пр.», - отмечает М.В.Марчук (1996).

Диахронические изменения в лексике можно рассматривать с двух разных сторон. Первая сторона - качественные изменения в составе и структуре словесных значений. Все авторы практически сходятся в том, что в процессе исторического развития языка лексика представляет собой наиболее подверженный изменениям уровень языка. «Словарный состав представляет собой ту сторону языка, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Если изменения в фонологической системе и звуковой «материи» языка, в его грамматическом строе трудно заметить на протяжении жизни одного поколения, то изменения в словарном составе наблюдаются повседневно: любое нововведение в технике, в быту, в общественной жизни, в области идеологии и культуры сопровождается появлением новых слов и выражений, либо новых значений у старых слов» (Маслов, 1987).

Вторая сторона - количественные изменения в языке, и прежде всего в лексике. Здесь сложилась особая наука - квантитативная лингвистика. Квантитативная лингвистика предоставляет самые разнообразные и точные математические данные о языке и речи.

Как человек воспринимает язык? Каждое поколение вступает в поток поколений где-то посередине, не осознавая ни начала, ни конца. Связь времен люди узнают из истории.

Процессы, как заимствование, словообразование, распад слов на омонимичные лексические единицы, процессы лексикализации, когда происходит семантическая изоляция той или иной морфологической формы и ее обособление в самостоятельную лексическую единицу и другие процессы.

Словарный состав языка постоянно развивается, пополняясь новыми словами и одновременно освобождаясь от старых слов. Сравнение словарей разных эпох может дать материал для выяснения закономерностей развития состава лексики языка как в количественном, так и в качественном отношении.

Изменение словаря в качественном отношении в течение исторического времени можно отмечать в терминах означаемых и означающих, в терминах физической формы слов как составляющих словаря, и в их значениях - означаемых.

Понять, что меняется быстрее - форма слова или его значение - не просто; и очевидно, что единого ответа на него быть не может. Каждое слово - отдельная самостоятельная проблема. Некоторые ученые считают, что означающие, т.е. форма, меняется быстрее, чем означаемые.

Диахроническое развитие лексики имеет огромное значение для оценки современного состояния вокабуляра естественного языка.

Качественные изменения дают меру изменения, но они должны быть проанализированы. Исследуемые слова могут быть выбраны исследователем по тем критериям, которые необходимы ему. Можно сделать выборку, которая считается исследователем необходимой для работы. В нашем случае мы используем слова, принадлежащие к основной части терминологического слоя с целью проследить изменения в их значении.

Словарный состав языка представляет собой наиболее изменяемую сторону языка. На протяжении жизни одного или нескольких поколений практически не меняется фонологический или грамматический строй языка; но в лексике происходят заметные изменения даже на протяжении одного поколения. Периоды, в течение которых лексические изменения становятся заметными, сократились по сравнению с предыдущими периодами.

По мнению М.В.Марчук (1996), «...существует некоторая коллективная языковая память общества, в которую включаются слова, выдержавшие проверку временем. Новации в языке встречаются достаточно часто, однако, их закрепление происходит далеко не всегда. Процесс новаций в языке изучен недостаточно... Резкое увеличение темпов обновления словаря, ломка традиций влечет за собой значительное сокращение объема коллективной памяти, носителем которой становится небольшая часть населения. В XVIII веке темпы обновления словаря возрастают примерно в три раза, следовательно, объем словаря должен был бы сократиться в девять раз...». Диахронические исследования в лексике имеют значение для преподавания языка, лингводидакгики с точки зрения того, что они позволяют, при объяснении значения слова, базировать необходимые рассуждения на истории его развития. Каждое слово отличается, помимо этимологии, своим собственным путем, пройдя который оно либо отложилось в коллективной памяти общества, в коллективном словаре, либо не отложилось и составляет часть какого-то отдельного массива.

Рассуждения об историческом подходе, о применении методов диахронии в изучении лексических значений нуждаются в методическом обосновании. П.Н.Денисов считает, что «единое качественное определение состояния языка допускает 1) вариантность форм и значений; 2) различие в скорости изменений в области фонетики, письма, грамматики, лексики, стилистики, культурного фона; 3) различные степени влияния на другие подсистемы языка разных изменений фонологической системы, перехода на другой алфавит, грамматических перестроек, лексических взрывов, стилистических новаций, радикальных перемен в экстралингвистической среде; 4) различные комбинации степени изменения подсистем... Не отрицая беспрерывности изменений языка на всех его уровнях, мы утверждаем, что язык изменяется дискретно. Некоторая величина накопившихся изменений становится критической...» (1986).

При уточнении понятия «многозначность» с помощью эталонного языка возникает возможность дать точное описание развития лексической многозначности в диахронии. В отличие от синхронного изучения, однако, в котором существуют практически безграничные возможности накопления лексического материала для описания подъязыка и составления конкордансов, полнота и точность которых гарантирует полноту и точность составленного словаря многозначных слов, в диахронии, в общем случае, трудно найти достаточно обширный состав тестов для конкорданса. Это, как правило, тем труднее сделать, чем дальше по времени отстоит от нас исходный материал исследования. Поэтому одним из важных источников работы с материалом являются тексты словарных дефиниций словарей.

 

АВТОР: Давлетукаева А.Ш.