11.08.2012 2216

Словообразовательная категория как комплексная единица русского и английского языков

 

Термин «словообразовательная категория» (СК) появился в середине XX века в связи с началом разработки теории русского словообразования. Впервые им пользуется, хотя и неоднозначно, В.В. Виноградов (1952). Словообразовательные категории далее рассматриваются на материале древнерусского языка и квалифицируются как категории отвлеченного действия, субъекта действия, объекта (результата) действия, места действия и понимаются как совокупности словообразовательных типов (СТ), имеющих одно и тоже словообразовательное значение. Параллельно термин «словообразовательная категория» был использован М. Докулилом в начале 60-х годов ХХ века (Докулил, 1962). Но до сих пор нет единого понимания сущности этого понятия.

Разработка понятия «словообразовательная категория» осуществляется и на материале современного русского литературного языка. Так, Е. А. Земская понимает словообразовательную категорию как абстрактную и сложную единицу, формирующуюся совокупностью мотивированных слов, «объединяемых общностью деривационного значения в отвлечении от формальных средств выражения данного значения, общим способом словообразования и общностью части речи производящих». Похожим образом данное понятие трактует и И. С. Улуханов (1975).

З.М. Волоцкая несколько иначе подходит к определению этой комплексной единицы: «Словообразовательная категория - совокупность производных, характеризующихся наличием общего семантического компонента. Эти производные могут различаться типами семантических отношений со своими производящими».

Р.С. Манучарян характеризует словообразовательную категорию как «единицу двуплановую, функционально-формальную, отвлекающуюся от материальной определённости форманта и сохраняющую своё единство благодаря инвариантности значения и назначения. В рамках словообразовательной категории взаимодействуют разные форманты, словообразовательные типы и способы словообразования».

В 80-х-90-х гг. XX века проблематика словообразовательной категории разрабатывается в трудах В.М. Грязновой. На материале словообразовательной категории лица автор исследовала когнитивные, структурно-семантические характеристики словообразовательной категории лица, выявила существенные статусные, функциональные, структурные и антропоцентрические параметры данной словообразовательной категории.

Вслед за В. М. Грязновой, словообразовательную категорию мы представляем как совокупность мотивированных слов разных способов и типов словообразования, разных по частеречной принадлежности мотивирующего слова, которое содержит общий словообразовательный компонент, выраженный в форманте. В пределах словообразовательной категории наблюдается чередование, как словообразовательных формантов, так и частеречной принадлежности мотивирующих слов. Мотивированные наименования, входящие в словообразовательную категорию, могут различаться типами своих семантических соотношений с мотивирующими словами. В данной работе исследуется словообразовательная категория локативных имен, в которую при изложенном понимании СК и указанном ограничении материала (мотивированные - это существительные) входят, например, такие слова, как прядильня - фабрика, изготовляющая пряжу; черничник - место, поросшее черникой; Поволжье - местность вдоль Волги; булочная - помещение, где продают хлеб; каменоломня - место, где добывают камень и др. В зависимости от вида типичного семантического компонента, который может осложнять общий семантический компонент «локативность», выделяются словообразовательные подкатегории, объединяемые частным словообразовательным значением. В зависимости от частеречной принадлежности мотивирующего слова и типа форманта внутри той или иной словообразовательной подкатегории выделяются деривационные классы, объединяемые тождеством частеречной принадлежности мотивирующего слова, типа форманта и частным словообразовательным значением.

Словообразовательную категорию составляют словообразовательные подкатегории. В нашем понимании они являются составной частью словообразовательной категории, представляющей собой совокупность мотивированных слов, в которых общее словообразовательное значение словообразовательной категории конкретизировано в одном из частных словообразовательных значений.

Внутри такой комплексной единицы, какой является словообразовательная категория, выделяется словообразовательный тип, который, как правило, определяется с учётом внешних, формальных и внутренних, семантических признаков мотивированных слов. Е. А. Земская словообразовательный тип определяет как строения производных слов, характеризуемых общностью трёх элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического соотношения между производными и производящими, а именно: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тождественностью аффикса». Тождественные определения данного понятия даны и в работах М. Докулила.

Все существующие в науке определения словообразовательного типа в качестве основных его признаков содержат указания на: общность части речи мотивирующего слова; формальную и семантическую тождественность формантов; общность словообразовательной семантики членов словообразовательного типа.

Внутри такой комплексной единицы, как словообразовательный тип, мы выделяем морфонологическую модель, под которой понимаем «морфонологические разновидности одного и того же словообразовательного типа» (Земская, 1973).

Как видим, СК на понятийном уровне немыслима без таких структурных компонентов, как словообразовательная категория, словообразовательная подкатегория, словообразовательный тип, словообразовательный формант, морфонологическая модель, а поэтому в данном исследовании указанные компоненты имеют равную с этой категорией меру исполнения.

 

АВТОР: Иванова О.Я.