16.08.2012 3077

Экспрессивно-оценочная одноплановость народной частушки как жанровой формы художественной речи

 

Целевое назначение жанра, его целевая установка на уровне речевой структуры текста проявляется, как это следует из высказываний М.М. Бахтина, Г.В. Степанова, Е.А. Иванчиковой, Г.Я. Солганика и других ученых, прежде всего в экспрессивно-модальной окрашенности текста, передающей отношение автора к содержанию речи и связывающей текст заданной оценочностью в единое целое. Поэтому экспрессивно-оценочная окрашенность текста, ее характер и составные элементы, реализующие заданную тексту модальность, заданное целевое отношение к предмету изображения, является тем основным стилеобразующим фактором любого жанра речи, в том числе и художественного, от выявления и описания которого следует идти к характеристике стилистических его особенностей.

В художественном тексте экспрессивность и оценочностъ создают общую экспрессивно-оценочную окраску, которая в разных жанрах бывает неодинаковой. В зависимости от целевого назначения жанровой формы экспрессивно - оценочная окрашенность текста может быть:1) одноплановой, т.е. односубъектной, 2) двуплановой, т.е. двусубъектной, 3) многоплановой, т.е. полисубъектной. Для народной частушки как лирического жанра характерна односубъектная художественная модальность, соответственно, экспрессивно-оценочная одноплановость. Ведь целевое назначение частушки как лирического музыкально - словесного жанра - выразить и донести до слушателя одномоментное переживание лирического героя, его отношение к партнеру или к какому-то событию, явлению. Наиболее ярко экспрессивно-оценочная одноплановость частушки как жанровой формы проявляется в мажорных частушках, посвященных непосредственному выражению чувства любви к партнеру или партнерше:

Ой, какое нынче небо-/ Голубей, чем бирюза! / Ой, какие задушевные / У милого глаза!

Меня милый провожал / До большого мостика, / Чернобровый, сероглазый, /Небольшого ростика.

Я по садику ходила, /Вишенка висела. / Меня милый целовал, / А я не посмела.

Во всех приведенных частушках односубъектная модальность выражена не только формально грамматически, но и яркой односубъектной оценочной экспрессией. В первой частушке влюбленной лирической героине прекрасными представляются не только «задушевные глаза милого», но и небо, которое в ее восхищенном восприятии «голубей, чем бирюза». Яркой экспрессивно - оценочной одноплановости служит и структурно-синтаксический параллелизм первых двух строк с двумя последующими, одинаковый их восклицательный характер с анафорическим повторением междометия «ой». Во второй частушке любовное отношение к милому влечет за собой употребление ласкательных слов мостик и ростик. Причем в соответствии с субъективным отношением большой мост называется уменьшительно-ласкательным «мостик», что сочетается и рифмуется со словом «ростик». В третьей частушке точно так же лирическая героиня ходила не по саду, а по «садику», на ветке висела не вишня, а «вишенка». Все это способствует созданию единой экспрессивно-оценочной окраске текста.

Ярко выражена односубъектная экспрессивно-оценочная окраска в частушках, выражающих грусть, печаль лирического героя или героини:

Без тебя, мой дорогой, // Без тебя, мой милый, // Без тебя, хороший мой, //Белый свет - постылый.

Если б знала в речке камень, // Сроду б не купалася. //Если б знала, милый бросит,// Сроду б не влюблялася.

Я не буду больше плакать, // Глаза серые мочить: // Синя моря не наполнить //Илюбви не воротить.

В первой частушке, как видим, односубъектную экспрессию грустной тональности усиливает трехкратное анафорическое повторение «без тебя», повторение синонимичных обращении «мой дорогой», «мой милый», «хороший мой», яркое эмоционально-экспрессивное слово «постылый», вынесенное в конец четвертого стиха и образующего сильную рифму с логическим ударением. Во второй частушке односубъектную экспрессию грусти усиливает структурно - синтаксический параллелизм с анафорическим повторением «если бы», «сроду бы». В третьей частушке сама семантика слов и их сочетаний плакать, глаза лючить, любви не воротить создает грустную тональность, которая усиливается образным сопоставлением «синя моря не наполнить», создающим картину безысходности, ситуацию неисполнимости желаний лирической героини.

Во многих частушках настроение лирической героини или героя даются на фоне лаконичной зарисовки природы. Односубъектная экспрессивная окраска распространяется в таких песенках и на лаконичную зарисовку природы:

В поле белая березонька // Повяла у межи. // Отчего ты не приходишь, // Сероглазенький, скажи.

Белая березонька // К земельке приклонилася. // Бедная я девушка // В неровнюшку влюбилася.

То погода, то метель // На белую косыночку. // То забуду, то опять //Жалею ягодиночку.

Течет речка, течет быстро. // За рекой - кукушечка. // Он завлек мое сердечко, //Милая подружечка.

Во всех приведенных частушках, как видим, уменьшительно-ласкательная лексика функционирует не только в заключительных стихах, выражающих чувства лирической героини: сероглазенький, неровнюшка, ягодиночка, но и в начальных стихах, изображающих природу: белая березонька, к земельке приклонилася, на белую косыночку. Вместе с другими средствами они создают единую экспрессивную оценочность, характеризующую чувства девушки, ее отношение к партнеру, ее переживания.

Многие частушки начинаются с обращения к партнеру или партнерше, к подругам, к гармонисту или гармошке. Начальные строки, формирующие эти частушечные обращения, также окрашиваются экспрессивной тональностью, соответствующей чувствам героини или героя:

Милый, милый, милый мой, //Как несчастны мы с тобой; //Я в деревне, ты в другой, //Редко видимся с тобой.

Ты, миленок, не балуй, // При народе не целуй, // Целуй, целуй на улочке, //В темном переулочке.

Не ходите, девки, замуж, // Замужем невесело. // Я какая боевая-// Голову повесила.

Ты играй, играй, гармошка, // Разгони в поле туман, // Чтобы сразу было видно, // Где любовь, а где обман.

Зачем было так влюбляться, //Зачем было так любить, //Когда думал ты расстаться, //Когда думал разлюбить?

Эмоциональная тональность у этих частушек разная. Но все они начинаются с обращения к адресату, что определяет особенности их структуры. В последних трех частушках лирическая героиня, ее личностное «я» формально отсутствует, оно выражено имплицитно. Тем не менее, частушечный текст во всех случаях имеет ярко выраженную односубъектную модальность, которая формируется чувствами лирической героини, ее отношением к конкретным событиям, ситуациям.

Многие частушки начинаются с неопределенно-личной глагольной формы говорят в роли односоставного предложения. В таких песенках первые строки выражают чье-то мнение, суждение. Однако и это «чужое» суждение, сообщение по экспрессивной оценочности сливается с субъективной оценочностью лирической героини или героя и не создает двусубъектной модальности:

Говорят, что в бабах худо, //В девках хуже и того: //Повернешься с боку на бок - //Рядом нету никого.

Говорят, что я не пара: // Он высок, а я мала, // Я так думаю не это - // Он богат, а я бедна.

Во второй частушке, в отличие от первой, семантика «чужого высказывания» противопоставлена мнению лирической героини. Однако экспрессивная оценочность в частушке общая, исходит от лирической героини, «чужое» высказывание дается устами самой лирической героини и не имеет самостоятельной субъективной, иносубъектной модальности.

Чужое суждение, сообщение может вводиться в структуру частушки личной формой глагола «говорит»:

Снегу белого надуло // К огороду глубоко. // На свиданку мил не ходит: // Говорит, что далеко.

Однако и в этих случаях чужое высказывание выражается устами лирической героини или героя, не имеет грамматически выраженной своей особой модальности. Частушка в целом сохраняет одноплановую экспрессивно - оценочную окрашенность.

В немногих частушках чужое высказывание дается в форме прямой речи: Меня милый провожал// До самого до двора. // «До свиданье, - говорил он, -// Кареглазая моя».

Я плясала, все плясала, // Увидал меня отец: // «На работе тебя нету, //А гулять ты - молодец».

Формально эти и другие подобные частушки имеют двусубъектную модальность. В общей массе частушек подобных структур очень мало. Но и в этих частушках фактически формируется экспрессивно-оценочная одноплановость. В первой частушке наблюдаем экспрессивную тональность мажорного типа, во втором случае - юмористического.

Среди экспрессивно сниженных, юмористических частушек иногда встречаются диалогические речевые структуры:

«Миленький, куды, куды?» - // «Милая, туды, туды!» - // «Подожди, оболокусь //Да за тобой поволокусь!»

«Миленький, красивенький, // Прокати на сивенькой». - // «Милая, красивая, //Издыхает сивая».

«Дорогой, куда поехал?» - // «Дорогая, на Кавказ». - // «Дорогой, возьми с собой». -// «Дорогая, много вас!»

«Милая беляночка, // Скажи, чем белилася?» - // «С измалетства все такая, //Беленькой родилася».

«Ты, подружка милая, // Кака дружку фамилия?» - // «Фамилия хорошенька, //Зовут его Алешенька».

В приведенных частушках, как видим, обращение лирического героя или героини к адресату оформлено в виде диалогической реплики. Вторую диалогическую реплику представляет ответ адресата. Однако и в этих немногочисленных частушках сохраняется принцип экспрессивно-оценочного единства их речевой организации. Так, в первой частушке личностное микрополе или личностный план лирической героини формируют первый, третий и четвертый стихи, речевой план адресата - второй стих. Но этот второй стих по экспрессии и стилистике полностью соответствует экспрессии и стилистике первого стиха, представляющего реплику лирической героини. Обращение в первом стихе «миленький» во втором стихе соответствует обращению «милая», просторечная форма «куды, куды» первого стиха во втором соответствует просторечным формам «туды, туды». Точно так же во второй частушке отчетливо выражен экспрессивно - стилистический параллелизм реплик лирической героини и адресата: миленький, красивенький - милая, красивая, прокати на сивенькой - издыхает сивая.

В третьей частушке единство экспрессии создает чередование в репликах лирической героини и ее партнера обращений дорогой - дорогая, дорогой - дорогая. Личный план адресата во всех этих частушках стилистически не выражен, не имеет и своей особой экспрессии. Поэтому при формальной двумодальности диалога частушки фактически имеют единую односубъективную экспрессивно - оценочную окраску.

Юмор всегда создается посредством контрастных противопоставлений, посредством ярко выраженных противоречий. Поэтому и в частушках с четко выраженной односубъектной модальностью он строится на внутренних семантических противоречиях:

У меня зачетки три, //Я не знаю, с кем идти: // Один-мал, другой - велик, // С третьим - сердце не велит.

Девок замуж, девок замуж, //А ребят куда девать? // Сплетем новую корзину, //И- на рынок продавать.

Односубъектная модальность в первой частушке формируется личными местоименными формами «я», «меня» и соответствующими им формами глаголов. Но в пределах одномодальной структуры отчетливо сформированы семантические противопоставления: один-мая, другой - велик, с третьим - сердце не велит, что и создает оттенок юмора. Модальность второй частушки формируется имплицитной формой множественного числа «мы», ей соответствует глагольная форма «сплетем». Юмор же создается семантическим контрастом, рисующим разные судьбы девушек и ребят.

Среди частушек, особенно советского времени, много таких, которые посвящены общественно - политической тематике. Общественно-политические частушки появились еще в конце XIX столетия. Как отмечает С.Г. Лазутин и другие исследователи, дореволюционные частушки на общественно - политические темы давали преимущественно негативную оценку жизненным событиям. В них, прежде всего, негативно оценивалась жизнь крестьянства:

Я работал и потел, // Без нужды зажить хотел, // Глядишь: подать, недород... //Нужда в двери так и прет.

Ну и время! Ну и да! //Мужику совсем беда: //Нету хлеба, нет земли, //А за податям пришли.

Прощай дом наш и село, // Стало жить нам тяжело: // Голодаем, что ни год, // Знать, пора нам на завод.

Однако и заводская, фабричная жизнь мужика также показывается в частушках не радостной:

Наш хозяин от завода// Получает барыши. // Только нам от той работы // Остаются лишь гроши.

У нас фабрика высока, //На ней крыша зелена. //Помолитесь, бабы, богу, // Провалилась бы она!

Наши дома работают, // Мы во Питере живем. //От нас денег ожидают // Мы в опорочках идем.

Меня Питер оконфузил, //Ну и я его срамил, // Из-за питерской заставы // Босиком домой катил.

Никуда нам нет пути // Ни уехать, ни уйти. // Управитель это знает, // Нами лихо помыкает.

В целом ряде частушек выражается огорчение, жалоба лирических героев в связи со своей бедностью:

Не гляди, мама, в окошко, // Тебе совестно глядеть: //Все подружки нарядившись, // А мне нечего надеть.

Меня сватали по лету, // У меня жакетки нету; //Меня сватали зимой, - //Нету шубы меховой.

Не ходи, мил, по у гору, //Не маши белым платок. //Не дает ботинок мама, -// Не пойду я босиком.

Эх, милая моя, // Чем обидел тебя я? //Я купил тебе платок, // Сам остался без порток.

Мы с товарищем работали//На северных путях: //Ничего не заработали -// Приехали в лаптях.

Преимущественно негативную оценку в народных дореволюционных частушках получает солдатская служба:

От родимого отца // Везут меня молодца, // Не к родимой матушке- // На пять лет в солдатушки.

Эх, солдатское житье, // Не житье-мученье. // В воскресенье, в семь часов, //Гонят на ученье.

Пока в солдатушках служил, // Батька землю заложил. // Из солдатушек пришел, //В батраки сразу пошел.

Находят отражение в дореволюционных частушках тюрьма и Сибирь:

Охо-хо-хо гора высока, // Белокаменна тюрьма. // Где решеточки почаще, // Там и камера моя.

Из тюремного окошка //Погляжу на Петроград: //Все товарищи гуляют, -//Я остался виноват.

Негативно характеризуется верховная власть, в частности государственная дума и сам царь:

Дума в Питере сидит, // Важно заседает: // Про мужицкую нужду // Ничего не знает.

Наша дума модница, // Богачу угодница, //До бедняги мужика // Ей нужда не велика.

Как у нас на троне // Чучело в короне. // Ай да царь, ай да царь, // Без головни государь.

В советское время в соответствии с социальным заказом создавалось много общественно-политических частушек мажорной тональности, в частности гимнические и лозунговые:

Вся советская держава // Занята трудом большим: // Счастье прочное мы строим, //Прочным миром дорожим.

Девки, грамоте учитесь,// В темноте довольно быть. // В комсомол, девки, идите, //По-советски надо жить.

Наши спутники летают, // Облетели целый мир. // Пускай знают в целом мире: // Мы за дружбу и за мир.

Много мажорных частушек создавалось в связи с Великой Отечественной войной:

Уезжаю я, товарищ, // На священную войну, //До последней капли крови // Защищать свою страну.

Били немца в Сталинграде, // Били немца под Москвой. // У Орла и у Берлина // «Награждали» их землей.

Скоро кончится война, // Скоро Гитлеру капут, // Скоро наши отцы, братья (черноглазые) //С победою придут.

Но на военную тему немало частушек создавалось грустной тональности, окрашенных печалью утраты:

Ой, война, ой, война, // Что же ты наделала, // Сколько молодых ребят // По полю развеяла.

Девочки, война, война. //Всех страдать заставила, //Мужиков, ребят побила, //Баб одних оставила.

У меня миленок был, // Звали его Коля. // Он за родину погиб // У Черного

моря.

Девочки, война, война, //Девочки, победа! //Девочки, кого любить? // Осталося три деда.

Много частушек создавалось в советское время и сатирико - юмористического характера, в которых высмеивались, в частности, недостатки в жизни колхозников:

Хорошо тому живется, // Бригадир кому родня: // Поработает немного, // Пишет боле трудодня.

Бабы сеют и боронят, // Огороды городят. //Мужики сидят в правленье, //Папиросами чадят.

Пойдем, милка, погуляем, // На дворе така жара. // Пусть картошку убирает// Из Москвы инженера.

Я работала в колхозе, // Заработала пятак. // Пятаком прикрыла перед, // Ну а зад остался так.

В постсоветское время создаются преимущественно сатирико - юмористические частушки с негативной оценкой происходящего. Вот некоторые примеры:

Ах, реформы, ах, реформы, // Снитесь уж ночами! // Одних сделали вы быдлом, //Других-богачами!

ЕБН, ЕБН// Что вы натворили?! // Олигархи и Семья // Страну растащили!

На селе, как в городах, // Идут перемены: // Всю земельку у крестьян // Хватают бизнесмены.

Были раньше мы людьми, // Стали дураками: // На земле своей родной // Пашем батраками.

Телепутин, Телепутин, //Где ты там летаешь? //А за бедами в стране // С неба наблюдаешь!

А вот злободневные сатирические частушки из цикла «Семеновна»:

Ой, спасибо демократам, // Разрешили крыть всех матом, //И кто любит этот мат, // Тот, конечно, демократ.

А пихнул всех рылом вниз // Демократский царь Борис, // От его реформ и блата//Вся страна взревела матом.

Тут же выспятком удар // Взад нанес премьер Гайдар, // А под шум с братвой Чубайс//Обобрал до нитки нас.

Крой их матом! Не иначе, //Как скамья по ним всем плачет, //Но для них все не беда. // Как с Гусинского вода.

И какой же идиот // Им индульгенции дает? // А за все и всех один // Отдувайся Бородин.

А теперь стране на грех // Наверх вылез умник Греф. // В тон ему Касьянов, Кудрин // Вновь мозги народу пудрят...

Однако, несмотря на разную оценочную тональность, все общественно - политические частушки характеризуются одноплановостью этой оценочной экспрессии.

В общественно-политических частушках вместо личностного «я» употребляется часто обобщенная местоименная форма «мы»:

Мы недавно отправляли // Молодежь на целину. // Если нужно, мы готовы //Полететь и на Луну.

Односубъектные по форме, подобные частушки, естественно, имеют и одноплановую экспрессивную оценочность. Но среди общественно-политических частушек встречаются нередко песенные структуры, не имеющие явно выраженной субъективной модальности. По своей форме такие частушки являются эпическими:

Зори ясные сияют, // Озаряя мирный край. //Комсомольцы уезжают //В Казахстан и на Алтай.

На селе культурно стаю, // Электричество горит, // Телевизоры включаем, //Репродуктор говорит.

Такие частушки формально имеют объективную модальность. Однако экспрессивно-оценочная окраска у них также одноплановая, в данном случае ярко положительная, что отчетливо выражено лексической экспрессией: зори ясные, зори сияют, озаряя, мирный край. В сатирико-юмористических частушках экспрессивно-оценочная окраска, естественно, негативная:

Председатель блины пек, // Бригадир подмазывал, // Кладовщик муку таскал, // Счетовод не сказывал.

Бабы сеют и боронят, // Огороды городят. // Мужики сидят в правленье, //Папиросами чадят.

Подобные частушки в принципе на основе формальных признаков, в частности отсутствия явно выраженной субъективной модальности, можно рассматривать в качестве эпических. Однако, как отмечают литературоведы и искусствоведы, частушка изначально рассчитана на публичное исполнение. Следовательно, даже при отсутствии текстуально выраженной субъективной модальности она озвучивается как лирический песенный жанр: эмоциональность исполнения, экспрессивность озвученного текста субъективны и общая экспрессивность частушки связана персонально с образом исполнителя. Поэтому такие частушки называют лиро-эпическими. В пользу такой трактовки свидетельствует их экспрессивно-оценочная одноплановость, в то время как в эпических песнях она может быть и разноплановой [Карапетян Е.А., 2002].

Таким образом, экспрессивно-оценочная одноплановость - это характерный признак частушки как жанровой формы художественной речи. Экспрессивно-оценочная одноплановость свойственна и частушкам с явно выраженной односубъектной модальностью, и частушкам с формальной двусубъектной модальностью (лирико-драматическим), и частушкам с объективной формальной модальностью (лиро-эпическим). Учитывая этот важнейший жанровый признак, частушку следует, на наш взгляд, рассматривать как единый художественно - словесный жанр, а не объединение жанров. Среди народных песен в целом, действительно, различаются как односубъектные структуры (лирические песни), так и полусубъектные - эпические и драматические песни. Целевое же назначение частушки и связанная с этим сжатость ее художественного пространства не позволяют частушкам с невыраженным субъектом, а также с элементами прямой речи выделиться в особые жанровые формы.

 

АВТОР: Мануйлова О.А.