20.08.2012 12610

Типология концептов в лингвокультурном содержании русских пословиц

 

Существующие классификации отражают разные аспекты изучения концептов.

По степени интеграции семантических структур концепты подразделяются на суперконцепты, макроконцепты, базовые концепты и микроконцепты (Убийко 2001, 118 - 119).

Самую высокую степень интеграции семантических структур отражает суперконцепт - глобальная семантическая категория, которая лежит в основе функционально-семантических сфер языка. Он представляет собой семантический потенциал единицы до ее реализации в речи и получает то сжатое, то развернутое представление в разных языковых единицах. Суперконцепт обобщает значения всех слов определенного смыслового пространства и выступает в качестве семантической категории наибольшей степени абстракции (Гафарова, Кильдибекова 1998, 85). Суперконцепты распадаются на частные концепты, представляющие собой иерархические ментальные образования разной степени сложности.

По типам ментальных структур представления знаний (Бабушкин 1996) и степени их абстракции (Болдырев 2001) в когнитивной лингвистике выделяют следующие типы концептов:

Мыслительные картинки (представления) - дискретные единицы, «галереи образов» в коллективном сознании людей. Они объективируются в так называемых образных семах, которые актуализируются в процессе восприятия «реальных» предметов окружающего нас мира.

Схемы - концепты, представленные обобщенными пространственно - графическими образами («река» как голубая лента).

Гиперонимы - очень обобщенные образы. Гипонимия предполагает отношения подчинения между словарными единицами разного уровня обобщения. Семантика гиперонимов-схем (концептов, содержащих картинку, например: «обувь» - схема, повторяющая форму ноги человека) и гиперонимов - логически конструируемых концептов (концептуальная основа обозначающих их слов сводится к вербальному определению, не содержит аллюзий к чувственному образу, а апеллирует лишь к логическим компонентам) представляется архисемой. Так, архисема «мебель» объединяет семантические признаки класса предметов комнатной обстановки: столы, стулья - гипонимы.

Фрейм - совокупность хранимых в памяти ассоциаций. Концепт-фрейм имплицирует комплексную ситуацию; его можно сопоставить с «кадром», в рамки которого попадает все, что типично и существенно для данной совокупности обстоятельств.

Теория фреймов была разработана М. Минским. Структура фрейма содержит два уровня: в первый верхний уровень включаются постоянные данные, всегда справедливые для анализируемой ситуации, в нижний - «слоты», т.е. переменные конкретные данные той или иной практической ситуации. С точки зрения теории фреймов, человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией, извлекает из памяти «готовый» фрейм, который позволяет ему действовать определенным образом (например, фрейм «торговля»). Фрейм служит базой для формирования контекстных ожиданий в плане дальнейшего хода событий. С другой стороны, он задает рамки допустимых интерпретаций. Механизм фрейма выступает в роли когнитивного ограничителя на процесс понимания естественного языка.

Кроме схемы сцен (фреймов) различают схемы событий (скрипты или сценарии). Сценарий отличается от фрейма фактором временного измерения.

Сценарий заключает в себе знания о сюжетном развитии событий, которые помогают человеку ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях: например, ситуация «посещение ресторана».

Инсайт - знания об устройстве и функциональной предназначенности предмета (например, «зонтик»).

Концепты абстрактных имен (калейдоскопические концепты) представлены в виде мыслительных картинок, фреймов, схем, сценариев, связанных с переживанием и чувствами. Данные концепты отличаются «текучестью», за ними не закреплен постоянный ментальный образ. Каждый раз этот образ способен «калейдоскопически» меняться (Бабушкин 1996, 38).

Понятие - концепт, содержащий наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, его объективные, логически конструируемые характеристики. Понятия репрезентируются значениями тех слов, которые передают лишь словесные определения обозначаемых предметов. Концептуальные признаки понятийного характера могут также репрезентироваться именами собственными, ставшими нарицательными (Дон Кихот, Робин Гуд, Цицерон).

Прототип - категориальный концепт, дающий представление о типичном члене определенной категории: например, представления об идеальной хозяйке, о типичном автомобиле. Данные концепты служат опорными точками, с помощью которых человек членит свои знания об объектах и явлениях окружающего мира на определенные категории и выносит свои суждения о них.

Пропозициональная структура или пропозиция - модель определенной области нашего опыта, в которой вычленяются элементы (аргументы и связи между ними), даются их характеристики. Семантические отношения между аргументами представляются в виде определенных семантических функций: агенс, пациенс, экспериенцер и др. Осознавая собственный опыт в терминах пропозиции, человек налагает на него определенную концептуальную структуру - модель в виде базового предиката и его аргументов (Болдырев 2001, 37).

Гештальт - концептуальная структура, целостный образ, который совмещает в себе чувственный и рациональный компоненты в их единстве и целостности, результат целостного, нерасчлененного восприятия ситуации, высший уровень абстракции. Гештальт может рассматриваться как начальная ступень процесса познания: самые общие нерасчлененные знания о чем-либо. С другой стороны, гештальт может пониматься как наивысшая ступень познания, когда человек обладает исчерпывающими знаниями об объекте, владеет всеми типами концептов. Гештальт в таком понимании трактуется как концептуальная система, объединяющая все перечисленные типы концептов, а концепт мыслится как родовой термин по отношению ко всем остальным, выступающим в качестве его видовых уточнений.

Концепт, фрейм, гештальт имеют ментальную природу, но характеризуют единицу хранящейся в памяти информации с разных сторон. Гештальт подчеркивает целостность хранимого образа, его несводимость к сумме признаков. Фрейм акцентирует подход к изучению хранимой в памяти информации, выделяет части, т.е. структурирует информацию, конкретизируя ее по мере разворачивания фрейма, это гештальт в его динамике, строении и связи с другими гештальтами. Концепт - это хранящаяся в индивидуальной либо коллективной памяти значимая информация, обладающая определенной ценностью, это переживаемая информация. С позиций психологии наиболее адекватным понятием для обозначения ментальных репрезентаций является гештальт, с позиций когнитивной науки, занимающейся анализом типовых ситуаций, которые повторяются в ежедневном поведении людей и закрепляются в памяти как обобщенные представления с определенными ожиданиями и реакциями, таким понятием является фрейм, с позиций культурологии и лингвокультурологии, где на первый план выходит значимость явления для культуры, его ценность, таким понятием становится концепт. В этом ряду термин «понятие» представляет собой сгусток рациональной части концепта, т.е. содержание, которое включает только существующие характеристики объекта и рационально мыслится, а не переживается (Карасик 2004а, 128 - 129).

По сложности структуры можно выделить три типа концептов (Стернин 2001, 60 - 61). Одноуровневый концепт включает только чувственное ядро. Такая структура характерна для концептов - предметных образов и некоторых концептов - представлений. Многоуровневый концепт включает несколько когнитивных слоев, различающихся по уровню абстракции. Концепт может быть сегментным: он состоит из базового чувственного слоя, окруженного несколькими сегментами, равноправными по степени абстрактности.

Особенности того или иного концепта могут определяться спецификой отраженных в нем объектов. Так, предметы материального мира реализуются в когнитивных структурах, которые в большей степени являются коллективными; концепты абстрактных имен более субъективны по своему характеру, отличаются «образностью и оценочностью». Они используются в контексте определенных эмоциональных настроений. Люди познают данные концепты не путем считывания их словарных определений, а в результате личного социального опыта, опыта предшествующих поколений, традиций, социума, которому они принадлежат (Бабушкин 1996, 38 - 39). Данное утверждение относится и к исследуемым нами концептам «счастье» - «несчастье».

Концептом в «явном его проявлении» является концепт-мифема. Концепты-мифемы отражают представления о явлениях и объектах, не существующих в природе, вследствие чего у репрезентирующих данный вид лексем нет соответствующих референтов, хотя чувственные образы, отражающие как бы реально существующие признаки, явно присутствуют: например, русалка, кентавр, кощей.

Культурные концепты фиксируют ценностную шкалу той или иной культуры и специфику социального поведения членов лингвокультурного сообщества.

Культурные концепты представляют собой неоднородное образование. Выделяются более конкретные и более абстрактные концепты, вплоть до мировоззренческих универсалий.

Концепты являются единицами сознания и отражающей человеческий опыт информационной структурой (КСКТ 1996, 90). Сознание и формирующий его опыт может быть индивидуальным и коллективным. Следовательно, можно говорить о существовании индивидуальных и коллективных концептов.

Культурные концепты могут различаться по принадлежности тому или иному социальному слою общества: «Существуют ментальные образования, актуальные для этнокультуры в целом, для той ли иной группы в рамках данной лингвокультуры, и, наконец, для индивидуума» (Карасик 2004, 137).

С точки зрения реализации коммуникативных потребностей социума концепты разбиваются на индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие в зависимости от типа сообщества, в котором они функционируют. С точки зрения тематики концепты образуют эмоциональную, образную, текстовую и другие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса: педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др. (Карасик, Слышкин 2003, 55).

А.А. Залевская разграничивает концепт как достояние индивида, концепт как инвариант, функционирующий в определенном социуме и культуре, конструкт - продукт научного описания, способный отобразить лишь часть того, что содержится в каждом из названных выше видов концептов (Залевская 2001, 37 - 38).

А.И. Карасик и Г. Г. Слышкин отмечают, что индивидуальные концепты богаче и разнообразнее, чем коллективные (от микрогрупповых до общечеловеческих), поскольку коллективное сознание и коллективный опыт есть не что иное, как условная производная от сознаний и опыта отдельных индивидов, входящих в коллектив. Производная эта образуется путем редукции всего уникального в персональном опыте и суммирования совпадений.

По способу языковой репрезентации концептов можно выделить те мыслительные образования, которые получают языковое выражение в лексических и фразеологических системах языка, а также те, которые находят синтаксическое выражение. Некоторые концепты выражаются на фонетическом уровне (применительно к эмоциональным концептам это осуществляется интонационно и звукоподражательно). В результате обобщения информации о языковых объектах, связях и отношениях между ними, о том, как эти связи и отношения отражают реалии окружающего мира, выделяются грамматические концепты (Вежбицкая 1996; Болдырев 2001).

Относительно выраженности концептов языковыми единицами И.А. Стернин и Г.В. Быкова выделяют номинированные концепты, имеющие стандартное общеизвестное языковое выражение словом или фразеосочетанием, и не номинированные концепты, не имеющие стандартного общеизвестного языкового выражения. Последний тип включает в себя концепты, представленные не отдельным словом, а группой, классом слов (понятийные категории, классификационные концепты) и концепты, не представленные в лексико-фразеологической системе национального языка вообще (внутриязыковые лакуны).

Таким образом, существующие классификации концептов свидетельствуют о сложности и многогранности содержательной и структурной организации концептов.

 

АВТОР: Русакова И.Б.