26.02.2011 2591

Особенности и методика правоохранительного воздействия на процессы развития региональных производственных комплексов (статья)

 

Сдерживание криминальных тенденций в региональных производственных комплексах должно опираться на систему противодействия криминальной инвестиционной экспансии организованных преступных групп, реализуемую правоохранительными органами.

Общая цель нижеописанных мер – лишить криминальные сообщества финансовой и материальной базы для совершения любых масштабных действий.

Важнейшие задачи, которые необходимо решить при создании такой системы:

- воспрепятствовать расходованию (расхищению) финансовых средств и материальных ресурсов, идущих по линии региональных бюджетов;

- прекратить поступление финансовых и материальных ресурсов в организованные преступные группы;

- выяснить конкретные механизмы поступления средств из легальных предприятий криминальным группам (юридические и физические лица, способы доходов, расходуемых на эти цели, масштабы имеющихся капиталов и совершаемых операций), а также каналы переброски финансовых и материальных ресурсов;

- перекрыть неконтролируемые и неофициальные каналы движения финансовых и материальных ресурсов в региональный производственный комплекс и из него;

- прервать финансовые связи – разделить на отдельные несвязанные блоки хозяйственные группы предпринимательских субъектов (юридических и физических лиц);

- обеспечить поступление на предприятия инвестиций только из законных источников и по контролируемым каналам;

- ограничить возможности криминальных операций в региональном производственном комплексе и за его пределами с полученными незаконным образом доходами в форме финансовых и материальных ресурсов;

- сделать невозможным личное и клановое обогащение ряда криминальных лидеров за счет коммерческих (криминальных и некриминальных) операций через попавшие под их контроль предприятия;

- выявить и ликвидировать (лишить возможности совершения финансово-хозяйственных операций) с помощью официальных мер юридические лица – инфраструктуру организованных преступных групп, сформированных как криминальные корпорации и т.д.

Для выполнения вышеназванных задач необходим сбор, обобщение и анализ информации о материальных и финансовых потоках внутри регионального производственного комплекса и за его пределами.

Обобщение и анализ этих данных в единой электронной базе данных и потом с разбивкой по регионам России позволит выявить юридические лица (фирмы, банки, транспортные предприятия и т.п.), наиболее активно участвующие в криминальных финансово-хозяйственных операциях, что явится основой для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению криминальных аспектов.

При осуществлении одновременно учета, систематизации и анализа данных, создается возможность выявить в региональном производственном комплексе, в России и за рубежом:

- связи криминальных лидеров в России и иных странах;

- фирмы, находящиеся под контролем организованных преступных групп (даже оформленные на подставных лиц);

- суммы финансовых средств и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении организованных преступных групп;

- направления расходования финансовых средств и материальных ресурсов;

- каналы переброски финансовых средств и материальных ресурсов;

- источники получения финансовых средств;

- партнеров, сотрудничающих с криминальными лидерами в осуществлении криминальных операций и т.д.

Полученная информация позволяет осуществить комплекс мер сдерживания криминальной экспансии организованных преступных групп, затрудняя в России и за рубежом финансовые операции, ликвидации организационной инфраструктуры криминальной деятельности и иных мер, в том числе в качестве примера можно привести:

- привлечение внимания российских и зарубежных правоохранительных и налоговых органов к криминальному бизнесу – юридическим и физическим лицам;

- уведомление властей, добросовестных банков и компаний о криминальном происхождении средств у имеющих отношения с ними фирм, находящихся под контролем организованных преступных групп;

- выявление нарушений законодательства при регистрации и деятельности фирм под контролем организованных преступных групп;

- создание затруднений коммерческой деятельности фирм, находящихся под контролем организованных преступных групп;

- ряд других официальных и неофициальных мер, а также оперативно-розыскных мероприятий.

Рассматривая процесс функционирования региональных производственных комплексов под влиянием криминальных инвестиций, необходимо сделать следующие выводы:

- криминальных инвестиций в целом вложено значительно больше, чем безболезненно может себе позволить российское государство;

- криминальные инвестиции вкладывались в отрасли и объекты, наиболее прибыльные и значимые для региональных интересов;

- криминальные инвестиции вкладывались в формах и на условиях, как правило, максимально выгодных криминальным инвесторам;

- криминальные инвесторы часто действовали практически бесконтрольно, негативно влияя на региональное экономическое развитие, сейчас в регионах не существует достаточно эффективного механизма контроля и борьбы с криминальным инвестиционным влиянием организованных преступных групп.

Описанные ранее негативные факторы влияния криминальных инвестиций, в условиях, когда криминальные инвестиции являются составной частью процессов экономического развития региональных производственных комплексов, требуют мер адекватного воздействия со стороны правоохранительных органов.

Такие действия должны исходить из следующих принципов:

- гарантированности обеспечения приоритетов экономического развития регионального производственного комплекса;

- вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и создаваемых систем контроля криминального инвестиционного оборота;

- создания единой информационно-финансовой базы контроля операций на инвестиционном рынке;

- единства организационных, технических, технологических и иных принципов построения систем контроля криминальности инвестиционных операций;

- максимального использования существующих систем и функционирующих структур правоохранительных органов.

Важнейшими целевыми показателями здесь являются:

- создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения экономических и социальных потребностей развития региона;

- создание единого поля контроля региональных правоохранительных органов и органов управления в производственном комплексе региона;

- разработка и внедрение унифицированной комплексной системы информационного мониторинга развития регионального производственного комплекса и т.п.

В зависимости от направлений негативного влияния криминальных инвестиций необходимо совершенствование регионального механизма контроля криминальности процессов развития регионального производственного комплекса, который позволил бы должным образом защитить экономические интересы некриминальных предприятий, а также государственные интересы в сочетании с интересами регионального производственного комплекса.

В таблице 1 приведена система необходимых, по нашему мнению, критериев защиты некриминальных предприятий от негативного влияния криминальных инвестиций.

Таблица 1

Система критериев защиты некриминальных предприятий от негативного влияния криминальных инвестиций

Виды негативного влияния криминальных инвестиций

Критерии защиты от негативного влияния криминальных инвестиций

снижение степени подконтрольности регионального производственного комплекса

активная роль правоохранительных органов, приоритет государственных интересов над интересами отдельных субъектов экономики

захват рынков в отраслевом и региональном масштабе

обеспечение приоритета некриминальных предприятий на отраслевых и региональных рынках

изменение системы технологических связей, цепочек и циклов регионального производственного комплекса

сохранение сбалансированной структуры некриминальных производственных связей и технологических циклов регионального производственного комплекса в отраслевом и территориальном аспектах

использование в своих целях местных финансовых ресурсов

обеспечение независимости финансовой инфраструктуры от криминального контроля

установление контроля над наиболее прибыльными или стратегически важными местными предприятиями

сохранение в собственности федеральных и местных властей имущества наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий регионального производственного комплекса

 

 

В условиях осуществления криминальной инвестиционной экспансии организованных преступных групп, главным критерием защиты некриминальных предприятий является активная роль правоохранительных органов.

Соответственно главенство роли правоохранительных органов подтверждается характером происходящих сейчас процессов и тенденций развития разных стран с точки зрения влияния на них криминальных инвестиций.

В связи с этим при складывающемся порядке региональные экономические комплексы создают не свою финансовую (инвестиционную) базу, а базу организованных преступных групп, сформированных как криминальные корпорации, которые, инвестируя финансовые средства, высасывают финансовые и материальные ресурсы из предприятий регионов. На основе укрепления собственности финансовой базы организованные преступные группы затем инвестируют эти средства в иные предприятия, все больше ставя под контроль региональные производственные комплексы.

Необходимо разделять, кто является собственником предприятий – материальной базы и кто является собственником инвестиций – финансовой базы, и, соответственно, кто и как пользуется плодами того, как материальная база – предприятия – отрабатывают и возвращают ресурсы финансовой базе – инвестициям. Практика такова, что кто дает инвестиции, тот и получает львиную долю от результатов их работы, оставляя реальному работнику, создающему продукт, жалкие крохи. Но в то же время нельзя забывать, что реальную продукцию создают именно производственные предприятия, а не финансы. Поэтому, инвестиционные игры, конечно, являясь необходимым компонентом производственного процесса, тем не менее, не могут считаться решающим звеном производства продукта.

Необходимо наибольшим образом опасаться не самого проникновения криминальных инвестиций в региональные производственные комплексы (так как полностью избежать его невозможно), а, прежде всего захвата криминальными структурами важнейших объектов в регионах. Именно эти ключевые предприятия в регионах и будут во многом определять, как и в чьих интересах будет осуществляться экономическое развитие региональных производственных комплексов.

Ситуация складывается так, что наиболее крупные организованные преступные группы все больше присутствуют в региональных производственных комплексах через подконтрольные предприятия, которые в реальности контролируются и действуют в интересах криминальных инвесторов.

С этой же точки зрения большое значения имеет такой критерий при развитии региональных производственных комплексов, как сохранение в собственности федеральных и местных властей имущества наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий. В современной ситуации в региональных производственных комплексах России многие из российских предприятий, выросшие за счет значительных затрат государственных ресурсов и являвшиеся цветом российской промышленности, гордостью всего народа, сейчас за копейки скупаются криминальными инвесторами.

Необходимым условием устойчивого развития региональных производственных комплексов и одновременно критерием защиты некриминальных предприятий является сохранение сбалансированной структуры некриминальных производственных связей и технологических циклов производственного комплекса.

Таким образом, именно установка необходимых приоритетов и нацеленность на достижение критериев защиты предприятий от криминального воздействия должны лечь в основу формирования и реализации деятельности правоохранительных органов по противодействию экспансии организованных преступных групп.

 

Методика формирования и реализации правоохранительного воздействия на экономическое развитие региональных производственных комплексов

 

Многоликая общность российских предприятий различных организационно-правовых форм, попавших под влияние криминальных капиталов, сейчас находится в условиях их практически полной независимости от органов государственного управления. Поэтому, учитывая разнонаправленность повседневных финансовых интересов их владельцев и директоров, эти предприятия можно удержать в едином русле деятельности, соответствующем национальным интересам России, только благодаря системе экономических и правовых отношений, цементирующей силой которой являются правоохранительные органы.

При этом необходима реализация следующих общих методических подходов:

- подготовка региональных законодательных и других нормативных актов в рассматриваемой области;

- сохранение единого поля контроля криминальности в производственном комплексе Краснодарского края;

- координация деятельности всех правоохранительных и контролирующих органов;

- обеспечение использования общей информационно-финансовой базы, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по организации контроля криминальности обращения инвестиционных ресурсов на региональном рынке;

- организация и ввод в действие центрального интегрированного банка информации по установленным профилям, выполняющего функции головного элемента региональной системы мониторинга криминальных операций;

- решение организационно-технических вопросов взаимодействия правоохранительных органов, региональных органов управления, местного самоуправления, специальных государственных служб.

Продуманная криминальная инвестиционная экспансия организованных преступных групп привела к нарушению в производственном комплексе сложившихся технологических цепочек, увеличению доли низко прибыльных производств и т. п.

Непродуманная приватизация, наряду с общим экономическим кризисом, ослабившим предприятия, привела к установлению криминального контроля над значительной частью наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий Краснодарского края. В такой ситуации необходимой мерой региональной экономической политики становится сохранение собственности или иных форм контроля региональных органов управления над наиболее важными и прибыльными предприятиями, составляющими костяк регионального производственного комплекса.

Захват криминальными корпорациями с помощью инвестиций ключевых точек в ряде предприятий производственного комплекса Краснодарского края закономерно привел к ухудшению условий деятельности и снижению прибыльности неподконтрольных криминальному капиталу предприятий.

Завоевание криминальными корпорациями серьезных позиций в региональной банковской и фондовой инфраструктуре привело к тому, что значительные суммы финансовых ресурсов используются в интересах криминальных компаний. Сохранение контроля за инфраструктурой инвестиционной деятельности в регионе для ее нормального функционирования делает неотложной задачей поддержку не попавших под криминальный контроль организаций финансовой и банковской инфраструктуры Краснодарского края, что одновременно позволит усилить контроль за использованием финансовых ресурсов.

Во избежание многих из вышеперечисленных проблем, свойственных процессам экономического развития производственного комплекса, как одну из важных мер, необходимо осуществить налаживание постоянного регионального мониторинга криминальности инвестиционных операций и экономического развития с целью выявления негативного влияния криминальных инвесторов на развитие регионального производственного комплекса и принятия соответствующих мер к их изменению.

Необходимо выявлять пути проникновения криминального капитала в предприятия производственного комплекса, формы и инструменты его проникновения, основные, наиболее распространенные варианты организации отношений с криминальными структурами.

Нужен региональный механизм, гарантирующий защищенность некриминальных предприятий от криминального капитала через систему автоматически работающих действий по мониторингу криминальности инвестиций во всем многообразии их влияния и принятию необходимых мер по нейтрализации неблагоприятного влияния в случае таких проявлений.

Необходимо регулярно проводить анализ тенденций, которые отражают важнейшие пропорции и структурные сдвиги в региональном производственном комплексе под влиянием криминального капитала, инфильтрованного в предприятия, прогнозировать их возможное изменение и на этой основе вырабатывать региональный комплекс мер воздействия на экономическое развитие в декриминальном разрезе.

Можно выделить три уровня противодействия криминальным угрозам инвестиционного влияния организованных преступных сообществ:

стратегический – общероссийский, касается общероссийских криминальных процессов в экономическом развитии общегосударственного и международного масштабов, осуществляется центральными аппаратами правоохранительных органов;

укрупненный – межрегиональный, касается интересов экономического развития нескольких регионов России в совокупности их внутренних и внешних проблем по отношению к влиянию крупных организованных преступных сообществ, осуществляется аппаратами областных (краевых) администраций и местными управлениями правоохранительных органов;

местный – региональный, касается внутренних вопросов экономического развития региона применительно к местным преступным группам, осуществляется аппаратом краевой администрации и администрации районов (округов) и местными управлениями правоохранительных органов.

Таким образом, задачи противодействия криминальному влиянию организованных преступных сообществ требуют формирования региональной системы последовательного и постоянного контроля криминальных инвестиций в процессах экономического развития в производственном комплексе.

Одной из наиболее важных задач при рассмотрении влияния конкретной организованной преступной группы на производственный комплекс является выяснение того, какова будет степень контроля со стороны криминальных инвесторов при реализации этой инвестиции фактической рыночной доли в общем объеме производимой и продаваемой продукции соответствующего профиля. Эта характеристика, отражая наиболее важные интересы производителей, показывает степень доминирования криминальных фирм, их возможность влиять на объемные и структурные показатели по конкретным группам производимой и продаваемой продукции и соответственно на экономические результаты деятельности предприятий производственного комплекса Краснодарского края.

По нашему мнению, значение влияния криминальных инвесторов на рынок региона в общем случае можно рассчитать следующим образом:

где В1 – влияние криминального инвестора на рынок региона в количественных показателях продукции; В2 – влияние криминальных инвесторов на рынок региона в стоимостных показателях продукции; Кi = (К0Иi) – количество производимой и реализуемой продукции (К0 – количество производимой и реализуемой продукции до инвестиции и Иi – интегральный коэффициент увеличения выпуска и реализации продукции после реализации инвестиции); Кобщ – количество производимой и реализуемой продукции предприятиями региона; Цобщ – цена производимой и реализуемой продукции предприятиями региона; Цi – цена производимой и реализуемой продукции инвестируемым предприятием под контролем криминальных инвесторов.

Приведенные формулы определяют влияние криминальных инвесторов в общем условном случае простой инвестиции в производство и реализацию продукции на внутреннем рынке. В конкретном же случае надо учитывать и достаточно много дополнительных показателей, таких как: доля и стоимость поступающих комплектующих и сырья, зарплата персонала, объемы продукции, реализуемые на внешних (по отношению к региону и стране в целом) рынках и т. п. При этом особенно важным представляется определение интегрального коэффициента увеличения выпуска и реализации продукции после реализации инвестиций, так как влияние конкретной криминальной инвестиции в стоимостном выражении на объем производимой и продаваемой продукции характеризуется как величина нелинейная. К тому же при определении влияния криминальных инвесторов на рынок региона необходима дифференциация по конкретным показателям, соответствующим приоритетам развития регионального производственного комплекса, так как внешне неблагоприятное влияние на отдельный показатель может быть с лихвой компенсировано улучшением других, более важных по приоритетности показателей, для региона.

Интегральный коэффициент увеличения выпуска и реализации продукции после реализации инвестиции Иi определяется по формуле

 (3)

где Pj – вероятный прогнозируемый эффект увеличения выпуска и продаж продукции при j-м варианте осуществления инвестиционного проекта; N – множество возможных вариантов организации осуществления инвестиционного проекта в данных макро- и микроэкономических условиях развития регионального экономического комплекса.

При сопоставительной оценке возможных вариантов принятия решения по конкретной организованной преступной группе целесообразно использовать показатели Пj (j  N) каждого инвестиционного проекта, взвешенные по степени их влияния на приоритеты развития региона. Эти показатели в общем виде могут быть определены следующим образом:

 (4)

где Кji (Аj, Вj, Сj) – оцениваемый показатель влияния криминальной инвестиции при j-ом варианте осуществления инвестиционного проекта; Кi (А, В, С) – индикативный i-й показатель развития региона при прогнозируемых макро- и микроэкономических условиях развития региона (A, B, C); r(Кi) – квазиупорядоченная зона потери контролируемости экономического развития регионального комплекса вследствие негативных результатов фактического влияния криминальных инвестиции над. Это зона с центром упорядоченности соответственно прогнозируемым макро- и микроэкономическим условиям развития региона (А, В, С), соответствующая чувствительности i-го индикативного показателя осуществления инвестиционного проекта к изменению внешних и внутренних условий реализации проекта (в том числе под влиянием осуществления оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами).

Обеспечение условий инвестиционной безопасности развития регионального производственного комплекса предполагает, что при любом варианте реализации иностранных инвестиций их последствия не должны превышать r(Кi) – квазиупорядоченную зону потери контролируемости развития регионального производственного комплекса. При этом границы r(Кi) должны определяться как предельные значения контроля потенциала производства товарного продукта соответствующего профиля на определенный момент времени в прогнозируемых макро- и микроэкономических условиях развития региона:

  (5)

где Ni – предприятия регионального производственного комплекса, производящие продукцию соответствующего товарного профиля; Wi – производственные мощности предприятий, производящих продукцию соответствующего товарного профиля; Di – степень загрузки производственных мощностей; Ri – степень обеспечения ресурсами, не зависимыми от источников, контролируемых криминальными инвесторами; Эi – вероятная динамика цен на сырье и готовую продукцию; В – внутреннее производственное потребление в региональном производственном комплексе; C – доля продукции, производство и реализацию которой будут осуществлять предприятия, контролируемые криминальными инвесторами; n – число i-х производственных предприятий.

При описании процессов общей динамики инвестиционного обеспечения производственной деятельности в региональном производственном комплексе базовую модель можно изложить в виде двух балансовых тождеств

  

Gt – необходимые инвестиционные вложения; Tt – фактические инвестиционные вложения; Dt – текущий дефицит инвестиционных вложений; Мt = Мt – Мt–1 – прирост некриминальных инвестиционных вложений; Bt = Bt –Bt–1 – прирост криминальных инвестиционных вложений; t – период времени; r – период запаздывания между моментами вложения инвестиций и получения (продажи) продукции и реинвестирования доходов от продажи.

Пусть K = Tt / Yt – коэффициент эффективности инвестиционных вложений; Yt – валовой внутренний продукт региона в текущих ценах; V = Yt / Mt + Bt – скорость обращения инвестиционных ресурсов; g = Bt / Yt – доля контролируемого криминальными инвесторами сектора в региональном производственном комплексе (удельный вес производства, контролируемого криминальными инвестициями во внутреннем продукте региона); Pt – средний уровень цен на продукцию; Xt – объем валового внутреннего продукта региона в физическом выражении, Yt = PtXt.

Введя в рассмотрение приростной коэффициент «криминализации» инвестиционного сектора экономики региона  =Bt Мt, индекс роста некриминальных инвестиционных вложений  = Мt /Мt–1 и индекс роста цен  = Pt / Pt–1, формулы (6)–(7) после соответствующих преобразований можно свести к следующему однородному разностному уравнению:

[(1 / V)(1 + )(1 – 1 / ) – g] Xt + K -r Xt–r = 0        (8)

Однако объем производства в регионе в каждый момент времени определяется не только «независимыми» параметрами (V, r и K), но и g, связанной с переменными и, которые должны находиться под контролем правоохранительных органов. Тогда получаем уравнение

[(1 / V)(1 + )(1 – 1 / ) – g] [1 + ( – 1)]r Xt + K Xt–r = 0               (9)

Уравнение (9) может быть использовано для качественного анализа характера экономического роста производства в регионе, порождаемого той или иной экономической ситуацией по отношению к деятельности криминальных и некриминальных инвесторов. Наибольший интерес при этом представляют закономерности колебаний экономического развития региона под влиянием криминальных инвестиций. Эти процессы можно описать неравенством

К / 2  [(1 / V)(1 + )(1 – 1 / ) – g] [1 + (–]   (10)

Неравенство (10) позволяет идентифицировать режим, в котором будет находиться региональный производственный комплекс при конкретном варианте декриминальной деятельности правоохранительных органов, определяемых показателями и. Оно может также использоваться для определения темпа роста и динамики инвестиционных вложений в регионе, которые обеспечат равномерную динамику роста производства, а также нарастание выпуска продукции, находящееся вне контроля криминальных инвесторов:

g < [(1 / V)(1 + )(1 – 1 / ).       (11)

При справедливости соотношения (11) неравенство (10) выполняется автоматически. При этом соотношение (11) фиксирует естественное ограничение на размеры криминальных инвестиционных вложений для конкретной экономической ситуации в региональном производственном комплексе и, соответственно, размеры и динамику выпуска продукции, контролируемой или не контролируемой криминальными инвесторами.

Если же данное ограничение нарушается, то применяется неравенство (10), которое очерчивает границы предельно допустимого для региона влияния криминальных инвестиций на экономику; в противном случае работа и результаты деятельности регионального производственного комплекса попадают в ранее описанную квазиупорядоченную зону потери контролируемости экономического развития.

Построенная модель предполагает, что объем производства в регионе является эндогенным показателем, и его динамика определяется несколькими макроэкономическими параметрами. Возникающий спросовый дефицит регионального производственного комплекса на инвестиционные вложения покрывается за счет привлечения внешних инвестиционных вложений. При этом если интенсивность поступления инвестиционных вложений отстает от интенсивности производственного развития, то дефицит инвестиций подавляет не только развитие, но и повседневную производственную активность, в связи с необходимостью отвлекать из оборота внутренние финансовые ресурсы на цели развития. Сложность переплетения процессов соотношения привлечения и использования криминальных и некриминальных инвестиций заключается в том, что их поступление накладывается на неравномерно возникающие пики спроса на инвестиции. В этих условиях необходимость «латания спросовых дыр» для поддержания производственной активности ведет к снижению внимания к влиянию криминальных инвесторов.

В процессе анализа эффективности инвестиционной деятельности для регионального производственного комплекса необходимо учитывать, что при осуществлении конкретного инвестиционного проекта финансовые, налоговые, коммерческие и иные условия могут существенно изменяться под влиянием различных макро- и микроэкономических факторов. В результате каждый очередной этап осуществления инвестиционного проекта реализуется практически в новых инвестиционных и производственных условиях. В связи с этим результаты этого этапа и конечной реализации инвестиционного проекта могут даже при ранее благоприятных условиях оказаться как раз в ранее упомянутой квазиупорядоченной зоне потери контролируемости развития регионального производственного комплекса. Чтобы избежать этого, необходим постоянный, по крайней мере, аналитический контроль хода осуществления инвестиционного проекта.

Результаты описания и анализа различных аспектов влияния криминальных инвестиций имеют как теоретическое, так и практическое значение. В теоретическом плане они показывают огромную роль правоохранительных органов в развития регионального производственного комплекса. В практическом плане предложенные расчеты, несмотря на свою простоту, представляют собой удобный прогнозо-аналитический инструментарий, позволяющий целенаправленно проводить отбор наиболее эффективных экономических стратегий по отношению к инвестиционным операциям в развитии производственного комплекса.

В целом при формировании и реализации комплексных мероприятий правоохранительных органов необходимо реализовать систему мероприятий с учетом достижения стабилизации производственной и финансовой ситуации в производственном комплексе. Последовательность действий начинается с выделения предприятий, попавших под криминальное влияние по своему значению, более или менее важных с точки зрения приоритетов развития региона. Ранжирование предприятий позволит выделить предприятия, которыми необходимо заниматься в первую очередь, что позволит правильно распределить ресурсы на эти цели.

С точки зрения ранжирования предприятий, попавших под криминальное влияние, в производственном комплексе по критерию важности обеспечения приоритетов развития региона можно выделить следующие группы предприятий:

группа категории «А» – предприятия федерального и регионального значения, обеспечивающие поддержание регионально необходимого товарообмена (производственного и непроизводственного назначения) и сбалансированных межтерриториальных экономических связей;

группа категории «В» – предприятия регионального значения, необходимые для обеспечения нормального функционирования отраслевых сегментов единого регионального хозяйственного комплекса и внутрирегионального разделения труда;

группа категории «С» – предприятия, являющиеся основообразующими для внутрирегиональных территориально-производственных комплексов, обеспечивающие удовлетворение территориальных потребительских и производственных нужд;

группа категории «D» – предприятия, не оказывающие влияния на деятельность внуитрирегиональных территориально-производственных комплексов, но устойчиво и прибыльно работающие на региональном или внешнем рынке;

группа категории «Е» – предприятия, не оказывающие влияния на внутрирегиональные территориально-производственные комплексы, мало связанные с региональным рынком и находящиеся в крайне тяжелом финансовом положении.

По выделенным предприятиям в порядке приоритета наиболее значимых необходима разработка и осуществление мер по выявлению криминальных причин долгов, неплатежей, дебиторской и кредиторской задолженности, которые тесно соприкасаются с комплексом оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, помимо рассмотренных мер по отношению ко всем предприятиям, необходимо санирующее воздействие, включая осуществление системы экономических и юридических мер воздействия к важнейшим предприятиям, попавшим под контроль организованных преступных сообществ.

Производственно-товарный блок мероприятий включает последовательное выявление существующих криминальных производственных и финансовых связей между предприятиями в региональном, межрегиональном и международном аспектах. На основании уточненной системы криминальных связей целесообразно формирование внутрирегиональных комплексов мер по декриминализации с территориальной и отраслевой привязкой.

Все эти меры призваны противодействовать криминальному влиянию на производственную и финансовую ситуацию в производственном комплексе, что укрепит предприятия (как без криминальных инвестиций, так и с ними), действующие в соответствии с приоритетами развития региона, создаст опорную экономическую базу для осуществления комплексных декриминальных мер правоохранительных органов на предприятиях, чья деятельность находится под контролем организованных преступных сообществ.

Реализация описанных мероприятий и общих методических подходов, рассмотренных в настоящем разделе, позволит:

- повысить оперативность и обоснованность принимаемых правоохранительными органами мер по декриминализации развития регионального производственного комплекса;

- создать организационные и технические возможности для увеличения степени подконтрольности процессов привлечения, использования и оборота инвестиционных ресурсов из российских и зарубежных источников;

- в реальном масштабе времени контролировать практически любые инвестиционные операции в регионе, управлять процессами производственного развития;

- создать экономические, правовые, организационные и технические возможности эффективной борьбы с организованной преступностью в регионе;

- оказать общее стимулирующее воздействие на развитие регионального производственного комплекса и т. п.

На этой основе также могут быть определены конкретные направления и стратегия инвестиционной безопасности, реализуемые как по отношению ко всему производственному комплексу, так и отдельным предприятиям.

 

Автор: Калинина Н.Н.