26.02.2011 2856

Информационно-аналитические технологии как основа мониторинга оборота и легализации криминальных капиталов (статья)

 

В связи с тем, что механизмы оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения работают параллельно механизмам легальной экономики или сокрыты в них, то методы и концепция контроля, состоящая в изучении деятельности конкретной фирмы на предмет криминальности в определенный момент, неэффективны и в этих условиях функционирования и организации жизнедеятельности региона не могут быть доведены до эффективности вообще. Для криминалистического контроля необходимы инфраструктура и методы контроля всех протекающих экономических процессов, прежде всего, начиная с учета и фиксации всех необходимых данных. Механизмы оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения не могут эффективно контролироваться, а, следовательно, и позволить бороться с ними, так как контрольные и правоохранительные органы контролируют именно легальную деятельность, то есть работают в разных плоскостях или уровнях с этими криминальными механизмами. Данные плоскости или уровни пересекаются с легальными только в некоторых точках. Именно эти точки сегодня и служат для правоохранительных органов отправным звеном для обнаружения и борьбы с оборотом и легализацией финансовых активов криминального происхождения.

Для эффективного контроля процессов оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения необходимо не идти за событиями, вылавливая в хаосе экономической неразберихи отдельные факты или документы, а постоянно контролировать все перемещения финансовых и материальных масс для выявления сути преступных процессов и работы преступных механизмов.

Контроль процессов оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения можно организовать только на основе современных телекоммуникационных систем и использования средств компьютерной техники. Качественные особенности оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения как в своей легальной, так и нелегальной частях можно эффективно контролировать только постоянно наблюдая за происходящими изменениями – динамикой перетекания капиталов во всех формах и движения финансовых и материальных ресурсов.

Именно такое наблюдение позволит при необходимости по конкретному юридическому или физическому лицу отсеять и проанализировать необходимые данные для получения представления о его деятельности в достаточном для задач правоохранительных органов объеме.

Для этого надо отслеживать определенные блоки вопросов. Так, при анализе этапа движения товарных масс продукции на продажу даже при идеальном оформлении документации на такую продукцию и работе через внешне легальные фирмы, идеально закамуфлировавшие свою теневую деятельность, можно выявить массы и объемы товара, обращающегося криминальным образом. Для этого необходимо систематизированно учитывать, фиксировать и анализировать на предмет сопоставления ряд показателей, таких как соответствие цены и количества товара встречным финансовым потокам, объема официальных товаров соответствует транспортным расходам и складским затратам и т.п.

Например, строки балансового отчета фирмы или сальдо отдельных балансовых счетов – это состояние определенных денежных и товарных потоков в соответствующие моменты времени. Экономическим базисом системы экономического учета является учет движения денежных средств по лицевым счетам. Под лицевыми счетами подразумеваются счета, которые служат основой проводок в учете. Денежные потоки по отдельным лицевым счетам можно считать теми элементарным кирпичиками, из которых состоит практически любой интересующий нас денежный или товарный поток.

Другим элементарным кирпичиком в конкретном периоде финансово-хозяйственного оборота конкретного предприятия может быть конкретная товарная позиция. При этом при разработке определенной системы классификации лицевых счетов, в рамках которой каждому счету или даже операции (транзакции) присваивается определенная «метка», отражающая суть данного счета или операции (транзакции), можно решить проблему выделения из общей массы стандартных учетных данных стандартной внешней и внутренней отчетности предприятия, необходимых данных по определенным параметрам для их дальнейшего обобщения и анализа.

Этот компьютерный учет всех сторон деятельности, прежде всего движения капитала и собственности очень важен.

Все это возможно достичь только при совершенствовании и становлении качественно иной системы учета и контроля, соответствующего структурным и институциональным изменениям в государстве и экономике на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Важнейшей предпосылкой для осуществления оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения является возможность для экономических структур бесконтрольно манипулировать наличными и безналичными денежными средствами и осуществлять незаконные операции с материальными ценностями. Только тогда, когда любое перемещение сколько-нибудь значительного капитала в форме денежных сумм, собственности или иных активов можно будет проконтролировать (от кого, кому, для чего, на основе чего, через кого, откуда появилось, куда в конечном итоге попадет и т.п.) и обязательно за достаточно длительный срок (не менее 3-5 лет), только тогда станет возможным ликвидация криминальной экономической базы оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения.

Практически любая финансовая или коммерческая операция может быть зафиксирована в базе данных соответствующего органа или организации, а, следовательно, затем проанализирована на предмет принятия мер к ликвидации преступной группы. В этой ситуации можно примерно оценить эти потоки и, соответственно, исходящие и получающие субъекты, и на основе полученных данных не дать возможности преступникам утаить или спрятать какие-либо средства или материальные ценности. Построение модели этих потоков и анализ с ее помощью движения и оборота средств позволяет обнаружить даже те средства и ценности, а также участников оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения, которые не будут до этого установлены оперативным путем.

В этой ситуации важно внедрение организационных методов и процедур, фиксирующих любые сделанные операции и транзакции оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения. Необходима тщательная регистрация переводимых сумм и реквизитов отправителей/получателей денежных сумм в электронных платежных и расчетных операциях.

Существующие в России в настоящее время системы финансового анализа ориентированы прежде всего на коммерческие цели. Формы стандартной отчетности юридических лиц строго регламентированы, искажение их может быть классифицировано как уголовное преступление по целому ряду статей УК России. Их наличие в электронном виде позволяет создать базу для необходимого экономического анализа. Важен анализ финансовых (денежных) и встречных товарных потоков.

На рис. приведена схема учета и контроля движения капитала и собственности на основе контроля и анализа финансовых и товарных потоков.

Одной из самых больших сложностей является установление факта совершения преступления. Это связано с тем, что хищения и иные корыстные злоупотребления часто не бросаются в глаза. При таких преступлениях далеко не всегда наносится какой-либо внешне заметный материальный ущерб.

Внешние отрицательные проявления в легальном бизнесе, свойственные обороту и легализации финансовых активов криминального происхождения, обычно списываются на непреднамеренные ошибки должностных лиц или рядовых специалистов.

Неявность экономических преступлений или внешняя законность криминальных операций, однако, все равно влечет за собой образование следов преступной деятельности, остающихся в документах бухгалтерского учета, ином хозяйственном документообороте, в банках при совершении расчетных операций и т.п.. Любое экономическое преступление, имеющее корыстный характер, рано или поздно находит свое отражение в изменении (уменьшении, увеличении) денежных средств или имущества у юридических или физических лиц, что так или иначе будет прямо зафиксировано или найдет косвенное учетное отражение в каких либо учетных документах, фиксирующих перечисление (отправку, получение) денежных средств, передачу имущества от собственника собственнику, смену арендаторов, получение каких-либо разрешений и т.д.

Все это при налаженном учете и эффективном механизме контроля оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения может быть проанализировано и соответствующим образом изложено для использования как доказательства или в иных целях следственного или судебного разбирательства.

Таким образом, для обнаружения и расследования экономических преступлений необходима трансформация в этих целях приемов и способов экономического (финансового, бухгалтерского, статистического, математического и пр.) учета и анализа, а так же соответствующего компьютерного и телекоммуникационного оборудования.

Одним из наиболее показательных примеров пользы от компьютерного моделирования финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления преступных механизмов оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения является моделирование финансовых операций (махинаций) деятельности мошеннической финансовой компании, проводившееся в Московском институте МВД России. В задачи компьютерного моделирование входило воспроизведение динамики притока и оттока вкладчиков; анализ движения денежных средств (доходы и расходы) компаний; выявление отдельных стадий финансовой аферы и их продолжительности; прогнозирование критических моментов в развитии «пирамиды», которые являются сигналами, например, для криминального прерывания «игры». Применение методов компьютерного моделирования позволило построить гипотезы-версии, раскрывающие основные элементы механизма оборота преступных капиталов.

Все большее значение приобретают сами методы и способы анализа (сравнение, относительные и средние величины, группировки, и т. д.) для анализа взаимосвязанных показателей. В связи с усложнением экономических процессов, хозяйственных операций и связей в последнее время требуется использование нетрадиционных методов и приемов анализа- факторного, моделирования, корреляционного и т.п.

Однако, по объективным причинам, возможности правоохранительных органов для использования таких методов сильно ограничены из-за затруднений с привлечением необходимых специалистов и средств компьютерной и телекоммуникационной техники с необходимым для такого анализа программным обеспечением.

Таким образом, по нашему мнению, комплексный, системный подход к решению задачи раннего обнаружения, расследования и доказательства оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения, множественности форм и участвующих субъектов и усложнения связей требует качественных изменений в методах контроля происходящих процессов и совершающихся операций. Необходим механизм учета и анализа движения денежных средств, товаров и собственности в среднем и долгосрочном временном интервале.

Российское законодательство только недавно стало регламентировать вопросы официального раскрытия российскими предприятиями информации о себе, при этом перечень этой информации и случаев ее обязательного раскрытия достаточно узок. В то же время, мировая практика показала необходимость тщательной отработки этих вопросов.

Рассмотрим пример США. В соответствии с законодательством США как американские, так и иностранные компании, чьи акции обращаются на одной из американских бирж или в электронной системе фондовой торговли, обязаны регулярно предоставлять финансовую отчетность в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) и раскрывать информацию о своей деятельности. Требования к предоставляемой информации весьма жесткие и эмитенты несут ответственность за достоверность содержащихся в ней сведений. Содержание годового отчета, предоставляемого в SEC:

  • характер предприятия;
  • характеристика имущества;
  • текущие судебные процессы;
  • подчиненность эмитента;
  • рынки обращения данных ценных бумаг;
  • валютный контроль и другие ограничения, способные повлиять на выплату дивидендов или процентов или на осуществление прав голосования;
  • налогообложение;
  • выборочная финансовая информация за последние пять лет;
  • информация о руководстве компании, анализ финансового состояния и результатов производственной деятельности;
  • финансовая отчетность;
  • сведения о директорах и должностных лицах компании, их суммарное вознаграждение;
  • опционы на покупку ценных бумаг;
  • существенные сделки между эмитентом и представителем его руководства;
  • регистрируемые ценные бумаги.

Кроме того, существуют сведения о компании, подлежащие немедленному публичному распространению:

  • информация о годовых или ежеквартальных доходах;
  • объявление о выплате дивидендов;
  • информация о слиянии, тендерных предложениях;
  • информация о дроблении акций;
  • информация о крупных изменениях в руководстве компании;
  • любые другие существенные сведения.

Таким образом, в этих компаниях круг подлежащих раскрытию информационных показателей достаточно широк. Именно раскрытие этой, а также некоторой другой информации, по мнению американских экспертов, обеспечивает резкое снижение уровня злоупотреблений внутри самой компании, так и по отношению к внешним партнерам. Конечно, такая информация в американских компаниях подлежит раскрытию, прежде всего, в случаях продажи акций этих компаний на бирже и через электронные торговые системы. Однако общий поход к раскрытию информации о деятельности компании, с учетом широко развитого законодательства о коммерческой тайне может быть перенесенным на российскую почву.

Среди хорошо зарекомендовавших себя методов обнаружения экономических преступлений в мировой практике – анализ или повышенное внимание к тем юридическим лицам, чьи отчетные данные отклоняются от средних значений тех или иных показателей.

Так, Центральной комиссией по кредитам и Федеральным управлением уголовной полиции Германии разработаны следующие признаки, могущие указать на отмывание денег. Отдельно отмечается, что наличие отдельных признаков, как правило, недостаточно для обоснованного подозрения в отмывании денег, а совпадение нескольких признаков должно служить поводом для повышенного внимания. Вот некоторые из них:

1. Открытие и ведение счета:

  • поведение клиента, выходящее за рамки обычной деловой практики и уводящее в сторону от непосредственной цели сделки, отказ от альтернативных банковских услуг;
  • стремление клиента ограничиться свои присутствием лишь при открытии счета и избежать каких-либо последующих личных контактов с банком, назначение других лиц в качестве правомочных распоряжаться счетом;
  • использование счета в качестве промежуточного или собирательного;
  • клиент использует средства телекоммуникации, чтобы избежать принятого в деловых отношениях прямого личного контакта с кредитным или финансовым институтом;
  • на счетах отдельных лиц или фирм внезапно появляются значительные суммы или через эти счета проводятся расчеты, явно не соответствующие известной банку коммерческой деятельности клиента.

2. Сделки с наличностью:

  • необычно крупные сделки с наличностью явно в интересах третьего лица;
  • необычно крупные платежи наличными, совершаемые отдельными лицами или фирмами, деятельность которых предполагает безналичный оборот;
  • значительные приращения вкладов наличными со стороны отдельных лиц и фирм, особенно если соответствующие суммы в течение непродолжительного времени снимаются со счета;
  • необычные снятия крупных сумм наличными со счета, на который вдруг поступили большие средства из-за границы;
  • приобретение или продажа ценных бумаг при кажущихся необычными обстоятельствах, например, в размере, который не соответствует очевидному экономическому положению клиента;
  • частый обмен больших наличных сумм на другую валюту;
  • при сделке с наличными за клиентом наблюдают присутствующие третьи лица.

3. Безналичные денежные сделки:

  • частые переводы крупных сумм за рубеж отдельными лицами или фирмами, особенно если к операциям подключены неизвестные или экзотические банки (например, банки в оффшорных зонах) или отдаленные филиалы известных международных банков;
  • переводы на номерные счета (без указания имени получателя);
  • использование аккредитивов и других инструментов международного финансирования торговых сделок, если это не сообразуется с известной банку коммерческой деятельностью клиента.

4. Кредитные сделки:

  • досрочные погашения кредита третьим лицом по истечении очень короткого промежутка времени.

Расхождение в данных, которые можно назвать «аналитическими аномалиями» – это непонятные взаимосвязи, процедуры и события, например, странные изменения в объемах, структуре ассортимента или ценах [14, С. 119].

В мировой практике описано достаточно много различных признаков криминальных экономических деяний, которые можно определить на основе анализа официальной отчетности предприятия. С известной долей коррекции на сегодняшний этап развития российской экономики можно привести подходящие для нас следующие аномалии (так называемые «красные флажки»), то есть настораживающие моменты в деятельности предприятия:

- необъяснимые изменения в балансовой отчетности;

- работа на грани кризиса;

- необычные или крупные выгодные сделки в конце отчетного периода;

- недостаточность основного капитала;

- высокая задолженность или большой удельный вес накладных расходов;

- более быстрый рост расходов по сравнению с доходами;

- излишне усложненная организационная структура;

- крупные сделки с родственными для данной фирмы партнерами;

- необычайно высокая текучесть кадров среди управленцев и бухгалтеров;

- скорость изменения основных показателей деятельности фирмы по сравнению со среднеотраслевыми;

- зависимость от производства лишь одного – двух изделий (услуг);

- наличие многих документов с запутанной бухгалтерией;

- наличие сделок или балансовых документов, представляющих трудности для проверки;

- значительное количество расхождений в документах, связанных якобы с ошибками предыдущих бухгалтеров;

- данное предприятие является совершенно новым.

Имеются четыре способа проработки отчетности на предмет таких несоответствий:

- сравнение баланса на данный период времени с предыдущими;

- расчет соотношения отдельных ключевых позиций и сравнение их в различные периоды;

- осуществление анализа «по-горизонтали»;

- осуществление анализа» по-вертикали».

Первый способ заключается в сравнении данных за какой-то период с данными за следующий. Например, остатки по счетам за один период могут сравниваться с остатками по счетам за другой период, что бы убедиться, что изменение остатков идет в ожидаемом направлении и нет необъяснимых скачков, учитывая изменения по другим позициям.

Вторым способом переработки отчетов является расчет основных финансовых коэффициентов и их сопоставление в различные периоды времени. Так определяют ликвидность фирмы по коэффициентам срочной и текущей ликвидности. По коэффициентам оборачиваемости средств и запасов оценивается эффективность деятельности данной фирмы. По отношению заемных средств к собственному капиталу и коэффициенту покрытия процентов оценивается платежеспособность данной фирмы. По коэффициентам доходности, окупаемости капиталовложений, прибыли на собственный капитал и доходности в расчете на акцию (пай) оценивается доходность тех или иных фирм.

По изменению этих соотношений можно оценить степень ожидаемости произошедших изменений в ликвидности, эффективности, платежеспособности и прибыльности данной фирмы. Изменения, которые кажутся непонятными или отличаются от средних, вполне вероятно, могут быть связаны с преступными злоупотреблениями.

Обнаружить злоупотребления путем сравнения подобных отношений по отдельным позициям финансовой отчетности намного легче, чем сравнивая сами абсолютные цифры этих документов. Коэффициенты обычно выражаются небольшими, легко воспринимаемыми цифрами, которые отражают изменения по ключевым позициям. Кроме того, нормальные значения этих коэффициентов хорошо известны.

Третий способ – это анализ «по-вертикали». При этом цифры отчетности преобразуются в проценты, которые воспринимаются гораздо легче. Изменения в громоздких финансовых отчетах легко можно оценить, переведя абсолютные цифры в проценты.

Четвертым способом является анализ «по-горизонтали». Горизонтальный анализ сходен с вертикальным так как отчетные данные переводятся в проценты, но здесь расчет производится не об общих средств или валового объема продаж, а от одного периода времени к другому. При горизонтальном анализе в проценты переводятся изменения отдельных показателей во времени.

Ряд методик подобного типа был выработан органами внутренних дел (БХСС) еще в середине 70-х – начале 80-х годов].

Можно указать и на другие признаки, которые, по мнению ряда экспертов, с достаточной степенью вероятности указывали на хищения.

Во-первых, постоянные, наблюдаемые в течение нескольких отчетных периодов ухудшения ряда взаимосвязанных показателей. Хотя такие изменения могут порождаться не только хищениями, но и другими негативными процессами, они всегда должны привлекать внимание.

Во-вторых, это несоответствия между взаимосвязанными показателями. Детальное изучение причин, вызывающих подобные несоответствия, нередко приводит к выявлению злоупотреблений.

В-третьих, несоответствие между отчетными показателями анализируемого и родственных предприятий выявляется при межпроизводственном анализе.

Конечно, могут применяться и другие коэффициенты и способы, более точно отражающие ситуацию по конкретному показателю. Например, характеризующие такие изменения как:

- увеличение доходов при уменьшении количества перечисляемых денег;

- увеличение доходов при уменьшении оборотов по кассе;

- увеличение числа продаж при увеличении цены за единицу товара.

Построение модели, наряду с экспертными оценками и нейросистемами, учитывающими и анализирующими входящие и выходящие финансовые и товарные потоки фирмы и ее партнеров, может вскрыть наличие спрятанных и неучтенных операций, а также неоформленной собственности и капиталов, другие признаки или факторы преступных операций или криминальность сделок.

Учитывая, что такие модели могут учитывать большое число факторов, в том числе косвенных, а также неявных связей и нелинейных зависимостей, то по этим малозаметным признакам можно выделить тщательно спрятанные стороны деятельности фирм и примерные (ориентировочные) их объемы. После чего этим могут уже заниматься традиционными методами работники контрольных и правоохранительных органов.

  • При этом использование экономико-математического моделирования позволяет даже при отсутствии полной картины и многочленных деталей выяснению явных и скрытых закономерностей и особенностей движения финансовых и материальных ресурсах между хозяйственными объектами.
  • Основными целями применения таких методов в оперативно-розыскной деятельности является:

- преодоление трудностей недостатка информации и возможность конструирования многофакторных аспектов деятельности сложных экономических объектов, которыми в нашем исследовании являются предприятия регионального производственного комплекса;

- возможность использования компьютерной техники, телекоммуникационных сетей и новых информационных технологий для обработки больших массивов данных;

- количественное и качественное исследование деятельности организаций по многим параметрам;

- повышение достоверности документальных проверок и ревизий;

- адекватная замена документальным проверкам на местах и т.п.

Оперативно-розыскная деятельность ставит перед экономико-математическими методами задачу анализа сложных, нелинейных многофакторных криминальных процессов в экономике, часто имеющих скрытый или противоречивый характер.

Последовательность создания экономико-математической модели криминальных аспектов деятельности регионального производственного комплекса может быть следующей:

- определяются переменные, то есть показатели состояния исследуемого экономического объекта, например, объем производимой и реализуемой продукции, себестоимость, прибыль;

- выделяются внешние факторы, существенно влияющие на жизнедеятельность и динамику показателей деятельности экономического объекта;

- на основании конкретной информации и общих методических принципов строится качественное описание (совокупность формул и преобразований) важнейших процессов;

- полученная система, включающая модели отдельных процессов и их взаимосвязи, снабжается соответствующим математическим обеспечением и реализуется на компьютере;

- на контрольных примерах производится проверка адекватности модели;

- производится серия имитационных экспериментов для решения поставленных задач.

Таким образом, модели отдельных хозяйственных процессов с помощью дифференциальных и разностных уравнений преобразуются при установленных внешних факторах в новые значения переменных, дающих аналитическую информацию о реальных процессах деятельности изучаемого объекта.

В зависимости от уровня сложности системы хозяйственных связей и осуществляющихся на предприятиях регионального производственного комплекса финансово-хозяйственных операций при описании происходящих в них процессах, как правило, достаточно ограничиться моделированием локального взаимодействия компонентов, описывающих наиболее важные соотношения показателей деятельности.

Общую формулу деятельности предприятия можно представить в следующем виде:

 

где:

- вектор состояния предприятия, как экономической системы;

- текущие значения экономических показателей деятельности предприятия;

 – связь показателей деятельности предприятия со скоростями изменения факторов влияния;

t – время.

Даже простейшие модели динамики деятельности отдельного предприятия и всего регионального производственного комплекса, не учитывающие ни макроэкономических факторов, ни цикличности деятельности, дают представление о целом ряде неоднозначных операций, требующих отдельного изучения с помощью традиционных оперативно-розыскных мероприятий.

При этом важным моментом является возможность учесть деятельность пространственно (межрегионально) разбросанных участников регионального производственного комплекса. Для этого экономическая система регионального производственного комплекса представляется в виде совокупности хозяйственных объектов – элементов, каждый из которых можно имитировать с помощью несложной экономико-математической модели. Оборот материальных и финансовых ресурсов в рамках регионального производственного комплекса можно моделировать с определенной степенью приближения, так как, с оперативно-розыскной точки зрения важно выявить не отдельную разовую подозрительную финансово-хозяйственную операцию, а прежде всего устойчивые криминальные циклы и цепочки.

Такого рода модель, в общем виде, можно представить следующим образом:

,

где:

- текущее состояние i – го показателя в j – м предприятии холдинга;

m – число предприятий в холдинге.

Во многих случаях большое значение имеет аналитические моделирование деятельности предприятий регионального производственного комплекса во временной проекции, так как оно позволяет определить нарастание или снижение динамики подозрительных показателей деятельности и, соответственно, учесть возможность влияния на них случайных факторов.

В общем виде такую модель можно изложить следующим образом.

Пусть - показатели деятельности i – го предприятия регионального производственного комплекса. Время t отсчитывается в определенные моменты, совпадающие с моментами резких изменений в динамике показателей деятельности предприятия регионального производственного комплекса. Функция динамики показателей регионального производственного комплекса , показывает динамику показателей через каждое i – предприятия и представляет собой совокупность линейных функции показателей предприятий регионального производственного комплекса с коэффициентами экономического роста .

Рассмотренные методические подходы к моделированию оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения в региональном производственном комплексе применимы к широкому кругу предприятий различных отраслей.

При выявлении потенциально вероятных криминальных операций, как правило, необходимым этапом является сравнение анализируемого объекта и базового. При сравнении факторной динамики показателей предприятий регионального производственного комплекса с аналогичными предприятиями, не входящими в него, с достаточно большой степенью точности можно выявить операции, которые необходимо разрабатывать с помощью традиционных оперативно-розыскных мероприятий.

Для количественного анализа при таких сравнениях используются модели, которые в общем случае можно сформулировать следующим образом: , где:

b – обобщенный показатель производственной деятельности;

l – коэффициент пропорциональности, зависящий от конкретных условий деятельности анализируемого предприятия;

- число предприятий регионального производственного комплекса.

В целом рассматриваемые методы моделирования могут быть достаточно эффективно использованы для анализа деятельности предприятий регионального производственного комплекса как в долгосрочной, так и в краткосрочной динамике. В конкретном случае методика моделирования в правоохранительных целях представляет собой синтез имитационного моделирования и регрессионного анализа. Последний служит для оценки параметров модели, связывающей показатели деятельности предприятия со значениями внешних факторов, влияющих на производство.

При определении мер противодействия криминальным процессам в региональном производственном комплексе необходимо исходить из следующих предпосылок:

- абсолютная ликвидация криминальных процессов в экономике невозможна;

- противодействие криминальным процессам не может быть разовой кампанией, после окончания любой кампании всегда может последовать усиление криминальных процессов;

- криминальные процессы нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с их последствиями, более того, когда криминальные процессы достигли больших масштабов, более эффективна борьба против условий, порождающих криминальные процессы, чем рутинные меры борьбы с уже совершившимися экономическими преступлениями;

- борьба с криминальными процессами в экономике достигает успеха, если она многофакторна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены силы органов государственного управления и правоохранительных органов;

- потери, которые несут от криминальных процессов региональные производственные комплексы и государство в целом, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикриминальных действий обеспечат быструю отдачу, многократно превышающую вложения.

Одно из центральных мест при этом занимает необходимость постоянного мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения с учетом сложных и противоречивых процессов экономического развития с многоуровневым переплетением интересов экономических субъектов и многоотраслевой законной и незаконной финансово-хозяйственной деятельностью.

Структура целей мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения приведена на рис. 1. Мониторинг оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения является удобным и эффективным инструментом для правоохранительных и иных государственных органов.

 

Рис.1. Цели мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения в экономике

 

При использовании мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения на основе описанной информационной и организационной инфраструктуры у региональных органов управления и правоохранительных органов появляются новые возможности для контроля криминальных процессов в экономике региона через осуществление следующих действий: учета, анализа, прогнозирования, планирования, организации, контролирования.

Информация об экономике региона, формируясь через подразделения органов управления и правоохранительных органов, централизуется на уровне региональных структур государственной власти, где служит основой для формирования и реализации необходимых мероприятий по контролю криминальных процессов.

С налаживанием необходимого поступления информационных данных отпадает необходимость во многих формах отчетности и проведении сложных дорогостоящих исследований.

Анализ результатов мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения в целях контроля криминальных процессов в экономике региона становится упорядоченной рутинной частью работы органов управления и правоохранительных органов.

Внедрение мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения, отражающего изменения масштабов и характера осуществляющихся финансово-хозяйственных операций, открывает действительно широкие возможности для контроля криминальных процессов в экономике региона.

Мониторинг оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения обеспечивает решение вышеназванных задач на трех уровнях:

На управленческом уровне:

  • изучение экономической обстановки, территориального распределения и концентрации юридических лиц, находящихся под криминальным контролем, в том числе тех, деятельность которых может нанести наибольший ущерб;
  • обобщение данных об условиях, способствующих совершению экономических преступлений и разработку мер противодействия криминальным процессам.
  • На организационно-тактическом уровне:
  • концентрация информации в соответствующих подразделениях правоохранительных органов и органов государственного управления, в целях выбора эффективных методов противодействия криминальным процессам и анализа их результатов;
  • обобщение данных о потоках финансовых и материальных ресурсов, контролируемых криминальными структурами, для активизации работы по их выявлению и пресечению;
  • получение характеристик сил и средств, участвующих в мерах противодействия криминальным процессам, для их оптимизации.

На оперативно-тактическом уровне:

  • осуществление мер противодействия криминальным процессам, в том числе специализированных мер правоохранительных органов (оперативно-розыскных мероприятий, носящих специальный характер);
  • выявление финансовых, имущественных и иных активов криминального происхождения или находящихся под криминальным контролем с целью их декриминализации;
  • совершенствование способов сбора и обработки информации о криминальных процессах в экономике.

Основой системы мониторинга оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения являются новые телекоммуникационные технологии, прежде всего, компьютерные сети передачи информации, активно формирующиеся сейчас в государственных и коммерческих структурах. При этом мониторинг базируется на универсальной системе контроля (за финансовыми и товарными потоками, движением документов, выпуском продукции и т.п.).

Эффективность контроля будет тем больше, чем шире в регионе будет распространена указанная система. Внедрение мониторинга делает реальным:

  • качественное изменение системы и процедур учета, накопления, анализа и обработки финансово – экономической информации;
  • полномасштабный четкий и эффективный контроль практически всех финансово-хозяйственных операций предприятий;
  • создание информационной (налоговой, кредитной, страховой, таможенной и т.п.) базы – истории любого предприятия;
  • быстрый доступ к любой информации о предприятии;
  • возможность проверки, перепроверки, встречной проверки этой информации;
  • сравнение и обобщение информации о предприятии и в масштабе края;
  • применение статистической и корреляционной обработки.

Таким образом, важным вопросом обеспечения условий регулирования и контроля криминальных процессов, является проблема раскрытия и доступности информации о деятельности юридических лиц.

Российское законодательство только недавно стало регламентировать вопросы официального раскрытия российскими юридическими лицами информации о себе. При этом перечень этой информации и случаев ее обязательного раскрытия достаточно узок. В то же время мировая практика показала необходимость тщательной отработки этих вопросов.

Такое раскрытие информации сразу же приведет к необходимости многим предприятиям легализовать свои операции, осуществляющиеся теневым образом. Это также снимет возможную угрозу рэкета со стороны криминальных групп, так как в настоящее время главной причиной отказа от обращения в органы правопорядка предпринимателей при вымогательстве со стороны уголовных элементов является боязнь расшифровать свои теневые операции и понести за это ответственность. В случае, когда возможности совершать такие операции не останется, вероятность рэкета для предпринимательства сама собой снизиться до самых низких пределов. Мониторинг оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения позволяет использовать широкий круг экономико-математических методов и моделей. Использование экономико-математических методов для выявления оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения в экономике гораздо менее обосновано и апробировано, чем традиционное применение в области научных или практических задач. Конечная цель экономико-математического исследования оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения в экономике региона состоит в том, чтобы сформировать основание для принятия необходимых мер органами государственного управления, а также в применении традиционных методов правоохранительных органов, борющихся с экономической преступностью.

Для этого необходимы базы данных и автоматизированные информационно-справочные системы, позволяющие работникам органов управления и правоохранительных органов оперативно получать необходимую информацию.

Как при использовании существующих информационных систем и телекоммуникационных сетей, так и при совершенствовании такой инфраструктуры, подразделениями органов государственного управления и правоохранительных органов должны быть реализованы следующие функциональные задачи:

- «опознание» (диагностика, констатация) функционирования преступных групп;

- изучение их структур, внутренних и внешних связей;

- оценка масштабов организованной преступной деятельности;

- оперативно-тактическое и криминалистическое изучение конкретных преступных проявлений для выработки мер противодействия;

- оперативно-тактическое изучение конкретных ситуаций, складывающихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и оперативных проверок.

В силу этого достижение целей правоохранительных органов при реализации вышеназванных задач можно обеспечить по следующим направлениям:

- анализ и изучение информации о криминальном обороте финансовых и материальных ресурсов для определения круга конкретных юридических и физических лиц для первоочередных проверок;

- взятие под наблюдение должностных лиц в государственных органах и коммерческих организациях для определения масштабов криминальной деятельности, выявления сообщников и криминальных механизмов;

- анализ и обобщение данных об уже совершенных экономических преступлениях.

В этих условиях наиболее важными становятся сведения следующего содержания:

  • кем организуются и контролируются криминальные действия;
  • каково распределение функций в механизме преступной деятельности;
  • каковы источники финансирования, а также сложившиеся финансовые и материальные активы организованной преступной группы;
  • какова иерархия преступной группы;
  • каким образом осуществляются меры противодействия деятельности правоохранительных и контролирующих органов;
  • как осуществляется подотчетность нижестоящих звеньев криминального механизма вышестоящим, каким образом идет передача преступных доходов от исполнителей к организаторам;
  • как происходит расширение криминальной и легальной деятельности преступной группы.

Выяснение указанных сведений позволяет уточнить многие аспекты функционирования организационно-информационной инфраструктуры регионального механизма подавления криминальных процессов, а также контролировать мероприятия, противодействующие криминальным процессам в региональном производственном комплексе.

 

Автор: Калинина Н.Н.