31.08.2012 2567

Категория следствия в сложном синтаксическом целом

 

Текстовые структуры являются высшим уровнем в реализации причинно-следственных отношений, кроме того, сложное денотативное и коммуникативное содержание крупных синтаксических единиц дает им практически неограниченные возможности в проявлении не только всего спектра отношений обусловленности, но и всевозможных синкретичных явлений. Более того, при анализе языковых примеров становится ясно, что многие тексты представляют собой развернутую конструкцию, где причинный компонент выступает своеобразным средством, обусловливающим содержание дальнейшего текстового блока.

В соответствии с этим причинно-следственная связь выступает важным семантико-синтаксическим фактором организации текста, средством внутренней организации текста. Денотативное содержание текста в этом случае располагается вдоль своеобразной оси, полюсами которой являются причинный и следственный компоненты. В этой связи многие лингвисты считают сложное синтаксическое целое составляющей частью текста, его основной единицей [Солганик 1965, Лосева 1980, Горина 2001, Валгина 2003].

В целом сложное синтаксическое целое составляет максимально эксплицитно развернутую конструкцию. Как правило, в таких конструкциях причинный компонент имеет четко очерченные синтаксические рамки: это одно предложение, либо его фрагмент, который обычно выполняет функцию темы. Следственный же компонент может быть достаточно размытым: в него могут входить вводные и вставные конструкции, любая напрямую не связанная с причинно-следственной ситуацией информация.

Необходимо отметить тот факт, что в лингвистике существуют различные термины для обозначения сложного синтаксического целого. Показательно рекордное количество названий, которыми оно именуется в лингвистических исследованиях.

Так, одни из них стали общепринятыми: сложное синтаксическое целое, сложное синтаксическое единство, сверхфразовое единство. Другие употребляются лишь время от времени и нередко сохраняют связь с почерком ученого: сложное речевое единство, речевое высказывание [Виноградов 1964], синтаксические структуры-массивы [Булаховский 1965], сложность цельного предложения, большое синтаксическое целое [Адмони 1975], прозаическая строфа [Солганик 1976], сочетание предложений [Валимова 1978], целый текст или соединение законченных предложений [Фигуровский 1983], над фразовая конструкция [Белодед1985], цепь предложений, синтаксико-семантическое целое [Белич 1986].

Сложное синтаксическое целое - это группа предложений, объединенных микротемой и образующих структурно-смысловое единство с определенной функциональной направленностью. Сложные синтаксические целые могут строиться по типу сочинения или подчинения, в связи, с чем они подразделяются на присоединительные и парцеллированные конструкции [Пешковский 1956]. Более точное и развернутое определение сложного синтаксического целого дает В. П. Лунева, которая считает, что «сложное синтаксическое целое - это типизированное объединение авто семантических и синсемантических предложений на основе логико - смысловой завершенности и цельности, отражающее определенную информацию в одном модально-временном плане и функционирующее как синтаксическая единица объективного членения письменного текста» [Лунева 1982:13].

В науке известны крайне противоречивые оценки двух синтаксических единиц - парцеллированной и присоединительной конструкций: отрицание присоединения между предложениями [Ванников 1965], отождествление парцелляции и присоединения [Иванчикова 1968]. Не менее известно стремление размежевать названные синтаксические единицы [Цыганова1973, Ринберг 1987, Онипенко 2001, Горина 2004].

Для сопоставления и выявления соотнесенности присоединительных и парцеллированных конструкций уместно обратиться к изоморфизму, существующему между ними и образующему реальную основу их общности, через посредство которой проявляются отличительные черты.

Одной из общих черт, свойственных обеим структурам, является экспрессивность. Вопрос об экспрессивности решается на всех уровнях языка, особенно на синтаксическом, чрезвычайно сложно. Нет единого мнения и по вопросу о языково-речевом уровне экспрессии. Известно, однако, что экспрессивность тесно связана с коммуникативной направленностью языкового элемента: наслаиваясь на его основное значение, она привносит в общий смысл субъективную модальность. В данном случае экспрессивность определяется общей функциональной направленностью обеих структур, хотя «круг функций, выполняемых присоединительными моделями, значительно шире, на что ориентирует многогранность этой структуры» [Ринберг 1987:25]. И присоединяемый комплекс, и парцеллят служат для того, чтобы выделить, повысить смысловую емкость одного из элементов или всей информации, содержащейся в основной части.

Распостранение обеих структур в современном русском языке подтверждает их общую функциональную направленность и определяется этой же функциональностью. Показательна сфера стилей: обе структуры активно представлены в публицистических, научных и художественных произведениях.

Признанная экспрессивность сопровождается в присоединительных и парцеллированных структурах паузой, благодаря которой оба компонента служат средством устранения громоздкости в организации синтаксических единиц. На значительность этой паузы обратил внимание еще А. М. Пешковский, выделив разновидности сочинительной и подчинительной связи под названием «сочинение после разделительной паузы» и «подчинение после разделительной паузы» [Пешковский 1956:477], и снабдил это положение иллюстративным материалом, в котором зафиксированы ряды с присоединением и парцелляцией. Дополняет изоморфизм обеих структур негибкость их строения: каждая из них - присоединительная конструкция и парцеллированная конструкция отличается фиксированным расположением.

Общность коммуникативно-стилистической основы обеих структур нашла свое выражение в сфере статико-динамичных параметров, свойственных присоединительным и парцеллированным конструкциям. Ведущее место среди них принадлежит экспрессивной насыщенности, значимой паузе при неидентичной ритмике в сопровождении ряда иных признаков - фиксированного порядка частей, «повторов, эллипсиса, соотнесенности с синтаксической синонимикой» [Ринберг 1987:38].

При отмеченном изоморфизме между присоединительной и парцеллированной конструкциями каждая из этих структур не лишена своей специфики, основанной на значительных различиях. Основу расхождений определяет способ сочетания основных частей и способ соотнесенности частей, вследствие чего данные конструкции являются почти взаимоисключающими друг друга. Употребление подчинительных союзов в сложном синтаксическом целом, как правило, свидетельствует о парцелляции, а сочинительные союзы выступают в присоединительной функции и указывают на присоединение [Ванников 1965, Рыбакова 1969, Лозанович 1997].

Однако многие исследователи выделяют присоединение как особый тип синтаксической связи в языке, отличный от сочинения и подчинения [Поспелов 1948, Карпенко 1958, Солганик 2002 и др.]. Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. Е. Крючков считают присоединение особым типом синтаксической связи, так как сочинение, а тем более подчинение - это крепкая связь предложений, а присоединение - более ослабленная.

Присоединительные конструкции характеризуются тем, что присоединяемый элемент может возникать в самом процессе высказывания и представлять собой добавочное суждение. Причем, с точки зрения языка, присоединение - это непредсказуемая связь, а с точки зрения речевого аспекта, присоединяемый комплекс может прогнозироваться, так как эта связь может входить в планы говорящего [Горина 2001]. Следовательно, изучение присоединения в основном двуаспектно, так как «присоединяемый элемент как носитель добавочной информации, подчас очень важной в коммуникативном отношении, - это явление речевого синтаксиса, но с точки зрения структурно-семантической он является предметом языкового плана» [Горина 2001:10].

Хотя присоединение отличается от сочинения и подчинения своим смысловым содержанием, оно не утрачивает связи с сочинением и подчинением, не противопоставляется им в полной мере [Николаева 1972]. Если мы говорим сочинение-присоединение и подчинение-присоединение, то мы имеем в виду способы соединения предложений при помощи сочинительных или подчинительных средств связи. «Первое находит выражение в присоединительных конструкциях, второе - в парцеллированных» [Горина 2001:10].

 

АВТОР: Шустер А.Г.