08.03.2011 7056

Взимание провозной платы по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом на основании соглашения о централизованных расчетах (статья)

 

Внесение провозной платы по договору перевозки груза железнодорожным транспортом является основной обязанностью грузоотправителя по договору перевозки, при этом форма расчетов между перевозчиком и грузоотправителем (в отдельных случаях грузополучателем) должна соответствовать одной из форм расчетов, предусмотренных статьями 861, 862 ГК РФ.

В соответствии со ст.36 ТУЖД порядок расчетов за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливался МПС РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка РФ. В УЖТ такое положение отсутствует, причины отсутствия которого будут показаны ниже.

Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем до окончания первого этапа реформы железнодорожного транспорта был предусмотрен Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденным Центральным банком РФ и МПС РФ 25.03.94г. № 82. Данное Положение принималось с учетом особенностей взимания платежей за перевозки грузов и распределения доходов на железнодорожном транспорте. В настоящее время действует Временное положение о порядке проведения операций по банковским счетам ОАО «Российские железные дороги».

Такие особенности возникли еще задолго до принятия данного Положения. Ст.75 УЖД СССР 1964г. было предусмотрено, что все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся на станции отправления:

а) наличными деньгами;

б) чеками Государственного банка СССР;

в) платежными поручениями, акцептованными банком.

Ст.75 УЖД 1964г. не предусматривала другого порядка расчетов за перевозку грузов. Однако в ч.4 этой же статьи содержалось положение о том, что МПС СССР по согласованию с Государственным банком СССР может устанавливать иной порядок расчетов за перевозки. Иной порядок появился в 1968 году с изданием совместного приказа МПС СССР и Правления Госбанка СССР № 58/ЦЗ-486 от 2.08.1968г. «О порядке расчетов за перевозки грузов по железным дорогам через расчетные товарные конторы». Впервые с изданием данного приказа появилась возможность централизованного осуществления платежей за перевозки грузов через специально созданные для этих целей расчетные товарные конторы.

Аналогом расчетных товарных контор на сегодняшний день являются технологические центры по обработке перевозочных документов. Пунктом 1 Положения о доходных счетах предусматривалось, что расчеты в безналичном порядке с грузоотправителями, грузополучателями за перевозку грузов, по дополнительным сборам по грузовым операциям и за пользование подвижным составом, штрафам, осуществляются через технологические центры по обработке перевозочных документов. ТехПД не являются юридическими лицами, а представляют собой структурное подразделение (цех) юридического лица - той или иной железной дороги. В соответствии с Положением о доходных счетах платежи за перевозку грузов могли перечисляться:

а) в порядке плановых платежей. В данном случае можно говорить о предварительной оплате запланированных перевозок грузов на некоторое время вперед, осуществляемых постоянно и равномерно (либо неравномерно, но также запланированной в частности, в соответствии с договором об организации перевозок грузов, заключенном между грузоотправителем и железной дорогой.

б) в порядке предварительной оплаты. В данном случае речь идет о предварительной оплате не конкретных договоров перевозки груза, а неопределенного количества договоров перевозки.

Сравнивая два указанных выше порядка расчетов, следует отметить, что принципиального отличия между оплатой в порядке плановых платежей ив порядке предварительной оплаты нет, поскольку любая перевозка груза железнодорожным транспортом является запланированной. В соответствии со ст. 18 ТУЖД перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществлялись в соответствии с заявками на перевозки грузов, и в этом смысле любой договор перевозки груза железнодорожным транспортом является плановым. Такой же порядок сохранился и в УЖТ. Ст.36 ТУЖД предусматривала обязательную предварительную оплату по любому договору перевозки грузов. Таким образом, можно сделать вывод, что любой платеж по договору перевозки груза железнодорожным транспортом являлся плановым и осуществлялался в порядке предварительной оплаты. Аналогичное положение сохранилось и в УЖТ. Согласно ст. 11 УЖТ подачу заявок на перевозку грузов перевозчику осуществляет грузоотправитель, при этом в статье указано, что владелец инфраструктуры, с которым согласовывается заявка, осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов. Ст.ЗО УЖТ предусмотрена предварительная оплата по договору перевозки грузов. Если в соответствии со ст.36 ТУЖД предварительная оплата должна была вноситься до момента отправления груза, то согласно ст.ЗО УЖТ оплата производится до момента приема груза к перевозке.

в) наличными деньгами в кассы станций железных дорог в размере, предусмотренном действующим законодательством. В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 тысяч рублей. Применительно к договору перевозки груза железнодорожным транспортом можно отметить, что осуществление единичных перевозок грузов с использованием наличных расчетов вполне возможно, т.к. стоимость перевозки груза по одному договору перевозки, как правило, не превышает 60 тысяч рублей.

До окончания первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта главной особенностью расчетов по договору перевозки являлось то, что денежные поступления от перевозок зачислялись не на расчетные счета железных дорог - перевозчиков, а на доходные счета МПС РФ. Как разъяснил Центральный банк РФ в письме от 21.09.01г. № 115-Т «По вопросам осуществления операций по доходным счетам МПС России», доходные счета МПС России, открытые в банках, владельцем и распорядителем которых является МПС России, являются банковскими счетами и при проведении операций по указанным счетам используются формы безналичных расчетов, предусмотренные законодательством. В соответствии с Положением о доходных счетах для учета денежных поступлений от перевозок в банках на балансовом счете 40505 «Доходные счета МПС России» открывались следующие счета:

- централизованный доходно-распределительный счет МПС по месту нахождения МПС открывается МПС РФ;

- основные доходные счета МПС по месту нахождения управлений железных дорог открываются управлениями железных дорог по доверенности министерства;

- подсобные доходные счета МПС по месту нахождения ТехПД открываются ТехПД по доверенности министерства;

- подсобные доходные счета МПС по месту нахождения станций железных дорог открываются по заявлению управлений железных дорог по доверенности министерства.

Владельцем и распорядителем доходных счетов являлось МПС РФ.

Балансовый счет № 40505 являлся пассивным счетом, т.е. на него денежные средства могли только зачисляться, расходные операции с указанного счета не производятся, за исключениями, предусмотренными в Положении о доходных счетах. На данное обстоятельство обращалось внимание в письме Центрального банка РФ от 30.10.1995г. № 201 «О соблюдении режима работы доходных счетов МПС». В соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. Центральным банком РФ 5.12.2002г. № 205-П на счете № 40505 ведутся доходные счета МПС России, учет операций по данным счетам осуществляется в соответствии с порядком проведения операций по доходным счетам МПС России. Таким образом, счета, начинающиеся на 40505, представляли собой доходные счета МПС РФ.

В Положении указывалось, что денежные поступления от перевозок принадлежат железным дорогам не полностью и распределяются МПС РФ между железными дорогами-участницами перевозок. С учетом вклада каждой железной дороги в конкретную перевозку МПС РФ устанавливает лимит финансирования и с основного доходного счета, открытого управлению железной дороги, денежные средства распределялись на следующие счета:

- централизованный доходно-распределительный счет МПС;

- основные доходные счета МПС по месту управлений железных дорог;

- расчетный счет управления железной дороги, при котором открыт основной доходный счет МПС.

С учетом изложенного, можно утверждать, что складывалась ситуация, когда услуги оказывались одним юридическим лицом - перевозчиком, а оплата по договору перевозки поступала на счета федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Только после определения вклада конкретной железной дороги, часть денежных средств, как было показано выше, возвращается на расчетный счет юридического лица - перевозчика, но по иным основаниям, чем договор перевозки. Являлось ли юридически обоснованным перечисление денежных средств по договору перевозки МПС РФ, не участвовавшему в исполнении данного договора? Такое положение, на наш взгляд, соответствовало ст.295 ГК РФ, в соответствии с которой собственник в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования имущества. До недавнего времени все железные дороги России существовали в форме федеральных государственных унитарных предприятий, а МПС РФ выполнял по отношению к ним функции собственника по отдельным вопросам наряду с Министерством имущественных отношений России. Очевидно, что в процессе перевозки используется федеральное имущество - подвижной состав, контейнеры, объекты инфраструктуры и т.д., от использования которых собственник в лице Российской Федерации желает получать прибыль. Таким образом, орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями, был вправе получить часть прибыли от использования имущества.

Необходимо выяснить юридическую природу конструкции, согласно которой МГТС РФ получало провозную плату. Данная конструкция не соответствовала договору в пользу третьего лица (ст.430 ГК), т.к. МГТС РФ не было вправе требовать от грузоотправителя, который в данном случае выступал должником по отношению к перевозчику в части требований оплаты по договору перевозки, исполнения обязанности по оплате в свою пользу, такое требование сохранялось у перевозчика - железной дороги. И.Б. Новицкий отмечал: «Только в тех случаях, когда договаривающиеся стороны имеют в виду предоставить третьему лицу право самостоятельного требования к должнику, договоры называются «договорами в пользу третьего лица».

Данную конструкцию следовало расценивать как исполнение третьему лицу (ст.312 ГК), однако, в этом случае кредитор - перевозчик должен четко указать надлежащего субъекта (МПС РФ), которому надлежит произвести исполнение. Л.А. Лунц писал: «Для должника же правовое значение этих указаний заключается в том, что он, добросовестно исполнив обязательство лицу, которое надлежащим образом легитимировало себя в качестве кредитора, освобождается от обязательств. В отличие от договора в пользу третьего лица условие об исполнении третьему лицу не дает последнему права требовать исполнения; оно дает лишь основание кредитору требовать, чтобы исполнение было произведено указанному третьему лицу» Ранее при заключении договора перевозки установить, что происходит исполнение третьему лицу, не всегда удавалось, поскольку в железнодорожной накладной указывался только номер расчетного счета в банке, либо номер соглашения о централизованных расчетах за перевозки грузов по железной дороге. В случае возникновения сомнений у должника в том, что исполнение осуществляется надлежащему кредитору, должник мог уточнить принадлежность расчетного счета у перевозчика, а в случае неполучения ответа был вправе осуществить исполнение на достоверно известный грузоотправителю расчетный счет перевозчика. В этом случае перевозчик нес риск неблагоприятных последствий, связанных с непредоставлением сведений о надлежащем исполнении договора перевозки.

В связи с окончанием первого этапа реформирования и созданием ОАО «Российские железные дороги», провозная плата поступает непосредственно перевозчику, а впоследствии будет поступать и другим перевозчикам, которые появятся на рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом. Именно поэтому в УЖТ отсутствует указание на то, что порядок расчетов за перевозку груза между перевозчиком и грузоотправителем устанавливается МГТС РФ в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Центрального банка РФ. Грузоотправитель в соответствии с действующим законодательством знает, что провозная плата поступает непосредственно перевозчику.

На расчетах в порядке предварительной оплаты следует остановиться особо. Возникает вопрос, правомерно ли предварительное внесение провозной платы до заключения договора перевозки груза. В соответствии со ст.36 ТУЖД оплата должна была вноситься до момента отправления груза, что допускало оплату при наличии принятого к перевозке, но еще не отправленного груза. Следовательно, оплата могла быть осуществлена и по договору перевозки. В соответствии со ст.30 УЖТ оплата производится до момента приема груза к перевозке, т.е. в любом случае до заключения договора. На наш взгляд, здесь можно провести аналогию с принятием заявки на перевозку груза. Хотя при подаче заявки самостоятельного обязательства не возникает, у грузоотправителя есть право требовать подачи транспортных средств, предусмотренных заявкой, а у перевозчика есть право требовать предъявления предусмотренного заявкой груза и использования поданных транспортных средств. Обязанность предварительной оплаты незаключенного договора предусмотрена Законом (ст.ЗО УЖТ). Оплата перевозки до момента заключения договора связана и с публичностью договора перевозки. Договор перевозки остался публичным после завершения первого этапа реформы железнодорожного транспорта (ст.ст. 1, 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ»). Кроме того, предварительная оплата играет важную роль в соблюдении ритмичной работы железнодорожного транспорта и рациональном использовании подвижного состава. В.П. Грибанов квалифицирует предварительную оплату в качестве одной из мер оперативного воздействия. Однако как следует из определения мер оперативного воздействия, данного В.П. Грибановым, последние неразрывно связаны с обязательственными отношениями, а как отмечалось, в соответствии с УЖТ оплата вносится до возникновения обязательственных отношений. По этой же причине предварительную оплату нельзя расценивать и как способ обеспечения исполнения обязательства.

Ст. 345 Таможенного кодекса РФ предусмотрено внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог). Однако особенностью данных платежей является то, что при исполнении обязательства, уплаченные денежные средства подлежат возврату, в то время как провозная плата в случае заключения договора перевозки груза и его исполнения возврату не подлежит, а будет являться вознаграждением перевозчика. В случае неисполнения договора перевозки денежная сумма, внесенная перевозчику, будет являться неосновательным обогащением последнего, тогда как денежные средства, перечисленные таможенному органу, в случае неисполнения обязательства подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Вопрос о предварительной оплате тесно связан с квалификацией договора перевозки в качестве реального. Действующее законодательство предоставляет возможность до заключения договора перевозки достичь соглашения по всем существенным условиям договора. Вместе с тем, в соответствии со ст.785 ГК договор считается заключенным с того момента, когда груз сдан грузоотправителем к перевозке, что подтверждается транспортной накладной.

В.В. Витрянский отмечает: «Согласно Общему уставу российских железных дорог 1885 г. груз передавался отправителем железной дороге (в местах общего пользования) и отправлялся дорогой незамедлительно, а при наличии грузов иных отправителей - в порядке очереди. Таким образом, договорные правоотношения по перевозкам грузов исчерпывались реальным договором перевозки груза. Эта же схема правового регулирования отношений по перевозкам грузов была воспринята при кодификации советского гражданского законодательства в 1961-1964 г.г.» Кроме того, по дореволюционному праву перевозка являлась разновидностью договора подряда, а потому и возможность оплаты рассматривалась только после исполнения железной дорогой своих обязанностей. Данные обстоятельства дают основания предполагать, что с дальнейшим развитием реформы железнодорожного транспорта и усложнением взаимоотношений между участниками перевозочных отношений назреет необходимость признания договора перевозки грузов железнодорожным транспортом консенсуальным. Этот вопрос уже стал актуальным для европейского сообщества. Одним из изменений, которое должно произойти в результате реформы железнодорожного транспорта европейских стран, признание договора перевозки не реальным, а консенсуальным.

Предварительную оплату следует расценивать в данном случае и как предоставление коммерческого кредита, предусмотренного ст.823 ГК. До окончания первого этапа реформы получателем коммерческого кредита являлось МПС РФ. В настоящее время получателем коммерческого кредита является непосредственно перевозчик - ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с п.2 ст.823 ГК к коммерческому кредиту применяются правила главы 42 ГК «Заем и кредит», если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства. Договором перевозки, по общему правилу, не установлено, что к отношениям по предварительной оплате не применяются правила, предусмотренные гл.42 ГК. Такое правило, безусловно, может быть предусмотрено в договоре перевозки, о чем будет упомянуто при рассмотрении природы соглашений о централизованных расчетах за перевозки грузов по железной дороге. Если исходить из того, что в договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом такое правило не установлено, то применению подлежит и ст.809 ГК об уплате процентов по договору займа, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, транспортное законодательство не содержит каких-либо ограничений по данному вопросу, либо договором перевозки может быть предусмотрено такое ограничение. Если ограничения в договоре перевозки не установлены, то проценты при отсутствии в договоре указаний об условиях и порядке их оплаты, если заимодавцем выступает юридическое лицо, определяются банковским процентом (ставкой рефинансирования) в месте его нахождения на день осуществления предоплаты.

Раньше проблема заключалась в том, что, в основном, предоплата производилась не по конкретному договору перевозки, а по нескольким еще не заключенным договорам и выделить сумму провозной платы, которая приходилась на конкретный договор перевозки, не представлялось возможным.

После того как определялся вклад каждой железной дороги в конкретную перевозку, определить, сколько денежных средств было возвращено железной дороге по определенному договору, было затруднительно. Реализовать право на получение процентов за предоставление коммерческого кредита возможно при перечислении провозной платы по конкретному договору (договорам) перевозки, указав, например, станцию отправления и станцию назначения, грузоотправителя, грузополучателя, наименование груза и другие сведения. Данные параметры необходимы для идентификации конкретного договора перевозки, т.к. номер железнодорожной накладной (номер договора перевозки) до момента оформления перевозочных документов определить невозможно в силу технологических особенностей. Реализация данного права грузоотправителя (грузополучателя) является наиболее вероятной в настоящее время в связи с созданием ОАО «Российские железные дороги».

Действующее в настоящее время Временное положение о порядке проведения операций по банковским счетам ОАО «Российские железные дороги» во многом напоминает действовавшее ранее Положение о доходных счетах. Временным положением предусмотрено открытие целого ряда расчетных счетов для учета выручки от перевозок. Это центральный расчетный счет, который открывается по месту нахождения ОАО «Российские железные дороги»; основные расчетные счета - по месту нахождения железных дорог-филиалов ОАО «Российские железные дороги» и подсобные расчетные счета -по месту нахождения ТехПД, железнодорожных станций. Временным положением предусмотрено, что проведение расходных операций, кроме предусмотренных Временным положением, с указанных расчетных счетов не допускается. Важным является указание в п. 1.4. Временного положения: «Центры продаж, входящие в состав железных дорог-филиалов ОАО «Российские железные дороги», обязаны указывать в договорах, счетах и денежно-расчетных документах на перевозки банковские реквизиты основного или подсобного расчетного счета ОАО «Российские железные дороги» для непосредственного зачисления на них выручки от перевозок». Данное положение свидетельствует о том, что денежные средства поступают именно перевозчику, а не указанному им третьему лицу.

Представляется, что банки, в которых открываются банковские счета ОАО «Российские железные дороги» должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к банковским учреждениям. В частности, банки, обслуживающие ОАО «Российские железные дороги», должны иметь высокие показатели ликвидности. К показателям ликвидности банка относят достаточность собственных средств, качество активов, уровень рискованности отдельных активных операций, прибыльность, рентабельность и др.

ТехПД осуществляет работу в соответствии с Типовым технологическим процессом работы ТехПД. ТехПД продолжают свою деятельность и по завершении первого этапа реформы железнодорожного транспорта. Представляется, что систему ТехПД в новых условиях хозяйствования следует сохранить, т.к. их деятельность позволяет упорядочить отношения между грузоотправителем и перевозчиком. Впоследствии ТехПД можно будет использовать и при расчетах перевозчиков и владельцев инфраструктуры. Поскольку владельцем инфраструктуры остается ОАО «Российские железные дороги», то было бы целесообразным использовать сложившуюся систему расчетов и при взимании платы за инфраструктуру, заключая при этом отдельное соглашение о централизованных расчетах. В соответствии с п.2.1 Типового процесса ТехПД осуществляют безналичные расчеты через учреждения банков за перевозку грузов, грузобагажа предприятий (организаций), по сборам и штрафам в соответствии с Положением о безналичных расчетах. В функции ТехПД в соответствии с п.2.2. Типового процесса входит, в том числе, организация безналичных расчетов с грузоотправителями, грузополучателями при пользовании услугами железной дороги. Кроме того, ТехПД осуществляет контроль за правильностью определения платежей станциями, обработку и передачу в установленные сроки информации с документов автоматизированными средствами, включая обмен данными с информационно-вычислительным центром железной дороги, подготовку документов к предъявлению железной дорогой претензий и исков по неоплаченным провозным платежам, сборам и штрафам, контроль за своевременным и полным поступлением банковских документов, подтверждающих зачисление денежных средств на подсобный доходный счет, контроль за состоянием расчетов и др. Для того, чтобы осуществлять расчеты через ТехПД, необходимо заключить соглашение о централизованных расчетах за перевозки грузов по железной дороге. При заключении указанного соглашения грузоотправитель, грузополучатель получает 7-значный код плательщика и идентификационную карточку, подтверждающую право расчетов через ТехПД.

Необходимо остановиться на природе лицевых счетов ТехПД. Лицевой счет ТехПД не является счетом, понятие которого содержится в ст. 11 Налогового кодекса РФ. Согласно данной статье: «счет - это расчетный (текущий) и иной счет в банке, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей». Лицевой счет ТехПД не открывается в банковском учреждении, договор банковского счета также не заключается. При уяснении природы лицевого счета ТехПД можно провести аналогию с лицевыми счетами бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства (ст.254 Бюджетного кодекса РФ ). Лицевые счета бюджетных средств открываются в целях учета операций по финансированию расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ предусмотрен порядок бесспорного списания средств с лицевых счетов Федерального казначейства. В этом смысле лицевые счета ТехПД также открываются в целях учета средств, внесенных в качестве предварительной оплаты за перевозку грузов и их расходования. Соглашением о централизованных расчетах предусмотрен порядок бесспорного (безакцептного) списания средств с указанного лицевого счета. Существуют также и лицевые счета, открываемые в целях учета страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ст.10) застрахованному лицу в Пенсионном фонде РФ.

С учетом изложенного, лицевой счет ТехПД не является банковским счетом, служит исключительно для целей учета поступающих и расходуемых денежных средств за перевозку грузов. Совершая бесспорное списание денежных средств с лицевого счета ТехПД, перевозчик осуществляет лишь учетную запись о движении денежных средств по конкретным договорам перевозки, при этом денежные средства, поступившие в качестве предварительной оплаты за перевозку грузов, находятся на банковском (расчетном) счете перевозчика.

Соглашение о централизованных расчетах не является обязательным для грузоотправителя (грузополучателя) как при систематическом заключении договоров перевозки, так и в случае разового заключения договора перевозки. Соглашение о централизованных расчетах не является публичным договором (ст.426 ГК). Во-первых, публичным является договор по продаже товаров, оказанию услуг или выполнению работ, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Перевозчик оказывает услуги по перевозке транспортом общего пользования и не специализируется на осуществлении расчетов отдельно от договора перевозки (как, например, кредитные организации). Во-вторых, расчеты по договору перевозки могут быть произведены и вне рамок соглашения о централизованных расчетах. В случае разового заключения договора перевозки грузоотправитель перечислял денежные средства на подсобный доходный счет МПС РФ. В настоящее время грузоотправитель перечисляет провозную плату перевозчику. Соглашение о централизованных расчетах заключать в данном случае необязательно и нецелесообразно.

В соглашении о централизованных расчетах указывается, какие расчеты осуществляются в соответствии с соглашением, на какую железнодорожную станцию направляются документы, предусмотренные Типовым процессом, вопросы проведения сверки расчетов, взыскания задолженности по провозным платежам. В качестве дополнительного условия может быть предусмотрено предоставление информации грузоотправителю об изменении размера провозной платы. В этом же соглашении может быть установлено, подлежат начислению или нет проценты за пользование коммерческим кредитом, каковым является предварительная оплата по договору перевозки. На практике вопрос о включении процентов за пользование коммерческим кредитом в соглашение не включается. К существенным условиям соглашения о централизованных расчетах относится условие о том, какие платежи могут быть списаны с лицевого счета ТехПД (провозная плата, сборы, штрафы, плата за пользование вагонами, контейнерами и др.). При расчетах за перевозку грузов во внутреннем и международном сообщениях целесообразно заключение отдельных соглашений о централизованных расчетах. Связано это с тем, что порядок исчисления провозной платы и оформления перевозочных документах при следовании груза в разных сообщениях, имеет существенные различия. На практике используется заключение отдельных соглашений о централизованных расчетах в зависимости от маршрута следования груза.

Необходимо выяснить вопрос, является ли соглашение о централизованных расчетах за перевозки грузов железнодорожным транспортом самостоятельным договором или нет. От ответа на этот вопрос будет зависеть, какие правоотношения возникают в результате заключения договора и какими нормами права регулируются обязательства, вытекающие из соглашения о централизованных расчетах. В связи с этим необходимо обратиться к делению договоров на главные и придаточные (дополнительные), которое проводили многие ученые-цивилисты. Так, И.Б. Новицкий отмечал, что судьба придаточного (дополнительного) договора тесно связана с главным договором и дополнительный договор в отрыве от основного не имеет смысла.

По общему правилу, придаточный договор может возникнуть одновременно с главным или позже. Вместе с тем, И.Б. Новицкий писал: «Не исключена возможность установления придаточного договора даже раньше главного, но при условии, если этот главный договор будет действительно заключен». Ф.И. Гавзе также выделял главные и придаточные договоры, отмечая, что судьба придаточных договоров зависит от главного. Французский цивилист Годэмэ к второстепенной классификации, не имеющей практического интереса, относит деление договоров на главные и придаточные. Главный договор Годэмэ определяет, как тот, «который может существовать независимо от всякого другого, сам по себе (например, продажа)». Придаточный же договор он определяет как тот, «который необходимо предполагает другой договор, с которым он связан (поручительство, установление ипотеки)». По мнению автора, интерес представляет только различие главного обязательства и придаточного, вытекающего из договоров, и что различие связано с последствиями обязательств.

Затруднительно квалифицировать соглашение о централизованных расчетах в качестве предварительного договора. М.И. Брагинский указывает: «Необходимо, однако, отличать случаи незавершенного юридического состава от тех, при которых юридические факты, составляющие неполный юридический состав, одновременно являются достаточными для возникновения определенных прав и обязанностей. Такая ситуация складывается при условии, что реальному договору предшествует договор консенсуальный, имеющий значение предварительного». В случае предварительного внесения провозной платы достигается соглашение только о цене и порядке оплаты, тогда как в соответствии с п.З ст.429 ГК предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

Для ответа на вопрос, является ли соглашение о централизованных расчетах самостоятельным договором, необходимо выяснить, возможно ли использование соглашения о централизованных расчетах независимо от других договоров. Предметом соглашения о централизованных расчетах за перевозки грузов по железной дороге является организация расчетов по провозной плате за перевозку грузов по железной дороге, сборам и другим обязательным платежам, штрафам, предусмотренным транспортным законодательством. Для того чтобы осуществить списание провозной платы с соглашения о централизованных расчетах по железной дороге, во-первых, необходимо основание - договор перевозки, согласно условиям которого только и можно рассчитать размер провозной платы на основании законно установленных тарифов; во-вторых, как уже было показано, осуществить платеж можно, используя одну из форм расчетов, предусмотренных гражданским законодательством. Таким образом, соглашение о централизованных расчетах не является самостоятельным договором, а представляет собой придаточный по отношению к главному договору перевозки договор, содержащий условие о порядке расчетов. Регулируется соглашение о централизованных расчетах нормами транспортного законодательства, правоотношение, возникающее в результате заключения соглашения о централизованных расчетах, является правоотношением, вытекающим из договора перевозки.

Что касается непосредственно осуществления платежа, например, в безналичной форме, то здесь, безусловно, возникают расчетные правоотношения, которые регулируются соответствующими нормами права. Противоречия между наличием соглашения о централизованных расчетах и расчетами в формах и способами, предусмотренными законодательством, не возникает, т.к. расчеты по любому гражданско-правовому договору должны осуществляться в форме и способами, предусмотренными законодательством. С теоретической точки зрения важно, какое место займет договор в системе обязательств, с практической точки зрения важно четко определить, какими нормами права будет регулироваться то или иное обязательство.

В соответствии с п.4.8. Типового процесса установлено, что помимо платежных поручений оплата за перевозку может производиться векселями, казначейскими обязательствами, выпускаемыми Министерством финансов РФ, путем осуществления зачета встречного однородного требования (ст.410 ГК РФ), встречного исполнением путем поставки товаров (оказания услуг) (ст.328 ГК РФ). В рассматриваемом случае имеет место безналичная форма расчетов платежными поручениями, а также расчеты указанными выше способами (векселями, казначейскими обязательствами и т.д.).

Исходя из изложенного, возникает вопрос, возможно ли заключение соглашения о централизованных расчетах до заключения договора перевозки. Учитывая то, что И.Б. Новицкий допускает наличие придаточного договора раньше главного, при условии, что основной договор будет заключен, на наш взгляд, соглашение о централизованных расчетах и есть тот придаточный договор, заключаемый ранее главного. Та сумма предварительной оплаты, которую грузоотправитель вносит на расчетный счет перевозчика и для учета которой открывается лицевой счет ТехПД, предусмотрена на оплату договоров перевозки грузов. Закон связывает возможность приема груза к перевозке с предварительной оплатой перевозки (ст.ЗО УЖТ). Выше обосновывалась возможность внесения предварительной оплаты до заключения договора перевозки. Аналогичные доводы можно привести, обосновывая возможность заключения соглашения о централизованных расчетах ранее договора перевозки.

Состояние расчетов каждого плательщика за каждые сутки отражается в справках о движении средств на лицевом счете плательщика. Справки выдаются один раз по окончании всех операций в конце отчетного месяца.

Один экземпляр справки хранится в ТехПД, второй направляется грузоотправителю, грузополучателю на станцию, указанную в соглашении о централизованных расчетах.

В 1999 году ВАС РФ квалифицировал расчеты через ТехПД как «самостоятельный, обособленный вид расчетов со специфическими правилами». ВАС РФ также указал, что «списание денежных средств по лицевому счету - это лишь запись в учетных документах. Денежные средства на лицевых счетах в ТехПД отсутствуют». ВАС РФ указал, что защита нарушенных прав грузоотправителей, грузополучателей возможна только путем восстановления записи на лицевом счете в ТехПД. При этом суд сослался на п.1 ст.862 ПС, согласно которой расчеты могут осуществляться в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Вместе с тем, законом не предусмотрены безналичные расчеты через ТехПД, ранее имелось упоминаемое выше Положение о доходных счетах, какие-либо другие нормативные акты отсутствуют. Сейчас действует Временное положение о порядке проведения операций по банковским счетам ОАО «Российские железные дороги». К обычаям делового оборота не в банковской практике, а в сфере расчетных правоотношений за перевозку грузов, можно отнести саму сложившуюся практику расчетов за перевозки грузов через ТехПД, с использованием сложившейся системы учета и контроля за поступлением денежных средств. На лицевых счетах денежные средства, действительно, отсутствуют, они находились на расчетных счетах МПС РФ в банках. Сейчас денежные средства находятся на расчетных счетах перевозчика - ОАО «Российские железные дороги».

Впоследствии ВАС РФ изменил свою позицию со ссылкой на Положение о доходных счетах, указав, что платежи за перевозку груза либо перечисляются наличными деньгами в кассы станции железных дорог. Исходя из этого, высшая судебная инстанция сделала вывод о том, что защита нарушенных прав грузоотправителя, грузополучателя возможна как путем взыскания с железной дороги определенной суммы, уплаченной за перевозку в качестве предварительной оплаты, так и об обязании железной дороги внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. Такая позиция суда больше отражает действительное положение вещей, однако, в судебном акте не отражена позиция ВАС РФ относительно юридической природы расчетов через ТехПД (являются они самостоятельной формой расчетов или нет). Вместе с тем, из позиции ВАС РФ следует, что денежные средства на лицевых счетах в ТехПД имеются, в то время, как уже показывалось выше, денежные средства находятся на расчетных счетах в банковских учреждениях.

Защита прав грузоотправителя (грузополучателя) путем обязания железной дороги восстановить запись на лицевом счете в ТехПД также не отражает юридической природы расчетов через ТехПД. Ранее восстановление записи не могло осуществляться путем буквального вписывания в отчетность тех или иных сведений. До окончания первого этапа реформы железнодорожного транспорта, для того чтобы «восстановить» запись, необходимо было основание для осуществления такой учетной записи. Таким основанием являлось перечисление денежных средств железной дорогой на доходный счет МПС РФ. В результате перечисления денежных средств на лицевом счете грузоотправителя (грузополучателя) может быть отражена учетная запись о нахождении на доходном счете МПС для данного клиента той или иной суммы. Сейчас такой необходимости нет, т.к. перевозчик и получатель провозной платы совпали в одном лице.

Некоторые особенности расчетов существуют при заключении договора перевозки грузов, следующих в международном сообщении (на экспорт или на импорт). Значение имеет также то обстоятельство, кто является плательщиком провозной платы - резидент или нерезидент, что связано с особенностями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Так, указанием МПС РФ от 31.07.98г. № 237у «О расчетах за перевозки грузов по ставкам Тарифной политики РЖД» установлено, что расчеты за перевозки экспортных, импортных и транзитных грузов по ставкам Тарифной политики осуществляются экспедиторскими организациями-плательщиками.

Экспедиторы-нерезиденты осуществляют оплату в иностранной валюте. Экспедиторы-резиденты осуществляют оплату в рублях. Поскольку ставки провозной платы установлены в Тарифной политике в швейцарских франках, либо в долларах США, то пересчет ставок провозной платы в рубли осуществляется по курсу, объявляемому МПС РФ в сроки, установленные в Тарифной политике на день отправления груза. Такое положение вещей соответствует ст.317 ГК. Денежные средства, составляющие провозную плату за перевозки грузов в международном сообщении, поступали на доходные счета МПС РФ, а именно на доходный счет при Центре «Желдоррасчет». Центр «Желдоррасчет» не являлся юридическим лицом, а представлял собой структурное подразделение МПС РФ. Провозная плата за следование грузов в международном сообщении взимается за весь путь следования по российским железным дорогам. Сейчас доходы от перевозок в международном сообщении поступают на доходные счета ОАО «Российские железные дороги».

При перевозках грузов в международном сообщении экспедиторам присваивается экспортный код, который проставляется в перевозочных документах.

Рассматривая указанную схему расчетов, под сомнение может быть поставлена возможность внесения провозной платы по договору международной перевозки грузов только экспедиторскими организациями, имеющими договор об организации перевозок грузов и другие договоры с МГТС РФ. В свою очередь, грузоотправитель должен иметь договор транспортной экспедиции с соответствующим экспедитором. Представляется, что грузоотправитель (грузополучатель), являющиеся участниками договора перевозки, как резиденты, так и нерезиденты, могут самостоятельно внести провозную плату по договору перевозки, не прибегая к услугам экспедитора. В противном случае нарушается принцип свободы договора, установленный ст.421 ГК. При этом при расчетах должны соблюдаться особенности, предусмотренные для расчетов по договору международной перевозки грузов железнодорожным транспортом. В рассматриваемой ситуации часть функций экспедитора, в частности, внесение провозной платы мог бы взять на себя и перевозчик, при наличии согласия грузоотправителя, что соответствовало бы п.2 ст.801 ГК.

Относительно возможности внесения провозной платы за грузоотправителя (грузополучателя) третьим лицом, в том числе экспедитором, следует отметить, что такая возможность предусмотрена действующим законодательством. Так, п.1 ст.313 ГК предусмотрено, что исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Что касается обязанности, по общему правилу, грузоотправителя внести провозную плату, то в соответствии с транспортным законодательством и существом договора перевозки, не установлено каких-либо ограничений по возложению обязанности по уплате провозной платы на третье лицо. Разумеется, в договоре перевозки (в его неотъемлемой части - соглашении о централизованных расчетах) может быть установлено такое ограничение. Применительно к договору перевозки перевозчику безразлично, кем будет внесена провозная плата по договору, т.к. согласно ст.426 ГК перевозчик не вправе выбирать, с кем он будет заключать договор перевозки, а с кем - нет. Данное положение подкрепляется и ст.801 ГК, согласно которой экспедитор может заключить договор перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены другие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой. В этой же статье указано, что договором транспортной экспедиции в качестве дополнительных услуг может быть предусмотрена обязанность экспедитора по уплате пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

 

Автор: Ковизина Л.А.