08.03.2011 60523

Понятие экономической безопасности предприятия (статья)

 

Проблемы обеспечения безопасности страны, государственной безопасности, безопасности на уровне региона и предприятия достаточно сложны, так же как и все те процессы, которые происходят сегодня в нашем обществе. Они связаны с реформой в политической, экономической, социальной, духовной областях. Проблемы формирования правового государства, перестройки политической системы общества требуют переосмысления концепций безопасности страны, государственной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Термин “безопасность” начали употреблять еще в XII веке. Он означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. В России это понятие использовалось редко. Термин “государственная безопасность” здесь был впервые употреблен в “Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия” от 14 августа 1881 г. Понятие “национальная безопасность” ввел в политический лексикон в 1904 г. президент США Теодор Рузвельт. Проблема экономической безопасности привлекала внимание исследователей и в прошлом, но чаще они говорили и писали о безопасности в целом, о национальной безопасности, а об экономической безопасности – как о составной части общей проблемы национальной безопасности. В 50-х и 60-х годах XX века, в условиях нависшей угрозы термоядерного уничтожения планеты, это понятие подразумевало наличие военной мощи. В 60-х и 70-х годах Римский клуб отметил существование новых угроз для человечества - экологической, демографической и др., что позволило вынести на повестку дня «глобальные проблемы» человечества. А на рубеже 80-х и 90-х годов начали широко обсуждаться вопросы социальной и экономической безопасности. Так, в 1990 г. на международной конференции в Лиссабоне «Южная Европа – Восточная Европа. Европейское равновесие: новые вызовы» профессор Дж. Роппер, директор Института по исследованию проблем безопасности при Западноевропейском союзе, предложил добавить к понятию «военно-политической безопасности» социально-экономический аспект и создать институциональные структуры безопасности, которые гарантировали бы невозможность поворота от демократии и стабильности в Европе к гражданским войнам, разгулу национализма, государственному террору и т.п.

Экономическая безопасность стала впервые предметом серьезных научных исследований в 30-е годы в Соединенных Штатах Америки. Это было связано с сильнейшим мировым экономическим кризисом и необходимостью выработки мер быстрого реагирования на новые крупномасштабные угрозы. Уже в 70-е годы термин «экономическая безопасность» стал рассматриваться как важнейшая составляющая национальной безопасности и достаточно быстро получил распространение в развитых странах мира. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители, прежде всего, стран Западной Европы выступили за широкое использование экономических методов обеспечения национальной безопасности.

В России еще в дореволюционные времена понятие «безопасность» активно использовалось, правда, применительно к деятельности, направленной исключительно на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска. Если посмотреть указы русских царей Василия-III, Петра-I, реформы С. Витте и П. Столыпина, постановления советского правительства периодов НЭП и индустриализации народного хозяйства, законодательство новейшей российской истории, то станет очевидным, что обеспечение национальных государственных интересов всегда проходило через эти документы «красной нитью».

В советский период вопросы обеспечения безопасности вообще и экономической безопасности, в частности, находились исключительно в компетенции государства. Иначе и не могло быть в административно-командной системе. Специальные государственные органы в условиях полного огосударствления всех общественных процессов монополизировали обеспечение экономической безопасности общества в целом, отдельных предприятий и каждого конкретного человека. В тот период концепция обеспечения безопасности строилась по принципу выявления потенциальных угроз и разработки, специальных мер по их пресечению или нейтрализации. Такая концепция в относительно простой и единообразной социально-экономической системе, которой была в тот период советская экономика, работала хорошо. Все было четко поделено на социалистическое и несоциалистическое, на общенародное (государственное) и личное, хорошее и плохое, наше и не наше, правильное и неправильное и т.д. Все частное несоциалистическое ассоциировалось с плохим, представляющим угрозу социалистической экономике. Поэтому существовали соответствующие государственные и общественные институты, которые эти угрозы изучали и прогнозировали. Их деятельность была направлена, прежде всего, на реализацию экономической безопасности всего государства, которая отождествлялась с сохранностью, развитием и независимостью от зарубежной экономики государственной, как тогда было принято говорить, общенародной собственности.

Исследования научных проблем обеспечения экономической безопасности было делом очень узкого, почти закрытого круга ученых, работающих в специальных ведомствах. Широкого научного обсуждения проблем обеспечения экономической безопасности не допускалось. Только в годы перестройки (начиная с 1985 года) эта проблема стала объектом огромного количества открытых серьезных научных обсуждений и исследований. Так в 60-е годы 20 века в системе научных и учебных заведений МВД СССР начали проводить исследования, связанные с использованием методов экономического анализа при раскрытии преступлений против социалистической собственности. В 70-х годах был проведён эксперимент в УВД Леноблгорисполкома по использованию экономического анализа в деятельности аппаратов по борьбе с хищениями социалистической собственности. После чего министерство рекомендовало территориальным органам создание специальных групп оперативно-экономического анализа. Объектами этого анализа были различные предприятия и организации экономики страны. Примерно в это же время была создана ЦНИЛ МВД СССР по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности. Специалисты лаборатории, изучая организационные, экономические и правовые особенности производства, распределения, обмена и потребления в различных отраслях экономики и в итоге выходили на предложения, связанные с повышением экономической безопасности экономики страны и отдельных предприятий.

Исследования показали, что данная проблема до сих пор остается актуальной. Более того, без ее решения невозможно рассчитывать на дальнейшее позитивное развитие российской экономики.

Напомним, что в советский период примерно 12 процентов территории станы составляли закрытые территориальные образования, в том числе крупные областные центры и градообразующие предприятия с особым режимом. Правоохранительные органы обеспечивали режим секретности и пресекали попытки хищения государственной собственности, к которой относилась вся собственность предприятий, и других посягательств по отношению к работе промышленных объектов. Противопожарная охрана обеспечивала целенаправленную профилактическую работу и действенную борьбу с возгораниями. В совокупности указанные организационно-управленческие формы обеспечивали достаточно высокую эффективность защиты экономических интересов промышленных предприятий, их экономическую безопасность. Такие явления, как недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, рэкет, коррупция, организованная экономическая преступность, теневая экономика хотя и имели место, но в значительно меньших масштабах, чем в настоящее время. Для борьбы с этими явлениями использовались государственная система правоохранительных органов, государственные службы безопасности. Это не ставило предприятия перед необходимостью уделять столь пристальное внимание обеспечению своей экономической безопасности. Откровенно плохо работающие предприятия (убыточные) искусственно поддерживались государством на основе перераспределения национального дохода, предоставления льгот, дотаций, субсидий т.д. Несомненно, что все это сказывалось на общей эффективности общественного производства, качестве и разнообразии выпускаемой продукции. Столь расслабляющая экономическая ситуация, экономическая пассивность, экономическая нетребовательность порождали иждивенчество. Предприятия не боялись разориться, попасть в «долговую яму», им не надо было рисковать, так как за их «спиной» стоял собственник - государство, который простит долги, окажет субсидии за счет успешно работающих предприятий, навяжет потребителям некачественную продукцию и т.д. Все это еще раз свидетельствует, что проблема экономической безопасности предприятия при социалистической экономике была, не столь актуальна, как в условиях рыночных отношений.

С переходом к рыночным отношениям и изменением форм собственности функции государственных структур по обеспечению безопасности ставших экономически самостоятельными хозяйствующих субъектов значительно сузились. Предприятия и организации оказались в положении самостоятельного выбора в отношениях с многочисленными субъектами рыночной среды, перед социальными катаклизмами и техногенными опасностями, криминальными угрозами как изнутри, так и извне. Перед руководителями предприятий различных форм собственности все острее встают задачи защиты имущества и персонала, охраны интеллектуальной собственности и коммерческой тайны, поддержания имиджа и экономической устойчивости в конкретной среде, т.е. обеспечения экономической безопасности.

Неразвитость новой рыночной экономической системы и полный развал прежней системы сохранности социалистической собственности в 90-х годах ХХ века дали мощный импульс к разработке понятия «экономическая безопасность». Счет в данной области пошел на десятки и даже сотни работ. Попробуем провести анализ многолетних изысканий с точки зрения концептуального понимания экономической безопасности и возможностей его использования в качестве фундамента принятия решений хозяйствующим субъектом (предприятием).

В настоящее время можно констатировать некоторые успехи. Понятие экономической безопасности вошло в нормативные документы, оно заняло прочное место в парламентских дискуссиях по экономическим вопросам. В 1996 г. была принята Государственная стратегия экономической безопасности, экономическая проблематика заняла видное место в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Понятие экономической безопасности было выведено с национального (и международного) на мезоэкономический (региональный) и микроэкономический уровень (уровень предприятий и индивидов).

Возникает вопрос, все ли обстоит благополучно с теоретической разработкой концепции экономической безопасности на сегодняшний день. Существует ли в данной сфере полное взаимопонимание? Исследования показывают, что нет.

Начнем с того, что часть российского экономического сообщества в принципе не считает понятие экономической безопасности научным понятием или, по крайней мере, отрицает его принадлежность к экономической науке. Кроме того, даже среди сторонников концепции экономической безопасности и тех, кто готов обсуждать это понятие, имеются серьезные разногласия относительно этой дефиниции. Имеются также проблемы в сохранении связи с общими понятиями в определении экономической безопасности на региональном уровне и уровне предприятия. Например, для характеристики экономической безопасности предприятия чаще всего используются показатели финансового положения и результатов его хозяйственной деятельности, т.е. экономическое состояние предприятия рассматривается с использованием готового инструментария, новые термины не вводятся.

Для того, чтобы дать авторское понимание экономической безопасности предприятия, необходимо остановиться на основных составных частях данного понятия: «предприятие» и «безопасность».

Предприятие – это категория, которая достаточно четко определена в экономической науке. Уточняя это понятие, применительно к современной российской действительности, следует отметить, что формирование рыночных отношений, преобразование видов собственности, изменение психологии и мотивации труда определяют необходимость учета новых предпосылок в организации ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Особая роль при этом отводится поддержанию должного уровня устойчивости хозяйствующих субъектов как условия сохранения достигнутых темпов экономического развития страны.

В 2004 году по оценке Минэкономразвития (с учетом публикации Росстатом) ВВП увеличился на 6.8-6.9% по сравнению с 2003 годом, промышленное производство - на 7%, инвестиции в основной капитал - на 10.8%, оборот розничной торговли - на 9.9%, реальные денежные доходы - на 9%, реальная зарплата - на 13%, производство продукции сельского хозяйства - на 1% (производство зерна в 2004 году составило 77.6 млн. т. против 67.2 млн.т. в 2003году). Прогматическую основу данного роста составляют, на наш взгляд, хозяйственные стратегии и намерения, затраты, выгоды и риск достижения наиболее благоприятных результатов в деятельности хозяйствующих субъектов. Они же являются определяющими и при разработке доктрины развития национальной экономики, так как экономическую безопасность можно определять только в привязке к объектам и субъектам хозяйствования.

Известно, что предприятие является первичной ячейкой экономики любой социально-политической системы. В самом общем смысле, под предприятием в рыночной экономике понимается «самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (утвержденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей». Именно на предприятии осуществляется процесс производства, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.

В периоды экономического роста большинство предприятий процветает, а в периоды экономического спада предприятия переживают трудные времена, борясь за свое место на рынке. Типы предприятия, принципы их хозяйственной деятельности и стратегия экономического поведения предопределяются сложившейся в стране социально-экономической системой и господствующей формой собственности.

Предприятие - это не только здания, сооружения, средства производства, рабочая сила и т.д., - это работающий организм, который выпускает продукцию, находясь в постоянном запутанном клубке связей с окружающей средой. Фактически оно представляет открытую экономическую систему, функционирующую в рыночной среде. В свою очередь рыночную среду можно рассматривать как совокупность всех объектов и субъектов рынка, изменение свойств которых может влиять на предприятие.

В любом предприятии вне зависимости от социально-политической системы и от уровня производственной иерархии традиционно имеются следующие ресурсы:

1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.).

2. Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные разработки и т.д.).

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей деятельности и т д.)

4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации, возможность расширения и т.п.).

5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих действий и т.п.).

6. Информационные ресурсы (характер информации о рыночной среде, о самом предприятии, возможность расширения и повышения оперативности и достоверности информации и т.п.).

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

8. Ресурсы безопасности (наличие и состояние службы безопасности; наличие стратегии экономической безопасности; финансовая поддержка стратегии экономической безопасности; состояние аналитической работы по определению рисков, угроз, ущербов; состояние нормативной базы по вопросу экономической безопасности и др.).

В результате взаимодействия всех составляющих системы ресурсов предприятия получаются новые свойства, которыми каждый отдельный ресурс не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы. В целостной системе каждый ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами, и невозможно, к примеру, своевременно отреагировать на рыночные изменения, не располагая соответствующими ресурсами всех видов. Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей предприятия для достижения поставленных целей. Это означает, что, имея в своем распоряжении ресурсы, предприятие способно не только в той или иной степени удовлетворить запросы потребителей, но и способно, как минимум, обеспечить свою состоятельность.

Под состоятельностью предприятия в экономической науке традиционно понимается способность обеспечить установленные законодательством платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров и услуг, а также производить расчеты по заработной плате и пособиям персонала. Самостоятельность в распоряжении ресурсами и результатами хозяйственной деятельности предполагает ответственность за обеспечение безопасного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. В свою очередь, несостоятельность (банкротство) является не только экономическим понятием, но и правовым, т.е. четко определенным в соответствующем нормативном акте. Несостоятельность, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» определяется как «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Безопасность – понятие относительно новое, тем более, для экономической науки. Известно, что на протяжении всей истории каждое общество старалось оградить себя от нежелательных деяний, разрушающих экономику, создавая для этого определенные системы безопасности. Безопасность как юридическое и экономическое понятие отражает национальные интересы, связанные с сохранением сложившихся социально-экономических отношений, конкретных территорий, с находящимися на них природными богатствами и т.д., с необходимостью их защиты от всевозможных посягательств как со стороны внешних, так и внутренних разрушителей этих отношений, материальных богатств и т.д.

Под понятием экономической безопасности в широком смысле слова подразумевается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Мы согласны также с тем, что понятие экономической безопасности применимо к различным субъектам, как-то: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом. Действительно, каждый из них имеет относительную самостоятельность. Относительно потому, что, с одной стороны, общее - т.е. безопасность общества и государства - всегда слагается из частного, а с другой - безопасность отдельно взятого члена общества определяется успехами или, наоборот, недостатками экономики этого общества, той экономической системы, в которой он живет.

По нашему мнению, экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Особо следует подчеркнуть, что в условиях рыночных отношений хозяйственная деятельность носит вероятностный, альтернативный характер и связана с широким диапазоном возможностей и угроз. В таком случае безопасность, как состояние защищенности жизненно важных интересов всей системы от негативных воздействий среды функционирования, является важнейшей качественной характеристикой жизнедеятельности предприятия и как экономической системы, и как элемента более общей системы.

Экономическая безопасность предприятия - это чрезвычайно емкое понятие. В самом общем виде ее можно представить как отсутствие различного рода опасностей и угроз, что, по-видимому, в современном мире мало вероятно. Более точное определение – это система, обеспечивающая возможность предупреждения и в итоге нейтрализации различных угроз, защищающая экономические интересы предприятия и не допускающая ущерб в размерах, выше критического предела. Несомненно, что создание такой системы, обеспечивающей решение выше перечисленных задач, требует кропотливой повседневной работы персонала соответствующих служб. Только в таком случае можно обеспечить безубыточную работу предприятия, сохранение его имущества, недопущение разглашения тайны, пресечение фактов насильственных преступлений, сохранение интеллектуальной собственности и т.д.

Проанализируем некоторые из существующих научных определений экономической безопасности предприятия. По мнению Е.А.Олейникова, «экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и для обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем». В другом фундаментальном труде - «Стратегия бизнеса», подготовленного к изданию Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, - сказано, что «экономическая безопасность предприятия (фирмы) - это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений».

Н.В.Матвеев предлагает следующее определение экономической безопасности предприятия: «это состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильность его функционирования, финансовое равновесие и регулярное извлечение прибыли, возможность выполнения поставленных целей и задач, способность к дальнейшему развитию и совершенствованию».

В литературе встречаются и другие очень близкие к цитируемым определения экономической безопасности предприятия. Например, сотрудник Академии управления МВД России кандидат юридических наук В.П. Мак-Мак отмечает, что «экономическая безопасность - это состояние наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в целях предотвращения (нейтрализации, ликвидации) угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики».

По мнению О.В.Климочкина, экономическая безопасность предприятия (фирмы, корпорации) - это «состояние защищенности его жизненно важных интересов в финансово-экономической, производственно-хозяйственной, технологической сферах от различного рода угроз, в первую очередь социально-экономического плана, которое наступает благодаря принятой руководством и персоналом системы мер правового, организационного, социально-экономического и инженерно-технического характера «.

Следует отметить, что в целом в данных определениях основные методологические положения теории экономической безопасности соблюдены. Все авторы исходят из того, что экономическая безопасность – это некая система. Во всех определениях присутствует целевая установка этой системы – предотвращение или ликвидация возможных угроз. В то же время полагаем, что возможно дополнение и уточнение высказанных определений.

На наш взгляд, экономическая безопасность предприятия – это такое состояние предприятии, при котором ему не угрожает опасность, сохраняется его независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасностей или существующих угроз, т.е. предприятие в состоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различного рода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защититься или восстановить свою работоспособность. Система обеспечения экономической безопасности, в конечном счете, обеспечивает достижение основных целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска.

Такое понимание экономической безопасности позволяет показать, что предприятие, находясь в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения, как внутренних условий хозяйствования, так и внешних (политических, макроэкономических, экологических, правовых и др.), принимает рисковые решения в условиях жесткой конкуренции, добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих или прогнозируемых опасностей и угроз, обеспечивает достижение целей бизнеса. При этом ресурсы предприятия (земля, капитал, кадровый потенциал, предпринимательские способности менеджеров, информация, интеллектуальная собственность, технология и т.д.) используются не только для предотвращения опасностей и угроз, а прежде всего для достижения основных целей бизнеса.

С предложенным определением, в какой-то степени, перекликается высказывание Гурина С.О., который отмечает, что «выявление, предотвращение опасностей и угроз, использование корпоративных ресурсов в непредвиденной ситуации для недопущения невосполнимого ущерба, принятие рисковых решений, борьба с конкурентами и т.д. - это путь и создание условий для достижения стратегических целей предприятия, обеспечение его устойчивого интенсивного развития, его экономическая независимость».

Известно, что радикальная перестройка систем управления в различных сферах жизни российского общества в экономической системе выражается в создании рыночных отношений. А Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений.

Совершенствование управления экономикой - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение это имеет на уровне хозяйствующего субъекта, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие любой организационно-правовой формы должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. В рыночной экономике предприятие само принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Оно самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и тактику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание экономических связей, защита собственных экономических интересов - все это далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции хозяйствующего субъекта, а теперь стоят в ряду важнейших.

Деятельность предприятий по своей сути является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление такой деятельностью, когда предприятие является крупным, диверсифицированным производственным объединением, которое имеет огромные деловые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов. В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними.

Напомним, что система - это совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие интегративных качеств, не свойственных ее частям, компонентам. Как раз по линиям внутренних и внешних связей предприятия и могут реализоваться угрозы его экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз и необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

В литературе и хозяйственной практике сложилось различное понимание системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Так, В.П. Мак-Мак утверждает, что система безопасности предприятия представляет совокупность таких структурных элементов, как: научная теория безопасности, политика и стратегия безопасности, средства и методы обеспечения безопасности, концепция безопасности.

В.И. Ярочкин определяет систему безопасности как «организованную совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз». Полагаем, что в данном понимании системы безопасности отсутствует указание на необходимость комплексного подхода к управлению в данной сфере, так как объект защиты является сложным и многоаспектным. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, а все элементы управляемой системы должны рассматриваться только в совокупности, целостности, единстве. Данный вывод в полном объеме относится к системе обеспечения экономической безопасности предприятия.

На наш взгляд следует согласиться с тем, что система экономической безопасности должна носить черты комплексности. Она должна в себя включать организацию мероприятий экономического, правового и технического характера и, в итоге, способствовать предотвращению экономических потерь. Таким образом предлагается следующее определение: система обеспечения экономической безопасности предприятия представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий организационно-экономического, правового, кадрового и технического характера, осуществляемых в целях защиты деятельности предприятия от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести предприятие к экономическим потерям или банкротству.

При разработке системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна быть принята специальная концепция на основе полученной обширной информации. Концепция экономической безопасности предприятия представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым замыслом, на проблему безопасности основных объектов безопасности предприятия, а также систему мер, путей, направлений достижения поставленных целей и создания благоприятных условий для достижения целей бизнеса в условиях неопределенности, а также существования внутренних и внешних угроз. Концепция - это не какая-то подробная программа или план обеспечения безопасности, а принципиальная позиция, замысел, система взглядов, требований и условий организации мер безопасности на различных этапах и уровнях производственной деятельности, логическая схема (программа) функционирования системы безопасности предприятия.

Концепция безопасности предприятия – это официально утвержденный документ. Концепция экономической безопасности предприятия может включать следующие блоки.

1. Описание проблемной ситуации в области безопасности предприятия:

а) определение состояния окружающей среды;

б) анализ состояния предприятия, его ресурсного потенциала, степени защищенности объектов безопасности, надежности кадрового потенциала, состояния его функциональных составляющих: финансовой, кадровой и интеллектуальной, правовой, информационной, технико-технологической, экологической, силовой и т. д.;

в) выявление потенциальных и реальных опасностей и угроз, их ранжирование по степени значимости или опасности по времени наступления или величине возможно нанесенного ущерба;

г) определение причин и факторов зарождения опасностей и угроз;

д) прогнозирование возможных негативных последствий отдельных опасностей и угроз, расчет возможного ущерба;

е) формулировка проблемной ситуации.

2. Определение целевой установки обеспечения безопасности:

а) формулирование политики и стратегии безопасности;

б) определение цели безопасности;

в) постановка задач, способствующих достижению цели и реализации сформулированной политики и выбранного типа стратегии.

3. Построение системы экономической безопасности предприятия:

а) формулирование функций системы безопасности предприятия и выбор тех принципов, на которых она строится;

б) определение объектов безопасности и анализ состояния их защищенности;

в) создание органов (субъектов) обеспечения безопасности;

г) разработка механизмов обеспечения безопасности;

д) создание организационной структуры управления системой безопасности предприятия.

4. Разработка методологического инструментария оценки состояния экономической безопасности предприятия:

а) определение основополагающих критериев и показателей состояния экономической безопасности;

б) выбор методов оценки состояния экономической безопасности предприятия;

в) формирование системы методов анализа хозяйственного риска.

5. Расчет сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности:

а) расчет необходимого количества материально-технических, энергетических и других ресурсов, средств защиты и охраны объектов безопасности;

б) определение необходимого количества людских ресурсов и затрат на их содержание и стимулирование труда;

в) определение финансовых затрат, необходимых для обеспечения безопасности предприятия;

г) сопоставление необходимых затрат с возможным ущербом от воздействия опасностей и угроз.

6. Разработка мер по реализации основных положений концепции безопасности предприятия:

а) определение условий, необходимых и достаточных для реализации концепции;

б) нахождение источников ресурсного обеспечения концепции;

в) выделение финансовых средств для реализации концепции;

г) разработка стратегического плана (или программы), а также планов работы структурных подразделений службы безопасности по решению задач, определенных концепцией;

д) подготовка профессиональных кадров для службы безопасности, а также обучение сотрудников фирмы (в части, их касающейся) вопросам соблюдения правил безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях, правилам пропускного режима, работы с документами, соблюдению коммерческой тайны и т. д.;

е) создание определенного типа службы безопасности и организация управления ею;

ж) установление технических средств защиты и др.;

з) контроль за эффективностью выполнения основных положений концепции экономической безопасности;

и) развитие системы безопасности предприятия, постоянная адаптация ее к изменяющимся условиям, совершенствование форм и методов ее работы.

7. Выводы о необходимости разработки и реализации концепции экономической безопасности предприятия и эффективности ее применения:

а) соответствие концепции, сформулированных в ней целей и задач созданной системы безопасности реальным и потенциальным угрозам и опасностям;

б) степень достаточности выделяемых ресурсов для реализации концепции;

в) способность службы безопасности решить стоящие перед ней задачи;

г) эффективность (экономическая, производственно-техническая, экологическая и др.) реализации концепции экономической безопасности предприятия.

Цель данной системы - минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационно-социального характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предприятия принадлежит первичным экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и пр.

Таким образом, система обеспечения экономической безопасности предприятия – это гарантия независимости предприятия, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности, достижение успеха.

В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности. К задачам, решаемым системой обеспечения экономической безопасности, относятся:

- прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

- организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

- выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

- принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

- постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия в целях максимальной эффективности должны основываться на определенных принципах. Наше видение в данном вопросе совпадает с мнением В.П. Мак-Мака, который выделяет следующие принципы построения системы безопасности предприятия:

- приоритет мер предупреждения;

- законность;

- комплексное использование сил и средств;

- координация и взаимодействие внутри и вне предприятия;

- сочетание гласности с конспирацией;

- компетентность;

- экономическая целесообразность;

- плановая основа деятельности;

- системность.

Но в тоже время, возможно, их дополнение следующими принципами:

- принцип непрерывности - предполагает, что функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должно осуществляться постоянно;

- принцип дифференциации возможных мер, когда выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации;

- принцип полной подконтрольности системы обеспечения экономической безопасности руководству предприятия. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач без учета интересов предприятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

- принцип гибкости, характеризующий способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве;

- принцип экономичности, который характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления системой безопасности предприятия.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предприятия тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом выступает стабильное экономическое состояние предприятия в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые и др.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предприятия носит более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает предприятие. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия:

- внешние субъекты;

- внутренние субъекты.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников хозяйственных отношений. Причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предприятиями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности. В качестве таких субъектов могут выступать:

- работники собственной службы безопасности предприятия;

- приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите деятельности предприятия.

Внутренние субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия - это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии хозяйственной деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности.

Стратегия экономической безопасности предприятия включает, прежде всего, систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную, работу всех его подразделений по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае исполняет роль контролера.

Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности предприятия, основана на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов. Она реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Тактика обеспечения безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения его экономической безопасности. Этими действиями, в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации, могут быть, например:

- расширение юридической службы предприятия;

- принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны;

- создание подразделения компьютерной безопасности;

- предъявление претензий контрагенту-нарушителю;

- обращение с иском в судебные органы;

- обращение в правоохранительные органы.

Таким образом, экономическая система любого общества как материальная база национальной безопасности состоит из сотен тысяч и даже миллионов хозяйствующих субъектов. Поэтому успешное, полноценное и эффективное решение задач, стоящих перед экономикой государства, в целом, во многом зависит от результативности деятельности ее производственных единиц (предприятий). В том случае, когда экономика опирается на мощную производственную базу, на крепкие, высокоразвитые производственные единицы, способные успешно добиваться поставленных целей, то и вся совокупность экономических потребностей общества будет удовлетворяться своевременно и полно. Поэтому представляется вполне обоснованным исследование проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятия с позиции его экономической безопасности.

Переход к рыночной экономике, появление значительного количества предприятий разнообразных организационно-правовых форм, базирующихся на различных формах собственности, появление различных способов конкурентной борьбы, несовершенство законодательной базы, слабость государственных структур, призванных создать нормальные условия для развития бизнеса, криминализация хозяйственной жизни и многие другие причины поставили хозяйствующие субъекты в условия, когда они вынуждены значительное внимание уделять вопросам экономической безопасности.

Понятие «экономическая безопасность предприятия» совершенно справедливо относится к научным экономическим категориям. Основная причина введения данного термина заключается в том, что его использование придает исследуемой проблеме оттенок приоритетности. Но больший интерес представляет исследование проблем формирования комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия, направленной на предотвращение, ослабление существующих опасностей и угроз и защиту предприятия от различных негативных воздействий в условиях конкуренции и хозяйственного риска.

Решение задач по охране экономических интересов, их защите, восстановлению экономического положения предприятия не должно сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Необходимо опираться на научно обоснованные процедуры их предвидения, регулирования, приспособления целей предприятия к изменяющимся внешним условиям. В связи с этим важное значение приобретает теоретическая разработка проблемы обеспечения экономической безопасности предприятия, строящейся на основе собственной теории, содержанием которой являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности по минимизации или исключению потерь и упущенной выгоды. В ходе этой деятельности предприятия должны обращаться к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность экономической жизни.

Таким образом, в широком смысле экономическая безопасность – это система, обеспечивающая возможность предупреждения и в итоге нейтрализации различных угроз, защищающая экономические интересы предприятия и не допускающая ущерб в размерах, выше критического предела. В узком, более конкретном смысле, экономическая безопасность предприятия – это одна из важнейших характеристик хозяйствующего субъекта, которая свидетельствует о степени использования всех ресурсов предприятия с точки зрения предотвращения, ослабления или защиты его от существующих опасностей, угроз или других непредвиденных обстоятельств. Такое понимание экономической безопасности позволяет показать, что предприятие, находясь в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения внутренних и внешних условий хозяйствования, вынуждено принимать рисковые решения. При этом оно должно стремиться к предотвращению, ослаблению или защите от существующих или прогнозируемых опасностей и угроз.

Система экономической безопасности предприятия должна включать определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих комплексную безопасность предприятия при достижение им целей бизнеса. Одно из направлений обеспечения экономической безопасности предприятия связанно с криминализацией экономических отношений в обществе. Здесь основными субъектами обеспечения экономической безопасности предприятия выступают органы внутренних дел и служба экономической безопасности предприятия.