08.03.2011 28055

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности предприятия (статья)

 

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (организационно-хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и т.п.) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных интересов граждан, социальных групп, регионов, государства. Эта деятельность должна в себя включать выработку:

- подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

- механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов субъектов хозяйствования;

- системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

- механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

Выше уже отмечалось, что в широком смысле субъектами обеспечения экономической безопасности могут выступать практически все контролирующие органы исполнительной власти, некоторые органы законодательной власти и очень большой круг общественных формирований. Однако самое непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности имеют структуры, призванные бороться с экономической преступностью. В этом смысле показательной является деятельность подразделений ОВД МВД России по противодействию экономической преступности и выявлению причин, условий и факторов, составляющих угрозы экономической безопасности. Эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рамках системы государственных органов - субъектов борьбы с экономической преступностью. Она предполагает осуществление системы уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативно-розыскных, организационных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в сфере экономики в каждом конкретном районе, городе, области, крае, республике, отрасли и предприятии.

Известно, что государственные институты, субъекты правоохранительной деятельности и другие институты общества выстраиваются в стройную действенную систему (инфраструктуру) лишь в том случае, когда их деятельность по борьбе с экономической преступностью имеет надежную правовую базу и строится на плановой основе. Существующая в настоящее время система государственных органов и мер по противодействию экономической преступности еще крайне несовершенна, ее структура пока полностью не сложилась, так как всего лишь двенадцать лет в стране идут реальные рыночные реформы, а учитывая инертность правоохранительных органов, в МВД эти реформы только начались.

Существовавшая в дореформенный период система государственных органов охраны социалистической собственности, с исчезновением этой формы собственности, полностью исчерпала свой ресурс. Поэтому, в начале 90-х годов с учетом новых требований появилась необходимость в существенном обновлении и переориентации существовавших на тот период государственных органов - субъектов борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере экономики. Речь стала идти об ориентации подразделений ОВД на предупреждение и пресечение деяний, посягающих на все формы собственности, на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, а также на борьбу с незаконным предпринимательством, лжепредпринимательством, монополистическими действиями и ограничением конкуренции, и другими преступлениями в сфере экономической деятельности, которых прежнее уголовное законодательство не знало.

Основным субъектом противодействия экономической преступности в сфере экономики являются правоохранительные органы. Они занимают центральное место среди государственных органов-субъектов деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности и выступают носителями обозначенных законом функциональных прав и обязанностей, призванных обеспечить выполнение широкого круга задач по достижению конечной цели противодействия и сдерживания дальнейшего роста экономической преступности. Правоприменительная деятельность правоохранительных органов реализуется в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечении нарушителей к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, применении к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Таким образом, предупредительная деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения. Каждый из субъектов правоохранительной деятельности осуществляет предупреждение экономических преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач своей деятельности.

Специально-криминологический уровень представляет совокупность мер, непосредственно направленных на устранение, не только и не столько общих причин экономической преступности, сколько причины конкретных преступных проявлений. Меры специально-криминологического уровня менее масштабны, чем меры общесоциального уровня, но они более конкретны, поскольку их цели и задачи связаны не со всем обществом, а лишь с отдельной отраслью экономики или же конкретным регионом страны. Поэтому степень их эффективности значительно выше, нежели у мер общесоциального уровня. Задачи, основные направления и содержание специальных мер определяются исходя из результатов анализа состояния экономической преступности и основных положений, существующей на данный момент уголовной политики. Поэтому и потребность в разработке и обеспечении проведения в жизнь мер специально-криминологического уровня более острая, на обеспечение которой и должны быть нацелены подразделения правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с экономической преступностью.

Необходимо отметить, что в научной литературе нет единого подхода к определению понятия «компетенция органа власти», поскольку одни ученые понимают компетенцию как систему государственно-властных полномочий органа, а другие - как совокупность задач и функций органа, третьи - как предмет ведения, круг полномочий, а также территориальные пределы их полномочий.

При этом следует понимать, что влияние системы правоохранительных органов на уровень экономической преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами, поскольку правоохранительные органы не в силах оказывать прямого воздействия на формирование таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы и т.д., которые решаются с помощью мер общесоциального уровня. Напомним, что общесоциальный уровень предупреждения преступности связан с разработкой мер, направленных на:

- создание условий для реализации творческого потенциала личности в области экономических интересов путем свободного выбора любых форм хозяйствования с использованием либо частной, коллективной или государственной собственности;

- обеспечение равной правовой защиты предпринимательства в различных секторах экономики;

- создание необходимой рыночной инфраструктуры и др.

- совершенствование нравственно-психологической и духовной сферы общества;

- улучшение условий труда и отдыха граждан;

- повышение уровня их материального обеспечения;

- укрепление дисциплины и организованности;

Не меньшее значение для предупреждения экономической преступности в этот период имеют экономические меры, основными из которых можно назвать:

- гарантированное государством невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность собственников и коллективов;

- эффективная деятельность государственных структур, направленная на ограничение монополистической деятельности и создание условий для добросовестной конкуренции;

- изменение порядка взаимоотношений предприятий с государством и между собой на основе добровольных хозяйственных связей, а не на основе выполнения государственных планов и т.д.

К числу правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности, в настоящее время относятся суды, прокуратура, арбитражные суды, органы юстиции, государственного таможенного комитета, федеральной службы безопасности и органы внутренних дел. Место и роль каждого из перечисленных субъектов правоохранительной деятельности определяется его компетенцией.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве на суды, в плане предупреждения преступлений, возложена обязанность воспитания граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважительного отношения к правам, чести и достоинству граждан.

Место и роль прокуратуры в системе правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере экономической деятельности определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов всеми государственными и коммерческими структурами, физическими и юридическими лицами на территории всей страны. Выполняя эту функцию прокуроры, не только сами решают задачи противодействия совершению этого рода преступлений, но путем осуществления контроля за деятельностью других государственных органов, побуждают их активно выполнять свои обязанности по борьбе с экономической преступностью, как одной из основных угроз экономической безопасности государства. Кроме того, прокуратура призвана обеспечить надзор за полнотой учета и разрешения всех сообщений о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, координацию работы правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности.

Место и роль органов Государственного таможенного комитета Российской Федерации в системе органов - субъектов деятельности по противодействию экономической преступности в настоящее время определяется многими факторами. Наиболее значимым здесь являются криминальная миграция иностранных граждан как из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Анализ этих нарушений свидетельствует о том, что наиболее распространенными являются правонарушения, связанные с экспортно-импортными операциями по таким товарным позициям, как алкогольная и табачная продукция, автомобили, мебель и бытовая техника. Оперативная обстановка в сфере ответственности таможенных служб из года в год характеризуется увеличением числа взысканий в упрощенной форме и ростом числа дел за нарушения таможенных правил.

Анализ материалов уголовно-процессуальной практики, материалов криминологических исследований и иной информации о состоянии борьбы с налоговыми преступлениями в сфере экономики в современных условиях показывают, что латентность преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, остается значительной и постоянно возрастает; усиливаются тенденции к уклонению налогоплательщиков из числа физических и особенно юридических лиц от уплаты налогов и от явки в налоговые органы.

Как показывают результаты специальных научных исследований, для экономических отношений в системе налогообложения в современный период характерны:

- низкая правовая дисциплина;

- непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов.

Как уже отмечалось выше и что подтверждает анализ статистических данных по борьбе с экономической преступностью, ведущее место среди государственных органов - субъектов противодействия экономической преступности занимают подразделения ОВД МВД России. В целом, органами внутренних дел в 2004 году выявлено более четырехсот тысяч (+6,8%) преступлений экономической направленности. Размер причиненного ущерба на момент возбуждения уголовных дел достиг 275 миллиардов рублей. Заметно активизировалась работа по выявлению преступлений в кредитно-финансовой сфере (+14,3%), внешнеэкономической деятельности (+2,7%), на потребительском рынке (+26,9%). Возросло на 15,4% количество преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере.

Отметим, что ОВД в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МВД России.

Основным задачами ОВД являются:

-разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств;

- организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений;

-обеспечение охраны общественного порядка;

- координация, контроль и анализ деятельности подразделений ОВД;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- совершенствование кадрового обеспечения ОВД;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

-организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

-организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций.

Как видим, руководство МВД России, определяя перечень основных задач ОВД, одновременно определило и основные направления совершенствования деятельности ОВД.

К основными функциями ОВД можно отнести:

- организация сбора, обобщения и анализа информационного материала по направлениям деятельности ОВД, участие в прогнозировании развития криминальной ситуации в Российской Федерации;

- определение наиболее эффективных средств и методов решения задач по борьбе с преступностью, возложенных на подразделения ОВД;

- разработка и принятие мер по реагированию на осложнение оперативной обстановки, при необходимости внесение соответствующих предложений Министру и в установленном порядке в органы государственной власти;

- организация взаимодействия в сфере борьбы с преступностью подразделений ОВД с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

- организация и осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономики, относящихся к компетенции ОВД, а также по защите всех форм собственности от преступных посягательств;

- осуществление с органами государственной власти предупреждения преступлений путем выявления причин и условий, способствующих их совершению, и принятие в пределах предоставленных полномочий мер по их устранению;

- осуществление сотрудничества с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств, исполнение в пределах своей компетенции поступивших от них запросов и следственных поручений.

Основной объем работы и непосредственную борьбу с преступностью в сфере экономики в настоящее время осуществляют - Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и Департамент экономической безопасности. В соответствии с положением оба этих структурных подразделения являются самостоятельными специализированными оперативно-розыскными подразделениями как в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, так и соответствующих аппаратах МВД/УВД областей, краев, республик и районов. Каждое из этих подразделений выполняет самостоятельные функции по противодействию и сдерживанию экономической преступности, а следовательно содействует повышению уровня экономической безопасности государства и других субъектов общества.

Так, в соответствии с Положением на Департамент экономической безопасности возложено:

- изучение и анализ состояния преступности в сфере экономики, факторов ее обуславливающих, прогнозирование развития криминогенной ситуации и её влияние на экономическую безопасность страны;

- разработка предложений руководству МВД России об установлении приоритетных направлений деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, а так же проектов информации и предложений для внесения в федеральные органы власти;

- разработка и исполнение программ, комплексных планов, целевых операций и других мер, направленных на активизацию борьбы с преступностью в сфере экономики;

- непосредственное осуществление оперативно-розыскной и профилактической работы на приоритетных направлениях борьбы с экономическими преступлениями в сфере:

а) финансово-кредитных отношений;

б) защиты бюджетных средств;

в) экспортно-импортных операций (особенно с сырьевыми ресурсами);

г) топливно-энергетического комплекса;

д) приватизации государственной и муниципальной собственности;

е) оборота подакцизных товаров.

- защита иностранных и отечественных инвестиций от преступных посягательств;

- выявление фактов взяточничества в органах государственной власти;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий по возмещению материального ущерба по расследуемым уголовным делам;

- формирование и ведение справочно-информационных фондов и учетов, необходимых для осуществления повседневной деятельности.

В то же время на Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России возложено:

- изучение и анализ состояния организованной преступности, обуславливающих ее факторов, прогнозирование криминогенной ситуации на региональном, межрегиональном и международном уровнях;

- информирование руководства Министерства о состоянии организованной преступности и внесение предложений по совершенствованию борьбы с ней;

- разработка и внедрение единой для подразделений по борьбе с организованной преступностью системы сбора, обработки, хранения и реализации оперативно-розыскной и иной информации об организованных группах, преступных сообществах (преступных организациях) и коррумпированных должностных лицах органов государственной власти;

-организация деятельности по подрыву экономических основ организованного криминалитета;

-разработка новых форм комплексной декриминализации бюджетообразующих отраслей экономики;

- непосредственное ведение необходимых справочно-информационных фондов и учетов;

- непосредственное и совместно с региональными подразделениями осуществление оперативно-розыскных мероприятий по:

а) выявлению и пресечению преступной деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);

б) установлению и изобличению связанных с ними коррумпированных должностных лиц в органах государственной власти;

в) оперативной разработке и привлечению к установленной законом ответственности лидеров, участников организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), в том числе сформировавшихся на этнической основе;

г) осуществлению разработки и проведению мероприятий, отнесенных к компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и происшествий криминального характера;

д) осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением личной безопасности судей, работников правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, участников уголовного процесса, а также граждан, сотрудничающих с подразделениями по борьбе с организованной преступностью на конфиденциальной основе;

е) предупреждению, пресечению и раскрытию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями).

На Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России также возложено:

- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью;

- разработка проектов нормативных актов, направленных на совершенствование деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью.

С учетом этих задач и функций в качестве основных направлений организации деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью в сфере экономики следует назвать организацию:

- непрерывного анализа всего массива информации о нелегальной, незаконной или преступной экономической деятельности, в том числе и преступных организаций и сообществ;

- прогнозирования различных вариантов и версий развития криминогенной ситуации в различных регионах страны;

- соблюдения особых мер конспирации при осуществлении всех оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых как для выявления первичных данных, так и по их проверке;

- обеспечения жесткого режима секретности, как основного гаранта эффективности и безопасности оперативно-поисковой деятельности специализированных оперативных аппаратов данных подразделений органов внутренних дел;

- разграничения задач и функций по борьбе с экономической преступностью между структурными подразделениями ОВД, а также прокуратурой и ФСБ;

- сотрудничества, координации и взаимодействия, как служб и подразделений криминальной милиции между собой, так и другими правоохранительными и государственными органами и правоохранительными органами зарубежных стран.

С учетом вышеназванных задач и функций совершенствование деятельности ОВД по противодействию экономической преступности, которая является одной из основных угроз экономической безопасности, должно осуществляться по следующим направлениям:

- обеспечение стратегического планирования деятельности подразделений ОВД по противодействию экономической преступности на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки;

- совершенствование организационной структуры подразделений ОВД в соответствии с новыми направлениями ее деятельности;

- укрепление ресурсного обеспечения (правового, информационного, материально-технического) деятельности ОВД, направленной на противодействие экономической преступности;

- организация координации и взаимодействия подразделений ОВД по противодействию экономической преступности;

- организация международного сотрудничества подразделений ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран.

Как показывают материалы исследования, стратегическое планирование деятельности подразделений ОВД может быть одним из основных условий их эффективной и профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в процессе организации работы по противодействию экономической преступности особое место занимает планирование этой деятельности. Комплексные планы, разрабатываемые государственными органами - субъектами противодействия преступности в сфере экономики, являются важнейшими инструментами реализации государственной политики по регулированию функционирования сферы экономической деятельности.

Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что функция подготовки и принятия управленческого решения на практике означает не только постановку целей и задач, но и предполагает необходимость разработки мер, обеспечивающих достижение этих целей, что и составляет суть планирования любого вида деятельности.

Напомним, что подготовка и принятие решений занимает центральное место в системе всех функций управления. Данный тезис подтверждается, прежде всего, тем, что с этого этапа начинается процесс управления, и в результате его осуществления появляются управленческие решения, на основе которых в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность. Управленческие решения, как правило, выражаются в планах работы и реализуются через планы. В связи с этим от качества планирования зависит успех или неуспех всей управленческой деятельности. Процесс планирования охватывает все уровни организации той или иной деятельности и в целом создает необходимые предпосылки для обеспечения точного соответствия предпринимаемых действий общим целям.

Являясь ведущим элементом системы управления, планирование, особенно стратегическое, выполняет роль инструмента реализации политики государства и отдельных хозяйствующих субъектов. Теория управления рассматривает цели комплексных планов и программ как предварительно определяемые, запрограммированные результаты, на достижение которых ориентируется программа. Как правило, любая программа или план имеют несколько целей, одной из которых является стратегическая цель.

Применительно к теме нашего исследования стратегическая цель деятельности Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и Департамента экономической безопасности должна быть связана с необходимостью стратегического руководства подчиненными структурами, которое включает в себя:

- разработку стратегических мер сдерживания и противодействия угрозам экономической безопасности государства;

- концентрацию сил и средств подразделений ОВД по противодействию наиболее угрожающим факторам, дестабилизирующим экономическую ситуацию в городе, районе, области, крае, республике;

- создание и использование стратегических резервов, особенно, при Главных управлениях МВД России по федеральным округам;

- контроль и оказание помощи в подготовке и проведении комплексных операций по оздоровлению криминогенной ситуации в определенной сфере экономической деятельности или в том или ином регионе;

- обобщение опыта деятельности подразделений ОВД по проведению комплексных операций по оздоровлению криминальной ситуации в том или ином секторе экономики;

- организацию перегруппировки сил и средств на новых направлениях деятельности по противодействию экономической преступности.

Для реализации названных стратегических направлений деятельности подразделений ОВД необходимо обеспечить:

- изучение и оценку криминологической ситуации в сфере экономики на территории города, области, края, республики в целях своевременного выявления актуальных угроз экономической безопасности государства

- разработку комплекса мер, направленных на подрыв экономической базы преступных формирований, избравших экономику сферой свой преступной деятельности: в том числе меры по:

а) выявлению глубоко законспирированных теневых инвесторов, избравших незаконную, нелегальную и преступную экономическую деятельность своей сферой «коммерческой» деятельности по извлечению неконтролируемой государством прибыли;

б) обнаружению коммерческих структур, а также мошеннических пирамид, используемых преступными формированиями в качестве прикрытия их незаконной, нелегальной и преступной экономической деятельности;

в) выявлению и перекрытию каналов нелегальной поставки и транспортировки контрабандных товаров, производство которых осуществляется за пределами России;

г) выявлению промышленных предприятий, производящих низкосортную, экологически «грязную» и опасную для здоровья продукцию, осуществляющих свою нелегальную деятельность на территории России;

д) борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной экономической деятельности;

е) пресечению «бегства» капиталов за границу;

ж) осуществлению рутинной работы по борьбе с частными проявлениями преступности в разных сферах экономической деятельности;

з) обеспечению координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности, как между собой, так и с государственными контролирующими органами в целях стабилизации криминогенной ситуации в экономике;

и) обеспечению международного сотрудничества правоохранительных органов с полициями зарубежных стран.

Стратегическое руководство ниже стоящими структурами должно также включать в себя:

- изучение социально-экономических и иных ресурсных возможностей и условий, обеспечивающих эффективность деятельности правоохранительных органов, органов-субъектов противодействия преступности в сфере экономической деятельности;

- планирование и осуществление профилактических мер по предупреждению экономической преступности в разных сферах экономики;

- разработку комплекса адресных профилактических мероприятий и целевых программ по сдерживанию противодействию и преодолению тех негативных факторов, которые напрямую детерминируют совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

- использование средств массовой информации для формирования у широких слоев населения активной жизненной позиций и правового сознания, необходимого для защиты своих экономических прав.

Как показывает анализ существующей практики другим направлением повышения эффективности деятельности подразделений ОВД по борьбе с преступностью, в том числе и экономической, является совершенствование организационной структуры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями их деятельности.

Оптимизация любой организационной структуры - это исключительно сложный процесс, требующий глубокой научной проработки, поскольку изменение организационной структуры - это не самоцель, а только средство, с помощью которого можно обеспечить:

- эффективность реализации новых актуальных задач, возложенных на ОВД с учетом тенденций преступности и необходимости обеспечения эффективного противодействия ее проявлений;

- совершенствование стратегического и оперативного управления силами и средствами ОВД, отказа от устаревших, а потому несвойственных ей в новых условиях задач, сокращения дублирующих функций и структур;

- дальнейшую интенсификацию управленческой и оптимизацию функциональной деятельности структурных подразделений, а также повышение исполнительской дисциплины;

- сокращение ряда необоснованно «раздутых» подразделений и служб;

- усиление взаимодействия с другими правоохранительными и иными государственными органами;

- совершенствование критериев деятельности ее подразделений и сотрудников в целях повышения эффективности деятельности и стимулирования их труда.

Особенно остро необходимость совершенствования организационной структуры подразделений ОВД стала ощущаться на рубеже тысячелетий, поскольку в условиях переходного периода в экономике России возникли исключительно благоприятные условия для расширения и углубления теневой экономики.

Под теневой экономикой понимается скрытая от учета и контроля экономическая деятельность, связанная в основном с совершением незаконных обменных и посреднических операций, корыстных сделок с целью получения неконтролируемой государством прибыли и накопления теневых капиталов. Представляя собой криминально-экономическое явление, теневая экономика в переходный период пронизала практически все структуры хозяйственного механизма и управления, охватила сферы производства и распределения, обмена и потребления и в последние годы начала играть все более выраженную роль политического фактора. С учетом этого встал вопрос о подрыве не только криминальных, но и экономических основ незаконной, нелегальной и преступной экономической деятельности, представляющей угрозу экономической безопасности государства. Для этого на федеральном уровне были созданы: Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Департамент экономической безопасности, Департамент уголовного розыска. Их основными задачами стали:

- изучение, анализ состояния экономической и организованной преступности в России, факторов их обуславливающих и прогнозирование реально ожидаемых изменений (негативных или позитивных), как в целом по России, так и в ее отдельных регионах на предстоящие два-три года;

- осуществление разработки и сопровождение в федеральных органах власти проектов нормативно-правовых актов по вопросам борьбы с экономической и организованной преступностью;

- обеспечение ведомственного контроля и проверки исполнения подразделениями ОВД законов Федерации, законности в их деятельности и соблюдения конспирации в работе;

- разработка идеологии и основных направлений развития системы информационного обеспечения этих подразделений в рамках общей концепции информационного обеспечения ОВД и последовательная реализация их в жизнь;

- разработка основ и первоочередных мер технического перевооружения системы подразделений ОВД и обеспечения их квалифицированными кадрами;

- осуществление непосредственной деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию наиболее опасных экономических преступлений и проявлений коррупции;

- координация деятельности и обеспечение сотрудничества подразделений системы ОВД различной специализации и всех уровней;

- осуществление международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран.

Для обеспечения названных задач в структурах Главных управлений были созданы соответствующие структурные подразделения.

Особенно значительную роль в сложный переходный период по предупреждению экономической преступности призваны играть меры по укреплению ресурсного обеспечения деятельности подразделений ОВД и в первую очередь меры по улучшению правового обеспечения самой правоохранительной деятельности этих подразделений, поскольку правообеспечивающий механизм в этот период значительно отстает от хозяйственной практики. В криминологии к правовым мерам относят разработку и принятие пакетов законов, направленных на:

- ликвидацию пробелов как в уголовном, уголовно-процессуальном, так и в законодательстве, регулирующем все стороны финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих организаций, избравших хозяйственно-экономическую деятельность сферой извлечения законных доходов;

- выработку общеобязательных правил поведения в системе рыночных отношений для всех хозяйствующих субъектов;

- разработку системы материальных санкций, как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения хозяйственного законодательства;

- введение административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за различные виды незаконной или противоправной экономической деятельности и т.д.

В настоящее время тенденции в развитии криминогенной ситуации в России настоятельно диктуют необходимость принятия федеральных законов: «О борьбе с коррупцией»; «О борьбе с организованной преступностью»; «О борьбе с мошенническими пирамидами на потребительском рынке»; «О государственном регулировании вывоза капитала» и др.

Кроме того, назрела необходимость в разработке и принятии пакета федеральных законов, направленных на:

- поддержание высокой инвестиционной и инновационной активности как основы экономического роста;

- обеспечение стабильности и надежности кредитно-финансовой системы;

- повышение предпринимательской активности на основе расширения предпринимательских свобод и развития отношений конкуренции на внутреннем потребительском рынке;

- обеспечение высокой социальной защищенности, создание отлаженного механизма упреждения роста социальной напряженности в обществе;

- развитие системы государственного субсидирования отдельных секторов (отраслей) экономики, налоговых льгот и преференций.

Наряду с законодательными мерами в борьбе с преступностью, в том числе с экономической и организованной, необходимо использовать и воспитательные меры. Воспитательные меры в переходный период призваны обеспечить формирование нового мышления граждан и выработку у них стремления к построению общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни. Современное общество располагает богатейшим арсеналом средств воздействия на человека, а, следовательно, и на преступность. В числе этих средств воздействия решающая роль принадлежит средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, кинематографу, театру и др.

Как показывает практика последних лет средства массовой информации, разрушая традиционные идеологию и нравственные ценности общества, практически ничего не дают взамен, что приводит к нравственной деградации общества со всеми вытекающими из этого факта последствиями. В связи с этим, возможности современных средств массовой информации, как в позитивном, так и негативном плане, практически безграничны, поскольку позволяют путем воздействия на человека: либо «тормозить» антиобщественные взгляды и убеждения и таким образом стимулировать нравственные формы поведения людей, либо наоборот стимулировать низменные формы поведения человека.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности ОВД по противодействию экономической преступности и укреплению экономической безопасности является организация координации и взаимодействия подразделений ОВД с другими правоохранительными и государственными органами.

Результаты исследования показывают, что система правоохранительных и государственных органов - субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере экономики, функционирующих на территориях конкретных регионов (городов, районов, республик, краев, областей) представляет собой сложную совокупность органов различных государственных институтов, правоохранительных органов и общественных организаций, выполняющих присущими им методами и приемами широкий спектр достаточно автономных управленческих, финансовых и оперативно-служебных задач. Вместе с тем, все элементы этой системы призваны обеспечить достижение единой цели, заключающейся в надежном обеспечении личной и экономической безопасности граждан, предупреждении, пресечении и раскрытии экономических преступлений и административных правонарушений в жизненно важных сферах экономической деятельности. При этом предполагается использование ими широкого набора инструментариев, в том числе административного и уголовно-правового характера, но присущих рыночной модели экономики, которые позволяют активно воздействовать на развитие предприятий и организаций в нужном обществу направлении, а также использовать возможности административного, уголовного и уголовно-процессуального отраслей права для противодействия экономической преступности.

Общность целей субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере экономики выдвигает в число первоочередных приоритетов организационной работы необходимость обеспечения координации деятельности, сотрудничества и взаимодействия всех субъектов противодействия экономической преступности. Напомним, что «Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.» Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.

В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей, например, такой, какой являются ОВД, достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства строго определенных организационных усилий. Очевидно, что если деятельность распределена между сотнями подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации возрастает пропорционально сложности и объемов выполняемых работ. В особо же сложных ситуациях, например, в условиях чрезвычайного осложнения криминогенной ситуации в регионе, работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учреждать координирующий центр - штаб с соответствующей организационной структурой, а также с четко обозначенными зонами ответственности всех субъектов деятельности. Координация в этом случае осуществляется по иерархии управления, на основе принятой стратегии, плана и жестких процедур организации исполнения, предусмотренных планом мер. Для такого типа координации характерен ярко выраженный авторитарный стиль управления.

При координационных отношениях на первый план выступает их организующий характер на основе главенства координирующего субъекта, независимо от соподчиненности всех участников деятельности. При этом становится очевидной и естественной необходимость того, чтобы координационные полномочия субъекта управления, осуществляющего координационную функцию, были либо нормативно закреплены, либо определялись логикой координирующего документа (например, комплексной Программой). Дело в том, что четко сформулированные права создают основу для управленческой деятельности, связанной с координацией работы. Игнорирование нормативно-правового аспекта в координации деятельности зачастую приводит к субъективизму, управленческим «перекосам», диспропорции прав и ответственности субъектов совместной деятельности.

Как и любой вид деятельности, осуществление координации деятельности по противодействию экономической преступности нуждается в организации, которая должна в себя включать:

- криминологическое прогнозирование развития криминогенной ситуации в жизненно важных сферах экономики на ближайшие год-два и на пятилетнюю перспективу;

- формулирование целей, задач и планирование деятельности по ее стабилизации;

- правовое обеспечение этой деятельности;

- ее информационное обеспечение;

- непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реального обеспечения реализации запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач;

- ресурсное обеспечение нормального функционирования субъектов системы противодействия экономической преступности в той или иной сфере экономике..

Выше изложенное позволяет сделать ряд выводов, организационного характера:

1. Самое непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности имеют структуры, призванные бороться с экономической преступностью, такие, например, как Департамент экономической безопасности. Более того, эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рамках системы государственных органов. Она предполагает осуществление системы организационных, уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативно-розыскных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в сфере экономики в каждом конкретном районе, городе, области, крае, республике, отрасли.

2. Важнейшими направлениями совершенствования деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности должны быть:

- организация стратегического планирования деятельности подразделений ОВД на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки;

- укрепление ресурсного обеспечения (правового, информационного, материально-технического) деятельности ОВД;

- организация четкой координации и глубокого взаимодействия подразделений ОВД по противодействию экономической преступности;

- взаимовыгодное и равноправное международное сотрудничество подразделений ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран.

3. Анализ также показал, что еще одним направлением повышения эффективности деятельности подразделений ОВД МВД России должно быть совершенствование организационной структуры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями деятельности. Именно посредством организационно-структурных мер можно обеспечить:

- эффективность реализации новых актуальных задач, возложенных на ОВД с учетом тенденций преступности и необходимости обеспечения эффективного противодействия ее проявлений;

- совершенствование стратегического и оперативного управления силами и средствами ОВД, отказа от устаревших, а потому несвойственных ей в новых условиях задач, сокращения дублирующих функций и структур;

- дальнейшую интенсификацию управленческой и оптимизацию функциональной деятельности структурных подразделений, а также повышение исполнительской дисциплины;

- сокращение ряда необоснованно «раздутых» подразделений и служб;

- усиление взаимодействия с другими правоохранительными и иными государственными органами;

- совершенствование критериев деятельности ее подразделений и сотрудников в целях повышения эффективности деятельности и стимулирования их труда.

Таким образом, эффективному выполнению поставленных перед ОВД задач по предупреждению, выявлению и раскрытию экономических и налоговых преступлений и в итоге - обеспечению экономической безопасности предприятий, могло бы способствовать решение таких проблем, как:

- применение практического опыта и разработка необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений на предприятиях;

- совершенствование процессов идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются такими, которые приняты в правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой, - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;

- взаимодействие ОВД со всеми правоохранительными структурами. Например, Указом Президента и некоторыми другими нормативными актами, упразднившими органы налоговой полиции, не оговорены многие важные моменты, которые уже сейчас серьезно сказываются на работе ОВД. (получение информации в налоговых органах; порядок взаимодействия и передача сведений, составляющих налоговую тайну и т.д.).

- повышение профессиональной подготовки сотрудников ОВД и их объективной готовности работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;

- проведение на должном уровне проверок финансовой деятельности и документальных ревизий негосударственных предприятий;

- усиление социальной защищенности сотрудников ОВД.

Успешная деятельность ОВД по обеспечению экономической безопасности и борьбе с преступностью невозможна без взаимодействия и соответствующей координации со службами экономической безопасности предприятий. И здесь особая роль отводится территориальным ОВД.