15.01.2013 10773

Персональная ответственность государственного служащего правоохранительного органа

 

Любые общественные издержки, будь то бедность или преступность, есть издержки общественной организации, издержки организации общественных институтов, каковыми являются государство и государственный аппарат. Возникнув на заре цивилизации из взаимного влечения людей к общежитию, государство давно перестало быть частью гражданского общества.

Отчуждение проявляется тем сильнее, чем слабее организация государственной власти.

Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и их должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан. За долгие годы господства административно-командной системы государственный аппарат оказался поражен тяжкими недугами, губительно сказавшимися на жизнеспособности всего общества, пошатнувшими основы общественного устройства и национальную безопасность.

Злоупотребление властью, казнокрадство стары как войны, эпидемии и проституция. Если имеется доступ к социальным благам, всегда возникает соблазн использовать их в личных интересах, что отмечал еще Ш.-Л. Монтескье, в знаменитом трактате «О духе законов» писавший: «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Желание воспользоваться своим служебным положением у современного чиновника - ничуть не меньше, чем у древнеримского бюрократа. И, как не печально это признавать, никакому обществу не удавалось избавиться от побочных дефектов своего развития. Однако это вовсе не означает, что оно бессильно в борьбе с худшими из своих пороков.

Сегодня от качества работы государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, компетентности, добросовестности, честности его должностных лиц зависят судьбы миллионов людей. На наш взгляд, преодолеть противоречие между личными интересами должностных лиц и требованиями должности, предъявляемыми государством и гражданским обществом, способен институт персональной ответственности в государственном управлении.

Человек является высшей ценностью цивилизованного общества. Это положение, выработано логикой развития мировой истории и закреплено в Конституции Российской Федерации.

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении. Принцип законности в государственном управлении, в деятельности государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность и их должностных лиц, является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

В качестве подвидов юридических гарантий охраны могут выступать правовые нормы, которые устанавливают ответственность частных и должностных лиц, а также государственных органов за нарушение каких-либо законных прав и свобод граждан и устанавливающие санкции по отношению к виновным в этих нарушениях.

Раскрывая вопрос ответственности в правоохранительном органе, сразу же следует отметить, что совершенствование исследуемых правовых основ в литературе практически всегда сводится к устранению ситуации, при которой правовые нормы любого уровня не соответствуют реальным отношениям между субъектами права.

Понятно, что чем детальнее будет регламентирована деятельность каждого государственного органа, в том числе и правоохранительных, тем надежнее будет защищена личность от незаконного вмешательства государства в ее дела, от нарушения элементарных прав человека. Вопросы правовой регламентации деятельности правоохранительных органов тем больше становятся актуальными, чем быстрее развиваются процессы демократизации общества.

В федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» нашло своё отражение смешение ответственности за позитивное исполнение обязанностей - подготовку и принятие решений и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Такой подход послужил основанием для рассмотрения ответственности в двух аспектах: “позитивном” - перспективном, за будущие действия, и ретроспективном - традиционном, за совершенные действия.

Виновное лицо, злоупотребляющее правами или не выполняющее обязанности, должно отвечать за противоправные действия перед государством, при этом нельзя разграничивать меры юридической ответственности и меры защиты по признаку наличия вины, как делалось многими учеными ранее. Это объясняется тем, что современное российское законодательство имеет тенденцию расширения института безвинной ответственности. Иначе говоря, и юридическая ответственность, и меры защиты могут применяться при отсутствии одного из элементов состава правонарушения - вины, достаточно лишь установленного факта противоправного поведения.

Ответственность делят на три вида - штрафная, карательная и правовосстановительная, однако при таком подходе меры защиты вообще не выделяются в качестве самостоятельной правовой категории.

По нашему мнению, характерной чертой юридической ответственности следует признавать применение штрафных санкций, которые в каждой отрасли права различны (в уголовном праве - лишение свободы, исправительные работы и др.; в административном праве - штраф, административный арест, предупреждение и др.; в гражданском праве - возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда; в уголовном процессе денежное взыскание). Ответственность - это не просто санкция за правонарушение, а такая санкция, которая влечет определенные лишения имущественного или личного характера.

Правовосстановительная функция свойственна главным образом мерам воздействия в области гражданско-правовых отношений. Таким образом, юридическая ответственность, участвуя в механизме гарантирования, призвана не только воздействовать на правонарушения, но и восстановить нарушенный интерес.

Правовосстановительная функция правовой ответственности лишь в том случае ей присуща, когда она, во-первых, реализуется с помощью государственных принудительных мер и, во-вторых, применяется одновременно со штрафными санкциями.

В общем, ответственность можно определить как неблагоприятные последствия ненадлежащего, осуждаемого моралью или правом поведения виновного лица. В последнее время наметилось стремление понимать ответственность широко - как осознание субъектом своего поведения, его последствий, социальной значимости. Речь идет об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъектов.

Позитивная ответственность - сопряжена со свободой личности, возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих поступков. Ответственность является условием подлинной свободы. Действительно свободный человек в целях достижения своей свободы должен постоянно сообразовывать свое поведение с общественными требованиями, то есть действовать ответственно. Свобода, таким образом, становится осознанной и ответственной деятельностью, основанной на познании необходимости и свободном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения, свободно принятое решение действовать предполагают, таким образом, ответственность соответствующих субъектов. Неограничейная свобода, свобода без ответственности, превращается в свою противоположность - в произвол.

По сути, позитивная ответственность отражает такой аспект социальных связей и отношений людей, которые характеризуют процесс осуществления предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, основанный на выборе поведения и его оценке с учетом интересов общества, где осознание, правильное понимание гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам, составляет субъективную сторону, а само поведение, вызванное внутренними мотивами, - объективную сторону позитивной ответственности.

Взгляды, трактующие ответственность как осознание личностью собственного долга перед обществом и другими людьми весьма распространены в юридической литературе. Безусловно, этот аспект является мощным фактором, обеспечивающим надлежащее исполнение своих обязанностей гражданами и должностными лицами. Однако, значение, придаваемое позитивной ответственности как важнейшему средству обеспечения законности и правопорядка, при всех ее очевидных достоинствах, на наш взгляд, слишком преувеличено. Человек несовершенен. Гибкость сознания позволяет большинству поступаться даже самыми жесткими нравственными принципами и, при определенных обстоятельствах, действовать вопреки закону. Поэтому для соблюдения режима законности в государственном управлении требуются более существенные механизмы воздействия на нарушителей норм права. И таким средством выступает персональная юридическая ответственность.

В традиционном понимании рассматриваемая категория характеризует ответственность за прошлое, совершенное противоправное деяние. Общепринятого взгляда на такой аспект правовой ответственности и, соответственно, ее понятия в научной литературе еще не сложилось.

В большинстве случаев термином «ответственность» в юридической литературе обозначается разновидность юридической обязанности, что представляется нам ошибочным. Правовая обязанность не может отождествляться с правовой ответственностью, так как правовая обязанность исполняется в принудительной форме вопреки воле обязанного лица. Добровольное же исполнение обязанности юридической ответственностью не является. Следовательно, ответственность - “это не обязанность претерпевания последствий, проистекающих из правонарушения, а само их претерпевание в состоянии принуждения.”

Ответственность - это уже исполняемая под принуждением обязанность. Обязанность может быть исполнена или не исполнена. Но когда наступает ответственность, то есть приводится в действие аппарат принуждения, выбора у ответственного лица нет - оно не может не выполнить действий, составляющих содержание реализуемой обязанности, или воздержаться от них. Без ответственности обязанность становится юридическим ничто, благим пожеланием.

Центральным вопросом теории ответственности является вопрос о ее основаниях. Юридическая ответственность наступает не иначе как в случае совершения правонарушения, то есть при наличии в поведении субъекта состава правонарушения. Тезис о том, что без правонарушения не может быть ответственности, стал почти общепринятым в юридической литературе.

Правонарушение - это деяние, нарушающее установленный правопорядок. Это акт поведения лица, противоречащий требованиям правовой нормы и приносящий вред. Это посягательство не на закон, а на отношения, которые его породили.

В этой связи, что следует различать понятия противоправности и правонарушения.

Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) служащего, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои должностные обязанности, установленные нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями и другими обязательными правилами, а также приказами и распоряжениями администрации. Бездействие служащего может быть признано противоправным в том случае, когда на него возложена обязанность совершения определенных действий. Если же должностные обязанности не получили конкретизации в соответствующих актах, то противоправным следует считать поведение служащего, явно противоречащее интересам государства. Правонарушение включает в себя наряду с противоправностью элемент вины.

Вина - как психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям, означает осознание (понимание) лицом недопустимости своего поведения и связанных с ним результатов.

Хотя государственное принуждение к исполнению нарушенной обязанности является осуждением поведения обязанного лица не только при наличии его вины, и в случаях, предусмотренных законом, может быть направлено на такое упречное поведение, которое само по себе не противоправно, но нарушает субъективные права другого лица, все же принцип ответственности за вину - кардинальный принцип ответственности, и именно на этом условии построена данная работа. Однако, перед нами не стоит задача исследования тонкой психологической, социальной и правовой природы вины, и мы не станем приводить дополнительные аргументы в доказательство этого принципа.

Неблагоприятные последствия нарушения требований права формулируются в санкциях правовых норм.

Санкция - обозначает различные явления:

- во-первых, под санкцией понимают ту часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения в случае ее неисполнения;

- во-вторых, термином «санкция» обозначают и иные меры воздействия на участников правоотношения, как связанные, так и не связанные с принудительной акцией государства, но порождающие определенные, вытекающие из осуществления принадлежащих этим участникам прав невыгодные последствия для обязанного лица.

По нашему мнению, санкцией в точном смысле следует именовать лишь заложенную в юридической форме возможность (угрозу) государственного принуждения и наступления неблагоприятных последствий (если они предусмотрены) по отношению к обязанному лицу на случай неисполнения им правовой обязанности.

Когда правовая норма не обеспечена санкцией, реализация которой означает возможность привести в действие аппарат государственного принуждения в случае неисполнения предусмотренной нормой обязанности, когда принудительным способом вопреки воле обязанного лица нельзя осуществить принадлежащее другому лицу субъективное право, такая норма является неполноценной.

Норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку выход за рамки возможного или должного поведения не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающее в порядке “обратной связи” регулирование нарушенных отношений. Задача принуждения состоит в том, чтобы вновь ввести поведение в установленные для него границы либо, если это невозможно, путем возложения на нарушителя новой обязанности пресечь отклонение поведения от нормы, как самим нарушителем, так и другими членами общества. Меры непосредственного принуждения к исполнению нарушенной обязанности зачастую являются “последней инстанцией”, охраняющей от нарушения нормы права. Реализация санкции, указанной в юридической норме, и есть юридическая ответственность.

На основании изложенного можем выделить следующие признаки юридической ответственности:

- во-первых, юридическая ответственность - это форма государственного принуждения и - при наличии вины - государственного осуждения нарушителя нормы права;

- во-вторых - применяется только к лицам, допустившим правонарушение;

- в-третьих - может применяться только уполномоченными государственными и иными органами;

- в-четвертых - выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия;

- в-пятых - общественное осуждение действий (бездействия) правонарушителя.

Традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную (гражданско-правовую) виды юридической ответственности.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины.

Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. Противоправными признаются такие действия (бездействие), которые не соответствуют требованиям законодательства, либо прямо противоречат ему. Напротив, любые действия работника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как нарушение трудовой дисциплины.

Основанием административной ответственности является административный проступок, то есть посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Уголовная ответственность - является наиболее суровым видом юридической ответственности, соразмерно общественной опасности противоправного деяния, создающей для виновного лица серьезные правовые последствия в виде осуждения и уголовного наказания.

Посредством уголовной ответственности реализуются задачи уголовного законодательства. Уголовная ответственность призвана предупреждать преступления, оказывать воспитательное воздействие на лиц, их совершивших.

Принятое деление, нужно сказать, достаточно условно. Конкретные или отсылочные нормы, предусматривающие ответственность, содержат все отрасли законодательства, таким образом, ответственность является общим правовым институтом. Отраслевые нормы ответственности имеют некоторые особенности, но все они характеризуются единством цели, функций, признаков, оснований.

Уголовно-правовым средствам принадлежит важная роль в борьбе с преступностью в системе органов власти и управления, с посягательствами со стороны работников этих органов на охраняемый уголовным законом государственный интерес. Когда существенный вред государственным, общественным интересам либо интересам граждан причиняется должностным лицом при исполнении им служебных обязанностей, применяется уголовная ответственность за должностные преступления.

Уголовную ответственность - можно определить как предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженные в самом факте осуждения или осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения. Государство налагает уголовную ответственность в принудительном порядке, вне зависимости от желания правонарушителя, его волеизъявления.

Основанием уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления, в данном случае - должностного преступления. В случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Уголовная ответственность наступает только при наличии вины.

Одним из наиболее широко применяемых видов юридической ответственности является дисциплинарная ответственность.

Цели дисциплинарной ответственности достигаются с помощью применения различных мер дисциплинарного воздействия к нарушителям дисциплины, носящих название дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения. За должностной проступок руководителем органа, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы на государственного служащего могут налагаться только следующие дисциплинарные взыскания (в порядке усиления меры ответственности): замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. До решения вопроса о дисциплинарной ответственности государственного служащего, он может быть временно (но не более чем на месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти, регулируются нормами административного права. Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения правопорядка. Хотя административное право - не единственная отрасль, охватывающая общественные отношения в связи с функционированием системы исполнительной власти, тем не менее, его нормы имеют безусловный приоритет. Потому характер ответственности служащих органов государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность за нарушение норм административного права отражает реальное состояние института юридической ответственности в государственном управлении.

Для всех видов принуждения на основе административного законодательства характерно следующее:

- во-первых - они по общему правилу используются в связи с непреступными правонарушениями;

- во-вторых - они применяются в ходе исполнительно - распорядительной деятельности, в административном процессе субъектами управления;

- в третьих - виды, размеры принудительных средств, основания и порядок их реализации определяются нормами административного права.

Имущественная ответственность - представляет собой один из видов юридической ответственности со всеми свойственными ей признаками.

Однако необходимо отметить, что если дисциплинарная, административная, уголовная ответственность носят карательный, то имущественная - правовосстановительный характер.

Кроме того, применение мер имущественной ответственности к должностным лицам имеет существенную особенность, вытекающую из их служебного статуса. Дело в том, что гражданское законодательство, согласно ст.2 Гражданского кодекса, не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Если субъектами дисциплинарной, административной, уголовной ответственности являются физические лица - граждане, рабочие, служащие, должностные лица, то субъектами имущественной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Однако применительно к отношениям, возникающим в сфере управления, субъектом имущественной ответственности может быть только юридическое лицо, а не должностные лица, рабочие, служащие или граждане. Налицо случай несовпадения в одном лице непосредственного причинителя вреда и субъекта ответственности. Эта правовая коллизия разрешается следующим образом.

Выработанное наукой гражданского права и многолетней судебной практикой положение о том, что государство отвечает за действия не только государственного органа, но и любого должностного лица этого органа, законодательно закреплено в ст. 1069 Гражданского кодекса. Как нами уже было отмечено, государство отвечает за своё должностное лицо вследствие того, что, будучи особым образом, организованным коллективом людей, оно проявляет себя через деятельность своих структурных подразделений, должностных лиц и просто работников - государственных служащих. «Должностное лицо, осуществляя свои полномочия, действует не как индивид, а как полномочный представитель организации, и его действия влекут юридические последствия для нее - они признаются действиями организации». Если в результате действий должностного лица причинен вред (будь то сотруднику государственного учреждения, постороннему гражданину или сторонней организации), предполагается, что вред причинен самим государством. Субъектом правоотношений в подобных случаях является государство, а не должностное лицо, выступающее от его имени.

Безусловно, совершая правонарушение, должностное лицо имеет возможность выбора между противоправным и правомерным поведением. Ф.Энгельс указывал, «человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли». Состоя в трудовых отношениях с государством, неся службу, сопряженную с известными ограничениями, должностное лицо, фактически, жертвует своей свободой.

Таким образом, имеются юридические основания, позволяющие выделить особую разновидность имущественной ответственности, носящую в трудовом праве название материальной. Если по характеру правового воздействия материальная ответственность родственна имущественной, то отличительной чертой ее является состояние субъекта ответственности в трудовых отношениях с организацией-работодателем, влекущее ограничение применения мер материального воздействия. Выделение материальной ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности позволяет применять ее к должностным лицам, нанесшим ущерб государству, в независимости от того, привлекаются ли они за данный проступок к другим видам ответственности.

Материальная ответственность государственного служащего правоохранительного органа за ущерб, причиненный государству при исполнении трудовых обязанностей, является одним из важных средств защиты государственной собственности. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, причинивший материальный ущерб организации, выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной, когда служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. К материальной ответственности виновные привлекаются либо администрацией, либо по ее иску судом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что особенности применения мер юридической ответственности к индивидуальным субъектам правоохранительных органов связаны с выбором, назначением и реализацией меры принуждения (наказания). «Наказание, - по замечанию К. Маркса, - есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушения условий его существования, каковы бы ни были эти условия». Поскольку речь идет о правовой категории, постольку очевидно, что наказание следует за нарушение таких условий жизни общества, которые имеют закрепление в правовых предписаниях и охраняются ими.

Если термины «наказание», «кара» и применяются только в уголовном законодательстве, то это совсем не означает, что обозначаемые ими понятия чужды другим отраслям. Условия жизни общества, частные, общественные и государственные интересы охраняются всей системой права, законодательством всех отраслей, а не только уголовным. Всякая юридическая ответственность есть наказание как реакция на нарушение интересов, охраняемых правом любой отрасли.

В юридической литературе имеются различные точки зрения на такой вид юридической ответственности как политическая ответственность.

Учитывая, что с юридической точки зрения, политическая ответственность - институт обычного права, регулирующий отношения приобретения, удержания и передачи власти, то рассмотрение данного вида ответственности в рамках настоящего исследования по нашему мнению нецелесообразно.

Остановимся более конкретно на видах нарушений допускаемых и совершаемых служащими (должностными лицами) правоохранительных органов.

Говоря, о допускаемых и совершаемых служащими (должностными лицами) правоохранительных органов нарушениях прав и свобод граждан условно их можно разделить на пять групп:

- первая - нарушение личных прав и свобод,

- вторая - нарушение политических прав и свобод;

- третья - нарушение процессуальных прав и свобод;

- четвертая группа - это нарушение экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан.

Отдельно от вышеназванных групп можно определить пятую группу правонарушений - это нарушения допускаемые служащими (должностными лицами) правоохранительных органов против интересов службы, которые в прямой постановке вопроса не являются нарушениями конституционных прав и свобод граждан, однако последствия данных нарушений приводят к нарушениям вышеназванных гарантированных прав и свобод.

В юридической литературе разделение нарушений допускаемых и совершаемых служащими (должностными лицами) правоохранительных органов на группы прямо не делается, так как отдельные нарушения прав и свобод могут быть отнесены к разным группам. Например, нарушение свободы слова в равной мере может быть отнесена, как к личным, так и к политическим правам, поэтому их классификация носит условный характер.

К первой группе нарушений - нарушений личных прав и свобод граждан необходимо отнести нарушение конституционно гарантированных прав и свобод.

Это права: - на жизнь и на свободу; - на личную неприкосновенность; - на неприкосновенность частной жизни и жилища; - на свободное передвижение и выбор места жительства; - на свободу совести, свободу мысли и слова;

К нарушениям прав граждан на жизнь и на свободу в деятельности служащих и должностных лиц правоохранительных органов, помимо предусмотренных УК РФ наказаний за совершение общеуголовных преступлений, таких как, умышленное убийство, покушение на убийство, убийство по неосторожности, умышленное нанесение тяжкого вреда или вреда средней тяжести здоровью, изнасилование, покушение на изнасилование можно дополнительно отнести такие как:

- необоснованное привлечение к уголовной ответственности;

- необоснованный арест;

- нарушение сроков содержания под стражей;

- необоснованное задержание по подозрению в совершении преступления;

- необоснованное административное задержание;

- необоснованное доставление (водворение) в орган внутренних дел, приемник-распределитель, приемник-распределитель для несовершеннолетних, специальный приемник, медвытрезвитель, изолятор временного содержания;

К нарушениям прав на личную неприкосновенность можно отнести такие как:

- необоснованное изъятие вещей и документов;

- необоснованное производство обыска, выемки;

- незаконное применение наручников, приёмов самбо, смирительной рубашки иных специальных средств;

- применение пыток к арестованным и задержанным;

К нарушениям неприкосновенности частной жизни, жилища:

- незаконное проникновение в жилище;

- нарушения неприкосновенности частной жизни;

- нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений;

- незаконное применение негласных средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

- нарушение, установленных законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах;

К нарушениям прав на свободное передвижение и выбор места жительства такие как:

- незаконное установление административного надзора;

- необоснованное лишение права управления транспортным средством;

- необоснованное запрещение эксплуатации транспортного средства;

К нарушениям свободы совести, свободы мысли и слова,

- нарушение равноправия граждан;

- принуждение к даче показаний;

- нарушения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

- воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания

Ко второй группе нарушений - нарушений политических прав и свобод о большинстве своём относятся - нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, воспрепятствование осуществлению избирательных прав; - права на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций; - на участие в управлении делами государства; - права избирать и быть избранным и другие воспрепятствования осуществлению избирательных прав и другие.

Данные нарушения в деятельности правоохранительных органов практически отсутствую. Обычно к нарушениям данной группы могут привести неправомерные, в угоду политической конъюнктуры принятые решения руководителей правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период проведения общественно-массовых мероприятий (митинги, демонстрации, шествия и пикетирования).

К третьей группе нарушений - нарушениям процессуальных прав и свобод граждан в виде нарушений на судебную и на юридическую защиту своих прав, прав на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду необходимо отнести:

- незаконные методы ведения следствия и дознания;

- несоблюдение или ущемление прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их законных представителей или третьих лиц, повлекшее правовые последствия;

- нарушение сроков проведения дознания, предварительного следствия;

- отказ от привлечения при проведении процессуальных действий адвокатов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и их законных представителей или третьих лиц.

К четвертой группе нарушений социальных и культурных прав необходимо отнести: - нарушения свободы предпринимательства; - ограничение свободы торговли, прав на частную собственность, права на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, - на социальное обеспечение; - на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свободу творчества и другие.

К пятой группе нарушений - нарушений против интересов службы необходимо отнести:

- необоснованное приостановление предварительного следствия;

- необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела;

- фальсификация материалов предварительной проверки, дознания, следствия;

- вступление в запрещенные связи с осуждёнными, арестованными, задержанными;

- нарушение режима содержания арестованных и задержанных;

- необоснованное освобождение из органа внутренних дел, приемника-распределителя, приемника-распределителя для несовершеннолетних, специального приемника, медвытрезвителя, изолятора временного содержания;

- укрытие преступлений от учета;

- искажение статистической отчетности о результатах борьбы с преступностью;

- незаконное изменение условий содержания арестованных и задержанных;

- унижающее человеческое достоинство обращение с арестованными и задержанными;

- злоупотребление властью или служебным положением;

- халатность;

- получение взятки, дача взятки или посредничество при получении взятки;

- должностной подлог;

- вымогательство и другие;

Перечисленные допускаемые и совершаемые служащими (должностными лицами) правоохранительных органов нарушения прав и свобод граждан не нуждаются в дополнительных комментариях, необходимо лишь отметить, что за допущенные правонарушения и противоправные деяния, должностные лица правоохранительных органов, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности.

Нами рассмотрены и изучены причины и условия нарушения прав и свобод граждан служащими органов правоохранительной системы и виды персональной ответственности должностных лиц правоохранительного органа. Для раскрытия темы исследования необходимо рассмотреть вопрос осуществления конституционно-правового механизма защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы и пути их совершенствования.

 

Автор: Гайнетдинов А.Н.