Основания заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте (статья)
Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок, т.е. оснований. Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки. Ст.791 ГК РФ определяет основания возникновения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении - суточная заявка, недельный календарный план.
Источником обязательств по подаче подвижного состава (грузовых автомобилей и автомобильных прицепов различной грузоподъемности, бортовых самосвалов, фургонов, в том числе изотермических, цистерн и другого), и предъявлению грузов при систематической перевозке грузов на автомобильном транспорте могут также являться: годовой договор на перевозки грузов автомобильным транспортом и заявка, а при отсутствии годового договора - разовый заказ. В соответствие с годовым договором автотранспортное предприятие или организация обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст.40 УАТ).
Следует сказать, что в советском гражданском праве применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза. По справедливому замечанию некоторых российских ученых (Г.Отнюковой, В.В.Витрянского) договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок.
Например, В.В.Витрянский пишет: «В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок».
О значении указанного договора на автомобильном транспорте А.Г.Быков, Д.И.Половинчик, Г.П.Савичев писали: «В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке». Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст.798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер - этот договор не является договором перевозки конкретного груза. В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора.
Некоторые ученые (например, В.В.Витрянский, А.Н.Гусев) рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки. Кстати, такой же позиции придерживались Г.П.Савичев и В.А.Тархов. Другие ученые (М.А.Тарасов, А.И.Хаснутдинов) считают указанные договоры - предварительными или предшествующими договорами. М.Е.Ходунов, Е.Д.Шешенин относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок, как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются, например, от правоотношений по железнодорожным перевозкам. При железнодорожных перевозках непосредственно из плана перевозок возникает обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность грузоотправителя предъявить к перевозке предусмотренный планом груз.
Д.И.Половинчик, Г.П.Савичев писали: «Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов..., разовые договоры (заказы)... и договоры перевозки конкретного груза... Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т.е. опосредствуют отношения в сфере транспортной деятельности.
Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, присущую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя.
Кроме того, специфика транспортного процесса приводит к тому, что оперативное руководство организацией работы по сдаче-приему груза к транспортировке не может осуществляться только автотранспортным предприятием в одностороннем порядке. Становится необходимым соответствующее согласование всех этих вопросов с грузоотправителями (грузополучателями). Годовой договор на перевозку грузов обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, касающиеся организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. Поэтому они именуются «организационными». В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов (имущества).
И организационные договоры, и договоры перевозки конкретного груза тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза бессмысленно. В свою очередь заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен».
УАТ определяет годовой договор на перевозку как договор, в силу которого автотранспортное предприятие или организация обязуются в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Этим подчеркивается специфическая особенность годового договора в отличие от договора перевозки конкретного груза, а именно содержание договора составляет права и обязанности сторон, касающиеся организации предстоящей перевозки грузов. Ввиду этого годовой договор носит длящийся характер.
Сторонами годового договора являются автотранспортные и промышленные предприятия, строительные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия и организации, указанные в плане перевозок по клиентуре. По количеству предприятий и организаций, участвующих в заключении договора, годовые договоры подразделяются на два вида: двусторонние и трехсторонние. В двустороннем договоре одной из сторон всегда является автотранспортное предприятие или организация, принимающая на себя обязательство перевозки, другой - грузоотправитель, для которого установлен план перевозок. Грузополучатель в этом случае не участвует в заключении договора и не является, следовательно, его стороной.
В отличие от других видов транспорта при автомобильных перевозках в заключении годового договора в качестве стороны часто выступает не грузоотправитель, а грузополучатель.
Согласно УАТ в тех случаях, когда годовые договоры заключаются с предприятиями и организациями, не являющимися грузоотправителями или грузополучателями, эти организации все равно пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные Уставом для грузоотправителей и грузополучателей. В случаях, предусмотренных особыми условиями перевозок автомобильным транспортом грузов предприятий, организаций и учреждений отдельных отраслей народного хозяйства, могут заключаться трехсторонние договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Содержание годового договора в значительной мере предопределено в нормативном порядке. Основным нормативным актом, определяющим содержание годового договора, заключаемого между автотранспортным предприятием и грузоотправителем, является Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом. В нем устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. Требования к содержанию договоров конкретизируются в Правилах и в Типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. В частности, Правила указывают на необходимость установления в договоре грузооборота; определяют, что понимается под условиями перевозок: режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т.д.; устанавливают иные условия о среднесуточном объеме перевозок, фронте одновременной погрузки и выгрузки грузов и др.
При перевозке грузов в контейнерах, в годовом договоре должны дополнительно обусловливаться: объемы перевозок грузов по каждому типу контейнеров (в том числе, раздельно по завозу и вывозу), график завоза порожних и вывоза груженых контейнеров, порядок погрузки и разгрузки контейнеров (со снятием с автомобиля или без снятия их), организация у грузоотправителя обменного пункта контейнеров, порядок его работы, определение количества оборотных контейнеров, порядок оформления документов, сроки оборота контейнеров.
В годовой договор при перевозках грузов пакетами дополнительно включаются также их объем, типы и параметры поддонов (пакетов), порядок и способы погрузки и разгрузки пакетов, порядок и сроки возврата и обмена поддонов и другие условия. При заключении годовых договоров подробно определяются виды связанных с перевозкой операций и услуг (транспортно-экспедиционных операций и услуг), принимаемых к выполнению автотранспортным предприятием по поручению грузоотправителя (грузополучателя), порядок и сроки их выполнения.
Некоторые российские ученые выдвигают концепцию, согласно которой эти договоры являются предварительными договорами. Другие российские ученые относят указанные договоры к категории «организационных предпосылок». Д.А.Медведев, В.Т.Смирнов пишут: «По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенными условиями договора, считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон». Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В.В.Витрянский, который указывает: «...модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором». С нашей точке зрения, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, т.к. обладает всеми необходимыми для этого признаками, т.е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде. Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В.И.Синайский.
Вместе с тем, думается, при наличии договора перевозки грузов об организации действия сторон по подаче и согласованию соответствующих заявок (заказов) представляют собой не самостоятельное основание возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, а по существу исполнение договора об организации перевозок грузов. Ведь в самом договоре об организации перевозок грузов могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок (заказов), а также ответственность и иные последствия нарушения соответствующих условий договора. Кроме того, именно в договоре об организации перевозок (а не в заявке) должны регулироваться вопросы, связанные с режимом работы перевозчика и организации, отправляющей (получающей) грузы; выделением представителей сторон, имеющих право подписи соответствующих заявок и право их рассмотрения и принятия; определением типов подаваемых транспортных средств, соответствующих специфическим свойствам отправляемых грузов, и т.п. При наличии договора об организации перевозок грузов с такими условиями действия сторон по подаче и принятию заявок (заказов) на перевозку конкретных партий грузов в рамках согласованных объемов перевозки действительно составляют один из элементов предмета этого договора.
Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств. Однако мы не можем согласиться с концепцией В.В.Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В.В.Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора.
Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливается в Типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. Заявка лишь уточняет уеловия годового договора.
Отрицать, что годовой договор - этот важнейший вид договора на автомобильном транспорте - является договором перевозки, значит, отрывать самым непозволительным образом юридическую форму от ее экономического содержания. Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что наиболее важная договорная форма, которой вот уже много лет опосредствуется перевозочная работа на автотранспорте и которой принадлежит еще большее значение в перспективе, это не договор о перевозке.
Судебно-арбитражная практика придает принципиальное значение соблюдению грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов.
Исследуя круг правоотношений, которые связаны с перевозками конкретных грузов, нельзя оставить без рассмотрения отношения, складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, порядка погрузки (выгрузки) груза в поданный подвижной состав (автомобили, контейнеры и т.д.). Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Указанные положения находят свою детализацию применительно к автомобильным перевозкам.
По поводу юридической природы данных правоотношений в доктрине советского и современного периодов существовали различные мнения. В частности, О.Н.Садиков указывает: «Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. В Законе о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г. план перевозок назван в числе средств, используемых в процессе функционирования российского железнодорожного транспорта (ст.20, 21). Такой централизованный механизм организации грузовых перевозок сохранен для перевозок экспортных грузов постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям и видам перевозок. Предусмотренная транспортными уставами ответственность (УЖД, УВВТ и УАТ), система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам... сохраняет в этих случаях свое значение «.
Взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, регулирующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в гл.40 ГК. Прежде всего, необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК (п.1 ст.791), следуют обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.
Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст.435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст.438 ГК). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке и их использованию всегда возникает из договора:...договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя, во всяком случае не из «организационных предпосылок» или «завязки грузоперевозочного процесса».
В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортного законодательства претерпели значительные изменения. Действующий ГК не применяет термин «план перевозки». По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п.1 ст.794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории «иных договоров», что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.
Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст.798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Представляется, что ст.36 УАТ РСФСР необходимо изложить в следующей редакции: «Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки».
Таким образом, договоры перевозки грузов автомобильным транспортом существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора автомобильной перевозки от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. При перевозках грузов в автомобилях груз сдается для перемещения, по общему правилу, в таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в ведении и на территории клиента, т. е. грузоотправителя. Из этого обстоятельства со всей очевидностью вытекает невозможность конструирования договоров перевозки грузов автомобильным транспортом как договоров реальных, т. е. совершаемых в момент принятия груза к перевозке, как это имеет место при железнодорожных и речных перевозках. На автомобильном транспорте в силу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (т. е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения.
Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов - это по необходимости договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т. е. договор консенсуальный. Это, безусловно, делает его сходным с одним из видов договора морской перевозки с чартером. Но в то время, как чартер заключается о предоставлении для целей перевозки целого судна или части его или определенных судовых помещений и притом индивидуально-определенного судна, имеющего свое наименование на один или несколько рейсов, договор автомобильной перевозки никогда не заключается на условиях перевозки грузов в индивидуально-определенных автомобилях: это договор не о предоставлении индивидуально-определенного автомобиля для перевозки грузов от пункта отправления к пункту назначения, а договор о принятии перевозчиком на себя обязанности перевезти обусловленное в договоре количество грузов на условиях, в нем установленных, без обязанности предоставления под перевозку индивидуально-определенных средств транспорта. В таком договоре может быть предусмотрено, сколько автомобилей, прицепов, тягачей обязана предоставить для целей перевозки автотранспортная организация грузоотправителю в течение квартала, месяца, декады, какого рода, какой модели должны быть эти автомобили, но автотранспортная организация не берет на себя обязанности предоставить именно конкретный автомобиль (под гаражным номером таким-то). Если бы даже почему-либо автотранспортная организация сообщила грузоотправителю, что она предоставит ему для перевозки автомобили за определенными номерами, то замена этих автомобилей другими технически исправными автомобилями того же рода, той же грузоподъемности само по себе не могло бы рассматриваться как нарушение условий договора. Между тем замена индивидуально-определенного судна, указанного в чартере, другим таким же судном составляет существенное нарушение договора.
Таким образом, при наличии известных черт сходства с чартером договор автомобильной перевозки выступает как самостоятельный вид договора перевозки.
Предлагаю дополнить УАТ РСФСР, следующей нормой: «Для осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества автомобилей, пунктов назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов автомобильным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней». Таким образом, суть моего предложения состоит в отказе обязательного заключения сторонами годового договора на перевозку, т.е. в увязке этого положения со ст.798 ГК, что будет способствовать дальнейшей унификации автотранспортного законодательства.
Автор: Елдашов Г.