30.09.2010 17486

Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией (Н.В. Кошелева)

 

Данное пособие - результат обобщения многолетнего опыта работы в условиях специализированного стационара и амбулатории с больными, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в качестве последствий нарушения речи по типу афазии.

Как известно, у больных с афазией, независимо от её конкретной формы, речь нарушается системно. Особенно серьёзно страдает способность выбрать нужное слово и умение строить предложение. Между тем без этих речевых действий невозможна связная речь, необходимая для общения.

Пособие содержит методический материал, который в значительной мере решает задачи восстановления способности больных к речевой коммуникации. Учитывая, что повреждены речевые зоны мозга, невозможно рассчитывать на «естественное» вспоминание того, как нужно говорить. Приходится использовать специальные приёмы, которые произвольно осмысливаются больным, а затем в результате многократных упражнений происходит упрочение (автоматизация) способов извлечения из памяти необходимых слов и речевых оборотов.

Материал пособия выдержан в соответствии с общедидактическими принципами обучения (упражнения располагаются от простого к сложному, от слов к предложениям, от устной речи к письменной). Кроме того, учитываются наиболее насущные коммуникативные потребности больных в разных ситуациях речевого общения. Усваивая материал пособия, больной постоянно продвигается по пути реализации внутренней потребности рассказать о себе, о своих близких, выразить насущные потребности и желания.

Наблюдения за больными в процессе индивидуальной и групповой работы показывают, что выполнение упражнений, содержащихся в пособии, активизирует не только речь, но и деятельность в целом, побуждает к высказываниям, поднимает настроение, внушает уверенность в своих возможностях.

Усвоение слов и правил, по которым они изменяются и связываются друг с другом, рассчитано на «следовую» память, которая хранится в мозге больного. Главной особенностью этой памяти является опора на смысловые связи (ассоциации) между словами и предложениями. Необходимо при этом учитывать, что у разных людей объём и степень сложности ассоциаций различен. В пособии даётся «усреднённый» вариант, который актуален для большинства русскоязычных людей.

Словарь систематизирован по темам, которые, в свою очередь, связаны между собой. Предполагается, что больные с хотя бы частичной сохранностью письма и чтения будут выполнять упражнения не только устно, но и письменно. Для этого в пособии предусмотрены специальные «пустые» места,

Относительная простота и универсальность упражнений позволит родственникам больных оказывать им существенную помощь в занятиях. В частности, их помощь потребуется в разыгрывании диалогов.

Можно также домашними средствами сделать диктофон и вариант пособия, чтобы больной мог работать самостоятельно в отсутствие родственников. Такая мера способствует также активизации слухового внимания и восприятия, что облегчит больному речевое общение в реальной жизни.

Пособие рассчитано в основном на больных со средней, средне-легкой степенью выраженности дефекта, а значительная часть упражнений может быть использована для коррекционной работы с детьми, страдающими задержкой речевого развития.

Представленные в книге упражнения помогут значительно расширить словарь и сформировать фразовую речь как у взрослых (после инсульта), так и у детей. Поэтому данное пособие выходит за рамки афазиологин и может быть использовано для различных контингентов лиц, обучающихся русскому языку.

 

КОШЕЛЕВА Н.В. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ. - М.: АСТ, 2006. – 207 С.

 

Пособие в формате .pdf можно скачать здесь