30.05.2011 26014

Договор транспортной экспедиции и договоры комиссии, поручения и агентирования (статья)

 

В статье 801 ГК РФ законодатель в качестве одной из обязанностей, которая может быть предусмотрена договором транспортной экспедиции, указывает обязанность по заключению экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза. В соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитор также может быть обязан получать требующиеся для экспорта или импорта документы, выполнять таможенные или иные формальности, уплачивать пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента. Указанные действия являются юридическими.

В отличие от Гражданского кодекса, в котором совершение юридических действий прямо не предусмотрено в легальном определении договора транспортной экспедиции, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет транспортно-экспедиционную деятельность как деятельность по оказанию услуг по организации перевозок любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (ст.1). Конституирующим признаком транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, признается совершение юридических действий, так как вполне логично, что под термином «оформление документов» имеется в виду не просто заполнение каких-либо бланков, но заключение экспедитором договоров, которые экспедитор может осуществлять от своего имени или от имени клиента, совершение иных юридических действий.

В советской юридической литературе одни считали, что договор транспортной экспедиции - разновидность договора комиссии, другие полагали, что указанный договор - это разновидность договора поручения, третьи рассматривали договор транспортной экспедиции как разновидность договора экспедиции, четвертые признавали рассматриваемый договор самостоятельным видом.

В настоящее время в юридической литературе существует позиция, рассматривающая договор транспортной экспедиции в качестве представительского договора, одной из его разновидностей. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов отмечают, что по своему содержанию договор транспортной экспедиции «сходен с рядом других договоров о представительстве (поручение, комиссия, агентирование) и с договором возмездного оказания услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат... Экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве».

Г.П. Савичев, давая определение экспедиционным обязательствам, в частности отмечает, что экспедитор совершает в пользу клиента «определенные юридические и (или) фактические действия (услуги) представительского или посреднического характера, связанные с перевозкой груза».

С.М. Попова, признавая самостоятельность договора транспортной экспедиции, указывает, что договор транспортной экспедиции имеет ряд черт, сближающих его с договорами комиссии, поручения и агентского договора.

Б.Д. Завидов считает, что к договору транспортной экспедиции могут субсидиарно применяться положения глав ГК о поручении, комиссии и агентировании. Указанная точка зрения фактически подтверждает мнение о том, что договор транспортной экспедиции может быть разновидностью договора поручения, комиссии и агентирования.

Ю.В. Романец полагает, что транспортная экспедиция представляет собой «перевозочный вид каждого из договорных типов, который ею конкретизируется»  и если, например, на экспедитора возложена обязанность по оказанию от своего имени юридических услуг, связанных с перевозкой, к таким правоотношениям должны применяться нормы института комиссии. Критикуя точку зрения Ю.В. Романца, В.В. Витрянский справедливо отмечает, что. «с точки зрения системы гражданско-правовых договоров все договоры, относящиеся, к категории договоров о возмездном оказании услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции, поручения, комиссии, перевозки и др., находятся в одном ряду, являются однопорядковыми. Родовым же понятием по отношению к названным договорам является договор о возмездном оказании услуг.

Поэтому методологически недопустимо определять соотношение указанных договоров (например, договора транспортной экспедиции и договора комиссии) как вид к роду».

Несомненно, договор транспортной экспедиции, предусматривающий заключение экспедитором при отправлении груза договора перевозки от своего имени или от имени клиента, имеет похожие черты с договорами поручения и комиссии. Но также можно найти общие черты между договором транспортной экспедиции, предусматривающим осуществление экспедитором автоперевозки от грузоотправителя до перевозчика или от перевозчика до грузополучателя, с договором перевозки, или найти общие черты между договором транспортной экспедиции, предусматривающим осуществление экспедитором упаковки груза, с договором подряда. Однако, ни одно из вышеперечисленных действий экспедитора полностью не охватывает собой предмет договора транспортной экспедиции, а является лишь его составной частью. Предмет договора транспортной экспедиции состоит не просто в заключении договора перевозки или в осуществлении работ по приведению груза в транспортабельное состояние, или в осуществлении перевозки груза от грузоотправителя до перевозчика (от перевозчика до грузополучателя); предмет договора транспортной экспедиции состоит в выполнении или организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, и при этом экспедитор организует доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя либо организует выполнение определенного этапа или части этапа транспортного процесса.

Думается, что рассмотрение договора транспортной экспедиции в качестве разновидности договора поручения, либо договора комиссии, либо в качестве особой разновидности сделки о представительстве обусловлено узкой трактовкой предмета договора транспортной экспедиции, под которым (предметом) понимаются услуги экспедитора по отправлению или получению груза, направленные на достижение основного результата - заключение договора перевозки или получение груза по договору перевозки. В такой ситуации заключение экспедитором договора перевозки (или получение груза от перевозчика) рассматривается в качестве главного и единственного действия, на осуществление которого направлен договор экспедиции. Остальные действия, осуществляемые экспедитором по договору, рассматриваются дополнительными, не имеющими такого значения как заключение экспедитором договора перевозки от своего имени или от имени клиента.

Действительно, транспортно-экспедиционный договор, предусматривающий обеспечение отправления груза, «вполне может являться основой для посреднической деятельности», и заключение экспедитором договора перевозки от имени и за счет клиента либо от своего имени и за счет клиента может рассматриваться как «элемент юридического посредничества». Однако, в подобном транспортно-экспедиционном договоре наряду с заключением договора перевозки такое же важное значение имеют и иные действия, совершаемые экспедитором. Кроме того, договор экспедиции может также иметь своим предметом деятельность по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; в этом случае экспедитор организует весь транспортный процесс, в котором могут участвовать различные перевозчики, хранители, стивидоры, тальманы, таможенные брокеры, логисты и т.д. При организации доставки груза получателю заключение экспедитором договора перевозки, а также заключение иных договоров, необходимых для организации доставки груза, является возложением исполнения обязательства на третье лицо; обязанностью экспедитора является не заключение договора перевозки, а организация доставки груза получателю.

В этой связи интересно отметить, что в Гражданском кодексе (в Общей части обязательственного права) предусмотрена норма о праве должника возложить исполнение обязательства на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (ст.313). В силу значимости правомочия возложения исполнения обязательства на третье лицо при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности законодатель в главе 41 ГК, посвященной договору транспортной экспедиции, повторно предусматривает, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805).

Рассматривая общие и отличительные черты договора транспортной экспедиции и договора комиссии, следует обратиться к определению договора комиссии: по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (статья 990 ГК РФ). Одним из признаков договора комиссии является то, что комиссионер совершает сделку от своего имени. При определении же договора транспортной экспедиции законодатель не указывает, от чьего имени должен выступать экспедитор в гражданском обороте: экспедитор может выступать как от своего имени, так и от имени клиента.

В отличие от договора комиссии предмет договора транспортной экспедиции не ограничен заключением согласованных сторонами сделок, условия которых определены указаниями клиента. Как отмечает Е.А. Суханов, с помощью договора комиссии «осуществляются сделки по возмездной реализации имущества, не принадлежащего отчуждателю. Иными словами, он оформляет отношения торгового посредничества». Именно вследствие этого, законодатель предусматривает, что договор комиссии может быть заключен с указанием территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру (ст. 990 ГК); для договора транспортной экспедиции подобные положения неприемлемы. У договора транспортной экспедиции и договора комиссии различны отношения, которые указанные институты призваны регулировать - договор комиссии оформляет отношения торгового посредничества, а договор транспортной экспедиции - отношения по организации перевозок.

Вследствие различия предмета договора транспортной экспедиции и договора комиссии, при регулировании транспортно-экспедиционных отношений не может применяться основополагающее, обусловленное природой договора комиссии правило о том, что комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (ст.993 ГК). Напротив, законодатель четко устанавливает следующее: во-первых, в отношении заключенных экспедитором договоров действует правило о том, что возложение исполнения обязательств на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора (ст. 805 ГК); и, во-вторых, отдельно сформулировано правило о том, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК).

Заключение экспедитором при организации доставки груза получателю договоров перевозки является привлечением экспедитором перевозчиков к исполнению своей обязанности, является способом выполнения экспедитором возложенных на него обязанностей в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Экспедитор может выступать как от своего имени, так и от имени клиента. Выбор той или иной формы целиком зависит от условий рынка, от размера вознаграждения, при котором выбирается, естественно, максимальное вознаграждение, от легкости прохождения тех или иных процедур. Как правило, экспедитор в имущественном обороте выступает от своего имени, и при совершении различных действий рассматривается другими участниками транспортного, в частности, перевозочного процесса (транспортный процесс не равнозначен перевозочному процессу, так как включает, помимо самой перевозки, транспортно-экспедиционные операции) в качестве грузовладельца, осуществляющего различные правомочия в отношении груза.

Конструкция, основанная на заключении экспедитором во исполнение договора транспортной экспедиции различных договоров от своего имени (возложение исполнения обязательства экспедитором на третье лицо), на практике значительно упрощает взаимоотношения участников, способствуя более быстрой и качественной доставке грузов. И если экспедитор берет на себя обязанность по организации доставки груза, то он противостоит клиенту как единственное лицо, ответственное за доставку груза получателю. В этом случае говорят о доставке грузов «от двери до двери», т.е. доставке, при которой клиенту (владельцу) груза противостоит один обязанный субъект, обеспечивающий транспортировку груза на всем протяжении пути следования от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Если же экспедитор действует от имени клиента, вступая в различные правоотношения с другими участниками гражданского оборота, то он ограничивает свои возможные действия в отношении груза волей клиента, выраженной в доверенности. Хотя доставка груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя возможна и тогда, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор заключает договоры не от своего имени, а от имени клиента - если и грузоотправитель, и грузополучатель дадут экспедитору доверенности на совершение всех необходимых юридических действий.

К договору транспортной экспедиции не применяется «характерная» для договора комиссии норма об исполнении комиссионного поручения на более выгодных условиях, в соответствии с которой в этом случае дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 992 ГК РФ). Очень часто доход экспедитора формируется именно из разницы между тарифами мелких отправок (которые платит клиент экспедитору) и тарифами повагонных отправок (которые платит экспедитор перевозчику и которые меньше, чем тарифы мелких отправок).

Сравнивая договор комиссии и договор транспортной экспедиции, А.И. Хаснутдинов отмечает, что оба договора похожи тем, что они способны «служить правовой формой выполнения как юридических, так и фактических действий... Однако, если основным содержанием договора., комиссии является совершение юридических действий (фактические действия., комиссионера рассматриваются как вспомогательные по отношению... к заключению сделок), то в договоре транспортной экспедиции лишь совокупность фактических и юридических действий составляет их содержание... Органическое сочетание юридических и фактических действий, - отмечает автор, - продиктовано потребностями комплексного обслуживания предприятий и организаций, поэтому какую бы форму ни приобрел договор транспортной экспедиции - комиссии иди поручения - содержание услуг не меняется. Это всегда операции по отправлению или получению грузов от органов магистрального транспорта». Однако, необходимо отметить, что в предмет договора комиссии не включается осуществление комиссионером фактических действий, фактические действия, выполняемые комиссионером, находятся «за рамками» договора комиссии, в договоре же транспортной экспедиции осуществление экспедитором фактических действий по своему значению сравнимо с выполнением юридических действий. Кроме того, содержание услуг экспедитора не сводится к выполнению операций только по отправлению или получению груза, экспедитор может организовывать доставку груза «от двери до двери», а также выполнять и иные услуги, связанные с перевозкой.

В настоящее время законодатель также не рассматривает договор транспортной экспедиции в качестве разновидности договора комиссии, и поэтому не предусматривает субсидиарное применение норм, регулирующих комиссию, к отношениям, вытекающим из договора транспортной экспедиции. Законодатель, регулируя договор транспортной экспедиции, довольно полно отражает возможные вопросы, которые свойственны именно договору транспортной экспедиции и которые не могут быть урегулированы с помощью норм, посвященных договору комиссии. Нормы о договоре комиссии могут быть применены к транспортно-экспедиционным обязательствам лишь в силу аналогии закона, то есть когда отсутствует регулирование транспортно-экспедиционных обязательств законом, соглашением сторон и обычаями делового оборота. При аналогии закона нормы, относящиеся к договору комиссии, могут быть применены к сходным неурегулированным транспортно-экспедиционным отношениям.

В литературе можно встретить взгляд, что экспедитор совершает операции, которые сами по себе являются комиссионными. В частности, к категории комиссионных операций К.И. Плужников относит «поручение на уплату фрахтов, сборов и других расходов, возлагаемых на экспедитора; поручение на фрахтование судов, самолетов...; поручение на заключение стивидорных и тальманских контрактов; поручение на аренду, субаренду терминалов, причалов, подъездных путей, контейнеров, трейлеров, лихтеров...». В опровержение изложенной точки зрения можно отметить, что указанные действия могут осуществляться экспедитором и от своего имени, и от имени клиента. Совершение экспедитором действий только от своего имени не является необходимым признаком вышеперечисленных действий - признаком, без которого указанные действия не могли бы быть осуществлены; не сами операции по своей сути являются комиссионными, операции (действия) могут быть фактическими или юридическими.

В дополнение хотелось бы отметить, что стремление найти в новом договоре черты уже известных договоров свойственно не только исследованиям договора транспортной экспедиции, который некоторые авторы стремятся рассмотреть в качестве разновидности договора комиссии. Сам договор комиссии многие авторы пытались подвести под какое-либо другое известное обязательство. Комиссионное обязательство рассматривали как разновидность правоотношений купли-продажи или поставки (т.к. конечной целью комиссионного договора часто является купля-продажа имущества); поручения или представительства; перепоручения; посредничества; фидуциарной сделки.

Договор транспортной экспедиции не является разновидностью договора комиссии. По своей правовой природе это два различных договора. Договор транспортной экспедиции направлен на выполнение или организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, а не просто на заключение одной или нескольких сделок по поручению контрагента.

При выполнении обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор может заключать договор перевозки от имени и за счет клиента, что напоминает об обязанности поверенного по договору поручения. Согласно статье 971 ГК РФ, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

В экономической литературе отмечается, что многие поручения клиента, в том числе заключение договора перевозки от имени и за счет клиента, выполняются «на основе правовых норм договора поручения, и при выполнении таких поручений сложилась определенная практика, традиции и даже правила, принятые экспедиторскими ассоциациями». Хотелось бы отметить, что согласно действующему законодательству, нормы договора поручения могут применяться к неурегулированным сходным транспортно-экспедиционным отношениям в только в силу аналогии закона, т.е. при отсутствии прямого урегулирования указанных правоотношений законодательством, соглашением сторон или обычаем делового оборота.

В правовой литературе также существует мнение, что в случаях, когда экспедитор действует от имени и за счет клиента, при регулировании взаимоотношений между указанными субъектами субсидиарно применяются нормы о договоре поручения, что также было предусмотрено, например, в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г. (ст. 105).

Исходя из этого, в случае заключения экспедитором договора перевозки от имени клиента договор транспортной экспедиции фактически рассматривается как разновидность договора поручения, хотя еще в советской литературе были отмечены такие различия между вышеуказанными договорами, как различное содержание договоров. Также отмечалось, что «договор поручения характерен тем, что в нем одна сторона (доверитель) наделяется широкими правами, другая - преимущественно обязательствами. Заинтересован в исполнении этого договора (кроме случаев, когда он возмездный), главным образом, доверитель. Неисполнение или ненадлежащее исполнение поверенным действий, наступившее по вине доверителя, по общему смыслу договора, не должно влечь ответственности доверителя перед поверенным». В транспортно-экспедиционном договоре стороны несут взаимную ответственность за неисполнение своих обязанностей, также присутствует заинтересованность в исполнении договора транспортной экспедиции как со стороны клиента (заинтересованность в обеспечении доставки, отправления, получения груза), так и со стороны экспедитора (заинтересованность в получении вознаграждения). Неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечет ответственность последнего перед экспедитором в виде возмещения убытков, уплаты штрафа. Договор транспортной экспедиции нельзя классифицировать как разновидность договора поручения только на основании того, что экспедитор может выступать от имени клиента; просто в определенных случаях данная форма отношений является целесообразной.

В качестве общих признаков для договора транспортной экспедиции и договора поручения В.И. Жуков указывает следующие: и экспедитор, и поверенный действуют, как правило, по доверенности своих контрагентов; по договору экспедиции и по договору поручения наряду с юридическими действиями производятся фактические действия, например, упаковка, сортировка и др.; оба договора являются консенсуальными, их выполнение требует обязательного участия третьих лиц. Критикуя данную точку зрения, необходимо указать, что поверенный всегда действует на основании доверенности своего контрагента, экспедитор может действовать как от собственного имени, так и от имени клиента. В предмет договора транспортной экспедиции входит совершение фактических действий, а в предмет договора поручения выполнение фактических действий не входит, совершаемые поверенным фактические действия существуют «вне» предмета договора поручения.

Отмеченное В.И. Жуковым выполнение экспедитором и поверенным наряду с юридическими фактических действий объединяет не только договор экспедиции с договором поручения, но и эти два договора с договорами комиссии и агентирования и, следовательно, выполнение как поверенным, так и экспедитором фактических действий не является общим признаком исключительно для договоров поручения и транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции, в отличие от договора поручения, тесно связан с перевозкой и предусматривает не только совершение сделок от имени клиента, но и выполнение целого ряда фактических действий по организации перевозки. Такой отмеченный В.И Жуковым признак, как консенсуальность договора экспедиции и поручения также не может служить показателем их общей правовой природы. Консенсуальными являются многие гражданско-правовые договоры (договор купли-продажи, аренды, подряда и т.д.); признак «консенсуальности» важен при классификации гражданско-правовых договоров на реальные и консенсуальные с отнесением и договора поручения, и договора комиссии, и договора купли-продажи, договора подряда, договора транспортной экспедиции и многих других договоров к группе консенсуальных договоров.

В.И. Жуков, анализируя общие черты между договорами транспортной экспедиции и поручения, указывает на обязательное участие третьих лиц при выполнении экспедитором и поверенным своих договорных обязанностей. В опровержение можно отметить, что, во-первых, указанный признак может быть использован также и при нахождении общих черт между договорами поручения и комиссии, между договорами экспедиции и комиссии, то есть данный признак не является специфическим только для договоров транспортной экспедиции и поручения. Привлечение третьих лиц для исполнения своего договорного обязательства вообще свойственно многим гражданско-правовым договорам, и не случайно норма о возложении исполнения обязательства на третье лицо помещена в Общую часть обязательственного права ГК РФ (ст. 313). Во-вторых, экспедитор может лично выполнить все свои договорные обязанности (доставить груз на склад грузополучателя).

Основным и достаточным различием между договором транспортной экспедиции и договором поручения является разная правовая природа этих договоров. Договор поручения имеет своими содержанием и целью представительство, тогда как договор транспортной экспедиции имеет своим содержанием и целью выполнение (организацию) выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.

В отличие от договора транспортной экспедиции договор поручения, прежде всего, конструируется как гражданско-правовой договор, опосредующий доверительные (фидуциарные) отношения сторон. На это указывает и то, что в легальном определении отсутствует упоминание о такой важной обязанности доверителя, как выплата вознаграждения поверенному за осуществление его действий. Нельзя сказать, что в договоре поручения вознаграждение не может иметь места, однако данная обязанность доверителя носит факультативный, но не конститутивный характер. Договор транспортной экспедиции всегда является возмездным договором, одна из основных обязанностей клиента - обязанность уплатить экспедитору вознаграждение. В договоре транспортной экспедиции стороны согласовывают условие о вознаграждении; если же указанное условие не согласовано, то применяется норма пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса, согласно которой в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена, исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги. В договоре поручения пункт 3 статьи 424 ГК будет применяться для определения размера вознаграждения, лишь если данный договор является возмездным, т.е. если договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности (п.2 ст.972 ГК РФ). И даже в возмездном договоре поручения стороны могут предусмотреть условие об отсутствии обязанности доверителя уплачивать поверенному вознаграждение (п. 1 ст. 972 ГК РФ).

У договора транспортной экспедиции и договора поручения различны предметы. Как отмечает Е.А. Суханов, «... предметом договора поручения является совершение одним лицом от имени другого определенных юридических действий, чаще всего сделок, стороной которых становится не поверенный (представитель), а доверитель (представляемый)», предметом же договора транспортной экспедиции является выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, и «совершение экспедитором соответствующих сделок является лишь средством достижения цели транспортной экспедиции».

Предмет договора поручения в отличие от договора транспортной экспедиции «может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов и порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п.». По договору транспортной экспедиции экспедитор оказывает услуги «в соответствии с условиями договора, а не на основе изменяющихся указаний клиента, которые применительно к договору транспортной экспедиции должны рассматриваться в качестве одностороннего изменения условий обязательства, что по общему правилу не допускается».

При оказании транспортно-экспедиционных услуг возникают специфические проблемы и вопросы, которые не могут быть решены с помощью применения норм, регулирующих договор поручения.

Последним рассматриваемым договором, регулирующим отношения между сторонами по поводу осуществления юридических действий, является агентский договор. Еще в советской литературе М.Е. Ходунов высказывал мнение о том, что лицо, заключающее договор перевозки от имени клиента и оказывающее вспомогательные услуги по организации его исполнения, правильнее именовать не экспедитором, а агентом по отправлению и приему груза.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). К агентскому договору субсидиарно применяются нормы о договоре комиссии и о договоре поручения, в зависимости от того, действует ли агент от своего имени или от имени своего контрагента (ст. 1011 ГК). Согласно агентскому договору, агент должен совершать определенные юридические и фактические действия, «при этом имеется в виду не только присущая агентскому договору длительность отношений сторон, т.е. растянутость действия договора во времени, но, прежде всего, многократность оказания услуг в сочетании с их многообразием». В соответствии с агентским договором агент обязуется совершать юридические и иные действия, т.е. фактические действия, которые, в отличие от договора комиссии и поручения, входят в состав предмета агентского договора.

Рассматривая договор транспортной экспедиции и агентский договор, нужно отметить, что договор экспедиции может сочетать в себе вышеотмеченные признаки, свойственные агентскому договору - длящийся характер (многократность), комплексное осуществление юридических и фактических действий. Однако, по договору транспортной экспедиции может выполняться и разовый заказ клиента, то есть отсутствовать признак многократности совершаемых действий. Не применяются к договору экспедиции характерные для агентского договора правила о возможности предусмотреть в агентском договоре обязательство принципала не заключать аналогичные агентские договоры с другими агентами, действующими на определенной договором территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора (п.1 ст. 1007 ГК); о возможности предусмотреть обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре (п.2 ст. 1007 ГК РФ).

Как отмечает В.В. Витрянский, «предмет агентского договора...оказывается предельно широким и при определенных условиях может содержать в качестве составного элемента и транспортно-экспедиционные обязательства. Свидетельством тому может служить модель агентского договора, используемая на морском транспорте». Так, статья 237 Кодекса торгового мореплавания РФ при перечислении действий в области морского агентирования, в частности, упоминает экспедирование груза, не раскрывая, однако, содержания данного термина (на практике под экспедиционными операциями подразумеваются операции по документальному оформлению приема груза к перевозке и завоза на станцию (порт), по раскредитованию перевозочных документов и оформлению выдачи и вывоза груза, по оплате провозных платежей и сборов).

А.К. Жудро также отмечал, что «функции экспедиторов составляют лишь часть осуществляемых морскими портами более общих функций агентов отправителей и получателей. Общее и сравнительно широкое понятие транспортного агента, равноценное понятием посредника или представителя, включает в качестве составной части выполняемых агентов функций экспедиторские функции. Агентами отправителей и получателей морские порты выступают в тех случаях (обычно в заграничном сообщении, а иногда также в каботаже), когда им приходится по поручению клиентуры выполнять ряд специальных обязанностей, касающихся подготовки грузов к перевозке и их обработки, в частности, порты проверяют качество тары и берут на себя ее исправление, наносят транспортную маркировку, подготовляют грузовую документацию». Однако, перечисленные А.К. Жудро агентские услуги являются услугами, которые часто присутствуют в договоре транспортной экспедиции -эти услуги рассматриваются Гражданским кодексом в статье 801 «Договор транспортной экспедиции», в качестве дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (ст.801).

Агент в соответствии с заключенным агентским договором может совершать для принципала такие действия, как: подготовка и прием грузов к перевозке; прием и отправка судов с выполнением соответствующих портовых, таможенных и других формальностей, связанных с пребыванием судна в порту; оплата всякого рода пошлин, сборов и других счетов; обеспечение судов причалами, буксирами, лоцманами, топливом, водой и необходимыми техническими средствами; обеспечение стивидорных работ и других перегрузочных операций; обслуживание судов в санитарном и карантинном отношениях; организация в случае необходимости ремонта судов; обеспечение продовольствием и другими потребительскими товарами; оформление всякого рода документов, коносаментов, каргопланов, манифестов и т.д.; информация судоходных компаний о движении судов и о ходе их погрузки и выгрузки; ознакомление капитанов судов с обычаями портов, постановлениями, правилами и действующими в порту распоряжениями соответствующих властей; инкассирование фрахта и других сумм, причитающихся судоходной компании, производство различных расчетов по ее поручению; предъявление от имени судовладельца или капитана судна исков в судебных учреждениях страны для защиты интересов принципала и т.д. В перечисленных действиях, совершаемых агентом, присутствуют как действия, которые может совершать экспедитор, так и действия, которые в силу их направленности на обеспечение интересов перевозчика, экспедитор не совершает (например, предъявление от имени судовладельца или капитана судна исков в судебных учреждениях страны для защиты интересов принципала, обеспечение судов причалами, буксирами, лоцманами, топливом, водой и необходимыми техническими средствами).

Если называть агентом лицо, которое для получения прибыли действует в чужом интересе, вступает в правовые отношения с третьими лицами от своего имени или от имени другого лица - клиента (принципала), всегда действуя за счет и по поручению данного клиента, т.е. фактически в его интересах, то, очевидно, можно проследить аналогичные черты в транспортно-экспедиционной деятельности. Принципиальное отличие состоит в том, что экспедитор осуществляет в качестве основной деятельности не просто представительские функции, а организует перевозки грузов, обеспечивает их отправку и получение.

В литературе можно встретить справедливое мнение, согласно которому агент - это лицо, действующее в интересах перевозчика, а экспедитор - это лицо, действующее в интересах грузоотправителя или грузополучателя, что соответствует российскому законодательству, так как в статье 801 ГК РФ устанавливается, что контрагентом экспедитора по договору транспортной экспедиции является грузоотправитель или грузополучатель.

Рассматривая в качестве агента лицо, действующее в интересах перевозчика, М.М. Бурмистров указывает, что агентские операции в торговом судоходстве состоят в поручении одной стороной (принципалом) не зависимой от нее другой стороне (морскому агентству) совершения фактических и юридических действий, связанных с обслуживанием судов за счет и от имени принципала - судоходного предприятия. Агент осуществляет свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение. Объем прав и обязанностей агентов в разных странах разный. Но общее то, что агентская фирма является представителем судоходного предприятия, уполномоченным на обслуживание судна в определенном порту или районе. В международном судоходстве агентские фирмы выступают от имени и за счет принципала - судоходного предприятия (судовладельца). Экспедитор же - это лицо, которое всегда действует в интересах грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя).

В соответствии с законодательством агент может выступать в интересах как одного, так и другого контрагента определенного правоотношения, экспедитор же всегда выступает в интересах грузоотправителя (грузополучателя), но не перевозчика.

На практике взаимоотношения между агентами и экспедиторами довольно сложны. Так, например, агентирование судов в линейном судоходстве является сложным делом, и от агентов требуется высокая квалификация, хорошая репутация, наличие обширных связей с промышленными, торговыми и транспортно-экспедиторскими фирмами, так как на линейного агента возлагается работа по привлечению грузов для судов этой линии в пределах предоставленной им судовладельцем квоты по грузовместимости судов. Экспедиторы в данном случае выступают в качестве посредников между клиентурой и агентами, не допуская прямых контактов судовых агентов со своей клиентурой.

Возможна ли ситуация, когда одно и то же лицо по договору перевозки является одновременно экспедитором и агентом перевозчика. Если лицо действует в качестве агента перевозчика, выступая от имени перевозчика, то одновременно данное лицо не может быть экспедитором, заключающим договор перевозки от своего имени, так как в соответствии со статьей 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Если одно и тоже лицо действует от имени, с одной стороны, грузовладельца, а с другой стороны, от имени перевозчика, необходимо применять нормы, относящиеся к коммерческому представительству. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (ст. 184 ГК РФ). Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан выполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя (ст. 184 ГК РФ). Следовательно, в указанном случае при наличии условий, предусмотренных законодательством (например, согласие сторон), агент перевозчика и экспедитор могут совпадать в одном лице.

Договор транспортной экспедиции и агентский договор - различны по своему содержанию. Договор экспедиции направлен на организацию осуществления перевозки груза, агентский договор направлен на комплексное обслуживание деятельности определенного лица - участника гражданского оборота.

При рассмотрении договора транспортной экспедиции и договоров поручения, комиссии и агентского договора, можно отметить, что в зарубежных странах вопрос о правовой природе договора транспортной экспедиции решается по-разному. Так, М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев отмечали, что во Франции договор транспортной экспедиции считается разновидностью договора комиссии, в Италии же исследуемый договор признается разновидностью договора поручения, хотя в итальянской практике возможно заключение договора перевозки от имени экспедитора (т.е. черты договора комиссии). В Англии и США, в связи с тем, что агентский договор в странах общего права, предназначен регулировать отношения, опосредуемые в континентальным праве договором поручения и договором комиссии, договор транспортной экспедиции считается агентским договором; в США экспедитор рассматривается как агент грузоотправителя, если он не взял на себя ответственность по доставке груза в пункт назначения, и поэтому не может рассматриваться в качестве генерального перевозчика; в Германии и Японии договор экспедиции признается самостоятельным договором.

В настоящее время действующие в Финляндии, Норвегии и Швеции Общие правила Союза экспедиторов Северных стран, прямо предусматривают возможность выступления экспедитора в имущественном обороте в качестве посредника. В этом случае экспедитор не несет ответственности за действия или неисполнение обязанностей третьими лицами в ходе перевозки, погрузки-разгрузки, передачи, растаможивания, складирования, инкассации или прочих действий, организуемых экспедитором в качестве посредника, при условии соблюдения экспедитором необходимой меры добросовестности в выборе таких третьих лиц. Типовые экспедиторские правила ФИАТА также предусматривают, что экспедитор, не являющийся принципалом (аналогия экспедитора-посредника), не несет ответственности за действия и упущения третьей стороны, если экспедитор проявил должное старание и ответственность при подборе такой третьей стороны, при выдаче ей поручения и при контроле за выполнением его поручения. Однако, указанные акты также предусматривают возможность выступления экспедитора в качестве перевозчика - в этом случае экспедитор отвечает за действия третьих лиц.

В заключение хотелось бы отметить, что договор экспедиции не является разновидностью договора поручения, комиссии или агентирования. Договор экспедиции - это самостоятельный гражданско-правовой договор, который является наряду с договорами поручения, комиссии и агентирования разновидностью договора об оказании услуг.

 

Автор: Морозова Н.В.