27.09.2010 17415

Обучаем читать и писать без ошибок (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова)

 

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество.

Основополагающая цель данного пособия - реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Такая взаимосвязь является основным методическим принципом коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией, который определяет содержание и структуру пособия, характер заданий, виды упражнений и весь методический аппарат в целом. Одним из конкретных проявлений принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей является коммуникативная направленность обучения, которая обусловлена целью корригирования пробелов в их речевом развитии.

Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения, а, следовательно, предъявляет новые требования к пособию. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, т.к. только в речи «живет» языковая система.

При этом особое внимание уделяется формированию, с одной стороны, умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, учебной обстановки общения), с другой - умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания.

Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности.

В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены:  система учебных задач; сведения операционного характера (о способах деятельности); материал для наблюдения за языковыми явлениями; специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку; разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры.

Принцип отбора материала в пособие можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук - буква, гласный - согласный, звонкий - глухой, мягкий - твердый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложения: простое, распространенное, сложное), который используется детьми 6-10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме.

Наряду с лингвистическими в пособие включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.).

Пособие предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах.

В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления.

Таким образом, в пособии отражены актуальные проблемы методики пропедевтической подготовки (формирование предпосылок) к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка.

В пособии 5 разделов.

В 1-м разделе представлено большое количество разнообразных заданий, направленных на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

Главной целью 2-го раздела (I этап коррекционной работы) является нормализация звуковой стороны речи.

Основная цель 3-го раздела (II этап коррекционной работы) - восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического строя их речи).

Упражнения, представленные в 4-м разделе, направлены на отработку навыков чтения, письма и могут быть использованы на разных этапах коррекционного обучения.

Цель 5-го раздела - формирование умений и навыков устного связного высказывания (устного дискурса) и на их основе - предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов (письменная речевая деятельность).

Материал пособия распределен на три уровня сложности как по содержанию, так и подходам к его реализации. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста детей в группе логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. При необходимости (например, для более прочного закрепления материала) логопед может предлагать детям дополнительные задания.

В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо логопед, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др.

В целом, пособие представляет собой систему логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности.

 

ЯСТРЕБОВА А.В., БЕССОНОВА Т.П.  ОБУЧАЕМ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. - М.: АРКТИ, 2007. - 360 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь