28.09.2010 13383

Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 3 (Н.Г. Андреева)

 

Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Вся работа учителя-логопеда должна быть построена так, чтобы на каждом занятии развивались мыслительные и речевые способности детей.

Предлагаемое пособие представляет вариативное перспективное тематическое и поурочное планирование по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР).

Программа имеет разделы: «Устная связная речь», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь». Материал третьей части пособия содержит поурочное планирование логопедических занятий по разделу «Письменная связная речь» («Изложение», «Сочинение»).

Речь как средство общения предполагает две формы участия в ней: создание высказывания (оно включает в себя как составление собственного текста, так и воспроизведение готового - пересказ) и восприятие речевого сообщения. Вследствие этого в процессе обучения связной речи ученик должен овладеть умениями, необходимыми для создания высказывания, и умениями, необходимыми для восприятия готового текста в соответствии с замыслом автора (Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др.). Поэтому в представленном планировании основные виды упражнений по обучению связной речи младших школьников с ОНР отражают направленность на формирование этих групп умений: при работе над изложением отрабатываются умения, связанные с восприятием и передачей содержания текста, при работе над сочинением - умения, связанные с созданием собственных текстов. Умения этих групп тесно связаны между собой, так как и в первом и во втором случае они направлены на один и тот же объект - текст, на одни и те же его стороны - содержание, построение, речевое оформление. Поэтому задача системы обучения связной речи состоит в такой организации работы на логопедическом занятии, при которой формирование умений, необходимых для восприятия и передачи содержания текста, способствовало бы формированию умений, связанных с созданием собственного текста. Например, чтобы работа над изложением действительно становилась опорой для формирования умений создавать собственное высказывание, необходимо планомерно выяснять, как автор раскрывает тему, основную мысль, какие факты для этого отбирает, какие речевые средства использует и почему, в какой последовательности строит текст, как его начинает, как заканчивает и т.д.. Такой подход готовит ученика с ОНР (НВОНР) к успешной самостоятельной работе. Ученик осознаёт, о чём следует писать, с какой целью надо об этом рассказывать, как надо начать сочинение, как его закончить, какие части в нём выделить, в какой последовательности их расположить и т.д. В этом случае осуществляется взаимосвязь в работе над текстом изложения и сочинения.

Изложения и сочинения раздела «Письменная связная речь» носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя-логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения, сочинения. Каждая новая тема планирования становится определённой ступенью в совершенствовании умений письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии сюжетных картинок, сюжетной картинки), затем по памяти, и только после этого на основе слухового восприятия текста. Коллективная подготовительная работа над планом, выделение опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: наличие заголовка, завершённость, тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определённой логической схеме, что совершенствует умение собирать и систематизировать материал для высказывания. Особую роль играет работа по редактированию текста, которая предполагает обучение анализу текста со всех сторон: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования написанного являются логическим продолжением уроков обучения написанию изложений и сочинений и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Предлагаемые конспекты занятий будут полезны специалистам в организации и проведении логопедических занятий по развитию связной речи. Подробный ход занятия содержит большой объём материала, поэтому количество заданий учитель-логопед может использовать на своё усмотрение.

Большую помощь учителю-логопеду в работе по развитию связной речи оказывают различные дидактические материалы, и среди них в первую очередь сюжетные картинки. По картинкам проводится работа над описанием, повествованием, рассуждением, над рассказом с динамичным сюжетом. Картинки способствуют развитию речи и мышления. Последовательная работа с сюжетными картинками развивает у детей умение приводить в систему свои наблюдения, передавать их в связной речи, делать выводы и обобщения.

Установление последовательности рассказа, умение отличать главное от второстепенного, определение причинных связей даёт возможность работать над смысловыми частями, планом и построением рассказа. При этом обязательно выявляется основная мысль сюжета, т.е. его идея. Сюжетные картинки могут выступать также в роли вспомогательного средства для конкретизации и уточнения понятий, для иллюстраций отдельного учебного материала.

Пособие содержит материал для закрепления, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин. Картинный материал приложения учитель-логопед может использовать для индивидуальной и коллективной работы.

 

АНДРЕЕВА Н.Г. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. В 3-ХЧ. Ч. 3: ПИСЬМЕННАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДА / Н.Г. АНДРЕЕВА; ПОД РЕД. Р.И. ЛАЛАЕВОЙ. - М.: ГУМАНИТАР. ИЗД. ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010. - 120 С.

 

Пособие в формате .pdf можно скачать здесь