Я - говорю! (Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина)
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммами называются символические изображения, заменяющие слова.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы, - сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
В представленном пособии большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними {на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Таким образом, содержание книги призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.
БАРЯЕВА Л.Б., ЛОГИНОВА Е.Т., ЛОПАТИНА Л.В. Я - ГОВОРЮ! РЕБЕНОК И МИР ЖИВОТНЫХ. УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ. - СПб.: ДРОФА, 2007. - 31 С.
Пособие в формате .doc можно скачать здесь