08.10.2010 5364

Знаковое письмо (Л.Я. Ермилова)

 

На уровне государственной системы коррекционная педагогика в целом и логопедия, в частности поднялась на качественно новый уровень. Поэтому в настоящее время специалисты-логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и корригирующих современных методик, разработка которых становится приоритетным направлением логопедии. На фоне данной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений письменно-речевой деятельности у детей с отклонениями в развитии.

Учителя классов КРО, ККО, ЗПР, логопеды и психологи выделяют значительную группу детей – учащихся специальных классов массовых школ и отстающих детей обыкновенных классов (обучающихся по классической программе), которые испытывают трудности при овладении грамотой. При обследовании этих детей отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они часто неправильно понимают обращённую к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения.

Исследования в области недоразвития речи доказывают тесную связь между устной и письменной речью, ключевым моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня владения речью. Письменная речь тесным образом связана с высшими психическими функциями и процессами (мышлением, воображением, эмоционально-волевой сферой и общим уровнем психического развития ребёнка в целом), сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен различный уровень развития основных свойств внимания. У них отмечается недостаточная его устойчивость и слабая концентрация, что находит своё отражение в нарушении фонематического слуха. Обладая сохранными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с недоразвитием речи запаздывают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения не способны освоить операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

С целью коррекции предлагается учителям классов ККО, КРО, ЗПР, логопедам, психологам один из методов работы по развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, расширению словарного запаса - это метод знакового письма.

При индивидуальной работе с ребёнком с целью закрепления произношения или автоматизации определённых звуков используются чистоговорки, потешки, скороговорки, стихотворения.

Автоматизируется звук в строго определённой последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и рассказах. При работе с пособием необходимо придерживаться этой последовательности. Важно, чтобы ребёнок повторял и заучивал тексты дословно, а следовательно развиваются и внимание, и память, и наблюдательность.

При фронтальной работе в классе подбирается произведение под определённую тему: либо лексическую, либо грамматическую и во второй половине урока проводится словарная работа, затем учитель рассказывает (прочитывает) произведение по знаковому письму, указкой соотносятся слова и знаки-картинки. В зависимости от сложности произведения, разбираются закреплённые слова со знаками. Читается 2-3 раза, затем спрашивают детей – какая картинка, какое слово обозначает. Следующий этап – учитель читает, но не все слова, часть слов «подсказывают» дети. Затем хором прочитывается и предлагается детям уже по одному рассказать произведение.

При работе с сюжетными картинками (пересказе) работа делится на несколько этапов: 1 этап – дети пересказывают с помощью знакового письма, учатся задавать вопросы; 2 этап - через несколько дней дети учатся пересказывать уже без знакового письма – по памяти; и, наконец, 3 этап – можно писать изложение по пересказу сюжетной картинки.

Когда рассказ, пересказ, стихотворение выучены, на его базе полезно поработать над совершенствованием связной речи:

– Учиться задавать вопросы по произведению;

– Подробно описать предметы, объекты, героев, время года ( по сюжетным картинкам);

– Добавить в рассказ предшествующие или последующие события (рассказы и сюжетные картинки);

– Составить аналогичный рассказ со сменой места действия и заменой некоторых предметов;

– Рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п.

– И, если, ребёнок владеет грамотой, но читает слабо, можно использовать стихи, пересказы и рассказы для самостоятельного чтения, соотносить тексты со знаками.

 

ЕРМИЛОВА Л.Я. ЗНАКОВОЕ ПИСЬМО. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ЛОГОПЕДОВ, РОДИТЕЛЕЙ.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь