14.09.2010 12956

Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования (В.В. Полковников)

 

На правах рукописи

 

Полковников Виталий Владимирович

 

Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования

 

Специальность 13.00.03. – Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук

 

Екатеринбург – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Коркунов Владимир Васильевич

Официальные опоненты: доктор педагогических наук, профессор Семенов Леонид Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент Гнатюк Александр Алексеевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

 

Защита состоится 24 декабря 2008 г. в 14 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Автореферат разослан 22 ноября 2008 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета Трубникова Н.М.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта исторически привлекала внимание большого количества ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации и социализации данной категории учащихся в самостоятельной жизни (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, А.А.Гнатюк, Г.М.Дульнев, Е.А.Ковалева, В.В.Коркунов, С.Л. Мирский, В.А.Шинкаренко и др).

Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т.д. (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Ж.И. Шиф и др.).

В последнее годы особую актуальность приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта. Способствует этому значительное количество публикаций, так или иначе затрагивающих данную проблему и инициирующих научные исследования в данном направлении (Г.В. Безюлева, А.Т. Глазунов, В.С. Гринько, С.Н. Кавокин, В.В. Коркунов, Н.Н.Малофеев, Т.И. Саломатова, Е.М. Старобина, Е.Е.Чепурных, Л.П. Чикинова, А.М.Щербакова и др). Однако до настоящего времени проблема профессиональной подготовки детей с нарушением интеллекта остается острой, а систему начального профессионального образования для этой категории лиц нельзя считать сформировавшейся окончательно.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена как необходимостью общего развития и коррекции данной категории учащихся, так и потребностями в их профессиональной реабилитации после окончания школы.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена существующим несоответствием между социально - производственными требованиями работодателей к работнику и недостаточным уровнем подготовленности учащихся с нарушением интеллекта к выполнению социально-производственных функций.

Актуальность темы на научно – теоретическом уровне связана с необходимостью разработки и теоретическим обоснованием процесса педагогической коррекции в системе начальной профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта, ориентированной на повышение эффективности и совершенствования профессионального образования данной категории лиц с ограниченными возможностями, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

На научно – методическом уровне актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью совершенствования процесса начальной профессиональной подготовки с учетом коррекционной технологии и недостаточной разработанностью данной технологии в общей структуре профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта, осуществляемой педагогами учреждений начального профессионального образования (далее в тексте НПО).

С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования, заключавшаяся в разработке, теоретическом обосновании и внедрении коррекционной технологии, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях системы НПО.

Важность и актуальность исследуемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили основанием для формирования темы исследования: «Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования».

В исследование введено ограничение: условия профессиональной подготовки учащихся рассмотрены на контингенте с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 F-70) в учреждении НПО по образовательной программе «Столяр, сборщик изделий из древесины».

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация коррекционной технологии, ориентированной на повышение эффективности учебной деятельности и совершенствование профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО.

Объект исследования – начальная профессиональная подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО (профессиональное училище).

Предмет исследования – процесс совершенствования профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО (профессиональное училище) на основе использования коррекционной технологии.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу.

Расширение границ доступности к качественному образованию лиц с нарушением интеллекта и освоение ими стандартов начального профессионального образования окажется возможным, если в учебно-воспитательном процессе учреждений НПО будут использоваться специальные технологии, направленные на коррекцию процессов саморегуляции деятельности учащихся и показавшие свою эффективность в системе специального коррекционного обучения. Содержание профессиональной подготовки учащихся в этом случае должно включать в себя коррекционную технологию, которая по всей вероятности может обеспечивать:

- оценку исходного, промежуточного и итогового уровня сформированности механизмов саморегуляции деятельности у учащихся с нарушением интеллекта в учреждении НПО;

- разработку и выбор педагогических методов и приемов, ориентированных на коррекцию и совершенствование механизма саморегуляции в целом и отдельных его компонентов (определение целей и постановка задач деятельности, формирование профессиональных навыков труда и общетрудовых умений у учащихся, введение в учебно-производственный процесс мотивообразующих факторов, специальное обучение производственному взаимодействию в процессе коллективного труда и др.).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

- теоретический анализ литературы, освещающий вопросы профессионально – трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в системе коррекционного и начального профессионального образования, уточнение понятия «коррекционная технология в профессиональном обучении» применительно куказанной категории учащихся;

- проведение сравнительного анализа подготовленности учащихся с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности в зависимости от условий обучения;

- разработку содержания коррекционной технологии, ориентированной на повышение эффективности профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта и внедрение ее в образовательный процесс НПО;

- определение эффективности коррекционно-обучающей технологии в условиях ее реализации в учреждении НПО.

Методологической и теоретической базой исследования являются:

- теоретические положения профессионального образования, изложенные в трудах таких ученых как С.Я. Батышев, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.;

- теория образовательных технологий и методики профессионального образования (А.С.Белкин, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.В. Селевко, Н.Н. Тулькибаева, Н.Е. Эрганова и др.);

- психологические основы деятельности и личностно ориентированного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Р.А. Брионис, Е.П. Верещак, П.Я. Гальперин, А.Т. Глазунов, А.П. Гозова, З.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Д. Карцев А.И. Климов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Мартынова, Б.И.Пинский, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов, В.В. Сериков, В.Д. Симоненко, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская, и др.);

- положения современной специальной педагогики и психологии о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, представленные в трудах Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р.Лурия, Н.Н.Малофеева, и др.;

- теория и методика профессионально-трудового обучения в коррекционном образовании (Г.М.Дульнев, А.А. Гнатюк, А.И. Иваницкий, Е.А.Ковалева,Н.Л., В.В. Коркунов, Я.Я. Кравалис, С.Л. Мирский, У.М. Муртузалиева, К.М. Турчинская, и др.);

- особую роль в нашем исследовании сыграли работы ученых по проблемам образования личности с ограничениями жизнедеятельности (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, И. Г. Еременко, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, М. Монтессори, Н.Н. Малафеев, Н.М. Назарова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Б.М. Пинский, Г.Я. Трошин и др).

Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов работы, включающих

теоретические методы: анализ психолого – педагогической и специальной литературы, документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материала, обобщение;

эмпирические методы: непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей интеллектуальных нарушений подростков, изучение медицинской документации на подростков, педагогическое исследование, включающее этапы: констатации, проведения опытно – поискового исследования, направленного на формирование профессиональных навыков и общеинтеллектуальных умений учащихся с нарушением интеллекта; метод сравнения исходных показателей профессиональной готовности и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта с конечными результатами педагогической работы.

База исследования: Исследование проводилось на базе ГОУ НПО СО «Профессиональное училище № 71» Верх - Исетского района г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 78 подростков в возрасте 15-20 лет, страдающие легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 F-70), которые обучались в группах коррекции учреждения НПО общего назначения.

Исследование проведено в три этапа с 2005 по 2008 годы.

Первый этап – (2005-2006) – подготовительный. Был посвящен изучению и анализу педагогической, психологической, медицинской и специальной литературы, раскрывающей состояние проблемы исследования, определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, осуществлен подбор контингента исследуемых, разработана методика проведения констатирующего исследования.

Второй этап - (2006 - 2007) – основной. Предусматривал уточнение методических положений, лежащих в основе исследования: уточнение рабочей гипотезы, проведение констатирующего исследования, определение содержания этапов опытно – поисковой работы, осуществление разработки комплекса коррекционных мероприятий, проведение опытно – поискового исследования и проверка его эффективности. Кроме этого проводилось систематическое анкетирование, направленное на определение профессиональной готовности, учебной мотивации.

Третий этап - (2007 - 2008) – обобщающий. На этом этапе проводилось теоретическое осмысление полученных результатов опытно – поисковой работы, их обобщение и описание, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

- получены новые данные об особенностях процесса формирования и коррекции профессиональных навыков и приемов труда у учащихся с нарушением интеллекта, которые существенно расширяют представления о профессиональных возможностях данной категории лиц;

- научно обоснована необходимость использования коррекционной технологии в профессиональном обучении лиц с нарушением интеллекта в учреждении НПО.

Теоретическая значимость исследования:

- нашло теоретическое обоснование понятие «коррекционная технология в начальном профессиональном образовании» в отношении учащихся с нарушением интеллекта;

- получены данные, подтверждающие необходимость использования коррекционных технологий в профессиональной подготовке лиц с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО общего назначения.

Практическая значимость исследования:

- разработана, апробирована и рекомендована для практического использования педагогическая технология, включающая в себя оценку сформированности профессиональных и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта и систему коррекционных мероприятий на основе проведенной оценки с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка в условиях учреждения НПО;

- создано и внедрено в практику работы учреждения начального профессионального образования общего типа научно-методическое обеспечение коррекционной работы с подростками, страдающими нарушением интеллекта, разработанное с учетом индивидуальных проявлений дефекта;

- предложены практические рекомендации для педагогов работающих с данной категорией подростков, направленные на формирование у них профессиональных навыков и общеинтеллектуальных умений в процессе овладения рабочими профессиями.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической разработанностью теоретических позиций, основанных на использовании современных данных медицины, психологии и педагогики; адекватностью методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работы; подтверждением выдвинутой гипотезы исследования результатом проведенной работы; личным участием автора на всех этапах работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на V Международной научно-практической конференции: «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», на VII Международной научно-практической конференции: «Педагогические системы развития творчества: Российскому дополнительному образованию – 90 лет» (г. Екатеринбург, 2006 , 2008 г.г.); на межрегиональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики» (г. Екатеринбург, 2007, 2008 г.г.), «Научно-методическое сопровождение региональной системы начального и среднего профессионального образовании: педагогический поиск» (г. Камышлов, 2007 г.); в научно-методических сборниках: «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», «Педагогические системы развития творчества: Российскому дополнительному образованию – 90 лет» (г. Екатеринбург, 2006 , 2008 г.г.) «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии» (г. Екатеринбург, 2007 г.), «Научно-методическое сопровождение региональной системы начального и среднего профессионального образовании: педагогический поиск» (г. Екатеринбург, 2008 г.), «Актуальные проблемы современной педагогики» (г. Екатеринбург, 2008 г.), «Индивидуальный подход к учащимся с нарушением интеллекта» (г. Екатеринбург, 2008 г.); сборнике для поступающих «Колледжи. Техникумы. Лицеи. Училища. Курсы» (г. Екатеринбург, 2006 г.); в журналах «Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования», «Уральский мебельщик» (г. Екатеринбург, 2008 г.); обсуждались на заседаниях кафедры профессионально – педагогического образования РГППУ, временного научно-исследовательского объединения «Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательной программе «Основы профессионально – педагогической деятельности учреждений профессионального образования» Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области» (г. Екатеринбург, 2007, 2008 г.г.), заседаниях методического объединения специальной общеобразовательной (коррекционной) школы № 73 (г. Екатеринбург, 2007, 2008 г.г.). Результаты исследования внедрены в практику работы ресурсного центра профессионального образования строительного профиля и в специальной общеобразовательной (коррекционной) школе № 73 (г. Екатеринбург).

На защиту выносятся:

1. Коррекционная технология, ориентированная на повышение эффективности учебной деятельности и совершенствование процесса профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования общего типа, включающая в себя:

– оценочно-диагностический механизм готовности учащихся с нарушением интеллекта к освоению рабочих профессий;

– методику с коррекционной направленностью обучения технико-технологическим знаниям, умениям и навыкам в условиях учреждения НПО;

– учет индивидуальных особенностей усвоения программного материала учащимися по избранной профессии;

– процедуры промежуточного контроля знаний, умений и навыков и итоговой аттестации по избранным профессиям и корректировка индивидуальных программ обучения и коррекции.

2. Организационно-педагогические условия реализации предложенной коррекционной технологии, способствующие саморегуляции учебно-производственной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, включающего 150 источников и 4 приложений. Работа содержит 5 таблиц и 5 рисунков.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, определяется ее цель, объект и предмет, формулируется гипотеза и задачи исследования, описываются методологические основы, этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Проблема коррекционной направленности процесса трудового и профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта по результатам анализа литературы» представлен теоретический анализ медицинской и психолого-педагогической литературы, отражающей современное состояние проблемы предпрофессионального этапа профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в системе коррекционного образования; показана сравнительная характеристика учащихся с нарушением интеллекта к освоению профессии в зависимости от условий обучения; проанализировано современное состояние разработанности вопросов, связанных с коррекционной направленностью в профессионально-трудовом обучении.

Анализ специальной литературы показывает, что подавляющая часть авторов рассматривает коррекцию как планируемый и организуемый особым образом педагогический процесс обучения, реализуемый с детьми, имеющими нарушения психофизического развития, направленный на исправление недостатков деятельности и общения, способствующий формированию и развитию личности, а также полноценной интеграции этих детей в социуме (Г.М.Дульнев, В.В.Воронкова, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, В.Г.Петрова и др.).

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися с нарушением интеллекта должна носить комплексный характер. Главной ее целью является оказание таким подросткам медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи и поддержки; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения, развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье и труду. Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев образовательного учреждения.

В ходе анализа литературных источников было установлено, что для более успешного формирования навыков труда и общетрудовых умений у учащихся коррекционных школ на предпрофессиональном этапе трудового обучения учебный процесс в этих учреждениях должен носить коррекционную направленность (Ю.П. Аверчиев, Г.В. Безюлева, Л.И. Билякович, И.О Бодеман, Г.В. Васенков, А.А. Гнатюк, Г.М. Дульнев, А.И. Иваницкий, В.В. Коркунов, А.А. Корниенко, Я.Я. Кравалис, М.И. Кузьмицкая, С.Л. Мирский, У.М. Муртузалиева, А.А. Наумов, Е.П. Николаева, Н.С Пряжников, Н.М. Платонова, А. П. Чернявская, Е.М. Старобина, Г.П. Кулишова, В.А. Шинкаренко и др). Однако однозначного ответа на вопрос о коррекционном содержании работы с учащимися на уроках труда до сих пор не существует. В этом случае наиболее продуктивным путем является, на наш взгляд, синтез различных подходов к определению предмета коррекции на уроках трудового обучения, что оказалось бы полезным в разработке коррекционной технологии при обучении учащихся в учреждениях НПО.

Подавляющая часть авторов вычленяет направления коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушения интеллекта. Основные из них:

- организационно-поведенческая деятельность учащихся в процессе труда: организация рабочего места, расходование материалов, использование инструментов и механизмов, правильное взаимодействие между участниками совместного труда и др. (Е.А.Ковалева, В.В.Коркунов, С.Л.Мирский);

- учебно-трудовая деятельность: формирование у учащихся технико-технологических знаний, профессиональных рабочих навыков и движений, общеинтеллектуальных или общетрудовых умений, что обеспечивает процесс саморегуляции трудовой деятельности (А.А. Гнатюк, Г.М. Дульнев, А.И. Иваницкий, Е.А. Ковалева, Я.Я. Кравалис, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова);

- взаимодействие учащихся в ходе учебно-трудовой деятельности: моделирование в процессе профессионального обучения различных форм организации труда по изготовлению изделий и обучение учащихся моделям производственного взаимодействия (В.В.Коркунов, М.И. Кузьмицкая, У.М. Муртузалиева);

- мотивация учащихся как фактор продуктивности деятельности в труде: развитие мотивационных факторов учебной и производственной деятельности учащихся ( Г.М. Дульнев, В.В. Коркунов, Н.Н. Кузьмина, С.Л. Мирский).

Значительная часть авторов проводила сравнительный анализ подготовленности учащихся с нарушением интеллекта к освоению профессии в зависимости от условий обучения (Л.С. Мирский, В.В. Коркунов, А.А. Гнатюк, В.К. Сухарев, П.Н. Серов, А.С. Пайкова, Н.М. Сидорова, Л.А. Егорова, Т.А. Девяткова, О.А. Сычугова, Д.И. Исамутдинов, А.В. Податова и др.). Авторами установлена прямая зависимость между: качеством трудового обучения в предпрофессиональный период и коррекцией общетрудовых умений (умением ориентироваться в трудовом задании, планировать предстоящую работу и осуществлять самоконтрольные функции в ходе ее выполнения); содержанием и направленностью профильного предпрофессионального обучения в условиях коррекционной школы и успешностью последующей профессиональной подготовки выпускников по однородному профилю в учреждении НПО. Кроме того, отмечается более высокий уровень саморегуляции трудовой деятельности у выпускников специальной общеобразовательной (коррекционной) школы по сравнению с выпускниками специальных коррекционных классов обычной школы, не обучавшихся по профильной предпрофессиональной программе.

Таким образом, при разработке педагогической технологии профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в учреждении НПО необходимо учитывать преемственность непрерывного профессионально-трудового образования учащихся с нарушением интеллекта, необходимость коррекции у учащихся психофизических отклонений через специально организованную систему педагогических воздействий, направленных на совершенствование деятельности и общения и развитие личности в целом.

Коррекционно-развивающее обучение в НПО должно быть педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения учащихся с нарушением интеллекта и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития.

Во второй главе «Характеристика готовности учащихся с нарушением интеллекта к обучению в условиях учреждения начального профессионального образования» речь идет о проведении констатирующего этапа педагогического исследования и анализа его результатов; содержится описание организации исследования и используемых методов, направленных на изучение характера учебной мотивации, уровня сформированности профессиональных навыков и общетрудовых умений, мотивов выбора профессии. Приводятся результаты маркетингового исследования с целью выявления требования работодателей к результату образования по образовательной программе учреждения НПО «Столяр, сборщик изделий из древесины».

Подростки обучались в учреждении НПО общего типа (профессиональное училище) и объединялись в группы коррекции, интегрированные в общую структуру учреждения НПО. Численный состав каждой группы - 12-15 человек. Это обстоятельство является определяющим при разработке коррекционной технологии. В данном случае коррекционная технология является вспомогательным средством в рамках системы начального профессионального образования, способствующим полноценному освоению учащимися с нарушением интеллекта соответствующих образовательных стандартов.

Одной из задач констатирующего этапа исследования – стало выявление условий, при которых процесс усвоения образовательных стандартов начального профессионального образования учащимися с нарушениями интеллекта окажется возможным. Для этого была предпринята попытка установить следующее:

- уровень учебной мотивации у учащихся на начальном этапе обучения в учреждении НПО, позволяющей поддерживать у обучающихся длительный интерес к учебной деятельности в течение всего периода обучения;

- наличие у подростков с нарушением интеллекта профессиональной направленности личности, включающей в себя информированность учащихся о содержании профессиональной деятельности, осознанный характер выбора профессии, наличие конкретных умений и навыков в избранном виде труда и т.д.

- характер общетрудовых умений учащихся, позволяющий осуществлять процесс предварительного продумывания и планирования деятельности по изготовлению изделий полезного назначения в условиях производства.

Для решения данной исследовательской задачи использовались следующие методики:

- уровень учебной мотивации учащихся с нарушением интеллекта оценивали по результатам анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, адаптированной к нашим условиям.

- при определении уровня сформированности профессиональной направленности личности учащихся с нарушением интеллекта использовали открытую анкету «Изучение сформированности профессиональной направленности учащихся» Т.А. Шишковец, адаптированную к условиям исследования. Результаты исследования позволяют утверждать, что учащиеся с нарушением интеллекта недостаточно информированы о мире профессий, неясно представляют себе тот или иной вид профессиональной деятельности.

Выявление мотивов выбора профессии учащимися с нарушением интеллекта, было проведено в соответствии с тестом Т.А. Шишковец. Применение теста выявило слабовыраженную мотивацию к тому или иному типу профессии, что может свидетельствовать о несформированности профессиональных интересов. Так, только 35,7% учащихся с нарушением интеллекта определились с мотивом профессионального выбора, вместе с тем 64,3 % затруднялись сделать такой выбор. Таким образом, данное обстоятельство необходимо было учитывать при разработке нашей педагогической технологии.

Среди мотивов выбора профессии превалировали следующие: интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии; приобрести материальную независимость от родителей; возможность удовлетворить свои материальные потребности; стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

При определении мотивов выбора профессии особые затруднения испытывали учащиеся, которые были не знакомы ранее с содержанием работы по избранной специальности.

Характер общетрудовых умений определялся по модифицированной методике «Технологическая карта» (В.В.Коркунов). Так, ориентировка в задании предусматривала анализ изделия по чертежу. Планирование этапов изготовления изделия – самостоятельно с использованием технологической карты. Характеристика самоконтрольных действий – в беседе с педагогом.

Высокий уровень общетрудовых умений отмечен у 20% учащихся, которые полностью самостоятельно справились с заданием.

Недостаточный уровень сформированности общетрудовых умений оказался у 70% испытуемых. Они нуждались в помощи со стороны педагога в ориентировочных действиях, допускали неточности в планировании последовательности выполнения задания, не всегда правильно определяли способы контроля правильности изготовления изделия.

Низкий уровень общетрудовых умений оказался у 10% испытуемых. Это учащиеся, постоянно нуждающиеся в помощи со стороны учителя в ориентировочных, планирующих действиях. И хотя они выполняют работу качественно, но отличаются от своих сверстников низким уровнем самостоятельности в труде.

Таким образом, около 80% учащихся нуждаются в коррекционных мероприятиях, направленных на совершенствование общетрудовых умений, что лишний раз указывает на необходимость введения в структуру учебной работы с ними коррекционных мероприятий.

В третьей главе «Педагогическая коррекционная технология обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования (на примере образовательной программы «Столяр, сборщик изделий из древесины»)» речь идет о проведении опытно-поискового этапа педагогического исследования и анализе его результатов; содержится описание организации опытно-поискового исследования и используемых сравнительных методов для изучения профессиональных навыков и общеинтеллектуальных умений учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО.

Опытно-поисковое исследование, направленное на разработку коррекционной технологии в профессиональном обучении учащихся учреждения НПО, распространялось на учебный процесс, учебно-производственную деятельность в мастерских, учебную и производственную практику учащихся.

Разработка и внедрение в учебный процесс коррекционной технологии требовала особых форм организации и содержания педагогической деятельности в группах коррекции. В первую очередь это касалось теоретических занятий.

При изучении теоретических сведений пришлось отказаться от привычных для системы профессионального образования лекционных форм работы. В структуру теоретического занятия вводились такие методы работы как аппликационное моделирование, метод «терапии искусством», интерактивные игры, метод «мозгового штурма», моделирование реальных ситуаций и их предварительное проигрывание.

В процессе изучения технико-технологических знаний, прежде всего, отталкивались от имеющегося опыта учащихся. Изучению станков, машин и механизмов, как правило, предшествовала работа по их осмотру и уходу, и только затем начиналось детальное знакомство с их устройством.

Большое место в подготовительный к работе период отводилось изучению технологических процессов. Теоретические занятия в этом случае насыщались демонстрационным материалом: разборные макеты технологических узлов, аппликативные технологические карты, чертежи и рисунки. В учебный процесс вводились такие виды работ как разработка технологических карт на изготовление того или иного изделия, выполнение эскизов и чертежей изделий по заданным размерам и т.д. Практиковались такие формы работы как аналитическое сравнение готовых изделий с образцами, выделение необходимых узлов на оборудовании и на представленных схемах или рисунках и др.

Обучение учащихся производственному взаимодействию способствовало введение в учебно-производственный процесс различных видов соревнования, закрепление за учащимися постоянных и временных поручений и обучение выполнению этих поручений, моделирование производственных процессов, в ходе которого учащиеся теоретически осваивали те или иные производственные роли, а затем более успешно переносили их в реальную обстановку.

Значительное место в нашей коррекционной технологии отводилось вопросам профессионального и психологического консультирования, индивидуальной коррекции нарушенного поведения, двигательных действий учащихся при работе с ручным и электрифицированным инструментом, приемам индивидуального контроля действий и операций, медицинского контроля и профилактики психического и физического здоровья учащихся, коррекции взаимоотношений между учащимися в учебных группах.

Об эффективности проведенной работы говорят данные, полученные нами в процессе промежуточных контрольных мероприятий и результатов итоговой аттестации учащихся в группах коррекции, представленные ниже в таблицах 1, 2, 3, 4.

Таблица 1.

Результаты аттестации учащихся в группах коррекции по итогам сдачи выпускных экзаменов в %

 

Учебный год Полугодия Общее количество обучающихся в коррекционных группах Учащиеся, аттестованные на «отлично» и «хорошо» Учащиеся, аттестованные на «удовлетворительно»
2005/06 первое 100 53 47
второе 60 40
2006/07 первое 100 93 7
второе 96 4

 

Данные, приведенные в таблице 1 свидетельствуют о том, что средний процент учащихся аттестованных на оценки «отлично» и «хорошо» увеличился с 53% (2005/06 уч. г.) до 96% (2006/07 уч. г.), а учащихся, аттестованных на оценку «удовлетворительно», снизился с 47% (2005/07 уч. г.) до 4% в 2006/07 уч. г.

Об уровне профессиональной готовности учащихся с нарушением интеллекта говорят данные, полученные нами по результатам анализа достижений учащихся на конкурсе профессионального мастерства, проводившегося в конце каждого учебного года (таблица 2).

 

Таблица 2.

Результаты достижений в конкурсе профессионального мастерства учащихся, обучающихся в группах коррекции (в %)

 

Учебный год Общее количество учащихся из групп коррекции, участвующих в конкурсе Учащиеся, получившие оценку «отлично» Учащиеся, получившие оценку «хорошо» Учащихся получившие оценку «удовлетворительно»
2005/06 100 - 11 89
2006/07 100 39 50 11
2007/08 100 20 50 30

 

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что процент учащихся с нарушением интеллекта, показавших оценку знаний «удовлетворительно» снизился с 89% до 30%. Положительная устойчивая динамика наблюдается также у учащихся, показавших хорошие и отличные знания. Снижение процента учащихся, показавших оценку знаний «отлично» с 39% до 20%, объясняется более сложным составом (в состав групп, входили отдельные учащиеся, которые в силу своего дефекта не в состоянии на достаточном уровне усвоить теоретическую часть программы профессионального обучения, в то время как практическая подготовка отвечает программным требованиям).

Положительным фактором, указывающим на эффективность нашего исследования, являются данные о присвоении квалификационных разрядов выпускникам, обучавшимся в коррекционных группах в период проведения нами опытно-поисковой работы (табл. 3).

Показательными в таблице 3 являются данные о том, что около половины всех аттестованных учеников из групп коррекции, участвовавших в нашем исследовании, получили повышенный разряд. При этом необходимо отметить, что эти результаты соотносимы с результатами итоговой аттестации выпускников, не имеющих интеллектуальных нарушений.

Выпускники коррекционных групп трудоустроены по профессии, которую они получили в профессиональном училище и продолжают трудиться на промышленных предприятиях г. Екатеринбурга. Отзывы руководителей фирм и подразделений, где работают выпускники, положительно отзываются об их трудовой деятельности, о чем говорит проводимое кадровым центром г. Екатеринбурга исследование.

 

Таблица 3

Присвоение квалификационных разрядов по результатам итоговой аттестации выпускникам, обучавшимся  в группах коррекции (в %)

 

Периоды обучения Профессия Общее количество учащихся из групп коррекции, получивших квалифика-ционный разряд Полученные квалификационные разряды 
I разряд, повышенный II разряд, установленный III разряд, пониженный
2005 - 2007 Столяр 100 40 33 27
Сборщик изделий из древесины 53 27 20
2006 - 2008 Столяр 100 44 30 26
Сборщик изделий из древесины 55 26 19

 

Организация обучения существенно изменила характер и содержание ориентировочных действий, планируемых операций и самоконтроля у учащихся коррекционных групп. При их оценке мы выделяли два уровня сформированности – достаточный и недостаточный. Оценочные процедуры при этом включали в себя наблюдение за деятельностью учащихся, анализ результатов труда учащихся, использование метода независимых характеристик.

Учащиеся с достаточным уровнем сформированности общетрудовых умений характеризовались высокой самостоятельностью в труде, выполнением технологических требований к организации рабочего места, качеству продукции, выполняли требования к дисциплине труда, правил техники безопасности.

К учащимся с недостаточным уровнем сформированности общетрудовых умений относились подростки часто обращающиеся за помощью к преподавателю и дополнительным источникам информации, допускали при изготовлении изделия незначительные нарушения технологических требований, приводящие к снижению качества готовой продукции.

Оценка результатов уровня сформированности навыков и общеинтеллектуальных умений учащихся с нарушением интеллекта приведены ниже (табл. 4).

 

Таблица 4.

 

Оценка уровня сформированности базовых  профессиональных навыков и общеинтеллектуальных  умений учащихся в группах коррекции (в %)

 

Группа умений и навыков 2005/06 уч. гг. 2006/07 уч. гг. 2006/07 уч. гг. 2007/08 уч. гг.
I II I II I II I II
Овладение приемами работы с ручным и электрифицированным инструментом 20 80 33,3 66,7 70,4 29,6 81,5 18,5
Выполнение программных столярных и сборочных работ 26,7 73,3 66,7 33,3 48,1 51,9 88,9 11,1
Соблюдение правил техники безопасности 60 40 66,7 33,3 81,5 18,5 85,2 14,8
Умения в планировании, самоконтроле и организации собственного труда в различных производственных условиях 20 80 46,7 53,3 63 37 59,3 40,7

 

Примечание: I- достаточный уровень; II – недостаточный уровень.

Данные, приведенные в таблице 4 свидетельствуют о том, что проведенная в группах коррекции специальная педагогическая технология, направленная на преодоление выявленных недостатков деятельности, позволила существенно повысить активность в ориентировочных действиях, планируемых операциях, самоконтроле и качестве профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в учреждении НПО.

Таким образом, результаты опытно-поискового исследования достоверно указывают на эффективность предложенной педагогической технологии оказывающей положительное влияние на развитие общеинтеллектуальных навыков и профессиональных знаний, умений учащихся с нарушением интеллекта.

В заключение дано теоретическое обобщение результатов исследования:

1. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости разработки коррекционной технологии обучения учащихся с нарушением интеллекта в учреждениях начального профессионального образования общего типа.

2. Педагогическая технология была построена на основе принципа коррекционной направленности процесса профессиональной подготовки и включала в себя следующие этапы:

- оценку уровня сформированности профессиональных и общеинтеллектуальных навыков выпускников СОКШ;

- разработку коррекционно-развивающих методов и приемов, ориентированных на совершенствование коррекционной направленности процесса профессиональной подготовки и формирование профессиональных и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО;

- практическую реализацию разработанных коррекционно-развивающих методов и приемов, в условиях интеграции усилий педагогов, психологов, медицинских работников и родителей;

- контроль эффективности реализации коррекционно-развивающих методов и приемов, их корректировку в условиях учреждения НПО.

3.При формировании профессиональных и общеинтеллектуальных навыков необходимо учитывать характер индивидуальных проявлений дефекта.

4. Внедрение педагогической технологии по развитию профессиональных и общеинтеллектуальных навыков позволило достоверно повысить познавательную активность учащихся с нарушением интеллекта.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

 

Статьи в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Полковников В.В. Специфика в использовании методов обучения на занятиях по технологии деревообработки в коррекционных группах учреждений начального профессионального образования/В.В. Полковников // Образование и наука. – 2008. -№ 6 (54). - C. 54 – 60. – 0,4 п. л.
  2. Полковников В.В. Анализ результатов исследования учебной мотивации учащихся с нарушением интеллекта в условиях начального профессионального образования/В.В. Полковников // Образование и наука. – 2008. -№ 8 (56) - C. 75 – 80 – 0,4 п. л.

 

Статьи в сборниках научных трудов, журналах и тезисы докладов на международных и межрегиональных научно-практических конференциях:

  1. Полковников В.В. Кадровый голод. Что нового?/ Е.А. Башкирова, В.В. Полковников // Уральский мебельщик.- 2008.- №3 – с. 20 – 22 – 0,4/0,2 п. л.
  2. Полковников В.В. Специфика в использовании методов обучения на занятиях в коррекционных группах учреждений дополнительного образования/ А.Ф. Киселев, В.В. Полковников // Педагогические системы развития творчества: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 24-26 ноября 2008 г., Екатеринбург: В 3 ч.- Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т., 2008- Ч. 1. - с. 282 – 285 – 0,4/0,2 п. л.
  3. Полковников В.В. Метод «Мозговой атаки» в развитии творчества учащихся с умственной (интеллектуальной) отсталостью в условиях начального профессионального образования. /В.В. Полковников// Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования: Материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 декабря 2006г., Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т., 2006 –Ч.V.- с. 305 – 307 – 0,4 п. л.
  4. Полковников В.В. Критерий оценивания достижений обучающихся с нарушением интеллекта в учреждении начального профессионального образования. Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики /В.В. Полковников // Материалы научно-практической конференции./ сост. И.С. Линькова и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2007.-с 151 – 153 – 0,4 п.л.
  5. Полковников В.В. Квалифицированных деревообработчиков ждут сотни предприятий/В.В. Полковников // Справочник для поступающих. Колледжи. Техникумы. Лицеи. Училища. Курсы. Екатеринбург 2006. Екатеринбург: Маркетинг – агентство «Альтернатива», 2006. – с. 68 – 0,1 п. л.
  6. В.В. Полковников Конструирование урока столярного дела при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях профессионального училища. /В.В. Полковников// Индивидуальный подход к учащимся с нарушением интеллекта в условиях школьного обучения// Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т., 2008.- с. 60 – 63 – 0,4 п. л.

 

Подписано в печать 20.11.08. Формат 60x84 1/16.

Бумага для множ. Аппаратов. Гарнитура «Times». Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 1.6 Тираж 100 экз. Заказ 2638

Оригинал-макет изготовлен и отпечатан в отделении множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26