28.06.2011 13272

Опыт воспитания детей «группы риска» в учреждениях дополнительного образования (статья)

 

Если проследить направления движения особенного ребенка в существующей системе образования, здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости от рождения до самостоятельной трудовой деятельности, то можно обнаружить разрывы между разными этапами реабилитации и образования. Эта проблема связана с тем, что на разных этапах с ребенком работают специалисты из разных областей: психологии, педагогики, социологии, медицины, дефектологии.

Разные специалисты рассматривают типы и норму развития ребенка по-разному, следуя устоявшейся точке зрения. Медицина - с точки зрения здоровья (хотя одна из мировых проблем медицины состоит в том, что медики мыслят в категориях болезни, а не в категориях здоровья). Дефектология - с точки зрения патологии. Психология - с точки зрения психики и поведения. Педагогика - с точки зрения воспитания и обучения. То есть проблема особенных детей многоаспектна и ни одно ведомство не решает ее комплексно.

И. Н. Половодова считает, что сегодня несостоятельны попытки решать эту проблему в рамках одного ведомства, так как профессионально учить, лечить или преодолевать проблемы общения могут только профессионалы. Поэтому назрела необходимость создания межведомственной программы. В этой ситуации встает вопрос, кому поручить ее выполнение?

Анализируя опыт работы с особенными детьми в других цивилизованных странах, И. Н. Половодова отмечает, что проблему межведомственной разобщенности удалось решить благодаря сотрудничеству государственных структур с общественными организациями.

К сожалению, в нашей стране активно сотрудничают с общественными организациями лишь управления социальной защиты населения.

Л. Я. Олиференко видит многоаспектное решение проблем детей с особенностями развития в создании учреждений нового типа - социально-педагогических, так как такие проблемы не решают типовые образовательные учреждения. Инновационные социально-педагогические учреждения призваны защитить право особенного ребенка на уровень жизни, необходимый для его полноценного развития, а также создавать условия для его социальной адаптации и при необходимости социальной реабилитации. Со временем они должны стать типовыми социально-педагогическими учреждениями и службами в системе образования. Специфика каждого центра определяется контингентом детей, которым оказываются помощь и поддержка, а также характером социально-педагогических проблем, решаемых центром.

Однако неподготовленность нормативно-правового, программно-технологического и кадрового обеспечения отодвигает создание таких учреждений в необозримое будущее.

Сегодня важно правильно определить траекторию развития особенного ребенка в условиях уже существующих образовательных, социальных, медицинских государственных и муниципальных учреждений. Перед педагогами стоит задача определения функций, цели и задач для реализации образовательными учреждениями проблем детей с особенностями в развитии.

Важно в самом начале выбрать верный маршрут этапов развития ребенка. О. Н. Ертанова выделяет четыре возможных маршрута.

Первый традиционный, ориентированный «дефектом», маршрут последовательно включает лечение и реабилитацию в учреждениях здравоохранения на начальном этапе, реабилитацию или коррекцию в дошкольных учреждениях и последующее школьное обучение в системе специального образования. После школы выпускнику обеспечен непрофессиональный неквалифицированный труд. Ему доступно среднее или высшее профессиональное образование в специализированном учебном заведении квалифицированная профессиональная деятельность. В некоторых чрезвычайных случаях (ухудшения состояния, смерти родителей) государством обеспечена жизнь в доме инвалидов или в доме престарелых.

Второй традиционный, социально ориентированный, маршрут «калькирует» первый, но проходит в системе общего образования, иногда в виде надомного или индивидуального обучения в школе и очного или заочного обучения в вузе.

На третьем нетрадиционном, ориентированном на потенциал ребенка маршруте лечение, реабилитация, оздоровление не прекращаются на всем пути и идут параллельно с общим и дополнительным образованием. Дополнительное образование может определить дальнейшее профессиональное образование и профессиональную деятельность ребенка.

Наиболее успешным О. Н. Ертанова считает четвертый, ориентированный на индивидуальность маршрут. В ней здравоохранение и социальное обеспечение поддерживают ребенка на биологическом уровне. В системе специального образования коррекционная педагогика, проросшая из дефектологического зерна и центрированная на «дефекте» развивает ребенка как индивида, но в закрытой, субкультурной системе специального образования он лишается возможности полноценной социализации. Развитие ребенка как личности возможно лишь в благоприятных условиях открытости и интегративности системы. С этой задачей вполне справляется общеобразовательная (массовая) школа. Как открытая система, она интегрирует особенного ребенка в мультикультурной среде. Гибкие формы обучения в школе позволяют получить дополнительное образование вне школы. То и другое в совокупности с множеством внешних факторов (средства массовой информации, улица, досуг, друзья, родственники, семья) способствуют его индивидуализации. Но при этом задач реабилитации ребенка школа не решает.

С другой стороны, ниши коррекционного и общего образования заняли системы дополнительного и альтернативного реабилитационного коррекционного развивающего образования. Незакостенелые и подвижные эти системы дают широкий выбор подходов к развитию ребенка. Они обеспечивают непрерывность лечения, реабилитации и оздоровления. Процесс учения (а не обучения) создает условия для успешного развития ребенка через свободный творческий подход к своей жизнедеятельности. Активное творчество способствует раскрытию потенциала ребенка и приоткрывает горизонты будущего. Получая традиционное плюс альтернативное или дополнительное образование, ребенок имеет возможность развиваться в гармонии тела, души и духа как индивид, личность и индивидуальность.

Устойчивость, самоосуществимость, состоятельность выросшего ребенка напрямую зависит от заданной индивидуальной траектории, определяющей уровень его развития. Успешно выбранная образовательная траектория, обеспечивающая преемственность и непрерывность различных этапов реабилитации и образования, будет основой полноценности развития ребенка и становления его как человека.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа, наконец-то, смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», к государственным и муниципальным образовательным учреждениям относят следующие: дошкольные; общеобразовательные; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Это учреждения, в которых реализуется право детей на образование, а также некоторые другие права - на отдых и досуг, на уровень жизни, необходимый для их развития. Они охватывают подавляющее большинство детей на территории, подведомственной муниципалитету, что дает возможность контролировать их социальное, психологическое, педагогическое и другое состояние и развитие, а значит, и выявлять детей, нуждающихся в особенных условиях получения образования, социально-педагогической помощи и поддержки.

В концепции модернизации российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение особенных детей социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития.

Обычно такие особенные условия создаются в специальных образовательных учреждениях, детских домах или в реабилитационных центрах.

Подготовка воспитанников таких учреждений к самостоятельной жизни, вооружение их необходимыми умениями и навыками представляют сложную задачу, прежде всего потому, что эти дети помещены в искусственную социальную среду, ограниченную стенами специального учреждения. Находясь на полном государственном обеспечении, не видя нормальных семейных взаимоотношений, эти дети лишены очень важного социального опыта, приобретать который им приходится самостоятельно и нередко с большими трудностями только после выпуска из интерната или детского дома.

Перед педагогами специальных учреждений стоит очень важная задача преодоления этой ситуации, исключая особенных детей из «группы риска». Они создают условия для успешной социализации своих воспитанников и реализации комплексной программы воспитания и дополнительного образования детей в рамках специальных образовательных учреждений.

Примером такого опыта может служить комплексная программа воспитания Староосколъского детского дома Белгородской области.

Цель программы - сформировать у детей на бытовом уровне наиболее важные умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни, а также определенную систему жизненных ценностей, стержня их личности на философском уровне. Важными компонентами программы считаются знания по экологии и краеведению, мировой художественной культуре, основам философии.

В соответствии с целями программа содержит несколько самостоятельных блоков, каждый из которых рассчитан на 18 часов в год. Основные разделы программы - «Жизневедение», «Основы правовых знаний», «Основы философских знаний», «В мире прекрасного», «Плодоовощеводство» и «Животноводство». Программа имеет две особенности. Первая - это подход «обучение в деятельности», то есть дети получают основные знания в процессе выполнения практических работ (например, в подсобном хозяйстве). Вторая - программа рассчитана на разновозрастные группы учащихся, так как реализуется во внеурочной деятельности.

Занятия являются обязательными для всех воспитанников, их формы самые различные, в зависимости от возраста воспитанников: лекции, беседы, рассказы, экскурсии, конкурсы, сочинения, тестирование, игры, коллективное чтение, дискуссии. Педагог свободен в выборе формы занятия.

Интересен опыт преобразования спецшколы-интерпата № 4 в г. Челябинске в Комплекс по реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Целью преобразования является создание такой системы помощи и поддержки особенных детей, которая бы отвечала состоянию общества, потребностям личности в ее развитии, способствовала эффективному процессу социально-педагогической адаптации.

Создатели комплекса сущность понятия «социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными физическими возможностями» рассматривают как осуществляемую способность к физическому, нравственному, социальному выживанию при сохранении и постоянной поддержке активной позиции ребенка.

Социально-педагогическая адаптация имеет определенную направленность и осуществляется путем активных форм деятельности человека. Для эффективной реализации данного процесса учитываются индивидуальные особенности ребенка, его психика, среда окружения (дом, семья, школа, медико-психологический центр, больница и т.д.).

Однако опыт реабилитационного комплекса, созданного на базе интерната имеет ряд негативных сторон. По мнению И. Н. Половодовой, такой опыт, когда особенные дети, попадая в специальные школы, оказываются в изолированных сообществах, общаясь лишь с равными себе, показывает нецелесообразность затрат в плане адаптации таких детей в жизни, интеграции в обществе.

Насаждение специфических курсов дополнительно к основному объему общей образовательной программы приводит к тому, что ребенок с проблемным здоровьем имеет шестидневную рабочую неделю, 7-8 уроков в день, да еще и задание на дом. С родителями такие учреждения, как правило, не советуются. Кроме того, по окончании девятого класса знания, полученные в коррекционной школе, остаются невостребованными, и, следовательно, сам ребенок не востребован.

Современное состояние российского общества зачастую не позволяет реализовать право особенных детей на образование и творческое развитие, равное со всеми другими детьми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании».

Министерство образования российской Федерации решением коллегии отмечает важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. В решении коллегии отмечается: «Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе».

Дополнительное образование предоставляет особенному ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получения непрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей из группы необучаемых, неспособных преодолеть общего среднего образования, система дополнительного образования - это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки, допрофессиональную подготовку. В дополнительном образовании особенных детей младшего школьного возраста может быть реализован такой подход, в котором они будут рассматриваться как «группа риска».

Система дополнительного образования детей нормативно закреплена в 1992 году Законом РФ «Об образовании» на основе сети внешкольных учреждений, их кадрового и программно-методического потенциала. Концепция дополнительного образования детей развивает основные принципы образовательной политики в РФ, определенные в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2005 года, межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, определяя приоритеты развития и совершенствования системы дополнительного образования детей в русле модернизации российского образования.

Концепция рассматривает дополнительное образование как вид образования, основное предназначение которого - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей. И определяет его как:

– единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение, развитие личности;

– неотъемлемую часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

– обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;

– адаптацию их к жизни в обществе;

– формирование общей культуры;

– организацию содержательного досуга.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся дворцы, дома и центры детского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел; школы искусств; станции; детские парки и т. д.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей всеохватна по своему содержанию. «Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности» и «является самым широким путем личности в культуру через творчество. Оставаясь вне возрастных цензов, дополнительное образование открывает широкие перспективы для работы с семейными объединениями, для стирания граней между поколениями. В этом его огромная социальная и культурообразующая ценность».

Являясь составной частью системы образования, учреждения дополнительного образования детей - это образовательно-воспитательные институты социума, которые тесно связаны с динамикой развития общества. Они гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах воспитанников и их родителей, обеспечивают им досуг и приобщение к культурным ценностям.

Отличный от других образовательных учреждений ресурсный и социально-педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей создает уникальные условия для развития потребностей и способностей личности к продуктивному познанию и творчеству, реализации разнообразных образовательных программ в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование детей как социально-педагогический феномен развивается на базе и является преемником внешкольной работы, наследником ее лучших традиций, передового опыта, накопленного поколениями педагогов-внешкольников.

Концепцией определены и функции дополнительного образования: образовательная (обучающая и воспитательная); социокультурная; профориентационная; рекреативно-оздоровительная; рекреативно-развлекательная; коммуникативная; психотерапевтическая; интегративная; информационная; функция социализации; социальной защиты; социальной адаптации и реабилитации; диагностики и психолого-педагогической коррекции; компенсаторно-коррекционная функция.

Эти функции являются основой деятельности учреждений дополнительного образования детей и представляют собой единую систему, поскольку тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

«Функции социальной адаптации, социальной поддержки, продуктивной организации свободного времени, присущие дополнительному образованию, настолько важны, что ставят развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов <...> региональной и муниципальной политики».

Система дополнительного образования детей становится сегодня одним из таких социальных пространств, которое открывает новые социально-педагогические возможности развития личности. Хотя она и вырастает на основе традиций внешкольной работы, но, обновляясь, начинает выполнять новые социальные функции: социального диалога и партнерства детей и взрослых; социально-педагогической поддержки взросления; развития творчества и самореализации подрастающего поколения в социально значимых формах; поддержки рождающихся из самой жизни и социального общения форм, образцов, путей самоопределения.

Цель основного и дополнительного образования одна - предоставить возможности для получения качественного образования, подготовить человека к самоопределению и интеграции в социум, в мировую культуру. Однако по своим средствам и педагогическим формам они различаются, взаимно дополняя друг друга. В основном и дополнительном образовании реализуются различающиеся модели личностно-ориентированной педагогики. В основном образовании преобладают индивидуально-актуализирующие педагогические формы, в дополнительном образовании на первый план выходят социально-интегрирующие или социально-контекстные технологии. Педагогику дополнительного образования можно было бы назвать социокультурно-ориентированной.

Таким образом, можно утверждать, что система дополнительного образования детей сегодня - это достояние России и «золотой фонд», без наличия которого детство останется обездоленным и беззащитным.

Лишенный возможности саморазвития ребенок может попасть в зону риска, когда наиболее вероятной для него окажется дорога, в мир зла, так как возникает «социальный вакуум», который будет быстро заполнен криминальными структурами.

Однако сегодня в рамках традиционных дефектоцентричеких или социально ориентированных маршрутов развития ребенка с особенностями в развитии дополнительное образование играет незначительную роль. Это усугубляется и собственными проблемами системы дополнительного образования. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, хронический дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений негативно отразились в последние годы на сохранении сети и развитии учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных.

Многие из проблем решаются в ходе реализации Межведомственной программы развития дополнительного образования детей и выполнения решения коллегии министерства образования Российской Федерации «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Несмотря на то, что опыт работы с особенными детьми в условиях учреждений дополнительного образования насчитывает лишь одно десятилетие, он достаточно интересен и разнообразен.

Так, например, коллектив педагогов Дворца творчества детей и юношества им. Н. К. Крупской г. Новокузнецка Кемеровской области взял на себя задачу преодоления формализма в организации работы с детьми, имеющими особенности развития. Для воспитательно-образовательной и профилактической работы была разработана экспериментальная развивающая программа клуба «Журавушка». Характерная особенность программы - интеграция таких детей в среду здоровых ровесников, не имеющих инвалидности, и через них - в общество. Социальная значимость такого интегративного объединения заключается в том, что под руководством педагогов формируется коллектив детей и взрослых, где может «раствориться» недуг и укрепиться нравственное здоровье, взаимовыручка и поддержка.

На базе Центра детского творчества г. Череповца Вологодской области года ведется работа по социально-педагогической защите особенных детей с 1990 г. Основной формой работы с такими детьми являются индивидуальные занятия на дому, которые проходят два, три раза в неделю. Структура их может меняться в зависимости от психического состояния и возрастных особенностей обучающихся. Продолжительность определяется персонально, но составляет не более двух часов.

Такое обучение имеет свои преимущества: у педагога достаточно времени для непосредственного общения с ребенком в целях педагогического воздействия и определения способов его защиты. Отношения складываются на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются весьма благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Организация такой работы (начиная с планирования) способствует социально-педагогической защите детей с особенностями в развитии.

В театре «Бродячий Вертеп» разработана и с 1995 г. реализуется в детских клиниках Москвы программа психологической помощи тяжело болеющим детям «Доктор-кукла». Эта многоуровневая программа психологической поддержки детей с тяжелыми заболеваниями имеет и образовательную составляющую. Программа психологической помощи тяжело болеющим детям «Доктор-кукла» реализована с мая 1995 по май 1997 г. в отделении гематологии Морозовской детской клинической больницы, с сентября 1999 г. - в Первом хосписе для детей с онкологическими заболеваниями г. Москвы, а с сентября 2002 г. - в отделении онкогематологии Российской детской клинической больницы.

Известная в театральной практике открыто управляемая, мигрирующая кукла применена здесь для куклотерапии. Кукла-клоун, кукла-доктор (Лука Лукич) должна быть соразмерна, точнее сказать, равновелика ребенку.

Обучение школьным дисциплинам тяжело болеющих детей - самостоятельная и сложнейшая проблема, которая, к сожалению, сегодня решается крайне вяло и образовательными учреждениями, и учреждениями медицинскими. Куклотерапия была направлена на то, чтобы хоть сколько-нибудь удовлетворить голод познания, возникающий у маленького человека, вынужденного месяцами жить в запертом помещении, и поддерживать в детях, по мере сил, интерес к самому процессу обучения.

Специфика доктора-куклы в том, что дети категорически отрицают в нем дидактические начала, он им нужен для свободной игры, и потому систематические занятия с заданиями и прочими атрибутами школы в применении к Луке Лукичу малоэффективны. Головоломки, ребусы, загадки, шутки, парадоксы - главный инструмент клоуна в деле образования. Ребенок участвует в процессе обучения, играя «на равных» с учителем, и порою, Лука Лукич просит ребенка самого придумать для него задачку «позаковыристее».

Следует отметить, что элементы арттерапии в описываемой методике применяются повсеместно. Они в ней растворены. Но кукловод-психолог должен обладать большим запасом навыков, которые могут пригодиться в любое мгновение: потребуется умение петь с детьми, нарисовать что угодно, мастерить игрушки, держать в памяти десятки стишков и прибауток, быть в курсе модных игр и детских увлечений.

В процессе работы с особенными детьми Дворца детского творчества г. Златоуста Челябинской области была создана нормативно-правовая база: разработаны положение об Отделении реабилитации для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), программы индивидуального развития и обучения; программа изучения личности ребенка, программа социальной поддержки и развития детей с ОВЗ и их родителей, программа первичного отделения реабилитации детей с ОВЗ «Особый ребенок», программа корригирующих занятий «Домашний стадион».

Работа с детьми с особенностями в развитии строится по следующим направлениям: дополнительные образовательные услуги, оздоровление, социальная адаптация, психологическое сопровождение, патронирование, которые ориентированы на реабилитацию, коррекцию, адаптацию и развитие детей.

В ДЦТ сложилась система психолого-педагогического, социально-оздоровительного сопровождения развития особенных детей, включающая социальную адаптацию среди сверстников; психологическую реабилитацию; педагогическую реабилитацию; восстановительное лечение и оздоровление; досуговую деятельность.

Педагоги Дворца детского творчества г. Златоуста пришли к выводу, что сегодня организация здоровьесберегающей среды является необходимым условием развития детей с учетом их индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Работа и занятия в обычных группах среди сверстников способствуют социализации, развитию и самоутверждению детей с особенностями в развитии.

За 12 лет работы с детьми-инвалидами М. А. Гиззатуллина педагог Детского Ордена Милосердия Городского центра детского творчества, г. Набережные Челны, Республики Татарстан пришла к выводу, что по отношению к детям с особенностями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач, что никакие краткосрочные программы не могут принести детям необходимой пользы. Приобретение знаний, развитие умственных способностей, воспитание чувств, формирование взаимоотношений требует не только большого времени, но и системы в работе.

Учебная программа может быть реализована посредством различных технологий обучения, поэтому для каждой детской подгруппы применяются свои специфические методы и приемы, темпы и формы обучения в соответствии с конкретными особенностями детей и определенных условий работы с ними. Обучение проводится поэтапно. Практическая часть (система заданий) может быть «сжата» или «растянута».

Такой подход способствует созданию условий для развития и проявления личности обучаемого, позволяет более полно реализовать возможности ребенка - в соответствии с его способностями, психофизиологическим состоянием здоровья - раскрывает его интеллектуальный потенциал, создает предпосылки для социальной адаптации выпускников.

В реабилитационном центре «Солнечный мир» г. Москвы особое внимание уделяют работе с родителями в процессе воспитания детей с особенностями в развитии. В реабилитационном процессе здесь выделяют четыре основных аспекта. Это - работа с ребенком, которая направлена на его развитие, гармонизацию психических и физических функций; работа с родителями, включающая психотерапевтическое воздействие; гармонизация взаимоотношений ребенка и родителей. И последнее направление - следствие первых трех - гармонизация отношений с другими людьми, или социализация. Все эти направления тесно взаимосвязаны, но есть и различия в подходах. Начиная общение с той или иной семьей, важно учитывать царящий в ней микроклимат. Важно также понять, каковы явные и скрытые мотивы родителей, обращающихся за помощью в Реабилитационный центр.

Как показывают наблюдения, родителей, приходящих в Центр, можно условно разделить на три группы, которые отражают скрытые, т. е. неосознанные мотивы обращения за помощью.

1-я группа - это папы и особенно мамы, которые, несмотря на проблемы, свалившиеся на них, искренне любят своего ребенка и стараются развивать его всеми доступными им средствами.

2-я группа - это родители, которые тоже занимаются с ребенком, всячески стараясь его развивать, но при этом их собственный эмоциональный фон существенно снижен. Они как бы отказались от самих себя, от своих личных интересов.

3-я группа - самая сложная. Это те родители, которые под различными, вроде бы объективными предлогами перекладывают весь груз забот о ребенке на других членов семьи или, что еще печальнее, на «плечи государства».

Задачи, решаемые в работе с семьями, посещающими Реабилитационный центр, в каждый конкретный момент могут быть различными, но все же можно выделить основные (общие в работе любого психолога), направленные на развитие коммуникативной функции, а также творческих и интеллектуальных способностей.

Одним из методов психологической реабилитации родителей и членов их семей является арттерапия. Этот метод позволяет снять напряжение, преодолеть защитные барьеры, возникающие в процессе совместной работы между психологом и пациентом. Именно поэтому желательно, чтобы и арттерапией, и последующим психологическим консультированием занимался один и тот же специалист. Арттерапия может использоваться и как способ полезного и приятного общения между участниками группы, и как занятие, позволяющее освоить ремесло, достичь в нем определенного совершенства, содействовать налаживанию более тесных эмоциональных связей между членами семьи.

Т. А. Подгорная, учитель НПО «Школа Самоопределения» г. Москвы, считает, что индивидуальные занятия помогают человеку, который, возможно, всю жизнь проведет в стенах интерната, в первую очередь поверить в свои силы и научиться устанавливать контакт с представителями «внешнего» мира, часто непохожими на него. Тем более что воспитанники интерната, не имеющие тяжелых психических нарушений, сохраняют шансы со временем получить жилье, работу и начать самостоятельную жизнь, к которой они, возможно, абсолютно не готовы.

Все воспитанники Т. А. Подгорной в юном возрасте оказались «вычеркнуты» государством из числа тех, кто мог бы стать полноправным членом общества. Она, постепенно освобождаясь от привычных представлений об абсолютной беспомощности таких людей, решилась на первые шаги к ним навстречу. Такие индивидуальные занятия позволили определить ей одну из главных задач учителя. Создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллектуального и физического развития, может реализовать способности, заложенные в нем от природы, а также средствами образования помочь ему лучше ориентироваться во внешнем мире - вот задача, которую необходимо решать в процессе воспитания особенного ребенка.

Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий Министерства образования Республики Башкортостан с 1993 года ведет активную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Многолетняя совместная работа Республиканского центра детско-юношеского туризма и экскурсий и Федерации инвалидного туризма Туристско-спортивного союза Башкортостана показывает, что туризм и краеведение являются эффективным фактором реабилитационного и педагогического воздействия на детей с особенностями в развитии.

В школе № 48 г. Нижнего Новгорода создан Центр дополнительного образования (ЦДО). Одним из направлений работы ЦДО стала психолого-педагогическая поддержка детей. Основной формой работы является клуб «Лидер», работающий в рамках «Школы выживания «АБВ»« (Адаптация. Безопасность. Выживание). Цель данного курса: создать условия для повышения эффективности социальной адаптации подростков в современных социально-экономических условиях. Задачами курса являются: освоение подростками современных технологий работы с информацией; углубление знаний учащихся о себе; развитие навыков общения и эффективного взаимодействия; помощь в создании индивидуальной программы поддержания и укрепления здоровья.

В программу включены следующие блоки: диагностический («познай себя»); информационно-технологический (динамическое чтение, развитие памяти и внимания, освоение способов конспектирования); оздоровительный (корректировка осанки, снятие мышечных зажимов, поддержка работоспособности и т. д.); психотренинг эффективного взаимодействия и решения проблем.

Данный опыт работы подтверждает, что грамотно организованная деятельность по социальной адаптации позволяет получать устойчивые положительные результат.

Опыт работы профильного клуба «Надежда» Исетского района г. Екатеринбурга с особенными детьми показал, что отличительной чертой клубной формы работы является реальная возможность вывести детей на уровень интеграции. Клуб является учреждением дополнительного образования. Уникальность клуба - в проведении не эпизодических мероприятий, а систематической, каждодневной работы по организации совместного труда и отдыха больных и здоровых детей. Такая работа стала возможной благодаря тесному взаимодействию Центра социального обслуживания населения, отдела образования Верх-Исетского района, а также Общества инвалидов с детства и родителей детей-инвалидов, которое в настоящий момент берет на себя «львиную долю» в развитии клуба.

С 1995 года клубом «запущены в жизнь» и продолжают осуществляться следующие проекты: Клуб общения для семей, воспитывающих детей-инвалидов; Организация совместного труда и отдыха больных и здоровых детей; Школа для родителей; Реабилитация через творчество; Помощь в ориентации на профессию; Формирование реабилитационного комплекса; Социально-психологическая поддержка; Создание рабочих мест для молодых инвалидов.

На сегодняшний день работниками клуба выявлена большая группа особенных детей, для которых именно направления дополнительного образования могут оказаться единственным доступным образованием.

Для разработки и внедрения комплексных программ и методик оздоровления и коррекционного обучения детей с ограниченными психофизическими возможностями и детей-инвалидов в 1996 г. Министерством образования РФ на базе Пензенского Государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского был создан Межвузовский Центр здоровьесберегающих технологий, подготовки и переподготовки специалистов для сферы коррекционной педагогики Минобразования РФ (приказ № 48 от 05.02.1996 г.). Коллектив Центра занимается учебно-методической и научно-исследовательской деятельностью. Им созданы и внедряются новейшие, в том числе и компьютерные, технологии, позволяющие проводить комплексный контроль и диагностику, корректировать и восстанавливать здоровье детей, а также передовые методики и аппаратное обеспечение здоровьесберегающих технологий.

Одна из самых многообещающих разработок Центра - «Компьютерный комплекс электропунктурной диагностики с аппаратурой информационно-волновой коррекции» (проект «Галактика»). Комплекс предназначен для индивидуального и массового обследования детей с различными формами нарушений физического здоровья (включая сочетанные) как стационарно, так и мобильно.

Привлекает внимание и опыт работы детского реабилитационно-оздоровительного комплекса «Кратово» (ДРОК), расположенного в лесной зоне отдыха Раменского района Московской области. Комплекс «Кратово», является учреждением дополнительного образования и осуществляет функции психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и оздоровления детей 4-14 лет с соматическими, психомоторными и психоневрологическими заболеваниями и их семей в каникулярный период времени.

Социально-реабилитационная программа реализуется здесь через природную среду, сельский тип поселения и сельскую социальную среду, использование фольклора и социально-педагогических возможностей народной культуры. В совокупности эти компоненты усиливают социально-педагогический эффект работы с данной категорией детей.

Е. Г Метелева, Е. П. Качмашева, педагоги ДДТ «Вдохновение» г. Кирова, своим опытом доказывают, что современная специальная педагогика в поиске форм коррекционной работы все больше ориентируется на использование различных видов искусства. Воспитание через искусство является не просто важным звеном в специальном коррекционном образовании, а энергетическим центром воспитания чувств и мыслей ребенка с особенностями развития. Виды искусства (музыка, художественное слово, изобразительное, декоративно-прикладное, театральное), обладая неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности, играют важную роль в коррекционно-направленном процессе образования воспитанников.

Отсюда очевидны большие возможности для проведения коррекционной работы кружков с художественно-декоративной направленностью (рисование, лепка, художественное конструирование, флористика, мягкая игрушка и т. п.) в отделе воспитательно-развивающей работы ДДТ «Вдохновение». Обусловлено это тем, что сама специфика работ, в основе которых лежат разные виды искусства, способствует созданию благоприятного эмоционального микроклимата. Занятия в таких кружках формируют нравственные и моральные качества, развивают эмоционально-волевую сферу, художественный вкус и воображение. Они способствуют формированию сенсомоторных способностей, речи, общетрудовых и интеллектуальных умений, что помогает детям с особенностями в развитии «догнать детей нормы».

Факты показывают, что в благоприятном психологическом климате, при щадящем режиме и посильных нагрузках особенные дети хорошо себя чувствуют, могут много и плодотворно работать. В результате можно разрешить или компенсировать проблемы в их развитии.

Основой работы клуба детей-инвалидов и сирот «Эдельвейс» г. Нальчика, Кабардино-Балкарской республики является взаимодействие ребенка, семьи и педагога. Педагогический коллектив и администрация клуба выработали поэтапную стратегию работы клуба, которая бы отражала все направления педагогической работы с особенными детьми. Этап «анкетирование» - позволил получить социальный заказ на создание кружков различных направлений. Второй этап - «адаптация имеющихся обучающих программ к условиям работы клуба». Этап третий - собственно обучение.

Осмысливая пройденный за десять лет путь, О. В. Супряженко (заведующий клубом) заявляет, что главное в работе с особенными детьми - принятие ценности ребенка самого по себе, независимо от общественного сознания; его равного права на жизнь, свободу, выбор, индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального происхождения, физического состояния. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. То есть принять особенного ребенка как равного себе.

По мнению О. В. Супряженко, клуб - учреждение дополнительного образования, но для некоторых детей оно является единственным и основным. Если физическое здоровье мало зависит от педагога, то эмоциональное состояние, психологическое самочувствие в его руках.

Наиболее интересным, по нашему мнению, представляется опыт Новосибирского «Городского Центра А. И. Бороздина», который был основан как муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение в июне 1998 года.

Феномен «Школы Бороздина» вызывает сегодня много споров, дискуссий, противоречивых мнений, суждений, подходов к интерпретации убедительных фактов: дети, погруженные в доброжелательную, искреннюю атмосферу творчества, высокопрофессионально организованного общения с искусством, раскрывают такие свои возможности развития, которые не всегда укладываются в строгие рамки сегодняшних научных педагогических концепций и теорий. Дети с, казалось бы, ограниченными возможностями развития приобретают интенсивный импульс к своему общему и физическому развитию, раскрывают свои особые дарования, особые умения и навыки, веру в приобретение которых уже утратили и родители, и специалисты-профессионалы. Абилитационная педагогика вскрывает задействованные здесь ресурсы и импульсы.

Абилитация здесь определяется как способность индивида к новообразованиям, она сознательно актуализируется педагогами в развитии особенных детей. Абилитация - это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей с особенностями в развитии.

В городе Костроме и Костромской области опыт дополнительного образования накоплен лишь в условиях специальных образовательных учреждений, общественных организаций, а также разных отделов, клубов и центров социального обслуживания населения. В этом перечне следует отметить деятельность таких учреждений как: Центры социальной помощи семье и детям г. Костромы, Ней, Буя, Галича, Клубы общения детей-инвалидов «Солнышко» Центра социального обслуживания № 2 г. Костромы и «Надежда» г. Шарьи, а также специальные школы-интернаты и детские сады г. Костромы.

Особого внимания заслуживает ежегодный областной фестиваль творчества детей-инвалидов «Ума, души и рук творенье», который проводится в рамках Президентской программы «Дети России». Основными организаторами фестиваля являются Администрация Костромской области и Управление социальной защиты.

«Фестиваль призван выявить талантливых детей-инвалидов, помочь им максимально проявить свой духовный потенциал. Идея фестиваля: реабилитация детей-инвалидов в процессе их творческой деятельности средствами искусства. Главная задача фестиваля - максимально привлечь внимание общественных, государственных организаций, широких слоев населения к факту проведения фестиваля, мобилизировать местные администрации к активной работе с детьми-инвалидами».

К сожалению, деятельность костромских учреждений дополнительного образования в реабилитации и воспитании детей с особенностями в развитии играет незначительную роль.

Итак, опыт воспитания особенных детей в условиях учреждений дополнительного образования накапливается примерно с 90-х годов двадцатого века. Он позволяет определить основные подходы к воспитанию младших школьников «группы риска» в этой системе.

Главной целью дополнительного образования детей с особенностями развития можно назвать создание условий для полноценного развития личности, как можно более полной реализации всех ее способностей, а также для реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.

Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании особенных детей является приоритетным и проявляется, как минимум, в двух аспектах:

Во-первых, это принятие каждого конкретного ребенка как индивидуальности. В данном понимании образование ставит цели выявления и развития всех задатков ребенка, его самореализации и самоактуализации. Для реализации целей выдвигается задача создания условий для самовыражения и саморазвития ребенка, а принцип создания ситуации успеха любому воспитаннику является основополагающим

Во-вторых, личностно-ориентированное образование рассматривает особенного ребенка как субъекта совместной деятельности детей и педагога, уникальную личность, индивидуальность, человека, который должен уметь принимать решения самостоятельно, уметь жить в обществе, строить отношения, адаптируясь, но, не теряя собственной индивидуальности, оставаясь личностью.

Основными условиями реализации воспитания особенных детей в учреждениях дополнительного образования являются:

– психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

– обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами;

– сотрудничество с родителями;

– взаимодействие с различными социальными структурами города;

– соответствующее материально-техническое обеспечение.

Обобщая опыт воспитания особенных детей в условиях учреждений дополнительного образования, можно сделать следующие выводы.

В современной педагогической практике воспитание детей младшего школьного возраста осуществляется в специальных, чаще всего изолированных сообществах, не рассматривающих их как «группу риска».

Имея в соответствии с Конституцией Российской Федерации равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни особенные дети зачастую лишены возможности реализовать это право. Общеобразовательные учреждения были, есть и остаются одними из важнейших социальных институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка с особенностями в развитии.

Особое значение в разработке перспективных форм образовательно-воспитательной деятельности с категорией детей «группы риска» имеет опыт учреждений дополнительного образования, одной из характеристик которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе добровольного выбора занятий, приобщения к культуре. Включение младших школьников «группы риска» в естественную среду и создание педагогических условий для их социального воспитания позволит снизить влияние негативных факторов социализации и сузить зону риска.

Анализ современных нормативных документов и актов позволяет представить дополнительное образование детей в качестве социально-педагогической системы гуманистического типа. Именно поэтому в данной сфере сегодня ведется поиск путей решения таких проблем, как социальная защита прав подрастающего поколения; адаптация их к жизни в обществе; помощь детям с особенностями в развитии, в том числе из «группы риска». Величайшими помощниками работников дополнительного образования являются истинно человеческие качества: доброта, терпение, интуиция и искреннее желание помочь ближнему.

Обобщая представленный здесь опыт воспитания детей с особенностями в развитии в учреждениях дополнительного образования, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование заключает в себе огромный потенциал для реализации права детей «группы риска» на полноценное воспитание и образование. Наряду со специальным, основным для особенного ребенка образованием, дополнительное образование способно более качественно оказывать социально-педагогические услуги, специально организовать социальное воспитание для данной категории детей.

Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования является составной частью комплексного воспитательного воздействия на детей с особенностями в развитии. Одновременно, воспитание особенного ребенка в учреждении дополнительного образования - это единый комплекс таких процессов как развитие, коррекция, адаптация, реабилитация. Такое воспитание успешно осуществляется только в совместной деятельности ребенка, педагога дополнительного образования, социального педагога, психолога, дефектолога и конечно родителей.

В учреждениях дополнительного образования имеются разнообразные средства для осуществления социокультурно ориентированной педагогики, например, средства всех видов искусства. Такие средства обладают неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности.

 

АВТОР: Гурьянова И.В.