27.08.2010 6126

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексики у детей с умственной отсталостью - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса у детей с интеллектуальной недостаточностью являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогике, дефектологии, логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Изучение детей с интеллектуальными нарушениями, а также накопленный опыт воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (А.А. Катаева, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Б.П. Пузанов, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко и др.) убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости их дальнейшего изучения, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. В то же время формирование лексического запаса у дошкольников с умственной отсталостью имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Кроме того, одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

В целом нарушения речи у умственно отсталых детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Нарушения речи у этих детей обусловлены прежде всего недоразвитием познавательной деятельности. В то же время они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, на эффективность его обучения и процесс социальной адаптации в целом.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников, специфика нарушений и особенности его формирования у детей с умственной отсталостью изучены недостаточно полно. Отсюда ранее выявление и своевременная научно обоснованная логопедическая коррекция нарушений лексики будет способствовать оптимизации процесса обучения умственно отсталого ребенка, развитию его аналитико-синтетической деятельности, более эффективной социальной адаптации.

Объектом исследования является лексическая сторона речи детей 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: процесс формирования словаря у дошкольников 6-7 летнего возраста с нарушением интеллекта.

Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционных приемов, направленных на развитие словаря детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу для определения научно-теоретических основ и содержания методики констатирующего эксперимента.

2) Составить методику исследования лексики у дошкольников.

3) Провести сравнительный анализ особенностей состояния лексики у дошкольников с умственной отсталостью и их сверстников с нормальным развитием.

4) Выявить специфические особенности словаря и его объем у детей с нарушением интеллекта.

5) Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию словаря.

6) Провести экспериментальное обучение в условиях специального детского сада для детей с нарушениями в развитии и выявить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Для успешной реализации поставленных задач используются следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): организационные (организация эксперимента, отбор детей в группы); эмпирические (сбор и анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественные (количественная обработка данных); интерпретационные (обсуждение полученных результатов); сравнительные (сравнение результатов у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, а также сравнение результатов у детей экспериментальной группы до и после коррекционно-логопедической работы).

Проблема исследования: определение наиболее эффективных путей совершенствования логопедической работы по формированию различных сторон лексики у дошкольников с умственной отсталостью.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеют место малый объем словаря, неточность употребления и понимания слов, недоразвитие семантической структуры значения слов, синтагматических и парадигматических связей, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова. Специально организованная логопедическая работа обеспечивает успешное преодоление нарушений лексики у данной категории детей.